ДООП Мир вокруг нас

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3
3
3
3
5
5
6
6
6
6
7
7
7
7
8
8
10
11
12
14
14
14
14
16
16
16
17
18

«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено,
прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение
не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в
повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания образования и информирования обучающихся. Родная природа – великий
учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и
впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой
природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать
искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное
отношение к природе.
Место программы в образовательном процессе: образовательная
программа «Мир вокруг нас» является составной частью естественнонаучной
направленности образования детей в учреждении дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Галактика», имеет научно-познавательное направление.
Программа предусматривает развитие у детей нестандартного и креативного
мышления, творческой индивидуальности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
вокруг нас» по содержанию является общеразвивающей, по форме организации –
объединение, по функциональному предназначению – познавательной, по
времени реализации – краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3

4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-204
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
13. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
4

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
15. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
16. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Вопрос взаимоотношений человека с окружающей средой стоит очень
остро: происходит загрязнение окружающей среды как результат активной
жизнедеятельности человечества, вымирают различные виды животных, исчезают
леса, меняется климат. В связи с этим возникает необходимость в экологическом
воспитании детей – сегодняшних и будущих жителей нашей планеты. Формируя у
детей экологическое мировоззрение, повышая их экологическую грамотность и
культуру, можно вырастить поколение, которое будет бережно относиться к
природе, сохранять и преумножать ее богатства.
Показателями уровня экологического воспитания являются не только
знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного
окружения. Изучение данной программы создаст условия для формирования
ценностного отношения ребёнка к природе, для воспитания основ экологической
ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
В связи с тем, что город Екатеринбург является индустриальным центром, а
промышленность, как известно, является основным потребителем природных
ресурсов и мощным источником загрязнения природы, реализация данной
программы является значимой для нашего региона и города в целом.
Социальная значимость
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир вокруг нас» способствует раннему развитию у детей
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой
жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с
окружающим миром.
Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона:
«Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За
5

все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в
гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в программе
соединены вопросы теории и практики. Также педагогическая целесообразность
обусловлена необходимостью комплексного гармоничного развития детей в
области экологии и прикладного творчества. Работа по программе является
необходимой составной частью воспитательно - образовательного процесса, она
закрепляет основательную базу и создаёт для обучающихся перспективу их
творческого роста и личностного развития.
Отличительные особенности и новизна программы
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию
экологических знаний у детей. Программа знакомит обучающихся с основными
экологическими проблемами нашего региона, путями их решения с помощью
наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий,
изучения и сравнения, а также вовлекает их в практическую волонтерскую
деятельность, направленную на решение этих проблем. Знания и практические
навыки, полученные на занятиях, станут базовой ступенькой в формировании у
ребенка устойчивых способов поведения, потребности совершать действия и
поступки, направленные на сохранение природы.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мир
вокруг нас» ориентирована на детей от 8 до 14 лет, проявляющих интерес к
изучению окружающего мира.
Характеристика возрастных категорий
Это период от начальной социализации ребенка к приобщению его к миру
культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных
отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенность
этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний,
навыков и усвоения различных видов деятельности.
Этот возрастной период особенно важен для развития познавательной
потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной
деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные
формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только
рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им.
6

Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и
надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые,
исследовавшие экспериментальную деятельность Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков,
А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева, отмечают основную особенность
экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним».
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся:
 2 раза в неделю по 2 академических часа
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся – 40 минут. Между
занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Программа реализуется в течение 2,5 месяца и рассчитана на 44 часа.
По учебному плану – 44 часа.
Уровень программы
Уровень освоения программы – «стартовый». Программа предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.
Программа носит практический характер и имеет своей целью развитие
мотивации обучающегося к формированию экологического сознания.

7

1.2 Цель программы - развитие познавательного интереса и творческих
способностей ребенка, формирование активной жизненной позиции через
всестороннее ознакомление с экологией природного окружения и включение в
социально - значимую природоохранную деятельность. Формирование у
обучающихся основ целостного экологического мировоззрения.
Задачи:
обучающие:
 сформировать знания о закономерностях экологии, основных
экологических понятиях;
 привить обучающимся навыки работы с методами, необходимыми для
исследований: наблюдение, измерение, эксперимент, мониторинг и др.;
 научить оформлять результаты работы и защищать ее;
развивающие:
 развить умение проектировать свою деятельность (учебную,
исследовательскую);
 сформировать
творческие
и
коммуникативные
способности
обучающихся;
 развить способность применять теоретические знания на практике;
 развить способность самостоятельно добывать, анализировать
информацию и делать выводы;
воспитывающие:
 воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
 сформировать умение работать в коллективе;
 воспитать патриотическое и нравственное отношение к природным
богатствам родного края;
 формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
 принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира,
проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в
соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);
 принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку
строится на доброжелательной и доверительной основе);
 принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых
представлений, понятий и организации педагогического процесса);
 принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам
познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются
8

две дидактики – научная и художественная; первая
вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир
сопереживая – в процессе творческой деятельности);
 принцип постепенности погружения в
философские беседы готовят детей к восприятию
процессу).

