ДООП Умелые ручки 2022-2023.docx

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Условия набора в группы
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Методы обучения
Формы и методы проведения занятий
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
6
6
6
7
7
7
8
8
8
8
9
10
10
11
12
14
14
14
14
18
18
18
19
23
25

2

«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский
1.Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время обществу нужны образованные, нравственные и
предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью
мышления, которые могут самостоятельно принимать решения. Развитие такой
личности возможно лишь в деятельности, которая включает не только внешнюю
активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Это возможно
при включении дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой
они бы сами могли получать знания об устройстве мира.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Место программы в образовательном процессе: дополнительная
образовательная программа «Умелые ручки» является составной частью
естественнонаучной направленности образования детей в учреждении
дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Программа
предусматривает всестороннее развитие ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые ручки» по содержанию является творческой, по форме организации –
объединение, по функциональному предназначению – познавательной, по
времени реализации – краткосрочная.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
4

развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Программа «Умелые ручки» ориентирована на развитие интереса старших
дошкольников к окружающему миру. В процессе обучения дети овладевают
элементарными приемами наблюдений в природе, усваивают эталоны её красоты,
учатся воспринимать природу как источник творческого вдохновения. Отражение
когнитивных процессов, впечатлений и эмоциональных переживаний
обучающихся, реализуется в разных видах деятельности, которая направлена на
развитие творческих способностей и расширение кругозора.
На занятиях дети получают интересные сведения об окружающем мире, о
сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире. Практические
занятия позволяют обучающимся в непринужденной форме овладеть новыми
формами деятельности познавательного и творческого характера.
Социальная значимость программы
Процесс обучения тесно связан с расширением знаний об окружающем
мире. Практическая деятельность на занятиях рассматривается как средство
общего развития обучающегося, становления его социально значимых
личностных качеств, формирование системы специальных технологических и
универсальных компетенций. Сочетание практических занятий с познанием
окружающего мира является наиболее эффективной формой воспитания
эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для
самостоятельного творчества.
Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя
увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире
взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие
для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в
том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с
игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое
влияние на всестороннее развитие ребенка.
5

Все учебные занятия направлены на общее развитие детей. Расширяется
кругозор ребенка об окружающем мире, дается возможность проявить творческие
способности.
Отличительные особенности программы от уже существующих
программ
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ:
Бесовой В.И. «Природа и фантазия», Филипп Т.В «Росинка», Беззубовой Т.В
«Природа и творчество», а также ряд методических разработок.
Отличительной особенностью программы является ее практикоориентированная направленность. Обучение предполагает изучение наиболее
понятных и близких для детской компонентов природы: растительный и
животный мир, сезонные процессы. По этим же темам разработаны практические
занятия для создания творческих работ в технике бисероплетения. Программа
«Умелые ручки» ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного
возраста, поэтому в поделках используются бусины и бисер, которые лучше
развивают мелкую моторику рук. В изученных же программах основным
материалом являются природные материалы. Занятие бисером развивает
внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие
способности, а также учит уверенно управлять своим телом. Хорошая моторика
пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме,
что особенно важно для ребят, так как в школе им придется много писать.
Темы занятий подобраны с учетом возрастных особенностей и в отличие от
изученных программ, охватывают больше растительный и животный мир.
Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных
программ, призвана расширить кругозор, научить детей осваивать простые
приёмы и различные техники бисероплетения, а также побудить творческую
деятельность, направленную на постановку и решение возникших ситуаций при
выполнении работы.
Отличительной особенностью программы является и тот факт, что на
первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что
знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и
развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания,
воображения), а также важнейших личностных качеств ребенка. Работа педагогов
осуществляется в тесном контакте с обучающимися и их родителями.
Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий
требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не
6

только расширить знания об окружающем мире, но и изучить различные техники
и способы использования бисера на практике. На первоначальном уровне
обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются
методы плетения, доступные детям старшего дошкольного и младшего школьного
возраста.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Умелые
ручки» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста от 5 до 7 лет, проявляющих интерес к творчеству.
Психолого-педагогические особенности детей 5-7 лет
В 5-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и
может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.
В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и
оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта
ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в
дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их
воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но
и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
7

