ДООП Играем вместе 2023-2024 уч. год

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно – правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность программы
Отличительные особенности программы
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Срок реализации образовательной программы
Уровень программы
1.2 Цель и задачи программы
Основные принципы реализации программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно – педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации и контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложения

3
3
3
3
4
5
5
6
6
6
6
7
7
7
8
8
9
10
11
11
13
13
13
14
18
18
18
21
24
27

«Игра - не просто детская забава, но
и животворный источник мышления,
благородных чувств и стремлений».
Сухомлинский В.А.
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Что такое игра для ребенка не просто развлечение. Игра – это развитие, и
обучение, и знакомство с окружающим миром. Существует множество игр:
творческие, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные игры и т.д.
Игра – это необходимость соблюдения правил. Правила регламентируют
действие ребенка и требуют иногда делать то, чего совсем не хочется. В игре
подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Это является эффективным
средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль.
Направленность образовательной программы:
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем вместе»
является составной частью социально – гуманитарной направленности
образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по содержанию является социально – гуманитарной, по форме организации объединение, по функциональному предназначению – развивающая, по времени
реализации – краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных
ролей в широком диапазоне и творческой реализации.
4

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности». В процессе освоения программы у
детей развиваются творческие и организаторские способности и задатки.
Социальная значимость программы
В процессе игровой деятельности происходит развитие ребенка.
Посредством игры ребенок приобретает новый опыт, познает жизненные
ситуации, вырабатывает свое отношение к ним. Говоря о влиянии игр на развитие
детей, стоит упомянуть, что любая форма игры, предпринимаемая ребенком,
является своего рода диагностическим инструментом для родителей. По типу
предпочитаемых игр, поведению ребенка во время игры, его восприятию и
реакции на развитие событий можно сделать выводы о развитии ребенка и
предпринять определенные действия для коррекции его состояний.
Педагогическая целесообразность
В педагогической науке игры рассматриваются как важнейшее средство
всестороннего развития ребенка. Игра - важнейший воспитательный институт,
способствующий развитию физических и умственных норм, правил поведения,
этических ценностей общества, а национальные подвижные игры прививают
ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к
выходу в большой мир. А. С. Макаренко указывал на то, что как ведет себя
ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.
В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство
справедливости. Игры учат искренности, товариществу. В коллективных играх
выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к
цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны
педагога способствует воспитанию активной творческой личности, формируют в
детях характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства
Большое значение имеют игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, от
действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Итак, все игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство.

5

Отличительные особенности программы
При составлении программы был учтен опыт авторов других
программ «Игротека» Киселевой А.С., «Игра – дело серьезное» Харламовой Г.В.,
«Подвижные игры» Неласовой Л.П., «Игротека» Расторгуевой О.А., «Мир
игровой деятельности» Борискиной С.А. и другие.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый
план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания
и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития
психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также
важнейших личностных качеств ребенка.
Программа включает в себя ряд разделов, таких как - настольные,
спортивные, театрализованные игры, игры народов Урала и игры по
безопасности, способствующих всестороннему развитию ребенка.
Новизна программы заключается в её:
 комплексности (соединение разных видов игр, через единую тему):
 дидактические игры
 подвижные игры
 народные игры
В зависимости от конкретных задач, решаемых в рамках каждого из
разделов, используются различные формы занятий, однако, учитывая общую
целевую ориентацию программы, и то, что основную часть учебного времени
(более 75%) занимает практическая деятельность, центральное место отводится
специальным, игровым формам.
Адресат программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Играем
вместе» ориентирована на детей 6 – 8 лет. Разработана с учетом
психофизиологических особенностей, интересов и потребностей данной
возрастной категории.
Характеристика возрастной категории
6-7 лет
Игра становится самостоятельной деятельностью ребенка. Дети осваивают
разные виды игр и с помощью их дошкольник «входит» в разные сферы
действительности, расширяя возможности познания этих сфер. Игровые
предпочтения ребенка дошкольника 6-7 лет развивается под влиянием воспитания
и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности мальчиков и
6

девочек, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает
разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры,
выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
7 – 8 лет
Игровая деятельность у детей 7 – 8 лет. Общие характерные черты детей
этого возраста схожи с чертами дошкольников. Большой интерес вызывает у
детей игровая и познавательно – исследовательская деятельность, в ходе которой
дети применяют обобщённые способы обследования объектов. Младшие
школьники активно осваивают социальные отношения. Наблюдается организация
игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». Действия детей в играх с возрастом становятся более
разнообразными. Мальчики предпочитают конструктивно – игровую
деятельность, строительную. Девочки отдают предпочтение сюжетно-ролевым,
режиссерским, театрализованным играм. Общие интересы детей направлены к
музыке, литературе, спорту, театрализации.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 6-7 лет - 30 минут, 8
лет - 40 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания
кабинета и отдыха детей.
Программа реализуется в течение 1 года и рассчитана на 144 часа.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев,
1 год.

