Содержание программы 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности программы, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана Планируемые результаты реализации программы 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2. Условия реализации программы 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы Приложение 3 3 3 3 5 5 5 6 7 8 8 9 9 9 10 11 12 14 14 14 16 19 21 21 21 22 25 27 «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор» Г.С. Виноградов 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Музыкальный фольклор для детского коллектива представляет собой удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий возможности эффективного комплексного решения проблем физического развития, социального общения и нравственного становления ребенка. Это целостная объемная педагогическая система, основанная на неразрывной связи пользы и красоты, учения и развлечения, личного и коллективного. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» имеет социально-гуманитарную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». 4 Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям приобщится к музыкально - песенному творчеству и получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми и взрослыми. Дети в процессе знакомства с основными видами детского музыкального фольклора, такими как потешки, дразнилки, считалки, загадки, народные игры, праздниками народного календаря учатся социальному общению, умению взаимодействовать между собой, умению самоорганизоваться и организовать друг друга. Социальная значимость программы обусловлена тем, что занятия в творческом объединении предоставляют возможность обучающимся приобрести практический опыт взаимодействия и адаптацию в коллективе, развитию музыкально-певческих навыков, раскрытию индивидуальных способностей. Содержание программы включает знакомство с русскими обычаями и традициями, играми, народным праздничным календарем, которые способствуют заинтересованности обучающихся в дальнейшем изучении фольклорного материала. На занятиях практическая деятельность рассматривается как средство общего развития обучающегося, становления его социально значимых личностных качеств, формирование системы специальных универсальных компетенций. Сочетание практических занятий с познанием окружающего мира является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их активности и создания условий для самостоятельного творчества. Умение ориентироваться самому в традициях народной культуры, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Отличительные особенности программы, новизна При составлении программы был изучен опыт авторов других программ и методических пособий: «Фольклор вокруг нас» Антонова Л.А., Ковалева Е., «Фольклорное пение. Начало» Савотина Н.М., «Фольклорная мозаика» Шатохина С.Н., «Музыкальное творчество – Музыкальный фольклор» Журавлева Л.А., Тушина Н.А., авторский материал Л.В. Некрасовой для работы с дошкольниками «Хоровод круглый год», «Веселимся круглый год» и «Поём круглый год», С.Дубовик «Хоровод круглый год» сценарно-методические материалы для детских народных коллективов серия «В помощь народно-хоровым коллективам» и др. Фольклорный̆ материал дополнительной̆ общеобразовательной 5 общеразвивающей программы «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества – песни, игры, танцы, декламация, элементы театрализации и импровизации искусства, прикладное творчество (изготовление атрибутов, костюмов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов). Программа позволяет моделировать поведение детей̆ с помощью русской̆ народной̆ музыки, вызывая множество положительных, разнообразных действий̆. Отличительные особенности данной̆ дополнительной̆ общеобразовательной общеразвивающей программы: программа подходит для обучения детей̆ с различным уровнем подготовки, возможностью включения в образовательную деятельность на любом этапе обучения; способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка, включая эмоционально – волевую и познавательную сферы. Новизна концепции базируется на следующих принципах: общекультурная; целостность формирования образного мышления; вариативность содержания, многообразие и разнообразие форм и методов, максимальное творчество обучающихся; принципы стилевого, творческого, системного подхода, импровизаций и сценических действий; принцип системности и последовательности подачи учебного материала обеспечивается взаимосвязью всех компонентов программы, соблюдения этапности развития в детях: «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; принцип дифференциации содержания программы способствует изучению особенностей̆ и развитию личности каждого ребенка; принцип творческого сотрудничества - педагог - деловой̆ партнер ребенка, который̆ каждого включает в посильную деятельность, способствует формированию единого творческого детского коллектива, а также возможности социального взаимодействия с другими людьми и жителями своего города. