ДООП Дошкольная академия естественных наук 2023-2024 уч. год

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности программы, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принцип формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
Формы обучения и виды занятий
Формы подведения итогов реализации программы
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Основные принципы реализации образовательной программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты реализации программы
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
5
6
7
8
8
8
8
8
9
10
11
14
14
14
17
21
24
24
24
26
32
36

То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
Конфуций
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно
дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную
активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих
вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования
познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями
взрослые должны помочь им систематизировать полученную информацию.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольная академия
естественных наук» имеет естественнонаучную направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Дошкольная академия естественных наук» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
3

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика».
Актуальность программы
В основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности
лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание
окружающего мира. Также актуальность программы состоит в том, что с помощью
метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных
сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они
4

узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в
основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее
экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок,
тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода
экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Социальная значимость программы
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее
многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста
способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время,
живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и
т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях
объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль
в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения,
мировидения.
Дополнительная образовательная программа «Дошкольная академия
естественных наук» построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт,
показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат
опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как
видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Отличительные особенности программы, новизна
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ
«Деятельность дошкольников в детской лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р.
Камаловой, «Занимательная химия для дошкольников» Седых Н.С., «Лаборатория
Фиксиков» О. Зенк, «Юный астроном» Колесниковой М.В., «Занимательная
экология» Голубенко С.В. и др., а также ряд методических разработок: «Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников»
Л.Н.
Прохоровой,
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
возраста» Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной и
другие.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый
план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и
умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития
психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также
важнейших личностных качеств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном
контакте с родителями.
5

Программа «Дошкольная академия естественных наук» является комплексной
программой всестороннего интеллектуального развития дошкольников и состоит из
нескольких образовательных (познавательных) разделов:
 «Живая и не живая природа»;
 «Юный географ»;
 «Юный физик»;
 «Юный химик»;
 «Маленький астроном».
На передний план в программе выдвигается поисково-экспериментальная
деятельность, которая принципиально отличается от любой другой деятельности
тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и
характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он
уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,
входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят
пробный характер.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды
детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующим видом
деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление
к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Новизна программы заключается в поэтапном развитии умственных
способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных
действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании
специально организованной предметно-развивающей среды; в комплексном
использовании элементов ранее известных и современных методик детского
экспериментирования. Программа характеризуется структуризацией практического
и диагностического материала для дошкольников.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Дошкольная
академия естественных наук» ориентирована на детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста от 5 до 7 лет, проявляющих интерес к естественным
наукам.

6

Характеристика возрастных категорий
Возраст 5-7 лет – важный этап в развитии личности. Это период начальной
социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих
ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия:
миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он
обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в
дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов
деятельности.
В этом возрасте ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и
может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.
В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и оценками
окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является
одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их воображение
задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но и
адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
Этот возраст особенно важен для развития познавательной потребности,
которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности,
направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления.
Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И
действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он
слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие
экспериментальную деятельность Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.Е. Чистякова,
О.В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной
деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».

7

Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся
на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП
По учебному плану объем программы составляет 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 36 учебных недели в течение 9 календарных месяцев, 1 года,
необходимых для ее освоения.
Уровень программы
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

и

Формы обучения и виды занятий
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой
работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный
подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической
и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая
8

часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует выполнение
практические и творческих работ по заданной теме, дети внимательно наблюдают и
проделывают самостоятельно опыт, предложенный педагогом. Важно, чтобы выбор
тем расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию
познавательного интереса маленького «исследователя».
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные занятия;
 игровые занятия;
 интегрированные занятия;
 занятия с применением электронных презентаций;
 экскурсии в природу;
 коллективные творческие работы;
 праздники: День Земли, День воды, День Птиц и др.;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить
текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и
вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет
педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя
оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
 познавательные игры, викторины;
 конкурсы, праздники, презентация практических и творческих работ;
 тесты (по прохождении каждого раздела);
 анкеты (в начале и в конце учебного года).
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
9

Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть
конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у
них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая
система оценки (высокий, средний, низкий).
Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение.
 промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения).
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по
программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта достижений
обучающихся).
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая
активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной
самооценке.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – расширение познавательной сферы ребенка, поддержка
его любознательности, активности, развитие познавательного интереса средствами
исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
образовательные:
 познакомить обучающихся с многообразием окружающего мира;
 научить детей работе с разными источниками информации, способами
получения необходимых интересных данных и знаний;
 организовать образовательную среду с целью реализации и поддержки
детского любопытства;
 создавать специальные ситуации для повышения познавательной активности
обучающихся;
 создать условия для наблюдения за опытами, проводимыми взрослыми, их
обсуждения и первого самостоятельного проведения посильных безопасных
экспериментов под руководством педагога;
 расширить возможности обучающихся получения первичного опыта
взаимодействия с разными материалами, природными явлениями;
 формировать навыки безопасного поведения;
10

