Со скоростью света полный скан

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации
программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3

Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Основные характеристики образовательной программы
Пояснительная записка
В современном мире уровень усвоения информации напрямую зависит от
скорости ее обработки и наоборот. Чем медленнее обучающийся читает, тем
дольше времени у него уходит на понимание прочитанного. При этом страдает и
объем полученной информации. Ритм современной жизни диктует свои правила и
от уровня полученных знаний зависит успешность обучающегося, его
мобильность, коммуникативность, деловые качества и многое другое. Именно
чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, ни один школьный
предмет не обходится без этого умения. В таких условиях навык быстрого,
рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов
существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а
инфантильного, ничем не интересующегося ученика – в лидера. Навык чтения
должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в
конце начального обучения ребенок имел скорость чтения не ниже 120 слов в
минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Со скоростью света» имеет
социально-гуманитарную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Со
скоростью света» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей на
развитие у детей навыка чтения, внимательности, памяти, скорости восприятия и
обработки текстовой информации. Мы живем в век бурного информационного
роста, и одним из важнейших навыков в современном мире становится способность
эффективно обрабатывать большие объемы информации. Поэтому, для
современного человека актуально быстро читать и усваивать полученную
4

информацию. Предлагаемая программа по скорочтению «Со скоростью света»,
построенная на основе техник развития внимательности, увеличения скорости
чтения и запоминания, и состоящая из занимательных практических упражнений,
позволяет формировать и развивать у обучающихся этот навык в увлекательной и
комфортной атмосфере.
В программе предусмотрено значительное количество активных форм
работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на
обеспечение повышения скорости восприятия текстовой информации и
максимального ее осмысления, развитие внимательности, приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности.
Социальная значимость программы
Человек еще со школьных лет вынужден постоянно работать с текстовой
информацией. От того, насколько быстро он читает, во многом зависит
продуктивность в самых разных областях деятельности. Навыки, связанные со
скоростью чтения, нужно тренировать еще в детском возрасте, когда мозг ребенка
лучше всего приспособлен к развитию интеллекта и приобретению полезных
способностей.
Важно учесть и то, что дети, которые владеют техникой скорочтения,
способны учиться лучше других своих сверстников. Эта закономерность легко
объяснима, ведь учебная программа предполагает изучение большого количества
книг и учебных пособий. Если ребенок очень быстро читает и хорошо запоминает
прочитанное, то ему не приходится тратить много времени и на выполнение
домашних заданий. Освоение материала дается ему легко, а потому и мотивация к
учебе повышается. Быстрое чтение — это возможность усвоить больше
информации за меньшее количество времени. Но это далеко не единственная
польза от освоения данного навыка. Тренируясь в скорочтении, ребенок повысит
общую успеваемость в школе. Техника быстрого чтения подразумевает
разностороннее развитие интеллекта ребенка: улучшает внимание и память (легко
запомнить стих, выучить параграф из учебника, вспомнить все решенные примеры
на уроке), развивает воображение (расширяет кругозор, развивает зрительную
память и образное мышление), развивает пространственное мышление, повышает
общую успеваемость в школе (русский язык, литература, естественные науки,
математика), тренирует способность фильтровать потоки информации.
Фильтровать входящую информацию в наше время очень важно, поскольку бурный
поток данных преследует нас каждый день. Умение выделить главное и
сосредоточиться на этом — одна из основ образовательного процесса. Поэтому чем
раньше овладеешь этим навыком — тем лучше.

5

Также скорочтение развивает способность взаимодействия и общения с
другими людьми за счет улучшения качества устной речи.
Педагогическая целесообразность программы по скорочтению «Со
скоростью света» обусловлена важностью создания условий для формирования у
обучающихся навыка эффективного чтения, который необходим для успешного
прохождения базовой школьной программы, необходимостью развития у
обучающихся: внимательности, памяти, умения быстро воспринимать и
обрабатывать текстовую информацию, которые необходимы для общего
интеллектуального развития ребенка.
Отличительные особенности
При составлении программы был изучен опыт авторов других программ и
методических разработок таких как Андреев О., Абдулова Г., Ахмадулин Ш.,
Зиганов И., Банквинкель Х., Штурц П. и др.
Особенностью методики является то, что на каждом занятии дети выполняют
ряд упражнений, направленных на развитие внимательности, которая является
основой базовых когнитивных способностей. Алгоритмы правильной постановки
задачи позволяют детям научиться определять, что именно им нужно прочитать,
зачем, на какие ключевые критерии им следует обратить внимание. По мере
развития внимательности постепенно изучаются и применяются на практике
техники повышения скорости восприятия текстовой информации. Для повышения
качества осмысления прочитанного текста дети учатся использовать определенные
алгоритмы, которые помогают выделить основные смыслы и важные детали,
факты. Закрепление полученных на занятиях умений происходит благодаря
выполнению учащимися домашнего задания. Все упражнения по работе с текстом
на занятии и дома выполняются обучающимися в специальных рабочих тетрадях,
составленных с использованием методики М.В. Шутовой, а также методические
рекомендации Ш. Ахмадуллина.
Чтобы сделать этот процесс для учащихся максимально интересным
применяются специальные игры, направленные на развитие внимательности,
памяти и зрительного канала восприятия.
Новизна программы состоит в том, что впервые использован комплексный
подход в развитии когнитивных способностей человека. Опираясь на исследования
и методологические программы предшественников, разработаны новые методы
эффективного скорочтения, внедрены новые программы по оптимизации работы с
текстом для наиболее эффективного и качественного понимания прочитанного.

