Содержание программы 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принципы формирования учебных групп Режим занятий Общий объем ОП Уровень программы 1.2. Цель и задачи программы Основные принципы реализации образовательной программы Формы и методы организации образовательного процесса Требования к результатам освоения образовательной программы Формы подведения итогов реализации программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график 3.2. Условия реализации программы 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы 3 3 3 3 5 5 5 6 6 7 7 7 7 7 8 9 11 12 13 13 13 14 20 20 20 21 22 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1 Пояснительная записка Государство определило в Концепции, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В результате реализации программы дети получат необходимый социальный опыт, знания, способности творческого характера, которые способствуют активизации мыслительного и познавательного интереса; помогают овладевать навыками общения, осознанием собственных возможностей и дают возможность поиска и выбора путей самореализации в обществе как личности. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экспериментаторы стиля» имеет художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экспериментаторы стиля» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 4 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы Театр моды - современный синтетический жанр сценического искусства, включающий моду, музыку, театр. Все это обогащает творческий потенциал ребенка, пробуждая способность мыслить, фантазировать, творить, закладывает основы формирования интереса к познанию окружающего мира, к познанию основ искусства. Социальная значимость программы обусловлена тем, что на занятиях по созданию коллекций одежды и аксессуаров обучающиеся получают знания по моделированию и художественному оформлению костюма, узнают о различных профессиях, связанных с миром модной индустрии. Развивая мотивацию детей к познанию и творчеству, образовательная программа содействует личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамичном обществе. Отличительные особенности программы, новизна При составлении программы был учтен опыт авторов других программ: ДООП «Дефиле» педагога дополнительного образования Ванзатовой У.В., 2012 г.; ДООП «Детский театр моды» педагогов дополнительного образования Томиловой Л.Г., Гагариной Т.И., 2022г. Отличительные особенности программы «Экспериментаторы стиля» от уже существующих заключаются в том, что: она позволяет развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое целое работу дизайнера и хореографа, осуществляя тесную взаимосвязь с историей, изобразительным искусством, культурологией, технологией; знания, полученные в области стиля и имиджа, помогают не только создать неповторимый образ, где органично сочетаются одежда, причёска, макияж, но и познать себя как личность, изучить свои внешние и внутренние особенности, а также получить навык публичных выступлений и позирования. 5 Новизна программы заключается в применении в образовательной деятельности самостоятельной дизайнерской и постановочной работы обучающихся. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Экспериментаторы стиля» ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста (от 9 до 15 лет), проявляющих интерес к моделированию и дефилированию. Характеристика возрастной категории Дети 9 - 10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение обучающихся. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Поэтому программой предусмотрена совместная коллективная деятельность. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. У младших подростков 11 - 12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Подросток стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. У подростков 13 - 15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённее их жизнь, тем более она им нравится. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. 6 Принципы формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей / законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Предельная наполняемость групп составляет 15 человек. Группы формируются как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств - дистанционное. Режим занятий Занятия проводятся: 2 раза в неделю, 2 академических часа; Продолжительность одного академического часа - 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут (для проветривания кабинета и отдыха детей). Общий объем ОП по учебному плану - 144 часа. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, необходимых для ее освоения. Уровень программы: «базовый», предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. 