 создать условия для получения обучающимися первичного практического
опыта экспериментирования;
 создавать специальные ситуации, организации образовательных событий с
целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка;
развивающие:
 развивать познавательную и творческую активность, любознательность;
 развивать коммуникативные способности и социальные навыки;
 развивать внимание, мышление, воображение;
 развивать самостоятельность, инициативность, воспитывать у каждого
ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной
деятельности и творчеству;
 развивать мелкую моторику кистей рук;
воспитательные:
 создавать эмоционально-положительное настроение;
 воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью;
 привить бережное отношение к материалам, аккуратность;
 воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;
 сформировать чувство уверенности в своих силах, самостоятельность,
инициативность;
 обеспечить возможность получить новые впечатления, приобрести опыт
общения друг с другом, сформировать навыки коллективного сотрудничества;
 приобщить к культуре поведения на учебных занятиях;
 закрепить навыки дисциплины и самодисциплины, умения доводить до
конца начатое дело.
Принципы программы
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 принцип
научности
предполагает
знакомство
дошкольников
с
совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной форме,
использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности — постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;

11

 принцип систематичности — непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
 принцип гуманизма — утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
 принцип демократизма — свободный выбор видов и сфер деятельности;
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка; создание
эмоционально-комфортного климата в социальной среде;
 принцип дифференциации образования — ориентация на личностные
интересы, потребности, способности, а также физиологические, интеллектуальные и
другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества — признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых;
 принцип креативности — создание всех условий для развития творческой
личности;
 принцип природосообразности — учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на положительное в ребенке,
на сильные стороны его личности;
 принцип культуросообразности — ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
12

 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса.
Обеспечение необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики;
 беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены, о правилах
поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где
целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

13

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№

Название раздела

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ Игровая
программа «Будем знакомы»
2
Живая и не живая природа
3
Юный географ
4
Юный химик
5
Юный физик
6
Маленький астроном
7
Профессор Знайкин
8
Игровая программа «Посвящение в «Академики»
Итого:
Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
1

Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

20
16
38
26
26
14
2
144

7
6
2
3
13
2
34

13
10
36
23
13
12
2
110

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
тестирование
тестирование
самостоятельная работа
самостоятельная работа
брейн – ринг
квест
игровая программа

2.2 Учебный (тематический) план
Разделы и темы занятий

Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

2.

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Будем знакомы»
Живая и не живая природа.

20

7

13

2.1

Объекты живой и неживой природы.

2

1

1

2.2

Экосистема планеты.

2

1

1

2.3

Удивительный лес.

2

1

1

2.4

Лесная аптека на страже человека.

2

1

1

2.5

Этот разнообразный животный мир.

4

1

3

2.6

Такая разная вода.

2

1

1

2.7

Чудесная вода.

2

2.8

Круговорот воды в природе

2

2.9

Человек – верный сын природы.

2

3.

Юный географ

16

6

10

3.1

Путешествие по глобусу.

2

1

1

3.2

Части света

2

1

1

3.3

Планета Земля и ее строение

4

1

3

1.

2
1

1
2

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
тестирование
педагогическое
наблюдение
входящий контроль
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тестирование
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
14

3.4

Как появляются горы

2

1

1

3.5

Почему разрушаются горы?

2

1

1

3.6

Цветные моря на планете.

2

1

1

3.7

Игровая программа «С глобусом в руках»

2

4.

Юный химик.

38

2

36

4.1

Химия или магия?

4

2

2

4.2

Надуем шарик не дыша.

2

2

4.3

Пожиратель мела.

2

2

4.4

Извержение вулкана.

2

2

4.5

Бумага против воды.

2

2

4.6

Дождь из тучки.

2

2

4.7

Ледовые мыльные пузыри.

2

2

4.8

Снежинка из буры своими руками.

2

2

4.9

Кристаллы из соли.

2

2

4.10

Лавовая банка.

2

2

4.11

Дырка в пакете – не беда.

2

2

4.12

Снег летом.

2

2

4.13

Движущиеся змеи.

2

2

4.14

Качели из свечи.

2

2

4.15

Паста для зубов слона.

2

2

4.16

Настоящий хамелеон

2

2

4.17

Танцующие человечки

2

2

4.18

Игровая программа «Удивительный мир химии»

2

2

5.

