Калейдоскоп полный скан

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности программы, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принцип формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
Формы обучения и виды занятий
Формы подведения итогов реализации программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Цель и задачи 1 модуль
2.2.1 Учебный (тематический) план, 1 модуль
Содержание учебного плана, 1 модуль
Планируемые результаты освоения 1 модуля
2.3 Цель и задачи 2 модуль
2.3.1 Учебный (тематический) план, 2 модуль
Содержание учебного плана, 2 модуль
Планируемые результаты освоения 2 модуля
2.4 Цель и задачи 3 модуль
2.4.1 Учебный (тематический) план, 3 модуль
Содержание учебного плана, 3 модуль
Планируемые результаты освоения 3 модуля
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
5
5
5
6
6
7
7
7
8
8
9
10
10
13
13
14
15
15
17
19
19
20
20
22
22
23
24
26
26
26
29
31
34

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир
должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим
научить его читать и писать. Да, от того, как
будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на
первую ступеньку лестницы познания, что он будет
переживать, зависит весь его дальнейший путь к
знаниям.
В. А. Сухомлинский

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими,
инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные
решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый, способный
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; способный принимать
свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на
красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются
особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и
анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности
и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Место программы в образовательном процессе. Образовательная
программа «Калейдоскоп» является составной частью социально-гуманитарной
направленности образования детей в учреждении дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп» разработана
в
соответствии
с
основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».

4

Актуальность программы «Калейдоскоп» обусловлена запросом со
стороны родителей и общеобразовательных организаций на создание условий для
многогранного развития младших школьников, для получения ими социального
опыта, формирования принимаемой обществом системы ценностей и
социализации в свободное от учёбы время.
Создание
воспитывающей
среды
при
реализации
программы
«Калейдоскоп» обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных
интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, способной на социально значимую практическую
деятельность и реализацию творческих инициатив, а также позволяет
познакомиться с различными направлениями работы Центра, что в дальнейшем
скажется положительно на самоопределении каждого ребенка.
Социальная значимость программы объясняется тем, что дети
целенаправленно включены в разнообразную деятельность; весь процесс
способствует развитию личностных качеств и разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на
уроках. Идет систематическое развитие у детей интереса к различным видам
деятельности, привлечение к активному участию в продуктивной деятельности, и
самостоятельной организации своего свободного времени.
Отличительные особенности:
 программа состоит из 3 модулей (относительно самостоятельных
направлений работы), каждый из которых предполагает организацию
определённого вида деятельности младших школьников и направлено на решение
своих собственных педагогических задач; дети получают возможность
разнообразной «пробы сил» в различных видах деятельности;
 каждый вид деятельности (творческой, познавательной, учебноисследовательской, проектной, игровой и др.) обогащает опыт коллективного
взаимодействия младших школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный эффект;
 реализация программы позволяет ребенку каждое занятие развиваться
физически, закреплять и расширять знания, заниматься творчеством, применять
полученные знания на практике при решении поставленных задач;
 предусмотрен индивидуальный подход к обучению и развитию каждого
ребенка в соответствии с его интересами и способностями.
Новизна программы заключается в том, что программа «Калейдоскоп»
представляет собой вариант комплексной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, соединяющей отдельные направления внеурочной
5

деятельности младших школьников и реализуется в рамках дополнительного
образования на базе МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Программа способствует
формированию мотивации обучающихся на обучение в системе дополнительного
образования, позволяет детям «попробовать свои силы» в освоении сразу
нескольких блоков:
 социально-гуманитарная направленность – «Книжкины друзья»,
«Хорошо играть с друзьями», «Театральное искусство».
Ведущие педагогические идеи, на которых базируется образовательная
программа «Калейдоскоп»:
 гуманизация образования – ориентация на личность ребенка, на
максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет
человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными
ценностями;
 демократизация образования – идея о предоставлении участникам
педагогического
процесса
определенных
свобод
для
саморазвития,
саморегуляции, самоопределения.
 развивающее и воспитывающее обучение, ориентировано не на знания,
умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств
развивающейся личности.
 сотрудничество, неформальное общение, сотворчество педагогов и
обучающихся.
 творческий подход, непрерывный поиск и проверка содержания, форм и
методов обучения и воспитания.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся. Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа «Калейдоскоп» ориентирована на детей младшего
школьного возраста от 6 до 9 лет, проявляющих интерес и желание заниматься
именно этим видом деятельности и способность к систематическим занятиям.
Характеристика возрастных категорий
6 – 7 лет - в этом возрасте ведущий вид деятельности – игра. Его восприятие
становится
более
совершенным,
осмысленным,
целенаправленным,
анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти и
интенсивного роста словарного состава речи. Развивается звуковая сторона и
грамматический строй речи. Для этого возраста характерно в целом спокойная
эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по
незначительным поводам. Самым важным личностным механизмом считается
6

