Лепка и скульптура полный скан

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
5
5
5
6
6
7
8
8
8
8
9
11
13
14
16
16
16
17
27
27
27
29
33
37

Не золотом, не серебром прославлен
человек. Своим талантом,
мастерством прославлен человек.
А. Джами
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, определяются задачи, направленные на приобщение детей к культурному
наследию, формирование у подрастающего поколения условий для сохранения,
поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка
и скульптура» имеет техническую направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка
и скульптура» разработана в соответствии с основополагающими документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

3

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
4

Актуальность данной программы базируется на материалах научных
исследований, в которых отмечается огромное образовательное значение лепки,
особенно в плане умственного и эстетического развития детей, т.к. занятия лепкой
комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
 повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций
 развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную
умелость, мелкую моторику;
 синхронизируют работу обеих рук;
 формируют умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его;
 при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
 обогащает ребёнка в художественном и творческом плане.
В процессе обучения расширяется общий кругозор детей, адаптация к
условиям деятельности в коллективе, развитие основных психических качеств
личности, творческих способностей.
Социальная значимость программы
Большие
возможности
нетрадиционных
лепных
технологий,
предусмотренных программой, способствуют развитию сенсоматорики
(согласованности глаза и руки, совершенствованию координации движений рук,
мелкой моторики, гибкости, ловкости и точности в выполнении действий),
развитию эстетического вкуса, логики, пространственного и наглядно-образного
мышления, памяти, а также концентрации внимания и формированию
самодисциплины. Ребенку предоставляется свобода творчества, мотивируемая
педагогом, который не механически учит, а лишь акцентирует внимание ребенка
на ощущениях и чувствах. Включение в программу различных техник
нетрадиционной лепки служит дополнительной ступенью к развитию мотивации у
ребенка к занятиям лепкой.
Работа с пластичными материалами воспитывает усидчивость, развивает
трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев и ловкость рук. Лепка
благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым,
шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Работа с пластичными материалами повышает сенсорную чувствительность
(способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики).
Отличительные особенности программы, новизна
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ
ДООП «Мир лепки» педагога дополнительного образования Акимовой В.Н. (2020);
ДООП «Лепка» педагога дополнительного образования Л.В. Попковой (2020);
5

ДООП «Волшебный пластилин» педагога дополнительного образования Марченко
О.А. (2021); ДООП «Мастерская лепки «Мукосолька» педагога дополнительного
образования Кирюхиной А.В (2023).
ДООП «Лепка и скульптура» - модифицированная, ориентирована на
развитие инициативы детей к познанию и творчеству через освоение приемов и
способов лепки.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый
план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания
и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития
психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также
важнейших личностных качеств ребенка.
Особенностью данной программы является то, что программа предлагает
обучиться приемам и техникам в разных видах лепки и разными пластичными
материалами. В результате, не обладая очень высокими способностями, получив,
умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать
эстетически красивую и полезную вещь, создать как плоские, так и объемные
композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и
воображение. Ведь практически все дети любят лепить, но часто стесняются своей
неумелости.
Также в программе сочетается несколько тематических разделов, освоение
каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов, и их
взаимозаменяемость.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лепка и
скульптура» ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста от
7 до 14 лет.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
7 до 10 лет – это младший школьный возраст, который наиболее
благоприятен для формирования многих качеств личности, таких как активность,
трудолюбие, аккуратность. Многие ученые указывают на важность развития в этом
возрасте мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и
мышлением ребенка. Одно из эффективных способов развития моторики – лепка.
Это одно из занятий, которое приносит ребенку радость, успешность, уверенность.
Занятия по изобразительной лепке способны и расширять познавательный
кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда
(потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть
профессией и достичь высоких результатов в работе). Такие занятия косвенным
6

образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.
В данном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает
формироваться общественная направленность личности. Всё это решающим
образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к
людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям. Работа в
творческом коллективе позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка,
дает ему шанс проявить себя, что позитивно влияет на дальнейшее развитие
личности.
Возраст 11 - 14 лет считается переходным от детства к юности. Он
характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой
всего организма: в своем развитии подросток уже «ушел» от детей, но еще не
«пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для
окружающих его людей. Подростковый период – наиболее благоприятный для
развития творческого мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на
своих занятиях постоянно предлагает своим обучающимся решать проблемные
задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты.
Кроме того, принимая во внимание то, что процесс обучения – это не только
процесс усвоения знаний, но и процесс воспитания личности, педагог постоянно
обращает свое внимание на формирование устойчивых нравственных идеалов,
системы оценочных суждений, моральных принципов обучающихся. Любая
жизненная ситуация, конфликтные моменты на обычных занятиях в коллективе
служат поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с обучающимся, что
особенно важно именно в этом возрасте, когда закладываются основы его
нравственных и социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в
деятельности подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии
товарищей, значимых для него людей.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
7

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Уровень программы - «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Это начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются
начальные знания, умения и навыки, погружение детей в данный вид творчества:
обучающиеся получают понятие о технике лепки пластичными материалами,
знакомятся с возможностью выразительных средств изобразительного искусства,
формируются основные навыки работы, и приобретаются начальные умения по
изготовлению творческих работ из пластичных материалов.
Обучающиеся знакомятся с изделиями народных мастеров и народными
промыслами, практически овладевают способами декорирования изделий,
способами изготовления пустотелых изделий и бижутерии. Знакомятся с понятием
эскиз и учатся его выполнять.
1.2 Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся в
процессе изучения разных техник работы с пластичными материалами.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
обучающие:
 формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
 обучать особенностям работы с пластичными материалами, навыкам
работы с инструментами и приспособлениями;
 формировать навыки лепки из пластичных материалов различными
способами;
 формировать навыки декорирования изделий;
 обучить основным понятиям, терминам и определениям в сфере работы
с пластичными материалами;
 познакомить с разновидностями и особенностями лепки и росписи
русской глиняной игрушки;
8