6

Также добавлены интерактивные методы работы для развития памяти,
модернизированы мнемотехники.
Адресат программы
Возраст обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по
скорочтению «Со скоростью света» ориентирована на детей младшего школьного
возраста от 7 до 9 лет, проявляющих интерес к чтению.
Психолого-педагогические особенности детей 7-9 лет
Для более качественного обучения необходимо знать психологические
особенности воспитанников этих возрастных групп.
7-9 лет – это возраст относительно спокойного и равномерного физического
развития. Основной, ведущей деятельностью является учение, важнейшей
обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает
окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и
новые стороны. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего
школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на
этом уровне психического развития связано с практической деятельностью
ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то
изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Характерная особенность обучающихся – ярко выраженная эмоциональность
восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно
поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие
углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает
характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся.
Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого
регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста
ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так
называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте
развито непроизвольное внимание.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте –
это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с
представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с
данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение
7

совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения
действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное
с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в
новые сочетания, комбинации, также развивается.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 12-15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и
разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 7-9 лет – 40
минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и
отдыха детей.
Общий объем ОП, продолжительность обучения
Программа реализуется в течение 1 года и по учебному плану рассчитана на
144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1 года,
необходимого для ее освоения.
Уровень программы - «стартовый». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2. Цель программы – развитие навыков рационального чтения,
повышение скорости чтения и усвоения информации обучающимися для
успешного обучения.

8

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
образовательные:
образовательные:
 способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
 формирование навыков звукового анализа слов, грамматически
правильной речи;
 расширение знаний об окружающем мире;
 ознакомление с художественной литературой;
 обучение умению оценивать результаты своей деятельности и
деятельности сверстников;
развивающие:
 улучшение понимания прочитанной информации;
 развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
 развитие речи;
 развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры
речи;
 способствование развитию мотивации к процессу обучения;
воспитательные:
 формирование коммуникативных навыков;
 воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к
взрослым;
 формирование определенных черт характера: дисциплинированности,
организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
 воспитание самостоятельности и умения использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры
Содержание программы по скорочтению «Со скоростью света» создаёт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя. Ребенокчитатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В
процессе работы с текстом развиваются память, внимание, воображение.
Настоящая программа предусматривает разнообразные методические
приёмы, формы подачи текстов, систему вопросов и виды заданий, которые
помогают максимальному совершенствованию навыков чтения:
 упражнение на развитие подвижности речевого аппарата;
 работа со скороговорками;
 упражнения со слоговыми таблицами;
 работа с текстом на время;
9

 упражнения на развитие угла зрения;
 упражнения на развитие зрительной памяти;
 упражнения на развитие слуховой памяти.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 принцип адаптивности;
 принцип творческого развития;
 принцип психологической комфортности;
 принцип гармонического воспитания личности;
 принцип успешности;
 принцип доступности;
 принцип индивидуального подхода.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы по скорочтению
«Со скоростью света». Они помогают при выполнении творческих заданий и
проектов, становятся участниками и организаторами внутри коллективных
мероприятий, выступают сопровождающими на мероприятиях.
В течение всего учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:

10

 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения
и вызывают большой познавательный интерес;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня,
представляя свои творческие работы;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы
обучения:
 словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
 наглядные: демонстрация;
 практические: упражнения, выполнение графических записей;
 аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
и воспитания:
 убеждение,
 упражнение,
 личный пример
 поощрение.
Рациональное применение этих форм, методов обучения обеспечивает
эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета.
 коммуникативные навыки;
 доброжелательное отношение друг к другу, уважение к взрослым;
11

