ДООП Мир на ладони 2023-2024 уч. год

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности программы, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принцип формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
Формы обучения и виды занятий
Формы подведения итогов реализации программы
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Основные принципы реализации образовательной программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты реализации программы
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
4
5
5
6
6
6
7
7
7
7
8
9
10
13
13
13
14
19
21
21
21
25
27
30

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими,
инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные
решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый, способный
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; способный принимать
свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на
красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются
особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и
анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности
и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир на ладони» имеет
естественнонаучную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп»
разработана
в
соответствии
с
основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
3

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Вопрос взаимоотношений человека с окружающей средой стоит очень
остро: происходит загрязнение окружающей среды как результат активной
жизнедеятельности человечества, вымирают различные виды животных, исчезают
леса, меняется климат. В связи с этим возникает необходимость в экологическом
воспитании детей – сегодняшних и будущих жителей нашей планеты. Формируя у
детей экологическое мировоззрение, повышая их экологическую грамотность и
культуру, можно вырастить поколение, которое будет бережно относиться к
природе, сохранять и преумножать ее богатства.
В связи с тем, что город Екатеринбург является индустриальным центром, а
4

промышленность, как известно, является основным потребителем природных
ресурсов и мощным источником загрязнения природы, реализация данной
программы является значимой для нашего региона и города в целом.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Социальная значимость
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир на ладони» способствует раннему развитию у детей
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой
жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с
окружающим миром.
Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона:
«Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать»,
«За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в
гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества.
Отличительные особенности программы, новизна
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию
экологических знаний у детей. Программа знакомит обучающихся с основными
экологическими проблемами нашего региона, путями их решения с помощью
наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий,
изучения и сравнения, а также вовлекает их в практическую волонтерскую
деятельность, направленную на решение этих проблем.
Знания и практические навыки, полученные на занятиях, станут базовой
ступенькой в формировании у ребенка устойчивых способов поведения,
потребности совершать действия и поступки, направленные на сохранение
природы.
Новизна программы и ее отличительная особенность заключается в
следующем:
 практико-ориентированность программы;
 включение в волонтерскую деятельность;
 использование ресурса социальных сетей для освещения экологических
проблем и привлечения внимания общественности к данным вопросам;
 использование информации, представленной на портале для учителей и
5

школьников «экокласс.рф».
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мир на
ладони» ориентирована на детей от 8 до 14 лет, проявляющих интерес к изучению
окружающего мира.
Характеристика возрастных категорий
8-11 лет. Это период от начальной социализации ребенка к приобщению его
к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных
отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенность
этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний,
навыков и усвоения различных видов деятельности.
12-14 лет. Этот возрастной период особенно важен для развития
познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытноэкспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и
развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий
мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками,
понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок
усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и
обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную
деятельность Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева,
отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок
познает объект в ходе практической деятельности с ним».
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
6

Режим занятий
Занятия проводятся:
 2 раза в неделю по 2 академических часа;
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся – 40
минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и
отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев,
необходимых для ее освоения.
Уровень программы
Уровень освоения программы – базовый. Программа предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
материала. Программа носит практический характер и имеет своей целью
развитие мотивации обучающегося к формированию экологического сознания.
Формы обучения и виды занятий
Формы обучения:
 групповая;
 индивидуально-групповая;
 фронтальная.
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные занятия обобщающего и познавательного типа, на
которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о
явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе,
восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет
логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов,
помогающая понять детям причино–следственные связи, сформировать выводы,
сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию;
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес;
 участие в выставочной и конкурсной деятельности активизирует
познавательную деятельность обучающихся, развивает художественное
7

творчество, способность анализировать информацию с позиции логики,
аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно
практических ситуациях;
коллективные творческие работы и участие в совместных проектах,
праздниках усиливают психологические связи между детьми, развивают их
способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают
условия для воспитания у детей терпимости и доброжелательности.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Степень усвоения обучающимися программы и результативность работы
определяется после изучения предметных блоков.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие
формы:
 тесты;
 анкетирование;
 творческие задания;
 презентации творческих заданий;
 защита проектов,
 участие в конкурсе/проекте.
Это позволяет педагогу лучше узнать каждого ребенка, выявить его интересы.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в выставках. Все работы учащихся заносятся в журнал учёта
готовых изделий.