соподчинение мотивов. Дети в этом возрасте начинают усваивать этические
нормы поведение, принятые в обществе.
8-9 лет - в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей,
доминирующей функцией – мышление. Завершается переход от наглядно образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного
возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Развивающий интеллект создаёт возможность устанавливать связи между
элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях –
произвольности и осмысленности. В два раза увеличивается объём внимания,
повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 8 - 10 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся:
 2 раз в неделю по 2 академических часа;
Продолжительность 1 академического часа – 30 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
По учебному плану:
 1 модуль составляет 48 часов;
 2 модуль составляет 48 часов;
 3 модуль составляет 48 часов.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев необходимых
для ее освоения.

7

Уровень программы
Программа соответствует стартовому уровню сложности, т.к. идет
знакомство с определенными видами деятельности и формирование мотивации к
их овладению.
Программа предназначена для реализации в одном отдельно взятом
коллективе в условиях группы продлённого дня.
Формы обучения и виды занятий
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные
занятия
обобщающего
и
углубляюще–
познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются
обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей,
закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств;
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня,
представляя свои творческие работы;
 праздники: День Земли, День воды, День Птиц и др.;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
8

Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
 познавательные игры, викторины;
 выставки, конкурсы, праздники, презентация творческих работ;
 тесты (по прохождении каждого раздела);
 анкеты (в начале и в конце учебного года).
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в выставках. Все работы учащихся заносятся в журнал учёта
готовых изделий.
Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение (на каждом
модуле).
 промежуточная аттестация проводится (карта наблюдений за
результатами обучения на каждом модуле).
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по каждому модулю программы (карта достижений обучающихся).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.

9

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
формирование общей культуры и мотивации на обучение в системе
дополнительного образования и организация содержательного досуга
посредством занятий в Центре дополнительного образования «Галактика».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 способствовать формированию представления у обучающихся о
направленностях системы дополнительного образования;
 формировать знания в различных видах деятельности (театральное
искусство, литературное чтение, познавательные навыки игры и т.д.);
развивающие:
 развивать рефлексивные способности обучающихся;

развивать эстетический и художественный вкус, внимательность и
наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;
воспитательные:
 подготовить к осознанному выбору индивидуальной образовательной
траектории;
 воспитывать
трудолюбие,
целеустремлённость,
усидчивость,
аккуратность;
 формировать активную жизненную позицию, толерантность.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 принцип научности предполагает знакомство обучающихся с
совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной форме,
использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности - постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;
 принцип систематичности - непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
 принцип гуманизма - утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
10

 принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности,
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка, создание
эмоционально-комфортного климата в социальной среде;
 принцип дифференциации образования - ориентация на личностные
интересы,
потребности,
способности,
а
также
физиологические,
интеллектуальные и другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых;
 принцип креативности - создание всех условий для развития творческой
личности;
 принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на положительное в
ребенке, на сильные стороны его личности;
 принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 игровые технологии;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровьесберегающие технологии», где
целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
11

 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.

12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Название модуля и занятий
1 модуль
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
1.
программа «Давайте познакомимся»
2. Здравствуй, книга!
Игровая программа «По страницам любимых
3.
книг»

Кол-во часов
В
Т
П

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

44

19

25

педагогическое
наблюдение
конкурс чтецов

2

-

2

конкурс, зачет

Итого на 1 модуле: 48 часов
2 модуль
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
1.
программа «Давайте познакомимся»
Играем вместе, играем дружно - на нашей
2.
планете ссориться не нужно
3. Игровая программа «Игры народов мира»
3 модуль
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
1.
программа «Давайте познакомимся»
2. Основы театральной культуры
Техника и культура речи
3.
4. Актерское мастерство
5. Игровая программа «Театральные посиделки»

2

1

1

педагогическое
наблюдение

44

-

44

конкурс

2

-

2

1

12
14
18
2

2
конкурс
Итого на 2 модуле: 48 часов

педагогическое
наблюдение
6
6
конкурс
4
10 конкурс
4
14 концерт
2
творческие задания
Итого на 3 модуле: 48 часов
Итого по программе: 144 часа
1

