ДООП Умники и умницы 2023-2024 уч. год

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Условия набора в группы
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы обучения и виды занятий
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план (для не умеющих читать)
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
5
5
6
6
6
7
8
8
8
8
9
12
13
14
17
17
17
18
22
22
22
24
33
37

1

«Скажи мне, и я забуду,
Докажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
и я научусь».
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство
определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания
(Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф.
Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только
познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен
усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений
природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения
разнообразных математических и логических задач.
Здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной
вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода
использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность
развития мыслительных операций у дошкольника.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательная программа «Умники и умницы» является составной
частью социально-гуманитарной направленности образования детей в
учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп» разработана
в
соответствии
с
основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
2

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
3

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные
принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду,
завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование
мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения,
врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор,
критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими
врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться
мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений,
оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое
мышление является инструментом познания окружающей действительности,
поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления
является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для
развития личности в целом.
Социальная значимость программы
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления
является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно
перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления,
позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного
материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики,
постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных
процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных
процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание
уделять развитию у детей приемов логического мышления.
Педагогическая целесообразность программы
Известно, что готовые знания усваиваются детьми без глубокого
осмысления, а лишь элементарным путем простого запоминания. Поэтому
предлагаемая нами программа «Умники и Умницы» направлена на осознанное
усвоение знаний, поскольку лишь такие знания используются в жизни. Для того
чтобы овладеть ими, ребенок должен умственно потрудиться, а логический
подход и состоит в том, чтобы при пояснении и показе усвоить предлагаемый
материал в результате определенной умственной работы.
Отличительные особенности
Особое внимание в Программе уделяется познавательному и речевому
развитию. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия
4

в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Широко
используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент.
Занятия строятся в форме путешествия, заочной экскурсии, викторины.
Предусматривается двигательная активность воспитанников в процессе
непосредственно - образовательной деятельности в виде физкультминуток,
динамических пауз, зрительной, дыхательной и пальчиковой гимнастики с учетом
психофизиологических особенностей детей, времени года.
А также работа по данной программе позволяет проводить занятия
интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые
формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения
знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных
интересов и коммуникативных способностей. Дети непосредственно
приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению,
затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу
ребёнка.
Новизна программы
Новизна программы определяется тем, что:
 обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
 подобран и систематизирован материал дидактических игр и
упражнений, используемых на занятиях по подготовке к школе;
 выделены способы определения результативности программы;
 занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время
игры
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения;
 организована система работы с родителями.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены
и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию,
необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал
располагается последовательно, от простого к более сложному.
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Умники и
умницы» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет,
проявляющих интерес к решению логических заданий.
5

Характеристика возрастных категорий
У детей данного возраста уже сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности, а также в сфере отношений. Эта
компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать
собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Ребенок в
состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении
социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать
интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать
инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится
качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать,
если что-то не получилось. Попытки самостоятельно придумывать объяснения
различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных
способностей.
Ребенок активно интересуется познавательной литературой,
изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их
самостоятельно. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно
адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более
объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Происходит
постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества,
общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни –
школьному обучению. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру,
поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам
анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи. Мыслительные операции являются инструментом
познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие
мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне
развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои
мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление
формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с
детьми по развитию у них мыслительных операций.
Принципы формирования учебных групп

6

На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 5-7 лет – 30
минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и
отдыха детей.
Общий объем ОП, продолжительность обучения
Программа реализуется в течение 1 года и по учебному плану рассчитана на
144 часа.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1
года, необходимого для ее освоения.
Уровень программы:
«стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель программы - развитие логического мышления, внимания в
процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметнодейственного и наглядно-образного сотрудничества с использованием
современных педагогических технологий.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 научить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу,
сравнению,
обобщению,
классификации,
систематизации,
смысловому
соответствию, ограничению;
7

 сформировать мотивацию учения, ориентировать на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества;
 увеличить объем внимания и памяти;
 сформировать мыслительные операций: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, конкретизация, аналогия;
 сформировать и развивать фонематический слух;
 сформировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения;
 расширить словарный запас детей;
 сформировать элементарные графические умения;
 обогатить практический опыт дошкольников посредством применения
информационно – коммуникативных технологий;
развивающие:
 развивать познавательную активность, познавательную мотивацию,
интеллектуальные способности детей, стремление к активной деятельности и
творчеству;
 развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать,
устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
 развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение,
творческие способности;
 развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения;
 развивать произносительные умения;
 развивать слуховое восприятие;
 развивать графические навыки;
 развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
 развивать глазомер, четкой координации руки;
воспитательные:
 воспитывать умения работать;
 воспитывать усидчивость;
 воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий;
 воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь
интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности;
 воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,
желание прийти на помощь сверстнику;
 воспитывать нравственные качества, а именно терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
8

 выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих;
 сформировать умения планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий;
 донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к
активному сотрудничеству.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 системности и планомерности. Развитие ребёнка – процесс, в котором
взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя
развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия
проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого
к более сложному;
 принцип учета возрастных особенностей. С учетом психологофизиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и
приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и
творческой индивидуальности;
 принцип доступности. Материал преподносится в доступной для
понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной;
 принцип креативности. Творческий подход педагога к проведению
занятий и творческое применение детьми знаний и умений;
 игровой принцип. Для детей дошкольного возраста ведущим видом
деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение
ведется через логические игры и игровые ситуации;
 принцип проблемного обучения. Создание проблемной ситуации на
занятии позволяет детям самостоятельно найти решение (выбор стратегии
поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т.д.);
 принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого
ребёнка – основной фактор его развития;
 принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе
обучения и воспитания. Ребенок развивается как личность в соответствии с его
физическими особенностями и имеющимися задатками;
 принцип индивидуальности и дифференцированности. Знание и учет
индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач
конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками,
корректирование методики воспитания и обучения;
9

 принцип единства развивающей и диагностирующей функции.
Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень
овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
10

В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.

11

Формы обучения и виды занятий
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные
занятия
обобщающего
и
углубляюще–
познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются
обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей,
закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств;
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня,
представляя свои творческие работы;
 праздники: День Земли, День воды, День Птиц и др.;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
Принципы построения занятий:
 создание психологически благоприятной атмосферы;
12

 соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;
 адекватность требований и нагрузок;
 доброжелательность;
 безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только
положительный результат;
 заинтересованность и активность самого ребёнка;
 содружество взрослого и ребёнка.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Предметные:
обучающиеся будут знать и уметь:
 основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификацию, систематизацию, смысловое соответствие, ограничение;
 мотивацию
учения,
ориентированную
на
удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества;
 применять увеличенный объем внимания и памяти;
 мыслительные операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, конкретизация, аналогия;
 применять сформированный и развитый фонематический слух;
 пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам,
используя простые предложения;
 применять расширенный словарный запас;
 применять элементарные графические умения;
 применять практический опыт посредством информационно –
коммуникативных технологий.
Метапредметные:
у обучающихся сформированы действия:
 познавательная активность, познавательная мотивация,
интеллектуальные способности, стремление к активной деятельности и
творчеству;
 умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать,
устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
 образное и вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие
способности;
 речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;
 слуховое восприятие;
 графические навыки;
 мелкая моторика рук и укреплены мелкие мышцы рук;
 глазомер, четкая координация рук;
13

 выделять главное;
 понимать творческую задачу;
 работать с дополнительной литературой, разными источниками
информации;
 соблюдать последовательность;
 оформлять результаты деятельности.
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
 активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
 сила воли, упорство в достижении цели;
 навыки работы индивидуально, в группе;
 понимание ценности здоровья;
 ответственность и уверенность в себе;
 умение работать;
 усидчивость;
 способность к самостоятельному выполнению заданий;
 интерес к познавательной деятельности и занятиям интеллектуальными
задачами;
 умение преодолевать трудности;
 уверенность в себе и желание прийти на помощь сверстнику;
 нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по
отношению к окружающим;
 умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих;
 умение планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий.
Способы определения результативности
Методы отслеживания результативности:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,
опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия детей в
мероприятиях, решение задач поискового характера, активности обучающихся на
занятиях и т.п.;
 мониторинг.
Формы подведения результатов
14

Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня
развития ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со
стороны педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к
проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети
хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, вовторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие задания (выставки рисунков к прочитанным произведениям, показы
детских достижений (ораторское искусство), конкурсы), наблюдение,
тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
Мониторинг результатов обучения ребенка и мониторинг личности
развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы» представлен в таблицах 1 и 2
«Приложение 1».
Ожидаемые результаты реализации программы

15

После реализации программы у обучающиеся будут сформированы умения
и навыки, необходимые для осуществления различных видов учебной
деятельности:
 выделять свойства предметов;
 находить
предметы,
обладающие
заданными
свойствами,
классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической
жизни;
 разбивать множества на подмножества, характеризующиеся заданным
свойством;
 обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по
признаку;
 сопоставлять целое и части для предметов и действий, сравнивать
предметы между собой;
 расставлять события в правильной последовательности;
 выполнять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
 находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
 проводить аналогию между разными предметами, переносить свойства
одного предмета на другие;
 овладение информационно-коммуникативными технологиями для
развития логического мышления.