 обучить приемам выполнения работ из пластичных материалов с
помощью наглядного метода – образца.
развивающие:
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
 развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные
представления;
 формировать интерес к творческой деятельности;
 активизировать творческую инициативу, воображение и фантазию;
 формировать эстетические отношения к окружающему миру.
воспитательные:
 воспитать потребность в художественной организации своего
жизненного пространства;
 воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в
окружающем мире;
 формировать интерес к изучению истории родной страны;
 способствовать осознанию творческого процесса как перехода
деятельности к сознательной и целенаправленной;
 воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека;
 формировать навыки и умения работы в коллективе.
Образовательный процесс детского объединения строится на следующих
принципах:
 гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка,
формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это
принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку:
каждая личность неповторима, каждый ребенок - это чудо;
 от простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий
соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей;
 творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого
взаимодействия педагога и обучающегося на занятиях, которое позволяет
активно вовлекать каждого ребенка в посильную и интересную деятельность;
 психологической комфортности, предполагающий снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
 принцип активности, активность предполагает способность к
самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение
систематически работать;
9

 индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения
с учетом различия обучающихся, уровнем их творческих способностей;
 принцип наглядности - один из главных принципов при работе с детьми.
Наглядность играет важную роль в обучении декоративно-прикладному
творчеству, является неотъемлемым условием совершенствования навыков
выполнения творческих работ;
 принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать
обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения,
разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста
обучающихся, их способностей и качеств;
 принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного
материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию
творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки ДООП положены современные образовательные
технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 здоровьесберегающие технологии;
 компетентностного и деятельностного подхода;
 игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Занятия в объединении связаны с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на
мышцы плечевого пояса, на позвоночник, а также идёт большая нагрузка на глаза,
поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.
Для активизации и отдыха обучающихся на занятиях, а также для предупреждения
и снятия утомления предусмотрены: релаксационные упражнения, «Веселая
гимнастика», пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Звучание музыки на
занятиях в объединении дает возможность успокоиться, снять раздражительность
и нервное напряжение.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
10

реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами разных мероприятий в объединении, сопровождают в различных
поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.
Учебно-воспитательная работа
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе,
психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь
своего учреждения, района, города, страны.
Особенно полезно привлекать обучающихся к участию в выставках своих и
коллективных творческих работ. Конкурсы и выставки проходят в соответствии с
планом учебно-массовых мероприятий.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы проведения занятий
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой
во
время
занятий
осуществляется
индивидуальный
и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Также программой предусмотрены следующие формы организации занятий:
 по количеству детей, участвующих в занятии:
11

 групповая;
 коллективная;
 индивидуальная;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
 занятие-практикум;
 занятие-дискуссия;
 беседа;
 занятие-игра;
 занятие-конкурс;
 занятие-викторина;
 мастер-класс;
 открытое занятие;
 выставка
 по дидактической цели:
 вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с правилами
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год;
 практическое занятие - проводится после усвоения детьми полученных
теоретических знаний, оно дает ребенку возможность применить их на
практике;
 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала,
оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию
самостоятельности и творческой инициативы;
 комбинированное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического,
умственного, нравственного развития;
 контрольное занятие - направлено на качественную оценку знаний,
умений, навыков и развития логического мышления обучающихся;
 итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини – выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

12

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к результатам освоения программы:
предметные:
 теория - обучающийся будет знать:
 правила безопасности;
 оборудование и различные пластические материалы;
 основные приемы лепки и создания выразительных образов;
 понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
 виды рельефов;
 приемы декоративного оформления изделий;
 простые приемы стилизации;
 основные законы построения композиции;
 практика - обучающийся будет уметь:
 безопасно работать с инструментами, материалами и оборудованием,
экономно расходовать материалы;
 передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
 применять технические приемы лепки рельефа, владеть кистевой
росписью;
 создавать поделку по образцу и по творческому замыслу;
 изготавливать плоскостные, полуобъемные, объемные изделия;
метапредметные:
 познавательные - обучающийся будет уметь:
13

 выполнять задания по образцу;
 анализировать поставленную задачу;
 проявлять интерес к теме изучаемого материала;
 планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей;
 проявлять самостоятельность и ответственность.
 регулятивные - обучающийся будет уметь:
 под руководством педагога планировать и выполнять практическую
работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
 под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его
реализации, воплощать его, демонстрировать готовый результат.
 коммуникативные, обучающийся будет уметь:
 общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности.
личностные:
 у обучающихся будут сформированы:
 бережное отношение к своему и чужому труду, аккуратность,
целеустремленность, трудолюбие, терпение, усидчивость;
 ценностное отношение к традициям и обычаям своего народа
посредством изучения истории лепки русской народной игрушки в России;
 общая культура поведения.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня
развития ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со
стороны педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к
проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы
дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и,
во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
В процессе обучения используются следующие диагностические
14

методы: творческие задания, конкурсы, педагогическое наблюдение,
тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
Способами определения результативности программы являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения
программы являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).

15

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7

Кол-во часов
В
Т
П
2
1
1

Название раздела

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
22
Пластилиновый мир
22
Соленое тесто
26
Полимерная глина
32
Природная глина
38
Гипс и воск
2
Творческий вернисаж
Итого:
144
Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика

4
4
3
5

18
18
23
27
33
2
122

5

22

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
конкурс, выставка
конкурс, выставка
конкурс, выставка
конкурс, выставка
конкурс, выставка
выставка

2.2 Учебный (тематический) план
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2
5.3

Разделы и темы занятий
Вводное занятие. Инструктаж по
ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
Пластилиновый мир
Физические свойства пластилина
Основные приемы лепки
Пластилиновая живопись
Пластилиновая аппликация
Пластические фактуры
Полуобъемные изображения
Объемные формы
Выставка и презентация работ
Соленое тесто
Пластические фактуры из соленого
теста
Полуобъемные изображения
Объемные формы
Основные приемы и техники
росписи изделий из теста
Выставка и презентация работ
Полимерная глина
Плоскостные формы
Полуобъемные формы
Объемные формы
Выставка и презентация работ
Природная глина
Плоскостная лепка
Полуобъемные формы
Объемные формы