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 10 лет. 6 Психолого-педагогические особенности детей 5-10 лет Старший дошкольный возраст 5-6 лет. Период старшего дошкольного возраста – значительный этап в жизнедеятельности ребенка. На данном этапе совершается вступление дошкольника в круг социальных отношений, они постигают простейшие требования морали и нравственности, приучаются к их выполнению. Дошкольный возраст – это этап овладения социальным пространством отношений человеческого общества благодаря общению с близкими взрослыми, а также «через игровые и реальные отношения со сверстниками. В период дошкольного детства игра делается ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, немалую долю времени проводит в развлекающих его играх, - игра инициирует качественные изменения в психике ребенка». Ребенок в старшем дошкольном возрасте имеет необходимость не только в доброжелательности и внимании взрослого, но и необходимости в сотрудничестве с ним, сопереживании, взаимопонимании, признании им его достижений и достоинств. Дошкольник все чаще сопоставляет себя со сверстниками, старается подражать им, стремится объединиться с ними для общей деятельности. Общение со сверстниками завоевывает все большую ценность - дошкольник старается существовать как участник детского сообщества, занять в нем установленное место. Он располагает нужными коммуникативными умениями, гибко применяет их в коллективной деятельности. К завершению старшего дошкольного возраста завязывается осмысление собственного социального «Я», вырабатывается нравственная позиция в отношении окружающей среды. Ребенок старшего дошкольного возраста осмысливает отношение разных людей к себе, способен его истолковать, добивается признания значимыми для нее людьми, расположен к проявлению самоуважения. Умеет наладить контакт с ровесниками, может дружить с установленным кругом детей. Старший дошкольный возраст – это период доминирующего становления нравственного облика достойного гражданина, драгоценный период для воспитания его человеколюбивых чувств. Исследователи выделяют характерность поведения ребенка 5-6 лет, его чувствительность, отзывчивость ко всему красочному и особенному, стремительную уступчивость на эмоциональные переживания остальных людей. Воображение старших дошкольников обладает особой спецификой, она обнаруживается в конкретности и наглядности. Образы, выдуманные ребенком, проходят перед глазами они живые. «Внимание детей старшего дошкольного возраста ещё не стабильно, хотя они способны к длительному сосредоточению во время интересной игры или прослушивания увлекательного рассказа. Младший школьный возраст 7 - 10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает 7 утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным. Учебная работа у ученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Таким образом, младший школьный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Принципы формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость групп 7-15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств - дистанционное. Режим занятий Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. 8 Общий объем ОП по учебному плану 144 часа. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 36 учебных недели в течение 9 календарных месяцев необходимых для ее освоения. Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует занятия по заданной теме. Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия обобщающего и углубляюще– познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о музыкально - песенном творчестве; интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес; занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала; коллективные творческие работы усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей; праздники: праздники народного календаря; обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие 9 проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Способы определения результативности В процессе обучения используются такие способы проверки результатов: познавательные игры («Поле чудес», викторины, «Угадай по описанию» и т.