l(errapr-ar,,teu.r o6paaoBatr 14r A/Inr nnac'fpaun 14 r. lixarepau6ypra
V n p anr e H n e o6p a:o BaHr4fl OpAnco unKI'IA3 e Bc I{o ro pafr o Ha
My u u q lr n aJt b H oe 6 rcAxernoe yq pelKAeH I{ e Ao rt oJI HrrreJr bHoro o6pasonau nn
I{enr"p AercKoI'o BopqecrBa >
MFY AO f {AT
<>
O6pa:oBareJrbHafl rIPorPaMMa
rro rrJrarHblM O6paroBaTeJrbHbIM yciryraM
)
Ha 2020
- 2021 yuedublff roA
Cocrael4rerI4:
Anoxuua Ceer,'IaHa flerPonHa
EyxronPosa [OrHs flanroeHa
Ila ner Halexaa KoscraururioBHa
l-IeAarorn AonoJIHl4TertbHoro o6pa:onaHur
r. Exareprau6ypr
Введение.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. На протяжении всей жизни человеку неоднократно
приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от
дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов
человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам
требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы
организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых
(родителей, воспитателей, педагогов) - обеспечить благоприятные условия
для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в
школе. Программа «Почемучки» вводит ребенка в удивительный мир
знаний с помощью разных видов игровой деятельности, у ребёнка
появляется возможность поверить в себя, в свои способности.
Направленность образовательной программы «Хочу все знать» –
социально - педагогическая.
Актуальность данной программы состоит в интегрированном обучении,
что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое
обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно
воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во
всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению
новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Новизна данной программы:
Создание преемственности программы «Хочу все знать», с
программами дошкольной и предшкольной подготовки, направленных на
становление творчески мыслящей и социально-активной личности.
Теоретическая новизна программы заключается в следующем:
• Единство образовательного и воспитательного процесса.
• Выявление и развитие способностей каждого ребенка.
• Формирование свободной, физически здоровой, творчески мыслящей,
социально активной личности, способной впоследствии на участие в
социальном и духовном развитии общества.
• Гуманизация дошкольного воспитания, т.е. ориентация педагога на
личность ребёнка.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому
занятия, по сути, являются игровым процессом, в ходе которого дети
исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и
отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и
осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог – родитель) и
детей между собой, их общение в парах, в группах.
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов,
головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств
личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность
(умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее
решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль
за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).
Выполнение практических действий с использованием занимательного
материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные
задачи, находить для них новые способы решения. Дети начинают
осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо
хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без
сосредоточенности,
напряженного
обдумывания,
постоянного
сопоставления цели с полученным результатом.
Педагогическая целесообразность.
В настоящее время решается сложная задача образования и
воспитания подрастающего поколения – личностное развитие
ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. Одним из таких направлений является
подготовка старших дошкольников, когда педагог дополнительного
образования имеет возможность провести коррекцию недостаточно
развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью
успешной адаптации дошкольников к общению в начальной школе.
Дополнительная образовательная программа ««Хочу все знать»»
обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников по
адаптации к обучению в школе: способствует формированию желания
учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную
деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников.
Дополнительная образовательная программа отражает новые идеи,
подходы и рекомендации и не дублирует образовательные программы
развития и воспитания дошкольного учреждения.
Нормативно - правовой аспект разработки программы
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
• Постановление Главного государственного санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидимиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
(рассматривается только как методические рекомендации).
Отличительные особенности программы от существующих
Изучив и проанализировав ряд образовательных программ
дополнительного образования детей «Радуга» (комплексная программа
воспитания, образования и развития дошкольников), «Детство»
(примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования), программа «Преемственность» и другие, была создана
модифицированная программа «Хочу все знать» для апробации и
реализации в МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Уровень программы
общеобразовательный, так как предполагает формирование теоретических
знаний и практических навыков, социальную адаптацию обучающихся.
Цель программы: всестороннее развитие детей 5-6 лет и формирование
важнейших социальных навыков, способствующих успешной его
адаптации к дальнейшему обучению.
Задачи:
Образовательные (предметные)
• систематизировать знания и умения, которыми обладают
дошкольники (общие и специальные), пополнение их;
• развивать познавательную активность, познавательную мотивацию,
интеллектуальные способности детей, речь и мышление;
• развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные
ориентации;
Личностные
• развивать детскую самостоятельность и инициативы, воспитывать у
каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения,
стремления к активной деятельности и творчеству;
• развивать коммуникативные способности;
• воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью;
Метапредметные
• формировать готовность к школьному обучению, к новой
социальной позиции школьника,
• формировать заинтересованное отношения к учению и учебной
деятельности;
• воспитывать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям;
• формировать этику поведения и культуры речи в общественных
местах;
• формировать навыки безопасного поведения.