8

Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение;
 промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения);
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта
наблюдений за результатами обучения).
1.2 Цель программы - формирование экологического сознания
посредством развития практических эколого-ориентированных умений и
навыков.
Задачи:
обучающие:
 знакомить со способами сохранения окружающей среды и экологически
сообразными правилами поведения в природе, развить навыки применения их
на практике;
 знакомить с влиянием деятельности человека на условия жизни живых
организмов;
 формировать понимание связей и отношений, существующих в
природе, и роли человек в них;
 знакомить с профессиями будущего, связанными с экологией и
техносферной безопасностью;
 расширять кругозор;
 обучать, самостоятельной и коллективной работе над проектом;
развивающие:
 развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с
природными объектами с учетом избирательности и предпочтений у детей;
 развивать
самостоятельность
в
процессе
познавательноисследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов
проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в
деятельности.
 развивать самостоятельность детей в формировании экологических
привычек;
 знакомить с профессиями будущего, связанными с экологией и
техносферной безопасностью;
воспитательные:
 воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть
его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении;
 воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление
9

потребительского отношения к природе;
 совершенствовать коммуникативные умения и навыки
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности (создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса);
 принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего
обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор
практических заданий ведется с учетом природных задатков, интересов,
потребностей, индивидуальных особенностей детей и экономических
возможностей семей);
 принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
 принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между
всеми годами обучения);
 принцип творчества (процесс обучения сориентирован на
приобретениедетьми собственного опыта творческой деятельности).
Программа является блочной. Содержание курса программы распределено
последующим разделам:
 раздел «Водные просторы», способствующий накоплению новой
информации о водных ресурсах и их сбережении;
 раздел «Царство берендея», в рамках которого формируются
необходимые навыки и умения, связанные с бережным отношением к лесу;
 раздел «Климат и погода», направленный на изучение явлений
природы, способствующий расширению знаний об окружающем мире и
помогающий освоить связь с ним;
 раздел «Экологический след человек», направленный на овладение
детьми знаний об осознанном потреблении ресурсов;
 раздел «Экологические добровольцы», вовлекающий в деятельность
по приведению окружающей среды в порядок, сотрудничество с социальными
партнерами, освещение данной деятельности в СМИ и разработку собственных
проектов с последующей их презентацией и защитой.
 раздел «Экотуризм», способствующий развитию экологических
привычек и поведения в природе, освещение данной деятельности в СМИ;
 раздел «Следы невидимых зверей», связанный с изучением экосистем
и редких видов животных.

10

Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 информационно – коммуникационная технология;
 технология критического мышления;
 проектная технология;
 технология проблемного обучения;
 игровые технологии;
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода;
 здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики;
 беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены;
 о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии»,
где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
11

выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
разных
мероприятий
в
объединении,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.

12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
Водные просторы
Царство берендея
Климат и погода
Экологический след человека
Следы невидимых зверей
Экологические добровольцы
Экотуризм
Игровая программа «ЭКОзнатоки»
Итого:

Кол-во часов
П
В
Т
2

1

1

20
20
18
28
20
20
14
2
144

6
5
7
7
3
4
2
35

14
15
11
21
17
16
12
2
109

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
тестирование
конкурс
дебаты
брейн-ринг
конкурс
открытая трибуна
поход
зачет

2.2 Учебный (тематический) план
Название раздела и темы
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Игровая программа «Будем знакомы»
Водные просторы
Экология воды и родники
Вода России
Чистые реки
Моря и озера России
Круговорот воды в природе
Проект «Такая разная вода»
Царство берендея
Объекты живой и неживой природы
Зеленые легкие планеты и экосистема леса
Удивительный лес
Проект «Леса России и Урала»
Лесная аптека на страже человека
Брейн – ринг «Человек – верный сын
природы»
Климат и погода
Метеорология и климатология
Изменение климата в мире
Изменение климата в России
Изменение климата на Урале
Проект «Лес и климат»
Проект «Лесовосстановление»

Кол-во часов
Т
П
В
2

1

1

20
4
2
2
2
4
6
20
4
4
2
6
2

6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

14
3
1
1
1
3
5
15
3
3
1
5
1

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
тестирование
дебаты
круглый стол
дебаты
круглый стол
творческое задание
защита проектов
конкурс
круглый стол
творческое задание
викторина
защита проектов
творческое задание

2

конкурс

11
2
1
1
1
3
3

дебаты
творческое задание
открытая трибуна
открытая трибуна
открытая трибуна
защита проектов
защита проектов

2
18
4
2
2
2
4
4

7
2
1
1
1
1
1

13

5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Экологический след человека
След человека - шрам на планете
Сокращение экологического следа
Экологический след России
Как уменьшить свой экологический след
Расчет экологического следа

