ДООП Занимательная логоритмика 2023-2024 уч. год

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
кадровое обеспечение
методическое обеспечение
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3
3
3
3
5
5
6
6
6
7
7
8
8
8
8
9
9
11
12
13
15
15
15
17
23
23
23
23
23
23
26
28

«Через синтез музыки, движения и
слова — к правильной речи»
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство по коррекции
различных нарушений речи дошкольников. В последние годы становится очень
актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается
постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К
сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить
помощь специалиста логопеда. Логоритмические занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме
происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,
дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют
дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж,
играют в речевые и пальчиковые игры.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Место программы в образовательном процессе: дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная
логоритмика»
является
составной
частью
социально-гуманитарной
направленности образования детей в учреждении дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Галактика», имеет познавательное направление и реализуется на
занятиях объединения «Логоритмика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная логоритмика» по содержанию является социально-гуманитарной,
по форме организации – объединение, по функциональному предназначению –
познавательной, по времени реализации – краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3

 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
4

 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят
изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического
процесса, его гуманизации и индивидуализации в подходах к решению проблем
ребёнка. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки
звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в
овладении навыками чтения и письма. Логоритмика сочетает исправление
нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под
влиянием таких занятий у детей дошкольного возраста происходят значимые
положительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в
накоплении активного словарного запаса, развивается мелкая моторика,
мимическая моторика, координация речи с движением. В наше время у детей
отмечается в неречевых психических функциях нарушение слухового восприятия
и слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных
операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. Большая часть детей
физически плохо развита, ослаблена, подвержена частым простудным
заболеваниям. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью
ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.
Социальная значимость программы - это возможность через
логоритмические занятия повлиять на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий,
на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Вариативность программы способствует формированию устойчивого интереса к
музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное
эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит,
помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Точное,
динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы
5

подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ,
языка, нижней челюсти и т.д.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
необходимостью комплексного гармоничного развития детей дошкольного
возраста в области логоритмики. Методами логоритмики в доступной и
интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки такие, как
дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально –
дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые
упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача
сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет
активизировать одновременно все виды памяти - слуховую, двигательную и
зрительную. Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.
Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в
пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального
темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе
направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование
их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса;
выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического
слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с
ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное
сопровождение.
Отличительные особенности программы от уже существующих
программ по сравнению с изученными мною авторскими программами педагогов
Кармановой З.М., Курашкиной Е.У., Поздняковой Н.Ю. и других, заключается в
том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать
формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи,
физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных
способностей. Программа направлена на снятие психоэмоционального
напряжения у детей.
Новизна программы заключается в новых подходах к структурированию
тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы
используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития
ребенка с информационно-компьютерными технологиями, которые позволяют
6

развивающий процесс сделать интересным детям, тем самым повысить его
результативность.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная логоритмика» ориентирована на детей старшего дошкольного
возраста от 5 до 6 лет, предусматривает дифференцированный подход к обучению,
учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом
мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,
грамматической.
Речевое развитие. У детей 5-6 летнего возраста продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи,
активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и
ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать
правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух
ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при
скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные
сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.
Мелкая моторика. К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики
пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать
бантиком.
7

Музыкальные способности. Значительно укрепляются голосовые связки
ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются
слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий
звук. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в
пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание
на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой,
динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды
музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения.
Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 5-6 лет – 30 минут.
Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха
детей.
Программа реализуется в течение 1 года и рассчитана на 144 часа.
По учебному плану – 144 часа
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1
года, необходимого для ее освоения.
Уровень программы - «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

8

1.2. Цель программы – преодоление речевых нарушений путем развития
двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой через
систему логоритмических занятий.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения,
самомассаж;
 научить артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике;
развивающие:
 сформировать навык правильного произношения и употребления звуков
в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;
 развивать пространственные представления;
 развивать координацию, переключаемость движений;
 развивать артикуляционный аппарат;
 развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять
мышцы;
 развивать зрительное и слуховое внимание, память.
 способствовать развитию связной речи;
 сформировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
воспитательные:
 установить контакт с каждым ребенком с целью выявления его речевых,
двигательных и музыкальных возможностей;
 совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма,
развивать творчество и инициативу.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами
 Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
 Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителемлогопедом и музыкальным руководителем.
 Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
9

 Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
 Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение
других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка
звука «с» полностью подготавливает артикуляционный аппарат к произношению
звука «з»). Эта взаимная связь позволяет использовать сохранные звуки для
постановки дефектно произносимых звуков.
 Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального
развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны
педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения
задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня
развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
 Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
 Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
 Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
 Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие
задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении
под музыку.
 Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
10

Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
 словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
 исследовательский
(наблюдения,
опыты,
элементарная
исследовательская работа и экспериментирование);
 репродуктивный (воспроизводящий);
 иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
и воспитания:
 убеждение,
 упражнение,
 личный пример;
 поощрение.
Формы занятий
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
 групповая;
 индивидуально-групповая;
11

 фронтальная.
Тип занятий
Занятие по типу может быть
 комбинированным;
 теоретическим;
 практическим;
 диагностическим;
 контрольным и др.
Формы проведения занятий:

беседа;

обсуждение;

сказка;

творческая мастерская;

викторина;

деловая игра;

занятие-игра;

игра-путешествие;

игра сюжетно-ролевая;

игровая программа;

практическое занятие;

открытое занятие.
Принципы построения занятий:
 создание психологически благоприятной атмосферы;
 соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;
 адекватность требований и нагрузок;
 доброжелательность;
 безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только
положительный результат;
 заинтересованность и активность самого ребёнка;
 содружество взрослого и ребёнка.
Требования к результатам освоения программы
К концу учебного года при освоении данной программы обучающиеся
достигают следующие результаты.
Предметные результаты:
 сформированность знаний по лексическим темам;
12

 сформированность умений выполнять движения в соответствии со
словами;
 сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки;
 способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и
массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Личностные результаты:
 способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении;
 положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно
слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании
музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных
инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и
общеразвивающие движения);
 улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного
внимания, памяти.
Метапредметные результаты:
 улучшение результатов мониторинга развития речи;
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
13

 логические игры и задачи;
 творчески задания;
 практические занятия;
 тестирование по картинкам;
 наблюдение;
 анкетирование.
Подведение итогов реализации программы являются:
 открытое занятие.
Способами определения результативности прохождения
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

программы

14

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п

Кол-во часов
в
т
п

Название раздела

1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Давайте знакомиться»

2

1

1

2.

Я и мир вокруг меня

36

17

19

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Животные мир
Времена года
Растительный мир
Моя безопасность
Праздники народного календаря
Игровые программы
Итого

20
20
16
20
8
22
144

8
7
8
2
4
7
54

12
13
8
18
4
15
90

Формы
аттестации/контроля
наблюдение
тестирование по
картинкам
викторина
викторина
творческое задание
викторина
конкурс
конкурс

2.2 Учебный (тематический) план
Кол-во часов
В
Т
П

№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Давайте знакомиться»

2

1

1

2

Я и мир вокруг меня

36

17

19

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.2
3.3
3.4

Моя семья
Дом, в котором мы живём
Мебель нашей квартиры
Игровая программа «Федорино горе»
Мои друзья
Игровая программа «Книжные путешествия»
Моя любимая игрушка
Моя малая Родина
Город, в котором я живу
Все профессии нужны-все профессии важны
Профессии моих родителей
Театральная постановка «Теремок»
Животные мир
На птичьем дворе. Домашние птицы
Перелётные птицы
Зимующие птицы
Домашние животные

4
4
4
2
2
4
2
2
4
4
2
2
20
2
2
2
2

2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1

2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
12
1
1
1
1

тестирование по
картинкам
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Викторина
Практическое задание
Выставка рисунков
Творческое задание
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Викторина
Практическое задание
Викторина
Практическое задание
Викторина
Викторина
Практическое задание