Основные принципы работы по данной программе:
• Принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в
первую очередь – целостное развитие его личности и готовность
личности к дальнейшему развитию.
• Принцип
психологической
комфортности.
Предполагает
психологическую
защищенность
ребенка,
обеспечение
эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
• Принцип целостности содержания образования. Представление
дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым
и целостным.
• Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка –
это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня:
это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я
являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
• Принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в
психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа
деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть
понятной детям и принимаемой ими.
• Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка
ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести
себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с
интересами и ожиданиями других людей.
• Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям
готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в
процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое
путем решения доступных проблемных задач. Используемые в
процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия
нового формируют у детей познавательную мотивацию, а
преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и
личностных трудностей развивает волевую сферу.
• Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не
нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до
нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее
спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое),
самостоятельное, «житейское» развитие.
• Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее
необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников
способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации
самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять
потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных
задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с
дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической
технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам
не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их
деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают чтото новое и используют полученные знания и умения для решения
жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность
между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне
содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на
деятельностной основе.
Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в ее реализации.
Дополнительная образовательная программа
ориентирована на детей 5-6-летнего возраста.
«Хочу
все
знать»
Психофизиологические особенности возраста
Программа учитывает психолого-физиологические особенности
детей данного возраста. Главные линии старшего дошкольного возраста:
совершенствование
наглядно-действенного
мышления
на
базе
развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления
на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного
формирования словесно - логического мышления путем использования
речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. В
деятельности появляется произвольность психических процессов –
способность управлять своим поведением и психическими процессами –
восприятием, памятью, воображением. Изменения в сознании
характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана
действий – способность оперировать в уме, а не только в наглядном плане
различными представлениями. Речь теряет ситуативность, превращаясь в
универсальное средство общения. Завершается процесс фонематического
развития (ребенок правильно слышит и произносит звуки). Дальнейшее
развитие и усложнение психолого-физиологических особенностей детей
дошкольного возраста создает к 6-7 годам благоприятные для развития
рефлексий способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях,
полученных результатах, способах их достижения, переживаниях,
чувствах и побуждениях.
В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от
игровой деятельности к учебной, но при этом игра сохраняет свою
ведущую роль. Ни один из детских возрастов не требует такого
разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, т.к.
он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности
ребенка. Это сотрудничество со сверстниками, взрослыми, общение и
игры.
Сроки реализации программы.
Программа «Почемучки» рассчитана на 1 год.
Этапы реализации программы:
I этап - подготовительный
Цель: подготовка условий для реализации программы.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу «Хочу все знать».
3. Проанализировать
материально-технические,
педагогические
условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям
программы.
II этап - познавательно-творческий
Цель: реализация программы «Хочу все знать».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
и методы воспитательного воздействия.
Обогащать содержание игровых занятий.
Вовлекать в систему дошкольного воспитания всех представителей
образовательной деятельности.
Осуществлять контроль реализации программы.
Принимать участие в конкурсах для обучающихся старшего
дошкольного возраста.
III этап - аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы
Задачи:
Обобщить результаты работы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Формы обучения и организации деятельности.
Форма организации детей – групповая.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию
дошкольников используются следующие методы:
Наглядные методы обучения: это такие методы обучения, при которых
усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения
наглядных пособий и технических средств.
• наблюдение;
• рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;
• разнообразные упражнения.
Практические методы:
К группе практических методов обучения относятся:
• упражнения;
• игровой метод;
• элементарные опыты;
• моделирование.
Словесные методы:
• Рассказ педагога. Основная задача этого метода — создать у детей яркие
и точные представления о событиях или явлениях.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и
умственно-речевых умений детей.
• Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить
ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире,
формировать способности детей к восприятию и пониманию
художественной литературы.
• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их
обобщения и систематизации.
Для реализации программы педагогом широко используются
интегрированные и игровые занятия.