Юный физик

26

3

23

5.1

Зачем человеку два уха, или опыты со звуком

2

1

1

5.2

Почему поет пластинка

2

2

2

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
творческие задания
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
творческие задания
самостоятельная
работа
практическое
задание
практическое
задание
15

5.3

Фокусы с зеркалами

2

5.4

Как добыть немного электричества

2

1

1

5.5

Веселые магниты

2

1

1

5.6

Личная радуга

2

2

5.7

Огнеупорный шарик

2

2

5.8

Нелопающийся шарик

2

2

5.9

Цветная капуста

2

2

5.10

Плавающее яйцо

2

2

5.11

Зажженная спичка

2

2

5.12
6.
6.1
6.2

Игровая программа «Занимательная физика»
Маленький астроном
В гостях у звездочета. Телескоп
Звездный зоопарк

4
26
2
2

13
1
1

4
13
1
1

6.3

У солнышка в гостях. Большая семья Солнышка

2

1

1

6.4

Тайны звездного неба

2

1

1

6.5

Луна - верный спутник Земли

2

1

1

6.6

Камни, которые упали с неба

2

1

1

6.7
6.8
6.9

Хвостатые звезды
Что такое зодиак?
Летающий космический дом

2
2
2

1
1
1

1
1
1

6.10

Кто первым в космосе побывал?

2

1

1

6.11

Как космонавты возвращаются с орбиты на землю

2

1

1

6.12

Покорители космоса

2

1

1

6.13
7

Веселая астрономия для малышей
Профессор Знайкин

2
14

1
2

1
12

7.1

Волшебные превращения

4

1

3

7.2

Любознайка

4

4

7.3

В гостях у профессора Знайкина

2

2

7.4

Радуга-дуга

4

8

Игровая программа «Посвящение в «Академики» 2
144
Итого:

2

1

3

34

2
110

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
творческие задания
Брейн – ринг
творческие задания
творческие задания
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
творческие задания
творческие задания
творческие задания
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
творческие задания
квест
педагогическое
наблюдение
творческие задания
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
игровая программа
16

Содержание учебного (тематического) плана
Разделы и темы занятий Теоретическая составляющая темы
1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся с
Инструктаж по ПБ.
программой занятий. Инструктаж по
Игровая программа
правилам безопасности на занятиях.
«Будем знакомы»
2. Живая и не живая природа.
Формирование элементарных
2.1 Объекты живой и
представлений о живой и неживой
неживой природы
природе.
Знакомство с экосистемой планеты.
2.2 Экосистема планеты Обобщение и систематизация знания
о взаимосвязях в природе.
Расширение представлений детей о
лесном богатстве, роли леса в жизни
2.3 Удивительный лес
людей, охране леса. Основные
причины пожара в лесу. Правила
пожарной безопасности в лесу.
Знакомство детей с миром целебных
растений, дикорастущие
лекарственные растения.
2.4 Лесная аптека на
Лекарственные растения нашего
страже человека
края. Различие лекарственных
растений по цвету, внешнему виду.
Правила сбора и сушки
лекарственных растений.
Знакомимся с животным миром
разных материков. Взаимосвязь
2.5 Этот разнообразный
растений и животных,
животный мир
приспособленность хищников к
добыванию пищи, их жилища.
Свойства воды. Значение её для всего
живого. Свойства льда, снега, пара.
2.6 Такая разная вода
Вода и её загрязнение. Исследование
воды человеком.

2.7 Чудесная вода

2.8 Круговорот воды в
природе
2.9 Человек – верный
сын природы
3. Юный географ
3.1 Путешествие по
глобусу

Круговорот воды в природе. Почему
нельзя загрязнять водоёмы.

Модель Земли глобус. Понятия:
меридианы, параллели, экватор,
Северный и Южный полюса. Цвета

Практическая составляющая темы
Игровая программа «Будем
знакомы»

Дидактическая игра «Четвертый
лишний», игра «Природа – «не
природа».
Викторина «Чем я могу помочь
экологии Земли?»
Викторина «Прогулка по лесу».
Презентация «Береги лес от
пожара».
Дидактическая игра «Отгадай кто
я», составление коллажа «Мы на
страже здоровья».

Игровая программа «Путешествие
на воздушном шаре».

Чтение и обсуждение
экологической сказки
«Как люди речку обидели»
Опыт №1 «Вода - это жидкость».
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Опыт № 3 «Попробуем на вкус».
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
Опыт № 5 «Загрязнение воды».
Опыт № 6 «Очистка воды».
Коллаж «Круговорот воды в
природе».
Игровая программа «Путешествие
с капелькой».
Конкур рисунков «Любимый
уголок природы»

17

3.2 Части света
3.3 Планета Земля и ее
строение

на глобусе.
Континенты и климатические
условия континентов. Просмотр и
обсуждение мультфильма «Уроки
тетушки Совы»
Знакомство с планетой Земля.

Образования гор. Что такое горный
рельеф
Изменения в неживой природе.
3.5 Почему разрушаются Просмотр и обсуждение
горы?
мультфильма «Уроки тетушки
Совы»
3.6 Цветные моря на
Цветные моря, просмотр презентаций
планете
«Эти цветные моря»
3.7 Игровая программа
«С глобусом в руках»
4. Юный химик
Знакомство детей с наукой о
превращениях - химией. Правила
4.1 Химия или магия?
безопасности при проведении
опытов.