28
4
4
4
4
4

7
1
1
1
1
1

21
3
3
3
3
3

5.6

Раздельный сбор и переработка отходов

4

1

3

5.7

История вещей и экономика будущего

4

1

3

6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.
7.1

Следы невидимых зверей
Редкий вид животных
Сохранение морских экосистем России
Животные Красной книги
Проект «Животные санитары»
Проект «О вымерших животных»
Экологические добровольцы
Юный эко-блогер

20
2
2
4
6
6
20
10

3
1
1
1

4
2

17
1
1
3
6
6
16
8

7.2

От сердца к сердцу

4

2

2

7.3
8.

Проект «На страже родной природы»
Экотуризм

6
14

2

6
12

8.1

Экскурсия на стоянку Древнего Человека

6

1

5

8.2

Экскурсия на Родники

6

1

5

8.3
9.

Игровая программа «С глобусом в руках»
Игровая программа «ЭКОзнатоки»
Итого:

35

2
2
109

2
2
144

брейн-ринг
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
практическое задание
экскурсия, защита
проектов
викторина, круглый
стол
конкурс
практическое задание
практическое задание
практическое задание
защита проектов
защита проектов
открытая трибуна
творческое задание
практическое задание,
педагогическое
наблюдение
защита проектов
поход
экскурсия,
практическое задание
экскурсия,
практическое задание
игровая программа
зачет

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
Теория: Знакомство обучающихся с программой занятий. Инструктаж по
правилам безопасности на занятиях.
Практика: Игровая программа «Будем знакомы»
Раздел 2. Водные просторы
Тема 2.1 Экология воды.
Теория: Водный след. Сбережем дар воды. Пресная вода в мире и её роль для
всех живых существ. Проблемы загрязнения и нерационального использования
воды. Реки России. Усилия государства по защите водных ресурсов России. Как
мы можем принять участие в защите рек и озёр своей страны?
Практика: Опыты по экономичному использованию воды в жизни.
Презентация и использование настольной игры-бродилки о водных ресурсах.
14

Тема 2.2 Вода России
Теория: Реки России.
Практика: Опыты по экономичному использованию воды в жизни. Презентация
и использование настольной игры-бродилки о водных ресурсах.
Тема 2.3 Чистые реки
Теория: Усилия государства по защите водных ресурсов России. Как мы можем
принять участие в защите рек и озёр своей страны?
Практика: Опыты по экономичному использованию воды в жизни. Презентация
и использование настольной игры-бродилки о водных ресурсах
Тема 2.4 Родники.
Теория: Какие бывают родники. Родники для человека. Человека для родников.
Что можно и что нельзя делать с родниковой водой.
Практика: Создание макета Родника из бросового/природного материала.
Тема 2.3 Моря и озера России.
Теория: Зачем нужны моря и озера. Почему море соленое. Угрозы и спасение.
Морские заповедники. Интересные факты о морях и озерах России
Практика: игровое задание «Человек-амфибия, игра «Спасти всех».
Тема 2.6 Круговорот воды в природе
Теория: Расширить и закрепить предоставление детей о свойствах и круговороте
воды в природе. Почему нельзя загрязнять водоёмы.
Практика: Коллаж «Круговорот воды в природе»
Тема 2.7 Проект «Такая разная вода»
Теория: свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Значение её для всего
живого. Бережное отношение к воде. Свойства воды, льда, снега, пара. Вода и её
загрязнение. Исследование воды человеком.
Практика: Чтение и обсуждение экологической сказки «Как люди речку
обидели», защита проектов
Раздел 2. Царство берендея
Тема 3.1 Объекты живой и неживой природы
Теория: формирование элементарных представлений о живой и неживой природе.
Практика: круглый стол
Тема 3.2 Зеленые легкие планеты.
Теория: Лес. Функции леса, его климатообразующая роль. Как леса могут
влиять на климат на местном и глобальном уровне. Суть явления парникового
эффекта, источники выбросов углекислого газа. Какие существуют угрозы
лесам, возникшие из-за изменения климата и вследствие вырубки лесов. Какой
вклад мы можем внести уже сегодня в решение проблемы изменения климата и
в сохранение лесов
Практика: Высадка деревьев.
Тема 3.3 Экосистема леса
Теория: что такое экосистема. Экосистемы различных лесов. Как человек
15