13

2.2 Цель 1-ого модуля программы - привитие потребности в
систематическом чтении детской художественной литературы для развития
творческого мышления, познавательных интересов и способностей обучающихся.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
образовательные:
 знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее
структурой, видами, жанрами, темами;
 формировать первичные представления об особенностях произведений и
творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
 учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста;
 побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
 прививать интерес к положительным героям произведений;
 поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к
нему;
развивающие:
 развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной
литературы;
 развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о
существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя;
 развивать воображение, литературно-творческие способности, речь
память, мышление обучающихся;
воспитательные:
 воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведения;
 формировать готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание
критически мыслящего, творческого читателя);
 сформировать готовность к рациональному выбору книг (воспитание
разборчивого читателя);
 содействовать, всеми формами и методами, воспитанию всесторонне
развитой личности, создавать максимально благоприятные условия для ее
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития;
 воспитывать литературно-художественный вкус;
 воспитывать у детей потребность к самостоятельной работе над
культурой своей речи и речевого общения.

14

2.2.1 Учебный тематический план 1 модуль «Книжкины друзья»
(разработан на основе ДООП «Вместе с книгой мы растем»)
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Здравствуй, книга!

2

1

1

44

19

25

2.1

Беседа о бережном отношении к книге

2

1

1

2.2

Виртуальная экскурсия в библиотеку

2

1

1

2.3

Конкурс рисунков «Моя любимая книжка»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его
Балде»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях»

2

-

2

Формы
аттестации/контроля
педагогическое
наблюдение
конкурс чтецов
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
творческое задание

4

2

2

творческое задание

4

2

2

творческое задание

2.6

Г.Х. Андерсен «Царевна-лягушка»

4

2

2

2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
В. Бианки «Как муравьишка домой добирался»
Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

4
4
4
4
4
2

2
2
2
2
2
1

2
2
2
2
2
1

2.13

Викторина «Сказочное поле чудес»

2

-

2

2

-

2

2

-

2

48

20

28

Название модуля и занятий
1
2

2.4
2.5

2.14
3

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный
герой».
Игровая программа «По страницам любимых
книг»
ИТОГО:

Кол-во часов
В
Т
П

практическое
задание
творческое задание
творческое задание
творческое задание
творческое задание
творческое задание
творческое задание
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс, зачет

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
познакомимся»
Теория. Введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний вид
обучающихся. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время
образовательного процесса. Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и
отношения между обучающимися в коллективе. Инструктаж по ПБ.
Практика. Игровая программа на знакомство и сплочение коллектива.
2. Здравствуй, книга!
2.1 Беседа о бережном отношении к книге
Теория. Как надо обращаться с книгой.
Практика. Составить рассказ «Как я обращаюсь с книжками» и «Правила
пользования книгой».
2.2 Виртуальная экскурсия в библиотеку
Теория. Знакомство детей с библиотекой, правилами обращения с книгой,
15

правилами пользования библиотекой, правилами поведения в библиотеке.
Понятие «художественная литература». Роль художественной литературы в
жизни человека.
Практика. Игровая программа «Я пришел в библиотеку».
2.3 Конкурс рисунков «Моя любимая книжка»
Практика. Рисуем персонажи своих любимых книжек. Выставка.
2.4 А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина. Прослушивание
сказки.
Практика. Инсценирование небольших сцен из сказки.
2.5 А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Теория. Прослушивание сказки.
Практика. Чтение по ролям. Инсценирование небольших сцен из сказки.
2.6 Г.Х. Андерсен «Царевна-лягушка»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством Г.Х. Андерсена. Прослушивание
сказки.
Практика. Пересказ сказки.
2.7 К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством К.И. Чуковского.
Прослушивание сказки.
Практика. Праздник, посвящённый творчеству К.И. Чуковского «В гостях у
дедушки Корнея».
2.8 В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством В.Ю. Драгунского
Прослушивание произведения.
Практика. Пересказ по ролям. Развитие творческих способностей
2.9 П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством П.П. Бажова. Прослушивание
произведения.
Практика. Чтение по ролям. Развитие творческих способностей.
2.10 В. Бианки «Как муравьишка домой добирался»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством В. Бианки. Прослушивание
произведения.
Практика. Пересказ произведения. Чтение по ролям.
2.11 Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством Э.Н. Успенского.
Прослушивание произведения.
Практика. Пересказ произведения. Рассуждение о плохих и хороших поступках,
о дружбе.