Кол-во часов
В
Т
П

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

педагогическое наблюдение

22
2
2
2
2
2
4
6
2
22

4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
4

18
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3,5
5
2
18

конкурс, выставка
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
творческие задания
творческие задания
педагогическое наблюдение
творческие задания
творческие задания
презентация работ
конкурс, выставка

4

2

2

педагогическое наблюдение

4
6

0,5
0,5

3,5
5,5

творческие задания
творческие задания

6

1

5

творческие задания

2
23
3
7
11
2
27
3
3
7

презентация работ
конкурс, выставка
творческие задания
творческие задания
творческие задания
презентация работ
конкурс, выставка
творческие задания
творческие задания
творческие задания

2
26
4
8
12
2
32
4
4
8

3
1
1
1
5
1
1
1

16

5.4 Народные глиняные игрушки
Основные приемы и техники
5.5
росписи изделий из глины
5.6 Выставка и презентация работ
6. Гипс и воск
6.1 Знакомство с гипсом и воском
6.2 Основы работы с гипсом
6.3 Изготовление базовых элементов
6.4 Основы работы с воском
6.5 Изготовление сложных элементов
Техники росписи и декорирования
6.6
гипсовых и восковых изделий
Создание композиций и инсталляций
6.7
из гипсовых и восковых элементов
6.8 Выставка и презентация работ
7. Творческий вернисаж
Итого:

8

1

7

творческие задания

6

1

5

творческие задания

2
38
2
4
4
4
10

5
1
1
0,5
1
1

2
33
1
3
3,5
3
9

презентация работ
конкурс, выставка
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
творческие задания
педагогическое наблюдение
творческие задания

6

0,5

5,5

творческие задания

6

6

творческие задания

2
2
144

2
2
122

презентация работ
выставка

22

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по ПБ.
Практика. Игровая программа «Будем знакомы».
Раздел 2. Пластилиновый мир
Тема 2.1 Физические свойства пластилина
Теория. История происхождения пластилина. Знакомство с пластилином, его
физическими и химическими свойствами. Цвета в пластилиновых наборах.
Практика: Выполнение упражнений на цветовые смешения.
Тема 2.2 Основные приемы лепки
Теория. Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание,
разминание, шлепанье, отщипывание.
Практика: Выполнение упражнений на изготовление простых элементов: жгут,
шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Выполнение несложной
композиции на картоне по шаблону «Колпак волшебника».
Тема 2.3 Пластилиновая живопись
Теория. Закономерность цветовых сочетаний. Локальный цвет и его оттенки.
Приемы техники «пластилиновая живопись». Методы проработки композиции.
Способы придания выразительности композиции. Понятие «декоративность», роль
декоративных изделий в жизни.
Практика. Получение оттенков посредством смешивания пластилина. Работа по
шаблону, выполнение композиции «Бабочка». Изготовление подготовительных
эскизов, создание изделий «Декоративная вазочка».
Тема 2.4 Пластилиновая аппликация
Теория. Техника приема «Пластилиновая аппликация». Контурный вид
17

пластилинографии. Формы, пропорции и способы проработки природных форм.
Многослойный вид пластилинографии.
Практика. Формирование навыка равномерно раскатывать и вырезать из
пластилина стеками различные формы. Выполнение силуэтов букв с
декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Выполнение эскизов
и многослойных композиций «Пирожное».
Тема 2.5 Пластические фактуры
Теория. Понятие фактуры. Виды фактур. Способы выполнения различных фактур.
Способы комбинирования различных фактур. Способы применения природных
материалов для декорирования.
Практика. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные
материалы, мелкие предметы, ткани и др.). Упражнение на выполнение фактур с
помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Отработка
разного характера линий. Выполнение композиции «Лоскутное одеяло».
Тема 2.6 Полуобъемные изображения
Теория. Термин рельеф. Виды рельефа. Способ набора формы путем отщипывания
от целого куска и наклеивания на изображение-шаблон. Способы набора
полуобъемной массы изображения. Понятие барельефа, горельефа, их отличия.
Основные выразительные средства. Способы дополнения композиции мелкими
деталями. Термин «контррельеф». Особенности, выразительные средства
контррельефа. Понятие узор, ритм, применение в декоре изделий.
Способы создания и декорирования сложной формы предмета. Виды композиции.
Пластическое и цветовое решение композиции.
Практика. Выполнение композиции «Овощи, фрукты, ягоды», «Божья коровка».
Выполнение цветочных композиций «Букет». Выполнение контррельефа «Кит».
Выполнение композиции с декоративным узором «Сказочная избушка».
Выполнение композиции «Любимый персонаж» (из сказок, мультфильмов, игр).
Тема 2.7 Объемные формы
Теория. Лепка геометрических форм. Представление об объемной лепке и ее
специфике. Основные способы передачи объема. Способы моделирования и виды
техник лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Способы
декорирования пластилиновых игрушек с помощью природных материалов
(каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа).
Практика. Упражнения на выполнение шара (глобус), куба (кубик для настольных
игр), конуса (мороженное). Выполнение изделия «Робот», «Ракета».
Выполнение композиции «Новогодняя елка» с использованием бусин, лент,
пайеток. Изготовление игрушек «Ёжик», «Лесовик».
Тема 2.8 Выставка и презентация работ
Практика. Оформление работ для выставки, презентация работ.
Раздел 3. Соленое тесто
18