д.); электронные викторины; конкурсы, праздники, презентация творческих работ; тесты (по прохождении каждого раздела); анкеты (в начале и в конце учебного года). Цель диагностики - проследить динамику развития и рост развития обучающихся. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Одним из показателей результативности является участие детского объединения в конкурсах. Все успехи обучающихся заносятся в личный журнал учёта достижения. Подведением итогов реализации программы являются: входящая диагностика – педагогическое наблюдение. промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта наблюдений за результатами обучения). итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по программе. Формы проведения – концертная программа (карта достижений обучающихся). 10 Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие художественной̆ культуры и социализации детей̆ средствами музыкального фольклора. Задачи программы: обучающие: познакомить с основами теории фольклора, с историей̆ возникновения и развития фольклорных традиций в российской̆ культуре; познакомить обучающихся с видами, формами фольклорного жанра; познакомить обучающихся с народно-календарными традициями России; научить детей̆ анализировать и исполнять фольклорные произведения; научить понимать и запоминать репертуар (текста, мелодии) фольклорных произведений; научить различать виды народного творчества; развивающие: развивать у обучающихся специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-образное мышление); развивать у детей̆ исполнительскую самостоятельность, инициативу и импровизационные способности; развивать у детей̆ музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на фольк-музыку; способствовать развитию у детей артистизма, психологической устойчивости к сценическим выступлениям; способствовать развитию у обучающихся внимания, памяти, мышления; способствовать развитию у них мелкой̆ моторики рук. развить организационно-волевые качества личности (самоконтроль, самооценка, устойчивость интереса к обучению); воспитательные: сформировать у обучающихся устойчивый интерес к познанию глубинного содержания фольклора на традициях и обычаях русского народа; воспитывать у них культуру восприятия и исполнения фольклорных произведений, сформировать у детей̆ хороший музыкальный вкус; воспитывать у обучающихся эстетическое восприятие, уважительное и 11 бережное отношение к народному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы; сформировать у детей навыки культуры общения, умение взаимодействовать в детском коллективе, - воспитать у них ответственность и работоспособность; воспитать навыки здорового образа жизни; способствовать социализации детей в образовательно-культурном пространстве. Основополагающие принципы реализации программы: принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии); принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности); принцип постепенности погружения в проблему (нравственно– философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу). Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: информационно – коммуникационная технология; технология критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; 12 игровые технологии; технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; повышение мотивации и интереса к обучению. Здоровьесберегающие технологии Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований: помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д. Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. 13 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 Кол-во часов П В Т Название раздела Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Малые жанры детского музыкального фольклора. Детские народные игры Праздники народного календаря Игровая программа «Вместе дружная семья» Итого часов Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение 2 2 - 60 16 44 32 48 2 144 24 42 32 24 2 102 конкурс конкурс творческое задание игровая программа Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика 2.2. Учебный (тематический) план № п/п 1 2 2.1 2.1.1 2.1.2 2.2 Кол-во часов Наименование разделов и тем Вводное занятие. Инструктаж по ПБ Малые жанры детского музыкального фольклора Песни-скороговорки «Вот те гребень, вот те лен», «Утром присев на зеленом пригорке» «От