16

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Название раздела и темы
1
2
3
4
5
6
7
8

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Развитие речи
Внимание
Память
Математика вокруг нас
Воображение и фантазия
Открытое занятие для родителей «В гостях у
принцессы Логики»
Игра- путешествие «В Вундеркиндию»
ИТОГО

Кол-во часов
Т
П
В
2

1

1

26
40
24
36
12

8
0,5
0,5
0,5

18
39,5
23,5
35,5
12

2
2
144

2

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
конкурс
конкурс
конкурс
конкурс
конкурс
открытое занятие

2
конкурс
10,5 133,5

2.2 Учебный (тематический) план
Название раздела и темы
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3

Вводное занятия. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Развитие речи
Расскажи нам о себе и своей семье
Мы в ответе за тех, кого приручили
Экскурсия в мир вещей
Мы идем в музей
Мы идем в театр
Как вести себя на улице, дома, в общественных
местах
Игровая программа «Юный экскурсовод»
Внимание
Выявление уровня развития внимания и
мышления
Развитие концентрации внимания
Тестирование и тренировка внимания
Развитие мышления
Тестирование и тренировка мышления
Предметы в пространстве
Сказочное ассорти
Эстафета занимательных заданий
Игровая программа «Я самый внимательный»
Память
Выявление уровня развития памяти и
мышления.
Развитие памяти
Предметы в пространстве

Кол-во часов

Формы аттестации/
контроля

В

Т

П

2

1

1

26
4
4
6
2
2

8
1
1
1
1
1

18
3
3
5
1
1

педагогическое
наблюдение
конкурс
наблюдение
наблюдение
наблюдение
творческое задание
творческое задание

6

3

3

практическое задание

2
40

0,5

2
39,5

игровая программа
конкурс

2

0,5

1,5

наблюдение

6
6
6
6
4
4
4
2
24

0,5

6
6
6
6
4
4
4
2
23,5

практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
игровая программа
конкурс

2

0,5

1,5

наблюдение

6
4

6
4

практическое задание
практическое задание
17

4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
6
6.1
6.2
6.3
7
8

«Глаз-фотограф»
«Я не поэт, я только учусь…»
Игровая программа «Занимательные задания от
Василисы Премудрой»
Математика вокруг нас
Выявление уровня развития логического
мышления
Развитие логического мышления
Знакомые предметы вокруг и на что они
похожи
Сравни предметы
Предметы в пространстве
Последовательность событий
Танграм
Игровая программа «Занимательные задания от
Василисы Премудрой»
Воображение и фантазия
Мир наоборот
Вообрази себя артистом
Сказочное ассорти
Открытое занятие для родителей «В гостях у
принцессы Логики»
Игра - путешествие «В Вундеркиндию»
Всего:

6
4

6
4

практическое задание
практическое задание

2

2

игровая программа

36

0,5

35,5

конкурс

2

0,5

1,5

наблюдение

6

6

практическое задание

6

6

практическое задание

6
4
4
6

6
4
4
6

практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание

2

2

игровая программа

12
4
4
4

12
4
4
4

конкурс
практическое задание
творческое задание
практическое задание

2

2

открытое занятие

2
144

2
конкурс
10,5 133,5

Содержание учебного плана
№
п/п

Раздел, тема

Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ.
1.
Игровая программа
«Давайте познакомимся»
2. Развитие речи
Расскажи нам о себе и
2.1
своей семье
Мы в ответе за тех, кого
2.2
приручили
2.3 Экскурсия в мир вещей
2.4 Мы идем в музей
2.5 Мы идем в театр
2.6 Как вести себя

2.7

Игровая программа
«Юный экскурсовод»

Содержание учебного плана
Практическая
Теоретическая составляющая
составляющая
Знакомство с программой, её
целями и возможностями.
Просмотр презентации.
Инструктаж по правилам
Игровая программа.
безопасностях на занятиях.
Знакомство со схемой связного
рассказа
Знакомство с правильным уходом за
домашними питомцами
Знакомство с вещами, которые нас
окружают
Какие музеи бывают. Как себя вести
в музее
Знакомимся с театром. Как себя
вести в театре
Знакомим детей с самыми главными
правилами поведения на улице,
дома, в общественных местах

Полный рассказ детей о
своей семье
Рассказ о своих домашних
питомцах
Решение заданий
Выполнение творческих и
практических заданий
Выполнение творческих и
практических заданий
Выполнение творческих и
практических заданий
Игровая программа.
Выполнение практических
заданий
18

Внимание
Выявление уровня
3.1 развития внимания и
мышления
Развитие концентрации
3.2
внимания
Тестирование и
3.3
тренировка внимания
3.