влияетна лес и его экосистемы.
Практика: закрепление изученного материала, посредством настольной игры.
Тема 3.4 Удивительный лес
Теория: Расширение представлений детей о лесном богатстве, роли леса в жизни
людей, охране леса. Основные причины пожара в лесу. Правила пожарной
безопасности в лесу.
Практика: викторина «Прогулка по лесу». Презентация «Береги лес от пожара»
Тема 3.5 Проект «Леса России и Урала»
Теория: смешанные леса, лиственные, хвойные. Зависимость видов деревьев от
климата. Растения, занесенные в Красную книгу. Каким образом разные виды
деревьев распространяются по территориям.
Практика: защита проектов. Проращивание семян различных деревьев.
Тема 3.6 Лесная аптека на страже человека
Теория: знакомство с миром целебных растений, закрепление представлений о
лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил
пользования. Лекарственные растения нашего края, их лечебные свойства.
Различие лекарственных растений по цвету, внешнему виду. Правила сбора и
сушки лекарственных растений.
Практика: дидактическая игра «Отгадай кто я», составление коллажа «Мы на
страже здоровья».
Тема 3.7 Брейн – ринг «Человек – верный сын природы»
Практика: Брейн – ринг «Человек – верный сын природы»
Раздел 4. Климат и погода
Тема 4.1 Метеорология и климатология
Теория: понятия метеорологии и климатологии. Как раньше предсказывали
погоду, а как прогноз погоды готовят сейчас.
Практика: создание презентации с предсказаниями погоды животными.
Тема 4.2 – 4.4 Изменение климата. Изменение климата в России Изменение
климата на Урале
Теория: в чем состоит проблема изменения климата и каковы некоторые ее
последствия, с которыми люди сталкиваются уже сегодня. Способы решения
проблемы изменения климата. Изменения климата в России, на Урале.
Практика: составление плаката на тему Глобальное потепление. Открытая
трибуна
Тема 4.5 Проект «Лес и климат»
Теория: Климатообразующие функции леса. Как вырубка человеком лесов и
наши выбросы парниковых газов влияют на климат планеты.
Практика: защита проектов
Тема 4.6 Проект «Лесовосстановление»
Теория: Климатообразующие функции леса. Как вырубка человеком лесов и наши
выбросы парниковых газов влияют на климат планеты.
16

Практика: защита проектов
Раздел 5. Экологический след человека
Тема 5.1 След человека - шрам на планете
Теория: понятие «След человека». Почему следы бывают разные
Практика: практическое задание – изучение следов
человека
Тема 5.2 Сокращение экологического следа
Теория: как можно сократить экологический след
Практика: практическое задание «Сократи свой экологический след»
Тема 5.3 Экологический след России
Теория: Экологический след России
Практика: практическое задание «Как сокращать экологический след»
Тема 5.4 Как уменьшить свой экологический след
Теория: Как уменьшить свой экологический след
Практика: практическое задание «Уменьши свой экологический след»
Тема 5.5 Расчет экологического следа
Теория: как произвести расчет экологического следа
Практика: практическое задание рассчитываем экологический след
Тема 5.6 Раздельный сбор и переработка отходов
Теория: как бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее
обитателей. Принцип «ничего лишнего». Как наполнить дом полезными вещами,
которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто
живет с нами на одной планете. Как обращаться с вещами, чтобы они служили
долго и не превращались в мусор; Какие полезные привычки и вещи в наших
домах помогают сохранить природные ресурсы, чистоту воды, воздуха и почвы.
Практика: Разделение мусора, подготовка информационного плаката по
разделению мусора и мест приема лампочек, батареек и других бытовых отходов.
Защита проектов.
Тема 5.7 История вещей и экономика будущего
Теория: откуда берутся и куда исчезают вещи вокруг нас. Линейная модель
экономики и сравнение ее с природными процессами. Принципы циклической
экономической модели, которая не нарушает природный баланс. Рециклинг: как
помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках.
Практика: создание круговорота вещей в повседневной жизни.
Раздел 6. Следы невидимых зверей
Тема 6.1 Редкий вид
Теория: знакомство с понятием биологического разнообразия, примерами и
последствиями вмешательства человека в экологические процессы. Влияние
исчезновения отдельных видов животных и растений на экосистемы и человека.
Знакомство с видами животных, находящихся под угрозой исчезновения,
выяснение причин исчезновения видов. Знакомство с доступными каждому
17