16

2.12 С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Теория. Знакомство с биографией и творчеством С. Маршака. Прослушивание
произведения.
Практика. Рассуждение о поступке неизвестного героя.
2.13 Викторина «Сказочное поле чудес»
Практика. Викторина, творческие задания.
2.14 Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Практика. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
3. Игровая программа «По страницам любимых книг»
Практика. Конкурсная игра путешествие «По страницам любимых книг».
Планируемые результаты освоения 1 модуля образовательной
программы:
личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
 основы читательской культуры, литературного вкуса;
 умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия,
сопереживать героям произведения;
 готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически
мыслящего, творческого читателя);
 чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться
хорошей концовке, «победе» положительного героя);
 готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого
читателя);
 созданы максимально благоприятные условия для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития всесторонне развитой
личности;
 литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать
настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность,
красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
 потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи и
речевого общения;
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению других;
 нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,
способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации читательской деятельности);
17

 толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества);
метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
У обучающихся будет
 развит устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной
литературы;
 развито желание узнавать из книг об окружающем мире, о
существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя;
 развито воображение, литературно-творческие способности, речь
память, мышление обучающихся;
 развито умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать
народные сказки;
предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в литературнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета.
Обучающиеся:
 будут знать диалогическую и монологическую формы речи;
 будут знать детскую литературу как явление культуры, ее структуру,
виды, жанры, темы;
 будут знать особенности произведений и творчество известных русских
и зарубежных детских писателей;
 будут уметь самостоятельно и последовательно передавать содержание
текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для
 литературного произведения;
 будут сформированы читательские умения, необходимые для
 квалифицированной читательской деятельности;
 будет привит интерес к положительным героям произведений;
будут проявлять желание слушать произведение, рассматривать
иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять
желание «прочитать» произведение еще раз.

18

2.3 Цель 2 модуля программы - развитие познавательных способностей и
игровых умений обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
образовательные:
 познакомить обучающихся с разнообразием игр, обучить настольно –
печатным играм;
 научить самостоятельно организовывать свой досуг и досуг сверстников;
 формировать умение самостоятельно организовывать игры;
 обучить детей правилам и нормам поведения в современной игре;
развивающие:
 развитие
коммуникативных
умений:
умение
общаться
и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 развивать интерес у детей к различным видам игр;
 развивать познавательную, двигательную и творческую активность
детей;
 развивать в процессе игры сообразительность, умение самостоятельно
решать поставленную задачу, развивать внимание, наблюдательность;
воспитательные:
 формировать социальный опыт средствами игровой деятельности;
 воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
 совершенствовать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
 воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и
поступки других играющих;
 воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение
придерживаться правилам игры;
 воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к своим сверстникам.
2.3.1 Учебный тематический план 2 модуль «Хорошо играть с
друзьями» (разработан на основе ДООП «Играем вместе»)
Название модуля и занятий
1
2

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Играем вместе, играем дружно - на нашей
планете ссориться не нужно

Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

44

-

44

2.1

Подвижные игры

12

-

12

2.2

Настольные игры

12

-

12

2.3

Интеллектуально-творческие игры

10

-

10

Формы
аттестации/контроля
педагогическое
наблюдение
конкурс
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
19

2.4
3

Дидактические игры

10

-

10

Игровая программа «Игры народов мира»
ИТОГО:

2
48

1

2
47

наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
познакомимся»
Теория. Введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний вид
обучающихся. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время
образовательного процесса. Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и
отношения между обучающимися в коллективе. Инструктаж по ПБ.
Практика. Игровая программа на знакомство и сплочение коллектива.
2. Играем вместе, играем дружно - на нашей планете ссориться не нужно
2.1 Подвижные игры
Практика. Подвижные игры.
2.2 Настольные игры
Практика. Настольные игры.
2.3 Интеллектуально-творческие игры
Практика. Интеллектуально-творческие игры.
2.4 Дидактические игры
Практика. Дидактические игры и задания.
3. Игровая программа «Игры народов мира»
Практика. Игровая программа «Игры народов мира».
Планируемые результаты освоения 2 модуля образовательной
программы:
предметные:
 обучающиеся знают разнообразные игры;
 самостоятельно организовывают свой досуг свой досуг и досуг
сверстников;
 применяет полученные знания и умения в практической деятельности;
 сформировано умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
сформировано социальное представление детей о нормах поведения в игре;
метапредметные:
 развиты предметно – деятельностные психические функции: внимание,
память, мышление, воображение;
 развиты общеинтеллектуальные умения;
 развиты коммуникативные способности, навыки общения со
сверстниками и взрослыми;
20

пополнен словарный запас и активно используется в своей игровой деятельности;
личностные:
 проявляет любовь и уважение к истории России, родного края, городу, к
традициям народов Российской Федерации;
 сформировано доброжелательное отношение друг к другу;
 сформированы детская инициативность, творчество, активность;
 умеет общаться со сверстниками и взрослыми;
 умеет оценивать свои поступки и поступки других играющих;
 умеет придерживаться правил игры;
 проявляет культуру общения культуру общения, эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность к своим сверстникам.