Условия проведения интегрированных занятий:
•
устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена
методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки
физической;
•
проведение интегрированных занятий во избежание дублирования
одного и того же программного материала;
•
создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон,
предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в
нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала,
проветренное помещение, рациональная и целесообразная расстановка
мебели с выделением различных центров активности: двигательных,
творческих, эмоциональных, игровых);
•
четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических
особенностей детей группы;
•
направление практического процесса на развитие основных качеств
личности: компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной,
социальной и физической; на развитие самостоятельности и
ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и,
конечно, произвольности поведения;
•
организация воспитательно-образовательного процесса на основе
педагогики
сотрудничества, что способствует
эмоциональному,
психологическому сближению детей и взрослых;
•
введение музыкально-ритмических и динамических переменок
между занятиями;
•
использование здоровьесберегающих технологий и комплекса
психогигиенических мероприятий: двигательные разминки, динамические
паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные
этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические
игры в движении.
•
осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению.
Игра – это один из основных способов решения учебных задач для
обучающихся дошкольного возраста. Игровая деятельность способствует
развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
В программе используются такие игры, как:
•
Дидактическая игра - ребенок быстро постигает возможности
замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением.
•
Символическая игра – употребление ребенком символов, является
одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию
символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие,
развивается содержательная сторона интеллекта.
•
Игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным
моментом для детей становится выигрыш или успех. Именно в таких играх
формируется и закаляется у шестилетних детей мотивация достижения
успеха.
•
Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, которые стимулируют
развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного.
Игры способствуют самостоятельности действий, активируют
мышление, развивают память, но они не самоцель, а средство воздействия
на ребенка.
Режим занятий.
Занятия для каждой группы проводятся 2 раза в неделю по 2 часа , что
составляет 144 часа в год. Количество человек в группе – не более 15
человек.
Кроме групповых занятий программа предусматривает одну развивающую
игровую программу в неделю продолжительностью 2 часа.
Ожидаемый результат.
В результате освоения программы «Хочу все знать» у обучающихся
должны быть отмечены:
• доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками и
взрослыми;
• развитое внимание, воображение и память;
• четкая речь, умение формулировать свои мысли;
• эмоциональное восприятие окружающего мира;
• осознание ребенком своих способностей, сформированная уверенность
в себе;
• сформированное умение самостоятельно играть по правилам и
выполнять правила игры;
• развиты познавательные процессы: память, мышление, восприятие,
воображение, внимание; логическое мышление;
• развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству;
• сформированное умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• сформированы следующие компетентности, которые включают в себя
коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в
плане физического развития:
• Коммуникативная компетентность проявляется в свободном
выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и
неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с
ним свои действия.
• Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать
разный характер отношения к нему окружающих взрослых и
сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.
Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания
других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы,
пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
• Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью
ребенка к практическому и умственному экспериментированию,
знаковому опосредованию и символическому моделированию,
речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ,
обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах
деятельности людей, имеет представление об окружающем мире.
• Компетентность в плане физического развития выражается в том,
что ребенок имеет представление о своем физическом облике и
здоровье, владеет своим телом, различными видами движений.
Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурногигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Формами контроля уровня освоения программы обучающихся
являются:
• наблюдение;
• открытое занятие;
• творческие выставки;
• устный опрос;
• диагностика.
Аттестация результативности достижений и развития детей делится на
несколько этапов:
1. Текущая или входящая (перед началом занятий), включающий
опросники для обучающихся и родителей, что позволяет лучше узнать
детей, круг их интересов, спланировать работу с детьми (сентябрь).
2. Промежуточный (декабрь).
3. Итоговый (май).
Показатели результативности образовательной программы
Показатель
Уровень культуры обучающихся.
Формы и методы диагностики
Беседа, наблюдение.
Уровень развития творческого
мышления.
Уровень развития познавательной
активности.
Уровень развития мышления.
Выставки, конкурсы, оценка уровня
выполнения творческих заданий.
Наблюдение, беседа, игра –
импровизация.
Диагностические задания, беседа,
опрос.
Уровень развития коммуникативных
Игра – беседа, наблюдение.
способностей.
Уровень развития символических
Наблюдение, беседа.
способностей (воображения и игры).
По уровню освоения программы применяются следующие уровни:
Высокий
Умеет устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
умеет действовать по заданному алгоритму. Умеет слушать взрослого,
способен объективно оценивать результаты собственной деятельности и
своих товарищей. Владеет разными способами обследования предмета.
Устанавливает логические связи между событиями и явлениями.
Средний
Владеет обследовательскими действиями предметов, последовательно
выделяет в них отдельные части и устанавливает соотношения между
ними. Умеет сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. Умеет
выполнять инструкции взрослого. Контролирует достижение игрового
результата в соответствии с игровой задачей. Включается в решение
познавательных задач.
Низкий
Проявляет низкую познавательную активность. Слабо интересуется
поиском причинно-следственных связей и закономерностей. Умеет
повторять, действовать по простейшему алгоритму. Выполняет четко и
конкретно поставленные взрослым задачи. Знает общие принципы
исследования предмета.