Тема 3.1 Пластические фактуры из соленого теста
Теория. Технология изготовления соленого теста, его физические и химические
свойства. Знакомство с инструментами и материалами. «Штампы», их применение
в жизни человека. Виды штампов. Технология изготовления штампа и валика.
Способы выполнения различных текстур с помощью природных и искусственных
форм. Виды природных и искусственных фактур и способы их воссоздания.
Практика. Изготовление соленого теста из муки, воды и соли. Выполнение
несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут и др. Выполнение простого
штампа («цветок», «звезда» и др.), валика («звездное небо», «кора дерева» и др.).
Упражнения на использование цилиндрических форм, теста и клея. Выполнение
эскиза и композиции «Замороженное оконце», с применением жгутов,
процарапывания, различных фактур. Упражнение на выполнение оттисков
различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, фольга,
кора и др.). Выполнение эскиза и композиции «Вязанные варежки».
Тема 3.2 Полуобъемные изображения из соленого теста
Теория. Понятие целостность композиции, центр композиции и способы его
выделения в полу объемном изображении. Образ в композиции, выразительность
образа. «Русский изразец» - история возникновения и виды. Понятие орнамент.
Способы стилизации природных форм в орнамент. Способы комбинирования
разных материалов в одном изделии. История происхождения кукол, их значение в
жизни человека. Применение кукол в театре. Виды кукол.
Практика. Выполнение эскиза и композиции «Цирк», «Школьный двор».
Выполнение полуобъемной композиции «Русская печка». Выполнение
полуобъемного магнита на тему «Времена года». Выполнение изделия «Зеркало»
из соленого теста, декоративных материалов (ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги
и др.). Выполнение эскиза и композиции «Театральная кукла» с использованием
соленого теста, тканей, лент, пуговиц.
Тема 3.3 Объемные формы
Теория. Понятие «пропорции» и «характер натуры», способы их передачи. Виды
домашних животных, их повадки и характер. Роль и образ домашних животных в
искусстве и скульптуре. Композиция в круговом объеме. Виды животных южных
и северных регионов, их особенности, способы их передачи в объемной
композиции. Пропорции человеческой фигуры, основные способы передачи
движения. Знакомство с каркасом. Виды каркаса и способы их изготовления. Образ
в объемной композиции и способы его передачи. Правила построения
многофигурной композиции.
Практика. Анализ натуры и основных ее пропорций. Выполнение эскиза и
композиции «Овощная семейка». Виды природных форм и способы их передачи
посредством лепки. Выполнение эскиза и композиции «Паутинка с паучком» с
использованием ниток, бусин, пуговиц, лент и др. Выполнение эскиза и объемной
19

композиции «Морские животные». Выполнение эскиза и каркаса для объемной
модели человека. Выполнение объемной модели человека по готовому каркасу.
Выполнение совместного эскиза и детальная проработка композиции «Зоопарк».
Выполнение каркаса фигур для работ над композицией «Зоопарк».
3.4 Основные приемы и техники росписи изделий
Теория. Цветовой круг. Понятия насыщенности и яркости цвета. Теплая и
холодная гамма. Локальный цвет и его оттенки. «Монохромная гамма», ее роль и
применение в искусстве. «Цветовая триада», ее роль и применение в искусстве.
«Аналогичная триада», ее роль и применение в искусстве. «Комплементарная
гамма» ее роль и применение в искусстве. «Раздельно комплементарная гамма», ее
роль и применение в искусстве. Техника росписи соленого теста. Способы
лакировки готового изделия.
Практика. Получение оттенков путем смешивания красок. Выполнение росписи
изделия в теплой или холодной гамме. Выполнение росписи изделия в
монохромной гамме. Выполнение росписи изделия с использованием цветовой
триады. Выполнение росписи изделия с использованием аналогичной триады
цветов (2-5 цветов). Выполнение росписи изделия с использованием
комплементарной гаммы цветов (2 противоположных цветов). Выполнение
росписи изделия с использованием раздельно комплементарной гаммы цветов (1главный и 2 - противоположных цвета).
Тема 3.5 Выставка и презентация работ
Практика. Оформление работ для выставки, презентация работ.
Раздел 4. Полимерная глина
Тема 4.1 Плоскостные формы
Теория. Полимерная глина, ее физические и химические свойства. Инструменты и
материалы. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Цвета в
полимерной глине. Декоративность и выразительность образа. Технология
создания магнита из полимерной глины. Технология изготовления плоского
брелока. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями.
Практика. Выполнение упражнений на цветовые смешения и изготовление
бусинок и простых элементов (жгут, пластина, шарик и др.). Выполнение простых
плоских украшений, брелоков, рамочки для фото. Выполнение эскиза и магнита на
тему домашние животные. Выполнение эскиза и брелока с выбранным словом,
именем, инициалами.
Тема 4.2 Полуобъемные формы
Теория. История броши. Технология создания броши из полимерной глины.
Технология изготовления украшения на ложку из полимерной глины. Способы
передачи движения и пропорций человеческой фигуры на полуобъемном изделии.
Практика. Выполнение эскиза и броши «Звезда» в монохромной гамме.
Выполнение эскиза и значка «Шоколадная долька», «Печенье» в гамме
20

аналогичной триады. Выполнение украшения на кружку «Медвежонок».
Выполнение эскиза и изготовление украшения на ложку «Ягода». Выполнение
эскиза и брелока «Любимый персонаж» (сказки, мультфильма, игры).
Тема 4.3 Объемные формы
Теория. Лепка геометрических форм из полимерной глины. Объем и способы
передачи объема в лепке. Фактуры. Их виды и способы передачи. Технология
изготовления шляпы из полимерной глины и передачи фактуры ткани.
Технология изготовления шкатулки, крышки и «замочка» для шкатулки. Способы
передачи пропорций человеческой фигуры и движения в объемном изображении.
Практика. Упражнение на выполнение шара (мяч), конуса (мороженое), пирамиды
(гора). Выполнение объемных композиций на тему «Природные фактуры»,
«Искусственные фактуры». Выполнение изделий: «Вязанный браслет»,
«Плюшевый мишка», «Шляпка для куклы». Выполнение эскиза и изделия
«Шкатулка». Изготовление крышки с замочком. Выполнение эскиза и композиции
«Человек в движении».
Тема 4.4 Выставка и презентация работ
Практика. Оформление работ для выставки, презентация работ.
Раздел 5. Природная глина
Тема 5.1 Плоскостная лепка
Теория. Инструменты, физические и химические свойства глины. Техника лепки из
глины. Оттиск. Технология изготовления оттиска на глине. Технология
изготовления плоской тарелки. Технология изготовления, сушки и обработки
тарелки с бортиками. Технология изготовления и сушки изделий из жгутиков.
Технология изготовления ключницы из глины.
Практика. Выполнение упражнений на изготовление простых элементов (жгут,
пластина, шарик и др.). Выполнение изделия «Осенний листок» с оттиском
растительного листа или кружева. Изготовление плоской тарелки с растительным
или кружевным оттиском. Изготовление декоративной тарелки с бортиками
«Груша», «Яблоко».
Тема 5.2 Полуобъемные формы
Теория. Понятия декоративности, выразительности образа. Главное и
второстепенное в композиции. Глубина изображения и способы ее передачи.
Оберег. История русского оберега. Виды, значения, технология изготовления.
Технология изготовления декоративной подставки. Понятие о пропорциях и
способах передачи пропорций и характера предметов в натюрмортах. Понятие
панорамы и композиционных особенностей панорамы. Правила построения
многофигурной композиции. Пропорции человеческой фигуры.
Практика. Выполнение эскиза и панно «Коты на крыше». Выполнение эскиза и
панно «Чашка чая». Выполнение эскиза и оберега «Подкова». Выполнение эскиза
и изготовление декоративной подставки «Цветущий пруд».
21