человеку способами сохранения биоразнообразия.
Практика: создание презентации по теме.
Тема 6.2 Сохранение морских экосистем России
Теория: Почему моря и океаны являются сокровищем для всех живых
существ на нашей планете. Особенности жизни и проведения исследований в
водной среде. Связь между живыми существами в морях и океанах и
значимость каждого существа в «сети жизни». Воздействие человека на моря и
океаны и его последствия. Понимание важности приложения усилий к
сохранению красоты и здоровья морей и океанов.
Практика: создание презентации по теме.
Тема 6.3 Животные Красной книги
Практика: создание презентации по теме. Защита проектов.
Тема 6.4 Проект «Животные санитары»
Практика: создание презентации по теме. Защита проектов.
Тема 6.5 Проект «О вымерших животных»
Практика: создание презентации по теме. Защита проектов.
Раздел 6. Экологические добровольцы
Тема 7.1 Юный эко-блогер
Теория: знакомство с сайтами и соцсетями организаций, которые освещают
экологическую тематику. Кто такой блогер. Выбор соцсети в которой будет
вестись страничка. Распределение функций по ведению странички. Как
написать сценарий к видео роликам/мультфильмам/презентациям. Выбор героя,
сюжетов.
Практика: Регистрация страницы в соцсети. Ведение страницы, разработка
сюжетов, запись видеороликов, обработка в программе.
Тема 7.2 От сердца к сердцу
Теория: Кто такой волонтер. История волонтерского движения. Какие могут
быть волонтерские мероприятия, направленные на сохранение природы.
Практика: проведение экологических акций и мероприятий, их освещение в
СМИ и на сайте Центра.
Тема 7.3 Проект «На страже родной природы»
Практика: создание презентации по теме. Защита проектов.
Раздел 8. Экотуризм
Тема 8.1 Экскурсия на стоянку Древнего Человека
Теория: что такое экотуризм.
Практика: поход на стоянку древнего человека, уборка места от бытового
мусора.
Тема 8.2 Экскурсия на Родники
Теория: какие бывают Родники, откуда они берутся, для чего нужны.
Практика: очистка и обустройство родников, забор проб воды для проведения
экспертизы.
18

Тема 8.3 Игровая программа «С глобусом в руках»
Практика: игровая программа
Тема 9. Игровая программа «ЭКОзнатоки»
Практика: игровая программа, зачет
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
естественнонаучной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся знают:
 основные термины, применяемые в естественнонаучном цикле
предметов;
 многообразие окружающего мира и понимание связей и отношений,
существующих в природе, и роль человека в них;
 способы сохранения окружающей среды, правила поведения в природе;
 правила безопасного поведения на занятиях.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы;
 познавательная и творческая активность, любознательность;
 осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
 анализ причин успеха/неуспеха;
 понимание и применение полученной информации при выполнении
заданий;
 проявление индивидуальных творческих способностей при проведении
опытов и выполнении творческих заданий.
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность;
 работать в группе, управлять поведением партнера;
 договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 формулировать свои затруднения;
19

 обращаться за помощью;
 слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злость, удивление, восхищение).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета.
У обучающихся сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению других;
 нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,
способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации образовательной деятельности);
 толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества);
 бережное отношение к природе и своему здоровью, понимание и любовь
ко всему живому;
 преодоление потребительского отношения к природе;
 бережное отношение к материалам, аккуратность;
 культура общения, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность
к людям;
 чувство уверенности в своих силах, самостоятельность, инициативность;
 навыки дисциплины и самодисциплины, умения доводить до конца
начатое дело.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно
было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно
влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Мир на ладони»
создает для этого самые благоприятные возможности. Дети осваивают навыки
креативного мышления и приобретают способность синтезировать свои
собственные наработки.

20

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
72
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря – 8 января
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование.
Краски гуашь, картон, пластилин, клей Титан, карандаш, кисти, бумага для
творчества, ножницы, коллекция шишек и веток лиственных и хвойных деревьев,
бросовый материал (на каждого ребенка).
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Кадровое обеспечение
В реализации данной программы принимает участие педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и
квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и
психологии, имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной
деятельности детей.