21

2.4 Цель 3 модуля программы - формирование у обучающихся интереса к
театральному творчеству.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
обучающие:
 познакомить с историей зарождения театрального искусства;
 помочь в овладении теоретическими знаниями, в области театральной
деятельности;
развивающие:
 развить познавательные процессы: внимание, воображение, память;
 развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику;
 развить творческие способности;
 активизировать познавательные интересы;
воспитательные:
 приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству;
 воспитать эстетический вкус;
 сформировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему
миру; адекватную оценку окружающих.
2.4.1 Учебный тематический план 3 модуль «Театральное искусство»
(разработан на основе ДООП «Театральный калейдоскоп»)
Кол-во часов
В
Т
П

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
конкурс
педагогическое
наблюдение
кроссворд
викторина
инсценировка
тест
творческое задание
конкурс
речевые
упражнения

№

Наименование тем

1.

2

1

1

2.

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте познакомимся»
Основы театральной культуры

12

6

6

2.1

Зарождение искусства

2

1

1

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.

Театр как вид искусства
Театр Древней Греции
Русский народный театр
Театр и зритель
Театральное закулисье
Техника и культура речи

2
2
2
2
2
14

1
1
1
1
1
4

1
1
1
1
1
10

3.1

Речевой тренинг

6

2

4

3.2

8

2

6

конкурс чтецов

4.

Работа над литературно - художественным
произведением
Актерское мастерство

18

4

14

4.1

Организация внимания, воображения, памяти

6

2

4

4.2
4.3
5.

Сценическое действие
Творческая мастерская
Игровая программа «Театральные

6
6
2

2
-

4
6
2

концерт
педагогическое
наблюдение
этюд, миниатюра
творческие задания
творческие задания
22

посиделки»
ИТОГО:

48

15

33

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
познакомимся»
Теория. Введение в программу «Театральное искусство». Беседа о поведении
обучающихся на занятиях.
Практика. Игровая программа «Давайте познакомимся».
2. Основы театральной культуры
2.1. Зарождение искусства
Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.
Просмотр презентации, видеофильма.
Практика. Игра «Путешествие на машине времени».
2.2. Театр как вид искусства
Теория. Виды искусства. Театр как вид искусства. Особенности театрального
искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры
театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».
Практика. Просмотр отрывков из спектаклей.
2.3. Театр Древней Греции
Теория. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого
театра. Маски древнегреческого театра. Драматургия Древней Греции. Основные
жанры. Презентация «Театр Древней Греции».
Практика. Чтение отрывков из драматургических текстов.
2.4. Русский народный театр
Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный,
школьный театр. Создание профессионального театра. Презентация «Русский
народный театр».
Практика. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья и
кукольного театра.
2.5.Театр и зритель
Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ
постановки.
Практика. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля.
2.6. Театральное закулисье
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные
профессии. Просмотр презентации «В театре».
Практика. Творческая мастерская «Мы - художники».
3. Техника и культура речи
3.1. Речевой тренинг
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
23

Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.
Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса.
Полетность голоса.
Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная
гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения.
Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки,
скороговорки, потешки, небылицы, стихи.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением
Теория.
Орфоэпия.
Нормы
произношения.
Говорим
правильно.
Логикоинтонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над
выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой
работы. Конкурс чтецов.
4. Актерское мастерство
4.1 Организация внимания, воображения, памяти
Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов.
Развитие фантазии и воображения.
Практика. Актерский тренинг: общеразвивающие и театральные игры и
упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
4.2 Сценическое действие
Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Этюд. Виды этюдов.
Элементы бессловесного действия. Театральные термины.
Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды.
Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и
обсуждение.
4.3 Творческая мастерская
Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием
образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и
грим. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита,
костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
5. Игровая программа «Театральные посиделки»
Практика. Игровая программа «Театральные посиделки». Подведение итогов
обучения. Лучшие творческие работы за год. Награждение.
Планируемые результаты освоения 3 модуля образовательной
программы:
предметные результаты:
 будут знакомы с историй зарождения театрального искусства;
24

 будут знакомы с видами театрального искусства и основам актёрского
мастерства;
 будут понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
метапредметные результаты:
 овладеют навыками выразительного чтения заданного текста;
 будут развиты: речевое дыхание и правильная артикуляция;
 будут проявлять индивидуальные творческие способности при
сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании;
 научатся планировать свои действия на отдельных этапах работы над
пьесой;
 научатся осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 научатся договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, приходить к общему решению;
 научатся анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
 научатся умению выражать разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
личностные результаты:
 будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками и
доброжелательное отношение к ним, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению окружающих;
 будет сформирована целостность взгляда на мир средствами
литературных произведений;
 будут сформированы: этические чувства, эстетические потребности,
ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
 будет сформировано осознанное желание заниматься театральным
искусством для личного развития.