 дисциплинированность, организованность, собранность, аккуратность и
работоспособность;
 самостоятельность и умение использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
У обучающихся будет:
 понимание прочитанной информации;
 развиты логическое мышление, произвольное внимание, память;
 развита речь;
 развит артикуляционный аппарат и сформирован звуковая культура речи;
 развита мотивация к процессу обучения.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в литературнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета.
Обучающиеся:
 освоят приёмы и техники скорочтения;
 сформируют навыки звукового анализа слов, грамматически правильной
речи;
 расширят знания об окружающем мире;
 ознакомятся с художественной литературой;
 обучатся умению оценивать результаты своей деятельности и
деятельности сверстников;
Целевые ориентиры образовательной программы:
 ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно
расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях,
деятельности с другими детьми и взрослыми, способен понимать состояния и
поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной
ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с
окружающими;
 ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться,
уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с
чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с
людьми других национальностей и др.), с удовольствием рассказывает о своих
друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического
общения;
12

 ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения
с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и
реальных ситуаций взаимодействия;
 ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет
воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и
слабых, посильно помогает им;
 ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность
расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых
знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать
разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов,
получения знаний и содержательного общения;
 ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории,
необычным памятникам, зданиям, к событиям настоящего и прошлого родного
края, к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству
с их культурой, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное
исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с
прошлым и настоящим родного края;
 ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в
рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных
способов решения одной и той же задачи, способностью выйти за пределы
исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый,
оригинальный продукт;
 ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту
окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного,
музыкального творчества;
 ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого
бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих,
соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и
эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и
сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и
общении;
 ребенок знает названия художественных произведений, свойственных
своему возрасту.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
13

В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня
развития ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со
стороны педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к
проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети
хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, вовторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие задания, конкурсы, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование,
мониторинг достижений.
Способами определения результативности программы по скорочтению «Со
скоростью света» являются диагностика, проводимая в конце года обучения в виде
педагогического наблюдения и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
Мониторинг результатов обучения ребенка и мониторинг в процессе
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по
скорочтению «Со скоростью света» представлен в Приложении 1.
Ожидаемые результаты реализации программы
После прохождения программы обучающиеся должны
знать:
 содержание изученных литературных произведений;
 стихотворения, басни, считалки, загадки, потешки;
уметь:
 управлять своим вниманием;
 использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой
умственной работоспособности;
14

 справляться с информационным «завалом»;
 пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
 максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
 выделять в тексте самое важное и необходимое;
 логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
 обоснованно делать выводы, доказывать;
 читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное;
 свободно читать тексты больших объёмов.

15

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
Кол-во часов
В
Т
П

№
п/п

Название раздела

1

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»

2

1

1

2

Скорочтение

30

14

16

3

Развитие периферического зрения

6

3

3

4

Развитие скорости мышления

4

2

2

5

Мнемотехника

26

13

13

6

Развитие логического мышления

4

2

2

7

Развитие 4 видов памяти

4

2

2

8

Развитие вербального интеллекта

30

13

17

9

Развитие дикции

10

5

5

10

Слоговое чтение

6

3

3

11

Работа с текстом

20

10

10

12

Игровая программа «Со скоростью света»

2

1

1

144

69

75

Итого часов

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
2.2. Учебный (тематический) план
Кол-во часов
№ п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3

Разделы программы

В

Т

П

2

1

1

30

14

16

Повышение скорости артикуляционного чтения
Понятие скорочтения
Виды скорочтения
Чтение «с моторчиком»

2
2

1
1

1
1

2

1

1

Чтение «со шторкой»

2

1

1

Чтение «со стуком ритма»

2

1

1

Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы».
Скорочтение

Формы
аттестации/контр
оля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
комплексное
комплексное
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
16

2.3.4

Чтение «с указкой»

2

Чтение с решеткой

2

Фразовое чтение

2

Зашумленный текст

2

Клиновидные таблицы

2

Поисковое чтение

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
комплексное
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

2

4

Развитие крупной и мелкой моторики
Геометрические шифровки

2
2

1

1

1

1

Развитие периферического зрения

6

3

3

Работа с «таблицами Шульте»

2

1

1

«Созерцание зеленой точки»

2

1

1

Развитие скорости мышления

4

2

2

Работа правого и левого полушарий мозга, общие
характеристики
Мнемотехника

4

2

2

комплексное

26

13

13

5.1
5.2

Понятие мнемотехник как способов запоминания
Метод «Цицерона»

2
2

1

1

1

1

5.3

Метод ассоциативных связей

2

1

1

5.4

Метод «рассказ»

2

1

1

5.5

Метод «кодировка слово-слово»

2

1

1

5.6

Метод «кодировка слово - символ»

2

1

1

5.7

Метод «кодировка картинка – слово»

2

1

1

5.8

Метод «кодировка картинка – символ»

2

1

1

5.9

Метод запоминания стихов «слово-символ»

2

1

1

5.10

Метод запоминания словарных слов
«графический»
Метод запоминания словарных слов «звуковые
ассоциации»
Развитие логического мышления

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

1

1

педагогическое
наблюдение
комплексное
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
практическое
задание

2.3.5
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.
3.1
3.2
4.
4.1
5.