Учебно-тематическое планирование.
Учебно – тематический план
Развитие речи и мышления
Развитие речи и мышления
Раздел
Темы
Количество часов
общее
теория
практика
Вводное занятие. Беседа по ОТ. Давайте
познакомимся.
2
1
1
Классификация предметов.
2
1
1
Пересказ небольшого текста: «Послушай
рассказ и попробуй его повторить».
«Во саду ли в огороде»
2
1
1
2
1
1
«День и ночь . Черное и белое»
2
1
1
«Расскажи осеннюю сказку»
2
1
1
«Я построю…»
2
1
1
«Найди меня!»
2
1
1
«Есть герой в мире сказочном»
2
1
1
«Над землей и под водой»
2
1
1
«Мы делили апельсин»
2
1
1
Загадки о предметах окружающего мира.
2
1
1
Русские потешки.
2
1
1
«Что, зачем и почему»
2
1
1
«У каждой профессии запах особый!»
2
1
1
«День да ночь, сутки прочь!»
2
1
1
«Можно и нельзя!»
2
1
1
«В гостях у Знайки».
2
1
1
Развитие памяти и внимания
Развитие памяти и
внимания
Графические навыки,
развитие моторикисодер
Найди отличия.
2
1
1
Веселые картинки
2
1
1
«Если видишь на картине».
2
1
1
Угадай-ка!
2
1
1
Что это такое?!
2
1
1
Увлекательное зеркало.
2
1
1
Запомни нарисованные предметы.
2
Кто здесь лишний?
2
Моя сестра – близняшка.
4
4
Одна голова хорошо, а две – лучше.
2
2
Собери мозаику.
2
2
Что ты можешь обо мне рассказать?
2
2
Один в поле не воин.
2
2
Вместе весело шагать.
2
2
Шире круг.
2
2
Рисовалочка - запоминалочка.
2
2
Юные художники.
2
2
«Палка, палка, огуречек, получился
человечек!»
Пальчиковые игры, упражнения с
прищепками.
Рисуем радугу «Радуга-дуга».
2
4
2
2
«Эх, дороги!»
2
1
1
«Разноцветное коромысло над рекою
повисло!»
2
1
1
2
1
1
6
1
1
6
Пальчиковые игры, упражнения с карандашами
и счетными палочками.
Будем аккуратными!
6
6
2
2
Дорисуй картинку!
2
2
2
2
Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и
скрепками.
«Тик-так ходики»
6
6
2
2
Большое и маленькое
2
1
1
«Толстый и тонкий»
2
1
1
«В стране великанов»
2
1
1
«Больше или меньше?»
2
1
1
«Сколько звезд на небе?»
2
1
1
«Мы с Тамарой ходим парой»
2
1
1
«Один в поле не воин!» «Два сапога – пара!»
2
1
1
«Длинен день до вечера, коли делать нечего!»
2
1
1
«Солнечный круг» «Девочка на шаре»
2
1
1
«Три богатыря»
2
1
1
«Волшебные часы»
2
1
1
«Четыре времени года»
2
1
1
Пальчики: пять веселых братьев.
2
1
1
«Божья коровка и паучок».
2
1
1
«Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
2
1
1
Веселый счет
6
3
3
Раз - ступенька, два - ступенька
Сложные линии.
Итого
144
47
97
Программой, помимо учебных занятий,
предусматриваются
развивающие, игровые программы, которые проводятся 1 раз в неделю, 2
часа для обучающихся объединения.
№
1
2
Наименование программы
«в гостях у сказки»
«Уроки старухи Шапокляк»
Количество часов
2
2
3
«Игралочка»
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
«Сказочная викторина»
«Веселые старты»
Урок вежливости»
«Зимняя сказка»,
«Дом в котором мы живем»
«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья
« Спортландия»,
«Веселитесь, шутите, играйте»,
«Посиделки»
«Хорошая книга-лучший друг»,
«День сказки»,
«Эстафета «Зеленый огонек»,
«Знаешь ли ты? «В стране мульти-пульти»,
«Хлеб всему голова»
«Путешествие в космос»
«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»
«Режим дня и здоровье»
«Зеленый патруль»
«Все на свете интересно»
«МультВикторина»
«Молодецкие игры»
«Игровая мозаика»
«Викторина «В мире сказок»
«Дорога к доброму здоровью»
«В сказочном лесу»
«Овощи, ягоды. Фрукты- полезные продукты»
«Колобок»
«Праздник здоровья» «Зов джунглей»
«Лето, ах лето…»
«Сказка за сказкой»
«Маленькая Мисс»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
35
36
«Сказка за сказкой»
«Веселое Галактическое приключение»
ИТОГО:
2
2
72
Содержание программы
Занятия подразделяются на теоретическую и практическую часть, что дает
возможность избежать переутомления детей, повысить их интерес к
занятиям, облегчить усвоение полученных знаний.
