ДООП Природа и творчество

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Условия набора в группы
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Методы обучения
Формы и методы проведения занятий
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
5
5
6
6
7
7
7
7
8
8
8
8
9
10
10
11
12
13
13
13
13
16
16
16
18
19
22

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя…
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е.Евтушенко.
1.Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современного образования является развитие
личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и
инициативы,
необходимых
для
успешной
социализации,
а
также
самоопределения. Раннее приобщение детей к природе является залогом
успешного воспитания экологически культурной личности взрослых. Через
общение с природой можно сформировать потребность в красоте, в
самовыражении через творчество.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Место программы в образовательном процессе: дополнительная
образовательная программа «Природа и творчество» является составной частью
естественнонаучной направленности образования детей в учреждении
дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Программа
предусматривает всестороннее развитие ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа и творчество» по содержанию является творческой, по форме
организации – объединение, по функциональному предназначению –
познавательной, по времени реализации – краткосрочная.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
4

 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Детям старшего дошкольного возраста свойственна любопытность, желание
узнавать и изучать окружающий мир, поэтому программы естественнонаучной
направленности актуальны всегда. В процессе обучения ребята учатся
воспринимать природу как источник творческого вдохновения. Детей увлекает
стремление самостоятельно сделать красивое изделие, которое доставит радость
близким.
На занятиях дети получают интересные сведения об окружающем мире.
Практические занятия позволяют обучающимся в непринужденной форме
овладеть новыми формами деятельности познавательного и творческого
характера.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть
мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные
результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими
способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он
способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой
взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь
требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и
закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Социальная значимость программы
Сочетание познания окружающего мира и практических занятий является
наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их
трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.
5

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя
увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире
взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие
для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Педагогическая целесообразность
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи
окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его
опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения
педагога с детьми, что позволяет познакомить обучающихся не только с
технологиями выполнения, но и подготовить к творческому освоению мира,
сформировать знания о природе, обществе и социальных явлениях.
На занятиях дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень
схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей. Программа направлена на
общее развитие детей. Расширяется кругозор ребенка об окружающем мире,
дается возможность проявить творческие способности.
Отличительные особенности программы от уже существующих
программ
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ:
Скорюковой Е.А. «Природа и фантазия», Прозоровой Ю.Ю. «Экологическая
мозайка», Беззубовой Т.В «Природа и творчество», а также ряд методических
разработок.
Программа объединяет экологический, биологический, психологический и
творческий подход к изучению природных объектов, предполагает использование
игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в
изучении, охране природы и исследовательской деятельности.
Одной из особенностей программы является ее практико-ориентированная
направленность. К темам, которые изучаются, разработаны практические занятия
для создания творческих работ в технике бисероплетения. Программа «Природа и
творчество» ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста,
поэтому в поделках используются бусины и бисер, которые лучше развивают
мелкую моторику рук. В изученных же программах основным материалом
являются природные материалы.
Данная программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ,
призвана расширить кругозор, научить детей осваивать азы бисероплетения, а
также побудить творческую деятельность.

6

Новизна программы
Новизна данной программы заключается в самом содержании,
методических формах работы, стремлении познавать связь с окружающим миром,
освоении основ декоративно-прикладного художественного творчества. Ручная
работа ценилась во все времена, так как она помогает развивать мелкую моторику
рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Дети учатся жить в гармонии
с окружающим миром.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природа и
творчество» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста от 5 до 7 лет, проявляющих интерес к творчеству.
Психолого-педагогические особенности детей 5-7 лет
В 5-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и
может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.
В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и
оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта
ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в
дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их
воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но
и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.

Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 44 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 11 учебных недель в течение 3,5 календарных месяцев,
необходимых для ее освоения.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель программы – развивать творческие способности обучающихся и
формировать познавательную активность.
Задачи программы:
образовательные:
 формировать знания, умения и навыки, необходимые для бережного
отношения к природе;
 углублять и расширять знания детей об окружающем мире;
 научить простым приемам бисероплетения;
 научить правильно организовывать рабочее место;
 научить работать с различными материалами;
 научить детей правильному выражению своих мыслей, изложению
творческих замыслов;
 создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
развивающие:
 развивать мелкую моторику рук посредством выполнения поделок из
3

