Содержание Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности Новизна программы Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования групп Режим занятий Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2. Цель и задачи программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Учебный (тематический) план Содержание учебного плана 3. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы Приложение 3 «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя… Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!» Е. Евтушенко 1.Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Одной из актуальных задач современного образования является развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и инициативы, необходимых для успешной социализации, а также самоопределения. Раннее приобщение детей к природе является залогом успешного воспитания экологически культурной личности взрослых. Через общение с природой можно сформировать потребность в красоте, в самовыражении через творчество. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» имеет естественнонаучную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 3 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы Детям старшего дошкольного возраста свойственна любопытность, желание узнавать и изучать окружающий мир, поэтому программы естественнонаучной направленности актуальны всегда. В процессе обучения ребята учатся воспринимать природу как источник творческого вдохновения. Детей увлекает стремление самостоятельно сделать красивое изделие, которое доставит радость близким. На занятиях дети получают интересные сведения об окружающем мире. 4 Практические занятия позволяют обучающимся в непринужденной форме овладеть новыми формами деятельности познавательного и творческого характера. Социальная значимость программы Сочетание познания окружающего мира и практических занятий является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Отличительные особенности программы от уже существующих программ При составлении программы был учтен опыт авторов других программ: Скорюковой Е.А. «Природа и фантазия», Прозоровой Ю.Ю. «Экологическая мозаика», а также ряд методических разработок. Программа объединяет экологический, биологический, психологический и творческий подход к изучению природных объектов, предполагает использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности. Одной из особенностей программы является ее практико-ориентированная направленность. К темам, которые изучаются, разработаны практические занятия для создания творческих работ. Данная программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ, призвана расширить кругозор детей, а также побудить творческую деятельность. Новизна программы Новизна данной программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении познавать связь с окружающим миром, освоении основ декоративно-прикладного художественного творчества. Ручная работа ценилась во все времена, так как она помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Дети учатся жить в гармонии с окружающим миром. 5 Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 7 лет, проявляющих интерес к творчеству. Психолого-педагогические особенности детей 5-7 лет В 5-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра остается основным способом познания окружающего мира. В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого потенциала. Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. 6 Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Общий объем ОП по учебному плану 60 часов. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 15 учебных недель в течение 4 календарных месяцев, необходимых для ее освоения. Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме. Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств; интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес; занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и 7 эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала; экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях; акции, важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой, индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры; коллективные творческие работы усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей; выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя свои творческие работы; обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Способы определения результативности обучения В процессе обучения используются такие способы проверки результатов: познавательные игры (викторины, «Угадай по описанию» и т.д.); выставки, презентация творческих работ. Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся. 8 Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Одним из показателей результативности является участие детского объединения в выставках. Все работы учащихся заносятся в журнал учёта готовых изделий. Подведением итогов реализации программы являются: Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» предусматривает следующий вид контроля текущий. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; ежедневное краткое подведение итогов; опрос; педагогический мониторинг – ведение журнала/карты достижений обучающихся. Из-за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается. Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 1.2 Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся и формирование познавательной активности. Задачи программы: образовательные: сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые им для бережного отношения к природе и рациональному использованию природных ресурсов; 9 сформировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части; углублять и расширять знания детей об окружающем мире; обучить специальным технологиям при работе с природным и другим материалом; расширять кругозор и терминологический лексикон обучающихся в области экологии декоративно-прикладного искусства; научить правильно организовывать рабочее место; научить детей правильному выражению своих мыслей, изложению творческих замыслов; создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника; развивающие: развивать мелкую моторику рук через разнообразные виды работы в области декоративно-прикладного искусства; развивать внимательность и наблюдательность, фантазию и творческие способности; развивать внимательность и наблюдательность, память, образное, логическое и пространственное мышление; развивать познавательные интересы, творческую активность, мотивацию к самовыражению; развивать самостоятельность и аккуратность при изготовлении поделок; развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус; развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа; расширять общекультурный кругозор; воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца; прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда; воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда; формировать активную жизненную позицию, толерантность. 