Коллаж «Такая разная суша»

3.4 Как появляются горы

4.2 Надуем шарик не
дыша
4.3 Пожиратель мела
4.4 Извержение вулкана.
4.5 Бумага против воды.
4.6 Дождь из тучки
4.7 Ледовые мыльные
пузыр.
4.8 Снежинка из буры
своими руками
4.9 Кристаллы из соли
4.10 Лавовая банка
4.11 Дырка в пакете – не

Игровая программа «С глобусом в
руках»
Презентация «Химия - наука о
веществах и превращениях».
Просмотр и обсуждение.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
18

беда

обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Игровая программа
«Удивительный мир химии»

4.12 Снег летом
4.13Движущиеся змеи
4.14 Качели из свечи
4.15 Паста для зубов
слона
4.16 Настоящий
хамелеон
4.17 Танцующие
человечки
4.18 Игровая программа
«Удивительный мир
химии»
5. Юный физик
5.1 Зачем человеку два
уха, или опыты со
звуком

Уши - орган слуха и равновесия.

5.2 Почему поет
пластинка
Что такое зеркало?
5.3 Фокусы с зеркалами

5.4 Как добыть немного
электричества

5.5 Веселые магниты
5.6 Личная радуга
5.7 Огнеупорный шарик

Понятия «электричество»,
«электрический ток», «статическое
электричество». Устройство розетки,
выключателя, вилки, структура
проводов, электрической лампочки,
устройство электроприборов;
создание статического электричества
Меры безопасного взаимодействия с
электричеством.
Физическое явление — магнетизм.
Магнит и его особенности.

Познакомить с простейшим
устройством для передачи звука.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.

Познавательная игра «Что магнит
к себе притянет»
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
19

Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Наблюдение детей за опытом,
обсуждение, самостоятельное
проведение забавных опытов.
Игровая программа
«Занимательная физика»

5.8 Нелопающийся
шарик
5.9 Цветная капуста
5.10 Плавающее яйцо
5.11 Зажженная спичка
5.12 Игровая программа
«Занимательная физика»
6. Маленький астроном
6.1 В гостях у
звездочета. Телескоп

6.2 Звездный зоопарк
6.3 У солнышка в
гостях. Большая семья
Солнышка
6.4 Тайны звездного
неба
6.5 Луна - верный
спутник Земли
6.6 Камни, которые
упали с неба
6.7 Хвостатые звезды
6.8 Что такое зодиак?
6.9 Летающий
космический дом
6.10 Кто первым в
космосе побывал?
6.11 Как космонавты
возвращаются с орбиты
на землю

Понятия «орбитальная станция»
«телескоп», «обсерватория».
Телескоп. Малые небесные тела астероиды, метеориты, маленькие
планеты (их размеры).
Легенды о возникновением
созвездий, их названий. Полярная
звезда на звездном небе.
Что мы знаем о Солнце. Определение
пространственных и временных
отношений (высоко, далеко).
Солнечная система. Природные и
искусственные источники света
Вселенная – это множество звезд.
Понятия Звезда, созвездие.
Луна – спутник Земли. Рельеф
лунной поверхности.
Метеориты. Опасность,
представляемая метеоритами.
Небесные тела – кометы, их влияние
на планету Земля.
Зодиакальные созвездия, их
названия. Схематическое
изображение знаков.
Эволюция летательных аппаратов.
Деятельность авиаконструктора С.П.
Королева. Мир открытий и
изобретений в авиастроении.
Первые живые существа, полетевшие
в космос, первый полет человека в
космос, первые космонавты.
Устройство спускаемых аппаратов.
Кто первый встречает космонавтов
на земле? Первые дни космонавтов
после возвращения из космоса.

Игровая программа «Путешествие
по планетам солнечной системы»

Конструирование личного
летательного аппарата

20

6.12 Покорители
космоса

Биографии первых космонавтов.
Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Леонов,
женщины-космонавты В. Терешкова,
С. Савицкая.

6.13 Веселая астрономия
для малышей
7. Профессор Знайкин
7.1 Волшебные
превращения

Игровая программа «Юный
астроном»
Что мы знаем и умеем (правила
безопасности, опыты)

7.2 Любознайка
7.3 В гостях у
профессора Знайкина
7.4 Радуга-дуга
8. Итоговое занятие
«Посвящение в
«Академики»

Удивительные явления природы и
не только…

Опыты «Волшебные
превращения»
Коллаж «Удивительное рядом»
Игровая программа «В гостях у
профессора Знайкина»
Конкурс рисунков «Радуга-дуга»
Игровая программа «Посвящение
в «Академики».