3.5

Театральная постановка «Кошкин дом»

2

2

Практическое задание

3.6

Дикие животные

2

1

1

Творческое задание

3.7

Животные жарких стран

2

1

1

Выставка рисунков

8
1
1
1
1

Формы аттестации/
контроля
наблюдение

15

3.8

Подводный мир

2

1

1

Творческое задание

3.9

Насекомые

2

1

1

Викторина

3.10

Театральная постановка «Муха-Цокотуха»

2

2

Практическое задание

Времена года

20

7

13

Осень

6

2

4
2

Викторина
тестирование по
картинкам
Практическое задание

4
4.1

4.1.1 Игровая программа «Разноцветная осень»
4.1.2 Приключения осеннего дождика

2
2

1

1

Практическое задание

Одежда, обувь, головные уборы – в разные
сезоны

2

1

1

Практическое задание

Зима

8

3

5

4.2.1 Зимушка-зима
4.2.2 Игровая программа «В гостях у снеговика»

4

2

2

тестирование по
картинкам
Практическое задание

2

1

1

Практическое задание

4.2.3 Игровая программа «Зимние забавы»

2

2

Практическое задание
тестирование по
картинкам
Практическое задание

4.1.3
4.2

4.3

Весна

4

2

2

4.3.1 В гостях у лесного гнома весной

2

1

1

4.3.2 Игровая программа «Весна-Красна»

2

1

1

4.4
4.4.1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
7

Лето

2

2

Игровая программа «Ах, лето»
Растительный мир
Осенний урожай, скорее собирай
Хлеб-всему голова
Деревья и кустарники осенью в лесу
В гостях у Лесовичка. Грибы и ягоды
Вальс весенних цветов
Фруктовый сад
Игровая программа «Летний лужок»
Моя безопасность
Правила поведения в нашем Центре
Игровая программа «О правилах поведения»
Игровая программа «Безопасность на дороге»
Познавательно-развлекательная игра «На
перекрёстке»
Транспорт на улицах нашего города
Познавательно-развлекательная игра
«Пожарная безопасность»
Познавательно-развлекательная игра
«Безопасность в быту»
Познавательно-развлекательная игра «Один
дома»
Познавательно-развлекательная игра
«Безопасность на воде»
Познавательно-развлекательная игра «Азбука
безопасности»
Праздники народного календаря

2
16
4
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2

2
8
2
1
1
1
1
1
1
18
1
2
2

Викторина
тестирование по
картинкам
Практическое задание
Творческое задание
Практическое задание
Практическое задание
Выставка рисунков
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Викторина
Викторина
Практическое задание
Викторина
Практическое задание

2

Практическое задание

1

Практическое задание

2

2

Практическое задание

2

2

Выставка рисунков

2

2

Практическое задание

2

2

Практическое задание

2

2

Практическое задание

4

Практическое задание

8
2
1
1
1
1
1
1
2
1

2
2

8

1

4

16

7.1
7.2
7.3
7.4
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
9

Игровая программа «Масленица»
Осенины. Покров
Жаворонки
Пасха
Игровые программы
Игровая программа «Новогодние забавы»
Игровая программа «Юный защитник
Отечества»
Игровая программа «Мамин сундучок»
Игровая программа «Космическое
путешествие»
Игровая программа «Я военным стать хочу»
Игровая программа «Мама, папа, я –
спортивная семья»
Путешествие в историю. Народные игры
Игровая программа «Путешествие по стране
«Логоритмика»
Итого:

1
1
1
1
15
2

Практическое задание
Практическое задание
Творческое задание
Творческое задание
Практическое задание
Практическое задание