1.2 Цель программы «Экспериментаторы стиля»: развитие творческих способностей обучающихся на основе освоения ими технологии по конструированию, моделированию, пошиву одежды и дефилированию. Задачи программы: образовательные: познакомить с историческим и современными стилями одежды, основными силуэтными формами; с технологическими свойствами современных текстильных материалов, законами композиции; 7 познакомить с особенностями работы со сложными тканями; с требованиями к готовому изделию; формировать устойчивый интерес к искусству создания одежды и её декорирования; формировать практические навыки по пошиву изделий по готовым лекалам; формировать навыки работы с технологическими картами; научить способам отделки швейных изделий, технологией выполнения влажной тепловой обработки, способам ремонта одежды; научить сценическому мастерству, демонстрировать одежду на публике, участвовать в показах коллекций. развивающие: развивать творческие способности (воображение, художественнообразное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры); развивать коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся, умение выдвигать и воплощать свои креативные идеи в индивидуальных и коллективных работах; развивать художественный и эстетический вкус. воспитательные: прививать интерес к мировым общекультурным ценностям и народному творчеству; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, направленность на взаимопомощь, доброжелательное отношение к окружающим, умение довести дело до конца; формировать творческую личность с эстетическим видением мира. Основополагающие принципы реализации программы: Соблюдение ряда дидактических принципов способствует общеразвивающему и воспитательному воздействию на занятиях. Таких как: принцип гуманистической направленности (сотрудничество с обучающимися); принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий, при которых осуществляется учет индивидуальных и половозрастных особенностей ребенка; принцип культуросообразности – воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и нормах культуры; 8 принцип преемственности определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному; принцип доступности предполагает, что изучаемый материал легок и доступен для понимания обучающимися. Формы и методы организации образовательного процесса Формы проведения занятий Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Также программой предусмотрены следующие формы организации занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: групповая; коллективная; индивидуальная; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: занятие-практикум; занятие-дискуссия; занятие-игра; занятие-конкурс; мастер-класс; открытое занятие; по дидактической цели: вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с правилами безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год; практическое занятие - проводится после усвоения детьми полученных теоретических знаний, оно дает ребенку возможность применить их на практике; 9 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы; комбинированное занятие - направлено на синтез различных видов деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития; контрольное занятие - направлено на качественную оценку знаний, умений, навыков и развития логического мышления обучающихся; итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 10 Требования к результатам освоения образовательной программы: личностные: позитивное эмоционально-ценностное отношение к художественному искусству и творческой деятельности; приобщение к общечеловеческим принципам и ценностям; формирование социально активной личности, «ключевых» ее качеств: собранности, организованности, культуры группового взаимодействия, коммуникабельности, потребности в самообразовании и саморазвитии; метапредметные: развитие исследовательской инициативы, познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры, наблюдательности и воображения; поддержание высокого уровня мотивации обучающихся к изучению модных тенденций, основ моделирования и пошива одежды и аксессуаров; предметные: обучающиеся будут знать: основы материаловедения, правила безопасности, приемы раскладки, разметки и раскроя; порядок снятия мерок, их краткое обозначение; технологический порядок изготовления швейных изделий; ведущих модельеров России и мировой моды; предложения моды, ткани, цветовую гамму, принты, силуэт. обучающиеся будут уметь: выполнять эскиз модели по образцу и по собственному замыслу, под руководством педагога, доводить работу до практического воплощения, выполняя ее аккуратно, эстетично; пользоваться готовыми лекалами (элементы моделирования); демонстрировать одежду. разрабатывать идею модели по собственному замыслу или адаптировать модель из журнала мод; рассчитать количество материалов и прикладной фурнитуры для определённого швейного изделия; провести примерку, выявить дефекты, исправить, подогнать изделие по фигуре, выполнить изделие в технологической последовательности; подбирать музыку к коллекции, учитывая идею, сценический образ и постановку; рассчитывать сценическое пространство и музыку; участвовать в конкурсах и выставках различного уровня. 11 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер. В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений. Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия. Также способами определения результативности прохождения программы являются: входящий контроль (сентябрь-октябрь); промежуточная аттестация (декабрь-январь); итоговая аттестация обучающихся (апрель-май). 