10 Основополагающие принципы реализации программы: принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии); принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности); принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу). Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: информационно – коммуникационная технология; технология критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: 11 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; повышение мотивации и интереса к обучению. Здоровьесберегающие технологии Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований: помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д. Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. 12 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный план № п/п 1 Название раздела Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Мир вокруг нас Индивидуальные и коллективные и проекты Природа в опасности Выставка «Праздник красоты» Итого часов Кол-во часов П В Т 2 1 1 18 28 10 2 60 4 4 2 11 14 24 8 2 49 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение выставка работ защита проектов выставка работ выставка работ Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика 2.2. Учебный (тематический) план № п/п Кол-во часов Название раздела, темы В Т П Формы аттестации/ контроля Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Мир вокруг нас 2 1 1 18 4 2.1 Растительный и животный мир 10 2 2.2 Природа и человек 8 2 14 выставка работ педагогическое 8 наблюдение педагогическое 6 наблюдение 28 4 10 2 60 2 11 1 2 3 4 5 Индивидуальные и коллективные и проекты Природа в опасности Выставка «Праздник красоты» Итого часов педагогическое наблюдение 24 защита проектов 8 2 49 выставка работ выставка работ Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика Содержание учебного плана 1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ Теория: знакомство с программой «Природа и творчество». Инструктаж по правилам безопасности. Практика: игровая программа «Давайте познакомимся». 2 Мир вокруг нас 2.1 Растительный и животный мир Теория: разнообразие растительного и животного мира. Презентация «Мир вокруг нас». Представители животного и растительного мира на Урале. Знакомство с природными и бросовыми материалами Особенности изготовления растений из природного материала. Демонстрация образцов готовых работ. Практика: выбор материала. Изготовление представителей растительного и животного мира по технологическим картам. Анализ результатов. 13 2.2 Природа и человек Теория: деятельность человека и окружающий мир. Красота природы как источник вдохновения. Презентация «Естественная красота». Технология выполнения сувениров для праздников. Практика: работа с технологической картой, подбор материалов. Изготовление сувениров по технологическим картам. Анализ результатов. 3 Индивидуальные и коллективные и проекты Теория: сезонные явления. Презентации: «Осень золотая», «Зимушка-зима». Особенности создания объемных работ из разного материала. Демонстрация образцов готовых работ. Практика: Изготовление индивидуальных и коллективных работ. Защита проектов. Анализ результатов. 4 Природа в опасности Теория: экологические проблемы нашей планеты. Исчезающие виды растений и животных. Презентация «Животные и растения Красной книги Свердловской области». Практика: подбор материалов для изготовления филина, шмеля, полевых цветов. Итоговая аттестация 5 Выставка «Праздник красоты» Практика: оформление готовых изделий для выставки. Анализ достигнутых результатов. Игровая программа «Зимний вернисаж». Планируемые результаты реализации программы предметные результаты: обучающийся знает: общие понятия об окружающем мире и о связях в нем; способы работы с различными материалами в ДПТ; умеет: проявлять активную жизненную позицию по охране природы; заниматься ручной работой, правильно применяя инструменты и материалы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы; воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность; формировать активную жизненную позицию, толерантность; 14 проявлять аккуратность, терпение и трудолюбие при выполнении ручной работы; владеет: навыками ухода за комнатными растениями и домашними животными; метапредметные результаты: познавательные УУД: ориентируется в учебных пособиях; самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентируется в рисунках, схемах, таблицах; сравнивает и группирует предметы, объекты по нескольким основаниям; находит закономерности, самостоятельно продолжает их по установленному правилу; группирует, классифицирует предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; наблюдает и самостоятельно делает простые выводы; выполняет задания по аналогии; регулятивные УУД: самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно; определяет план выполнения заданий на занятиях под руководством педагога; следует при выполнении заданий инструкциям педагога и алгоритмам; осуществляет само- и взаимопроверку работ; оценивает выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения; коммуникативные УУД: соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; вступает в диалог (отвечает на вопросы, задает вопросы, уточняет непонятое); сотрудничает с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливает и соблюдает очерёдность действий, корректно сообщает товарищу об ошибках; участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвует в диалоге; слушает и понимает других, реагирует на реплики, задает вопросы, высказывает свою точку зрения; 15 сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности; выслушивает партнера, договаривается и приходят к общему решению, работая в паре, в группе; личностные результаты: обучающийся: проявляет любовь и бережное отношение к природе родного края; проявляет эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимает неповторимость и красоту природы; проявляет трудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, доброжелательность, умеет работать самостоятельно и в группе; проявляет целеустремлённость, усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда; имеет активную жизненную позицию, толерантность. 