2

2

Практическое задание

2

2

Практическое задание

2
2
2
2
22
4

1
1
1
1
7
2

4

2

2

Практическое задание

2

2

2

Творческое задание

2

Практическое задание

1

Практическое задание

2

Игровая программа

2
4

1

2
144

54

90

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
знакомиться»
Теория. Знакомство с программой. Проведение инструктажа по правилам
безопасности.
Практика. Игровая программа «Давайте знакомиться»
2. Я и мир вокруг меня
2.1 Моя семья
Теория. Знакомство с семейными традициями, праздниками.
Практика. Составление рассказа о семье. Разучивание пальчиковой гимнастики
«Семья».
2.2 Дом, в котором мы живем
Теория. Знакомство с конструкцией домов, историей быта.
Практика. Составление рассказа о своем доме. Знакомство с пословицами о доме.
2.3 Мебель нашей квартиры
Теория. Изучение названия некоторых видов мебели и их частей.
Практика. Тематические загадки. Пальчиковая гимнастика.
2.4 Игровая программа «Федорино горе»
Теория. Знакомство с историей возникновения посуды, изучение названия
посуды.
Практика. Просмотр видеофрагментов сказки «Федорино горе» К. Чуковского.
Игровая программа «Федорино горе».
2.5 Мои друзья
Теория. Знакомство с понятием «дружба».
17

Практика. Работа с пословицами о дружбе.
2.6 Игровая программа «Книжные путешествия»
Теория. Изучение истории происхождения книги. Знакомство со знаменитыми
русскими писателями.
Практика. Игровая программа «Книжные путешествия». Выставка рисунков
«Мой любимый герой из книги».
2.7 Моя любимая игрушка
Теория. Знакомство с историей возникновения игрушек.
Практика. Игры на развитие речи «Опиши игрушку».
2.8 Моя малая Родина
Теория. Знакомство с достопримечательностями родного края.
Практика. Дидактическая игра «Путешествие по Уралу»
2.9 Город, в котором я живу
Теория. Знакомство с историей возникновения города Екатеринбург и его
достопримечательностями.
Практика. Просмотр презентации «Мой город Екатеринбург».
2.10 Все профессии нужны-все профессии важны
Теория. Знакомство с видами профессий, их названиями.
Практика. Пальчиковая гимнастика «Профессии». Артикуляционная гимнастика
2.11 Профессии моих родителей
Теория. Знакомство с видами профессий родителей в семье ребёнка.
Практика. Составление рассказа о профессии родителей.
2.12 Театральная постановка «Теремок»
Практика. Театральная постановка «Теремок».
3. Животный мир
3.1 На птичьем дворе. Домашние птицы
Теория. Знакомство с видами домашних птиц.
Практика: Загадки про птиц. Просмотр презентации по теме.
3.2 Перелетные птицы
Теория: Знакомство с видами перелётных птиц, их особенностями.
Практика. Викторина «Перелётные птицы».
3.3 Зимующие птицы
Теория. Знакомство с видами зимующих птиц, их особенностями.
Практика. Викторина «Зимующие птицы».
3.4 Домашние животные
Теория. Знакомство с видами домашних животных.
Практика. Разучивание скороговорок.
3.5 Театральная постановка «Кошкин дом»
Практика. Театральная постановка «Кошкин дом».
3.6 Дикие животные
18

Теория. Знакомство с видами диких животных.
Практика. Разучивание артикуляционной гимнастики.
3.7 Животные жарких стран
Теория. Знакомство с видами животных жарких стран.
Практика. Выставка рисунков «Животные жарких стран».
3.5 Подводный мир
Теория. Знакомство с морскими обитателями и их особенности.
Практика. Творческое задание: оригами «Рыбка».
3.6 Насекомые
Теория. Знакомство с видами насекомых.
Практика. Работа с карточками. Артикуляционная гимнастика
3.7 Театральная постановка «Муха-Цокотуха».
Практика: Театральная постановка «Муха-Цокотуха».
4. Времена года
4.1 Осень
4.1.1 Игровая программа «Разноцветная осень»
Практика. Игровая программа «Разноцветная осень»
4.1.2 Приключения осеннего дождика
Теория. Изучение особенностей природы в осенний период.
Практика. Просмотр видео-презентации на тему, обсуждение по материалу.
Разучивание пословиц.
4.1.3 Одежда, обувь, головные уборы
Теория. Знакомство с видами одежды для осеннего времени года.
Практика. Составление рассказа по картинкам. Игры на развитие внимания «Что
изменилось?»
4.2 Зима
4.2.1 Зимушка-зима
Теория. Изучение особенностей природы в зимний период.
Практика. Составление рассказа по картинкам. Подвижные игры «Снежки», «В
ледовую скульптуру превратись».
4.2.2 Игровая программа «В гостях у снеговика»
Теория. Знакомство с историей возникновения героя – снеговика.
Практика. Игровая программа «В гостях у снеговика»
4.2.3 Игровая программа «Зимние забавы»
Практика. Игровая программа «Зимние забавы»
4.3 Весна
4.3.1 В гостях у лесного гнома весной
Теория. Изучение особенностей природы в весенний период.
Практика. Разучивание пословиц. Проговаривание чистоговорок.
4.3.2 Игровая программа «Весна-Красна»
19

