ДООП Тайны русского языка Ведать и знать 2023-2024 уч. год

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
Содержание учебного плана 1 год обучения
Ожидаемые результаты реализации программы 1 год обучения
2.3 Учебный (тематический) план 2 год обучения
Содержание учебного плана 2 год обучения
Ожидаемые результаты реализации программы 2 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3
3
3
3
4
5
5
5
5
6
6
6
6
7
7
7
8
9
9
11
12
12
13
14
15
16
17
18
20
20
20
23
25

2

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем
детстве и совершенствует на протяжении всей жизни: учится мгновенно выбирать
точное и меткое слово, учится владеть дыханием и голосом, интонациями.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает чувство гордости за
великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать
внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления
языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за
культуру речи.
Место программы в образовательном процессе: общеобразовательная
общеразвивающая программа «Тайны русского языка «Ведать и знать!» является
составной частью социально-гуманитарной направленности образования детей в
учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны русского языка «Ведать и знать!» по содержательной, тематической
направленности является социально–гуманитарной, по форме организации –
объединение, по функциональному предназначению - познавательной, по времени
реализации долгосрочной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны русского языка «Ведать и знать!» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
3

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
13. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
14. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны русского языка
«Ведать и знать!» направлена на формирование у обучающихся коммуникативной
культуры в соответствии с ситуацией общения, обеспечивает социальнотворческое и интеллектуальное развитие личности, предполагает овладение
навыками создания «материалов» в различных жанрах.
4

Программа соответствует возрастным особенностям обучающихся,
вариативна и адаптируется под реальные возможности обучающихся в условиях
учреждения дополнительного образования.
Социальная значимость программы
Российская Федерация - многонациональное государство. Все народы,
населяющие ее территорию, развивают свою национальную культуру и язык,
русский язык используется ими как язык межнационального общения.
Знание
русского языка, речевых оборотов, средств выразительности и
принципов построения речи в той или иной ситуации общения облегчает
общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, дает
возможность быть «услышанным» за пределами нашей страны, ведь
одновременно это и язык международного общения, в той или иной степени
владеют которым более полумиллиарда человек (по этому показателю русский
занимает третье место в мире после китайского и английского языков).
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена необходимостью формирования коммуникативной компетенции
обучающихся, активной личностной позиции на основании идентификации себя
как гражданина своего Отечества.
Отличительные особенности программы
Для создания программы были изучены следующие программы:
 Белогурова, Е.Ф. Программа дополнительного образования «Знатоки
русского языка» / Е.Ф. Белогурова – М.: 2014.
 Сайгина, Е.Г. Программа дополнительного образования «Тайны
русского языка» / Е.Г. Сайгина - М.: 2016.
Отличительные особенности программы «Тайны русского языка «Ведать и
знать!» от уже существующих заключаются в том, что:
 она направлена на осознание русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения
к ценностям национальной и мировой культуры;
 способствует применению в практике речевого общения норм
современного языка; осуществлению речевого самоконтроля.
Новизна программы
Новизна программы «Тайны русского языка «Ведать и знать!» заключается
в том, что она направлена на совершенствование речи, включение в нее средств
выразительности и устойчивых речевых оборотов, формирование целеполагания
5

и планирования, развитие интеллектуальной и творческой инициативы,
любознательности, способности к организации самостоятельной познавательной
деятельности, что является ключевыми составляющими коммуникативной
компетенции личности.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Тайны
русского языка «Ведать и знать!» ориентирована на детей среднего и старшего
школьного возраста (13 до 18 лет), проявляющих интерес к развитию
коммуникативной культуры.
Характеристика возрастной категории
Основной психологической характеристикой подросткового возраста можно
считать направленность в будущее. У детей появляются конкретные жизненные
планы и соответствующие им мотивы. Более реальным становятся представления
о требованиях общества к личности.
Поведение подростка целенаправленно-организованно, большую роль
играют выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные
принципы.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории.
Основанием для зачисления является заявление от родителей / законных
представителей, согласие на обработку персональных данных.
Предельная наполняемость групп составляет 15 человек. Группы
формируются как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от
подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся:
 1 год обучения: 2 раза в неделю, 3 академических часа;
 2 год обучения - 2 раза в неделю, 4 академических часа.
6

