ДООП Юный академик

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Условия набора в группы
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Методы обучения
Формы и методы проведения занятий
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
6
6
6
7
7
7
8
8
8
8
9
10
10
11
12
14
14
14
14
18
18
18
19
23
25

«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки
ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений.
Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить
интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и
удивляться им.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Место программы в образовательном процессе: образовательная программа
«Юный
академик»
является
составной
частью
естественнонаучной
направленности образования детей в учреждении дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Настоящая программа предусматривает расширение
кругозора, развитие познавательной активности, формирование устойчивого
интереса к естественным наукам у обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный академик» по содержанию является естественнонаучной, по форме
организации – объединение, по функциональному предназначению –
познавательной, по времени реализации – краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
3

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
4

бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское
экспериментирование.
Экспериментирование
дает
ребенку
реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты
положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих
способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет
повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи.
Социальная значимость программы
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее
многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста
способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и
время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических
явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и
отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют
очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его
мировоззрения, мировидения.
Дополнительная образовательная программа «Юный академик» построена
таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли
наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме
работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его
действия носят репродуктивный характер.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе
реализации программы на основании предложенного материала, позволит детям,
давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и
выводы. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать
результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже
имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных
закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в
окружающей среде, организовать посильную, интересную и адекватную возрасту
экспериментально-исследовательской
деятельность
для
формирования
естественнонаучных представлений дошкольников.
5

Отличительной особенностью программы
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ
«Деятельность дошкольников в детской лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р.
Камаловой, «Занимательная химия для дошкольников» Седых Н.С., «Лаборатория
Фиксиков» О. Зенк, «Юный астроном» Колесниковой М.В., «Занимательная
экология» Голубенко С.В. и др., а также ряд методических разработок:
«Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников»
Л.Н.
Прохоровой, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста» Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом»
О.В. Дыбиной и другие.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый
план выдвигается не обучающая, а развивающая функция.
Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие
его от экспериментирования школьников и, тем более, от научноисследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство
детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами,
которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа
«Юные академик» направлена на формирование у дошкольника качеств,
необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности,
инициативности, самостоятельности, производительности и творческого
самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности,
последовательности и постепенности.
Новизна программы заключается в поэтапном развитии умственных
способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками
экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания
знаний
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Дошкольная Академия естественных наук» ориентирована на детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 7 лет, проявляющих интерес
к естественным наукам.
Характеристика возрастных категорий
Возраст 5-7 лет – важный этап в развитии личности. Это период начальной
социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих
ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами
бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он
обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в
дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов
деятельности.

6

В этом возрасте ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет
и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.
В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и
оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта
ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в
дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их
воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но
и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
Этот возраст особенно важен для развития познавательной потребности,
которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности,
направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы
мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть
предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная
пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и
надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые,
исследовавшие экспериментальную деятельность Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков,
А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева, отмечают основную особенность
экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним».
Условия набора в группы
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.

7

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП
По учебному плану объем программы составляет 44 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 11 учебных недель в течение 2,5 календарных месяцев
необходимый для ее освоения.
Уровень программы
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2. Цель программы – развитие у детей старшего дошкольного возраста
познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному
познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
образовательные:
 формировать у детей представления об окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
 совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них
фактические ответы;
 формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
развивающие:
 развивать
поисково-познавательную
деятельность
детей
как
интеллектуально-личностное, творческое развитие;
 развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
 развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при
проведении игр-экспериментов.
воспитательные:
 развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,
договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
 поддерживать
у
детей
инициативу,
сообразительность,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Принципы программы
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
8

соответствии со следующими основными принципами:
 принцип научности предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной форме,
использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности — постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;
 принцип систематичности — непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
 принцип гуманизма — утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
 принцип демократизма — свободный выбор видов и сфер деятельности;
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка; создание
эмоционально-комфортного климата в социальной среде;
 принцип дифференциации образования — ориентация на личностные
интересы,
потребности,
способности,
а
также
физиологические,
интеллектуальные и другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества — признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
 принцип креативности — создание всех условий для развития творческой
личности;
 принцип природосообразности — учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на положительное в
ребенке, на сильные стороны его личности;
 принцип культуросообразности — ориентация на потребности общества
и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды,
адаптацию детей к современным условиям жизни общества.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего периода обучения и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
9

Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Обеспечение
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики;
 беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены, о
правилах
поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных
сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
 самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления
педагогом познавательной деятельности обучающихся).
В учебном процессе предусматриваются мероприятия, которые направлены
на повышение интереса обучающихся к данному курсу:
 встречи и беседы с родителями обучающихся, совместные творческие
мастерские, мастер-классы;
 сбор и систематизация наглядного материала;
 участие в конкурсах на учрежденческом и иных уровнях.
Формы и методы проведения занятий
В качестве ведущей методики при реализации программы используется
технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной
мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное
10

решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в
коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные
предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Также в программе игра выступает как приоритетный метод. Опора на
известное положение психологии об особом значении игровой деятельности в
развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств обучающихся
необходимых для пропедевтической работы с дошкольниками и младшими
школьниками по предмету математика. Ведущая форма организации занятий групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое
занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по
темам занятий. Педагог организует демонстрацию опытов по заданной теме, дети
внимательно наблюдают и проделывают самостоятельно опыт, предложенный
педагогом. Важно, чтобы выбор тем расширял познания детей об окружающем
мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького
«исследователя».
Помимо игровых занятий программой предусмотрены следующие формы:
 комплексное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического,
умственного, нравственного развития;
 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала,
оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию
самостоятельности и творческой инициативы;
 контрольное занятие - направлено на количественную и качественную
оценку двигательной подготовленности и физического развития обучающихся.
Содержание
программы
представляет
собой
единую
систему
взаимосвязанных тем, при этом раскрывает многообразные связи предметной
практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром
природы. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного
усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети,
например, учатся наблюдать за действиями педагога и выполнять несложные
задания. Самый сложный этап – самостоятельно провести опыт и объяснить его
результат.
В процессе занятий обучающиеся много занимаются исследовательской
работой:
 делают выбор веществ к каждому опыту;
 демонстрируют простые опыты и объясняют их;
 исследуют материалы и вещества, предложенные педагогом.

11

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1
2

Кол-во часов
П
В
Т

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Снежный ком»
«Профессор Знайкин»
Игровая программа «В гостях у профессора
Знайкина»
Итого часов

3

2

1

1

40

8

32

2

2

44

9

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет

35

2.2 Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов
В
Т
П

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Снежный ком»
«Профессор Знайкин»

2

1

1

40

8

32

2.1

«Волшебные превращения»

14

1

13

2.2

«Любознайка»

14

2

12

2.3

«В гостях у гнома астронома»

12

5

7

1
2

3

Игровая программа «В гостях у
профессора Знайкина»
Итого:

2
44

2
9

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
квест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет

35

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Снежный ком»
Теория.
Практика.
2. «Профессор Знайкин»
2.1«Волшебные превращения»
Теория. Правила поведения во время проведения опытов
Практика. Опыты «Волшебные превращения»
2.2 «Любознайка»
Теория. Удивительные явления природы и не только…
Практика. Конкурс рисунков «Удивительное рядом». Коллаж «Круговорот воды
в природе». Создаем презентацию «Разноцветные» моря планеты». Конкурс
рисунков «Радуга-дуга». Игровая программа «Путешествие Любознайки».
2.3 «В гостях у гнома астронома»
Теория. Что такое астрономия? Что такое галактика?
Практика. Конкурсы рисунков «Я и космос». Викторина. Игровая программа
«Угадай кто я». Коллаж «Звездное небо». Игровая программа «В гостях у гнома
астронома».
3. Игровая программа «В гостях у профессора Знайкина»
12

Практика. Игровая программа, конкурсы, викторины.
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Начало занятий

11
22
4
44
11
15 сентября

3.2 Условия реализации программы:
 материально-техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
 оборудование для проведения опытов;
 глобус, географические карты;
 фотоальбомы по разделам программы.
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают обучение ребенка соответствующим комплектом оборудования
индивидуального пользования по выбранной программе (комплекты рабочих
тетрадей, канцелярские принадлежности (прописаны ниже), материалы для
проведения исследовательских работ).
Канцелярские принадлежности:
 тетради в клетку, ножницы среднего размера, линейки пластиковые,
транспортиры, угольники, клей ПВА, клей карандаш, скотчи бумажный и
двухсторонний, карандаши простые и цветные, бумага и картон различных сортов
и цветов, наборы бумаги для занятий;
 кадровое обеспечение – в реализации программы принимает участие
педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием, любой квалификационной категории, обладающий
знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе;

