ДООП Природа и фантазия 2023-2024 уч. год

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности программы, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принцип формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
Формы обучения и виды занятий
Формы подведения итогов реализации программы
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Основные принципы реализации образовательной программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты реализации программы
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
5
6
6
6
7
7
7
7
8
9
10
13
13
13
14
16
19
19
19
23
28
33

«Природа – это единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого
содержания»
И.В. Гете
1.Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Природа — это удивительный феномен воспитательного воздействия на
духовный мир человека и прежде всего ребенка.
Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения
ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много
чудесного и необычного.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» имеет
естественнонаучную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа и фантазия» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
3

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Актуальность программы очевидна. На занятиях дети получают интересные
сведения об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе, о
растительном и животном мире. В процессе занятия дети являются
непосредственными
создателями
удивительных
творческих
работ,
заслуживающих высокой оценки. Придерживаясь в программе намеченных
направлений,
главным
считается
духовно-нравственное
обогащение
4

обучающихся. Практические занятия позволяют обучающимся в непринужденной
форме овладеть новыми формами деятельности познавательного и творческого
характера.
Социальная значимость программы
Процесс обучения тесно связан с расширением знаний об окружающем
мире. Практическая деятельность на занятиях рассматривается как средство
общего развития обучающегося, становления его социально значимых
личностных качеств, формирование системы специальных технологических и
универсальных компетенций. Сочетание практических занятий с познанием
окружающего мира является наиболее эффективной формой воспитания
эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для
самостоятельного творчества.
Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя
увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире
взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие
для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Отличительные особенности программы, новизна
При составлении программы был изучен опыт авторов других программ:
Бесовой В.И. «Природа и фантазия», Филипп Т.В «Росинка», Беззубовой Т.В
«Природа и творчество», а также ряд методических разработок.
Отличие данной программы от существующих в том, что занятия по
программе проводятся по двум направлениям: «знакомство с окружающим
миром» и «прикладное творчество». Формирование ключевых компетенций
достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия
способствуют развитию следующих компетенций: готовность к самообразованию,
и
социальному
взаимодействию,
технологическая
компетентность,
коммуникативная компетентность.
Так же отличительной особенностью программы является и тот факт, что на
первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что
знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и
развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания,
воображения), а также важнейших личностных качеств ребенка. Работа педагога
осуществляется в тесном контакте с обучающимися и их родителями.
Новизна программы в самом содержании, методических формах работы,
стремлении познавать связь с окружающим миром, освоении основ декоративноприкладного художественного творчества.

5

Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природа и
фантазия» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста от 5 до 7 лет.
Психолого-педагогические особенности детей 5-7 лет
В 5-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и
может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.
В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и
оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта
ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в
дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их
воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но
и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
6

Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения и виды занятий
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные
занятия
обобщающего
и
углубляюще–
познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются
обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей,
закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств;
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
7

 экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность
обучающихся, развивают художественное творчество, способность анализировать
информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать
решения в нестандартно практических ситуациях;
 акции, важное значение имеет участие детей в природоохранной
деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой, индивидуальные
проявления детей в практической природоохранной деятельности – это
показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня,
представляя свои творческие работы;
 праздники: День Земли, День воды, День Птиц и др.;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
 познавательные игры (викторины, «Угадай по описанию» и т.д.);
 выставки, конкурсы, праздники, презентация творческих работ;
 тесты (по прохождении каждого раздела);
 анкеты (в начале и в конце учебного года).
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
8

Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в выставках. Все работы учащихся заносятся в журнал учёта
готовых изделий.
Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение.
 промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения).
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта
достижений обучающихся).
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству
через знакомство с окружающим миром и общечеловеческими ценностями.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:

сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые им
для бережного отношения к природе и рациональному использованию природных
ресурсов;

формировать основы экологической культуры, ценностного отношения
к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

обучить специальным технологиям при работе с природным и другим
материалом;

расширять кругозор и терминологический лексикон обучающихся в
области экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
развивающие:

развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный
вкус;

9

развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки
социальной адаптации;

развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и
декоративных средств выражения образа;

развитие мелкой моторики рук через разнообразные виды работы в
области изобразительного и декоративно-прикладного искусств;
воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему
миру, понимание неповторимости и красоты природы;

воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого
труда;

воспитывать
трудолюбие,
целеустремлённость,
усидчивость,
аккуратность;

формировать активную жизненную позицию, толерантность.