бисера;
 развивать внимательность и наблюдательность, фантазию и творческие
способности;
 развивать память, образное, логическое, пространственное мышление;
 развивать познавательные интересы, творческую активность, мотивацию
к самовыражению;
 развивать самостоятельность и аккуратность при изготовлении поделок;
 развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный
вкус;
 расширять общекультурный кругозор;
воспитательные:
 воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему
миру, понимание неповторимости и красоты природы;
 воспитывать
трудолюбие,
целеустремлённость,
усидчивость,
аккуратность, умение довести начатое дело до конца;
 прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам,
основам культуры труда;
 формировать активную жизненную позицию, толерантность.
Принципы программы:
 принцип общедоступности;
 принцип природосообразности (приоритет природных возможностей
ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
 принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;
 принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления,
уверенности в своих силах;
 принцип единства развития и воспитания;
 принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;
 принцип преемственности;
 принцип успешности;
 принцип свободы выбора;
 принцип учета возрастных психологических особенностей детей при
отборе содержания и методов воспитания и развития;
 принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей;
 принцип системности.
4

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 повышение мотивации и интереса к обучению.
Формы работы с родителями
 совместные праздники, творческие конкурсы;
 родительские собрания;
 консультации;
 беседы;
 открытые занятия.
Методы обучения:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных
сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает
мероприятия, которые направлены на повышение интереса обучающихся к
данному курсу:
 творческие мастерские, мастер-классы с обучающимися и родителями;
 участие в конкурсе, выставке.
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с
использованием схем для бисероплетения
5

Программой предусмотрены следующие формы занятий:
 комплексное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического,
умственного, нравственного развития;
 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала,
оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию
самостоятельности и творческой инициативы;
 коллективная творческая работа – усиление психологических связей
между детьми, развитие способности устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать.
В процессе занятий обучающиеся работают со схемой изготовления
поделки и учатся:
 делать набор материала по схеме;
 собирать изделие по готовой схеме.
Требования к результатам освоения образовательной программы:
метапредметные:
 готовность выполнять учебные действия;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
 способность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 формулировать собственное мнение и позицию.
личностные:
 формирование интереса к новым видам прикладного творчества, новым
способам самовыражения;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
 формирование целостного мировоззрения;
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
 формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
предметные:
 внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств в социальной жизни;
6







выраженная познавательная мотивация;
устойчивый интерес к новым способам познания;
использование инструментов и приспособлений;
овладение простыми приемами бисероплетения;
знание основных понятий курса.

Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися
знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться
поставленных целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,), что
способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся,
повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их
самостоятельной работы на занятиях.
Подведением итогов реализации программы являются:
 выставка,
 открытое занятие,
 зачетная работа, конкурс.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце обучения, в виде педагогического наблюдения и
выставки работ детей. Цель диагностики: проследить динамику развития и рост
мастерства обучающихся. Очень важно продумать и форму оценки результата
ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их
подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для
этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Одним
из показателей результативности является участие детского объединения в
выставках декоративно – прикладного творчества.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь);
 итоговая аттестация обучающихся (ноябрь).

7

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
№
п/п
1

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Мир вокруг нас
Коллективный проект
Природа в опасности
Выставка «Праздник красоты»
Итого часов

2
3
4
5

Кол-во часов
П
В
Т
2
24
8
8
2
44

1
8
2
2
0
13

1
16
6
6
2
31

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
выставка работ
защита проекта
выставка работ
выставка работ

2.2. Учебный (тематический) план
№
п/п

Кол-во часов
Название раздела, темы

В

Т

П

1

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ

2

1

1

2

Мир вокруг нас

24

8

16

2.1

Растительный и животный мир

18

6

12

2.2

Природа и человек

6

2

4

8
8
2
44

2
2
0
13

6
6
2
31

3
4
5

Коллективный проект
Природа в опасности
Выставка «Праздник красоты»
Итого часов

Формы
аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
выставка работ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
защита проекта
выставка работ
выставка работ

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
Содержание учебного плана
1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Теория: знакомство с программой объединения «Природа и фантазия».
Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте познакомимся».
2 Мир вокруг нас
2.1 Растительный и животный мир
Теория: разнообразие растительного и животного мира. Презентация «Мир вокруг
нас». Представители животного и растительного мира на Урале. Знакомство с
бисером и сопутствующими материалами Способы низания бисера. Особенности
изготовления растений из бисера или бусин. Демонстрация образцов готовых
работ. Изучение работы по схемам поделок.
8