7

Уровень программы «Стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программ.
1.2 Цель программы: развитие познавательных способностей и игровых
умений обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
образовательные:
 познакомить обучающихся с разнообразием игр, обучить настольно –
печатным играм;
 научить самостоятельно организовывать свой досуг и досуг сверстников;
 создавать специальные ситуации для повышения познавательной
активности обучающихся;
 формировать умение самостоятельно организовывать игры;
 обучать
совместным
дидактическим
играм
с
постепенно
усложняющимися правилами;
 обучить детей правилам и нормам поведения в современной игре;
развивающие:
 развивать самостоятельность, инициативность, воспитывать у каждого
ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной
деятельности и творчеству;
 развитие
коммуникативных
умений:
умение
общаться
и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 развивать интерес у детей к различным видам игр;
 развивать познавательную, двигательную и творческую активность
детей;
 развивать интерес детей к различным видам игр
 развивать в процессе игры сообразительность, умение самостоятельно
решать поставленную задачу, развивать внимание, наблюдательность;
 расширять словарный запас и активное его использование в процессе
общения;
 воспитательные:
 привить любовь и уважение к истории России, родного края, традициям
народов Российской Федерации;
 формировать социальный опыт средствами игровой деятельности;
 воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

8

 формировать
произвольное
поведение,
развивать
детскую
инициативность, творчество, активность;
 совершенствовать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
 воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и
поступки других играющих;
 воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение
придерживаться правилам игры;
 воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость
и
доброжелательность к своим сверстникам.
Основные принципы реализации образовательной программы
 принцип научности предполагает знакомство дошкольников, младших
школьников с совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в
доступной форме, использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности - постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;
 принцип систематичности - непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
 принцип гуманизма;
 утверждение общекультурного человеческого достоинства, внимание к
историческим ценностям, их значимость для развития искусства, науки и
культуры;
 принцип дифференциации образования - ориентация на личностные
интересы,
потребности,
способности,
а
также
физиологические,
интеллектуальные и другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества
- признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
 принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на положительное в
ребенке, на сильные стороны его личности.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.

9

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Здоровьесберегающие технологии
Занятия в объединении связаны с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на
мышцы плечевого пояса, на позвоночник, а также идёт большая нагрузка на глаза,
поэтому очень важно на уроках использовать здоровье сберегающие технологии.
Для активизации и отдыха обучающихся на занятиях, а также для
предупреждения и снятия утомления предусмотрены: релаксационные
упражнения, «Веселая гимнастика», пальчиковая гимнастика и гимнастика для
глаз. Звучание музыки на занятиях в объединении дает возможность успокоиться,
снять раздражительность и нервное напряжение.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
разных
мероприятий
в
объединении,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи
учебных сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
 самостоятельные,
несамостоятельные
(характеризует
степень
управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
 групповая;
10

 индивидуально-групповая;
 фронтальная (сказка, беседа, занятие-игра, практическое занятие, игра
сюжетно-ролевая, экскурсия, квест, коллективное творческое дело, игровая
программа.)





Занятие по типу может быть:
комплексным;
практическим;
диагностическим;
тренировочным.

Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты
 проявляет любовь и уважение к истории России, родного края, городу, к
традициям народов Российской Федерации;
 сформировано доброжелательное отношение друг к другу;
 сформированы детская инициативность, творчество, активность;
 умеет общаться со сверстниками и взрослыми;
 умеет оценивать свои поступки и поступки других играющих;
 умеет придерживаться правилам игры;
 проявляет культуру общения культуру общения, эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность к своим сверстникам.
Метапредметные результаты
 развиты предметно – деятельностные психические функции: внимание,
память, мышление, воображение;
 развиты общеинтеллектуальные умения;
 развиты коммуникативные способности, навыки общения со
сверстниками и взрослыми;
 пополнен словарный запас и активно используется в своей игровой
деятельности.
Предметные результаты;
 обучающиеся знают разнообразные игры;
 самостоятельно организовывают свой досуг свой досуг и досуг
сверстников;
 применяет полученные знания и умения в практической деятельности;
 сформировано умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
 сформировано социальное представление детей о нормах поведения в
игре.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Контроль знаний
является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать
11

получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать
необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны
педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению
итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их
выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых,
желательно, чтобы они носили игровой характер.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие
задания,
конкурсы,
наблюдение,
тестирование,
беседы,
анкетирование, мониторинг достижений.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№

Название раздела

Кол-во часов
Т
П

В
1
2
3
4
5
6

Вводное занятие. Инструктаж по
ПБ. Игровая программа
Настольные игры
Игры народов Урала
Игры по безопасности
Творческие игры
Игровая программа «Скоро лето»
Итого:

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

44
24
48
24
2
144

7
6
4
0,5

37
18
44
23,5
2
125,5

18,5

наблюдение
конкурс
конкурс
конкурс
конкурс
конкурс

2.2 Учебный (тематический) план
№

Разделы и темы занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж
по ПБ. Игровая программа
Настольные игры
Головоломки, ребусы
Забавные фанты
Скрабл
Игры - ходилки
Игры в шашки
Мемо - Космос
Морской бой
Имаджинариум
Мемори
Пальчиковый твистер
Монополия
Детская мафия
Игры народов Урала
Русские народные игры
«Невод»
«Кручение яиц»
«Заяц без дома»
«Городки»
«Жмурки»
Башкирские народные игры
«Липкие пеньки»
«Юрта»
«Иголка - нитка»
«Голуби»
Удмуртские народные игры
«Охота на лося»
Игра «Поймай коня за хвост»
Игры по безопасности
Твоя безопасность в твоих руках
«Встреча с незнакомцем»