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Беседа по ТБ, ППБ и ПДД. Игровая программа
«Давайте познакомимся».
Раздел I. Развитие речи и мышления.
Речь и её значение. Составление предложений по картинке. Выстраивание
последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание
предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание
скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.
Раздел II. Развитие памяти, внимания.
Разучивание прослушанных сказок, стихотворений, разучивание песенок,
потешек. Игры и игровые задания на развитие внимания и памяти.
Раздел III. Графические навыки, развитие моторики.
Ориентировка в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Учить
проводить линии по подражанию, по образцу. Дорисовывать, закрашивать,
копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции.
Правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.
Раздел IV. Раз – ступенька, два – ступенька.
Познакомить детей с количественным счётом в пределах пяти,
соотнесением числа и количеством предметов. Научить ориентироваться в
числовом ряду (следующее число, предыдущее, «соседи» числа), понятиям
«больше», «меньше», «столько же», знакам сравнения (< >), разностному
сравнению (на сколько больше/меньше).
Познакомить с геометрическими фигурами, с составом чисел в пределах 5,
с простейшими арифметическими задачами.
После прохождения программы, обучающиеся будут уметь:
• Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих
родителей.
• Знать название своего города. Знать название столицы Родины. Знать
название нашей планеты.
• Называть явления природы.
• Выполнять задания, не отвлекаясь.
• Находить несколько отличий между предметами и между двумя
рисунками.
• Повторять
за
взрослым
движение
в
определенной
последовательности.
• Складывать по предложенному образцу простые постройки из
конструктора.
• Копировать узор или движение.
• Запоминать несколько картинок.
• Находить признаки сходства и отличия предметов, и проговаривать
их.
• Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание
картинок.
• Составлять описательный рассказ об игрушке или картинке.
• Пересказывать содержание услышанной сказки, с помощью
иллюстраций.
• Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.
• Определять последовательность событий по картинкам.
• Складывать разрезанную на несколько частей картинку.
• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
• Находить и объяснять на картинке несоответствия.
• Понимать и использовать обобщающие слова, обозначающие группы
предметов.
• Уметь конструировать по образцу.
• Выполнять аппликации на бумаге.
• Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно
раскрашивать сложные рисунки.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Уметь соотносить форму и цвет предмета по образцу.
• Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
• Проводить прямые линии по середине, вертикали и горизонтали.
• Манипулировать движениями кистей и пальцев рук.
• Ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать
последовательность событий, способность рассуждать и давать
причинные объяснения.
• Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально – технические
средства
Учебно – методические средства
Отдельный кабинет со столами и
стульями для 15 человек.
учебные пособия
Компьютерная техника:
• компьютер
• мультимедийный проектор
• музыкальный проигрыватель
Доска магнитная
- видеофильмы
Игровое пространство
Кукольная мебель, конструктор,
машины, мячи, пирамидки, кубики
и т.д.
- аудиозаписи
Раздаточный дидактический
материал, иллюстрации, плакаты,
наглядные пособия, фотографии,
стенды
Развитие
речи.
Групповая
Методическое обеспечение программы
Название
Форма
Методы обучения
раздела
работы
Беседа, наблюдение,
демонстрация
видеофильмов,
элементарные опыты,
чтение детской
литературы, рассказы
педагога
Дидактический
материал
Формы
подведения
итогов
Наглядные пособия, Опрос,
плакаты, гербарий, наблюдение,
дидактические
диагностика
карточки,
фотографии,
детская литература.
Первые
ступени
математики.
Групповая
Групповая
Графические
навыки,
развитие
моторики.
Групповая
Развитие
памяти,
мышления,
внимания.
Игровой метод,
упражнения, беседа,
практический метод,
элементарные опыты.
Метод сравнения
предметов,
сопоставления
предметов,
смыслового
соотнесения.
Рассуждение,
умозаключение.
Упражнения на
координацию
движений,
пальчиковая
гимнастика. Игры с
мячом, карандашом,
бусинами, скрепками.
Игровой метод,
упражнения, беседа,
практический метод,
элементарные опыты.
Наглядные пособия, Опрос,
плакаты,
наблюдение,
дидактический
диагностика
материал,
раздаточный
материал
Раздаточный
материал.
Задания
диагностически
практические.