Продолжительность одного академического часа для обучающихся 13-18 лет
- 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут (для проветривания кабинета и
отдыха детей).
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Программа реализуется в течение 2 лет и рассчитана на 256 часов.
По учебному плану: первый год обучения – 108 часов, второй год обучения
– 148 часов.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 / 37 учебных недель в течение 9 календарных
месяцев, 2 лет, необходимых для ее освоения.
Уровень программы: «базовый», предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
программы.
1.2 Цель программы «Тайны русского языка «Ведать и знать!»: развитие
коммуникативной культуры, воспитание личности с активной гражданской
позицией, владеющей русским языком, средствами выразительности и стилями
построения речи в соответствии с ситуацией общения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 совершенствовать навыки употребления языковых единиц в речи;
 формировать навыки решения нестандартных лингвистических задач;
 интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности
в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм языка и
речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм языка и речевого этикета;
развивающие:
 развивать
исследовательскую
деятельность,
лингвистические
способности обучающихся, их познавательную активность, мышление и
коммуникативную культуру;
7

 развивать наблюдательность и воображение, навыки активного
творчества;
 способствовать поддержанию высокого уровня мотивации обучающихся
к изучению языка и использованию всего языкового богатства;
воспитательные:
 создать условия для развития позитивного эмоционально-ценностного
отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты, пробуждение познавательного интереса к слову;
 развивать нравственные качества личности: трудолюбие, усидчивость,
настойчивость, чувство эстетического вкуса, гармонии, коллективной
ответственности;
 приобщать обучающихся к общечеловеческим принципам и ценностям;
 формировать социально активную личность и совершенствовать
«ключевые» ее качества: собранность, организованность, культура группового
взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и
саморазвитии;
 развивать у детей чувство гордости по отношению к родному языку как
части русской национальной и общемировой культуры.
Принципы программы. Соблюдение ряда дидактических принципов
способствует общеразвивающему и воспитательному воздействию на занятиях.
Таких как:
 принцип
гуманистической
направленности
(сотрудничество
с
обучающимися);
 принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса
занятий, при которых осуществляется учет индивидуальных и половозрастных
особенностей ребенка;
 принцип культуросообразности – воспитание основывается на
общечеловеческих ценностях и нормах культуры;
 принцип преемственности определяет необходимость построения занятий
в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к
сложному;
 принцип доступности предполагает, что изучаемый материал легок и
доступен для понимания обучающимися.
Формы работы с родителями. Работа с родителями ведётся через
председателя родительского комитета объединения, а также через членов
родительского комитета, выбранных в каждой группе. Родители оказывают
помощь объединению при подготовке к различным мероприятиям.
Посещают:
8







родительские собрания;
консультации;
беседы;
совместные праздничные мероприятия;
открытые занятия.

Формы и методы организации образовательного процесса
Ведущая форма организации занятий - групповая.
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий:
 комплексное занятие;
 игровое занятие;
 семинар;
 тематическая дискуссия;
 занятие, представляющее собой публичные формы общения: пресс –
конференция, брифинг, репортаж.
Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса,
подразделяются на:
 словесные;
 наглядные;
 практические;
 индуктивные, дедуктивные;
 репродуктивные;
 проблемно-поисковые.
Требования к результатам освоения образовательной программы:
личностные:
 позитивное эмоционально-ценностное отношение к языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к слову;
 приобщение к общечеловеческим принципам и ценностям;
 формирование социально активной личности, «ключевых» ее качеств:
собранности, организованности, культуры группового взаимодействия,
коммуникабельности, потребности в самообразовании и саморазвитии;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание
российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному
краю, его прошлому и настоящему;
метапредметные:
9