При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1
год, необходимый для ее освоения.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель программы – формировать познавательную активность и
раскрыть творческий потенциал посредством создания изделий из бисера.
Задачи программы:
образовательные:
 углублять и расширять знания детей об окружающем мире;
 научить приемам бисероплетения;
 формировать знания по основам композиции, цветоведения и
материаловедения;
 научить правильно организовывать рабочее место;
 научить работать с различными материалами;
 научить детей правильному выражению своих мыслей, изложению
творческих замыслов;
 создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
развивающие:
 развивать моторные навыки, внимание, фантазию, творческие
способности;
 развивать память, образное, логическое, пространственное мышление;
8

 развивать познавательные интересы, творческую активность, мотивацию
к самовыражению;
 развивать самостоятельность и аккуратность при изготовлении поделок;
 развивать
эстетический
и
художественный
вкус,
расширять
общекультурный кругозор;
воспитательные:
 воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, усидчивость,
аккуратность, умение довести начатое дело до конца;
 прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам,
основам культуры труда;
 воспитывать эстетическое отношение к действительности;
 формировать целостность психического, умственного и духовного
развития ребенка.
Принципы программы:
 принцип природосообразности (приоритет природных возможностей
ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
 принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления,
уверенности в своих силах;
 принцип культуросообразности: знакомство с народными техниками
России (гжель, хохлома);
 принцип единства развития и воспитания;
 принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;
 принцип общедоступности;
 принцип преемственности;
 принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;
 принцип свободы выбора;
 принцип успешности;
 принцип учета возрастных психологических особенностей детей при
отборе содержания и методов воспитания и развития;
 принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей;
 принцип системности.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
9

 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 повышение мотивации и интереса к обучению.
Формы работы с родителями
 совместные праздники, творческие конкурсы;
 родительские собрания;
 консультации;
 беседы;
 открытые занятия.
Методы обучения:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных
сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает
мероприятия, которые направлены на повышение интереса обучающихся к
данному курсу:
 встречи и беседы с родителями учащихся, совместные творческие
мастерские, мастер-классы;
 сбор и систематизация наглядного материала;
 участие в конкурсах, выставках.
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с
использованием схем для бисероплетения. Педагог организует выполнение
творческих работ по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать схему для
10

творческой работы или работать по схеме, предложенной педагогом. Важно,
чтобы выбор расширял познания детей об окружающем мире, способствовал
развитию познавательного интереса.
Программой предусмотрены следующие формы занятий:
 комплексное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического,
умственного, нравственного развития;
 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала,
оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию
самостоятельности и творческой инициативы.
На начальных этапах дети, например, учатся выполнять задание по простым
схемам. Самый сложный этап – самостоятельно создать простую схему и по ней
выполнить творческую работу.
В процессе занятий обучающиеся много работают со схемой и учатся:
 делать набор материала по схеме;
 собирать изделие по готовой схеме;
 создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или
аппликации).
Требования к результатам освоения образовательной программы:
метапредметные:
 готовность выполнять учебные действия;
 способность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 формулировать собственное мнение и позицию.
личностные:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
 формирование интереса к новым видам прикладного творчества, новым
способам самовыражения;
 формирование целостного мировоззрения;
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
11

 формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
предметные:
 внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств в социальной жизни;
 выраженная познавательная мотивация;
 устойчивый интерес к новым способам познания;
 использование инструментов и приспособлений;
 овладение приемами бисероплетения;
 знание основных понятий курса.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Подведением итогов реализации программы являются:
 выставка,
 открытое занятие,
 зачетная работа, конкурс.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде педагогического
наблюдения и выставки работ детей, выполняемых по окончании изучения
каждого раздела.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.
12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
№
п/п
1