Что такое внимание и мышление.

Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение творческих и
практических заданий
Выполнение практических
заданий
Игровая программа.
Выполнение творческих и
практических заданий

3.4 Развитие мышления
3.5

Тестирование и
тренировка мышления

3.6 Предметы в пространстве
3.7 Сказочное ассорти
3.8

Эстафета занимательных
заданий

3.9

Игровая программа «Я
самый внимательный»

4.
4.
1
4.
2

Память
Выявление уровня
развития памяти и
мышления.

Что такое память и зачем мы ее
развиваем

4.4 «Глаз-фотограф»
«Я не поэт, я только
учусь…»

Игровая программа
4.6 «Занимательные задания
от Василисы Премудрой»
Математика вокруг нас
Выявление уровня
5.1 развития логического
мышления

Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение практических
заданий
Выполнение творческих и
практических заданий
Игровая программа
«Занимательные задания
от Василисы Премудрой».
Выполнение творческих и
практических заданий

Развитие памяти

4.3 Предметы в пространстве

4.5

Выполнение практических
заданий

5

5.2

Развитие логического
мышления

Знакомые предметы
5.3 вокруг и на что они
похожи
5.4 Сравни предметы
5.5 Предметы в пространстве

Что значит логическое мышление

Выполнение практических
заданий. Работа со
схемами и карточками
Выполнение практических
заданий. Работа со
схемами и карточками
Выполнение практических
заданий. Работа с
наглядным материалом
Выполнение практических
заданий. Работа с
наглядным материалом
Выполнение практических
19

5.6

Последовательность
событий

5.7 Танграм
Игровая программа
5.8 «Занимательные задания
от Василисы Премудрой»
6 Воображение и фантазия
6.1 Мир наоборот
6.2 Вообрази себя артистом
6.3 Сказочное ассорти

заданий. Работа с
наглядным материалом
Выполнение практических
заданий. Работа с
наглядным материалом
Выполнение практических
заданий. Решаем
головоломки
Игровая программа,
выполнение творческих и
практических заданий
Выполнение творческих и
практических заданий.
Работа с наглядным
материалом
Выполнение творческих и
практических заданий
Выполнение творческих и
практических заданий.
Викторина

7.

Открытое занятие для
родителей «В гостях у
принцессы Логики»

Открытое занятие для
родителей

8.

Игра - путешествие «В
Вундеркиндию»

Игровая программа,
выполнение творческих и
практических заданий

Ожидаемые результаты реализации программы
После реализации программы у обучающиеся будут сформированы умения
и навыки, необходимые для осуществления различных видов учебной
деятельности:
 выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие
заданными свойствами, классифицировать предметы по форме, цвету, величине,
функции в практической жизни;
 разбивать множества на подмножества, характеризующиеся заданным
свойством;
 обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по
признаку;
 сопоставлять целое и части для предметов и действий, сравнивать
предметы между собой;
 расставлять события в правильной последовательности;
 выполнять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
 находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
20

 проводить аналогию между разными предметами, переносить свойства
одного предмета на другие;
 овладение информационно-коммуникативными технологиями для
развития логического мышления.

21

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря – 8 января
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для
хранения наглядного материала;
 книжный уголок игротека;
 мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
 наглядный материал;
 канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают
родители/законные представители).
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог со средним
специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной категории. Образовательная программа осуществляется под
руководством одного педагога по профилю деятельности.
Методические материалы
Методическое обеспечение реализации программы:
 демонстрационный материал;
 дидактический материал;
 дидактические средства обучения (носители информации);
22

 учебно-методическое обеспечение (учебные пособия, тестовый
материал, методические разработки);
 средства наглядности.
Правильная организация образовательного процесса определяет качество
педагогической работы.
Основной идеей игровой технологии является сотрудничество, а не
соревнование, предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной
задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу
собственных возможностей, способностей.
На занятиях используются динамические упражнения, физкультминутки,
которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей,
отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия
упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
 Информационно дидактические материалы - примерные конспекты
занятий; сценарии мероприятий; демонстрационный материал; тематические
картотеки; конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов.
Методическое обеспечение ДООП «Умники и умницы»
№
п/п

Название
раздела, темы

1.