Основополагающие принципы реализации программы:
 принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира,
проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в
соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);
 принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку
строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество
разворачивается на следующих уровнях:
 педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и
организации занятий;
 педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность;
 педагог – дети – родители, когда родители принимают активное
участие в решении задач, поставленных программой;
 принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых
представлений, понятий и организации педагогического процесса);
 принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания
окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики
– научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на
переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в
процессе творческой деятельности);
 принцип постепенности погружения в проблему (нравственно –
философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому
процессу).
10

Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок
воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 информационно – коммуникационная технология;
 технология критического мышления;
 проектная технология;
 технология проблемного обучения;
 игровые технологии;
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода;
 здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 повышение мотивации и интереса к обучению.
Здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для
обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
11

организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.

12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Фенология. Сезонные изменения в природе
Природные стихии
Царства живой природы
Человек и природа
Экология и мы, мы и творчество
Индивидуальные проекты
Игровая программа «Творческий вернисаж»
Итого часов

Кол-во часов
П
В
Т
2

1

1

32
26
46
6
20
6
2
144

15
12
18
4
6
2

17
14
28
2
14
4
2
84

60

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
викторина
выставка работ
выставка работ
конкурс рисунков
выставка работ
защита проекта
выставка работ

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
2.2. Учебный (тематический) план
№
п/п

Кол-во часов
Название раздела, темы

В

Т

П
1

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Давайте
познакомимся»
Фенология. Сезонные изменения в природе

2

1

32

15

2.1

Осень – золотая пора

8

4

2.2
2.3
2.4
3

Зимушка – зима
Весна-красна
Красное лето
Природные стихии

8
8
8
26

4
4
3
12

3.1

Природные стихии

2

1

3.2

Огонь

6

3

3.3

Земля

6

3

3.4

Воздух

6

3

3.5
4

Вода
Царства живой природы

6
46

2
18

4.1

Вирусы и бактерии

4

2

4.2

Царство грибов

4

2

4.3
4.4

Царство растений
Царство животных

10
28

3
11

5

Человек и природа

10

6

1
2

Формы
аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение

17 викторина
творческое
4
задание
4 конкурс рисунков
4 конкурс поделок
5 викторина
14 выставка работ
педагогическое
1
наблюдение
3 конкурс рисунков
творческое
3
задание
педагогическое
3
наблюдение
4 выставка работ
28 выставка работ
педагогическое
2
наблюдение
педагогическое
2
наблюдение
7 конкурс поделок
17 выставка работ
конкурс
4
рисунков
13

5.1

Человек и природа

6

4

5.2
6

Экология
Экология и мы, мы и творчество

4
20

2
6

6.1

Экоподелки

6

2

6.2
7

Сюрпризы к праздникам
Индивидуальные проекты
Игровая программа «Творческий
вернисаж»
Итого часов:

14
6

4
2

8

2
144

творческое
задание
2 конкурс рисунков
14 выставка работ
творческое
4
задание
10 конкурс поделок
4 защита проекта
2

2
60

выставка работ

84

Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика
Содержание учебного плана
1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Теория: знакомство с программой объединения «Природа и фантазия».
Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте познакомимся»
Раздел 2. Фенология. Сезонные изменения в природе.
Тема 2.1. Осень – золотая пора
Теория: осень – золотая пора. Изменения в природе осенью.
Практическая часть: экскурсия на природу, создание поделок из природного
материала, викторина «Осень».
Тема 2.2. Зимушка – зима
Теория: лесные загадки зимушки-зимы. Изменения в природе зимой. Образование
снежинок, их разнообразие.
Практическая часть: создание снежинок из разных материалов, рисунок «Зима в
лесу».
Тема 2.3. Весна – красна
Теория: изменения в природе весной.
Практическая часть: поделка «Весенняя композиция», оригами «Кораблик».
Тема 2.4. Красное лето
Теория: красное лето – яркая песня природы.
Практическая часть: презентация «Четыре сезона года», творческий рисунок
«Что такое лето?», викторина «Определи сезон года».
Раздел 3. Природные стихии.
Тема 3.1. Природные стихии
Теория: Рассказ о природных стихиях.
Практическая часть: игра «Природные стихии», опыты.
Тема 3.2. Огонь
Теория: огонь. Огонь на службе человека. Роль солнца в жизни человека.