Теория. Изучение особенностей природы весной.
Практика. Подвижная игра «Ручеёк».
4.4 Лето
4.4.1 Игровая программа «Ах, лето»
Практика. Игровая программа «Ах, лето».
5. Растительный мир
5.1 Осенний урожай, скорее собирай
Теория. Знакомство с особенностями сбора урожая, трудовой деятельности людей
в этот период.
Практика. Игра «Отгадай-ка». Разучивание стихов по теме.
5.2 Хлеб-всему голова
Теория. Знакомство с народными традициями.
Практика. Разучивание пословиц о хлебе.
5.3 Деревья и кустарники осенью в лесу
Теория. Знакомство с особенностями деревьев и кустарников осенью в лесу.
Практика. Просмотр видео-презентации на тему, обсуждение по материалу.
Выставка рисунков.
5.4 В гостях у Лесовичка. Грибы и ягоды
Теория. Знакомство с видами грибов и ягод.
Практика. Игра «Съедобное - несъедобное».
5.5 Вальс весенних цветов
Теория. Знакомство с видами первоцветов.
Практика. Аппликация «Весенний цветок». Скороговорки.
5.6 Фруктовый сад
Теория. Знакомство с видами фруктов и их пользы.
Практика. Игра на внимание «Фрукты-овощи».
5.7 Игровая программа «Летний лужок»
Теория. Знакомство с луговыми цветами.
Практика. Викторина «Летний лужок».
6. Моя безопасность
6.1 Правила поведения в нашем Центре
Теория. Изучение правил поведения в образовательном Центре.
Практика. Работа с поговорками.
6.2 Игровая программа «О правилах поведения»
Практика. Работа с карточками. Викторина.
6.3 Игровая программа «Безопасность на дороге»
Практика. Игровая программа «Безопасность на дороге».
6.4 Познавательно-развлекательная игра «На перекрёстке»
Практика. Познавательно-развлекательная игра «На перекрёстке»
6.5 Транспорт на улицах нашего города
20

Теория. Знакомство с видами городского транспорта.
Практика. Игра-лабиринт «Найди автомобилю гараж».
6.6 Познавательно-развлекательная игра «Пожарная безопасность»
Практика. Игра «Пожарная безопасность»
6.7 Познавательно-развлекательная игра «Безопасность в быту»
Практика. Игра «Безопасность в быту». Выставка рисунков.
6.8 Познавательно-развлекательная игра «Один дома»
Практика. Игра «Один дома»
6.9 Познавательно-развлекательная игра «Безопасность на воде»
Практика. Игра «Безопасность на воде»
6.10 Познавательно-развлекательная игра «Азбука безопасности»
Практика. Игра «Азбука безопасности». Выставка рисунков.
7. Праздники народного календаря
7.1 Игровая программа «Масленица»
Теория. Знакомство с историей возникновения праздника «Масленицы»,
традиции.
Практика. Хороводные игры, игра «Ловишки».
7.2 Осенины. Покров
Теория. Знакомство с историей возникновения праздника «Осенины»,
традициями.
Практика. Хоровод «Земелюшка-Чернозём»
7.3 Жаворонки
Теория. Знакомство с историей возникновения праздника «Жаворонки»,
традициями.
Практика. Создание из соленого теста вешних птичек жаворонков.
7.4 Пасха
Теория. Знакомство с историей возникновения праздника и его традициями.
Практика. Аппликация «Пасхальное яйцо».
8. Игровые программы
8.1 Игровая программа «Новогодние забавы»
Теория. Знакомство с праздником, каким бывает Новый год в разных странах.
Новогодние традиции.
Практика. Игровая программа «Новогодние забавы».
8.2 Игровая программа «Юный защитник Отечества»
Практика. «Юный защитник Отечества».
8.3 Игровая программа «Мамин сундучок»
Практика. Игровая программа «Мамин сундучок».
8.4 Игровая программа «Космическое путешествие»
Теория. Знакомство с космосом, историческими событиями.
Практика: Игровая программа «Космическое путешествие».
21