Развитие речи

2.

Внимание

3.

Память

4.
5.

6.

7.

Математика
вокруг нас
Воображение и
фантазия
Открытое
занятие для
родителей «В
гостях у
принцессы
Логики»
Игра путешествие «В
Вундеркиндию»

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
отдельный кабинет с
рабочими столами,
стульями, шкафами, для
хранения наглядного
материала, компьютер,
мультимедийное
оборудование
канцелярские
принадлежности,
конспекты занятий,
демонстрационный
материал, тематические
картотеки, наглядный
материал
презентационный
материал, рабочая
тетрадь

Формы, методы, приемы
обучения
Педагогические
технологии
Формы занятий:
 групповая;
 индивидуальногрупповая;
 фронтальная.
 Методы и приемы
обучения:
 словесный;
исследовательский;
 иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный; создание
психологически
благоприятной
атмосферы;
доброжелательность;
безоценочность.
Педагогические
технологии: личностноориентированное
обучение; КТД;
коммуникативная;
здоровьесберегающая

Формы учебного
занятия
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

открытое
занятие.

игровое

23

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного
образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений детей
в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивномодельной деятельности;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя
несколько модулей развитие саморегуляции и произвольности, развитие памяти,
развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия, развитие воображения,
развитие свойств и видов внимания, развитие коммуникативных навыков и
умений, развитие мышления (мыслительные операции), развитие логико–
математических знаний, умений и навыков. Для сбора диагностических данных
используется метод наблюдения. К каждому модулю прилагаются
диагностические карты, в которые заносятся достижения детей. Дополняются
наблюдения свободным общением педагога с детьми, играми, рассматриванием
картинок, схем, выполнением специально подобранных заданий.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3бальной системе:
 высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на
вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам
замечает ее и сразу исправляет;
 средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет
задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении
незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку
взрослым, сам исправляет ее;
 низкий (критический) – ребенок справляется только с частью заданий,
24

ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам
их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.
Критерии вносятся в диагностические карты.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям
оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что позволяет
определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем
самым избежать попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий
стандарт, обесценив его индивидуальность и творческие способности.
Для отслеживания результатов также создаются диагностические таблицы:
 наблюдения;
 личных бесед с детьми и их родителями;
 анализа продуктов деятельности детей;
 итогового занятия в виде викторины или досуга- праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Фонд оценочных средств
Для определения качества освоения обучающимися материала по
программе используются следующие оценочные средства:
 Контрольные и проверочные средства «мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умники и умницы» (Приложение 1. Таблица 1)»
 Контрольные и проверочные средства «мониторинг личности развития
ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы» (Приложение 1. Таблица 2).
Описание форм диагностики
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
Способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

25

Описание методик диагностики обучающихся
Изучение операции мышления – классификации
Материал: Картинки 7х7 по 5 шт. для каждой классификационной группы
(игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие и домашние животные, овощи, фрукты).
Исследование проводят индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку дают
картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй,
почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу».
Если ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа:
«Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта
картинка никуда не подходит?»
Обработка данных.
Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе.
Результаты оформляют в таблицу.
Определяют
основания
для
объединения
предметов
по
каждой
классификационной
группе: опирается ли на существенный признак, выделяют ли несущественный, не
может мотивировать объединение. Делают вывод о том, какие
классификационные группы ребенку легче выделить и мотивировать
объединения.
Методика «Самое непохожее» Л.А. Венгер
Цель: выявление уровня овладения мыслительными операциями анализа, синтеза,
сравнения и обобщения признаков.
Процедура проведения. Материалом служат 8 геометрических фигурок,
различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры
одного цвета (один круг маленький, другой – большой; один квадрат – маленький,
другой – большой). Остальные фигуры – другого цвета.
Педагог раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и
говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной
похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга».
Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необходимо, чтобы были
названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и
маленькие; круги и квадраты). После этого воспитатель предлагает подвести итог
сказанному: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие,
большие и маленькие».
Если у ребенка возникают затруднения, педагог может помочь и, указывая на две
фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и
маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от
друга?» Так же можно помочь выделить и другие признаки – цвет и форму.
26

Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку.
Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую
на эту. Самая непохожая – только одна» Указанную ребенком фигурку кладут
рядом с фигуркой- образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти
фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок
выполняет задание с 2-3 фигурками.
Обработка материала.
Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые
ориентировался ребенок при выборе «самый непохожей» фигурки и которые
назвал:
 высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние
одного-двух;
 средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние
одного;
 низкий уровень – преобладание выбора по одному признаку без
называния признака.
Тест «Нелепицы»
Эта методика позволяет оценивать элементарные образные представления
ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,
существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их
образом жизни, природы. Позволяет определить умение ребенка рассуждать
логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение: ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно
нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки, ребенок
получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли
здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе
покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и
объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле
должно быть».
Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала
ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке; затем
объясняет, как на самом деле должно быть.
За 3 минуты ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и
объяснить, что не так, почему не так, как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
 высокий уровень – если за 3 минуты ребенок заметил все 7 имеющихся
нелепиц, все объяснил, что не так и что, как должно быть на самом деле или
ребенок заметил все нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить;
27

 средний уровень – заметил все нелепицы, но 3-4 – не успел объяснить
или сказать, как должно быть на самом деле или заметил все нелепицы, но 5-7 –
но не успел объяснить ни одной;
 низкий уровень – за отведенное время не заметил даже 1-4 нелепиц и до
объяснения дело не дошло.
Изучение мыслительной операции – обобщение
Материал: 10 таблиц размером 12х12, разделенные на 4 квадрата, в каждом
квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по
существенным признакам, а 4 из них – лишний.
Исследования проводятся индивидуально с детьми 5-7 лет, ребенку показывают
по одной таблице и говорят; «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4
предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4 – лишний. Какой предмет
лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные 3 предмета?
Обработка данных:
Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по
понятийному признаку, делает обобщение на основе представления об
одновременном участии предметов в житейской ситуации.
Выявляет умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.
Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также как зависит
процесс обобщения от возраста детей.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
1.Какое из животных больше – лошадь или собака?
2.Утром люди завтракают. А вечером?
3.Днем на улице светло, а ночью?
4.Небо голубое, а трава?
5.Черешня, груши, сливы, яблоки … - это что?
6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7.Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
9.Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?
10.На кого больше похожа собака – на кошку или курицу?
11.Для чего нужны автомобилю тормоза?
12.Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13.Что общего между белкой и кошкой?
14.Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16.Какие ты знаешь виды транспорта?
17.Чем отличается старый человек от молодого?
28

18.Для чего люди занимаются спортом?
19.Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1.Лошадь больше.
2.Вечером ужинают.
3.Темно.
4.Зеленая.
5.Фрукты.
6.Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7.Города.
8.Правильный ответ: по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут
восемь и т.п.).
9.Щенок, ягненок.
10.На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, когти (достаточно назвать хотя бы
одно
подобие).
11.Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать
скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13.Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и
т.д.
14. Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт
вкручивают.
15.Виды спорта (спорт).
16.Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай,
метро, самолет и т.д.).
17.Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с
палочкой, у него много морщин, он часто болеет» и т.д.
18.Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19.Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что
правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие
приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу
поставленного перед ребенком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в
том, что ребенок правильно ответил на 15-16 вопросов.
Оценка результатов:
 высокий уровень – ребенок правильно ответил более чем на 13
вопросов;
29

 средний уровень – ребенок правильно ответил более чем на 10 вопросов;
 низкий уровень – ребенок правильно ответил менее чем на 10 вопросов.
 Перечень контрольно-измерительных материалов
 Картинки 7х7 по 5 шт. для каждой классификационной группы, 10
таблиц размером 12х12, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен
предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенным признакам,
а 4 из них – лишний – для изучения операции мышления, заготовка для фиксации
результатов тестирования.
 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине: 4
квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой –
большой; один квадрат – маленький, другой – большой). Остальные фигуры –
другого цвета. Заготовка для фиксации результатов тестирования.
 Картинки для теста «Нелепицы». Заготовка для фиксации результатов
тестирования.
 Тест для оценки словесно-логического мышления. Заготовка для
фиксации результатов тестирования.