Планируемые результаты реализации программы
Предметные
результаты
характеризуют
опыт
обучающихся
в
естественнонаучной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета.
Обучающиеся знают:
 основные термины, применяемые в естественнонаучном цикле предметов;
 многообразие окружающего мира;
 правила безопасного поведения на занятиях;
Обучающие умеют:
 создавать эмоционально-положительное настроение;
 работать с разными источниками информации, способами получения
необходимых интересных данных и знаний;
 наблюдать за опытами, проводимыми взрослыми, участвует в их
обсуждении, самостоятельное проведение посильных безопасных экспериментов
под руководством педагога;
 взаимодействовать с разными материалами и природными явлениями;
 проводить поисково-исследовательскую работу, эксперименты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
21

 планировать свои действия на отдельных этапах работы;
 развита познавательная и творческая активность, любознательность;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при проведении
опытов и выполнении творческих заданий.
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
 работать в группе, управлять поведением партнера;
 договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 формулировать свои затруднения;
 обращаться за помощью;
 слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злость, удивление, восхищение).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета.
У обучающихся сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться
к мнению других;
 нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,
способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации образовательной деятельности);
 толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества);
 бережное отношение к природе и своему здоровью;
 бережное отношение к материалам, аккуратность;

22

 культура общения, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность к
людям;
 чувство уверенности в своих силах, самостоятельность, инициативность;
 навыки дисциплины и самодисциплины, умения доводить до конца начатое
дело.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно
было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно
влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Дошкольная
Академия естественных наук» создает для этого самые благоприятные возможности.
Дети осваивают навыки креативного мышления и приобретают способность
синтезировать свои собственные наработки.

23

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
72
4
144
15
21
15.09.2023 г.
31 декабря – 8 января
31 мая 2024

3.2 Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для хранения
наглядного материала;
 мультимедийное оборудование;
материально-техническое оснащение занятий:
 оборудование для проведения опытов;
 глобус, географические карты;
 фотоальбомы по разделам программы.
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на социальном
заказе родители/законные представители самостоятельно обеспечивают обучение
ребенка соответствующим комплектом оборудования индивидуального пользования
по выбранной программе (комплекты рабочих тетрадей, канцелярские
принадлежности (прописаны ниже), материалы для проведения исследовательских
работ).
Канцелярские принадлежности:
 тетради в клетку, ножницы среднего размера, линейки пластиковые,
транспортиры, угольники, клей ПВА, клей карандаш, скотчи бумажный и
двухсторонний, карандаши простые и цветные, бумага и картон различных сортов и
цветов, наборы бумаги для занятий;

24

Кадровое обеспечение – в реализации программы принимает участие педагог
со средним специальным или высшим педагогическим образованием, любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для проведения
занятий по данной программе;
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Формы
организации
Методы и приёмы
деятельности
учащихся
Рассказ, наглядный,
Вводное занятие.
педагогическое
Инструктаж по ПБ. Групповая,
наблюдение,
Игровая программа фронтальная.
практический,
«Будем знакомы»
дидактическая игра.
Рассказ, наглядный,
Живая и не живая Групповая,
педагогическое
природа
фронтальная. наблюдение,
практический
Рассказ, наглядный,
Групповая,
педагогическое
Юный географ
фронтальная. наблюдение,
практический
Рассказ, наглядный,
Групповая,
педагогическое
Юный химик
фронтальная. наблюдение,
практический
Рассказ, наглядный,
Групповая,
педагогическое
Юный физик
фронтальная. наблюдение,
практический
Рассказ, наглядный,
Маленький
Групповая,
педагогическое
астроном
фронтальная. наблюдение,
практический
Рассказ, наглядный,
Профессор
Групповая,
педагогическое
Знайкин
фронтальная. наблюдение,
практический
Наименование
разделов

Игровая программа
Педагогическое
Групповая,
«Посвящение в
наблюдение,
фронтальная.
«Академики»
практический

Дидактический
материал, техническое
оснащение
Конспекты занятий,
иллюстрации,
инструкции по
правилам безопасности,
компьютер, проектор
Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор
Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор
Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор

Форма
контроля

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение,
тестирование

Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор

Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
брейн – ринг

Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор

Педагогическое
наблюдение,
квест

Конспекты занятий,
иллюстрации,
компьютер, проектор

Сценарий игровой
Педагогическое
программы, компьютер,
наблюдение,
проектор, слайды,
зачет
карточки к заданиям.

25

Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы:
презентации по темам:
 «Лучше гор могут быть только горы»;
 «Животные самые, самые…»;
 «Цветные моря»;
 «Лесная аптека»;
 «Опыты с объяснением для занятий»;
 «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
 «Круговорот воды в природе»;
 «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты»;
 «12 апреля День космонавтики»;
 «Под знаком зодиака»;
 «Воздухоплавание»
 информационно дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению опытов;
 карточки- схемы проведения экспериментов
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа промежуточной и итоговой аттестации
Цель промежуточной и итоговой аттестации заключается в установлении
соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям программы,
включающим определение теоретической и практической подготовленности.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого
полугодия с целью внесения корректировок в образовательную деятельность и
представления показателей усвоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Результаты
сравниваются с данными полученными в начале учебного года.
Задачи аттестации связаны с определением уровня сформированности у
обучающихся следующих, установленных компетенций:

владеет культурой мышления, способен к восприятию информации;