14

Практическая часть: беседа с элементами викторины «Правила безопасного
обращения с огнём». Рисунок «Пожарная безопасность».
Тема 3.3. Земля
Теория: плодородные почвы, полезные ископаемые. Роль земли в жизни человека.
Практическая часть: опыты, просмотр презентации «Стихия земля».
Тема 3.4. Воздух
Теория: воздух вокруг нас. Значение воздуха в жизни человека и других живых
организмов. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.
Практическая часть: опыты, оригами «Самолёт».
Тема 3.5. Вода
Теория: вода и жизнь, охрана воды.
Практическая часть: презентация «Значение воды на Земле», промежуточная
аттестация, творческая работа «Вода – это источник жизни».
Раздел 4 Царства живой природы.
Тема 4.1. Вирусы и бактерии
Теория: царства живой природы. Микромир. Вирусы и бактерии, их роль в жизни
человека.
Практическая часть: презентации «Живая и неживая природа», «Мир под
увеличительным стеклом».
Тема 4.2. Царство грибов
Теория: разнообразие царства грибов. Съедобные, ядовитые грибы. Роль грибов в
природе и в хозяйстве человека.
Практическая часть: творческая работа «Гриб», мемо игра «Грибы».
Тема 4.3. Царство растений
Теория: многообразие царства растений. Особая роль в жизни нашей планеты.
Дружба цветов и насекомых. Растения в сказках.
Практическая часть: презентация «Растительный мир», творческая работа
«Цветок».
Тема 4.4. Царство животных
Теория: разнообразный животный мир. Дикие и домашние животные. Роль
животных в жизни человека. Исчезающие животные.
Практическая часть: презентации: «Насекомые», «Птицы», «Млекопитающие».
Творческие работы: «Божья коровка», «Птичка», «Кот».
Раздел 5 Человек и природа
Тема 5.1. Человек и природа
Теория: деятельность человека. Звериные норы и птичьи гнёзда. Не обижайте
братьев наших меньших. Красная книга. Природа знает лучше.
Практическая часть: презентация «Редкие и исчезающие виды растений и
животных», творческий рисунок «Мы и природа», игра мемо «Подбери пару».
Тема 5.2. Экология
15

Теория: земля в опасности. Загрязнение окружающей среды. Сортировка своего
мусора.
Практическая часть: презентации «Что из чего?», «Сохраним природу»
творческий рисунок «Сбережем планету вместе».
Раздел 6 Экология и мы, мы и творчество.
Тема 6.1 Экоподелки
Теория: вторичное использование разных материалов. Вторая жизнь старых
вещей.
Практическая часть: выполнение работ с использованием разных материалов
(старые вещи, природный материал, бисер и бусины). Подготовка к выставкам.
Выставки.
Тема 6.2 Сюрпризы к праздникам
Теория: технология выполнения работ из бисера и бусин.
Практическая часть: выполнение сувениров к праздникам из бисера и бусин:
украшения на елку, подарки к Новому году, подарок для папы, подарок для мамы,
пасхальные сувениры. Подготовка к выставкам. Выставки.
Раздел 7 Индивидуальные проекты
Теория: Что такое проект? Работа над проектом.
Практика: определение темы проекта, выполнение запланированных операций,
подготовка презентационных материалов, презентация проекта.
Раздел 8 Игровая программа «Творческий вернисаж»
Практика: оформление готовых изделий для выставки. Игровая программа
«Творческий вернисаж».
Планируемые результаты реализации программы
предметные результаты:
обучающийся
знает:
 общие понятия об окружающем мире и о связях в нем;
 простейшую классификацию растений и животных;
 особенности растительного и животного мира;
 способы работы с различными материалами в декоративно-прикладном
творчестве;
умеет:
 проявлять активную жизненную позицию по охране природы;
 заниматься ручной работой, правильно применяя инструменты и
материалы;
 проявлять аккуратность, терпение и трудолюбие при выполнении
ручной работы;
16