Кол-во часов
П
В
Т

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ

2
6
92
26
16
2
144

Окружающий мир
Живая природа
Неживая природа
Индивидуальные проекты
Игровая программа «Творческий вернисаж»
Итого часов

2
3
4
5
6

1
3
24
6
3
0
37

1
3
68
20
13
2
107

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
опрос
выставка работ
выставка работ
защита проекта
выставка работ

2.2. Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
5
6

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Окружающий мир
Живая и неживая природа
Бисероплетение. Материалы и
инструменты
Живая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа
Индивидуальные проекты
Игровая программа «Творческий
вернисаж»
Итого часов

Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

6
2

3
1

3
1

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
опрос
наблюдение

4

2

2

наблюдение

92
44
48
26
16

24
11
13
6
3

68
33
35
20
13

выставка работ
творческое задание
творческое задание
выставка работ
защита проекта

2

0

2

выставка работ

144

37

107

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
Содержание учебного плана
1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Теория: знакомство с программой объединения «Умелые ручки». Инструктаж по
правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте познакомимся».
2 Окружающий мир
2.1 Живая и неживая природа
Теория: мир вокруг нас, живая и неживая природа, её признаки. Презентация
«Природа».
Практика: игра «Назови лишнее». Входящий контроль.
2.2 Бисероплетение. Материалы и инструменты
Теория: знакомство с бисером и сопутствующими материалами. Бисер, бусины и
13

стеклярус. Способы низания бисера. Основы композиции. Основные приемы при
изготовлении изделий из бисера. Правильная организация рабочего места на
занятиях и дома. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Хранение
рабочих инструментов и расходных материалов. Правила безопасности при
работе с колющими, режущими инструментами, мелкими деталями.
Практика: выполнение основных способов низания бисером.
3 Живая природа
3.1 Растительный мир
Теория: разнообразие растительного мира. Грибы, травы, кустарники, деревья.
Презентация «Растительный мир». Растения Урала. Влияние растений на все
живое. Особенности изготовления растений из бисера или бусин. Демонстрация
образцов готовых работ. Изучение работы по схемам поделок.
Практика: выбор материала, подбор цветовой гаммы и размера бусин или бисера.
Изготовление представителей растительного мира по схеме. Анализ результатов.
Промежуточная аттестация
3.2 Животный мир
Теория:
разнообразие
животного
мира.
Насекомые,
паукообразные,
пресмыкающиеся, млекопитающие. Презентация «Животный мир». Животные
Урала. Особенности создания плоских и объёмных животных на проволоке.
Демонстрация образцов готовых работ. Особенности работы по схемам поделок.
Практика: работа со схемой, подбор цветовой гаммы и размера бусин.
Изготовление представителей животного мира по схеме. Анализ результатов.
Оформление работ для выставки.
4 Неживая природа
Теория: вода и её состояния. Виды снежинок, их формирование. Презентация
«Снежинки». Особенности создания снежинок из разных материалов. Солнце, его
влияние на землю. Презентация «Солнце». Демонстрация образцов готовых
работ. Оформление работ для выставки.
Практика: выбор расходного материала, подбор цветовой гаммы и размера
бусин, стекляруса или бисера. Изготовление поделок по схеме. Анализ
результатов.
5 Индивидуальные проекты
Теория: рукотворные объекты. Народные техники России: гжель, хохлома.
Презентация «Гжель, хохлома». Особенности создания плетеных украшений из
бисера. Демонстрация образцов готовых работ.
Практика: разработка схемы цветка, подбор размера бусин или бисера, а также
цветовой гаммы в характерных цветах гжели или хохломы (по выбору).
Изготовление поделки по схеме в цветовой гамме гжели или хохломы. Анализ
результатов. Итоговая аттестация.
14