Наблюдение,
диагностика.
Наглядные пособия, Наблюдение,
плакаты,
опрос,
дидактический
диагностика.
материал,
раздаточный
материал.
Список литературы
1. Киселев П.А. Как развивать память ребенка. - М.: Аквариум, «Дельта»,
2010
2. Кувашева Н.Г. Методика подготовки детей к школе. Психологические
тесты. Волгоград: «Учитель», 2011
3. Климанова Л.Ф. Школа вежливости. - М.: «Просвещение», 2010
4. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: «Академия
развития», 2010
5. Максакова А.И. Учите, играя.- М.: «Просвещение», 2009
6. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать, и рассказывать.
–Ярославль: «Академия холдинг», 2011
7. Мирясова В.И., Белая А.Е. Пальчиковые игры (для развития речи
дошкольников). М.: «АСТ - Астрель», 2010
8. Попова Г.П. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2011
9. Порываева С.Т. Оценка степени готовности детей к обучению в школе
в условиях равно уровневой дифференциации. - М.: «Новая школа»,
2010
10.Ревик О.Г. Занимательная геометрия. – Краснодар: «Флер», 2010
11.Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Досуг и творчество детей, «Веселые
игры», - М.: Росмэн, 2011.
12.Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Досуг и творчество детей, «Обучающие
игры», - М.: Росмэн, 2011.
13.Родионов В.А. Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие
(Тренинги социальных навыков). – Ярославль: «Академия развития»,
2010
14.Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров. Готовимся к школе. – М.:
«АСТ», 2011
15.Узорова О.В. Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. - М.: «АСТ Астрель», 2011
16.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.:
«Просвещение», 2011
Список литературы для детей и родителей
Для родителей:
1. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой
моторики. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013
2. Круглова А.М. Как научить ребенка писать. – М.: РИПОЛ Классик, 2013
3. Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и
мальчиков. – СПб: Издательский дом «Литера», 2013
4. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для
развития речи у дошкольников. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ,
2011
5. Османова Г.А. Загадки про героев любимых сказок и мультиков с
развивающими заданиями. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012
6. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе.
Методическое пособие. – М.: Баласс, 2008
Для детей:
1. Андреева И.А. Уроки развития речи. Развивающее пособие. – Минск:
Букмастер: Кузьма, 2012
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Учимся писать. Рабочая тетрадь для
старшего дошкольного возраста. – М.: РОСМЭН, 2011
3. Ефросинина Л.А. Литература для дошкольников 3-5 лет. Слушаем,
рассматриваем, рассказываем. Учебное пособие. – М.: Сфера образования,
2015
4. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 1. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015
5. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 2. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015
Интернет ресурсы.
1. Азбука ума. http://azbuka-uma.by/
2. Детский
сайт
для
родителей
«Твой
ребенок.
ру»
http://www.tvoyrebenok.ru/new_year_history.shtml
3. Играем растём ру. http://igraemirastem.ru/
4. Развитие детей дошкольного возраста. http://belzo.ru/
5. Масленичные песни, текст. Песни на Масленицу для детей.
http://videobox.tv/video/30192359/
Аннотация
Программа предназначена для занятий с детьми 6 лет. Изучение
программы рассчитано на один год. Программа направлена на
всестороннее развитие личности ребенка, на формирование важнейших
социальных навыков, способствующих успешной его адаптации к
дальнейшему обучению. Основная деятельность - систематизация и
пополнение знаний и умений дошкольников. Их самоутверждение и
применение полученных знаний на практике, путем вовлечения в игровую
деятельность Программа предназначена для реализации в системе
дополнительного образования.
Сведения об авторе
Анохина Светлана Петровна.
Образование высшее. Педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории.
Стаж педагогической работы 23 года
Календарно – тематический план
№
занятия
Дата проведения
занятия
Раздел
1.
2.
3.
4.
Развитие речи и
мышления
5.
Графические
навыки, развитие
моторики
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Развитие памяти и
внимания
Первые ступени
математики
Развитие речи и
мышления
Развитие памяти и
внимания
Графические
навыки, развитие
моторики
Первые ступени
математики
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.
Классификация предметов.
Найди различия в картинках.
Развитие зрительной памяти: запомни
картинки.
Учиться аккуратно проводить линию,
бумаги.
Пальчиковые игры, упражнения с при
Сравнение нескольких предметов по в
Сравнение нескольких предметов по ш
Пересказ небольшого текста: «Послуш
повторить».
Правильное употребление в речи пред
«около».
Найди различия в картинках.
Нахождение одинаковых предметов.