 развитие исследовательской инициативы, познавательной активности,
мышления и коммуникативной культуры, наблюдательности и воображения;
 поддержание высокого уровня мотивации обучающихся к изучению языка и
использованию всего языкового богатства;
предметные:
 понимание и умение интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи;
 участие в диалогическом и полилогическом общении, создание устных
монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм языка и
речевого этикета;
 создание и редактирование письменных текстов разных стилей и жанров
с соблюдением норм языка и речевого этикета;
 анализ текстов с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи;
 использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка;
 владение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ
и отбор;
 переработка и преобразование информации из одной формы в другую.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы «Тайны русского языка
«Ведать и знать!» направлены на развитие у обучающихся коммуникативной
культуры.
Результаты реализации программы
Обучающиеся будут
знать:
 нормы культуры речи;
 правила речевого поведения, основанные на нормах морали и
национально-культурных традициях;
 особенности и резервы пополнения словарного запаса;
 виды
речевой
деятельности,
обеспечивающие
эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
уметь:
 использовать коммуникативно-эстетические возможности языка;
10

 активно обогащать словарный запас, расширять объём используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
 овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого
этикета;
 использовать полученные знания в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
 аргументировать собственную точку зрения; корректно критиковать
альтернативную позицию;
 осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и
полученного результата.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
В процессе обучения используются следующие методы диагностики:
творческие задания, педагогическое наблюдение, тестирование, беседы,
анкетирование и мониторинг достижений.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь - октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь - январь);
 промежуточная аттестация (апрель - май, 1 год обучения);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель - май, 2 год обучения).

11

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п

Разделы

1 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
1
Игровая программа «Кем быть?»
2 Основные аспекты культуры речи
3 «Хороший», «дурной» и истинный вкус
4 Слово и сфера его употребления
Язык в мире информационных
5
технологий
Дискуссия «От первого лица»
6
2 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
1
Игровая программа «Верю – не верю!»
2 Основные аспекты культуры речи
3 «Хороший», «дурной» и истинный вкус
4 Слово и сфера его употребления
Язык в мире информационных
5
технологий
Дискуссия «От первого лица: участники
6
и мнения»

кол-во
академических
часов
В
Т
П

Формы
промежуточной
(итоговой) аттестации
собеседование

2

1

1

18
23
46

9,5
6,5
11

8,5
16,5
35

собеседование
творческая работа
творческая работа

17

5,5

11,5

творческая работа

2

-

2

педагогическое
наблюдение

2

1

1

собеседование

32
20
74

10
6
10

22
14
64

собеседование
творческая работа
творческая работа

18

3

15

творческая работа

2

-

2

творческая работа

Всего по программе: 256 часов

12

Учебно-тематический план, 1 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов
В

Т

П

Формы
аттестации/контроля

1

собеседование

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Кем быть?»

2

1

2.

Основные аспекты культуры речи

18

9,5

2.1

Понятие культуры речи. Ее социальные аспекты

4

2

2

педагогическое
наблюдение

2.2

Компоненты речевой ситуации и условия
успешного общения

2

1,5

0,5

педагогическое
наблюдение

2.3

Речевой этикет. Совокупность речевых формул

5

3

2

творческая работа

2.4

Невербальные средства общения

2

1

1

творческая работа

2.5

Выразительность речи как средство выражения
мыслей и чувств

5

2

3

творческая работа

3.

«Хороший», «дурной» и истинный вкус

23

3.1

Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.2

Голос и процесс его воспитания. Дикция и её
отработка

3

1

2

творческая работа

3.3

Интонация и её компоненты. Типовые
интонационные конструкции русского языка

3

1

2

педагогическое
наблюдение

3.4

Правильность как основное коммуникативное
качество речи. Чистота речи

5

1

4

педагогическое
наблюдение

3.5

Богатство и разнообразие лексикона говорящего

3

1

2

творческая работа

3.6

Точность и логичность речи

3

0,5

2,5

педагогическое
наблюдение

3.7

Уместность речи. Доступность и действенность

4

1

3

педагогическое
наблюдение

4.

