Содержание 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Педагогическая целесообразность Отличительные особенности Новизна программы Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Условия набора в группы Режим занятий Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения Уровень программы 1.2. Цель и задачи программы Основные принципы реализации образовательной программы Формы и методы организации образовательного процесса Требования к результатам освоения образовательной программы Формы подведения итогов реализации программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.2 Учебный план 2.1 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный график 3.2 Условия реализации программы 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы 3 3 3 4 5 5 6 6 6 7 7 8 8 8 8 8 10 12 14 16 17 17 18 19 26 26 26 28 32 «Искусство актера заключается в речи и в движении тела». И. Гёте «...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание». Г. Ревеш 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Место программы в образовательном процессе: образовательная программа «Волшебный мир театра» является составной частью художественной направленности образования детей в учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика», имеет культурно-эстетическое направление и реализуется на занятиях объединения «Театр». Настоящая программа предусматривает расширение театрально-художественного кругозора, развитие художественного вкуса, формирование устойчивого интереса к театральному искусству у обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» по содержанию является художественной, по форме организации – студия, по функциональному предназначению – общекультурной, по времени реализации – краткосрочной. 3 Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей4 инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время театральная деятельность остаётся наиболее массовой формой приобщения детей к театральному искусству. Театральная деятельность возможна через игру. Игра для ребёнка естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. С помощью средств театра можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе. К числу наиболее актуальных проблем относится: создание условий для творческого развития ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактика асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур; укрепление психического и физического здоровья. Участие детей в театральном объединении позволяет решать данные проблемы. Социальная значимость программы Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; 5 формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у обучающихся духовных потребностей, формируя его художественный вкус Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ… Программа разработана на основе методического пособия для педагога дополнительного образования «Детский музыкальный театр». Программы, разработки занятий - авторы: Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. Волгоград: Учитель, 2009 год. На основе названного пособия, исходя из реальных условий Центра, были внесены коррективы в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный мир театра»: во-первых, данная программа позволяет раскрыть индивидуальные качества обучающихся; во-вторых, даёт дополнительные сведения по орфоэпии и развивает речеголосовой аппарат; в-третьих, направленная на развитие навыков сценического мастерства обучающихся; в-четвертых, коллектив активно участвует в массовых мероприятиях и концертах учреждения, выступая с подготовленными спектаклями и отдельными концертными номерами. Новизна программы заключается в том, что в настоящее время всё более востребовано владение новыми технологиями. В программе демонстрируется интеграция театральных технологий и предметов гуманитарного цикла, что отвечает 6 современным тенденциям образования. Эти предметы направлены на развитие личности, умение видеть прекрасное и творить прекрасное. Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными наклонностями. Интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребёнке эти способности. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» ориентирована на детей от 7 до 12 лет, проявляющих интерес к театральному искусству. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. Характеристика возрастной категории Возрастные особенности младшего школьного возраста (7-9 лет) характеризуются готовностью и интересом к овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Для познавательной деятельности данной возрастной категории характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. В эмоциональной жизни изменяется содержательная сторона переживаний – их волнует главным образом то, что связано с обучением. Ребенка радует, что педагог и родители хвалят за успехи, поэтому важно чувство радости от труда закрепить положительным отношением. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине, патриотизм. Возраст от 10 до 12 лет считается переходным от детства к юности. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях постоянно предлагает обучающимся решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме того, принимая во внимание то, что процесс обучения – это не только процесс усвоения знаний, но и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает свое внимание на формирование устойчивых нравственных идеалов, системы оценочных суждений, моральных принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация, конфликтные моменты на обычных занятиях в коллективе служат поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с обучающимся, что особенно важно именно в этом возрасте, когда закладываются 7 основы его нравственных и социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в деятельности подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии товарищей, значимых для него людей. Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. Возможен переход на следующий год обучения (по результатам входящего контроля) если уровень знаний и умений ребенка соответствует «базовому» уровню обучения. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течении учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа - 30 минут для обучающихся 7 лет, 40 минут для обучающихся 8-12 лет. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Общий объем ОП и по учебному плану 144 часа. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1 год, необходимый для ее освоения. Уровень программы «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 1.2 Цель программы: формирование творческой личности с развитыми художественно-эстетическими потребностями посредством театральной деятельности. 8 Цель будет достигнута при решении следующих задач: образовательные: расширять кругозор детей через содержание литературных произведений; приобщать детей к театральной культуре, обогащать словарь, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью; учить анализировать ситуации, делать выводы и обобщения познакомить с историей и развитием театрального искусства; сформировать основные умения и навыки актерского мастерства; обучить орфоэпическим нормам современной русской сценической речи; развивающие: развивать выразительность речи и грамматический строй речи; развить познавательные интересы; развивать умение действовать на сцене; развивать и совершенствовать гибкость, пластичность, координацию движений; развивать способности эмоционального, активного восприятия искусства; развивать способность работать в коллективе; развивать образное мышление развить основные психические процессы (воля, память, мышление, внимание, воображение, чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени); развивать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую выразительность; развивать способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни; воспитательные: воспитывать интерес к театру, истории театра, профессии актёра и другим театральным профессиям; воспитывать волю к достижению поставленной цели; воспитывать художественно-эстетический вкус; формировать партнерские отношения в группе, общение друг с другом, взаимное уважение, взаимопонимание; воспитывать самодисциплину, умение организовывать себя и свое время; способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении; воспитывать патриотизм, уважение к наследию русской культуры, следование традициям родного края; 9 обогащать внутренний мир детей, выявлять и развивать их творческие способности. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира». Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к обучению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития. Технологическую основу программы составляют: педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса: педагогика сотрудничества; педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии; 10 технологии индивидуального обучения; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии сохранение здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни; использование полученных знаний в повседневной жизни; релаксационные упражнения; «Веселая гимнастика»; гимнастика для глаз. Основные направления программы Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 11 Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами разных мероприятий в объединении, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. Формы и методы организации образовательного процесса Методы обучения: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся); репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала). В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса обучающихся к данному курсу: встречи и беседы с родителями учащихся, совместные творческие мастерские, мастер-классы; сбор и систематизация наглядного материала; участие в конкурсах. 12 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный; наглядный; практический. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. При реализации данной программы используются особые методы художественно-эстетического воспитания: художественного уподобления, состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора работы; поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней; единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного образа можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности; широких ассоциаций: направлен на творческую интерпретацию (каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт); актуализации личного опыта обучающегося - активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и метод коллективной поисковой работы; 13 свободы в системе ограничений - необходимо направлять обучающихся на выполнение любого задания творчески, но творчество немыслимо без свободы; сравнений - используется для активизации мышления, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбрать одну. Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях. Программой предусмотрены следующие формы занятий: комплексное занятие - направлено на синтез различных видов деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития; творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы. С первых дней обучения необходимо проведения индивидуальной работы с обучающимися различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков. Требования к результатам освоения образовательной программы Личностные: формирование ценностных ориентиров в области театрального искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; выработка навыков самостоятельной и групповой работы; наличие широкой мотивационной основы для образовательной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в образовательной деятельности; наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству; позитивная оценка своих творческих способностей. Метапредметные: учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; 14 учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – текст, художественные образы. Предметные: познакомить с особым видом искусства – театром, с различными видами театров, с особенностями театрального процесса, с различными театральными профессиями; овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности; познакомить с основными сведениями из истории театра; с театральными школами XX века; познакомить с жанрами театрального искусства; познакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.; познакомить с этикой артиста и зрителя; научить выполнять различные виды грима; научить сценической речи и сценическому движению; сформировать умения и навыки, самостоятельной творческой деятельности Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и дифференцированы. В ходе реализации программы, обучающиеся: будут знать: правила безопасности и поведения на сцене и в зрительном зале; о театре как виде искусства; театральные термины; основные элементы актёрского мастерства; литературные произведения для постановки; об устройстве речевого аппарата и звукообразовании; основы операторского мастерства; основы видеомонтажа; основы сценической речи; будут уметь: анализировать литературное произведение для постановки; органически существовать на сценической площадке; 15 выразительно и грамотно говорить со сцены; работать в коллективе, участвовать в коллективной постановке; будут иметь навыки: выполнения комплекса дыхательных упражнений, тренинга речевого аппарата; выполнения упражнений актёрского тренинга; самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; выполнения комплекса упражнений на координацию движений, тренинга по сценическому движению; совместной деятельности в коллективе. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Подведением итогов реализации программы являются: открытое занятие, зачетная работа, конкурс. Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце года обучения в виде педагогического наблюдения и отчетного спектакля. Также способами определения результативности прохождения программы являются: входящий контроль (сентябрь-октябрь); промежуточная аттестация (декабрь-январь); итоговая аттестация обучающихся (апрель-май). Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 16 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план № п/п Разделы кол-во академических часов В Т П 2 1 1 2. 3. 4. 5. 6. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Основы театральной культуры Основы актерского мастерства Актерское мастерство Художественно-речевая деятельность Музыкальное творческое. Ритмопластика 16 14 20 12 16 12 2 2 4 4 12 18 8 16 7. Сценическое движение 12 3 9 8. 9. 10. 11. Театрально-игровая деятельность Грим – основа создания образа Работа над спектаклем Игровая программа «Я - артист» Итого: 12 6 32 2 144 1. 2 6 31 12 4 28 2 113 Формы промежуточной (итоговой) аттестации собеседование, наблюдение конкурс конкурс этюды творческое задание конкурс контрольное исполнение конкурс наблюдение премьера спектакля наблюдение 17 2.2 Учебный (тематический) план № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. 6.1 6.2 Наименование тем Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Основы театральной культуры История возникновения и развития театрального искусства Театральная терминология Особенности театрального искусства Виды театрального искусства Устройство зрительного зала и сцены Театральные профессии Знание правил зрительского этикета Игровая программа «Путешествие по театру» Основы актерского мастерства Развитие внимания, воображения, эмоциональной памяти Одиночные и групповые этюды Этюд на беспредметное действие Этюды на молчание Этюды парные и групповые, место действия Этюды по сказкам Этюд по картине Актерское мастерство Введение в актерское мастерство. Развитие актерского внимания, зрительной памяти, воображения Сценическое общение, взаимодействие и воздействие партнеров друг