строится на размышлении,
– наблюдая, размышляя,
проблему (нравственно –
искусства и творческому

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
разных
мероприятий
в
объединении,
выступают
сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года
предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед,
9

открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка,
совместных праздников и творческих конкурсов. Формы и методы организации
образовательного процесса
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи
учебных сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
 самостоятельные,
несамостоятельные
(характеризует
степень
управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
Образовательный процесс, включает в себя различные методы
обучения:
 словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
 исследовательский (наблюдения, опыты, элементарная исследовательская
работа и экспериментирование);
 репродуктивный (воспроизводящий);
 иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
и воспитания:
 убеждение,
 упражнение,
 личный пример;
 поощрение.
Формы занятий
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии:
 групповая;
 индивидуально-групповая;
 фронтальная.
В программе предусмотрены следующие виды занятий
 Комплексные занятия обобщающего и углублено-познавательного
типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые
10

представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных
процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае
наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая
последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные
связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую
ситуацию.
 Интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес.
 Занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
 Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей.
 Групповые комбинированные занятия включают в себя предъявление
нового материала в виде беседы и демонстрации иллюстративного материала с
последующей отработкой умений и навыков на практике, выполнение
самостоятельной творческой работы либо участие в разработке и защите проекта.
 Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.
 Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
Важным элементом каждого занятия является обсуждение, рефлексия.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны,
интерес к познанию мира природы;
 различать основные нравственно-этические понятия;
 оценивать
собственную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
 выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять
внимание, удивление, желание больше узнать.
11

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной
и практической творческой деятельности:
 ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в
учебных пособиях;
 наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
 самостоятельно организовывать свое рабочее место;
 следовать при выполнении заданий инструкциям педагога и алгоритмам,
описывающем стандартные учебные действия;
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу
об ошибках.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
естественнонаучной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
обучающиеся должны знать:
 секреты живой и неживой природы;
 условия, необходимые для жизни растений и животных города;
 правила обращения с объектами природы;
 простейшие взаимосвязи в природе, использовать эти связи для
объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
 способы охраны природы;
 некоторые охраняемые растения и животных;
обучающиеся должны уметь:
 проводить индивидуальные наблюдения;
 оказывать помощь птицам в зимнее время;
 уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в
природе;
 уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими
средствами.
Формы подведения результатов обучения
Степень усвоения обучающимися программы и результативность работы
определяется после изучения тем. Для проверки знаний детей используются
разные формы.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие
формы:
 тесты;
 анкетирование;
12

 творческие задания;
 презентации творческих заданий;
 защита проектов,
 участие в конкурсе/проекте.
Это позволяет педагогу лучше узнать каждого ребенка, выявить его
интересы.

13

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1
2
3

Кол-во часов
П
В
Т

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Будем знакомы»
Загадки планеты Земля
Конкурс рисунков «Наш дом – планета Земля»
Итого часов

2

1

1

40
2
44

16
0
17

24
2
27

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
защита проектов
выставка работ

2.2 Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Игровая программа «Будем знакомы»
Загадки планеты Земля
Молчаливые соседи
Загадки животного мира
Секреты неживой природы
Человек и охрана природы
Конкурс рисунков «Наш дом – планета
Земля»
Итого часов

Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

40
10
10
10
10

16
4
4
4
4

24
6
6
6
6

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
защита проектов
творческий проект
творческий проект
творческий проект
творческий проект

2

0

2

выставка работ

44

17

27

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
Теория: знакомство с программой объединения «Мир вокруг нас». Инструктаж по
правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Будем знакомы».
2 Загадки планеты Земля
2.1 Молчаливые соседи
Теория: Беседы с детьми о том, как важна их помощь животным и птицам в
разные времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе у
растений и животных. Наблюдения за домашними питомцами.
Практика: творческий проект «Мои домашние питомцы»
2.2 Загадки животного мира
Теория: Наблюдение и анализ смены времен года, суточных изменений. Сезонные
изменения в природе. Особенности роста и развития деревьев.
Практика: творческий проект «Как сберечь природу»
2.3 Секреты неживой природы
Теория: Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой
14