владеет:
 навыками ухода за комнатными растениями и домашними животными.
метапредметные результаты:
познавательные УУД:
 ориентируется в учебных пособиях;
 самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
 ориентируется в рисунках, схемах, таблицах;
 сравнивает и группирует предметы, объекты по нескольким основаниям;
находит закономерности, самостоятельно продолжает их по установленному
правилу;
 группирует, классифицирует предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям;
 наблюдает и самостоятельно делает простые выводы;
 выполняет задания по аналогии;
регулятивные УУД:
 самостоятельно организовывает свое рабочее место;
 определяет цель учебной деятельности с помощью педагога и
самостоятельно;
 определяет план выполнения заданий на занятиях под руководством
педагога;
 следует при выполнении заданий инструкциям педагога и алгоритмам;
 осуществляет само- и взаимопроверку работ;
 оценивает выполнение своего задания по следующим параметрам: легко
или трудно выполнять, в чём сложность выполнения;
коммуникативные УУД:
 соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения;
 вступает в диалог (отвечает на вопросы, задает вопросы, уточняет
непонятое);
 сотрудничает с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливает и соблюдает очерёдность действий, корректно сообщает товарищу
об ошибках;
 участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвует в
диалоге; слушает и понимает других, реагирует на реплики, задает вопросы,
высказывает свою точку зрения;
 сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности;
17

 выслушивает партнера, договаривается и приходят к общему решению,
работая в паре, в группе;
личностные результаты:
обучающийся:
 проявляет любовь и бережное отношение к природе родного края;
 проявляет эмоционально-положительное отношение к окружающему
миру, понимает неповторимость и красоту природы;
 проявляет
трудолюбие,
самостоятельность,
любознательность,
наблюдательность, доброжелательность, умеет работать самостоятельно и в
группе;
 проявляет
целеустремлённость,
усидчивость,
аккуратность,
уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
 имеет активную жизненную позицию, толерантность.

18

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
15
21
15 сентября 2023
31.12.2023 – 08.01.2024
31 мая 2024

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение
Характеристика помещения для занятий по программе
Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем требованиям
охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее
освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое
освещение, близкое к естественному освещению.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы
Для реализации программы в помещении находится следующее
оборудование:
 стол для педагога;
 стул для педагога;
 рабочие столы для обучающихся;
 стулья для обучающихся;
 шкаф для хранения наглядного материала;
 стенд информационный;
 стенд выставочный;
 огнетушитель.
Для реализации программы имеются следующие технические средства
обучения:
 доска;
19

 экран;
 мультимедийный проектор;
 компьютер с программным обеспечением.
Для
реализации
программы
необходимы
инструменты,
приспособления, расходные материалы, канцелярские принадлежности:
 инструменты и приспособления для работы с природными материалами;
 инструменты и материалы для бисероплетения (бисер, бусины,
стеклярус, леска, проволока, ножницы, плоскогубцы);
 канцелярские принадлежности (ручка, простой карандаш, цветные
карандаши, линейка, резинка, ножницы, цветная бумага, картон, клей карандаш и
ПВА).
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Кадровое обеспечение
В реализации данной программы принимает участие педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и
квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и
психологии, имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной
деятельности детей.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Наименование
разделов
Вводное
занятие.
Инструктаж по
ПБ. Игровая
программа
«Давайте
познакомимся»
Фенология.
Сезонные

Формы
организации
деятельности
учащихся

Групповая,
фронтальная.

Групповая,
экскурсия.

Дидактический
Методы и приёмы материал, техническое
оснащение
Рассказ,
наглядный,
педагогическое
наблюдение,
практический,
дидактическая
игра.
Рассказ, беседа,
педагогическое

Форма
контроля

Конспекты занятий,
иллюстрации,
Опрос,
инструкции по технике
педагогическое
безопасности,
наблюдение
компьютер, проектор,
слайды.
Конспекты занятий,
иллюстрации,

Игравикторина
20

изменения в
природе.

наблюдение,
практический,
игры.