Слово и сфера его употребления

46

11

35 творческая работа

4.1

Как, умея говорить, научиться разговаривать

2

-

2

педагогическое
наблюдение

4.2

Приветственная речь

3

1

2

творческая работа

4.3

Информационная речь

3

1

2

творческая работа

4.4

Публичные выступления

6

1

5

педагогическое
наблюдение

4.5

Слово убеждения

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

4.6

Доклад и оппонирование

4

1

3

педагогическое

8,5 собеседование

6,5 16,5 творческая работа

13

наблюдение
4.7

Русский язык в телефонном общении

1

0,5

0,5 творческая работа

4.8

Язык деловых бумаг. Деловое письмо

5

2

3

творческая работа

4.9

Репортаж

5

2

3

творческая работа

4.10 Статья в газету

4

1

3

творческая работа

4.11 Интервьюирование

6

1

5

творческая работа

4.12 Творческая мастерская «Древо жанров»

3

-

3

педагогическое
наблюдение

4.13 Игра «Выбор слова»

2

-

2

педагогическое
наблюдение

5.

Язык в мире информационных технологий

17

5,5 11,5 творческая работа

5.1

Основные термины в интернет - пространстве

2

1,5

0,5

5.2

Сетевой этикет, правила общения и поведения в
интернет-пространстве

6

2

4

творческая работа

5.3

Правила Интернет – безопасности

4

2

2

творческая работа

5.4

Групповая творческая работа «Пишем электронные
письма»

5

-

5

творческая работа

6.

Дискуссия «От первого лица»

2

-

2

педагогическое
наблюдение

ВСЕГО:

педагогическое
наблюдение

108 33,5 74,5

Содержание учебного плана, 1 год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Кем быть?»
Теория (беседа): введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний
вид обучающихся. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время
образовательного процесса. Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и
отношения между обучающимися в коллективе. Инструктаж по правилам
безопасности.
Практика: игра «Кем быть?» на знакомство и сплочение коллектива
обучающихся.
2. Основные аспекты культуры речи
Теория: понятие культуры речи, аспекты культуры речи. Речевой этикет,
выразительность речи.
Практика: творческие задания на выбор языковых средств в соответствии с
ситуацией общения, отбор художественных средств для обогащения языка.
3. «Хороший», «дурной» и истинный вкус
Теория: строение речевого аппарата, дикция, интонация.
14

Практика: отработка дыхания, отработка дикции, отработка чистоты речи.
4. Слово и сфера его употребления
Теория:
виды
речевой
деятельности,
обеспечивающие
эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения; виды речи
(приветственная, информационная, деловая, официальная и другие).
Практика: создание / редактирование устных и письменных высказываний
заданного вида речи и заданной тематики.
5. Язык в мире рекламы и информационных технологий
Теория: информационно-рекламный мир; особенности ведения переписки
электронной деловой и личной. Сетевой этикет, правила общения и поведения в
интернет-пространстве.
Практика: создание электронных писем в разрезе заданной тематики и
коммуникативной задачи. Игра «Кибербезопасность».
6. Дискуссия «От первого лица»
Практика: ведение дискуссии с участниками группы по теме «Успехи и неудачи
текущего учебного года. Кто мы? Откуда? Куда мы идем?»
Результаты реализации программы по итогам первого года обучения
Обучающиеся будут знать:
 нормы
литературного
языка:
языковые,
коммуникативные,
стилистические;
 правила речевого поведения, основанные на нормах морали и
национально-культурных традициях;
 виды речи (приветственная, информационная, деловая, официальная и
другие);
 особенности словарного запаса в зависимости от сфер речевого
взаимодействия, принципы убеждения собеседника и критики противоположной
точки зрения (оппонирование).
Обучающиеся будут уметь:
 использовать коммуникативно-эстетические возможности языка;
 использовать полученные знания в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний / текстов;
 аргументировать собственную точку зрения; корректно критиковать
альтернативную позицию.

15

Учебно-тематический план, 2 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов
В

Т

П

Формы
аттестации/контроля
собеседование

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Верю – не верю!»

2

1

1

2.