Тема 5.3 Объемные формы
Теория. Геометрические тела, способы и особенности передачи объема в глиняном
изделии. История происхождения ваз и их виды. Технология изготовления
глиняной декоративной вазы. Технология изготовления изделий с крышкой.
Особенности изготовления «замочка» для крышек. Виды и особенности
заварочных чайников. Технология изготовления чайника: строение носика и ручки.
История копилки. Особенности и технология изготовления полых изделий.
Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры
с каркасом. Кукла, история ее возникновения. Особенности изготовления кукол с
подвижными частями тела.
Практика. Изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар,
пирамида). Выполнение эскиза и изготовление декоративной вазочки из пласта,
обработка, шлифовка формы. Выполнение эскиза и изготовление основы изделия
«Горшочек». Выполнение эскиза и изготовление копилки «Слоненок».
Выполнение объемной композиции «Жираф». Выполнение эскиза, изготовление и
шлифовка куклы «Гимнастка».
Тема 5.4 Народные игрушки
Теория. Абашевская игрушка, история происхождения, особенности, виды.
Технология изготовления Абашевской игрушки. Дымковская игрушка, история
происхождения, особенности, виды. Технология изготовления дымковской
игрушки. Каргопольская игрушка, история происхождения, особенности, виды.
Технология изготовления Каргопольской игрушки. Филимоновская игрушка,
история происхождения, особенности, виды. Технология изготовления
Филимоновской игрушки. Русская матрешка, история происхождения,
особенности и технология изготовления.
Практика. Изготовление изделия по мотивам Абашевской игрушки «Собака».
Изготовление изделия по мотивам дымковской игрушки «Индюк». Изготовление
изделия по мотивам Каргопольской игрушки «Медведь». Изготовление изделия по
мотивам Филимоновской игрушки «Котик». Выполнение эскизов и изготовление
матрешки.
Тема 5.5 Основные приемы и техники росписи изделий из глины
Теория. Организация рабочего места для росписи изделия. Знакомство с техникой
и особенностями росписи глиняных изделий. Технология лакировки готового
изделия. Ритм и композиция в росписи объемных изделий. Технология стилизации
растительных элементов в орнаменте. Знакомство с понятием градиент.
Технология создания градиента на глиняном изделии. Штамп. История
возникновения штампа. Технология изготовления штампа из искусственных
(губка) и природных материалов (картошка, яблоко). Особенности и технология
росписи изделия в технике «живопись». Особенности и технология росписи
изделия в технике пуантилизм. Особенности и технология росписи методом
22

«сграффито». История возникновения, особенности и технология создания
греческой вазописи. Особенности и технология росписи Абашевской игрушки.
Особенности и технология росписи Каргопольской игрушки. Особенности и
технология росписи Филимоновской игрушки. Виды росписи матрешки.
Особенности и технология росписи матрешки. Особенности и технология росписи
изделия в стиле гжель. Особенности и технология росписи изделия в хохломском
стиле. Особенности и технология мезенской росписи изделия. Особенности и
технология Жостовской росписи изделия.
Практика. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Выполнение пробной
росписи на черепке. Создание эскиза растительного орнамента и роспись изделия.
Роспись глиняного изделия в технике градиент. Выполнение эскиза и изготовление
штампа «Кошачья лапка», «Птичий след», применение изготовленных штампов в
росписи глиняного изделия. Выполнение росписи изделия в технике «живопись» «Воздушные шары». Выполнение эскиза и роспись глиняного изделия в технике
пуантилизм «Праздничный салют». Выполнение эскиза и росписи в технике
«сграффито» «Цветочная поляна». Создание эскиза фигуры в движении и перенос
эскиза на изделие. Выполнение росписи на изделии в стилистике греческой
вазописи. Выполнение росписи Абашевской игрушки «Собака». Выполнение
росписи
Каргопольской
игрушки
«Медведь».
Выполнение
росписи
Филимоновской игрушки «Котик». Выполнение эскизов и роспись матрешки.
Выполнение росписи изделия в стиле гжель. Выполнение росписи изделия в
хохломском стиле. Выполнение росписи изделия в мезенском стиле. Выполнение
росписи изделия в Жостовском стиле.
Тема 5.6 Выставка и презентация работ
Практика. Оформление работ для выставки, презентация работ.
Раздел 6. Гипс и воск
Тема 6.1 Знакомство с гипсом и воском
Теория. Гипс и воск, их физические и химические свойства. Инструменты и
материалы, используемые при работе с гипсом и воском. Области применения
изделий из гипса и воска. Знакомство с техникой лепки из гипса и воска.
Технология создания магнита из гипса. Технология создания восковой фигурки.
Практика. Выполнение упражнений на цветовые смешения и изготовление
бусинок и простых элементов (жгут, пластина, шарик и др.). Выполнение простых
плоских украшений. Создания восковой фигурки.
Тема 6.2 Основы работы с гипсом
Теория. Виды гипса, их особенности и области применения. Гипс марки Г-16 или
Г-25, обладающие высокой прочностью и быстро застывают. Правила работы с
гипсом. Правильное приготовление гипсового раствора. Формы для отливки.
Процесс заливки.
23