30

Тезаурус
Логика. Слово «логика» происходит от слова древнегреческого Logos, что
означает «мысль», «разум», «закономерность». В современном языке логикой
называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления. В
дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словеснологическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления сравнение.
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по
существенным и несущественным признакам. Для выделения существенных
признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и
отвлечение от других. Для выделения ряда признаков требуется произвести
анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части,
элементы, признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез
(мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом
признаков существенных, в единое целое.
Обобщение - это мысленное объединение отдельных предметов в определенное
понятие на основании похожих существенных признаков.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа,
каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания
классификации. Под основанием классификации понимается признак, с точки
зрения которого данное множество делится на классы.
После знакомства с основными типами мыслительных операций рассмотрим
отношения, которые могут существовать между понятиями и которые ребенок,
уже начиная с дошкольного возраста, должен учиться находить самостоятельно.
Наиболее часто встречаются следующие отношения между понятиями:
1. Вид – род или род – вид.
2. Часть – целое.
3. Причина – следствие.
4. Последовательность.
5. Функциональные отношения.
6. Противоположность.
Наглядно-действенное мышление – ребенок мыслит через действие.
Наглядно-образное мышление – ребенок мыслит при помощи образов.
Словесно-логическое мышление – ребенок мыслит в уме.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о
предметах, их признаках, их отношениях. В языке суждение выражается с
помощью предложений.

31

Умозаключения – форма мышления, посредством которой одно или несколько
истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам
вывода получаем заключение. Умозаключения могут выводиться из одного
суждения. Их роль в процессе развития логического мышления очень велика, тат
как они позволяют исключить неясности.

32

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
33

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я развиваю логику. – Ярославль, Академия
развития, 2009;
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я учусь думать творчески. – Ярославль,
Академия развития, 2009.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Школа для малышей. Развиваем внимание,
восприятие, логику. –Ярославль., Академия развития, 2008.
4. Гаврина С.Е. «Логика». – Ярославль: Академия развития, 2008.- 64с.;
5. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. –СПб.: «Детство-Пресс»,
1998.
6. Горячев А.В. «Все по полочкам». Пособие для дошкольников 5-6 лет. –
Москва: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013 год. - 64 с.
7. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам». Методические рекомендации к
курсу информатике для дошкольников. – Москва: Баласс, 2010 г.- 64 с.
8. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый
день. - Ярославль, Академия развития, 2010.
9. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М.,
2008.
10. Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет учебно–
методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». М.: Ювента, 2013 –
80 с.
11. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
12. Ильина М.И. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.:
Питер, 2007;
13. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
14. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.
15. Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 5-6лет- М.:
Ювента, 2013
16. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998
17. Мищенкова Л. В., 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для
дошкольников. – Москва, РОСТ, 2011
18. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998
19. Мышление. – М.:ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009
20. Немов Р.С. Психология. – 3 том. – М.: Владос, 1999
34

21. Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж,
2007г. – 78 с.
22. Светлова И. Логика. М., 2007.
23. Светлова И.Е. «Развиваем воображение». – Москва: Изд-во Эксмо, 2005 г.-104 с.
24. Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,
мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г. - 68 с.
25. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия
развития, 1999 г. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).
26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. –
М.: Академия, 2000
27. Холодова О. За 3 месяца до школы: Задания по развитию познавательных
способностей (5-6 лет). Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.
28. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6-7 лет). Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.
29. Чарнер К., Мерфи М., Кларк Ч. «Играем, считаем, учимся. Математические
игры дома и на улице». – СПб.: Питер, 2011г. – 176 с.
30. Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» - Москва: АСТ:СЛОВО, 2013
г. -2 24 с.
Список литературы для детей:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я развиваю логику. – Ярославль, Академия
развития, 2009;
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я учусь думать творчески. – Ярославль,
Академия развития, 2009.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Школа для малышей. Развиваем внимание,
восприятие, логику. –Ярославль., Академия развития, 2008.
4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. –СПб.: «Детство-Пресс»,
1998.
5. Горячев А.В. «Все по полочкам». Пособие для дошкольников 5-6 лет. –
Москва: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013 год. - 64 с.
6. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый
день. - Ярославль, Академия развития, 2010.
7. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М.,
2008.
8. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.
9. Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 5-6лет- М.:
Ювента, 2013
10. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998

35

11. Мищенкова Л. В., 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для
дошкольников. – Москва, РОСТ, 2011
12. Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,
мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г. - 68 с.
13. Холодова О. За 3 месяца до школы: Задания по развитию познавательных
способностей (5-6 лет). Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.
14. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6-7 лет). Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.
15. Чарнер К., Мерфи М., Кларк Ч. «Играем, считаем, учимся. Математические
игры дома и на улице». – СПб.: Питер, 2011г. – 176 с.
16. Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» - Москва: АСТ:СЛОВО, 2013
г. -2 24 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2.
http://konkurs-kenguru.ru
российская
страница
международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.