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.2
3.2.1
3.2.2
3.2.3
3.2.4
3.2
3.2.1
3.2.2
4
4.1
4.1.1

Кол – во часов
В
Т
П

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

наблюдение

44
2
4
4
4
4
2
4
4
2
4
6
4
24
12
2
2
2
4
2
8
2
2
2
2
4
2
2
48
8
2

7
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
6
3
0,5
0,5
0,5
1
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
4
2
0,5

37
1,5
3,5
3,5
3,5
3,5
1,5
3,5
3,5
1,5
3,5
5
3
18
9
1,5
1,5
1,5
3
1,5
6
1,5
1,5
1,5
1,5
3
1,5
1,5
44
6
1,5

конкурс
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
конкурс
викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
викторина
практическое задание
практическое задание
конкурс
викторина
практическое задание
13

4.1.2
4.1.3
4.1.4
4.2
4.2.1
4.2.2
4.2.3
4.2.4
4.3
4.3.1
4.3.2
4.3.4
4.3.5
4.4
4.4.1
4.4.2
4.4.3
4.4.4
4.5
4.5.1
4.5.2
4.5.3
4.5.4
4.6
4.6.1
4.6.2
4.6.3
4.6.4
5
5.1
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
6

«Один дома. Аптечка»
«Пожар в квартире»
«СМС и звонки от незнакомца»
Эта опасная вода
«Большие и маленькие водоемы»
«Водные опасности»
«Опасный лед»
Игровая программа «Спаси друга»
Домашние и дикие животные
«Мир домашних животных»
«Опасность на ферме»
«Книга жалоб природы»
«Я хочу быть Берендеем»
ПДД
Подвижные игры по ПДД
«Красный! Желтый! Зеленый!»
«Опасный перекресток»
«Детский транспорт – вот это да!»
Здоровье в порядке – спасибо
зарядке
«Правильное питание»
«Страна микробия»
«Витамины для здоровья»
«Веселая зарядка»
ППБ
«Виды, причины пожаров»
«Огнеопасные предметы»
«Вызови пожарных»
Эстафета «Пожарная тревога»
Творческие игры
Старичок – Лесовичок
Игры пантомимы
Моя вообразилия
Игры на расслабление и
напряжение
Игры - этюды
Игры-стихи
Сюжетно - ролевые игры
Игровая программа «Скоро лето»
Итого:

практическое задание
практическое задание
практическое задание
викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание

2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
-

1,5
1,5
1,5
8
2
2
2
2
6
1,5
1,5
1,5
1,5
8
2
2
2
2

8

2

6

2
2
2
2
8
2
2
2
2
24
2
4
2

0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

1,5
1,5
1,5
1,5
6,5
2
1,5
1,5
1,5
23,5
2
4
2

4

-

2

творческое задание

4
4
4
2
144

-

4
4
4
2
125,5

творческое задание
творческое задание
творческое задание
конкурс

18,5

викторина
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
самостоятельная работа
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
конкурс
творческое задание
творческое задание
творческое задание

Содержание учебного плана
Разделы и темы занятий
Вводное занятие.
1
Инструктаж по ПБ.
Игровая программа
2 Настольные игры
2.1

Головоломки, ребусы

2.2

Забавные фанты

Теоретическая составляющая Практическая составляющая
темы
темы
Знакомство с программой.
Инструктаж по ПБ
Правила составления и
разгадывание головоломок и
ребусов
Что такое фанты. Правила

Игровая программа «Будем
знакомы»
Составление и разгадывание
головоломок и ребусов
Проведение игры
14

2.3

Скрабл

2.4

Игры - ходилки

2.5

Игры в шашки

2.6 Мемо - Космос
2.7 Морской бой
2.8 Имаджинариум
2.9 Мемори
2.10 Пальчиковый твистер
2.11 Монополия
2.12 Детская мафия
3 Игры народов Урала
3.1 Русские народные игры
3.1.1 «Невод»
3.1.2 «Кручение яиц»
3.1.3 «Заяц без дома»
3.1.4 «Городки»
3.1.5 «Жмурки»
3.2 Башкирские народные игры
3.2.1 «Липкие пеньки»
3.2.2 «Юрта»
3.2.3 «Иголка - нитка»
3.2.4 «Голуби»
3.2 Удмуртские народные игры
3.2.1 «Охота на лося»
Игра «Поймай коня за
хвост»
4 Игры по безопасности
Твоя безопасность в
4.1 твоих руках
3.2.2

4.1.1 «Встреча с незнакомцем»
4.1.2 «Один дома. Аптечка»
4.1.3 «Пожар в квартире»
«СМС и звонки от
незнакомца»
4.2 Эта опасная вода
«Большие и маленькие
4.2.1
водоемы»
4.1.4

4.2.2 «Водные опасности»

игры
Что такое скрабл. Правила
игры
Что такое настольная игра?
Игры – ходилки и их правила
История возникновения
шашек? Правила игры
Правила игры
Правила игры
Правила игры
Правила игры
Правила игры
Правила игры
Правила игры
История Русских народных
игр. Правила игры
Праздник светлой Пасхи.
Традиции русского народа.
Правила игры
Животные в нашем лесу.
Правила игры
Правила игры
Правила игры
Башкирские народные игры
Правила игры
Правила игры
Башкирские народные игры
Правила игры
Правила игры

Проведение игры
Игры-ходилки
Игры в шашки
Мемо – игры
Морской бой
Имаджинариум
Мемори
Пальчиковый твистер
Монополия
Детская мафия

Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.