8.5 Игровая программа «Я военным стать хочу»
Теория. Знакомство с военными профессиями, историей возникновения праздника
«9 мая».
Практика. Игровая программа «Я военным стать хочу.».
8.6 Игровая программа «Мама, папа, я – спортивная семья»
Практика. Игровая программа «Мама, папа, я – спортивная семья»
8.7 Путешествие в историю. Народные игры
Теория. Изучение истории народных игр.
Практика. Народные игры «Ручеёк», «Верёвочка».
9. Игровая программа «Путешествие в стране «Логоритмика»
Практика. Игровая программа «Путешествие в стране «Логоритмика».
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы
дети научатся:
 правильному произношению и употреблению звуков в различных
формах и видах речи, во всех ситуациях общения;
 правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
 выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику;
 напрягать и расслаблять мышцы;
 ориентироваться в пространстве;
 восприятию музыкальных образов и умению ритмично и выразительно
двигаться в соответствии с данными образами;
 выстраивать связную речь;
у детей будут развиты:
 координация движений;
 умения переключатся от одной деятельности к другой;
 артикуляционный аппарат;
 зрительное и слуховое внимание, память.

22

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
72
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря – 7 января
31 мая

3.2 Условие реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет со стульями, зеркала;
 мультимедийное оборудование;
 материально-техническое оснащение занятий:
 пальчиковый театр;
 шнуровки;
 пазлы и конструкторы.
Канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают
родители/законные представители ребенка):
 мячи, бубны, погремушки, скакалка, маска;
 мячи (латексные, Су-Джок).
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного
образования со средним специальным или высшим педагогическим образованием,
любой квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе
Методическое обеспечение
Методические материалы, средства обучения и воспитания
 Примерные конспекты занятий.
 Методические рекомендации по организации и проведению занятий.
 Работа с карточками - методическое пособие.
23

 Логические игры и задания.
 Комплекс упражнений при работе с мячиком Су-Джок.
 Пальчиковая гимнастика.
 Методическая литература.
 Дидактические материалы.
 Настольные дидактические игры.
Цифровые образовательные ресурсы:
 флеш-носители с музыкальным сопровождением.
Контрольные и проверочные пособия:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций.
Методические материалы
№
п/п

1.

2.

3.

Название
раздела

Я и мир вокруг
меня

Животные мир

Времена года

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал

Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии

Материально-техническое
оснащение:
 отдельный кабинет со
стульями, зеркала;
 мультимедийное
оборудование;
 материально-техническое
оснащение занятий:
 пальчиковый театр;
 шнуровки;
 пазлы и конструкторы.
 канцелярские
принадлежности,
инструменты и
материалы (приобретают
родители/законные
представители ребенка);
 мячи, бубны,
погремушки, скакалка,
маска;
 мячи (латексные, СуДжок).

формы обучения:
 индивидуальная
(выполнение работы одним
обучающимся);
 индивидуально-групповая
(работа в парах);
 групповая (теория,
выполнение групповой
работы).
приемы и методы:
 словесный (беседа, рассказ,
объяснение);
 наглядный (наблюдение,
показ, демонстрация);
 практический (умение
организовать рабочее
пространство, умение
выполнять пальчиковые,
артикуляционные гимнастики,
выполнять различные
практические задания);
 эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и
зрительных образов);
 рефлексивный (самоанализ
и самооценка детьми
результатов своей
деятельности на занятиях и
конкурсах)
педагогические технологии:

Дидактикометодический материал:

4.