5.11
6
6.1

Тесты на IQ Амтхауэра

17

6.2
7

Тесты на IQ Айзенка
Развитие 4 видов памяти

7.1

Развитие визуальной памяти

7.2

Развитие аудиальной памяти

7.3

Развитие моторной памяти

7.4

Развитие наглядно-образной памяти

8

Развитие вербального интеллекта

2

1

1

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

30

13

17

6

2

4

4

2

2

8.2

Понятие краткого и полного пересказа,
выделение основной мысли прочитанного
Работа с синонимами

8.3

Работа с антонимами

4

2

2

8.4

Работа с фразеологизмами

4

2

2

8.5

Анаграммы

4

2

2

8.6

Расширение словарного запаса

6

2

4

8.7
9

Тесты на «вербальный интеллект»
Развитие дикции

2

1

1

10

5

5

9.1

Скороговорки

4

2

2

9.2

Чистоговорки

2

1

1

9.3

Тон и сила голоса

2

1

1

9.4

Интонация. Стоп! Сделай паузу!

2

1

1

10

Слоговое чтение

6

3

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

20

10

10

4

2

2

4

2

2

8.1

10.1

Работа с простейшими слогами

10.2

Чтение слогов лесенкой

10.3

Чтение слогов повышенной сложности

11
11.1
11.2

Работа с текстом
Методы аудиального и визуального восприятия
текста
Метод «оживления»

практическое
задание
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
комплексное
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
комплексное
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение
практическое
задание
практическое
задание
18

11.3

Метод «ощущения»

11.4

Метод «выделения опорных
пунктов в тесте»
Метод «вопросов»

11.5
12

Игровая программа «Со скоростью света»
Итого

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

1

1

144

69

75

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа
«Будем знакомы».
Теория: знакомство с программой «Со скоростью света».
Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте познакомимся».
Раздел 2. Скорочтение
Тема 2.1 Повышение скорости артикуляционного чтения
Теория: понятие термина «артикуляция»
Практика: выполнение упражнений на развитие артикуляции,
чтение сложных звукобуквенных сочетаний на время, проговаривание
скороговорок.
Тема 2.2 Понятие скорочтения
Теория: краткая характеристика методов скорочтения.
Практика: первичный замер скорости чтения, проверка пересказа.
Тема 2.3 Виды скорочтения
Тема 2.3.1 Чтение «с моторчиком»
Теория: знакомство с термином «чтение с «моторчиком».
Практика: чтение художественного текста вслух с «моторчиком». Пересказ
прочитанного, ответы на вопросы.
Тема 2.3.2 Чтение «со шторкой»
Теория: понятие термина «чтение «со шторкой»»
Практика: чтение художественного текста про себя «со шторкой», пересказ
прочитанного, ответы на вопросы.
Тема 2.3.3 Чтение «со стуком ритма»
Теория: понятие термина «чтение «со стуком ритма»
Практика: чтение художественноготекста про себя «со стуком
ритма», пересказ прочитанного,ответы на вопросы.
Тема 2.3.4 Чтение «с указкой»
Теория: понятие термина «чтение «с указкой»».
Практика: чтение художественного текста про себя «с указкой», пересказ
прочитанного, ответы на вопросы
19