способен использовать навыки публичного выступления;

владеет основами речевой культуры;

способностью и готовностью демонстрировать артистизм, свободу
самовыражение, концентрацию внимания.
26

Контроль
Показатели

Критерии

1. Теоретическая подготовка
1.1. Теоретические
Соответствие
знания по основным
теоретических
разделам учебнознаний
тематического плана
обучающегося
программы
программным
требованиям
2. Практическая подготовка
2.1. Практические
Соответствие
умения и авыки,
практических
предусмотренные
умений и навыков
программой (по
программным
основным разделам
требованиям
учебно-тематического
плана программы)
2.2. Творческие навыки Креативность в
выполнении
практических
заданий

3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Умение слушать и
Адекватность
слышать педагога
восприятия
информации,
идущей от
педагога
3.2. Умение выступать
перед аудиторией.

Свобода владения
и подачи

Степень выраженности оцениваемого качества

Число
баллов

-Минимальный уровень – обучающийся овладел менее
чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой;
-Средний уровень – объём усвоенных знаний
составляет более ½;
-Максимальный уровень – освоил практически весь
объём знаний, предусмотренных программой за
конкретный период.

1

-Минимальный уровень – обучающийся овладел менее
чем ½, предусмотренных умений и навыков;
-Средний уровень – объём усвоенных умений и
навыков составляет более ½;
-Максимальный уровень – овладел практически всеми
умениями и навыками, предусмотренными программой
за конкретный период;
-Начальный (элементарный) уровень развития
креативности – обучающийся в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога;
-Репродуктивный уровень – в основном, выполняет
задания на основе образца;
-Творческий уровень – выполняет практические
задания с элементами творчества

1

-Минимальный уровень умений – обучающийся плохо
воспринимает информацию идущую от педагога
-Средний уровень – испытывает небольшие
затруднения при восприятии информации
-Максимальный уровень – Адекватно воспринимает
информацию, идущей от педагога
Минимальный уровень умений – обучающийся плохо
владеет и подает информацию.

1

5

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.

10

Контрольное
задание

5
10

1

Контрольное
задание

5
10
Наблюдение

5
10
1

Наблюдение

27

обучающимся
подготовленной
информации
3.3. Умение аккуратно
выполнять работу
Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определённого
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать свои
поступки (приводить к
должному свои
действия)
Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
Умение воспринимать
общие дела как свои
собственные

-Средний уровень – испытывает небольшие
затруднения при подаче подготовленной информации.
-Максимальный уровень – Свободно владеет и подает
подготовленную информацию.
Удовл. – хорошо – отлично

Аккуратность и
ответственность в
работе
Степень выраженности оцениваемого качества

5
10
Наблюдение

Терпения хватает менее чем на ½ занятия
Более чем на ½ занятия
На все занятие

Число
баллов
1
5
10

Методы
диагностики
Наблюдение

Волевые усилия обучающегося побуждаются извне
Иногда – самим ребёнком
Всегда – самим ребёнком

1
5
10

Наблюдение

Обучающийся постоянно действует под воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя сам
Постоянно контролирует себя сам

1

Наблюдение

Завышенная
Заниженная
Нормальная
Избегает участия в общих делах
Участвует при побуждении извне
Инициативен в общих делах

1
5
10
0
5
10

5
10
Анкетирование
Наблюдение

28

Первая часть таблицы «Мониторинг результатов обучения обучающегося
по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию
определения учебных результатов по дополнительной образовательной
программе; вторая часть таблицы «Мониторинг личностного развития ребёнка в
процессе освоения им дополнительной образовательной программы» показывает,
как можно отследить развитие его личностных качеств.
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что
оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в
процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей
составляют те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании
которых даётся оценка показателей и устанавливается степень соответствия
реальных знаний, умений, навыков обучающегося требованиям, заданным
программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень
возможных уровней освоения обучающимся программного материала и
приобретения умений и навыков - от минимального до максимального. Даётся
краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующим
количеством баллов. С этой целью введена графа «число баллов», которая должна
быть тщательно продумана перед началом отслеживания результатов.
Следующая группа показателей - приобретенные умения и навыки ребёнка.
К приобретенным умениям и навыкам относятся: умение слушать и слышать
педагога, умение выступать перед аудиторией, умение организовать своё рабочее
(учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил
безопасности, умение аккуратно выполнять работу.
Динамика личностного развития обучающихся отслеживается по
следующим направлениям:

организационно-волевые качества, которые являются основой процесса
саморазвития обучающегося;

поведенческие
и
ориентационные
качества,
непосредственно
побуждающие ребёнка к активности и отражающие тип общения со сверстниками
и определяющие статус ребёнка в группе.
Развитость у обучающихся таких качеств, как терпение и воля, является
важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.
Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля
обучающегося за собственным поведением. Для этого необходима
соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием обучающегося
показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым
29

добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие
терпения и воли должно идти одновременно с формированием у обучающегося
высокой самооценки.
Самоконтроль завершает первый блок личностных качеств. Эта
характеристика позволяет выявить степень самоорганизации обучающихся; она
показывает, способен ли обучающийся подчиняться требованиям, адресованным
ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов.
Второй блок включает ориентационные качества /самооценку и интерес к
занятиям/ и поведенческие качества /тип сотрудничества/.
Самооценка - это представление обучающегося о своих достоинствах и
недостатках и одновременно характеристика уровня его притязания. Значение
этого феномена состоит в том, что самооценка запускает или тормозит механизм
саморазвития личности. Самооценка - ключ к пониманию темпов развития
ребёнка.
Ситуация успеха на занятиях позволяет утвердиться в своих достоинствах,
что способствует повышению самооценки, которая становится адекватной, а это
значит появляется стимул к саморазвитию личности. Педагогу важно выявить
обучающихся с тем или иным уровнем самооценки. Это составляет основу
индивидуально ориентированной работы в группе.
Интерес к занятиям может быть вызван разными способами: под влиянием
родителей, природными склонностями и т.д.
Регулярные занятия, сопряжённые для обучающихся с преодолением
трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса /такие
дети, как правило, отсеиваются/; других детей, наоборот, - к углублению,
переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием полностью
освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего
интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в
ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно /этот уровень
оценивается 10 баллов/.
Индивидуальная карточка позволяет вести поэтапную систему контроля над
обучением и развитием и отслеживать динамику образовательных результатов и
личностного развития ребёнка по отношению к нему самому.
Регулярное
отслеживание
результатов
может
стать
основой
стимулирования, поощрения обучающегося за его труд, старание.

30

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
9. общеобразовательным программам»
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
31

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога:
1. Атлас. Природоведение под редакцией Н.И.Сонина. Москва, Дрофа 2010г.;
2. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / - Воронеж: ТЦ«Учитель», 2004. - 159
с.;
3. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд
Сайз, 1995г.;
4. Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009г.;
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:
Просвещение, 1993. – 128с.;
6. Виталий Бианки, Николай Сладков, Святослав Сахарнов, Алексей
Ливеровский, Зеленые страницы. Хрестоматия по экологии для начальной школы,
М., «Мой учебник», 2018г.;
7. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления
дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. - Гуткович И. Я. Ульяновск, 2001. - 108с.;
8. Деревова, С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС ДОУ /С.Н. Деревова. – М.: ЭКСМО-Пресс,
2017. – с.74-75;
9. Детская энциклопедия «Камни мира»- М., - Аванта, 2012г.;
10. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.:
Сфера, 2010г.;
11. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.,
2002г.;
12. Дыбина О. В. Что было до: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.
1999г.;
13. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. «Сфера». М., 2016г.;
14. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
Сфера. М., 2018г.;
15. Забавные химические опыты. «Карапуз». М., 1998г.;
16. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными
объектами М. ,2006г.;
32

17. Игры с водой и песком. / // Обруч, 1997. - № 2;
18. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. –
72с.;
19. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Педагогическое общество России. - М., 2005г.;
20. Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта
работы», Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.;
21. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. –
Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002г.;
22. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2016г.;
23. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009г.;
24. Леонид Сикорук, «Физика для малышей». М. ,2015г.;
25. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской
лаборатории» Изд. «Учитель» 2015г.;
26. М. Султанова «Простые опыты с воздухом и природными материалами для
дошкольников» ООО «Хатбер - пресс» 2014г.;
27. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников
при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий
с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.;
28. Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?
М.,2008г.;
29. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.
1999г.;
30. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России,
2003. – 80с.;
31. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.
– М.:Сфера, 2012г.;
32. Опыты с песком и глиной / // Обруч, 1998. - № 2;
33. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / - М.: АРКТИ,
2005. - 64 с.;
34. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические
рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. М: АРКТИ, 2015г.;
35. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995г.;
36. Перельман Я., «Занимательные задачи и опыты». Москва «Эксмо», 2018 г.;
37. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.;
38. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности
33

дошкольников. / Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2005 г.;
39. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом
образовании дошкольников.//«Дошкольное образование» март 2008 № 6;
40. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. –
64с.;
41. Репьев С.А. Забавные химические опыты. «Карапуз». М., 1998г.;
42. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998г.;
43. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - № 2;
44. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - № 2;
45. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников /
Н.
46. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха./ . – СПб.: Агентство
образовательного сотрудничества, 2007. – 48с.;
47. Серия книг уроки Стрекозы. Автор, Ю. Школьник. Издательство «СтрекозаПресс»,2009г.;
48. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:
«Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000г.;
49. Соломенникова, О.Е. Диагностика знаний об окружающем мире у
дошкольников / О.Е. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. с.21-27;
50. Т.Н. Образцова. Логические игры для детей. М.: ИКТЦ Лада, 2005г.;
51. Томилин А.Н. География для детей. Моя первая энциклопедия, С-П., Астрель,
2009г.;
52. Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.;
Детство – Пресс, 2015г.;
53. Энциклопедия для детей. География. Издательство Аванта+, 2010г.
Список литературы для детей и родителей:
1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд
Сайз, 1995;
2. Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009;
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:
Просвещение, 1993. – 128 с.;
4. Детская энциклопедия «Камни мира» - М., - Аванта, 2012г.;
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.:
Сфера, 2010г.;
6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.,
34