12 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план № Кол-во часов В Т П Название раздела 2 1 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы». Анкетирование на тему: «Мои творческие планы» Модное ателье Разработка и создание коллекции Имидж Дефиле Постановка коллекции из готовой одежды 20 44 24 40 12 7 12 5 7 3 13 32 19 33 9 7 Демонстрация коллекции «Карнавал образов» 2 - 2 144 35 109 1 Итого: Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение творческое задание конкурс конкурс конкурс этюд педагогическое наблюдение 2.2 Учебный (тематический) план № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4. 4.1 4.2 4.3 Разделы и темы занятий Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы». Анкетирование на тему: «Мои творческие планы». Модное ателье Основные материалы. Отделочные материалы. Фурнитура. Виды ручных стежков. Мерки. Разработка и создание коллекции Поиск идей, обсуждение замысла коллекции Разработка конструкции чертежей моделей Раскрой выкроек. Шитье одежды. Декорирование одежды. Шитье головного убора. Украшения и аксессуары. Имидж Макияж. Прическа. Портфолио. Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля 2 1 1 педагогическое наблюдение 20 4 4 4 6 2 44 7 2 2 1 2 12 13 2 2 3 4 2 32 творческое задание творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение конкурс 2 1 1 педагогическое наблюдение 6 2 4 творческие задания 6 8 10 4 8 24 12 6 6 2 2 2 1 2 5 2 2 1 4 6 8 3 6 19 10 4 5 творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания конкурс творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение 13 Дефиле Изучение подиумного шага. Изучение стоек. Демонстрация поворотов. Создание сценического образа. Репетиционная деятельность дефиле. Постановка коллекции из готовой 6. одежды Поиск идей, обсуждение замысла 6.1 коллекции 6.2 Создание сценического образа. Постановочная работа и 6.3 репетиционная деятельность Демонстрация коллекции 7. «Карнавал образов» Итого: 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 40 10 12 6 6 6 7 2 2 1 2 - 33 8 10 5 4 6 конкурс творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение 12 3 9 этюд 2 1 1 педагогическое наблюдение 4 1 3 творческие задания 6 1 5 педагогическое наблюдение 2 - 2 педагогическое наблюдение 144 35 109 Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы». Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по ПБ. Практика. Игровая программа «Будем знакомы». Анкетирование на тему: «Мои творческие планы». Раздел 2. Модное ателье. Тема 2.1 Основные материалы. Теория: Деление на группы по назначению всех материалов, которые используются в швейном производстве при изготовлении одежды. Основные материалы. Подкладочные. Утеплительные материалы. Прокладочные материалы. Отделочные материалы. Инструменты и приспособления. Подбор материалов. Практика: шитье изделий: мешочков, карманов. Тема 2.2 Отделочные материалы. Теория: Отделочные материалы. Материалы для соединения деталей одежды. Материалы для отделки и украшения швейных изделий: тесьма, ленты, шнуры, кружева, тюль, шитье. Практика: Инструменты и приспособления. Подбор материалов. Пришивание отделочных материалов. Зарисовать эскиз любого изделия (платья, халата, блузки и др.) с применением материалов для отделки и украшения. Тема 2.3 Фурнитура. Теория: Виды фурнитуры. Инструменты и приспособления. Функциональная группа: молнии, пуговицы, застежки-липучкиах, кнопки, крючках и других 14 застежках; о резинках, фастексах, карабинах: ременных, окантовочных, брючно-корсажных, светоотражающих лентах; шнурах; флизелине, дублерине и др. Декоративная группа: кружева, тесьма, бахрома, пайетки, стразы, аппликации, бисер и другие виды отделки. Инструменты и специальные приспособления для шитья: булавки, ножницы, наперстки, нитевдеватели, шила, пяльцы. Практика: Подбор материалов. Пришивание фурнитуры. Отработка основных элементов вышивки на образцах. Тема 2.4 Виды ручных стежков. Теория: Виды ручных стежков. Строчки временного назначения. Прямые — сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, сборкообразующие, прокладочные, приметочные. Косые — наметочные, выметочные. Удаление строчек временного назначения. Строчки постоянного назначения. Косые — стегальная, обметочная, подшивочная, штуковочная, распошивочная. Петлеобразные — вспушной, разметочные, стачивающий, подшивочный, закрепляющие стежки. Крестообразные — подшивочные, отделочные. Специальные — операция обметывания, изготовление прорезной петли, изготовление нитяной петли, изготовление прямой, треугольной и фигурной закрепок. Практика: Отработка основных элементов вышивки на образцах. Тема 2.5 Мерки. Практика: Правила снятия мерок. Правила записей результатов. Снятие мерок и запись для изделия. Тренировка по обмеру и по оформлению записей обучающихся. Раздел 3. Разработка и создание коллекции. Тема 3.1 Поиск идей, обсуждение замысла коллекции. Теория: Поиск идей, обсуждение замысла коллекции. Технология создания фешн-эскизов. Изучение наглядных материалов и специальных изданий, дефиле в русских народных костюмах. Обсуждение моделей одежды. Практика: Создание моделей одежды в фешн-эскизах. Создание эскизов модели и их художественное оформление. Декорирование одежды в графике. Тема 3.2 Разработка конструкции чертежей моделей. Теория: Разработка конструкции чертежей моделей. Демонстрация расположения деталей, силуэт, покрой, модельные линии швейного или трикотажного изделия. Методы конструкции выкроек. Качество готовой одежды. Определение размеров швейного изделия для выкройки в натуральную величину. Практика: Снятие мерок. Построение чертежа конструкции одежды. Создание выкройки в натуральную величину. 