25

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря 2023 – 8 января 2024
31 мая 2024

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Материально-технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для
хранения наглядного материала, стеллажами, с магнитной доской для письма и
демонстрации наглядного материала;
 хореографический кабинет с зеркалами;
 мультимедийное оборудование (компьютер, проектор).
Материально-техническое оснащение занятий:
 маркеры для магнитной белой доски (красный, черный, зеленый, синий);
 театральные принадлежности и декорации;
 библиотека литературных произведений;
 настольные игры;
 спортивный инвентарь.
Кадровое обеспечение
В реализации данной программы принимает участие педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и
квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и
психологии, обладающий знаниями и навыками для реализации данной
образовательной программы.
26

Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Название
раздела, темы

Материально-техническое Формы, методы, приемы обучения.
оснащение, дидактикоПедагогические технологии
методический материал
1 модуль
Вводное занятие. Отдельный кабинет с
Формы обучения: групповая,
Инструктаж по
рабочими столами,
индивидуально-групповая,
ПБ. Игровая
стульями, шкафами, для
фронтальная;
программа
хранения наглядного
методы и приемы обучения:
«Давайте
материала, компьютер,
словесный, исследовательский,
познакомимся»
мультимедийное
иллюстративный, репродуктивный,
оборудование, детская
проблемный;
Здравствуй,
художественная
педагогические технологии:
книга!
литература, детская
личностно-ориентированное
познавательная
обучение, КТД, игровая,
литература, аудиокниги,
коммуникативная,
примерные конспекты
здоровьесберегающая.
занятий,
сценарии
Игровая
мероприятий,
программа «По
демонстрационный
страницам
любимых книг» материал, тематические
картотеки, биографии
детских писателей,
портреты, канцелярские
принадлежности.
2 модуль
Играем вместе,
Формы обучения: индивидуальноОтдельный кабинет с
играем дружно групповая, групповая;
рабочими столами,
на нашей
приемы и методы: словесный,
стульями, шкафами, для
планете
наглядный, практический,
хранения наглядного
ссориться не
частично-поисковый,
материала, колонки,
нужно
эмоциональный, рефлексивный,
мультимедийное
педагогические технологии:
Игровая
оборудование.
развивающего обучения, КТД,
программа
Раздаточный материал,
проблемного обучения, игровые,
«Игры народов
настольные игры,
информационно-коммуникативные,
мира»
спортинвентарь.
здоровьесберегающие.
3 модуль
Основы
Формы обучения: индивидуальная,
Отдельный кабинет –
театральной
индивидуально-групповая,
просторный, с
культуры
групповая;
минимальным
приемы и методы: словесный,
Техника и
количеством мебели;
наглядный, практический,
культура речи
мультимедийное
частично исследовательский,
Актерское
оборудование;
частично-поисковый,
мастерство
звуковая аппаратура;
эмоциональный, рефлексивный;
декорации, костюмы,
педагогические технологии:
Игровая
наглядные пособия,
развивающего обучения, КТД,
программа
видеоматериал,
проблемного обучения; игровые,
«Театральные
презентации, музыкальная
информационно-коммуникативные,
посиделки»
фонотека.
здоровьесберегающие.

Формы
учебного
занятия

комплексное

комплексное

игровое

комплексное

игровое

комплексное
комплексное
творческая
мастерская

игровое

27

Методические материалы, средства обучения и воспитания
 Примерные конспекты занятий.
 Методические рекомендации по организации и проведению занятий по
каждому модулю.
 Разработки сценариев мероприятий и конкурсов.
 Конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов.
Цифровые образовательные ресурсы:
презентации по темам:
 введение в актерское мастерство;
 специфика театрального (актерского) искусства;
 основы актерского мастерства и театральной культуры;
 театральные профессии;
 устройство сцены и зрительного зала;
 сценическое движение;
 «Игры народов Урала»;
 «Игра городки»;
 «Домашние животные»;
 «Дикие животные»;
 «Правила дорожного движения»;
 «Детям о писателях»;
 «Библиотека – дом книги»;
 «Как выбрать книгу в библиотеке»;
 «Книжки-малышки».
аудиокниги:
 http://hyaenidae.narod.ru/
 http://www.rodon.org/other/rnsoj.htm
 https://frigato.ru/basni/
 https://skazochki.info/skazki/russkie-narodnye-skazki
 http://papinsait.ru
 http://lukoshko.net
 https://www.miloliza.com
 http://barto.su
Информационно дидактические материалы:
 демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
 тематические картотеки: «стихи», «загадки», «сказки»;
 биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по
организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
 инструкции с правилами игр;
 раздаточный материал для проведения интеллектуально-творческих и
28