Удмуртские народные игры
Правила игры

Проведение игры.

Правила игры

Проведение игры.

Правила личной
безопасности. Телефоны
экстренных служб
Правила безопасности в
квартире
Что такое лекарство?
Правила поведения при
пожаре в квартире
Когда тебе звонит
незнакомец?

Проведение игры.

Правила поведения на воде в
летний период
Какие бывают водные
опасности

Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
15

4.2.3 «Опасный лед»

Правила поведения на
водоемах в зимний период

Игровая программа
«Спаси друга»
4.3 Домашние и дикие животные
«Мир домашних
Мы в ответе за тех, кого
4.3.1
животных»
приручили
Что такое ферма, опасности
4.3.2 «Опасность на ферме»
на ферме
Бережное отношение к
4.3.4 «Книга жалоб природы»
природе
4.3.5 «Я хочу быть Берендеем» Правила игры
4.4 ПДД
«Красный! Желтый!
4.4.1
Правила для пешехода
Зеленый!»
4.4.2 «Опасный перекресток»
Виды перекрестков
Виды городского
4.4.3 «Городской транспорт»
транспорта, правила
поведения
4.4.4 Подвижные игры по ПДД
4.5 Здоровье в порядке – спасибо зарядке
Правильное питание – залог
4.5.1 «Правильное питание»
здоровья
Микробы живут везде.
4.5.2 «Страна микробия»
Борьба с ними
«Витамины для
4.5.3
Все о витаминах
здоровья»
4.5.4 «Веселая зарядка»
Зачем нужна зарядка
4.6 ППБ
«Виды, причины
4.6.1
Виды, причины пожаров
пожаров»
«Огнеопасные
4.6.2
Огнеопасные предметы
предметы»
Как правильно вызывать
4.6.3 «Вызови пожарных»
пожарных
Эстафета «Пожарная
4.6.4
тревога»
5 Творческие игры
5.1 Старичок – Лесовичок
5.4 Игры пантомимы
Пантомима
5.5 Моя вообразилия
Игры на расслабление и
5.6
напряжение
5.7 Игры - этюды
5.8 Игры-стихи
5.9 Сюжетно - ролевые игры
Игровая программа
6
«Скоро лето»
4.2.4

Проведение игры.
Игровая программа
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры.
Проведение игры
Проведение игры
Проведение веселой зарядки
Проведение игры
Проведение игры
Проведение игры.
Эстафета
Проведение игры
Проведение игр
Проведение игры
Проведение игр
Проведение игр
Проведение игр
Проведение игр
Игровая программа

16

Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся будут
знать:
 понятия «игра», «творчество», «народные игры», «настольные игры»,
«логика», «воображение», «безопасность»;
 содержание и условия игр народов Урала;
 виды игр (на знакомство, подвижные, настольно – печатные, народные);
 основы методики проведения игры (объяснение условий, ведение,
итоги);
 нормы и правила поведения в современной игре;
 правила поведения на дороге, на водоемах, при пожаре и тд;
 организовывать игры народов Урала.
уметь:
 самостоятельно организовывать свой досуг и досуг сверстников;
 применять полученные знания и умения в практической деятельности;
 общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других;
 объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 доброжелательно относиться к людям;
 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
 стремиться к активной деятельности и творчеству;
 быть самостоятельным, организованным, инициативным, творческим;
 оценивать свои поступки и поступки играющих;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
 придерживаться правилам игры;
 пользоваться современным инвентарем и оборудованием;

17

3.1 Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики учебного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
15
21
15 сентября
31.12.2023 – 07.01.2024
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально-технические условия:

учебный кабинет с учебными столами и стульями (по количеству
обучающихся, 15 рабочих мест), рабочим местом педагога, шкафами и
стеллажами для хранения наглядного материала, реквизита и материалов;

мультимедийное оборудование.
Материально-техническое оснащение занятий: классная доска, настольные
игры, реквизит для проведения подвижных игр.
Учебные пособия, настольные игры, канцелярские принадлежности,
приобретают родители/законные представители.
Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием, любой квалификационной категории, обладающий
знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение
Для развития познавательных способностей и игровых умений
обучающихся, формирования личности ребенка, его личностных качеств и
всестороннего развития, большую роль играет правильный подбор игр и игровых
заданий. При отборе игр необходимо учитывать некоторые физиологические
особенности организма ребенка, т. е. возрастные особенности детей, хорошо знать
состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы
предлагаемые игры соответствовали
возможностям
и
индивидуальным
18