на друга Работа над созданием образа в спектакле Художественно-речевая деятельность «Голос – одежда нашей речи» Артикуляционная гимнастика Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса Речь в движении Сочинение сказок, стихов, загадок Музыкальное творческое. Ритмопластика Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения Музыкально - пластические импровизации Кол-во часов В Т П 2 1 1 16 12 2 2 наблюдение 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 12 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение творческие задания творческие задания творческие задания конкурс 2 1 1 наблюдение 2 2 2 2 2 2 20 4 1 1 2 2 2 2 2 18 2 творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания этюды творческое задание 4 4 творческое задание 4 4 творческое задание 8 12 2 2 8 8 2 творческое задание творческое задание наблюдение наблюдение 2 2 творческие задания 2 2 творческие задания 2 2 16 2 2 16 творческие задания творческие задания конкурс 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 4 2 4 Формы аттестации/ контроля собеседование, наблюдение конкурс 18 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 Игры на восприятие музыкального произведения Игры на развитие двигательных способностей Игры на развитие ловкости и подвижности Игры на развитие чувства ритма, координации движений, равновесие Игры с имитацией движения Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание 2 2 творческое задание Сценическое движение 12 3 9 Координация движений Повышение активности тела Гибкость и выносливость Театрально-игровая деятельность Перевоплощение Театрализованные игры Инсценировки стихов, рассказов, сказок Грим – основа создания образа Искусства грима и макияжа Азы нанесения грима 4 4 4 12 2 4 6 6 2 4 1 1 1 2 1 1 3 3 3 12 2 4 6 4 1 3 Работа над спектаклем 32 4 28 4 2 2 6 1 5 творческие задания 10.3 10.4 10.5 От этюдов к спектаклю Музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов Создание эскизов и декораций Репетиции отдельных картин Репетиции всей пьесы целиком контрольное исполнение контрольное задание контрольное задание контрольное задание конкурс творческое задание творческое задание творческое задание наблюдение наблюдение наблюдение премьера спектакля наблюдение 6 6 8 1 5 6 8 10.6 Премьера спектакля 2 2 2 144 2 114 творческие задания обсуждение обсуждение наблюдение, оценка жюри наблюдение 7. 7.1 7.2 7.3 8. 8.1 8.2 8.3 9. 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 11. Игровая программа «Я - артист» Итого: 30 Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятия. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Теория. Введение в программу «Волшебный мир театра». Поведение обучающихся на занятиях. Правила дорожного движения Практика. Игра «Будем знакомы» Раздел 2 Основы театральной культуры Тема 2.1 История возникновения и развития театрального искусства 19 Теория. Театральное искусство: возникновение, история и развитие. Тема 2.2 Театральная терминология Теория. Театральный словарь. Знакомство с театральной терминологией Тема 2.3 Особенности театрального искусства Теория. Особенности театрального искусства. Тема 2.4 Виды театрального искусства Теория. Виды театрального искусства. Тема 2.5 Устройство зрительного зала и сцены Теория. Путешествие в закулисье Тема 2.6 Театральные профессии Теория. Знакомство с театральными профессиями Практика. Творческие задания. Сюжетно-ролевая игра «Я работаю в театре» Тема 2.7 Знание правил зрительского этикета Теория. Знакомство с правилами зрительского этикета Практика. Творческие задания. Сюжетно-ролевая игра «Я зритель» Тема 2.8 Игровая программа «Путешествие по театру» Практика. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по театру» Раздел 3. Основы актерского мастерства Тема 3.1 Развитие внимания, воображения, эмоциональной памяти Теория. Внимание, произвольное и непроизвольное внимание, память, зрительная память. Понятие актерского внимания. Практика. Упражнения на внимание, упражнения на развитие памяти, упражнения на воображение, заучивание стихов. Тема 3.2 Одиночные и групповые этюды Теория. Виды этюдов. Особенности создания тематического этюда. Практика. Творческие задания. Этюды на общение Тема 3.3 Этюд на беспредметное действие Практика. Творческие задания. Этюды с воображаемыми предметами Тема 3.4 Этюды на молчание Практика. Творческие задания. Этюды на выразительность жестов. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» Тема 3.5 Этюды парные и групповые, место действия Практика. Творческие задания. Упражнения на взаимодействия с партнером Тема 3.6 Этюды по сказкам Практика. Творческие задания. Перевоплощение в художественный образ сказочного героя через элементы актерского мастерства Тема 3.7 Этюд по картине Практика. Творческие задания. Этюды на развитие творческого воображения 20 Раздел 4. Актерское мастерство Тема 4.1 Введение в актерское мастерство Теория. Элементы актерского мастерства: сценическая речь, сценическое движение. Профессиональные качества актера Практика. Актерский тренинг. Упражнение – приветствие «Доскажи словечко» Тема 4.2 Развитие актерского внимания, зрительной памяти, воображения Практика. Игры на развитие актерского внимания, зрительной памяти, воображения Тема 4.3 Сценическое общение, взаимодействие и воздействие партнеров друг на друга Практика. Творческие задания Тема 4.4 Работа над созданием образа в спектакле Практика. Разучивание и работа над ролью в спектакле Раздел 5. Художественно-речевая деятельность Тема 5.1 «Голос – одежда нашей речи» Теория. Правила гигиены голоса. Способы закаливания голоса. Тема 5.2 Артикуляционная гимнастика Практика. Упражнения на постановку верного дыхательного процесса. Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ; зарядка для шеи и челюсти; зарядка для языка. Тема 5.3 Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции Практика. Речевые игры. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличением темпа. Тема 5.4 Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса Практика. Упражнения на формирование правильного дыхания в звучащей речи. Отработка дикции с помощью скороговорок и игровых упражнений Тема 5.5 Речь в движении Практика. Разучивание упражнения для контролирования и правильного выполнения движений, для координирования речи и движений. Тема 5.6 Сочинение сказок, стихов, загадок Практика. Творческие задания: сочиняем сказки, стихи, загадки Раздел 6. Музыкальное творческое. Ритмопластика Тема 6.1 Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения Практика. Творческие задания - коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Тема 6.2 Музыкально - пластические импровизации Практика. Творческие задания. Передавание в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. 21 Тема 6.3 Игры на восприятие музыкального произведения Практика. Творческие задания. Дети слушают музыку и рисуют. Движения под музыку с любыми атрибутами. Тема 6.4 Игры на развитие двигательных способностей Практика. Творческие задания на развитие двигательных способностей Тема 6.5 Игры на развитие ловкости и подвижности Практика. Творческие задания на развитие ловкости и подвижности Тема 6.6 Игры на развитие чувства ритма, координации движений, равновесие Практика. Творческие задания на развитие чувства ритма, координации движений Тема 6.7 Игры с имитацией движения Практика. Творческие задания - имитация движения Тема 6.8 Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа Практика. Творческие задания - упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа Раздел 7. Сценическое движение Тема 7.1 Координация движений Теория. Природа подлинных физических действий. Понятие «физическое действие», рассказать о сценическом действии и сценическом движении. Что такое биомеханика. Практика. Упражнения на развитие сценического действия, на память физических действий, на веру в предлагаемые обстоятельства. Упражнения на развитие чувства партнера, умения двигаться в заданном ритме, на пристройки. Упражнения на развитие чувства темпо-ритма, умение контролировать силу, скорость, амплитуду движений, их эмоциональную выразительность, а также умение создать, выявить, воспроизвести движения в определённом ритмическом рисунке. Тема 7.2 Повышение активности тела Теория. Действие, движение, роль. Координация движений в пространстве сцены. Движение и музыка. Рождение пластического образа. Пластический рисунок роли. Как осмысленно подключить пластику к созданию образа. Практика. Упражнения на разграничение действия и движения, на понимание необходимости четкой актерской задачи, ведущей к точному действию на сцене и мобилизующей сценическое внимание. Пластические этюды с музыкальным сопровождением. Отображение музыки с помощью мимики. Игровой тренинг. Этюды «Повадки животных», «Походки» и др. Упражнения на образное представление предметов. Сочинение этюдов на характерность. Тема 7.3 Гибкость и выносливость 22 Теория. Снятие мышечных зажимов, развитие гибкости и подвижности. Техника жестов. Темпо-ритм. Практика. Упражнение на расслабление и напряжение, на снятие мышечных зажимов, на поиск центра тяжести, игровой тренинг, сочинение пластических этюдов. Раздел 8. Театрально-игровая деятельность Тема 8.1 Перевоплощение Практика. «Театр всевозможного». Импровизированный концерт. Тема 8.2 Театрализованные игры Практика. Разыгрывание мини-сценок Тема 8.3 Инсценировки стихов, рассказов, сказок Практика. Творческий сюрприз – фантазирование на заданную тему Раздел 9. Грим – основа создания образа Тема 9.1 Искусства грима и макияжа Теория. История грима. Знакомство с возникновением грима, его разновидностями, видами, инструментами, способами накладывания и постижерными изделиями. Технические средства гримирования и основы гигиены грима: безвредность красок, их состав. Подготовка лица к занятиям гримом. Гигиена рабочего места. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Объяснение очередности нанесения грима полного лица. Практика. Блики, грим полного лица, запудривание. Тема 9.2 Азы нанесения грима Теория. Свойства и качество гримировальных принадлежностей, их характеристика. Анатомия лица. Технология грима лица живописным способом. Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физиологических изменений, отражающихся на пластических формах лица. Практика. Грим черепа. Гримирование глаз и носа: Подводка глаз. Прорисовывание деталей лица. Изменение форм лица в зависимости от характера персонажа. Гримирование лба, губ и щек. Прорисовывание деталей лица. Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Раздел 10. Работа над спектаклем Тема 10.1 От этюдов к спектаклю Теория. Тема, сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Выбор и анализ сценического материала Практика. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. 23 Тема 10.2 Музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов Теория. Главные события, событийный ряд. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Практика. Выразительные средства, приемы, штампы. Тема 10.3 Создание эскизов и декораций Теория. Декорации, значение декораций в спектакле. Практика. Создание эскизов и декораций Тема 10.4 Репетиции отдельных картин Практика. Работа над отдельными эпизодами. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Отработка выразительности речи, мимики, жестов. Работа над характером персонажей. Тема 10.5 Репетиции всей пьесы целиком Практика. Репетиции с использованием всех знаний, навыков и технических средств. Прогонные репетиции Тема 10.6 Премьера спектакля Практика. Премьера спектакля. Обсуждение спектакля Тема 11. Игровая программа «Я - артист» Практика. Игровая программа «Я - артист» В ходе реализации программы, обучающиеся: будут знать: правила безопасности и поведения на сцене и в зрительном зале; о театре как виде искусства; театральные термины; основные элементы актёрского мастерства; литературные произведения для постановки; об устройстве речевого аппарата и звукообразовании; основы операторского мастерства; основы видеомонтажа; основы сценической речи; будут уметь: анализировать литературное произведение для постановки; органически существовать на сценической площадке; выразительно и грамотно говорить со сцены; работать в коллективе, участвовать в коллективной постановке; будут иметь навыки: 24 выполнения комплекса дыхательных упражнений, тренинга речевого аппарата; выполнения упражнений актёрского тренинга; самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; выполнения комплекса упражнений на координацию движений, тренинга по сценическому движению. 25 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный график Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесса 36 1. Количество учебных недель 72 2. Количество учебных дней 4 3. Количество часов в неделю 144 4. Количество часов 15 5. Недель в I полугодии 21 6. Недель во II полугодии 15 сентября 7. Начало занятий 31.12.2023 – 08.01.2024 8. Выходные дни 31 мая 9. Окончание учебного года 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение: материально - технические условия: отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения наглядного материала; мультимедийное оборудование; костюмерная. материально-техническое оснащение занятий: театральные принадлежности, декорации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» разработана с учетом пожелания детей и родителей (законных представителей). В соответствии с материально-технической базой, основываясь на социальном заказе, родители (законные представители) самостоятельно обеспечивают обучение ребенка соответствующим комплектом оборудования индивидуального пользования по выбранной программе (концертные костюмы и обувь, грим, канцелярские принадлежности, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня). Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог со средним специальным или высшим педагогическим образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями, навыками и методикой преподавания курса. 26 Методические материалы: Дидактико-методическое обеспечение: книги и иллюстрации для детей по истории театра; сборники пьес и другого постановочного материала; игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов; записи классической музыки. Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам: введение в актерское мастерство; специфика театрального (актерского) искусства; основы актерского мастерства и театральной культуры; театральные профессии; устройство сцены и зрительного зала; сценическое движение; грим – основа создания образа; технология грима лица живописным способом. Контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций. Методические материалы № п/п Название раздела Основы театральной культуры Основы актерского мастерства Актерское мастерство Художественноречевая деятельность Музыкальное творческое. Ритмопластика Сценическое движение Материальнотехническое оснащение, дидактико-методический материал отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения наглядного материала; мультимедийное оборудование; театральные принадлежности, декорации. Дидактико-методическое обеспечение: книги и иллюстрации для детей по истории Формы, методы, приемы обучения Педагогические технологии формы обучения: индивидуальная; индивидуальногрупповая; групповая; приемы и методы: словесный; наглядный; практический; частично исследовательский; частично-поисковый; эмоциональный; рефлексивный; Формы учебного занятия комплексное творческая мастерская творческая мастерская комплексное комплексное комплексное 27 Театральноигровая деятельность Грим – основа создания образа Работа над спектаклем театра; сборники пьес и другого постановочного материала; игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов; записи классической музыки; Игровая программа презентации по темам «Я - артист» программы