Основные аспекты культуры речи

32

10

22 собеседование

2.1

Культура поведения, культура речи и речевой
этикет

4

1

3

педагогическое
наблюдение

2.2

Использование формул речевого этикета

6

2

4

творческая работа

2.3

Компоненты речевой ситуации и условия
успешного общения

4

1

3

педагогическое
наблюдение

2.4

Культура диалога. Правила ведения речи для
говорящего и для слушателя

6

2

4

творческая работа

2.5

Этические параметры спора и дискуссии

4

2

2

педагогическое
наблюдение

2.6

Невербальные средства общения

2

1

1

педагогическое
наблюдение

2.7

Выразительность речи как средство выражения
мыслей и чувств

6

1

5

творческая работа

3.

«Хороший», «дурной» и истинный вкус

20

6

14 творческая работа

3.1

Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.2

Голос и процесс его воспитания. Отработка дикции

4

1

3

творческая работа

3.3

Интонация и её компоненты. Типовые
интонационные конструкции русского языка

4

1

3

творческая работа

3.4

Словарный запас человека: резервы развития

6

2

4

творческая работа

3.5

Логичность речи, ее уместность и доступность

4

1

3

творческая работа

4.

Слово и сфера его употребления

74

10

64 творческая работа

4.1

Как, умея говорить, научиться разговаривать

2

1

1

творческая работа

4.2

Информационная речь

4

1

3

творческая работа

4.3

Публичные выступления

6

-

6

творческая работа

4.4

Слово убеждения

4

-

4

творческая работа

4.5

Доклад и оппонирование

6

-

6

творческая работа

4.6

Рецензия

4

1

3

творческая работа

4.7

Обозрение, комментарий

6

2

4

творческая работа
16

4.8

Пресс-релиз

4

1

3

творческая работа

4.9

Репортаж. Интервьюирование

6

2

4

творческая работа

4.10 Статья в газету

4

1

3

творческая работа

4.11 Русский язык в телефонном общении

2

-

2

творческая работа

4.12 Язык деловых бумаг. Деловое письмо

4

1

3

творческая работа

4.13 Творческая мастерская «Древо жанров»

4

-

4

творческая работа

4.14 Игра «Согласованность мыслей»

4

-

4

педагогическое
наблюдение

4.15 Игра «Выбор слова»

4

-

4

педагогическое
наблюдение

4.16 Творческая работа «Словесный конструктор»

2

-

2

творческая работа

4.17 Ассоциативная игра «Цепочка сравнений»

4

-

4

творческая работа

4.18 Групповая творческая работа «Насыщенный текст»

4

-

4

творческая работа

5.

Язык в мире информационных технологий

18

3

15 творческая работа

5.1

Сетевой этикет, правила общения и поведения в
интернет-пространстве

6

2

4

творческая работа

5.2

Правила Интернет – безопасности

4

1

3

творческая работа

5.3

Игра «Пираты конфиденциальности»

2

-

2

педагогическое
наблюдение

5.4

Групповая творческая работа «Кибер-пять»

6

-

6

творческая работа

6.

Дискуссия «От первого лица: участники и
мнения»

2

-

2

творческая работа

148

30

118

ВСЕГО:

Содержание учебного плана, 2 год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Верю – не
верю!»
Теория: содержание и форма занятий. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина
во время образовательного процесса. Взаимоотношения «обучающиеся - педагог»
и отношения между обучающимися в коллективе. Инструктаж по правилам
безопасности.
Практика: игра «Верю – не верю!» на сплочение коллектива обучающихся и
обмен ожиданиями от нового учебного года.
2. Основные аспекты культуры речи