Проводить замкнутые округлые линии
Пальчиковые игры, упражнения с при
Сравнение нескольких предметов по в
Сравнение количества предметов: «бо
Учиться называть противоположные п
Развитие речи и
Учиться составлять небольшой расска
мышления
описания.
Учиться классифицировать предметы.
Развитие памяти и
внимания
Нахождение у предметов общих призн
Графические навыки, Проводить прямые линии в разных на
развитие моторики
Пальчиковые игры, упражнения с при
Соотнесение цифры и количества пре
Первые ступени
Сравнение групп предметов по количе
математики
пар.
Расширяем словарный запас; правильн
Развитие речи и
мышления
Нахождение предмета по заданным пр
Развитие зрительной памяти: «Запомн
Развитие памяти и
внимания
Нахождение на рисунке нужных пред
Проводить дугообразные линии.
Графические навыки,
Пальчиковые игры, упражнения с кар
развитие моторики
палочками.
Первые ступени
Представление о числе 1. Образовани
математики
цифрами 1 и 2.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Развитие речи и
мышления
Развитие памяти и
внимания
Графические навыки,
развитие моторики
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Первые ступени
математики
Развитие речи и
мышления
Развитие памяти и
внимания
47.
48.
Первые ступени
математики
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Развитие речи и
мышления
Развитие памяти и
внимания
Графические навыки,
развитие моторики
Первые ступени
математики
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Графические навыки,
развитие моторики
Развитие речи и
мышления
Развитие памяти и
внимания
Графические навыки,
развитие моторики
Первые ступени
математики
Развитие речи и
мышления
Пространственные отношения: длинн
Узнай сказочного персонажа, составь
рассказ.
Правильное употребление в речи пред
Нахождение одинаковых предметов.
Учиться запоминать предметы парами
Учиться аккуратно обводить рисунок.
Пальчиковые игры, упражнения с кар
палочками
Представление о круге и шаре, их расп
Образование числа 3. Счет до трех. Зн
Учимся называть части и действия пр
Загадки о предметах окружающего ми
Учиться находить части одного предм
Учиться запоминать сюжетные картин
Дорисуй картинку по образцу.
Пальчиковые игры, упражнения с кар
палочками.
Временные отношения: раньше – позж
Образование числа 4. Счет до четырех
четыре.
Запомни потешку и расскажи ее с выр
Учиться логически рассуждать и аргу
Классификация предметов.
Запомнить количество предметов.
Проводим сложные линии точно по ко
Пальчиковые игры, упражнения с бус
Образование числа 5. Счет до пяти. Зн
Образование числа 6. Счет до шести. З
Правильно называть действия людей р
составлять небольшой рассказ.
Учиться анализировать и объяснять св
правильно называть части суток, выде
характерные признаки.
Запомнить количество предметов в гр
Учимся находить одинаковые предмет
Проводить ритмичные дугообразные л
наоборот.
Пальчиковые игры, упражнения с бус
Образование числа 7. Счет до семи. Зн
Образование числа 8. Счет до восьми.
восемь.
Учиться правильно употреблять в реч
смыслу.
Учиться логически рассуждать, объяс
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Учиться запоминать нарисованные пр
Учиться сравнивать рисунки и находи
Проводить прямые линии и рисовать о
Графические навыки,
стрелки.
развитие моторики
Пальчиковые игры, упражнения с бус
Образование числа 9. Счет до девяти.
Первые ступени
Образование числа 10. Счет до десяти
математики
десять.
Развитие памяти и
внимания
Приложение 2
Общая схема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–7 мин).
Обучающимся предлагается дидактическая игра, в ходе которой они
вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация
знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности
обучающегося не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи
свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять
участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате
каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–5 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в
деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это
еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми
определяет
тему
занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем
вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–8 мин).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной
деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения.
Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей
затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или
умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая
ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком
нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по
освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с
заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Педагог прививает обучающимся следующие учебные умения: слушать
объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять
активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает
усилия дутей качественно выполнить задание с помощью похвалы,
положительной оценки; поощряет их высказывания и суждения,
способствует становлению у детей положительной самооценки.
Приложение 3
Тест школьной зрелости
Дата проведения: май текущего года.
Время проведения: 20 минут.
Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития обучающегося.
Методика проведения: педагог индивидуально общается с обучающимся,
предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
2. Какое животное больше: лошадь или собака?
3. Что раньше: обед или завтрак?
4. Днем светло, а ночью?
5. Утром мы завтракаем, а днем?
6. Яблоки, груши, персики – что это?
7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
8. Скажи одним словом: Москва, Сыктывкар, Казань – это ______________.
9. В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая
собака - _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал,
портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.