Тема 2.3.5 Чтение с решеткой
Теория: понятие термина «чтение с решеткой».
Практика: чтение текста про себя «с решеткой», пересказ прочитанного, ответы на
вопросы
Тема 2.4 Фразовое чтение
Теория: объяснение термина «Фразовое чтение»
Практика: письменные задания в тетради, чтение фраз из разных видов текста.
Тема 2.5 Зашумленный текст
Теория: понятие термина «Зашумленный текст»
Практика: письменная и устная работа с художественным текстом.
Тема 2.6 Клиновидные таблицы
Теория: понятие и виды клиновидных таблиц.
Практика: выполнение упражнений с таблицами.
Тема 2.7 Поисковое чтение
Теория: объяснение материала по поисковому чтению.
Практика: устная работа с художественным тестом.
Тема 2.8 Развитие крупной и мелкой моторики
Теория: понятие терминов «крупная и мелкая моторика».
Практика: выполнение упражнений на развитие крупной и мелкой моторики.
Тема 2.9 Геометрические шифровки
Теория: понятие термина «Геометрические шифровки».
Практика: выполнение заданий, работа с пособием по геометрическим шифровкам.
Раздел 3. Развитие периферического зрения
Теория: понятие термина «периферическое зрение».
Практика: выполнение упражнений, направленных на развитие периферического
зрения
Тема 3.1 Работа с «таблицами Шульте»
Теория: понятие и виды таблиц
Практика: зрительная гимнастика, выполнение заданий на развитие
периферического зрения, работа с «таблицами Шульте».
Тема 3.2 «Созерцание зеленой точки»
Теория: объяснение задания по зрительной гимнастике
Практика: выполнение заданий н а развитие периферического зрения, работа с
методическими пособиями «Созерцание зеленойточки».
Раздел 4. Развитие скорости мышления
Тема 4.1 Работа правого и левого полушарий мозга, общие характеристики
Теория: понятие термина «правое и левое полушария головного мозга человека»
Практика: выполнение поразвитию и гармонизации полушарий мозга.
Раздел 5. Мнемотехника
20

Тема 5.1 Понятие мнемотехник как способов запоминания
Теория: понятие термина «мнемотехника».
Практика: Знакомство с основнымиметодами запоминания.
Тема 5.2 Метод «Цицерона»
Теория: знакомство с методом мнемотехники «метод Цицерона».
Практика: Запоминание картинок, слов, карточек, игрушек, словосочетаний,
фразеологизмов и текстов, развитие образного мышления при помощи данного
метода.
Тема 5.3 Метод ассоциативных связей
Теория: знакомство с методоммнемотехники «метод ассоциативных связей».
Практика: запоминание картинок, слов,карточек, игрушек, словосочетаний,
фразеологизмов и текстов, развитие образного мышления при помощи
данного метода.
Тема 5.4 Метод «рассказ»
Теория: знакомство с методоммнемотехники «Рассказ».
Практика: запоминание картинок, карточек, словосочетаний и текстов, развитие
образного мышления при помощи данного метода.
Тема 5.5 Метод «кодировка слово-слово»
Теория: разбор метода мнемотехники «кодировка слово-слово».
Практика: запоминание слов, словосочетаний, фразеологизмов и текстов,
развитие образного мышления при помощи данного метода.
Тема 5.6 Метод «кодировка слово - символ»
Теория: знакомство с методоммнемотехники «кодировка слово-символ».
Практика: запоминание слов, словосочетаний, фразеологизмов и текстов, развитие
образного мышления при помощи данного метода.
Тема 5.7 Метод «кодировка картинка – слово»
Теория: знакомство с методоммнемотехники «кодировка картинка-слово».
Практика: запоминание картинок, карточек, игрушек, развитие образного
мышления припомощи данного метода.
Тема 5.8 Метод «кодировка картинка – символ»
Теория: знакомство с методом мнемотехники «кодировка картинка-слово».
Практика: запоминание картинок, карточек, игрушек, развитие образного
мышления припомощи данного метода.
Тема 5.9 Метод запоминания стихов «слово-символ»
Теория: знакомство с методом мнемотехники для запоминания стихов «словосимвол».
Практика: запоминание стихов, развитие образного мышления при помощи
данного метода.
Тема 5.10 Метод запоминания словарных слов «графический»
21

Теория: знакомство с методом мнемотехники для запоминания словарных слов
«графический».
Практика: запоминание словарных слов, развитие образного мышления при
помощи данного метода.
Тема 5.11 Метод запоминания словарных слов «звуковые ассоциации»
Теория: знакомство с методом мнемотехники для запоминания словарных слов
«звуковых ассоциаций».
Практика: запоминание словарных слов, развитие образного мышления
при помощиданного метода.
Раздел 6. Развитие логического мышления
Тема 6.1 Тесты на IQ Амтхауэра
Теория: рекомендации и правила по прохождению теста
Практика: выполнение тестов на IQ Амтхауэра.
Тема 6.2 Тесты на IQ Айзенка
Теория: рекомендации и правила по прохождению теста
Практика: выполнение тестов на IQ Айзенка.
Раздел 7. Развитие 4 видов памяти
Тема 7.1 Развитие визуальной памяти
Теория: понятия «визуал», «визуальное восприятие», «визуальная память».
Практика: выполнение упражнений на развитие визуальной памяти.
Тема 7.2 Развитие аудиальной памяти
Теория: понятия «аудиал», «аудиальное восприятие», «аудиальная память».
Практика: выполнение упражнений на развитие аудиальной памяти, развитие
воображения.
Тема 7.3 Развитие моторной памяти
Теория: понятие «моторная память».
Практика: выполнение упражнений на развитие моторной памяти.
Тема 7.4 Развитие наглядно-образной памяти
Теория: понятия «образ», «наглядно-образная память».
Практика: Выполнение упражненийна развитие наглядно-образной памяти.
Раздел 8. Развитие вербального интеллекта
Тема 8.1 Понятие краткого и полного пересказа, выделение основной мысли
прочитанного
Теория: понятия «вербальный интеллект», работа с текстами, понятие полного,
краткого пересказа, выделение основной мысли прочитанного.
Практика: работа с художественным текстом.
Тема 8.2 Работа с синонимами
Теория: понятие «синоним».
Практика: выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта
22