15 Тема 3.3 Раскрой выкроек. Теория: Технологические свойства ткани. Технология подготовка ткани к раскрою, раскладка ткани на столе. Раскрой выкройки сарафана, душегреи. Подбор ткани для изделия. Правила экономного расположения деталей выкройки на ткани. Раскладка выкройки на ткани с учетом припуска на швы. Правила кроя по долевой нити. Долевая нить. Направление ворса. Направление рисунка. Расход ткани. План раскладки. Припуски на швы. Клетчатые ткани. Ткань в полоску. Раскрой по косой нити. Практика: Раскрой выкройки сарафана. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка ткани выкроек на столе. Процесс раскроя ткани. Раскрой выкроек. Тема 3.4 Шитье одежды. Теория: Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ и машинных работ. Процесс подготовки швейной машинки к шитью. Практика: Сметка изделия. Стачивание боковых швов на швейной машине и их обработка обметочным швом. Обработка застежки и пояса. Обработка низа изделия. Шитье одежды. Подгонка одежды. Сметывание раскроенных деталей сарафана. Подготовка швейной машинки в работе. Примерка сарафана. Пошив сметанных швов сарафана на швейной машинке. Заметывание с закрытым срезом подола сарафана. Тема 3.5 Декорирование одежды. Теория: Способы декорирование одежды. Материалы для отделки и украшения швейных изделий: тесьма, ленты, шнуры, кружева, тюль, шитье. Варианты декорирования кружевами, отделочной тесьмой. Художественнодекоративное оформление одежды: декоративные пояса, оборки, окантовка, мережки, буфы. Практика: Творческая работа «Декорирование одежды кружевами и мехом» с учетом разных вариантов декорирования кружевами, отделочной тесьмой. Тема 3.6 Шитье головного убора. Теория: виды головных уборов: повойники, кокошники, повязки. Просмотр информационных сборников по созданию головных уборов. Последовательность выкройки и раскрой головного убора. Практика: просмотры дефиле в головных уборах. Декорирование и шитье головного убора. Создание выкройки и раскрой головного убора. Сборка головного убора. Творческая работа «Декорирование головного убора». Тема 3.7 Украшения и аксессуары. Теория: Роль украшений и аксессуаров в образе. Народная вышивка. Материалы и ткани. Роль цвета в орнаментальных вышивках. 16 Практика: Создание украшений. Зарисовка орнаментов. выполнение эскизов с орнаментами. Раздел 4. Имидж Тема 4.1 Макияж. Теория: основные характеристики цветотипов и как работать с цветом; формы, пропорции лица и его детали; виды макияжей в зависимости от назначения и возраста; приспособления и инструменты для выполнения качественного макияжа. Практика: Освоение заданий: первичного грима в макияже для сцены и фотосессии. Макияж для сцены и фотосессии. Коррекция форм гримом. Тема 4.2 Прическа. Теория: укладка волос, начес, проборы, прически для вьющихся волос, косы, варианты кос, шиньоны и накладные волосы, уход за волосами. Практика: Освоение заданий: выполнение причесок для сцены и фотосессии. Тема 4.3 Портфолио. Теория: Порядок создания портфолио. Фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений в портфолио. Принятие правильных поз при фотосессии. Практика: Фотосессия. Интервью – резюме «Мои достижения». Оформление папки-портфолио. Раздел 5. Дефиле. Тема 5.1 Изучение подиумного шага. Теория: Техника правильной бытовой и сценической походки. Основные принципы и правила классического стиля ходьбы. Подиумный шаг (классический). Основы спортивного шага. Правильное положение ног и корпуса во время движения. Постановка рук и головы. Практика: Изучение подиумного шага. Упражнения по технике владения своим телом, координации движений, распределения их в пространстве и времени. Демонстрация походок. Пластические этюды на изображение походок: походка и возраст; походка и настроение; походка и груз. Сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без. Демонстрация подиумного шага и его отработка. Тема 5.2 Изучение стоек. Теория: Походка и возраст. Походка и настроение. Рекомендации к выработке правильной походки. Основа классического шага – стойка. Поворот в 360 градусов. Стойки. Особенности выполнения шага с выносом ноги из-за такта. Практика: Упражнения по технике владения своим телом. Поворот из классической стойки. Сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без. Отработка упражнений. 