Практика: выбор материала. Изготовление представителей растительного и
животного мира по схеме. Анализ результатов.
2.2 Природа и человек
Теория: деятельность человека и окружающий мир. Красота природы как
источник вдохновения. Презентация «Естественная красота». Технология
выполнения сувениров для праздников.
Практика: работа со схемой, подбор цветовой гаммы и размера бусин.
Изготовление сувениров по схеме. Анализ результатов.
3 Коллективный проект
Теория: сезонные явления. Презентация «Краски осени». Особенности создания
объемных работ из бисера. Демонстрация образцов готовых работ.
Практика: подбор размера бусин или бисера, а также цветовой гаммы в
характерных осенних тонах. Изготовление поделки по схеме.
4 Природа в опасности
Теория: экологические проблемы нашей планеты. Исчезающие виды растений и
животных. Презентация «Животные и растения Красной книги Свердловской
области».
Практика: подбор размера бусин или бисера, для изготовления филина, шмеля,
красноголового муравья, кувшинки белоснежной. Итоговая аттестация
5 Выставка «Праздник красоты»
Практика: оформление готовых изделий для выставки. Анализ достигнутых
результатов. Игровая программа «Осенний вернисаж».
Ожидаемые результаты реализации программы
 расширение кругозора;
 развитие практических умений и навыков по бисероплетению;
 развитие познавательного интереса, включенность в активную
творческую деятельность;
 развитие мышления;
 развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности,
расширение круга общения;
 развитие эстетического вкуса;
 удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в
творческих конкурсах.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
 правила пользования инструментами и приспособлениями;
 правила безопасности;
 основные приемы, способы работы с бисером;
 свободно владеть основными понятиями курса.
9

Обучающиеся должны уметь:
 пользоваться инструментами и приспособлениями;
 подготовить рабочее место;
 составлять цветовое решение изделия с помощью педагога;
 овладеть приемами плетения, низания бисера;
 изготовить несложные изделия, правильно их оформить.

10

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
7
9

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года

11
22
4
44
11
15 сентября
30 ноября

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование;
 инструменты и материалы для бисероплетения (бисер, бусины,
стеклярус, леска, проволока, ножницы, плоскогубцы);
 канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, линейка, резинка,
тетрадь).
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог со средним
специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками по
бисероплетению и методике преподавания курса.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы. Презентации и видео по темам:
«Естественная красота», ««Мир вокруг нас»», «Краски осени», «Животные и
растения Красной книги Свердловской области», примерные конспекты занятий;
11

 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера;
 образцы готовых изделий;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Методические материалы
№
п/п

1

2

3

4

5

Название
раздела
Вводное
занятие.
Инструктаж по
ПБ
Мир вокруг нас

Коллективный
проект

Природа в
опасности

Выставка
«Праздник
красоты»

МатериальноФормы, методы, приемы
техническое оснащение, обучения. Педагогические
дидактико-методический
технологии
материал
Форма организации
Материальнозанятий - групповая.
техническое оснащение
Методы обучения:
отдельный кабинет с
1.словесные 2.наглядные
рабочими столами,
3.практические
стульями, шкафом, для
4.Репродуктивный
хранения наглядного
5.Проблемно-поисковый
материала;
6.Исследовательский
 мультимедийное
7.Объяснительнооборудование;
иллюстративный
 инструменты и
Педагогические
материалы для
технологии
бисероплетения;
1.Технология творческих
 канцелярские
мастерских
принадлежности
2.ИнформационноПрезентации и видео по
коммуникационная
темам; примерные
технология (ИКТ)
конспекты занятий;
3.Технология
инструкционные карты и проблемного обучения
4.Здоровьесберегаящая
схемы выполнения
технология
изделий из бисера;
5.Игровая технология
образцы готовых
6.Технология
изделий; материалы для
сотрудничества
проведения входящего
контроля,
промежуточной и
итоговой аттестации

Формы
учебного
занятия

комплексное

творческая
мастерская

защита
проекта

творческая
мастерская

игровое

12

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
 входящий контроль (сентябрь) в форме опроса и наблюдения;
 итоговая аттестация обучающихся (конец ноября) творческая работа:
разработать схему лепестков кувшинки, выполнить изделие на практике.
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.
Диагностические материалы к аттестации обучающихся (Приложение
1-3)