через работу с синонимичными рядами.
Тема 8.3 Работа с антонимами
Теория: понятия «антоним».
Практика: Выполнение упражнений на развитие вербального
интеллекта через работу с антонимичными рядами.
Тема 8.4 Работа с фразеологизмами
Теория: понятия «фразеологизм».
Практика: Выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта через
работу с фразеологическими рядами.
Тема 8.5 Анаграммы
Теория: понятия «анаграммы».
Практика: выполнение упражнений на разгадывание анаграмм и их составление
Тема 8.6 Расширение словарного запаса
Теория: понятие «словарный запас» и как его расширять
Практика: выполнение упражнений на развитие вербального интеллекта,
активизацию лексикона, а также знакомство с новыми словами и терминами.
Тема 8.7 Тесты на «вербальный интеллект»
Теория: объяснение задания по выполнению тестов
Практика: выполнение тестов назакрепление и усваивание новых терминов и слов.
Раздел 9. Развитие дикции
Тема 9.1 Скороговорки
Теория: для чего нужны скороговорки и как они помогают развивать речь.
Практика: работа над комплексом артикуляционной гимнастики со
скороговорками, направленными на развитие речевой моторики
Тема 9.2 Чистоговорки
Теория: методы воздействия на речевую моторику
Практика: отработка правильной, выразительной, четкой речи с помощью
чистоговорок
Тема 9.3 Тон и сила голоса
Теория: методы разбора тона и силы голоса
Практика: тренировки по работе с голосовым аппаратом
Тема 9.4 Интонация. Стоп! Сделай паузу!
Теория: Компоненты выразительной интонации.
Практика: выполнение упражнений на закрепление понимания выразительности
чтения
Раздел 10 Слоговое чтение
Тема 10.1 Работа с простейшими слогами
Теория: понятие слога
Практика: тренировка в слогосложении, работа с таблицами
23

Тема 10.2 Чтение слогов лесенкой
Теория: обзор метода «чтение лесенкой»
Практика: тренировка навыков чтения по слогам с помощью специальных
"ступенек"
Тема 10.3 Чтение слогов повышенной сложности
Теория: устный разбор слоговых таблиц
Практика: тренировка техники чтения по усложненной слоговой таблице.
Раздел 11 Работа с текстом
Тема 11.1 Методы аудиального и визуального восприятия текста
Теория: понятие термина «аудиальное и визуальноевосприятие текста».
Практика: применение на практике
Тема 11.2 Метод «оживления»
Теория: знакомство с методомвосприятия текста «оживление».
Практика: отрабатывание его на примерах.
Тема 11.3 Метод «ощущения»
Теория: знакомство с методом восприятия текста «ощущения».
Практика: отрабатывание его на примерах.
Тема 11.4 Метод «выделения опорных пунктов в тесте»
Теория: знакомство с методом восприятия текста «выделение опорных пунктов».
Практика: отрабатывание его на примерах.
Тема 11.5 Метод «вопросов»
Теория: знакомство с методом восприятия текста «вопросов».
Практика: отрабатывание его на примерах.
Раздел 12 Игровая программа «Со скоростью света»
Теория: правила игровой программы
Практика: игровая программа «Со скоростью света».