Практика. Замешивание гипса. Заливка форм для выполнения изделия «Грибная
семейка» с оттиском растительного листа на шляпке грибка. Изготовление
плоского панно с растительным оттиском. Изготовление рамки для панно.
Сушка и обработка изделий
Тема 6.3 Изготовление базовых элементов4
Теория. Меры безопасности при работе с гипсом. Обработка готового изделия.
Окрашивание и декорирование. Различные техники окрашивания, такие как сухая
кисть или нанесение слоев краски.
Практика. Изготовление из гипса базовых элементов: геометрические фигуры
(шар, полусфера, конус) способы и особенности передачи объема в гипсовом
изделии. Заливка силиконовых форм для изготовления цветов и листьев.
Тема 6.4 Основы работы с воском
Теория. Плавление воска. Формы для заливки. Декорирование изделий из воска.
Практика. Основы работы с воском: плавление, заливка форм, декорирование.
Тема 6.5 Изготовление сложных элементов
Теория. Классификация сложных элементов в работе с воском. Инструменты и
приспособления для работы с воском. Формы для отливки восковых фигур.
Практика. Изготовление сложных элементов: фигурки животных, людей,
предметы интерьера.
Тема 6.6 Техники росписи и декорирования гипсовых и восковых изделий
Теория. Приемы росписи гипсовых и восковых изделий. Материалы росписи
гипсовых и восковых изделий. Материалы для декорирования гипсовых и
восковых изделий.
Практика. Роспись и декорирование гипсовых и восковых изделий: фигурки
животных, людей, предметы интерьера.
Тема 6.7 Создание композиций и инсталляций из гипсовых и восковых
элементов
Практика. Коллективная работа по созданию композиций и инсталляций из
гипсовых и восковых элементов: зоопарк, детская площадка, парк.
Тема 6.8 Выставка и презентация работ
Практика. Оформление работ для выставки, презентация работ.
Тема 7. Творческий вернисаж
Практика. Путешествие по выставке. Анализ и самоанализ представленных работ.
По окончании программы обучающиеся
будут знать:
 инструменты необходимые для работы, правила оборудования рабочего
места, правила безопасности;
 историю происхождения пластилина, его физические и химические
свойства;
24

 технологию изготовления соленого теста;
 физические и химические свойства полимерной глины;
 свойства природной глины;
 технологию изготовления гипса;
 простые элементы лепки;
 способы передачи объема в лепке;
 фактуры, их виды и способы их передачи;
 цветовой круг, теплую и холодную гамму, цветовые сочетания, локальные
цвета и их оттенки;
 приемы «пластилиновой аппликации», способы проработки природных
форм, комбинирования и применения природных материалов для декорирования;
 различные виды природных, искусственных фактур, пластических фактур
и способы их выполнения, способы создания и декорирования сложной формы
предмета;
 основные способы передачи объема, моделирования, декорирования;
 понятие «композиция», целостность композиции, центр композиции и
способы его выделения;
 понятие «орнамент», способы стилизации природных форм в орнамент;
 понятие «пропорции» и «характер натуры», способы их передачи;
 виды каркасов и способы их изготовления;
 правила построения многофигурной композиции;
 правила
построения
многофигурной
композиции,
пропорций
человеческой фигуры;
 понятия панорамы и композиционных особенностей панорамы;
 способы и особенности изготовления геометрических тел, передачи
объема в глиняном изделии, объемной фигуры с каркасом;
 историю происхождения и технологию изготовления Абашевской
игрушки, Дымковской игрушки, Каргопольской игрушки, Филимоновской
игрушки, русской матрешки;
будут уметь:
 выполнять простые элементы лепки;
 владеть приемами «пластилиновой живописи», способами придания
выразительности композиции;
 выполнять различные виды пластических фактур, комбинировать их и
применять природный материал для декорирования;
 пользоваться выразительными средствами;
 владеть способами набора полуобъемной и объемной массы
изображения;
 создавать и декорировать сложную форму предмета;
25

 владеть технологией изготовления соленого теста;
 владеть способами выполнения различных текстур с помощью
природных и искусственных форм, штампов, валиков;
 владеть основными способами передачи движения, пропорций
человеческой фигуры;
 выполнять роспись изделия в монохромной гамме, комплементарной
гамме, раздельно комплементарной гамме, цветовой триаде, аналогичной триаде
 владеть технологией лепки изделий из полимерной глины плоскостной
формы;
 изготавливать украшения из полимерной глины;
 передавать движения и пропорции человеческой фигуры на
полуобъемном изделии;
 лепить геометрические формы из полимерной глины;
 выполнять простые элементы из глины (жгут, пластина, шарик и др.),
оттиски на глине;
 выполнять полуобъемные композиции;
 владеть способами передачи глубины изображения, главного и
второстепенного в композиции;
 изготавливать полые изделия из глины, в т. ч. с крышкой;
 владеть техниками росписи глиняных изделий (градиент, роспись
штампами, пуантилизм, метод «сграффито», греческая вазопись) и технологией
лакировки готовых изделий;
 владеть техниками росписи Абашевской, Дымковской, Филимоновской,
Каргопольской игрушки, в стиле гжель, мезенском стиле, стиле жостовской
росписи.

26

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
15
21
16 сентября
31.12.2024 – 08.01.2025
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование.
 материально-техническое оснащение занятий:
 планшеты для демонстрации выполненных работ, мольберты,
подиумы для композиций, драпировки, муляжный фонд и фонд гипсовых моделей.
Канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают
родители/законные представители):
Материалы:
 краски акварельные, гуашь;
 карандаши простые, цветные;
 бумага для рисования, картон и цветная бумага разной текстуры;
 пластические материалы (пластилин, полимерная природная глина,
соленое тесто, гипс);
 скотч, клей ПВА;
 кисти круглые, флейцевые;
 баночки для воды;
 палитры.
Инструменты
 ножницы для бумаги и ткани, маникюрные ножницы с закругленными
концами для выкраивания мелких деталей;
 палочки для туши;
 нож для резки картона;
27



инструмент для работы с проволокой: кусачки, плоскогубцы;

Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного
образования со средним специальным или высшим педагогическим образованием,
любой квалификационной категории, обладающий знаниями, навыками и
методикой преподавания курса.
Методическое обеспечение
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием
является наличие следующего:
 наглядные пособия: таблицы, графические изображения, схемы;
 подборки детских работ;
 альбомы по декоративно-прикладному творчеству;
 фотоальбомы с различными изображениями по темам программы;
 мультимедийные презентации по различным темам (технологии
декоративных работ, основы цветоведения и композиции и т.п.).
Контрольные и проверочные пособия:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Лепка и скульптура»;
 мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лепка и
скульптура».