особенностям каждого ребенка. Правильная организация образовательного
процесса определяет качество педагогической работы.
Цифровые образовательные ресурсы:
Мультимедийные презентации по темам « Игры народов Урала», «Игра
городки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Правила дорожного
движения»:
 https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/09/27/natsionalnye-igrynarodov-urala ;
 https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/09/16/russkaya-narodnaya-igragorodki ;
 https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/09/19/prezentatsiyadikie-i-domashnie-zhivotnye ;
 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2016/12/21/prezentatsiya-po-pdd.
Видеоролики по темам: «Полезные травы», «Домашние животные», «Пожар
в доме», «Фиксики. Как переходить дорогу». «Фиксики. Безопасность»,
Фиксики. Осторожно интернет», «Безопасность на воде. Уроки тетушки
Совы».
 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20по%20безопасности%20до
ма&path=yandex_search&parent-reqid=1656659499958417-6629882725891239144vla1-3156-vla-l7-balancer-8080-BAL5915&from_type=vast&filmId=1460785229038798871 ;
 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13384541974173799717&suggest_re
qid=699758598162197007695965703065108&text=видео+по+полезным+травам ;
 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=669278771472218762&reqid=16566
59650438393-6226943539279324035-vla1-3156-vla-l7-balancer-8080-BAL3870&suggest_reqid=699758598162197007697409498989867&text=видео+о+домаш
них+животных+1+класс ;
 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14129216736734430725&reqid=165
6659716202494-14210043117112493374-vla1-3156-vla-l7-balancer-8080-BAL5736&suggest_reqid=699758598162197007698066457654605&text=видео+о+пожар
ах+для+детей ;
 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7536288716091608127&suggest_reqi
d=699758598162197007699491320324600&text=видео+о+полезных+витаминах+дл
я+детей .
Методические материалы, средства по организации и проведению занятий
 наглядные пособия, картинный материал;
 картотека настольных игр;
 разработки сценариев мероприятий;
19

 подборка фоновых мелодий и аудиосказок для проведения игровых
занятий;
 дидактические карточки – схемы для проведения занятий по
профилактикам ДДТТ, ППБ, ПДД, личная безопасность;
 дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной,
итоговой аттестаций.
Методическое обеспечение
Материально – техническое
оснащение, дидактико –
методический материал

№
пп

Название раздела

2

Настольные игры

Зал. Отдельный кабинет с
рабочими столами, стульями,
шкафами, для хранения
наглядного материала,
мультимедийное оборудование,
колонки. Видеоролики. Сборники
ребусов, карточки – головоломки
по ПДД. Игры мемори.
Канцелярские принадлежности.

3

Игры народов
Урала

4

Игры по
безопасности

Зал. Отдельный кабинет с
рабочими столами, стульями,
шкафами, для хранения
наглядного материала,
мультимедийное оборудование,
колонки. Видеоролики. Аудио
сказки народов Урала.
Иллюстрации народных
костюмов. Реквизит. Презентация
Зал. Отдельный кабинет с
рабочими столами, стульями,
шкафами, для хранения
наглядного материала,
мультимедийное оборудование,
колонки. Видеоролики.
Специально подготовленные
комплекты заданий.
Канцелярские принадлежности.
Свисток. Элементы спецодежды.
Канцелярские принадлежности.

Формы, методы,
приемы
Формы
обучения.
учебных
Педагогические
занятий
технологии
Формы:
Комплексные
групповая,
фронтальная,
индивидуально –
групповая.
Методы:
словесные,
наглядные,
практические,
Самостоятельны
е; личностно –
ориентированны
е технологии,
здоровьесберега
ющие, игровые.
Комплексные

Комплексные

20

5

6

Творческие игры

Зал. Отдельный кабинет с
рабочими столами, стульями,
шкафами, для хранения
наглядного материала,
мультимедийное оборудование,
колонки. Видеоролики.
Творческие игры – драматизации.
Игры с воображаемыми
предметами.
Сюжетно – ролевые игры.
Мультимедийное оборудование.
Игровая
Зал. Отдельный кабинет с
программа «Скоро рабочими столами, стульями,
лето»
шкафами, для хранения
наглядного материала,
мультимедийное оборудование,
колонки. Видеоролики.
Канцелярские принадлежности,
мультимедийное оборудование,
презентация, реквизит.

Комплексные

Комплексные

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного
образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений детей
в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивномодельной деятельности;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя
несколько модулей развитие саморегуляции и произвольности, развитие памяти,
развитие восприятия, развитие воображения, развитие свойств и видов внимания,
развитие коммуникативных навыков и умений, развитие мышления
21

(мыслительные операции). Для сбора диагностических данных используется
метод наблюдения.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3бальной системе:
 высокий уровень (оптимальный) – точное и правильное исполнение
ребенком задания;
 средний (достаточный) – незначительная неточность, ребенок действует
по подсказкам и уточняющим вопросам;
 низкий (ниже среднего) – невыполнение задания, не соотносит ответ с
вопросами взрослого.
Критерии вносятся в диагностические карты.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям
оцениваются достижения обучающихся в качественном выражении, что позволяет
определить индивидуальное своеобразие развития каждого и тем самым избежать
попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт,
обесценив его индивидуальность и творческие способности.
Для отслеживания результатов также создаются диагностические таблицы:
 наблюдения;
 личных бесед с детьми и их родителями;
 анализа деятельности детей на проводимых занятиях;
 игровой программы или досуга - праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Фонд оценочных средств
Для определения качества освоения обучающимися материала по
программе используются следующие оценочные средства:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 тест на любознательность (Приложение№1);
 наблюдение за общественным поведением и деятельностью обучающихся
(Приложение №2);
 предметная проба «Уровень навыка организации игр» (Приложение №3).
Описание форм диагностики
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
22

мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
Способами определения результативности прохождения
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

программы

Характеристика оценочных материалов
Личностные результаты
 проявляет любовь и уважение к истории России, родного края, городу, к
традициям народов Российской Федерации;
 сформировано доброжелательное отношение друг к другу;
 сформированы детская инициативность, творчество, активность;
 умеет общаться со сверстниками и взрослыми;
 умеет оценивать свои поступки и поступки других играющих;
 умеет придерживаться правилам игры;
 проявляет культуру общения культуру общения, эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность к своим сверстникам.
Метапредметные результаты
 развиты предметно – деятельностные психические функции: внимание,
память, мышление, воображение;
 развиты общеинтеллектуальные умения;
 развиты коммуникативные способности, навыки общения со
сверстниками и взрослыми;
 пополнен словарный запас и активно используется в своей игровой
деятельности.
Предметные результаты;
 обучающиеся знают разнообразные игры;
 самостоятельно организовывают свой досуг свой досуг и досуг
сверстников;
 применяет полученные знания и умения в практической деятельности;
 сформировано умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
 сформировано социальное представление детей о нормах поведения в
игре.

23

4. Список литературы
Нормативные правовые акты:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
24

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.:
Просвещение, 1989. – 190 с.
2. Бутин, И.М. Физическая культура в начальных классах [Текст] / И.М. Бутин,
И.А. Бутина. – М.:. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с. (Библиотека учителя
начальной школы) – ISBN 5-305-00002-5
3. Гарбаляускас, Ч. Играем в ручной мяч: для учащихся сред. и ст. классов. – М.:
Просвещение, 1988. – 76 с.: ил.
4. Журнал "Начальная школа" № 7 2007 год М.Ф. Литвинова "Русские народные
подвижные игры"
5. Иванова, Н. Изучение проблем школьника: основные методы психологопедагогической диагностики / Н. Иванова // Директор МОУДОД ДЮСШ № 3
школы. – 2000. - №7. – С.97-126
6. Колеченко, А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А.К.
Колеченко. – СПб.: «Паритет», 1992. – 165 с.
7. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г.Куколевский. – М.: «Медицина»,
1971. – 80 с., ил.
8. Контвайнис, В. Подвижные игры [Текст] : методические рекомендации / В.
Контвайнис, С. Станкявичус / пер. с литовского Р.А. Василевский, спец. редакция
канд. пед. наук В.П. Иващенко. – М.: 1990 9.Князева О.Л., М.Д.Маханева.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004
9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.
10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /
учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. – ISBN
5-7695-0853-1
Список литературы для детей и родителей:
1. Веракса Н.В., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Воспитательно-образовательный
процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы»
под
редакцией
Март-Май.
Подготовительная
группа/авт.-сост.
Н.Н.
25

Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.;
2. Гаврина С.Е. "Школа для дошколят. Подготовка к школе. Тренажер по чтению.
6-7 лет ФГОС ДО"Изд. – Росмэн, 2018 – 96 с.;
3. Машин Л., Мадышева Е. «Домашняя школа Монтессори». 2-4 для самых
маленьких; Изд. Карапуз, 2007 – 16 с.;
4. Маршак С.Я., Михалков С.В., Усачев А.А., Барто А.Л. Волшебные новогодние
стихи, песенки, загадки, игралки. Изд.: – М.: Малыш, 2018. -64с.;
5. Ткаченко, Т. А. «Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику.» – М.: Эксмо,
2012;
6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика –
Синтез, 2010;
7. Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития:
Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М.:
Просвещение, 2007
Интернет-ресурсы:
1. Журнал педагог
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/prevu.php?razdel=doshkolnoe&p=1
2. Кроссворды для детей по лексически темам
http://ps-log.86sch2-sov.edusite.ru/p41aa1.html
3. Логические задания https://childdevelop.ru/worksheets/tag-cross-read-sortpop/
4. Онлайн занятия. «Логик лайк» Развитие мышления и кругозора
https://logiclike.com/2.0/cabinet/course/logic
5. Занимательные задания для родителя и ребенка http://rostok-cher.ru/i-am-aparent/a-note-to-parents/80-riddles-about-animalshttp://rostok-cher.ru/obuchalochka
6. Игры на смекалку https://doshkolnuk.com/deski-igry
7. Считалочки – игры http://mamaclub.ru/schitalki/

26

Приложение 1
Тест на любознательность
Цель: выявить уровень любознательности учащихся.
Инструкция: учащимся предлагается рассмотреть 12 суждений и оценить степень
своего согласия с каждым из них. Степень согласия фиксируется в баллах: 3 – в
основном верно, 2 – отчасти верно, 0 – не - верно, 1 – не могу решить.
Стимульный материал:
1 Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить
детали, которых не видел раньше.
1. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
2. Мне нравится заниматься чем-то новым.
3. Я люблю заводить новых друзей .
4. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
5. Существует
много
вещей,
с
которыми
мне
хотелось
бы
поэкспериментировать.
6. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не
искать другие ответы.
7. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто
посмотреть, что в них может быть.
8. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо
рассчитывать свои дальнейшие ходы.
9. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и
как они работают.
10.Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что
в них.
11.Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не
задумываются.
Оценка результатов
Баллы, выставленные за каждое суждение, подсчитываются, и делается вывод об
уровне любознательности учащегося.
Уровни:
28-33 –высокий уровень любознательности;
22-27 –уровень любознательности выше среднего;
16-21 – средний уровень любознательности;
15 и менее – низкий уровень любознательности.