24

3. Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
№
п/п

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

сентября
декабря – 8 января
31 мая

По производственному календарю в 2024 году
С учетом праздничных и присоединенных к ним дней, длинные выходные в
2024 году будут такими:
4 ноября 2024 года — 1 день
По производственному календарю в 2025 году
С учетом праздничных и присоединенных к ним дней, длинные выходные в
2025 году будут такими:
с 30 декабря 2024 года по 8 января 2025 года – 10 дней
24 февраля 2025 года – 1 день
с 8 марта по 10 марта 2025 года – 3 дня
с 1 мая по 2 мая 2025 года – 2 дня
09 мая 2025 года – 1 день
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для хранения
наглядного материала;
 книжный уголок в кабинете;
 мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
 секундомер;
 рабочая тетрадь «Скорочтение» (приобретают родителями);
 комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями;
 наборы сюжетных (предметных) картинок;
 наборы скороговорок, пословиц, поговорок;
 набор деформированных предложений;
25

 набор таблиц Шульте, клиновидные таблицы;
 струп-тесты;
 тексты для чтения;
 рисунки для запоминания;
 набор пирамид;
 таблицы достигнутых результатов;
 канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают
родители/законные представители).
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог со средним
специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для реализации
данной образовательной программы.
Методическое обеспечение
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной
литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития,
существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для
чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе
книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести
познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе
отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений
эстетики. Правильная организация образовательного процесса определяет качество
педагогической работы.
Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не
соревнование, предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной
задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу
собственных возможностей, способностей.
На занятиях используются динамические упражнения, физкультминутки,
которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей,
отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия
упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Художественная литература по темам курса:
 детская художественная литература;
 детская познавательная литература.

26

Цифровые образовательные ресурсы:
Науменок http://naymenok.ru/nejrofitnes-dlya-detej/
Науменок http://naymenok.ru/tablitsyi-shulte-dlya-detey/
Информационно дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 сценарии мероприятий;
 демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
 тематические картотеки: «стихи», «загадки», «сказки»;
 биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по
организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
 конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов.
Методическое обеспечение ДООП по скорочтению «Со скоростью света»
Материальнотехническое
№
Название
оснащение,
п/п
раздела, темы
дидактикометодический
материал
Вводное занятие. отдельный кабинет
Инструктаж по
с рабочими
ПБ. Игровая
столами, стульями,
1.
программа
шкафами, для
«Давайте
хранения
познакомимся»
наглядного
материала,
Скорочтение
2.
компьютер,
мультимедийное
Развитие
3. периферического оборудование,
детская
зрения
художественная
Развитие
литература,
4. скорости
детская
мышления
познавательная
5. Мнемотехника
литература,
Развитие
аудиокниги,
6. логического
примерные
мышления
конспекты
Развитие 4 видов занятий, сценарии
7.
памяти
мероприятий,
Развитие
демонстрационный
8. вербального
материал: серия
интеллекта
сюжетных картин,
9. Развитие дикции тематические
картотеки:
10. Работа с текстом
«стихи»,

Формы, методы, приемы
обучения
Педагогические
технологии
Формы занятий:

групповая;

индивидуальногрупповая;

фронтальная.

Методы и
приемы обучения:

словесный;
исследовательский;

иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный; создание
психологически
благоприятной
атмосферы;
доброжелательность;
безоценочность.
Педагогические
технологии: личностноориентированное
обучение;
КТД;
игровая;
коммуникативная;
здоровьесберегающая

Формы учебного
занятия

беседа;

обсуждение;

викторина;

конкурс;

занятиеигра;

игровая
программа;

практическое
занятие;

открытое
занятие.

27

«загадки»,
«сказки»,
биографии детских
писателей,
портреты,
методические
рекомендации по
организации
различных форм
работы с детьми
по творчеству
писателей,
канцелярские
принадлежности.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного
образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений детей в
конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивномодельной деятельности;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя
несколько модулей развитие саморегуляции и произвольности, развитие памяти,
развитие восприятия, развитие воображения, развитие свойств и видов внимания,
развитие коммуникативных навыков и умений, развитие мышления
(мыслительные операции). Для сбора диагностических данных используется метод
наблюдения.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3бальной системе:
28

 высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на
вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает
ее и сразу исправляет;
 средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет
задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении
незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым,
сам исправляет ее;
 низкий (критический) – ребенок справляется только с частью заданий,
ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам
их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.
Критерии вносятся в диагностические карты.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям
оцениваются достижения обучающихся в качественном выражении, что позволяет
определить индивидуальное своеобразие развития каждого и тем самым избежать
попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт,
обесценив его индивидуальность и творческие способности.
Для отслеживания результатов также создаются диагностические таблицы:
 наблюдения;
 личных бесед с детьми и их родителями;
 анализа продуктов деятельности детей;
 итогового занятия в виде викторины, игровой программы или досуга праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Фонд оценочных средств
Для определения качества освоения обучающимися материала по программе
используются следующие оценочные средства:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по скорочтению «Со
скоростью света» (Приложение 1);
 мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по
скорочтению «Со скоростью света» (Приложение 2. Таблица 2).