28

3.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Формы аттестации: наблюдение, опрос, контрольное задание, выставка,
итоговое занятие.
Для оценивания результативности обучения по программе используются
следующие показатели: теоретическая подготовка обучающихся, практическая
подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты),
личностное развитие обучающихся в процессе освоения дополнительной
образовательной программы.
Применяется 10 - бальная шкала (низкий уровень: 1 – 3 балла, средний
уровень: 4 – 7 баллов, высокий уровень: 8 – 10 баллов).
Критерии оценки реализации программы
Наименование критерия
Теория



Предметные








Практика






Метапредметные

Будут знать:
правила безопасности;
оборудование, инструменты для лепки и различные
пластические материалы;
основные приемы лепки и создания выразительных образов;
понятия
«скульптура»,
«объемность»,
«пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «рельеф», «круговой
обзор», «композиция»;
виды рельефов;
приемы декоративного оформления изделий;
простые приемы стилизации;
основные законы построения композиции.
Будут уметь:
безопасно работать с инструментами, материалами и
оборудованием, экономно расходовать материалы;
передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов;
применять технические приемы лепки рельефа, владеть
кистевой росписью;
создавать поделки по образцу и по творческому замыслу;
изготавливать плоскостные, полуобъемные, объемные
изделия;
выполнять творческие работы с разным материалом.

Познавательные (обучающийся будет уметь)
 проявлять интерес к теме изучаемого материала;
 анализировать поставленную задачу;
 планировать свою работу в соответствии с поставленной
задачей;
 выполнять задания по образцу;
 проявлять самостоятельность и ответственность.
29

Регулятивные (обучающийся будет уметь)
 под руководством педагога планировать и выполнять
практическую работу, при необходимости вносить коррективы
в выполняемые действия;
 под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый
результат.
Коммуникативные (обучающийся будет уметь)

общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности.
Личностные

Будут сформированы
 бережное отношение к своему и чужому труду, аккуратность,
целеустремленность, трудолюбие, терпение, усидчивость;
 ценностное отношение к традициям и обычаям своего народа
посредством изучения истории лепки русской народной игрушки
в России;
 общая культура поведения.

Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваем
ые
параметры)

Критерии

Методы
диагностики

Теоретическ
ие знания
по
основным
разделам
программы

Соответствие
теоретически
х знаний
учащегося
программным
требованиям

Наблюдение,
контрольный
опрос и др.

Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3 балла)
(4-7 баллов) (8-10 баллов)
Обучающийся
Объем
Обучающийся
овладел менее
усвоений
освоил
чем половиной знаний
практически
знаний,
составляет
весь объем
предусмотренн более 1⁄
знаний,
2
ых программой
предусмотрен
ный
программой
за
конкретный
период

30

Практически
е умения и
навыки,
предусмотре
нные
программой

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Контрольное
задание

Практические
умения и
навыки
неустойчивые,
требуется
постоянная
помощь по их
использованию

Овладел
практически
ми
умениями и
навыками,
предусмотре
нными
программой,
применяет
их под
руководство
м педагога

Обучающийся
овладел в
полном
объеме
практическим
и умениями и
навыками,
практические
работы
выполняет
самостоятель
но,
качественно

Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваем
ые
параметры)

Критерии

Методы
диагностик
и

Учебнопознаватель
ные умения

Самостоятель
ность в
решении
познавательн
ых задач

Наблюдение

Учебноорганизацио
нные
умения и
навыки

Умение
планировать,
контролирова
ть и
корректирова
ть учебные
действия,
осуществлять
самоконтроль
и самооценку

Наблюдение

Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3 балла)
(4-7 баллов) (8-10 баллов)
Обучающийся
Обучающийся Обучающийся
испытывает
выполняет
выполняет
серьезные
работу с
работу
затруднения в
помощью
самостоятель
работе,
педагога
но, не
нуждается в
испытывает
постоянной
особых
помощи и
затруднений
контроле
педагога
Обучающийся
Обучающийся Обучающийся
испытывает
испытывает
делает
серьезные
некоторые
осознанный
затруднения в
затруднения в выбор
анализе
анализе
направления
правильности
правильности учебной
выполнения
выполнения
деятельности,
учебной
учебной
самостоятель
задачи,
задачи, не
но планирует
собственные
всегда
выполнение
возможности
объективно
учебной
оценивает с
осуществляет задачи и
помощью
самоконтроль самостоятель
педагога
но
осуществляет
самоконтроль
31

Учебнокоммуникат
ивные
умения и
навыки

Самостоятель
ность в
решении
коммуникати
вных задач

Наблюдение

Личностные
качества

Сформирован
ность
моральных
норм и
ценностей,
доброжелател
ьное
отношение к
окружающим,
мотивация к
обучению

Наблюдение

Обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения в
решении
коммуникативн
ых задач,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Сформировано
знание на
уровне норм и
правил,
но не
использует на
практике

Обучающийся
выполняет
коммуникати
вные задачи с
помощью
педагога и
родителей

Сформирован
ы, но не
достаточно
актуализиров
аны

Обучающийся
не
испытывает
трудностей в
решении
коммуникати
вных задач,
может
организовать
учебное
сотрудничест
во
Сформирован
ы в полном
объеме