27

Приложение 2
Методика «Направленность на приобретение знаний»
Цель: выявить уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.
Инструкция: учащимся дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из
двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а
или
б),
соответствующую
выбранному
ответу.
Вопросы:
1) Если что-то не получилось на занятии, ты, придя, домой
а) пытаешься выполнить это задание еще раз;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что
больше это задание выполнять не придется.
2) После одобрения педагога ты:
а) добросовестно готовишься к каждому занятию;
б) не готовишься, так как тебе это не интересно.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен своим ответом.
а) да, б) нет.
4) Что для тебя учение:
а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои успехи от тщательности подготовки к занятию:
а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после неудачно выполненного задания, что ты сделал
неправильно:
а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание заниматься дома от того, оценивают его ли:
а) нет, б) да.
8) Легко ли ты втягиваешься в занятия после каникул:
а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бываешь на занятиях по какой-либо уважительной
причине:
а) да, б) нет.
10) Когда ты, приходишь на занятие, что тебя интересует больше всего:
а) получение новых знаний; б) возможность самовыразиться
11) Что, по-твоему, лучше - учиться или учить:
а) учиться, б) учить.
12) Что для тебя важнее:
а) интерес к учебе б) легкость учебного материала
Обработка результатов
За каждый вариант ответа «а» начисляется 1 балл. Далее баллы суммируются и
определяется уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.
28

Уровни:
10-12 баллов – высокий уровень;
7-8 баллов – уровень выше среднего;
5-6 баллов – средний уровень.
0-4 балла – низкий уровень.
Приложение 3

конфликт
ность

избира тельность

взаимопомощь

сотрудни
чество

конформизм

подчинение

доминирова
ние

Ф.И.
учащегося

Наблюдение за общением обучающихся
Цель: выявить уровень навыков общения учащихся.
Условия проведения: наблюдение направлено на исследование навыков общения
учащихся в творческом объединении, в быту. Основное внимание обращается на
характер их общения и готовность к взаимопомощи. А также на избирательность
общения и конфликтность. Частота проявления вышеуказанных параметров
фиксируется в карте наблюдения.
Данное наблюдение является систематическим, по включенным объектам сплошным, по форме – неосознанным внутренним.
Карта наблюдения
Характер общения

012

0
0
012
012
012
0
1
1
1
2
2
2
Система оценки результатов
Данный параметр наблюдается у учащегося: 0-никогда; 1- иногда; 2 –достаточно
часто.
Критерии оценки
Баллы
Доминирование:
-часто стремится подавить личность партнера, подчинить его
себе, не умеет считаться с чужой точкой зрения;
2
- иногда ставит свои интересы выше интересов партнера по
общению; не умеет уступать; пользуется стратегией 1
манипулирования;
-считается и интересами партнера, старается найти
компромиссное решение, которое бы устраивало всех 0
участников общения или деятельности.
29

Подчинение:
-достаточно часто подчиняется требованиям партнера по
общению или деятельности, не имеет своей точки зрения и не
умеет ее отстаивать;
- подчиняется требованиям партнера по общению, но только в
тех случаях, когда считает эти требования обоснованными и
конструктивными;
-всегда старается настоять на своем, не подчиняется даже
обоснованным требованиям партнера.
Конформизм:
-большинство суждений или действий учащегося подчинено
групповому давлению, основная стратегия поведения –
приспособленчество;
-принимает точку зрения группы, отличную от его
собственной, только в случае если признает авторитетность
данной группы;
-никогда не приспосабливается, не подчиняется групповому
давлению, не принимает точку зрения группы, если она
диаметрально противоположна его собственной.

2

1
0

2
1

0

Сотрудничество:
-учащийся защищает свои интересы, но стремиться при этом, 2
активно сотрудничать с другими людьми;
-стратегию сотрудничества выбирает лишь в том случае, когда 1
видит в этом личную выгоду;
-избегает сотрудничества с другими людьми, держится 0
обособленно и замкнуто.
Готовность к взаимопомощи:
-довольно часто пользуется помощью других и сам готов
придти на помощь;
-иногда пользуется помощью других, но сам приходит на
помощь, только если это не касается его интересов и не
нарушает его планы;
- неохотно пользуется помощью других; сам не старается
придти на помощь, даже после просьб о ней
Избирательность в общении:
-крайне избирателен в общении, предпочитает общение только
с хорошо знакомыми людьми;