педагогические технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; игровые; информационнокоммуникативные; КТД; здоровьесберегающие. игровое творческая мастерская репетиционное игровое 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности программы: входящий контроль (сентябрь-октябрь) в форме опроса и наблюдения; промежуточная аттестация (декабрь-январь) творческая работа «Елочка» в технике параллельного плетения; итоговая аттестация обучающихся (апрель-май) творческая работа: разработать схему лепестков и листьев цветка в любой из изученных техник, выполнить изделие на практике. Педагогическая диагностика Критерии оценки освоения образовательной программы: наличие устойчивого интереса к занятиям; приобретение навыков общения со сцены; умение словесно и пластически действовать на сцене; владение основными элементами актерского мастерства; участие в постановке спектакля; участие в конкурсах, концертах, смотрах. Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи; уровень развития памяти; уровень эмоционального развития; глубина эстетического восприятия; степень пластичности движения. Уровни освоения образовательной программы: высокий уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, 28 быстрое осмысление заданий, точное выразительное выполнение, ярко выраженная эмоциональность. средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуются дополнительные объяснения. низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно и без интереса относится к заданиям. Критерии оценки выступления и результативности При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание поставленной задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности № Ф И обучающегося п/п Параметры результативности освоения программы. Оценка педагогом результативности освоения программы (уровни) Основы Основы Речевая Эмоционально- Музыкальное коллективной театральной образное культура развитие творческой культуры развитие деятельности В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н 1. 2. 3. 4. 5. Основы театральной культуры Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии; Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности; Низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. 29 Речевая культура Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи; Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения); Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. Эмоционально-образное развитие Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя; Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности; Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. Музыкальное развитие Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле; Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец; Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. 30 Основы коллективной творческой деятельности Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем; Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности; Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. 31 4. Список литературы Нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по 32 реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 511 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. 2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2011. – 125 с. 3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012. - 144с. 4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2013. – 48 с. 5. Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 320 с. 6. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2013гг 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2012. - 168 с. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2011. – 208 с. 9. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 280 с. 10. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей. – М. ООО «Попурри», 2017. – 352 с. 11. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса. – 2011. – 96 с. 12. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2012. – 56 с. 13. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008. – 160 с. 14. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с. 15. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2011. – 160 с. 33 16. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2008. – 144 с. 17. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС. - 2010. – 144с. 18. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с. 19. Система Станиславского. Работа актёра над собой. Процесс переживания. ВЕРЮ! (Золотой фонд актерского искусства. Классический учебник актерского мастерства. ЭКСМО Москва 2013г. - 448с.) 20. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с. 21. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008. – 176 с. 22. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2008. – 445с. 23. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 240с. Список литературы для детей и родителей 1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2013. – 48 с. 2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей. – М. ООО «Попурри», 2017. – 352 с. 3. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с. 4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. 5. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2008. – 445с. 34