дидактических игр.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного
образования, путем наблюдения за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений
детей в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивномодельной деятельности;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя
несколько модулей: развитие саморегуляции и произвольности, развитие памяти,
развитие восприятия, развитие воображения, развитие свойств и видов внимания,
развитие коммуникативных навыков и умений, развитие мышления
(мыслительные операции). Для сбора диагностических данных используется
метод педагогического наблюдения.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3бальной системе:
 высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на
вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам
замечает ее и сразу исправляет;
 средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет
задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении
незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку
взрослым, сам исправляет ее;
 низкий (критический) – ребенок справляется только с частью заданий,
ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам
их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.
Критерии вносятся в диагностические карты. Таким образом, в
диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения
29

обучающихся в качественном выражении, что позволяет определить
индивидуальное своеобразие развития каждого и тем самым избежать попыток
подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт, обесценив его
индивидуальность и творческие способности.
Для отслеживания результатов также создаются диагностические таблицы:
 педагогического наблюдения;
 личных бесед с детьми и их родителями;
 анализа продуктов деятельности детей;
 итогового занятия в виде викторины, игровой программы или досуга праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметной области
ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Фонд оценочных средств
Для определения качества освоения обучающимися материала по
программе используются следующие оценочные средства:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп» (Приложение
1. Таблица 1);
 мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Калейдоскоп» (Приложение 1. Таблица 2).

30

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

31

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога:
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2011. – 125 с.
2. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий,
учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.
3. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у
младших школьников: практические задания и упражнения, издательство,
Волгоград: «Учитель», 2010.
4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4
класс. – М.: Баласс, 2013. – 48с.
5. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4
класс. – М.: Баласс, 2013. – 48 с.
6. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., МозаикаСинтез, 2009
7. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История
зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. 400 с.
8. Гурович Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. –
СПб: Питер, 1996.
9. Князева О.Л., М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004
10. Контвайнис, В. Подвижные игры [Текст]: методические рекомендации / В.
Контвайнис, С. Станкявичус / пер. с литовского Р.А. Василевский, спец. редакция
канд. пед. наук В.П. Иващенко. – М.: 1990
11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003
12. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно-методическое
пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.
13. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с.
14. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и
юношеских театров»), 2011. – 160 с.
15. Система Станиславского. Работа актёра над собой. Процесс переживания.
ВЕРЮ! (Золотой фонд актерского искусства. Классический учебник актерского
мастерства. ЭКСМО Москва 2013г. - 448с.)
16. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
32

17. Сорокина Н. Ф.
Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед.
доп.обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.
Список литературы для детей:
1. Андерсен, Х. К. Дюймовочка [Текст] / Х. К. Андерсен перевод с датского. – М.:
Просвещение, 1987. – 271с.
2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4
класс. – М.: Баласс, 2013. – 48с.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей. – М. ООО
«Попурри», 2017. – 352с.
4. Маршак С.Я., Михалков С.В., Усачев А.А., Барто А.Л. Волшебные новогодние
стихи, песенки, загадки, игралки. Изд.: – М.: Малыш, 2018. -64с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]: сост., авт. Вступ. ст.,
коммент. и слов. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
6. Сказки русских писателей [Текст]: Вступит. статья, сост., и коммент. В. П.
Аникина. - М.: Детская литература, 1983. – 687 с.
7. Чуковский, К. И. Стихи и сказки [Текст]: / К. Чуковский. – М.: Детская
литература, 1981. – 638 с.
Интернет-ресурсы:
http://hyaenidae.narod.ru/
http://www.rodon.org/other/rnsoj.htm
https://frigato.ru/basni/
https://skazochki.info/skazki/russkie-narodnye-skazki
http://papinsait.ru
http://lukoshko.net
https://www.miloliza.com
http://barto.su
Журнал педагог
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/prevu.php?razdel=doshkolnoe&p=1
Кроссворды для детей по лексическим темам
http://ps-log.86sch2-sov.edusite.ru/p41aa1.html
Логические задания https://childdevelop.ru/worksheets/tag-cross-read-sortpop/
Онлайн занятия. «Логик лайк» Развитие мышления и кругозора
https://logiclike.com/2.0/cabinet/course/logic
Занимательные задания для родителя и ребенка http://rostok-cher.ru/i-am-aparent/a-note-to-parents/80-riddles-about-animalshttp://rostok-cher.ru/obuchalochka
Игры на смекалку https://doshkolnuk.com/deski-igry
Считалочки – игры http://mamaclub.ru/schitalki/