6 Игровая программа «Творческий вернисаж»
Практика: оформление готовых изделий для выставки. Игровая программа
«Творческий вернисаж».
Ожидаемые результаты реализации программы
 расширение кругозора;
 развитие практических умений и навыков по бисероплетению;
 развитие познавательного интереса, включенность в активную
творческую деятельность;
 развитие мышления;
 развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности,
расширение круга общения;
 развитие эстетического вкуса;
 удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в
творческих конкурсах.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
 правила пользования инструментами и приспособлениями;
 правила безопасности;
 основные приемы, способы работы с бисером;
 свободно владеть основными понятиями курса.
Обучающиеся должны уметь:
 пользоваться инструментами и приспособлениями;
 подготовить рабочее место;
 составлять цветовое решение изделия с помощью педагога;
 овладеть приемами плетения, низания бисера;
 изготовить несложные изделия, правильно их оформить.

15

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
16
20
12 сентября
31.12.2022 – 08.01.2023
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование;
 инструменты и материалы для бисероплетения (бисер, бусины,
стеклярус, леска, проволока, ножницы, плоскогубцы);
 канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, линейка, резинка,
тетрадь).
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог со средним
специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками по
бисероплетению и методике преподавания курса.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы. Презентации и видео по темам:
«Природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Снежинки», «Солнце»,
16

Презентация «Гжель, хохлома», примерные конспекты занятий;
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера;
 образцы готовых изделий;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Методические материалы
№
п/п

1

2

3

4

5

6

МатериальноФормы, методы, приемы
техническое оснащение, обучения. Педагогические
дидактико-методический
технологии
материал
Форма организации
Вводное
Материальнозанятий - групповая.
занятие.
техническое оснащение
Методы обучения:
Инструктаж по
отдельный кабинет с
1.словесные 2.наглядные
ПБ
рабочими столами,
3.практические
стульями, шкафом, для
Окружающий
4.Репродуктивный
хранения наглядного
мир
5.Проблемно-поисковый
материала;
6.Исследовательский
 мультимедийное
7.Объяснительнооборудование;
Живая природа
иллюстративный
 инструменты и
Педагогические
материалы для
технологии
бисероплетения;
1.Технология творческих

канцелярские
мастерских
Неживая
принадлежности
2.Информационноприрода
Презентации и видео по
коммуникационная
темам; примерные
технология (ИКТ)
конспекты
занятий;
3.Технология
Индивидуальные
инструкционные
карты
и
проблемного обучения
проекты
4.Здоровьесберегаящая
схемы выполнения
технология
изделий из бисера;
5.Игровая технология
образцы готовых
Игровая
6.Технология
изделий; материалы для
программа
сотрудничества
проведения входящего
«Творческий
контроля,
вернисаж»
промежуточной и
итоговой аттестации
Название
раздела

Формы
учебного
занятия

комплексное

комплексное

творческая
мастерская

творческая
мастерская

защита
проекта

игровое

17

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь) в форме опроса и наблюдения;
 промежуточная аттестация (декабрь-январь) творческая работа «Елочка»
в технике параллельного плетения;
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май) творческая работа:
разработать схему лепестков и листьев цветка в любой из изученных техник,
выполнить изделие на практике.
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.
Диагностические материалы к аттестации обучающихся (Приложение
1-3)

18

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
19

13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для педагога
1.Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред.Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. — 288 с.
2.Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с.
3.Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
4.Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства / Л.А. Божко; ред. С.А. Порхаев. — М.:
Мартин, 2016. - 168 с.
5.Красичкова А. Энциклопедия бисероплетения. – Изд-во: Рипол Классик, 2017г.
– 192 с.
6.Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев,
Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с.
7.Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова, Т.В.
Скиба – Изд-во Владис, 2020 – 64 с.
8.Федотова М.В. Цветы из бисера / М.В.Федотова, Г.М. Валюх; ред. Л.Б.
Мартынова. - М.: Культура и традиции, 2004. - 88 с.
9.Чиотти Д. Бисер. - М.: Никола-Пресс, 2012. - 160с.
Список литературы для детей и родителей
1.Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред.Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. — 288 с.
2.Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с.
3.Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
4.Красичкова А. Энциклопедия бисероплетения. - Изд-во: Рипол Классик, 2017г.
– 192 с.
5.Ликсо Н. Большая энциклопедия бисера. - Изд-во: АСТ, 2016. – 240 с.
6.Лындина Ю.С. Фигурки из бисера / Ю.С. Лындина; ред. Л.Б. Мартынова. -М.:
Культура и традиции, 2001. - 90 с.
7.Ляукина М. В. Стильные штучки из бисера / М.В. Ляукина; гл. ред. Т.
Деревянко. - М.: АСТ - Пресс, 2007. - 120 с.
8.Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев,
Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с.
9.Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова, Т.В.
Скиба – Изд-во Владис, 2020 – 64 с.