17

Теория: понятие культуры речи, аспекты культуры речи. Речевой этикет,
формулы речевого этикета. Выразительность речи. Этические параметры спора и
дискуссии.
Практика: творческие задания на выбор языковых средств в соответствии с
ситуацией общения, отбор художественных средств для обогащения языка.
3. «Хороший», «дурной» и истинный вкус
Теория: строение речевого аппарата, дикция, интонация.
Практика: отработка дыхания, отработка дикции, отработка чистоты речи.
4. Слово и сфера его употребления
Теория:
виды
речевой
деятельности,
обеспечивающие
эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения; виды речи.
Практика: создание / редактирование устных и письменных высказываний
заданного вида речи и заданной тематики, «наработка» опыта публичных
выступлений.
5. Язык в мире рекламы и информационных технологий
Теория: правила сетевого этикета и безопасности в интернет-пространстве,
особенности ведения переписки электронной деловой и личной.
Практика: игра «Пираты конфиденциальности», групповая творческая работа
«Кибер-пять».
6. Дискуссия «От первого лица»: участники и мнения
Практика: ведение дискуссии с участниками группы по теме «Успехи и неудачи
текущего учебного года. Кто мы? Откуда? Где мы сейчас?»
Результаты реализации программы по итогам второго года обучения
Обучающиеся будут знать:
 нормы
литературного
языка:
языковые,
коммуникативные,
стилистические;
 правила речевого поведения, основанные на нормах морали и
национально-культурных традициях;
 особенности и резервы пополнения словарного запаса;
 виды
речевой
деятельности,
обеспечивающие
эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Обучающиеся будут уметь:
 использовать коммуникативно-эстетические возможности языка;
 активно обогащать словарный запас, расширять объём используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
18

 овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого
этикета;
 использовать полученные знания в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
 аргументировать собственную точку зрения; корректно критиковать
альтернативную позицию;
 осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и
полученного результата.

19

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения

2 год обучения

36
36 / 72
3
108
15
21
15 сентября
31.12.2023 – 07.01.2024
31 мая

37
37 / 74
4
148
18
21
1 сентября
31.12.2023 – 07.01.2024
31 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с учебной доской, рабочими столами, стульями,
шкафом для хранения наглядного и раздаточного материала;
 мультимедийное оборудование (персональный компьютер или
ноутбук, проектор с экраном или телевизор).
Канцелярские принадлежности и индивидуальные рабочие тетради
приобретают родители / законные представители обучающегося.
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие
педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием, любой квалификационной категории, владеющий
знаниями и навыками для проведения занятий по программе социальногуманитарной направленности.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации по
темам:
«Правила
речевого
поведения»,
«Языковые
средства
выразительности», «Особенности формального и неформального
межличностного и межкультурного общения».
 информационно-дидактические материалы: примерные конспекты
занятий, дидактические игры.
 контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения
входящего
контроля,
промежуточной
и
итоговой
аттестаций.

20

Методические материалы
№
п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы, приемы
обучения, педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

1 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.  отдельный кабинет с учебной доской, рабочими
столами, стульями, шкафом для хранения
Игровая программа «Кем быть?»
наглядного и раздаточного материала;
 мультимедийное оборудование (персональный
2 Основные аспекты культуры речи
компьютер или ноутбук, проектор с экраном или
«Хороший», «дурной» и истинный
телевизор).
3
вкус
 цифровые
образовательные
ресурсы:
4 Слово и сфера его употребления
мультимедийные презентации по темам: «Правила
речевого
поведения»,
«Языковые
средства
Язык в мире информационных
выразительности», «Особенности формального и
5
технологий
неформального межличностного и межкультурного
общения».
 информационно-дидактические
материалы:
примерные конспекты занятий, дидактические
игры.
6 Дискуссия «От первого лица»
 контрольные и проверочные пособия: материалы
для
проведения
входящего
контроля,
промежуточной и итоговой аттестаций.
2 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.  отдельный кабинет с учебной доской, рабочими
1 Игровая программа «Верю – не
столами, стульями, шкафом для хранения
верю!»
наглядного и раздаточного материала;
2 Основные аспекты культуры речи
 мультимедийное оборудование
(персональный
«Хороший», «дурной» и истинный
компьютер или ноутбук, проектор с экраном или
3
вкус
телевизор).
4 Слово и сфера его употребления
Язык в мире информационных
 цифровые
образовательные
ресурсы:
5
технологий
1