36

Приложение 1
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умники и умницы»
Показатели
Критерии
(оцениваемые параметры)
I. Теоретическая подготовка ребенка: Соответствие теоретических
1. Теоретические знания (по
знаний ребенка программным
основным разделам учебного плана
требованиям;
программы)
Осмысленность и
2. Владение специальной
правильность использования
терминологией
специальной терминологии

II. Практическая под готовка ребенка:
1.Практические умения и навыки,
предусмотренные программой (по
основным разделам учебного плана
программы)
2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
3.Творческие навыки

Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения
Креативность в выполнении
практических заданий

Кол-во
Методы
баллов диагностик
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
наблюдение,
объема знаний, предусмотренных программой);
тестирование,
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет
5
контрольный
более 1/2);
опрос,
максимальный уровень (ребенок освоил практически
10
собеседование
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период).
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает
1
употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную
5
терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины
10
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием)
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
контрольные
предусмотренных умений и навыков);
задания
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков
5
составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок овладел практически
10
всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период).
минимальный уровень умений (ребенок испытывает
1
контрольные
серьезные затруднения при работе с оборудованием);
задания
средний уровень (работает с оборудованием с
5
помощью педагога);
максимальный уровень (работает с оборудованием
10
Степень выраженности Оцениваемого качества

37

самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
начальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном
задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет практические задания
с элементами творчества)
III. Обшеучебные умения и навыки
Адекватность восприятия
минимальный
уровень
умений
(обучающийся
ребенка:
информации, идущей от
испытывает серьезные затруднения при восприятии
3. Учебно-коммуникативные умения: педагога
информации, идущей от педагога,);
Свобода владения и подачи
средний уровень (обучающийся испытывает
3.1.1 Умение слушать и слышать
обучающимся
незначительные затруднения при восприятии
педагога
подготовленной
информации
информации, идущей от педагога,)
3.1.2 Умение выступать перед
Самостоятельность в
максимальный уровень (адекватное восприятие
аудиторией
построении
дискуссионного
информации, идущей от педагога)
3.1.3. Умение вести полемику,
выступления, логика в
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
участвовать в дискуссии
построении
доказательств
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
4. Учебно-организационные умения и
Способность самостоятельно объема навыков соблюдения правил безопасности,
навыки:
готовить свое рабочее место к предусмотренных программой);
4.1.1. Умение организовать свое
деятельности и убирать его за средний уровень (объем усвоенных навыков
рабочее (учебное) место
составляет более 1/2);
4.1.2. Навыки соблюдения в процессе собой
Соответствие
реальных
максимальный уровень (ребенок освоил практически
деятельности правил безопасности
навыков соблюдения правил весь объем навыков, предусмотренных программой за
4.1.3. Умение аккуратно выполнять
безопасности программным
конкретный период)
работу
требованиям
удовлетворительно – хорошо - отлично
Аккуратность и
ответственность в работе

1

контрольные
задания

5

10
1

наблюдение

5

10

1

наблюдение

5
10

38

Таблица 2
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии

Способность переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)
Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Степень выраженности оцениваемого качества

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;
- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;
- терпения хватает на все занятие;
— волевые усилия ребенка побуждаются извне;
- иногда - самим ребенком;
- всегда - самим ребенком;
- ребенок постоянно действует под воздействием контроля
извне;
-периодически контролирует себя сам;
- постоянно контролирует себя сам

- завышенная;
- заниженная;
- нормальная
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне;
- интерес периодически поддерживается самим ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается ребенком самостоятельно

Кол-во
баллов

Методы диагностики

наблюдение

1
5
10
1
5
10
1
5
10

наблюдение

наблюдение

1
5
10
1
5
10

наблюдение

Приложение 3
Развитие саморегуляции и произвольности:
 планирование своей деятельности;
 удержание цели деятельности;

 выполнение инструкции;
 анализ результатов своей деятельности.
Развитие восприятия:
 восприятие пространства;
 восприятие величины и формы;
 восприятие объема, времени.
Развитие коммуникативных навыков и умений:
 будь внимателен к другим;
 что значит сопереживать;
 я хороший, ты хороший!

Направления работы
Развитие памяти:
 наглядно-образная;
 словесно-логическая;
 эмоциональная;
 зрительная;
 слуховая.
Развитие воображения:
 активное;
 воссоздающее;
 творческое.
Развитие мышления (мыслительные
операции):
 анализ;
 синтез;
 сравнение;
 классификация, обобщение;
 аналогия.

Развитие мелкой моторики руки:
 рисование по опорным точкам;
 обведение контура предмета;
 различные виды штриховки;
 графические диктанты;
 нарисуй по образцу.
Развитие свойств и видов внимания:
 устойчивость;
 объем;
 распределение;
 концентрация.
Развитие логико–математических знаний,
умений и навыков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».