21

Методическое обеспечение
Общая характеристика педагогического процесса
На занятиях используются следующие технологии:
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровая;
 проектная;
 педагогика сотрудничества.
В течение года обучающиеся активно включаются в исследовательскую
деятельность: изучают экологическую обстановку, осуществляют поиск
информации по основным экологическим проблемам родного края и города, на
основе полученной информации пытаются найти свое решение по улучшению
экологической обстановки, выполняют задания экологических организаций
города на волонтерской основе. Таким образом, изучение каждого блока тем на
данном этапе осуществляется по следующей схеме:
 сбор информации;
 выявление проблемы;
 поиск путей решения;
 сотрудничество по выявленной проблеме с экологическими
организациями (волонтерская деятельность по заданиям экологических
организаций);
 освещение в СМИ.
На протяжении всего курса совершаются образовательные экскурсии на
родники, в природные парки, проводятся встречи со специалистами,
занимающимися сохранением природы.
Благодаря таким формам работы, как экскурсии, наблюдения, беседы,
акции, исследовательская и экспериментальная деятельность, проектная
деятельность, практическая деятельность, эколого-природоведческие игры,
игры - путешествия, работа с энциклопедической и природоведческой
литературой, средствами массовой информации (в т.ч. социальные сети) дети
изучают экологические термины, участвуют в акциях по сохранению природы,
посредством ведения странички в соцсетях учатся оформлять свои мысли через
написание текстов, осваивают съемку видео, разработку сюжета, концепции,
композиции, основы поведения в окружающем мире, учатся использовать
технические средства и программы для реализации своих творческих замыслов
и распространения экологической информации.
Образовательный процесс в коллективе строится с учетом возрастных
психологических и физиологических особенностей детей. Каждая тема
завершается игровым занятием, которое является необходимым для закрепления
информации и выработки умений и навыков. Содержание практических работ и
22

виды проектируемых объектов могут уточняться в зависимости от желания
обучающихся, наличия материалов, средств и др. В ходе проектной работы,
познакомившись с различными приемами фантазирования, дети исследуют
свойства
материалов,
моделируют,
знакомятся
с
понятиями
«эксперимент», «тест», проводят эксперименты и тесты в группе и
самостоятельно, учатся сравнивать, обобщать, выделять основные свойства,
определять цель работы, ставить задачи, необходимые для достижения той или
иной цели. В программе реализуется дидактический принцип «от простого к
сложному». Работа обучающихся над моделью (проектом) реализуется по
принципу педагогического сотрудничества. Знания, приобретаемые на занятиях,
дополняются сведениями, полученными в школе и семье. С целью
закрепления детского интереса, педагог оставляет за собой право изменения
последовательности тем занятий.
Обеспечение методическими видами продукции
Формы
организации
Методы и приёмы
деятельности
учащихся
Вводное занятие.
Рассказ, наглядный,
Инструктаж по
педагогическое
Групповая,
ПБ. Игровая
наблюдение,
фронтальная.
программа «Будем
практический,
знакомы»
дидактическая игра.
Рассказ, беседа,
Групповая,
педагогическое
Водные просторы
экскурсия.
наблюдение,
практический, игра.
Беседа, наглядный,
работа с книгой,
Групповая,
педагогическое
Царство берендея
экскурсия.
наблюдение,
рассказ,
дидактическая игра.
Наименование
разделов

Климат и погода

Экологический
след человека

Групповая,
командная.

Рассказ, наглядный,
работа с книгой,
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра.

Групповая,
командная.

Рассказ, наглядный,
работа с книгой,
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра.

Дидактический
материал, техническое
оснащение

Форма
контроля

Конспекты занятий,
Опрос,
иллюстрации, инструкции
педагогическое
по правилам безопасности,
наблюдение
компьютер, проектор
Конспекты занятий,
педагогическое
иллюстрации, кроссворды, наблюдение,
разработки игр.
выставка работ
Конспекты занятий,
иллюстрации, схемы,
кроссворды, презентация
«Значение воды на
Земле», проектор,
компьютер.
Конспекты занятий,
иллюстрации, разработки
игр, разрезные картинки,
компьютерная
презентация «Дикие
животные», проектор,
компьютер.
Иллюстрации, лото
«Птицы», «Хищные
птицы», разрезные
картинки, кроссворд
«Наши пернатые друзья»,
компьютер, проектор,
слайды.

педагогическое
наблюдение,
викторина

педагогическое
наблюдение,
поле чудес

педагогическое
наблюдение,
творческое
задание «Угадай
по описанию»
23

Следы невидимых
Групповая.
зверей

Рассказ, наглядный,
работа с книгой,
педагогическое
наблюдение, игра.

Экологические
добровольцы

Групповая.

Рассказ, наглядный,
работа с книгой,
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра.

Экотуризм

Групповая,

Рассказ, наглядный,
работа с книгой,
педагогическое
наблюдение,
практический,
работа по образцу.

Игровая
программа
«ЭКОзнатоки»

Групповая,
командная.