17 Тема 5.3 Демонстрация поворотов. Теория: Поворот на полупальцах с переносом тяжести на другую ногу на 180°. Линия движения: интервал, распределение пространства. Согласованность движений, одновременность поворотов. Две линии движения: интервал, согласованность, распределение пространства. Демонстрация основного шага и его отработка. Выход из спортивной стойки. Линия движения, интервал, ориентировка в пространстве. Практика: Отработка упражнений Демонстрация поворотов. Дефиле с поворотами. Тема 5.4 Создание сценического образа. Теория: Процесс введения в образ через воспроизведение понятий и чувств, в том наряде, которое подготовлено к показу и демонстрации зрителям на сцене. Практика: Освоение сценического пространства через процесс введения в образ (костюм, движения, чувства). Выполнение упражнений. Тема 5.5 Репетиционная деятельность дефиле. Практика: Отработка и согласованность работы обучающихся (подиумный шаг (классический), основ спортивного шага, стойки и поворот, работа в группах, введение в образ) на репетициях. Практические работы: выполнение упражнений на отработку шага с поворотом на 180° с правильным положением рук и поворотом головы. Техника подиумного шага. Изучение проходок, остановок (точек). Раздел 6. Постановка коллекции из готовой одежды Тема 6.1 Поиск идей, обсуждение замысла коллекции. Теория: Поиск идей. Наработка и обсуждение различных идей, выбор основной идеи. Обсуждение замысла коллекции «Карнавал образов». Последовательность действий при выполнении фэшн – эскиза. Практика: Создание эскизов образа коллекции из готовой одежды. Подбор обуви, головных уборов и аксессуаров для коллекции. Тема 6.2 Создание сценического образа. Теория: Процесс создания сценического образа. Воспроизведение понятий и чувств в том наряде, которое подготовлено к показу и демонстрации зрителям на сцене. Практика: Репетиционная деятельность. Тема 6.3 Постановочная работа и репетиционная деятельность. Теория: Процесс постановки дефиле. Комплекс упражнений, построенный на основных танцевальных шагах, в условиях подиумного показа. Навыки работы с одеждой, аксессуарами. Практика: Постановочная работа коллекции «Карнавал образов». 18 Тема 7. Демонстрация коллекции «Карнавал образов». Практика: Психологический настрой в коллективе перед показом. Показ коллекций на зрителя. 19 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный график № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 15 21 16 сентября 31.12.2024 – 08.01.2025 31 мая 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение: материально - технические условия: отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения наглядного и расходного материалов; хореографический зал; мультимедийное оборудование. материально-техническое оснащение занятий: средства для укладки волос, косметические средства, ткани, нитки, иглы, швейное оборудование, декоративные средства. Канцелярские принадлежности, необходимые средства, инструменты и материалы (приобретают родители/законные представители): Материалы: карандаши простые, цветные; бумага для рисования, картон и цветная бумага разной текстуры; скотч, клей ПВА; Инструменты: ножницы для бумаги и ткани, маникюрные ножницы с закругленными концами для выкраивания мелких деталей; нож для резки картона. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим педагогическим 20 образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями, навыками и методикой преподавания курса. Методическое обеспечение Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие следующего: наглядные пособия: таблицы, графические изображения, схемы; подборки детских работ; фотоальбомы с различными изображениями по темам программы; мультимедийные презентации по различным темам. Контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций; мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экспериментаторы стиля»; мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экспериментаторы стиля». 3.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Формы аттестации: наблюдение, опрос, контрольное задание, выставка, итоговое занятие. Для оценивания результативности обучения по программе используются следующие показатели: теоретическая подготовка обучающихся, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты), личностное развитие обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Применяется 10 - бальная шкала (низкий уровень: 1 – 3 балла, средний уровень: 4 – 7 баллов, высокий уровень: 8 – 10 баллов). 21 4. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими 22 рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 15.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Список литературы для педагога Ермилова В.В.Моделирование и художественное оформление одежды: М.Академия, 2010. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: С–П., Союз, 2004. Дрознин А.Р. Сценическое движение, методическое пособие, 2004. Екшурская Т.М. Модное платье: С - П., 2004. Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность: М., Феникс, 2004. Беляева С.Е. Спецрисунок и графика: М., Академия, 2009. 1. 2. 3. 4. Список литературы для обучающихся и родителей Бояринова С.А. Главные правила сочетания цветов: М., Астрель, 2010. Заман Зарида Справочник дизайнера: М., Рипол классик, 2008. Фелисити Эверет Как стать привлекательной: Ь., Росмэн, 2006. Яковлева М.С. Учимся делать макияж: М., Эксмо, 2005. 1. 2. 3. 4. 5. 23