13

 методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы:
 презентации по темам:
 информационно дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению опытов;
 карточки - схемы проведения экспериментов
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг детского развития осуществляется по окончанию прохождения
программы Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием
метода педагогического наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных
ситуаций.
Задачи аттестации связаны с определением уровня сформированности у
обучающихся следующих, установленных компетенций:

владеет культурой мышления, способен к восприятию информации;

способен использовать навыки публичного выступления;

владеет основами речевой культуры;

способностью и готовностью демонстрировать артистизм, свободу
самовыражение, концентрацию внимания.

14

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
15

13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для педагога
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / - Воронеж: ТЦ«Учитель», 2004. - 159
с.;
2. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд
Сайз, 1995г.;
3. Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009г.;
4. Виталий Бианки, Николай Сладков, Святослав Сахарнов, Алексей
Ливеровский, Зеленые страницы. Хрестоматия по экологии для начальной школы,
М., «Мой учебник», 2018г.;
5. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления
дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. - Гуткович И. Я. Ульяновск, 2001. - 108с.;
6. Деревова, С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС ДОУ /С.Н. Деревова. – М.: ЭКСМО-Пресс,
2017. – с.74-75;
7. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. «Сфера». М., 2016г.;
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
Сфера. М., 2018г.;
9. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд. Сфера, 2019.
11. Игры с водой и песком. / // Обруч, 1997. - № 2;
12. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников
через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2013 .
13. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. –
72с.;
14. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Педагогическое общество России. - М., 2005г.;
15. Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта
работы», Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.;
16. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2016г.;
17. Леонид Сикорук, «Физика для малышей». М. ,2015г.;
18. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской
лаборатории» Изд. «Учитель» 2015г.;
16

19. М. Султанова «Простые опыты с воздухом и природными материалами для
дошкольников» ООО «Хатбер - пресс» 2014г.;
20. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников
при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий
с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.;
21. Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?
М.,2008г.;
22. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России,
2003. – 80с.;
23. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.
– М.:Сфера, 2012г.;
24. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические
рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. М: АРКТИ, 2015г.;
25. Перельман Я., «Занимательные задачи и опыты». Москва «Эксмо», 2018 г.;
26. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /
Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2005 г.;
27. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом
образовании дошкольников.//«Дошкольное образование» март 2008 № 6;
28. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
64с.;
29. Репьев С.А. Забавные химические опыты. «Карапуз». М., 1998г.;
30. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха./. – СПб.: Агентство
образовательного сотрудничества, 2007. – 48с.;
31. Серия книг уроки Стрекозы. Автор, Ю. Школьник. Издательство «СтрекозаПресс»,2009г.;
32. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:
«Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000г.;
33. Соломенникова, О.Е. Диагностика знаний об окружающем мире у
дошкольников / О.Е. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. с.21-27;
34. Т.Н. Образцова. Логические игры для детей. М.: ИКТЦ Лада, 2005г.;
35. Томилин А.Н. География для детей. Моя первая энциклопедия, С-П., Астрель,
2009г.;
36. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
37. Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.;
Детство – Пресс, 2015г.;
17

38. Энциклопедия для детей. География. Издательство Аванта+, 2010г.
Список литературы для детей и родителей
1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд
Сайз, 1995;
2. Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009;
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:
Просвещение, 1993. – 128 с.;
4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.,
2002г.;
5. Дыбина О. В. Что было до: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.
1999г.;
6. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. «Сфера». М., 2016г.;
7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
Сфера. М., 2018г.;
8. Игры с водой и песком. / // Обруч, 1997. - № 2;
9. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. –
72с.;
10. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2016г.;
11. Леонид Сикорук, «Физика для малышей». М. , 2015г.;
12. М. Султанова «Простые опыты с воздухом и природными материалами для
дошкольников» ООО «Хатбер - пресс» 2014г.;
13. Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.,
2008г.
14. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха./ – СПб.:Агентство
образовательного сотрудничества, 2007. – 48с.;
15. Серия книг уроки Стрекозы. Автор, Ю. Школьник. Издательство «СтрекозаПресс»,2009г.;
16. Энциклопедия для детей. География. Издательство Аванта+, 2010г.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Интернет-ресурсы:
Дорохова, Т.М. Организация и проведение опытно-экспериментальной
деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог
ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028);
infourok.ru;
https://www.maam.ru;
https://www.moirebenok.ua;
https://myintelligentkids.com/;
https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam897310/;
http://deti-club.ru/kartoteka-opytov-eksperimentov-dlya-detej-doshkolnogo-vozrastaopyty-s-vodoj;
18