16 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Окончание занятий 15 30 4 60 16 сентября 2024 г. 28 декабря 2024 г. 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение: отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом для хранения наглядного материала; мультимедийное оборудование; инструменты и материалы (проволока, ножницы, плоскогубцы), канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, линейка, резинка, тетрадь). В соответствии с материально-технической базой, основываясь на социальном заказе родители/законные представители самостоятельно обеспечивают ребенка соответствующим комплектом оборудования индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские принадлежности приобретают родители. Кадровое обеспечение В реализации данной программы принимает участие педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и психологии, имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы: цифровые образовательные ресурсы. Презентации и видео по темам: «Естественная красота», «Мир вокруг нас», «Зимушка-зима», «Животные и растения Красной книги Свердловской области», примерные конспекты занятий; инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера; образцы готовых изделий; материалы для проведения входящего контроля и итоговой аттестации. 17 Методические материалы Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал Мир вокруг Материально-техническое нас оснащение: отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, Коллективный шкафом, для хранения наглядного проект материала; мультимедийное оборудование; Природа в опасности инструменты и материалы для работы; канцелярские Выставка принадлежности. «Праздник Презентации и видео по темам; красоты» примерные конспекты занятий; инструкционные карты и схемы выполнения изделий; образцы готовых изделий Название раздела Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Форма организации занятий групповая. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемнопоисковый, исследовательский, объяснительноиллюстративный. Педагогические технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, технология сотрудничества. Формы учебного занятия творческая мастерская защита проекта творческая мастерская игровое 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности программы: Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» предусматривает следующие вид контроля текущий. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; ежедневное краткое подведение итогов; опрос; педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости. Из-за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается. Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. Диагностические материалы к аттестации обучающихся (Приложение 1-3). 18 4. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным 9. общеобразовательным программам» 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному 19 самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2015. - 230с. 2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 231с. 3. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. Волгоград: Учитель, 2014. - 134с. 4. Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с. 5. Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б. Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с. 6. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999. - 120с. 7. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 2012.-321 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-пресс, 1996. – 536 с. 9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: изд-во Московского университета, 2014. - 45с. 10. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М.: Просвещение, 2013. - 189с. 11. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, «ВАКО», 2011. - 145с. 12. Елкина Н.В., Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Актау, 2016. - 214с. 13. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014. - 135с. 14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2015. - 214с. 15. Патрушева Л.И. Сезонные экскурсии в природу. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. 134с. 16. Патрушева Л.И., Губарева Т.К., Землянова О.В. Загадки о природе. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. - 143с. 17. Понамарева Н.А. Подари мне сказку лес. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. - 175с. 18. Рик Моррис Тайны живой природы - М.: Росмэн, 2014. - 231с. 19. Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев, Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с. 20 20. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз - Дидактика, 2017. - 145с. 21. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2015. - 123с. 22. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». - М.: ООО Карапуз – Дидактика, 2015. - 213с. 23. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 245с. 24. Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят /ред. Ю.В. Феданова, Т.В. Скиба – Изд-во Владис, 2020 – 64 с. 25. Экологические экскурсии в природу. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. - 231с. 26. Экологический атлас. Окно в мир. М.: Лазурь, 2015. - 109с. Список литературы для детей и родителей 1. Акимушкин И. Мир животных. Птицы. - М.: Просвещение, 2015. - 378с. 2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 235с. 3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 255с. 4. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдение за птицами. - Ярославль Академия Холдинг, 2004 – 256с. 5. Балуева О Хочу знать. В вопросах и ответах – Изд-во: Проф-Пресс, 2021. – 96 с. 6. Беленькая Т.Б. Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника / Т.