2
1

0

2
30

-достаточно общителен, но вступает в контакт только после
предварительного наблюдения за человеком;
1
-общителен, легко контактирует с окружающими, не
избирателен в общении.
0
Конфликтность:
-часто конфликтует, причем зачастую является инициатором 2
конфликта;
-иногда вступает в конфликт, в основном тогда, когда он 1
касается его личных интересов;
-неконфликтен, предпочитает стратегию компромиссов.
0
Оценки по всем параметрам складываются, и определяется уровень навыков
общения учащихся их готовности взаимопомощи .
Уровни:
6-7 баллов высокий уровень конструктивного общения и готовности к
взаимопомощи.
4-5 баллов – средний уровень.
3 балла и менее – низкий уровень.
Наблюдение за общественным поведением обучающихся
Цель: выявить уровень навыков общественного поведения учащихся.
Условия проведения: наблюдение направлено на исследование особенностей
поведения учащихся в различных ситуациях.
Данное наблюдение осуществляется в процессе учебной и бытовой деятельности
в учащихся. Основное внимание обращается на эмоциональные реакции,
вербальные реакции, невербальные реакции, поведенческие реакции. В карте
наблюдения отражается их выраженность и частота проявления.
Данное наблюдение является систематическим, по включенным объектам сплошным, по форме – неосознанным внутренним.
Карта наблюдения
Ф.И.О. обучающегося
Дата _________________
Время начала _______ Время окончания __________
Реакции, фрагмент ситуации
Эмоциональные реакции

Вербальные реакции

-негативная
- позитивная
- оперативная
- реактивная
- кричит
- ругается

0123
0123
31

Невербальные реакции

Повседневные реакции

- обзывается
- грубит
- Толкается
0123
- замахивается
- дерется
краснеет/бледнеет/сжимает
кулаки
- портит предметы
- сопротивляется при попытке 0 1 2 3
удержать
от
агрессивных
действий;
-делает все наоборот, с трудом
включается в коллективную
деятельность;
-отказывается
даже
от
интересной деятельности
- стремится обратить внимание
на себя в ущерб организации
занятий;

Критерии оценки:
0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены, отмечаются изредка;
2–
умеренно
выражены,
наблюдаются
периодически;
3- ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Уровни сформированности навыков общественного поведения:
высокий уровень – перечисленные симптомы отсутствуют или слабо выражены и
отмечаются изредка;
средний уровень – перечисленные симптомы умеренно выражены, наблюдаются
периодически;
низкий уровень – перечисленные симптомы ярко выражены, наблюдаются
практически постоянно.
Предметная проба «Уровень навыка организации игр»
Цель: выявление уровня навыка организации игр.
Инструкция: Учащимся предлагается самостоятельно организовать для
сверстников любую игру (по выбору учащегося), что оценивается в соответствии
с картой оценки.
Карта оценки
Ф.И. обучающегося
Баллы
32

Постановка цели и задач игры
Выстраивание
событийного
ряда игры
Определение сценических задач
ведущих игры
Определение игровых задач
аудитории
Использование
приемов
зрительной активизации
Критерии оценки параметров:

012
012
012
012
012

Постановка цели и задач игры
Учащийся самостоятельно правильно определяет цель и задачи игры и
осуществляет ее постановку в соответствии с ними – 2 балла.
Учащийся может правильно определить с цель игры, но затрудняется в
постановке ее задач. Не подчиняет постановку игры ее задачам – 1 балл.
Учащийся даже не может сформулировать цель и задачи игры - 0 баллов.
Выстраивание событийного ряда игры
Событийный ряд подчинен задачам игры, логичен и полностью раскрывает
задуманную учащимся игровую ситуацию – 2 балла.
Событийный ряд слабо подчинен задачам игры. Игровая ситуация размыта и не
всегда понятна зрительской аудитории – 1 балл.
Событийный ряд не подчинен цели и задачам игры и полностью нарушен – 0
баллов.
Определение сценических задач ведущих игры
Учащийся, верно, определяет сценические задачи ведущих игры, правильно
выстраивает ход игры. Рационально размещает ведущих, зрителей и реквизит – 2
балла.
Учащийся, верно, определяет сценические задачи ведущих игры, но не всегда
верно выстраивает ход игры. Отмечается нерациональность размещения либо
ведущих, либо зрителей, либо реквизита, что нарушает целостность и стройность
игры – 1 балл.
Учащийся неверно определяет сценические задачи ведущих, что затрудняет или
делает невозможным проведение игры– 0 баллов.
Определение игровых задач аудитории
Игровые задачи аудитории определены верно, четко излагаются, являются
выполнимыми с т. з. пространственных, временных и возрастных возможностей
аудитории – 2 балла.
Игровые задачи аудитории определены верно, но из-за нечеткости изложения
правил игры вызывают трудности их выполнения – 1 балл.
33

Игровые задачи аудитории определены неверно, либо невыполнимы – 0 баллов.
Использование приемов активизации зрительской аудитории
Использованы разнообразные приемы активизации зрительской аудитории – 2
балла.
Использован только один прием активизации зрительской аудитории- 1 балл.
Приемы активизации зрительской аудитории не были использованы при
организации игры- 0 баллов.
Уровни:
0-4 балла низкий уровень. Учащийся не владеет навыком самостоятельной
организации игры.
5-7 баллов средний уровень. Учащийся владеет навыком организации игры, но
испытывает незначительные трудности с выстраиванием ее хода.
8-10 баллов высокий уровень. Учащийся владеет навыком самостоятельной
организации игры, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней.
4. Список литературы

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».