29

Описание форм диагностики
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
Способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

30

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
31

13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для детей:
1. Абдулова Г. Ф. «Скорочтение для детей». – Малыш, 2018
2. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и
понимать прочитанное» - М.: Билингва, 2015
3. Ахмадуллин Ш. «Развитие логики и мышления у детей». - М.: Билингва, 2015
4. Ахмадуллин Ш. «Развитие памяти у детей». - М.: Билингва, 2015 - 110 с.
5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая
педагогика, 1993
6. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 6-8 лет». - М.: Билингва,
2018
7. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 8-10 лет». - М.: Билингва,
2018
8. Васильева Л.Л. «Тренажер интеллекта для детей 11-12 лет». - М.: Билингва,
2018
9. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». – М.: «Просвещение», 1991
10. Зотов С.Г. «Повышение скорости чтения». - Феникс, 2016
11. Королева Г. В. «Читаем быстро». – Омега - Л, 2019
12. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002
13. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»
г. Челябинск, 2011
Список литературы для педагога:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в
детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гавриш Н.В., Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. М:
Издательство «Сфера» 2007.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., МозаикаСинтез, 2009
4. Гурович Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. –
СПб: Питер, 1996.
5. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст]
/Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.
Интернет-ресурсы:
http://hyaenidae.narod.ru/
32

http://www.rodon.org/other/rnsoj.htm
https://frigato.ru/basni/
https://skazochki.info/skazki/russkie-narodnye-skazki
http://papinsait.ru
http://lukoshko.net
https://www.miloliza.com
http://barto.su

33

Приложение 1
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата
(артикуляцию и дикцию)
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните
тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких
свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на
бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный
вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
2. Отработка дикции
1. Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до
тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного
ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
3. Скороговорки

Водовоз вез воду из-под водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

Наш дуда и туда и сюда.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три

Егорка и т.д.

Летят три пичужки через три пусты избушки.
34



В один, Клим, клин колоти.
 Каково волокно, таково и полотно
 Клюет курка крупку, курит турка трубку.
 Либретто «Риголетто».
 Полили ли лилию, видели ли Лидию?
 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
 Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
4. Чистоговорки
 ай – ай – ай – авторучку дай.
 ам–ам –ам –песенка для мам.
 ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
 ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
 ла - ла - ла - очень острая игла.
 лу - лу - лу - не валяйся на полу.
 лы - лы - лы - наши девочки малы.
 ло - ло - ло - прозрачное стекло.
 да - да - да - там холодная вода.
 ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
 ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
 де - де – де - подходить нельзя к воде.
КОНТРОЛЬ
Промежуточный контроль (Текст, 234 слова)
Разделите так, как делили работу.
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали
своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: «Наши матери прислали нас
помочь вам в хозяйстве».
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она
стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело
игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни
учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем
и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и
побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на
них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело
разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро
35

и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду из
игрушечного ведерка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их,
потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом,
а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
«Отнесите эти подарки своим матерям – сказал учитель – «Пусть каждый из вас
возьмет то, что заслужил».
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
«Мы не можем разделить это» — смущенно сказали они.
«Разделите это так, как делили работу» — спокойно сказал учитель.
Вопросы
1. К кому пришли помогать мальчики?
2. Кто их прислал помогать?
3. Что попросил сделать мальчиков учитель?
4. Какое ведро взял первый мальчик?
5. Какое ведро взял второй мальчик?
6. Как носил ведра первый мальчик?
7. Как носил ведра второй мальчик?
8. Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
9. Как назывался текст, который ты прочитал?
10. Какие выводы ты можешь сделать?
Итоговый контроль (Текст, 373 слова)
Волки, улитки и осы (Французская народная сказка)
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели
говорить как люди. Вот улитка ему и сказала:
– Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься?
Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели
волки запыхаетесь, догоняя меня!
– Это тебя-то не догнать, убогая?
– Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом
солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.
– Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное
гнездо.
– Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не
боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей
волков?
– Это вы-то, мелюзга этакая?
36

– Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет
солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы
утопить вас в Гаронне!
– Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих.
А улитка сказала осам:
– Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно
соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы
пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они
не бросятся в воду.
– Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали.
А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через
каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда
решено было начать бег.
– Ты здесь, улитка?
– Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
– Где ты, улитка?
– Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять
шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и,
напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
– Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика
морды.
– В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.
Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.
Вопросы:
На кого вначале наступил волк?
На кого волк наступил во вторую очередь?
Как предложила посоревноваться улитка?
Как предложила посоревноваться оса?
Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
На какую хитрость пошла улитка?
В листве какого дерева прятались осы?
Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
Какому народу принадлежит сказка?
Как называется сказка?
37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».