Педагогическое
наблюдение,
практический

Иллюстрации, лото
«Полевые цветы»,
разрезные картинки,
презентация «Нет дерева
сердцу милей», «Первые
весенние цветы»,
«Комнатные растения»,
компьютер, проектор.
Иллюстрации, разработки
игр «Найди 10 отличий»,
«Рыбалка», «Четвёртый
лишний», загадки,
кроссворды.
Природный материал,
бисер, бусины, проволока,
клей, ножницы, бумага,
картон, образцы готовых
работ в различных
техниках, шаблоны,
технологические карты.
Сценарий игровой
программы, компьютер,
проектор, слайды,
карточки к заданиям.

педагогическое
наблюдение,
викторина

педагогическое
наблюдение,
конкурс

педагогическое
наблюдение,
выставка

выставка работ,
зачет

Методические материалы, средства обучения и воспитания
 Примерные конспекты занятий.
 Методические рекомендации по организации и проведению занятий.
 Разработки сценариев мероприятий и конкурсов.
 Разработки практических и творческих заданий.
Дидактические материалы:
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из природного
материала;
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера;
 образцы готовых изделий;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Интернет ресурсы
 http://viki.rdf.ru/list-all-presentations - детские электронные презентации и
клипы о животных
 http://www.ecosystema.ru - сайт экологического учебного центра
«Экосистема»
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
24

помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения Программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях образования,
путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений детей
в изучении тем Программы.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком каждого раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Виды и формы контроля, а также цель и время их проведения указаны в
таблице.
Виды контроля,
сроки
Входящий
Текущий (весь год)

Промежуточный
(аттестация): конец
1-го полугодия
Итоговый
(аттестация):
конец всего
курса обучения

Содержание
выявление ошибок и успехов в
освоении материала
отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения
определение уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по окончании
всего курса обучения по
программе

Формы
аттестации/ контроля
Собеседование
Викторина, круглый стол, опрос,
наблюдение, лабораторная работа,
практическое задание, экскурсия,
практикум
Викторина, проект
Защита
проекта,
презентация
творческого задания, участие в
конкурсе/ проекте

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации. Формы аттестации следующие: викторина, защита проекта.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательной организации и фиксируются в общем учебном
плане.
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего
уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля
образовательной
деятельности
обучающихся
и
уровня
освоения
25

дополнительной общеразвивающей программы по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие
формы определения результативности освоения программы: викторина.
Итоговый контроль обучающихся осуществляется в соответствии с
основными критериями:
 степень владения основами сортировки упаковок по фракциям;
 степень владения приёмами ведения тематической страницы в соцсети;
 проявление творческой индивидуальности в проектной работе и другие.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующимпараметрам и критериям:
 мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях;
 ориентация на
общепринятые моральные нормы
и
их
выполнение
в поведении);
 познавательная
сфера (уровень развития познавательной
активности, самостоятельности);
 регулятивная сфера (произвольность деятельности;
уровень
развития контроля);
 коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения.

26

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

27

Список литературы для педагога
1. Александрова Ю.Н., Юный эколог, 1-4 классы. – Волгоград: издательство
Учитель, 2014 г. – 331 с.
2. Анашина Н.Д. Окружающий мир. Растения и животные, Москва:издательство
АСТ, 2015.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. - Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2016г. – 176 с.
4. Граубин Г.Р. Биология: эксперименты и опыты с живой природой. - Москва:
издательство АСТ, 2016 г. – с. 47
5. Жук Л.И. Я люблю эту Землю. - Москва: издательство ИООО «Красикопринт», 2000 г. – 127 с.
6. Клепинина З.А., Природоведение. - Смоленск: издательство Ассоциация XX1
век IT, 1998г. – 239 с.
7. Максимова Т.Н. Рабочая программа Окружающий мир 1 класс. – Москва:
издательство ВАКО, 2015.- 48 с.
8. Медузова Т.Ю., Балабанова Е.А.. Комплект учебных пособий: природные
сообщества леса, луга и водоема. – Москва: издательство Элти-Кудиц, 2012г.
– 110 с.
9. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. Москва:издательство АСТ, 2010 г. – 15 с.
10. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу мир
вокругнас. – Москва: издательство «ВАКО», 2003 г. – 285 с.
11. Кощеева Е.Л. Путешествия в мир природы. - Москва: издательство Аркти,
2009. – с. 95
Список литературы для детей и родителей
1. Анашина Н.Д. Окружающий мир. Растения и животные, Москва:издательство
АСТ, 2015.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. - Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2016г. – 176 с.
3. Граубин Г.Р. Биология: эксперименты и опыты с живой природой. - Москва:
издательство АСТ, 2016 г. – с. 47
4. Жук Л.И. Я люблю эту Землю. - Москва: издательство ИООО «Красикопринт», 2000 г. – 127 с.
5. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. Москва:издательство АСТ, 2010 г. – 15 с.
6. Кощеева Е.Л. Путешествия в мир природы. - Москва: издательство Аркти,
2009. – с. 95
Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy28

mir/2014/04/06/rabochaya- programma-kruzhka-dopolnitelnogo-brazovaniya
2. Экокласс.рф