32

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
33

12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
15.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Список литературы для педагога
1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина Ярославль: Изд-во Академия развития, 2009.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека». Просвещение. Москва. 2000.
3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - Москва: Изд-во
Скрипториев, 2009– 80с.
4. Диброва Ф., Шквыря Ж. «Соленое тесто». Ростов. Феникс, 2012.
5. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. [Текст] - М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007. -240с.: ил.; цв. вкл.16с.
6. Лыкова И.А. Едем-гудим (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое
пособие/ И.А. Лыкова – И. Д.: «Карапуз», 2005.
7. Лыкова И.А. На море океане (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое
пособие/ И.А. Лыкова – И. Д.: «Карапуз», 2005.
8. Лыкова И.А. Печки-лавочки (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое
пособие/ И.А. Лыкова – И. Д.: «Карапуз», 2005.
9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. [Текст]:
Пособие для руководителей кружков. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,
1990. -176 с.: ил.
34

10.Пластилиновые фигурки животных. [Текст] - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ,
2011. -64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
11.Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных
материалов / перевод с польского - Москва: Изд-во Мой мир, 2006г. – С. 35129.
12.Румянцева, Е.А. Украшения для девочек – Москва: Изд-во: Айрис-пресс,
2008. - 68с.
13.Силаева, К. Соленое тесто – Москва: Изд-во: Эксмо, 2011. – 224с.
14.Ховорт И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества /
Перевод с англ. О. Озеровой - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2009. - 128с.
15.Цецилия Лариш. Сам себе гончар - Москва: Изд-во Аркайм, 2009. – С. 5-17.
16. Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками – Москва: Изд-во Эксмо,
2012. – 64с.

1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для обучающихся и родителей
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина Ярославль: Изд-во Академия развития, 2009. – 190с.
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных
материалов / Перевод с польского - Москва: Изд-во Мой мир, 2006г. – С. 35129с.
Попова О.С., Коплан Н.И. «Русские народные промыслы». - М.: 1981.
Румянцева Е.А. Украшения для девочек – Москва: Изд-во Айрис-пресс, 2008.
- 68с.
Ховорт И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества. /
Перевод с англ. О. Озеровой - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2009. - 128с.
Цецилия Лариш. Сам себе гончар - Москва: Изд-во Аркайм, 2009. – С. 5-17.
Шухова С. Поделки из всякой всячины – Москва: Изд-во «Айрис - пресс»,
2011г. - 185с.
Интернет-ресурсы
http://claycow.ru/ourproducts/claytoy - дымковская и филимоновская игрушки,
как всемирно известные;
http://www.docme.ru/doc/469169/dymkovskaya-glinyanaya-igrushka
презентация по дымковской игрушке;
https://filimonofskay-igrushka.ru/ - филимоновская игрушка;
https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9566-gzhel-istoriya-promysla-i-foto.html
Народные промыслы» Гжель - история промысла
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fschci.ru%2Fgjelskaya_rospis.ht
ml&d=1 – гжельская роспись на посуде
35

6. https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriyavozniknoveniya - хохлома как традиция.
7. https://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-lepke-lepim-milyhzhivotnyh/ - Пошаговый мастер-класс по лепке. Лепим милых животных

36

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Опрос «Правила безопасности»
Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что запрещается при работе с пластилином? (раскидывать по полу,
размазывать по столам и стульям, работать без подкладочного материала,
кидаться пластилином по кабинету, брать в рот).
2. Где должны храниться стеки, пока вы ими не работаете? (У
противоположного края стола (для правшей)).
3. Где лучше спрятаться при пожаре в школе, в шкафу, или под столом?
(Прятаться нельзя, нужно покинуть здание вместе с остальными ребятами).
4. Что нужно сделать после объявления сигнала тревоги во время занятия?
(Быстро собраться, встать в строй и организованно покинуть здание вместе с
остальными ребятами).
5. Что запрещено во время эвакуации? (Прятаться, отставать от строя,
толкаться, убегать вперед без группы).
6. По какой стороне дороги нужно двигаться при отсутствии тротуара? (По
левой).
7. Где нужно переходить дорогу? (В специально отведенном месте,
убедившись, что машины отсутствуют или пропускают вас).
Опрос «Знания о лепке»
1. Что такое предмет «Лепка»?
2. Из какого материала можно заниматься лепкой?
3. Какие инструменты нужны для лепки?
4. Какие бывают способы лепки?
5. Рассказать о способах лепки из жгута?
6. Как нужно вести себя на уроках лепки по технике безопасности с
инструментами, такими как острые стеки, ножи и т.д.?
Опрос по теме «Способы лепки»
1. Как называется искусство лепки из соленого теста? (тестопластика)
2. Как называется мечта, выдумка, нечто не существующее в реальности?
(фантазия)
3. Соразмерность, соотношение частей предмета между собой и по величине?
(пропорциональность)
4. Элементы изображения, частично выступающие над плоским фоном и
создающие выпукло-вогнутую поверхность? (рельеф)
37

5. Как называется равнозначное положение правой и левой части предмета?
(симметрия).
6. Как называется положение линии или предмета соответственно линии
горизонта? (горизонталь).
7. Способ лепки предмета из отдельных частей? (Конструктивный).
8. Вид рельефа: изображение выступает над плоскостью менее чем
наполовину. (Барельеф).
9. Кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые
движения ладонями. Назовите прием лепки. (Скатывание шариков).
10. Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть.
Название приема лепки. (Прищипывание).
11. При помощи чего нужно разогреть пластилин перед работой? (Ладони).
12. В изделиях, выполненных из какого материала, присутствует мука?
(Соленое тесто).
13. Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей получается
...(Жгут).
14. Из какой базовой фигуры можно слепить: голову, туловище, уши? (Шар).
15. Картина, выполненная из пластилиновых валиков, шариков, дисков.
Название данной технике. (Модульная.)
Опрос «Народные промыслы России»
1. Расскажите, где и когда появилась Филимоновская игрушка.
2. Какие характерные особенности имеет пластика Филимоновской
игрушки.
3. Назовите приемы лепки Филимоновской игрушки.
4. В чем схожесть и различие Филимоновской и Дымковской глиняных
игрушек?
5. Какие цвета используются в росписи Филимоновской игрушки?
6. Назовите символы и знаки, используемые в Филимоновской игрушке.
Назовите элементы росписи.
7. Где «родилась» дымковская игрушка?
8. Какие особенности есть у Дымковской игрушки?
9. Какие цвета чаще всего используют при росписи дымковской игрушки?
10. Какие узоры используют мастера при росписи дымковских игрушек?

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».