разрезные картинки,
загадки, разработки
игр, презентация
«Четыре сезона года»,
проектор, компьютер,
слайды.
Конспекты занятий,
Беседа, рассказ,
иллюстрации, схемы,
наглядный,
разрезные картинки,
педагогическое
игра «Природные
Природные
Групповая,
наблюдение,
стихии», презентации
стихии
индивидуальная.
рассказ,
«Стихия земли»,
дидактическая
«Значение воды на
игра.
Земле», проектор,
компьютер, слайды.
Конспекты занятий,
иллюстрации,
разрезные картинки,
игра мемо «Грибы»,
Рассказ,
презентации «Мир под
наглядный, работа
Царства живой Групповая,
увеличительным
с книгой,
природы
индивидуальная.
стеклом»,
педагогическое
«Растительный мир»,
наблюдение.
«Насекомые»,
«Птицы»,
«Млекопитающие»,
проектор, компьютер.
Конспекты занятий,
иллюстрации,
разрезные картинки,
Рассказ,
игры «Подбери пару»,
наглядный,
«Найди 10 отличий»,
Групповая,
Человек и
педагогическое
презентации «Редкие и
командная,
природа
наблюдение,
исчезающие виды
индивидуальная.
дидактическая
растений и животных»,
игра.
«Что из чего?»,
«Сохраним природу.
Правила поведения»,
компьютер, проектор.
Природный материал,
бисер, бусины,
материал для
вторичного
Рассказ,
использования (втулки,
наглядный,
коробки, банки и т.п.),
Экология и мы, Групповая,
педагогическое
проволока, клей
мы и творчество. индивидуальная наблюдение,
карандаш и ПВА,
практический,
ножницы, бумага,
работа по образцу.
картон, образцы
готовых работ в
различных техниках,
шаблоны,

«Осень»,
«Определи
сезон года»

Выставка
работ.

Выставка
работ.

Конкурс
рисунков.

Выставка.

21

технологические карты.
Наглядный, работа
с книгой,
Индивидуальные Индивидуальная,
Компьютер, проектор,
педагогическое
проекты
самостоятельная.
слайды.
наблюдение,
консультация.
Игровая
Сценарий игровой
Педагогическое
программа
Групповая,
программы, компьютер,
наблюдение,
«Творческий
командная.
проектор, слайды,
практический
вернисаж»
карточки к заданиям.

Защита
проекта.
Игровая
программа
«Творческий
вернисаж»

Методические материалы, средства обучения и воспитания
 Примерные конспекты занятий.
 Методические рекомендации по организации и проведению занятий по
прикладному творчеству.
 Разработки сценариев мероприятий и конкурсов.
 Разработки творческих материалов.
Дидактические материалы:
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из природного
материала;
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера;
 образцы готовых изделий;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Информационное обеспечение
Экранно-звуковые пособия:
 «Голоса птиц, животных»
 «Живая планета»
 «Звуки природы»
 «Шум дождя»
Презентации
 «Живая и неживая природа»
 «Значение воды на Земле»
 «Мир под увеличительным стеклом»
 «Млекопитающие»
 «Насекомые»
 «Поделки из природного материала»
 «Птицы»
 «Растительный мир»
 «Редкие и исчезающие виды растений и животных»
 «Сохраним природу»
22

 «Стихия земля»
 «Четыре сезона года»
 «Что из чего?»
Видеофильмы
 «Береги природу»
 «Внимание, дорога!»
 «Времена года»
 «Живая природа»
 «Загадочный мир насекомых»
 «Мир вокруг нас. Природа»
 «Мир животных»
 «Мир растений»
 «Многообразие животного мира»
 «Многообразие птиц»
 «Сезонные изменения в природе»
Познавательные мультфильмы
 «Грибное царство»
 «Здоровье начинается дома»
Интернет ресурсы
 http://animal.geoman.ru/ - животные
 http://bird.geoman.ru/ - птицы
 http://filin.km.ru - энциклопедия животных
 http://nature.ok.ru.- редкие и исчезающие животные России
 http://viki.rdf.ru/list-all-presentations -детские электронные презентации и
клипы о животных
 http://www.ecosystema.ru - сайт экологического учебного центра
«Экосистема»
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
 входящий контроль (декабрь) в форме опроса и педагогического
наблюдения;
 промежуточная аттестация (март) творческая работа;
 итоговая аттестация обучающихся (май) творческая работа.
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
23

творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.