29

Приложение 1
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мир на ладони»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

Степень выраженности
оцениваемого качества
 терпения хватает меньше,
чем на ½ занятия;
 терпения хватает больше,
чем на ½ занятия;
 терпения хватает на все
занятие

 волевые усилия ребенка
побуждаются извне;
 иногда — самим ребенком;
 всегда — самим ребенком
 ребенок постоянно
действует под воздействием
контроля извне;
 периодически
контролирует себя сам;
 постоянно контролирует
себя сам
 завышенная;
 заниженная;
 нормальная

Способность
оценивать
себя адекватно
реальным
достижениям
Осознанное участие
 интерес к занятиям
ребенка в освоении
продиктован ребенку извне;
образовательной
 интерес периодически
программы
поддерживается самим
ребенком;
 интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Колво
баллов
1

Методы
диагностики
наблюдение

5
10

1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5
10
1
5
10

анкетирование

1

тестирование

5

10

30

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Дошкольная Академия естественных наук»
Показатели

Критерии

минимальный уровень
теоретическая теоретические соответствие теоретических
объем усвоенных знаний
подготовка
знания
знаний ребенка программным по программе меньше
требованиям
1/2
владение
осознанность и правильность почти не пользуется
понятийным
использования специальных специальными
аппаратом
терминов
терминами
практическая практические
соответствие практических
объем освоенных
подготовка
умения и
умений и навыков ребенка
умений и навыков по
навыки
программным требованиям
программе меньше 1/2
владение
уровень использования
затруднения при работе
инструментами оборудования
с инструментами
творчество

творческие
навыки
творческие
достижения

Мотивация и интерес

креативность при
выполнении творческих
заданий
участие в выставках и
конкурсах

выполняет задания
только по образцу

позиция активности и
устойчивого интереса

не активен, выполняет
задания только по
четким инструкциям
педагога

редко участвует в
конкурах и выставках
внутри объединения

Степень выраженности
средний уровень
объем усвоенных знаний
по программе больше1/2
совмещает специальные
термины и бытовые
названия
объем освоенных умений
и навыков по программе
больше 1/2
работает с
инструментами с
помощью педагога
вносит в изделие
небольшие отличия от
образца
участвует в выставках
внутри объединения,
учреждения
проявляет интерес к
деятельности, настойчив
в достижении цели,
проявляет активность на
определенные темы

высокий уровень
программа
освоенаполностью
осознанно и правильно
использует специальные
термины
программа освоена
полностью
отличные навыки работы
с инструментами
вносит в изделие
большие отличия от
образца
регулярно принимает
участие в выставках и
конкурсах на уровне
района, города и т.д.
проявляет активный
интерес к деятельности,
стремиться к
самостоятельной
творческой активности

31

Приложение 3
Мониторинг развития личности обучающихся

Регулятивная
сфера

Познавательная
сфера

Мотивация

Параметры

Критерии

 выраженность
интереса к занятиям;
 самооценка
деятельности на
занятиях;
 ориентация на
общепринятые
моральные нормы и
их выполнение в
поведении;

Уровень развития
познавательной
активности,
самостоятельности

 произвольность
деятельности;
 уровень развития
контроля;

Степень выраженности качества
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения;
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения,
однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему
способов действия;
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет.
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала;
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения
известных емуспособов действий;
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает.
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить
дополнительную информацию;
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных
способов действия;
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает;
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий.
Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей,
стимулирующая и организующая помощь малоэффективна;
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и
контролировать их.
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат,
однако в процессе деятельности может отвлекаться, трудности преодолевает только при поддержке
педагога;

Баллы

1

2

3

1
2
3

1

2
32

Коммуникативная
сфера

Способность к
сотрудничеству

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в
процессе решения задач, почти не допуская ошибок.
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и
условий задачи,
и вносит коррективы.
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера.
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии;коллективное
решение учебных задач).
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на
партнера по
общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь.

3

1
2

3

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».