Растительный
мир

 Примерные конспекты
занятий.
 Методические
рекомендации по
организации и
проведению занятий.
 Работа с карточками методическое пособие.

Формы
учебного
занятия
игровое

игровое

комплексное

комплексное

24

5.

6.

Моя
безопасность

Праздники
народного
календаря

 Логические игры и
задания.
 Комплекс упражнений
при работе с мячиком
Су-Джок.
 Пальчиковая гимнастика.
 Методическая
литература.
 Дидактические
материалы.
 Настольные
дидактические игры.

 развивающего обучения;
 проблемного обучения;
 игровые;
 информационнокоммуникативные;
 КТД;
 проектного обучения;
 здоровьесберегающие.

игровое

игровое

игровое

7.

Игровые
программы

25

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика проводится в начале учебного года педагогом с целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной
моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при
составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в
процессе логоритмических занятий.
Критерии диагностики (входящей, промежуточной и итоговой):
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Какая игрушка звучала: 1- бубен, 2погремушка, 3 - дудочка, 4 - гармоника»).
По 1 баллу за каждую угаданную игрушку (Макс. кол-во баллов – 4).
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева.
По 1 баллу за каждое угаданное направление (Макс. кол-во баллов – 4).
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - ... 2-й элемент: - ... 3-й элемент: - … 4-й элемент: - … По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение (Макс. кол-во баллов – 4).
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз (1б), левой рукой – правое ухо(1б).
По 1 баллу за правильное выполнение (Макс. кол-во баллов – 2).
2. Показать предметы на картинке, которые находятся справа (1б.), слева(1б.),
вверху(1б.), внизу(1б.), впереди(1б.), сзади(1б.).
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление (Макс. кол-во баллов – 6).
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений (1б.)
- точность движений (1б.)
- темп движений(1б.)
- координацию движений(1б.)
- переключение от одного движения к другому(1б.).

26

Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 –
1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Низкий уровень – от 0-16 баллов
Средний уровень – от 17-31 баллов
Высокий уровень – от 32-46 баллов

27

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными

28

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога
1. Арсеневская О.В. Система музыкально-оздоровительной работы в детском
саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В. Арсеневская. – Волгоград:
Учитель, 2011.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений
/М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012
3. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет: Методическая литература /
Москва: Издательство «Сфера», 2018.
4. Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями
речи // Логопед. 2010. №8.
5. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических
занятий // Логопед. 2010. №7.
6. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду/ Музыкальные игры, упражнения, песни: Учебнометодическое пособие / - С.-Петербург: Издательство «Детство-Пресс, 2014.
7. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. /
Методические рекомендации. Конспекты занятий / - С.-Петербург: Издательство
«Детство-Пресс, 2017.
8. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях:
практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство
«Крона.Век», 2012 г.
9. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий Учебнометодическое пособие / Издательство: «Детство-Пресс», 2015.
10. Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
11. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология
развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебнометодическое пособие /под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный
книжный центр, 2017.
12. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с
использованием логоритмики. Методическое пособие / М.: Издательство
«Детство-Пресс», 2013 .
29

13. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями
речи: Учебное пособие / Изд.: Академия, 2014.
Список литературы для детей
1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. /Автор-составитель
И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития; Владимир:
ВКТ. 2008.-192с.
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов
и подвижных игр -М.: ВАКО,2005.-176с.
3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и
Д», 2005.-176с.
Интернет-ресурсы:
 http://Maam.ru
 http://Pedsite.ru
 http://doshkolnik.ru
 http://pochemu4ka.ru
 https://solnet.ee
 http://chudesenka.ru
 http://www.spas-extreme.ru
 https://www.materinstvo.ru
 http://www.dddgazeta.ru
 http://detkam.e-papa.ru
 http://mirdoshkolnikov.ru
 http://ten2x5.narod.ru
 http://baby-scool.narod.ru/index.html
 http://www.i-deti.ru

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».