24

метапредметные
результаты

личностные результаты

Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

проявлять любовь и бережное отношение к природе родного края;
проявлять эмоционально-положительное отношение к
окружающему миру, понимание неповторимости и красоты
природы;
проявлять трудолюбие, самостоятельность, любознательность,
наблюдательность, доброжелательность, умение работать
самостоятельно и в группе;
проявлять целеустремлённость, усидчивость, аккуратность,
уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
иметь активную жизненную позицию, толерантность
умение рационально организовать свое рабочее место;
умение осуществлять планирование и контроль своей
деятельности;
умение правильно оценивать итог своей работы, видеть причины
успеха/неуспеха выполнения задания;
умение формулировать и высказывать свое мнение, с уважением
относиться к мнению окружающих;

Выраженность интереса к
занятиям;
 самооценка деятельности на
занятиях;
 ориентация на общепринятые
моральные нормы и их
выполнение в поведении

Уровень развития
познавательной активности,
самостоятельности произвольность деятельности; уровень развития контроля; способность к сотрудничеству

Виды контроля/
Промежуточной и
итоговой
аттестации
Педагогическое
наблюдение,
входящий контроль,
промежуточная и
итоговая аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Мониторинг
личностного
развития
(приложение 1)

Педагогическое
наблюдение,
входящий контроль,
промежуточная и
итоговая аттестации

Мониторинг
личностного
развития
(приложение 1)

25

предметные результаты

общие понятия об окружающем мире и о связях в нем;
простейшую классификацию растений и животных;
особенности растительного и животного мира;
проявлять активную жизненную позицию по охране природы;
способы работы с различными материалами в декоративноприкладном творчестве;
знание истории развития изученных видов прикладного
творчества;
владение техниками изученных видов прикладного творчества,
навыками работы с изученными материалами;
умение создать образ посредством изученных техник;
владение принципами построения композиции, основами
цветоведения; знание правил техники безопасности на занятиях
декоративно-прикладными видами творчества

уровень теоретической
подготовки:
- соответствие теоретических
знаний программным
требованиям;
- осмысленность и свобода
использования специальной
терминологии;
уровень практической
подготовки:
 качество выполнения
практического задания;
аккуратность и ответственность
при работе;
 свобода владения
специальным оборудованием и
оснащением;
 креативность в выполнении
заданий.
Активность обучающегося и
результативность его участия в
мероприятиях
-участие в мероприятиях
(конкурсах, выставках,)
различного уровня

Собеседование,
выполнение
творческой работы и
ее презентация,
выставка, входящий
контроль,
промежуточная и
итоговая аттестации

Мониторинг
результатов
обучения по
ДОП
(приложение 2)
Критерии
оценки
(творческой)
работы
(Приложение 3)

26

Уровень обученности

Научился получать информацию из
разных источников

Может научить других тому, чему
научился сам на занятиях

Умеет воплощать свои творческие
замыслы

Научился самостоятельно выполнять
творческие задания

Научился использовать полученные
на занятиях знания в практической
деятельности

Знает специальные термины,
используемые на занятиях

Ф.И. обучающегося

Освоил теоретический материал по
темам и разделам

Карта наблюдений за результатами обучения по программе
Группа ________

Оценка по каждому показателю:
Ярко проявляется – 5 баллов;
Проявляется – 4 балла;
Слабо проявляется – 3 балла;
Не проявляется – 2 балла.
Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое/сумма баллов делится на 7
4 – 5 баллов – высокий уровень
3 - 3,9 балла – средний уровень
2 – 2,9 балла – низкий уровень
Карта достижений учащихся детского объединения «Наш дом – природа»
Группа _____________
№
п/п

Ф.И. обучающегося

Уровень (городской,
областной,
Название конкурса,
всероссийский,
выставки, фестиваля
международный)

Результат

Диагностические материалы к аттестации обучающихся (Приложение
1-3)
27

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
28

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
15. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»
Список литературы для педагога
1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие.- М.: Просвещение,
2015. - 230с.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия
развития,2017. - 231с.
3. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. Волгоград:
Учитель, 2014. - 134с.
4. Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред. Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. - 288с.
5. Балуева О. Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96с.
6. Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
7. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства / Л.А. Божко; ред. С.А. Порхаев. — М.:
Мартин, 2016. - 168с.
8. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое
пособие. - М.: Просвещение, 1999. - 120с.
9. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 2012.-321 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-пресс, 1996. 536 с.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: изд-во
Московского университета, 2014. - 45с.
12. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М.: Просвещение, 2013. - 189с.
29

13. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию», Москва, «ВАКО», 2011. - 145с.
14. Елкина Н.В., Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать.Ярославль: Актау, 2016. - 214с.
15. Красичкова А. Энциклопедия бисероплетения. – Изд-во: Рипол Классик,
2017г. – 192 с.
16. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014.
- 135с.
17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:
Академия, 2015. - 214с.
18. Патрушева Л.И. Сезонные экскурсии в природу. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. 134с.
19. Патрушева Л.И., Губарева Т.К., Землянова О.В. Загадки о природе. – Барнаул:
АКДЭЦ, 2002. - 143с.
20. Патрушева Л.И., Погудина Н.А. Знакомые незнакомцы – звери. – Барнаул:
АКДЭЦ, 2002. - 131с.
21. Понамарева Н.А. Подари мне сказку лес. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. - 175с.
22. Рик Моррис Тайны живой природы - М.: Росмэн, 2014. - 231с.
23. Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В.
Рублев, Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416с.
24. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз - Дидактика, 2017. - 145с.
25. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по
экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2015. - 123с.
26. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой».
- М.: ООО Карапуз – Дидактика, 2015. - 213с.
27. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия
развития, 2015. - 245с.
28. Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова,
Т.В. Скиба – Изд-во Владис, 2020. – 64с.
29. Федотова М.В. Цветы из бисера / М.В.Федотова, Г.М. Валюх; ред. Л.Б.
Мартынова. - М.: Культура и традиции, 2004. - 88с.
30. Чиотти Д. Бисер. - М.: Никола-Пресс, 2012. - 160с.
31. Экологические экскурсии в природу. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. - 231с.
32. Экологический атлас. Окно в мир. М.: Лазурь, 2015. - 109с.
Список литературы для детей и родителей
1. Акимушкин И. Мир животных. Птицы. - М.: Просвещение, 2015.- 378с.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия
развития, 2017.- 235с.
30

3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. - Ярославль: Академия
развития, 2016. - 255с.
4. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдение за птицами. - Ярославль
Академия Холдинг, 2004 – 256с.
5. Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера / Е.В. Артамонова; отв. ред. Л.
Клюшник. - М.: Эксмо, 2015. — 288с.
6. Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б.
Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с.
7. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 2013. - 123с.
8. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2015.213с.
9. Гаврилова О. Н.- Наедине с природой. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,
2018.- 288с.
10. Гейтс Ф. Живая природа. - М.: АСТ, 2016.-124с.
11. Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина - М.: Вита-Пресс. 2018.-123с.
12. Горбунова М.И. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и
ответах. - Смоленск: Русич, 2014. - 540с.
13. Джонсон Дж. Тайны жизни животных. - М.: АСТ, 2017. - 264с.
14. Дитрих А. Ю. Почемучка. - М.: Педагогика, 2014. - 381с.
15. Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу. – М.: Альпина
Паблишер, 2017. - 48с.
16. Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов Животные.
М.:ЗАО Росмэн, 2016. - 321с.
17. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2010. –
240с.
18. Куделич О.И. Азбука растений и цветов. - М.: «Малыш» 2005. - 75с.
19. Лындина Ю.С. Фигурки из бисера / Ю.С. Лындина; ред. Л.Б. Мартынова. - М.:
Культура и традиции, 2001. - 90с.
20. Ляукина М.В. Стильные штучки из бисера / М.В. Ляукина; гл. ред. Т.
Деревянко. - М.: АСТ - Пресс, 2007. - 120с.
21. Моя первая энциклопедия «Я познаю мир». - Ярославль: Академия развития,
2016. - 196с.
22. Насекомые. Полная энциклопедия / Перевод с англ. М.Авдониной.-М.:
Издательство, 2006. - 256с
23. Потапова Л.М. «Детям о природе» экология в играх для детей 5-10 лет.
Ярославль «Академия развития», 218. - 123с.
24. Рекорды животного мира. М.: Росмэн, 2017. – 97с.
25. Ридерз Дайджест. «Азбука природы». М.: Просвещение, - 176с.
31

26. Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В.
Рублев, Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416с.
27. Рянжин С. Экологический букварь для детей и взрослых. С.-П. Печатный
двор, 1994.
28. Рянжин С.В. Экологический букварь. С-Пб.: Сфера, 2014. – 78 с.
29. Стишковская Л.Л. Большая книга леса: Научно-поп. Издание для детей. –
Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2015. – 160с.
30. Тайны живой природы. «Обитатели лугов и полей». - Ростов-на-Дону: изд.
Ростовского университета, 2016. - 109с.
31. Ткаченко Т.Б. Плетем деревья из бисера / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб; отв.
ред. С.А. Осташов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 64с.
32. Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля. М.: Росмэн, 2013. - 75с.
33. Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят / ред. Ю.В. Феданова,
Т.В. Скиба – Изд-во Владис, 2020. – 64с.
34. Хацкевич Ю. Занимательная зоология. Минск: Харвест, 2016. - 352с.
35. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль:
Академия развития: Академия холдинг, 2016. - 231с.
36. Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. / Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко
АСТ. 2010. - 234 с.
37. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. / Сост. Багрова Л.А. - М.:Тко
АСТ. 2010. - 324с.
Интернет ресурсы
1.http://crazy-hand.ru/
2.http://www.mastera-rukodeliya.ru/
3.http://nitochka.zx6.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,267/
4. http://samodelki.com.ua/
5.http://by-hand.ru/
6.http://stranamasterov.ru/
7.http://www.livemaster.ru/masterclasses.php
8.http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie.html
9.Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/
10.Мир творчества http://mirtvorchestv.ru/
11.http://biser.info/node/8319
12.Всемирный каталог идей https://ru.pinterest.com/

32

Приложение 1
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Природа и фантазия»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Степень выраженности
оцениваемого качества

- терпения хватает меньше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает больше, чем
на ½ занятия;
- терпения хватает на все
занятие;
— волевые усилия ребенка
побуждаются извне;
— иногда — самим ребенком;
— всегда — самим ребенком
— ребенок постоянно действует
под воздействием контроля
извне;
-периодически контролирует
себя сам;
- постоянно контролирует себя
сам
Способность оценивать - завышенная;
себя адекватно
- заниженная;
реальным достижениям - нормальная
Осознанное участие
- интерес к занятиям
ребенка в освоении
продиктован ребенку извне;
образовательной
- интерес периодически
программы
поддерживается самим
ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Методы
Кол-во
диагностики
баллов
1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5
10
наблюдение
1

5
10
1
5
10
1

анкетирование
тестирование

5

10

33

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Природа и фантазия»
Показатели

Критерии

минимальный уровень
Теоретическая теоретические соответствие теоретических
объем усвоенных
подготовка
знания
знаний ребенка программным знаний по программе
требованиям
меньше 1/2
владение
осознанность и правильность почти не пользуется
понятийным
использования специальных
специальными
аппаратом
терминов
терминами
Практическая практические
соответствие практических
объем освоенных
подготовка
умения и
умений и навыков ребенка
умений и навыков по
навыки
программным требованиям
программе меньше 1/2
владение
уровень использования
затруднения при работе
инструментами оборудования
с инструментами
Творчество
творческие
креативность при
выполняет задания
навыки
выполнении творческих
только по образцу
заданий
творческие
участие в выставках и
редко участвует в
достижения
конкурсах
конкурах и выставках
внутри объединения
Мотивация и интерес

позиция активности и
устойчивого интереса

не активен, выполняет
задания только по
четким инструкциям
педагога

Степень выраженности
средний уровень
объем усвоенных знаний
по программе больше
1/2
совмещает специальные
термины и бытовые
названия
объем освоенных
умений и навыков по
программе больше 1/2
работает с инструментами с
помощью педагога
вносит в изделие небольшие
отличия от образца
участвует в выставках
внутри объединения,
учреждения
проявляет интерес к
деятельности, настойчив
в достижении цели,
проявляет активность на
определенные темы

высокий уровень
программа освоена
полностью
осознанно и правильно
использует
специальные термины
программа освоена
полностью
отличные навыки
работы с инструментами
вносит в изделие
большие отличия от
образца
регулярно принимает
участие в выставках и
конкурсах на уровне
района, города и т.д.
проявляет активный
интерес к деятельности,
стремиться к
самостоятельной
творческой активности

34

Приложение 3
Результаты диагностического контроля
Ф.И.
№ п/п
обучающегося

Ф.И.
№ п/п
обучающегося

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

теоретические
знания

Входящий контроль
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Промежуточная аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

теоретические
знания

Итоговая аттестация
уровень
практические
мотивации и
навыки
интереса

уровень
творческих
способностей

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».