13

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
14

13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для педагога
1.Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред.Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. — 288 с.
2.Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с.
3.Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
4.Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства / Л.А. Божко; ред. С.А. Порхаев. — М.:
Мартин, 2016. - 168 с.
5.Красичкова А. Энциклопедия бисероплетения. – Изд-во: Рипол Классик, 2017г.
– 192 с.
6.Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев,
Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с.
7.Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова, Т.В.
Скиба – Изд-во Владис, 2020 – 64 с.
8.Федотова М.В. Цветы из бисера / М.В.Федотова, Г.М. Валюх; ред. Л.Б.
Мартынова. - М.: Культура и традиции, 2004. - 88 с.
9.Чиотти Д. Бисер. - М.: Никола-Пресс, 2012. - 160с.
Список литературы для детей и родителей
1.Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред.Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. — 288 с.
2.Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с.
3.Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
4.Красичкова А. Энциклопедия бисероплетения. - Изд-во: Рипол Классик, 2017г.
– 192 с.
5.Ликсо Н. Большая энциклопедия бисера. - Изд-во: АСТ, 2016. – 240 с.
6.Лындина Ю.С. Фигурки из бисера / Ю.С. Лындина; ред. Л.Б. Мартынова. -М.:
Культура и традиции, 2001. - 90 с.
7.Ляукина М. В. Стильные штучки из бисера / М.В. Ляукина; гл. ред. Т.
Деревянко. - М.: АСТ - Пресс, 2007. - 120 с.
8.Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев,
Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с.
9.Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова, Т.В.
Скиба – Изд-во Владис, 2020 – 64 с.

15

10.Ткаченко Т. Б. Плетем деревья из бисера / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб; отв.
ред. С.А. Осташов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 64 с.
11.Чимпоеш Т.П. Плетение фенечек из бисера и ткани Т.П. Чимпоеш, Е.В.
Парьева; отв. ред. Ж. Фролова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 224 с.
Интернет ресурсы
1. Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/
2. Мир творчества http://mirtvorchestv.ru/
3. http://biser.info/node/8319
4. Всемирный каталог идей –: https://ru.pinterest.com/

16

Приложение 1
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые ручки»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Степень выраженности
оцениваемого качества
- терпения хватает меньше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает больше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает на все
занятие;

— волевые усилия ребенка
побуждаются извне;
— иногда — самим ребенком;
— всегда — самим ребенком
— ребенок постоянно действует
под воздействием контроля
извне;
-периодически контролирует
себя сам;
- постоянно контролирует себя
сам
Способность оценивать - завышенная;
себя адекватно
- заниженная;
реальным достижениям - нормальная
Осознанное участие
- интерес к занятиям
ребенка в освоении
продиктован ребенку извне;
образовательной
- интерес периодически
программы
поддерживается самим
ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Методы
Кол-во
диагностики
баллов
1

наблюдение

5
10

1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5
10
1
5
10
1

анкетирование
тестирование

5

10

17

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые ручки»
Показатели

Критерии

соответствие теоретических
знаний ребенка программным
требованиям
владение
осознанность и правильность
понятийным
использования специальных
аппаратом
терминов
практические
соответствие практических
умения и
умений и навыков ребенка
навыки
программным требованиям
владение
уровень использования
инструментами оборудования

минимальный уровень
объем усвоенных
знаний по программе
меньше 1/2
почти не пользуется
специальными
терминами
объем освоенных
умений и навыков по
программе меньше 1/2
затруднения при работе
с инструментами

творческие
навыки

креативность при
выполнении творческих
заданий
участие в выставках и
конкурсах

выполняет задания
только по образцу

позиция активности и
устойчивого интереса

не активен, выполняет
задания только по
четким инструкциям
педагога

Теоретическая теоретические
подготовка
знания

Практическая
подготовка

Творчество

творческие
достижения
Мотивация и интерес

редко участвует в
конкурах и выставках
внутри объединения

Степень выраженности
средний уровень
объем усвоенных знаний
по программе больше
1/2
совмещает специальные
термины и бытовые
названия
объем освоенных
умений и навыков по
программе больше 1/2
работает с
инструментами с
помощью педагога
вносит в изделие
небольшие отличия от
образца
участвует в выставках
внутри объединения,
учреждения
проявляет интерес к
деятельности, настойчив
в достижении цели,
проявляет активность на
определенные темы

высокий уровень
программа освоена
полностью
осознанно и правильно
использует
специальные термины
программа освоена
полностью
отличные навыки
работы с
инструментами
вносит в изделие
большие отличия от
образца
регулярно принимает
участие в выставках и
конкурсах на уровне
района, города и т.д.
проявляет активный
интерес к
деятельности,
стремиться к
самостоятельной
творческой активности

18

Приложение 3
Результаты диагностического контроля
Ф.И.
№ п/п
обучающегося

Ф.И.
№ п/п
обучающегося

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

теоретические
знания

Входящий контроль
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Промежуточная аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Итоговая аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».