природе.
Практика: Тайны вокруг нас». Игровая викторина «Деревья
нашего края».
2.4 Человек и охрана природы
Теория: Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами
растительного и животного мира.
Практика: творческий проект «Умный сбор мусора»
3 Конкурс рисунков «Наш дом – планета Земля»
Практика: выставка рисунков «Наш дом – планета Земля»
Ожидаемые результаты реализации программы
По окончанию программы обучающиеся
будут знать:
 секреты живой и неживой природы;
 условия, необходимые для жизни растений и животных города;
 особенности методов наблюдения за живой и неживой природой;
 простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для
объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
 правила обращения с объектами природы;
 простейшие взаимосвязи в природе, использовать эти связи для
объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
 способы охраны природы;
 охраняемые растения и животных;
будут уметь:
 проводить индивидуальные наблюдения;
 оказывать помощь птицам в зимнее время;
 подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к
природе;
 уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в
природе;
 уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими
средствами.

15

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий

12
22
4
44
15 сентября

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для
 хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование.
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном заказе родители/законные представители самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного
образования со средним специальным или высшим педагогическим образованием,
любой квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе.
Методические материалы
 методические рекомендации по проведению занятий;
 оценочные материалы;
 дидактические материалы и игры;
 цифровые образовательные ресурсы. Презентации и видео по темам.

16

Методические материалы
№
п/п

Название раздела

1

Загадки планеты
Земля

2

Конкурс
рисунков «Наш
дом – планета
Земля»

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
 отдельный кабинет с
рабочими столами,
стульями, шкафом, для
хранения наглядного
материала;
 мультимедийное
оборудование;
 канцелярские
принадлежности;
 презентации и видео
по темам;
 примерные конспекты
занятий;
 материалы для
проведения пед.
мониторинга.

Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии
Форма организации занятий групповая.
Методы обучения: словесные,
наглядные, практические;
индуктивные, дедуктивные;
репродуктивные, проблемнопоисковые.
Пед. технологии:
технология творческих
мастерских; ИКТ; технология
проблемного обучения;
здоровьесберегающая
технология; игровая
технология; технология
сотрудничества

Формы учебного
занятия

комбинированное

комбинированное

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
 итоговая аттестация (сентябрь) в форме опроса и наблюдения.
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации. Формы аттестации следующие: викторина, защита творческого
проекта.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
 мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях;
 ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в
поведении);
 познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
 регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
 коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.

17

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
18

контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для педагога
1. Александрова Ю.Н., Юный эколог, 1-4 классы. – Волгоград: издательство
Учитель, 2014 г. – 331 с.
2. Анашина Н.Д. Окружающий мир. Растения и животные, Москва: издательство
АСТ, 2015.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. - Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2016г. – 176 с.
4. Граубин Г.Р. Биология: эксперименты и опыты с живой природой. - Москва:
издательство АСТ, 2016 г. – с. 47
5. Жук Л.И. Я люблю эту Землю. - Москва: издательство ИООО «Красикопринт»,
2000 г. – 127 с.
6. Клепинина З.А., Природоведение. - Смоленск: издательство Ассоциация XX1
век IT, 1998г. – 239 с.
7. Максимова Т.Н. Рабочая программа Окружающий мир 1 класс. – Москва:
издательство ВАКО, 2015.- 48 с.
8. Медузова Т.Ю., Балабанова Е.А.. Комплект учебных пособий: природные
сообщества леса, луга и водоема. – Москва: издательство Элти-Кудиц, 2012г.-110 с.
9. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. - Москва:
издательство АСТ, 2010 г. – 15 с.
10. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу мир
вокруг нас. – Москва: издательство «ВАКО», 2003 г. – 285 с.
11. Кощеева Е.Л. Путешествия в мир природы. - Москва: издательство Аркти,
2009. – с. 95
Список литературы для детей и родителей
1. Анашина Н.Д. Окружающий мир. Растения и животные, Москва: издательство
АСТ, 2015.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. - Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2016г. – 176 с.
3. Граубин Г.Р. Биология: эксперименты и опыты с живой природой. - Москва:
издательство АСТ, 2016 г. – с. 47
4. Жук Л.И. Я люблю эту Землю. - Москва: издательство ИООО «Красикопринт»,
2000 г. – 127 с.
5. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. Москва: издательство АСТ, 2010 г. – 15 с.
6. Кощеева Е.Л. Путешествия в мир природы. - Москва: издательство Аркти,
19

2009. – с. 95
Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiymir/2014/04/06/rabochayaprogramma-kruzhka-dopolnitelnogoobrazovaniya
2. Экокласс.рф

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».