формы обучения:
групповая
приемы и методы:
словесный; наглядный;
практический;
эмоциональный;
рефлексивный
пед. технологии:
развивающего обучения;
проблемного обучения;
игровые; информационнокоммуникативные;
здоровьесберегающие

комплексное
комплексное
комплексное
комплексное
комплексное

тематическая
дискуссия

формы обучения:
групповая
приемы и методы:
словесный; наглядный;
практический;
эмоциональный;
рефлексивный
пед. технологии:
развивающего обучения;

комплексное
комплексное
комплексное
комплексное
комплексное

6

Дискуссия «От первого лица:
участники и мнения»

мультимедийные презентации по темам: «Правила
речевого
поведения»,
«Языковые
средства
выразительности», «Особенности формального и
неформального межличностного и межкультурного
общения».
 информационно-дидактические
материалы:
примерные конспекты занятий, дидактические
игры.
 контрольные и проверочные пособия: материалы
для
проведения
входящего
контроля,
промежуточной и итоговой аттестаций.

проблемного обучения;
игровые; информационнокоммуникативные;
здоровьесберегающие

тематическая
дискуссия

22

3.3 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения Программы.
Формы аттестации
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Тайны русского языка
«Ведать и знать!»;
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тайны
русского языка «Ведать и знать!»;
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Тайны русского языка «Ведать и знать!» проводится
в течение учебного года:
 входящий контроль (первичная диагностика) – сентябрь - октябрь;
 текущая и промежуточная аттестация – в соответствие с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой – декабрь - январь;
 итоговая аттестация – по окончании 2 года обучения – апрель - май.

Второй
год обучения

Первый год
обучения

Ступень
обучения

Входящий
контроль

Промежуточная
аттестация

Промежуточная
аттестация

Наблюдение,
собеседование

Диагностические тесты.
Творческая деятельность
внутри объединения и
личностные изменения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Диагностические тесты.
Творческая
деятельность внутри
объединения и
личностные изменения.

Собеседование,
творческая
деятельность
внутри
объединения

Диагностические тесты.
Творческая и
самостоятельная
деятельность внутри
объединения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Итоговая аттестация

Итоговые
диагностические тесты.
Выполнение творческих
заданий и личностные
изменения.

Показатели образовательных результатов:
«Высокий уровень (оптимальный)»:
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, их полнота,
умение применять на практике и возможность переносить в другие условия;
 практический и теоретический материал усвоен на 80% - 100%.
«Достаточный уровень» (средний):
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, применение их
на практике и возможность переносить в другие условия вызывает затруднение;

практический и теоретический материал усвоен на 50 - 79%, носит
формальный, не систематизированный или неосознанный практический характер.
«Критический уровень» (низкий):
 слабое владение знаниями;
 несамостоятельность;
 практический и теоретический материал усвоен на менее чем 50%, носит
фрагментарный характер.


Оценочные материалы
На занятиях с детьми подросткового возраста используются следующие
методы оценивания: оценка обучающегося взрослым, взаимооценка, самооценка.
Оценивание происходит на разных этапах занятия. Оценивание проводится
словесно, при помощи пиктограмм, при помощи фишек, также используется такая
форма оценивания как «Журнал успеха».

24

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
25

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»ю
Список литературы для педагога:
1. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л. Д. Беднарская,
Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова. – М.: Флинта: Наука, 2009.
2. Красухин, К. Г. Откуда есть пошло слово. Заметки по этимологии и семантике /
К. Г. Красухин. – М.: Наука, 2008.
3. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора (любое изд.).
4. Салимовский, В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении / В.
А. Салимовский. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002.
5. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
6. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
7. Хазагеров, Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. - М.: Флинта,
2003.
Список литературы для детей:
1. Водина, Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной
речи делового человека: Справочник - практикум. М., 1997.
2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС,
2003.
3. Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. – СПб.: Норинт,
2002.
Интернет-ресурсы:
1. Лингвистические задачи. URL: http://www.gramma.ru
2. Портал Грамота.Ру. URL: http://www.gramota.ru

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».