8. http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html;
9. http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8;
10. http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-detei-podgotovitelnoigrupy.html
11. http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw

19

Приложение 1
Таблица оценки всестороннего развития обучающихся
Показатели

Критерии

1. Теоретическая подготовка
1.1. Теоретические
Соответствие
знания по основным теоретических
разделам учебнознаний
тематического плана обучающегося
программы
программным
требованиям

2. Практическая подготовка
2.1. Практические
Соответствие
умения и навыки,
практических
предусмотренные
умений и
программой (по
навыков
основным разделам
программным
учебнотребованиям
тематического плана
программы)
2.2. Творческие
навыки

Креативность
в выполнении
практических
заданий

3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Умение слушать Адекватность
и слышать педагога
восприятия
информации,
идущей от
педагога

3.2. Умение
выступать перед
аудиторией.

Свобода
владения и
подачи

Степень выраженности
оцениваемого качества

Число
баллов

Методы
диагностики

-Минимальный уровень –
1
обучающийся овладел менее чем ½
объёма знаний, предусмотренных
программой
-Средний уровень – объём усвоенных 2
знаний составляет более ½
-Максимальный уровень – освоил
практически весь объём знаний,
3
предусмотренных программой за
конкретный период.

Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.

-Минимальный уровень –
обучающийся овладел менее чем ½,
предусмотренных умений и навыков
-Средний уровень – объём усвоенных
умений и навыков составляет более ½
-Максимальный уровень – овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период
-Начальный (элементарный) уровень
развития креативности –
обучающийся в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога
-Репродуктивный уровень – в
основном, выполняет задания на
основе образца
-Творческий уровень – выполняет
практические задания с элементами
творчества

Контрольное
задание

1

2

3
1

Контрольное
задание

2

3

-Минимальный уровень умений –
1
обучающийся плохо воспринимает
информацию идущую от педагога
-Средний уровень – испытывает
небольшие затруднения при
2
восприятии информации
-Максимальный уровень – Адекватно
воспринимает информацию, идущей
от педагога
3

Наблюдение

Минимальный уровень умений –
1
обучающийся плохо владеет и подает
информацию

Наблюдение

20

обучающимся
подготовленн
ой
информации
3.3. Умение
аккуратно
выполнять работу

Уровень
Высокий
Средний
Низкий

Аккуратность
и
ответственнос
ть в работе

2

3
Наблюдение

Количество баллов
11-15
6-10
0-5

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определённого
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать свои
поступки (приводить к
должному свои
действия)
Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
Умение воспринимать
общие дела как свои
собственные
Уровень
Высокий
Средний
Низкий

-Средний уровень – испытывает
небольшие затруднения при подаче
подготовленной информации
-Максимальный уровень – Свободно
владеет и подает подготовленную
информацию.
Удовл. – хорошо – отлично

Степень выраженности оцениваемого
качества
Терпения хватает менее чем на ½ занятия
Более чем на ½ занятия
На все занятие

Число
баллов
1
2
3

Методы
диагностики
Наблюдение

Волевые усилия обучающегося
побуждаются извне
Иногда – самим ребёнком
Всегда – самим ребёнком
Обучающийся постоянно действует под
воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя сам
Постоянно контролирует себя сам

1

Наблюдение

2
3
1

Наблюдение

Завышенная
Заниженная
Нормальная
Избегает участия в общих делах
Участвует при побуждении извне
Инициативен в общих делах

1
2
3
0
2
3

2
3
Анкетирование
Наблюдение

Количество баллов
11-15
6-10
0-5

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».