Содержание программы 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности программы, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2. Условия реализации программы 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы 3 3 3 3 4 5 5 5 5 6 6 6 6 7 7 8 8 9 9 9 10 12 12 12 14 15 Быть в гуще жизненных событий, Не пропустить больших открытий И мастерски владеть пером, А также русским языком, Быть только честным и правдивым, В своих оценках справедливым, Универсал-специалистом – Тогда зовись ты журналистом! 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1.Пояснительная записка Современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении и деятельности. В процессе совместной деятельности человек вступает в определенные общественные отношения. Кроме того, полноценное общение – условие раскрытия личности, раскрытия ее творческих возможностей, успешной трудовой деятельности. Направленность программы Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Юный журналист» имеет социально-гуманитарную направленность. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социальноэкономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал 4 свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но, как правило, они долгосрочные. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации обучающихся старшего школьного возраста и носит ознакомительный характер. Социальная значимость программы состоит в том, что она дает обучающимся возможность: познакомиться с новой интересной деятельностью, новыми знаниями; способствует развитию устной и письменной речи; научиться собирать, обрабатывать и распространять информацию; расширять свои представления о жизни общества. Отличительные особенности программы «Юный журналист» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные у подростков в ходе реализации программы объединения, могут использоваться в практической деятельности во время учебного процесса: выпуск газет. В рамках данной программы сочетаются различные виды познавательной деятельности: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая. Основной принцип обучения - «теория через практическое дело». Беседы, обсуждения, посещение редакции газеты сочетаются с постоянной практической отработкой умений и навыков. В процессе создания газеты или социального ролика, или видеоотчета обучающиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал до умения получить конечный продукт социального значения. Практическая работа предполагает встречи с интересными людьми, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по выпуску газеты или видеоролика. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Краткосрочная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста от 12 до 17 лет. 5 Характеристика возрастных категорий У подростков данного возраста уже накоплен определенный багаж знаний, они могут анализировать события, факты окружающей жизни. У детей среднего и старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому. Педагог при этом является гидом в образовательном процессе. Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость групп 12 - 17 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. Режим занятий Занятия проводятся: 2 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Общий объем ОП по учебному плану 60 часов. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы – 15 учебных недель в течение 4 календарных месяцев, необходимых для ее освоения. Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 6 Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечена всеми необходимыми для работы материалами и иллюстрациями. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия обобщающего и углубленнопознавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о журналистской деятельности; интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес; занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала; коллективные творческие работы усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей; обобщающие занятия, позволяющие проводить текущий контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. 7 Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» предусматривает следующий вид контроля текущий. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; ежедневное краткое подведение итогов; опрос; педагогический мониторинг – ведение журнала/карты достижений обучающихся. Из-за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается. 1.2 Цель программы – формирование у обучающихся представлений о деятельности журналиста как социально-значимой для общества средствами журналистской деятельности. Задачи программы: обучающие: познакомить обучающихся с основными терминами журналистики; дать представление о жанрах журналистики; познакомить со способами сбора материала; развивающие: развивать умение вести диалог; развивать умение анализировать и применять полученную информацию; развивать умение работать в команде; воспитательные: воспитывать бережное отношение к литературному слову; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученную работу; воспитывать умение давать оценку результатам своего труда. Основополагающие принципы реализации программы: принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; 8 педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); принцип постепенности погружения в проблему (нравственно– философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу). Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира. 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Основы журналистики Деловая игра «Журналист – око народное» Итого: Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля 2 1 1 педагогическое наблюдение 56 14 42 зачет 2 - 2 творческие задания 60 15 45 2.2 Учебный (тематический) план № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 Наименование разделов и тем Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Основы журналистики Профессия журналист. Понятие журналистской этики Жанры журналистики и их особенности Источники журналистской информации и правила работы с ними Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля 2 1 1 педагогическое наблюдение 56 14 42 6 2 4 12 4 8 16 4 12 Подготовка и проведение интервью 22 4 18 зачет педагогическое наблюдение, творческие задания педагогическое наблюдение, творческие задания педагогическое наблюдение, творческие задания педагогическое наблюдение, тренинг Деловая игра «Журналист – око народное» Итого: 2 - 2 60 15 45 творческие задания Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика 9 Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Теория. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструктаж по ПБ. Практика. Игровая программа «Будем знакомы» Раздел 2. Основы журналистики Тема 2.1 Профессия журналист. Понятие журналистской этики Теория. Журналистские термины и понятия, составление глоссария. Нравственноэтические основы журналисткой деятельности. Права и обязанности журналиста. Миссия журналиста. Практика. Работа с журналистским инструментарием: блокнот, диктофон (эксплуатация, технология расшифровки аудиозаписи, композиция ответов, стилистическая обработка ответов), фотоаппарат. Игра «Радиоэфир», «Телеэфир». Упражнение на развитие умения понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Встреча с журналистом. Тема 2.2 Жанры журналистики и их особенности Теория. Знакомство с жанрами журналистики и их особенности: заметка, статья, обзор печати, репортаж, очерк, фельетон, отзыв, рецензия. Практика. Работа с прессой (обзор, анализ, сбор материала, редактирование текста и пр.). Самостоятельная работа: написать новостную заметку. Тема 2.3 Источники журналистской информации и правила работы с ними Теория. Требования к информации. Источники информации. Как придумывать заголовки и писать лиды. Практика. Работа с информацией. Написать лид и придумать 5 заголовков. Тема 2.4 Подготовка и проведение интервью Теория. 16 основных правил интервью. Правила оформления. Практика. Тренинг «Берем интервью» Тема 3 Деловая игра «Журналист – око народное» Практика. Деловая игра «Журналист – око народное» Планируемые результаты реализации программы: предметные: будут знать основные термины журналистики; будут иметь представление о жанрах журналистики; будут знать способы сбора материала; метапредметные: научаться вести диалог; научаться анализировать и применять полученную информацию; 10 научаться работать в команде; личностные: будут бережно относиться к литературному слову; будут сформированы трудолюбие, ответственность за порученную работу; будет сформировано умение давать самооценку результатам своего труда. 11 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Окончание занятий 15 30 4 60 16 сентября 2024 г. 28 декабря 2024 г. 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение: материально - технические условия: занятия проводятся в просторных помещениях, соответствующих требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Помещения с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному освещению. материально-техническое оснащение занятий: компьютер/ноутбук, копировальная техника, принтер, аудиотехника. Канцелярские товары. Фотоаппарат. Кадровое обеспечение Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей. Методические материалы: Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам: «Жанры журналистики», «Журналистская этика», «Работа журналиста с инструментарием». Информационно дидактические материалы: примерные конспекты занятий; разработки дискуссионных и конкурсных программ. 12 Контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения текущего контроля. Методическое обеспечение программы Название раздела Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал Занятия проводятся в просторном помещениях, соответствующих требованиям ОТ, ПБ, санитарным нормам. Материально-техническое Жанры журналистики оснащение: и их особенности компьютер, копировальная техника, аудиотехника. Канцелярские товары. Источники Фотоаппарат. журналистской Презентации по темам: информации и «Жанры журналистики»; правила работы с «Журналистская этика»; ними «Работа журналиста с инструментарием». ИнформационноПодготовка и проведение интервью дидактические материалы: примерные конспекты занятий; разработки Деловая игра дискуссионных и «Журналист – око конкурсных программ; народное» материалы для проведения текущего контроля. Профессия журналист. Понятие журналистской этики Формы, методы, приемы обучения Педагогические технологии Формы занятий: групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная. Методы и приемы обучения: словесный, исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, создание психологически благоприятной атмосферы; доброжелательность. Педагогические технологии: личностноориентированное обучение, КТД, коммуникативная, здоровьесберегающая. Формы учебного занятия комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное 13 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» предусматривает следующий вид контроля текущий. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; ежедневное краткое подведение итогов; опрос; творческие задания. Из-за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается. 14 4. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая 15 детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Ахмадулин, Е. Краткий курс теории журналистики / Е. Ахмадулин. - Ростов-наДону: Феникс, 2016. – 213 с. 2. Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст]/Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с. 3. Григорян М.В. Пособие по журналистике. Практические советы. – М., «Права человека», 2007. – 192с. 4. Кемарская, И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И. Н. Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с. 5. Корконосенко.С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. 6. Мирошниченко, М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009. 7. Спирина, Н.А. Журналистика в школе.8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010. 8. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-наДону: Изд-во ЦВВР, 2012. 9. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М., 2010. – 58с. Список литературы для обучающихся 1. Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997. 2. Лукина М.Н. Технология интервью. – М., 2003. 3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., РИП-холдинг, 2003. Список литературы для родителей 1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М., Издво МГУ, 1995. 2. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2007. Интернет-источники: 1. www.proshkolu.ru 2. www.testoch.com 3. www.festival.1september.ru 4. www.nsportal.ru 5. www.uroki.net 16