Б. Беленькая, ред. Ю. Феданова, Т. Скиба – Изд-во: Владис, 2020. – 112с. 7. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 2013. - 123с. 8. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2015. 213с. 9. Гаврилова О. Н.- Наедине с природой. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2018. - 288с. 10. Гейтс Ф. Живая природа. - М.: АСТ, 2016. -124с. 11. Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина - М.: Вита-Пресс. 2018.-123с. 12. Горбунова М.И. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. - Смоленск: Русич, 2014. - 540с. 13. Джонсон Дж. Тайны жизни животных. - М.: АСТ, 2017. - 264с. 14. Дитрих А. Ю. Почемучка. - М.: Педагогика, 2014. - 381с. 15. Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу. – М.: Альпина Паблишер, 2017. - 48с. 16. Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов Животные. М.: ЗАО Росмэн, 2016. - 321с. 21 17. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2010. – 240с. 18. Куделич О.И. Азбука растений и цветов. - М.: «Малыш» 2005. - 75с. 19. Насекомые. Полная энциклопедия / Перевод с англ. М. Авдониной.-М.: Издательство, 2006. - 256с 20. Потапова Л.М. «Детям о природе» экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль «Академия развития», 218. - 123с. 21. Рекорды животного мира. М.: Росмэн, 2017. – 97с. 22. Ридерз Дайджест. «Азбука природы». М.: Просвещение, - 176с. 23. Рублев С.В., Скиба Т.В. Большая детская энциклопедия животных. /С.В. Рублев, Т.В. Скиба; ред. А. Спивак – Изд-во: Владис, 2021. – 416 с. 24. Рянжин С.В. Экологический букварь. С-Пб.: Сфера, 2014. – 78 с. 25. Стишковская Л.Л. Большая книга леса: Научно-поп. Издание для детей. – Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2015. – 160с. 26. Тайны живой природы. «Обитатели лугов и полей». - Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета, 2016. - 109с. 27. Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля. М.: Росмэн, 2013. - 75с. 28. Феданова Ю.В. Детская энциклопедия для дошколят / ред. Ю.В. Феданова, Т.В. Скиба – Изд-во Владис, 2020. – 64с. 29. Хацкевич Ю. Занимательная зоология. Минск: Харвест, 2016. - 352с. 30. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2016. - 231с. 31. Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. / Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 2010. - 234 с. 32. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. / Сост. Багрова Л.А. - М.: Тко АСТ. 2010. - 324с. Интернет ресурсы 1. Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/ 2. Мир творчества http://mirtvorchestv.ru/ 3. Всемирный каталог идей –: https://ru.pinterest.com/ 4. http://crazy-hand.ru/ 5. http://www.mastera-rukodeliya.ru/ 6. http://nitochka.zx6.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,267/ 7. http://samodelki.com.ua/ 8. http://by-hand.ru/ 9. http://stranamasterov.ru/ 10. http://www.livemaster.ru/masterclasses.php 11. http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie.html 22 Приложение 1 Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и творчество» Показатели (оцениваемые параметры) Организацион но-волевые качества: 1 Терпение 2.Воля 3. Самоконтроль Ориентацион ные качества: 1. Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении Критерии Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) Степень выраженности оцениваемого качества - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; - терпения хватает на все занятие; — волевые усилия ребенка побуждаются извне; — иногда — самим ребенком; — всегда — самим ребенком — ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; -периодически контролирует себя сам; - постоянно контролирует себя сам Способность оценивать - завышенная; себя адекватно - заниженная; реальным достижениям - нормальная Осознанное участие - интерес к занятиям ребенка в освоении продиктован ребенку извне; образовательной - интерес периодически программы поддерживается самим ребенком; - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Методы Кол-во диагностики баллов 1 наблюдение 5 10 1 наблюдение 5 10 1 наблюдение 5 10 1 5 10 1 анкетирование тестирование 5 10 23 Приложение 2 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и творчество» Показатели Критерии соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям владение осознанность и правильность понятийным использования специальных аппаратом терминов практические соответствие практических умения и умений и навыков ребенка навыки программным требованиям владение уровень использования инструментами оборудования минимальный уровень объем усвоенных знаний по программе меньше 1/2 почти не пользуется специальными терминами объем освоенных умений и навыков по программе меньше 1/2 затруднения при работе с инструментами творческие навыки креативность при выполнении творческих заданий участие в выставках и конкурсах выполняет задания только по образцу позиция активности и устойчивого интереса не активен, выполняет задания только по четким инструкциям педагога Теоретическая теоретические подготовка знания Практическая подготовка Творчество творческие достижения Мотивация и интерес редко участвует в конкурах и выставках внутри объединения Степень выраженности средний уровень объем усвоенных знаний по программе больше 1/2 совмещает специальные термины и бытовые названия объем освоенных умений и навыков по программе больше 1/2 работает с инструментами с помощью педагога вносит в изделие небольшие отличия от образца участвует в выставках внутри объединения, учреждения проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность на определенные темы высокий уровень программа освоена полностью осознанно и правильно использует специальные термины программа освоена полностью отличные навыки работы с инструментами вносит в изделие большие отличия от образца регулярно принимает участие в выставках и конкурсах на уровне района, города и т.д. проявляет активный интерес к деятельности, стремиться к самостоятельной творческой активности 24 Приложение 3 Результаты диагностического контроля № п/п № п/п Ф.И. обучающегося Ф.И. обучающегося теоретические знания Входящий контроль уровень практические мотивации и навыки интереса уровень творческих способностей теоретические знания Текущий контроль уровень практические мотивации и навыки интереса уровень творческих способностей 25