22. Подбери по три слова на буквы А, Н.
23. Какое слово длиннее: веревка или река?
24. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка).
Сколько слов в этом предложении?
25. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди.
Сосчитай от 10 до 1.
26. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7
предметов).
27. Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?
28. Измерь длину стола линейкой. Теперь – ладошкой. Сколько поместилось
линеек? Ладошек? Чего получилось больше? Почему?
29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценки теста:
Высокий уровень школьной зрелости – обучающийся дал верные и полные
ответы на 23 - 29 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – обучающийся ответил на 17 - 23
вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – обучающийся ответил менее чем на 16
вопросов.
Приложение №4
Проверочная работа
Дата проведения: май текущего года.
Время проведения: 25 минут.
Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.
Методика проведения: работа проводится со всей группой обучающихся
одновременно; каждое задание озвучивает педагог и дает время на
выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и
продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет
предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов
и цифру.
№3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе
составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет
предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше»,
«столько же».
№4. Планируемый результат: отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько стало? Сколько осталось?
Умения, характеризующие достижение этого результата: внимательно
слушать, понимать смысл объединения частей в целое, выделения части из
целого.
№5. Планируемый результат: распознавать известные геометрические
фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения,
характеризующее
достижение
этого
результата:
знать
геометрические
фигуры,
знать
цвета,
изображать
простейшие
геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения,
ориентироваться на листе бумаги,
№6. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать
карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в
различных направлениях.
№1. Продолжи ряд.
/ // / ______________________
12 21_______________________
№2. Соедини линией.
5
2
4
8
№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.
№4. Запиши цифрой, сколько бананов осталось. ___________
Запиши цифрой, сколько яблок стало. ______________
№5. Составь узор.
- закрась кружок красным цветом;
- сверху нарисуй красный квадрат;
- справа от квадрата – желтый треугольник;
- под треугольником нарисуй зеленый круг;
- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.
№6. Выполни штриховку.
Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100%
работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.
Приложение № 5
Диагностика «внутренней позиции школьника»
Дата проведения: май текущего года.
Цель проведения: оценка мотивационной готовности обучающегося
(старшего дошкольника) к обучению в школе.
Методика проведения: анкета предполагает использование метода
экспертных оценок с участием родителей и педагога по следующим
критериям:
- низкий уровень выраженности и устойчивости признака - 0 баллов;
- средний уровень -1 балл;
- высокий уровень - 2 балла.
Оценка в баллах
Критерии оценки
педагог
родители
1 Отношение к школе
1.1 Желание пойти в школу
1.2 Осознание общественной необходимости
учения и поступления в школу
1.3 Знание правил школьной жизни и
принятие их
1.4 Умение преодолевать страх перед
школой
1.5 Умение видеть перспективы поступления
в школу
2 Отношение к учебной деятельности
2.1 Желание учиться
2.2 Осознание для себя личностного смысла
приобретаемых в школе знаний
2.3 Знание правил учебной деятельности в
школе и принятие их
2.4 Умение преодолевать страх перед
школьными трудностями
2.5 Умение вырабатывать стратегию
преодоления трудностей
3 Отношение к учителю
3.1 Желание общаться с учителем
3.2 Восприятие учителя как авторитета,
осознание его экспертной функции как
общественно значимой
3.3 Знание правил учебного взаимодействия
с учителем и принятие их
3.4 Умение преодолевать страх перед
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
учителем
Умение быть учеником
Отношения к одноклассникам
Желание общаться со сверстниками в
условиях школьного обучения
Знания правил общения со сверстниками
на уроках и вне их
Владение умениями и навыками
эффективного общения
Умение выполнять учебные задания в
парах, подгруппах и классе
Умение радоваться успехам
одноклассников и сопереживать им в
трудностях
Отношение к себе
Желание быть взрослым и знать то, что
знают взрослые
Желание получать общественную оценку
своих достижений
Знание о необходимости
самоорганизации и принятие данных
требований при обучении в школе
Умение преодолевать страх ошибки и
возникновения проблемных ситуаций
Сформированность представлений о себе
как об «идеальном» и «реальном»
ученике
Подведение результатов диагностики
Высокий уровень сформированности «внутренней позиции школьника» - от
25 до 30 баллов за каждые 5 позиций.
Средний и неустойчивый уровень сформированности - от 15 до 24 баллов за
каждые 5 позиций.
Низкий уровень - от 0 до 14 баллов за каждые 5 позиций.
F
+ 6r
lal
9=
Lv
^f,
;o
E!^
f r9
o 2i
>!O
o-
=
.9