2002г.;
7. Дыбина О. В. Что было до: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.
1999г.;
8. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. «Сфера». М., 2016г.;
9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
Сфера. М., 2018г.;
10. Игры с водой и песком. / // Обруч, 1997. - № 2;
11. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. –
72с.;
12. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2016г.;
13. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город», 2009г.;
14. Леонид Сикорук, «Физика для малышей». М. , 2015г.;
15. М. Султанова «Простые опыты с воздухом и природными материалами для
дошкольников» ООО «Хатбер - пресс» 2014г.;
16. Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.,
2008г.
17. Опыты с песком и глиной / // Обруч, 1998. - № 2;
18. Репьев С.А. Забавные химические опыты. «Карапуз». М., 1998г.;
19. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998г.;
20. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - № 2;
21. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - № 2;
22. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха./ – СПб.:Агентство
образовательного сотрудничества, 2007. – 48с.;
23. Серия книг уроки Стрекозы. Автор, Ю. Школьник. Издательство «СтрекозаПресс»,2009г.;
24. Энциклопедия для детей. География. Издательство Аванта+, 2010г.
Интернет-ресурсы:
1. Дорохова, Т.М. Организация и проведение опытно-экспериментальной
деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог
ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028);
2. infourok.ru;
3. https://www.maam.ru;
4. https://www.moirebenok.ua;
5. https://myintelligentkids.com/;
6. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam897310/;
7. http://deti-club.ru/kartoteka-opytov-eksperimentov-dlya-detej-doshkolnogo-vozrastaopyty-s-vodoj.
35

Приложение 1
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Дошкольная академия естественных наук»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)
Способность
оценивать
себя адекватно
реальным
достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Степень выраженности
оцениваемого качества
 терпения хватает меньше,
чем на ½ занятия;
 терпения хватает больше,
чем на ½ занятия;
 терпения хватает на все
занятие

 волевые усилия ребенка
побуждаются извне;
 иногда — самим ребенком;
 всегда — самим ребенком
 ребенок постоянно
действует под воздействием
контроля извне;
 периодически
контролирует себя сам;
 постоянно контролирует
себя сам
 завышенная;
 заниженная;
 нормальная
 интерес к занятиям
продиктован ребенку извне;
 интерес периодически
поддерживается самим
ребенком;
 интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Колво
баллов
1

Методы
диагностики
наблюдение

5
10

1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5
10
1
5
10

анкетирование

1

тестирование

5

10

36

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Дошкольная академия естественных наук»
Степень выраженности
минимальный уровень
средний уровень
теоретическая теоретические соответствие теоретических
объем усвоенных знаний объем усвоенных знаний
подготовка
знания
знаний ребенка программным по программе меньше
по программе больше1/2
требованиям
1/2
владение
осознанность и правильность почти не пользуется
совмещает специальные
понятийным
использования специальных специальными
термины и бытовые
аппаратом
терминов
терминами
названия
практическая практические
соответствие практических
объем освоенных
объем освоенных умений
подготовка
умения и
умений и навыков ребенка
умений и навыков по
и навыков по программе
навыки
программным требованиям
программе меньше 1/2
больше 1/2
владение
уровень использования
затруднения при работе работает с
инструментами оборудования
с инструментами
инструментами с
помощью педагога
творчество
творческие
креативность при
выполняет задания
вносит в изделие
навыки
выполнении творческих
только по образцу
небольшие отличия от
заданий
образца
творческие
участие в выставках и
редко участвует в
участвует в выставках
достижения
конкурсах
конкурах и выставках
внутри объединения,
внутри объединения
учреждения
Показатели

Мотивация и интерес

Критерии

позиция активности и
устойчивого интереса

не активен, выполняет
задания только по
четким инструкциям
педагога

проявляет интерес к
деятельности, настойчив
в достижении цели,
проявляет активность на
определенные темы

высокий уровень
программа
освоенаполностью
осознанно и правильно
использует специальные
термины
программа освоена
полностью
отличные навыки работы
с инструментами
вносит в изделие
большие отличия от
образца
регулярно принимает
участие в выставках и
конкурсах на уровне
района, города и т.д.
проявляет активный
интерес к деятельности,
стремиться к
самостоятельной
творческой активности

37

Приложение 3
Результаты диагностического контроля
Ф.И.
№ п/п
обучающегося

теоретические
знания

Входящий контроль
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

Ф.И.
№ п/п
обучающегося

теоретические
знания

Промежуточная аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Итоговая аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».