20

10.Ткаченко Т. Б. Плетем деревья из бисера / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб; отв.
ред. С.А. Осташов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 64 с.
11.Чимпоеш Т.П. Плетение фенечек из бисера и ткани Т.П. Чимпоеш, Е.В.
Парьева; отв. ред. Ж. Фролова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 224 с.
Интернет ресурсы
1. Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/
2. Мир творчества http://mirtvorchestv.ru/
3. http://biser.info/node/8319
4. Всемирный каталог идей –: https://ru.pinterest.com/

21

Приложение 1
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые ручки»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Степень выраженности
оцениваемого качества
- терпения хватает меньше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает больше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает на все
занятие;

— волевые усилия ребенка
побуждаются извне;
— иногда — самим ребенком;
— всегда — самим ребенком
— ребенок постоянно действует
под воздействием контроля
извне;
-периодически контролирует
себя сам;
- постоянно контролирует себя
сам
Способность оценивать - завышенная;
себя адекватно
- заниженная;
реальным достижениям - нормальная
Осознанное участие
- интерес к занятиям
ребенка в освоении
продиктован ребенку извне;
образовательной
- интерес периодически
программы
поддерживается самим
ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Методы
Кол-во
диагностики
баллов
1

наблюдение

5
10

1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5
10
1
5
10
1

анкетирование
тестирование

5

10

22

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые ручки»
Показатели

Критерии

минимальный уровень
Теоретическая теоретические соответствие теоретических
объем усвоенных
подготовка
знания
знаний ребенка программным знаний по программе
требованиям
меньше 1/2
владение
осознанность и правильность почти не пользуется
понятийным
использования специальных
специальными
аппаратом
терминов
терминами
Практическая практические
соответствие практических
объем освоенных
подготовка
умения и
умений и навыков ребенка
умений и навыков по
навыки
программным требованиям
программе меньше 1/2
владение
уровень использования
затруднения при работе
инструментами оборудования
с инструментами
Творчество

творческие
навыки
творческие
достижения

Мотивация и интерес

креативность при
выполнении творческих
заданий
участие в выставках и
конкурсах

выполняет задания
только по образцу

позиция активности и
устойчивого интереса

не активен, выполняет
задания только по
четким инструкциям
педагога

редко участвует в
конкурах и выставках
внутри объединения

Степень выраженности
средний уровень
объем усвоенных знаний
по программе больше
1/2
совмещает специальные
термины и бытовые
названия
объем освоенных
умений и навыков по
программе больше 1/2
работает с
инструментами с
помощью педагога
вносит в изделие
небольшие отличия от
образца
участвует в выставках
внутри объединения,
учреждения
проявляет интерес к
деятельности, настойчив
в достижении цели,
проявляет активность на
определенные темы

высокий уровень
программа освоена
полностью
осознанно и правильно
использует
специальные термины
программа освоена
полностью
отличные навыки
работы с
инструментами
вносит в изделие
большие отличия от
образца
регулярно принимает
участие в выставках и
конкурсах на уровне
района, города и т.д.
проявляет активный
интерес к
деятельности,
стремиться к
самостоятельной
творческой активности

23

Приложение 3
Результаты диагностического контроля
Ф.И.
№ п/п
обучающегося

Ф.И.
№ п/п
обучающегося

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

теоретические
знания

Входящий контроль
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Промежуточная аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Итоговая аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».