33

Приложение 1. Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Калейдоскоп»
Показатели
(оцениваемые параметры)
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебного плана
программы)
2. Владение специальной
терминологией

Кол-во
Методы
баллов диагностик
Соответствие теоретических минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
наблюдение,
знаний ребенка программным объема знаний, предусмотренных программой);
тестирование,
требованиям;
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет
5
контрольный
Осмысленность и
более 1/2);
опрос,
правильность использования максимальный уровень (ребенок освоил практически
10
собеседование
специальной терминологии
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период).
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает
1
употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную
5
терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины
10
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием)
II. Практическая под готовка ребенка: Соответствие практических
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
контрольные
1.Практические умения и навыки,
умений и навыков
предусмотренных умений и навыков);
задания
предусмотренные программой (по
программным требованиям
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков
5
основным разделам учебного плана
Отсутствие затруднений в
составляет более 1/2);
программы)
использовании специального максимальный уровень (ребенок овладел практически
10
2.Владение специальным
оборудования и оснащения
всеми умениями и навыками, предусмотренными
оборудованием и оснащением
Креативность в выполнении
программой за конкретный период).
3.Творческие навыки
практических заданий
минимальный уровень умений (ребенок испытывает
1
контрольные
серьезные затруднения при работе с оборудованием);
задания
средний уровень (работает с оборудованием с
5
помощью педагога);
максимальный уровень (работает с оборудованием
10
самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
начальный (элементарный) уровень развития
1
контрольные
Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

34

креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном
задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет практические задания
с элементами творчества)
III. Обшеучебные умения и навыки
Адекватность восприятия
минимальный
уровень
умений
(обучающийся
ребенка:
информации, идущей от
испытывает серьезные затруднения при восприятии
3. Учебно-коммуникативные умения: педагога
информации, идущей от педагога,);
3.1.1 Умение слушать и слышать
Свобода владения и подачи
средний уровень (обучающийся испытывает
педагога
обучающимся
незначительные затруднения при восприятии
3.1.2 Умение выступать перед
подготовленной информации информации, идущей от педагога,)
аудиторией
Самостоятельность в
максимальный уровень (адекватное восприятие
3.1.3. Умение вести полемику,
построении дискуссионного
информации, идущей от педагога)
участвовать в дискуссии
выступления, логика в
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
4. Учебно-организационные умения и построении доказательств
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
навыки:
Способность самостоятельно объема навыков соблюдения правил безопасности,
4.1.1. Умение организовать свое
готовить свое рабочее место к предусмотренных программой);
рабочее (учебное) место
деятельности и убирать его за средний уровень (объем усвоенных навыков
4.1.2. Навыки соблюдения в процессе собой
составляет более 1/2);
деятельности правил безопасности
Соответствие реальных
максимальный уровень (ребенок освоил практически
4.1.3. Умение аккуратно выполнять
навыков соблюдения правил весь объем навыков, предусмотренных программой за
работу
безопасности программным
конкретный период)
требованиям
удовлетворительно – хорошо - отлично
Аккуратность и
ответственность в работе

задания
5

10
1

наблюдение

5

10

1

наблюдение

5
10

35

Таблица 2
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Калейдоскоп»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Организационноволевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Ориентационные
качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии

Способность переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Степень
выраженности
оцениваемого качества

- терпения хватает
меньше, чем на ½
занятия;
- терпения хватает
больше, чем на ½
занятия;
- терпения хватает на
все занятие;
— волевые усилия
ребенка побуждаются
извне;
— иногда — самим
ребенком;
— всегда — самим
ребенком
— ребенок постоянно
действует под
воздействием
контроля извне;
-периодически
контролирует себя
сам;
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная;
- заниженная;
- нормальная
- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне;
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

Кол-во
баллов

Методы
диагностики

1

педагогическое
наблюдение

5

10
1

педагогическое
наблюдение

5
10
1

педагогическое
наблюдение

5

10

1
5
10
1

5

10

педагогическое
наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».