топота копыт пыль по полю летит», «Прокоп украл укроп» Песни-считалки В Т П 2 2 - 60 16 44 конкурс 12 4 8 6 2 4 конкурс педагогическое наблюдение 6 2 4 8 2 6 2.2.1 «Ехала машина», «Кошку грамоте учили» 4 2 2 2.2.2 «Раз, два, три, четыре», «Шла кукушка мимо сада» 4 - 4 2.3. Песни-игры 8 2 6 2.3.1 «Блины», «Заря-зарница», «Ленты тянутся» 4 2 2 2.3.2 «Бубен», «Лошадки» 4 - 4 2.4. Песни-прибаутки Ястреб, ястреб гай, не летай на наш край», «Лучина, лучина, я тебя сушила» 8 2 6 4 2 2 2.4.2 «Паучок все вверх ползет», «Чок, чок светлячок» 4 - 4 2.5. Песни-загадки 8 2 6 2.5.1 «Волк», «Рак» 4 2 2 2.5.2 «Кот», «Хвост» 4 - 4 2.4.1 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 14 2.6. Песни-небылицы 8 2 6 2.6.1 «Едет повар на тарелке», «А и где же это видано» 4 2 2 2.6.2 4 - 4 2.7. «Сидит заяц на березе», «Ехала деревня мимо мужика» Песни-дразнилки 8 2 6 2.7.1 «Еремушка-Ерема», «Фома едет на коне» 4 2 2 2.7.2 «Ехал Филя на корове», «Упал Ваня с потолка» 4 - 4 Детские народные игры 32 - 32 3.1 Игра «Челнок» 2 - 2 3.2 Игра «Пчёлки» 2 - 2 3.3 Игра «В пень» 2 - 2 3.4 Игра «Сова» 2 - 2 3.5 Игра «Бубенцы» 2 - 2 3.6 Игра «Водяной» 2 - 2 3.7 Игра «Золотые ворота» 2 - 2 3.8 Игра «В колечко» 2 - 2 3.9 Игра «Мельница» 2 - 2 3.10 Игра «Блины» 2 - 2 3.11 Игра «Съедобное, несъедобное» 2 - 2 3.12 Игра «В цепи» 2 - 2 3.13 Игра «Баба Яга» 2 - 2 3.14 Игра «В горелки» 2 - 2 3.15 Игра «Ворон» 2 - 2 3.16 Игра «Юла» 2 - 2 Праздники народного календаря 48 24 24 Осенние праздники народного календаря 12 6 6 4.1.1 «Семенов день» 4 2 2 4.1.2 «Покров день» 4 2 2 4.1.3 «Кузьминки» 4 2 2 3 4 4.1 конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурс творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание 15 Зимние праздники народного календаря 12 6 6 4.2.1 «Зиновий-синичник» 4 2 2 4.2.2 «Святки» 4 2 2 4.2.3 «Крещение» 4 2 2 Весенние празднике народного календаря 12 6 6 4.3.1 «Масленица» 4 2 2 4.3.2 «Пасха» 4 2 2 4.3.3 «Красная горка» 4 2 2 Летний праздник народного календаря 12 6 6 4.4.1 «Егорьев день» 4 2 2 4.4.2 «Ивана Купала» 4 2 2 4.4.3 «Ильин день» 4 2 2 Игровая программа «Вместе дружная семья» 2 - 2 144 42 102 4.2 4.3 4.4 5 Итого часов: творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание игровая программа Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Теория. Вводное занятие: Народное творчество - как искусство, роль музыкального фольклора в жизни человека. Инструктаж по ПБ 2. Малые жанры детского музыкального фольклора 2.1 Песни-скороговорки Тема 2.1.1 «Вот те гребень, вот те лен», «Утром присев на зеленом пригорке». Теория. Краткая беседа о малых жанрах детского музыкального фольклора Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.1.2 «От топота копыт пыль по полю летит», «Прокоп украл укроп». Теория. Беседа как исполнять скороговорку. Использование музыкальных скороговорок Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.2 Песни-считалки Тема 2.2.1 «Ехала машина», «Кошку грамоте учили» Теория. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок. Как песни считалки помогают подготовить и организовать игру. Организующая функция считалки, как пролога игры Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 16 Тема 2.2.2 «Раз, два, три, четыре», «Шла кукушка мимо сада» Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.3 Песни-игры Тема: 2.3.1 «Блины», «Заря-зарница», «Ленты тянутся» Теория. Песни-игры ведущее место в детском творчестве. Игровые виды народного творчества Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.3.2 Песни-игры: «Бубен», «Лошадки» Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.4 Песни-прибаутки Тема 2.4.1 «Ястреб, ястреб гай, не летай на наш край», «Лучина, лучина, я тебя сушила» Теория. Назначение прибауток Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.4.2. «Паучок все вверх ползет», «Чок, чок светлячок» Практика: Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.5. Песни-загадки Тема 2.5.1 «Волк», «Рак» Теория. Что кроется в песнях-загадках Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.5.2 «Кот», «Хвост» Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.6 Песни-небылицы Тема 2.6.1 «Едет повар на тарелке», «А и где же это видано» Теория. Особый вид песен - небылицы Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.6.2 «Сидит заяц на березе», «Ехала деревня мимо мужика» Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 2.7 Песни-дразнилки Тема 2.7.1 «Еремушка-Ерема», «Фома едет на коне» Теория. Дразнилки - потешный фольклор Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе Тема 2.7.2 «Ехал Филя на корове», «Упал Ваня с потолка» Практика. Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе 3. Детские народные игры Темы 3.1-3.16 Практика. Разучивание игр. Игровая практика 3.1 Игра «Челнок» 3.2 Игра «Пчёлки» 3.3 Игра «В пень» 3.4 Игра «Сова» 17 3.5 Игра «Бубенцы» 3.6 Игра «Водяной» 3.7 Игра «Золотые ворота» 3.8 Игра «В колечко» 3.9 Игра «Мельница» 3.10 Игра «Блины» 3.11 Игра «Съедобное, несъедобное» 3.12 Игра «В цепи» 3.13 Игра «Баба Яга» 3.14 Игра «В горелки» 3.15 Игра «Ворон» 3.16 Игра «Юла» 4. Праздники народного календаря 4.1 Осенние праздники народного календаря Тема 4.1.1 «Семенов день». Теория. Знакомство с осенним праздником народного календаря. «Семенов день» Практика. Разучивание и исполнение песен: «Таракан дрова рубил», «Комарочек», игра «Муха» Тема 4.1.2 «Покров день» Теория. Знакомство с осенним праздником народного календаря «Покров день» Практика. Разучивание и исполнение песни: «Покров день», игры «Плетень», «Перетягивание каната» Тема 4.1.3 «Кузьминки» Теория. Знакомство с осенним праздником народного календаря «Кузьминки» Практика. Разучивание и исполнение песен: «Во кузнице», «Частушки», игра «Золотые ворота» 4.2 Зимние праздники народного календаря Тема 4.2.1 «Зиновий-сисиничник» Теория. Знакомство с зимним праздником народного календаря «Зиновийсисиничник» Практика. Разучивание и исполнение песен «Синичка-сестричка», потешки «Сорока», игры: «Ворон», «Башмачник», «Воробьи-вороны», «Птичья столовая» Тема 4.2.2 «Святки» Теория. Знакомство с зимним праздником народного календаря «Святки». Практика. Разучивание и исполнение песен: «Колядки»,«Щедрый вечер», игра «В козу и медведя» Тема 4.2.3 «Крещение» Теория. Знакомство с зимним праздником народного календаря «Крещение» Практика. Разучивание и исполнение песни «В день крещенский», игры «Ручеек», «Найди себе пару» 18 4.3 Весенние праздники народного календаря Тема 4.3.1 «Масленица» Теория. Знакомство с весенним праздником народного календаря «Масленица» Практика. Разучивание и исполнение масленичных песен, танцев и игр Тема 4.3.2 «Пасха» Теория. Знакомство с весенним праздником народного календаря «Пасха» Практика. Разучивание и исполнение пасхальных песен и игр Тема 4.3.3 «Красная горка» Теория. Знакомство с весенним праздником народного календаря «Красная горка» Практика. Разучивание и исполнение песни «Земелюшка-чернозём», игры «Гори, гори ясно», «Верёвочка»,«Карусель» 4.4 Летние праздники народного календаря Тема 4.4.1«Егорьев день». Теория. Знакомство с летним праздником народного календаря «Егорьев день». Практика. Разучивание и исполнение песен: «Мы Егорья в поле окликали», «За крутыми горами», проведение игры: «Вор-воробей». Тема 4.4.2 «Ивана Купала». Теория. Знакомство с летним праздником народного календаря «Ивана Купала». Практика. Разучивание и исполнение песен: «Ивана Купала», «Кудряш», «Пойдёмте девки», игра: «Водяной» Тема 4.4.3 «Ильин день» Теория. Знакомство с летним праздником народного календаря «Ильин день» Практика. Разучивание и исполнение песни: «Дождик лей, лей, лей, не жалей», игры: «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик пуще!». Загадки Тема 5. Игровая программа «Вместе дружная семья» Практика. Проведение игровой программы «Вместе дружная семья» Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты: обучающиеся будут знать: основы теории фольклора, историю возникновения и развития фольклорных традиций в российской̆ культуре; основные жанры детского фольклора, народные праздники и обычаи России, родного края; основные термины, применяемые в музыкальном фольклоре; обучающиеся будут уметь: самостоятельно воспроизводить элементы учебно-тренировочного материала; самостоятельно воспроизводить освоенный песенный и музыкальный материал; 19 анализировать и исполнять фольклорные произведения; понимать и запоминать репертуар (текста, мелодии) фольклорных произведений; различать виды народного творчества. Метапредметные результаты: обучающиеся будут владеть: базовыми музыкальными способностями: музыкальной памятью, начальными певческими навыками, чувством ритма, ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями и музыкально-образным мышлением; исполнительской самостоятельностью, инициативой и импровизационными способностями; организационно-волевыми качествми личности (самоконтроль, самооценка, устойчивость интереса к обучению); у обучающиеся будут развиты: артистизм, внимание, память, мышление, мелкая моторика рук; обучающиеся приобретут опыт: самостоятельной творческой деятельности; психологической устойчивости к сценическим выступлениям. Личностные результаты: будут сформированы: устойчивый интерес к познанию глубинного содержания фольклора на традициях и обычаях русского народа; основные коммуникативные навыки общения; эстетическое восприятие, уважительное и бережное отношение к народному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы; культура восприятия и исполнения фольклорных произведений, хороший музыкальный вкус; навыки культуры общения, умение взаимодействовать в детском коллективе; ответственность и работоспособность; способность социализации в образовательно-культурном пространстве; ответственное отношение к процессу обучения; навыки здорового образа жизни. 20 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель в II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 15 21 15 сентября 2023 31.12.2023 – 08.01.2024 31 мая 2024 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение материально - технические условия: танцевальный зал - зеркала, пианино, стол, стулья, музыкальный центр; актовый зал - пианино, стулья, ноутбук, мультимедийное оборудование; костюмерная с рабочим столом, шкафами, для хранения наглядного материала, вешалками для костюмов, полками для атрибутов Характеристика помещений для занятий по программе Занятия проводятся в просторных помещениях, соответствующих требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Помещения с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному освещению. материально-техническое оснащение занятий: сценические костюмы и танцевальная обувь для выступлений отшивают и приобретают родители/ законныепредставители ребенка; атрибуты для хореографических композиций и народных сцен; Канцелярские принадлежности и материалы приобретают родители/ законныепредставители ребенка. Кадровое обеспечение В реализации данной программы принимает участие педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование 21 или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и психологии, имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Концертмейстер со средним или высшим специальным музыкальным образованием, любой квалификационной категории. Методическое обеспечение Методическое обеспечение программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения Педагогические технологии Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Малые жанры детского музыкального фольклора. Детские народные игры Праздники народного календаря Игровая программа «Вместе дружная семья» Актовый зал, мультимедийное оборудование, наглядные пособия и методические разработки сценические костюмы, атрибуты и театральный реквизит. Форма: коллективная. Методы: словесный, практический, самоанализ, взаимоанализ. Пед. технологии: игровые (конкурсы), здоровьесберегающие. Формы учебных занятий комбинированные комбинированные комбинированные комбинированные комбинированные Методические материалы, средства обучения и воспитания: примерные конспекты занятий; нотный материал для проведения занятий; методические рекомендации по организации и проведению занятий по музыкальному фольклору; разработки сценариев мероприятий и конкурсов; разработки творческих заданий. Дидактические материалы: инструкционные карты с правилами проведения народных игр; тематические карточки по темам; картинки для наглядной иллюстрации праздников народного календаря; атрибуты для игр; материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Цифровые образовательные ресурсы: USB-флеш-накопитель с музыкальным сопровождением занятий. 22 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» (Приложение 2. Таблица 1); Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» (Приложение 2. Таблица 2). Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программе «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» проводится в течение учебного года: входящий контроль (первичная диагностика) - сентябрь-октябрь; текущая и промежуточная аттестация. В соответствие с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой - декабрьянварь; итоговая аттестация - по окончании 1 года обучения - апрель-май. 23 метапредметные результаты личностные результаты Характеристика оценочных материалов Планируемые результаты Критерии оценивания проявлять интерес к познанию глубинного содержания фольклора на традициях и обычаях русского народа; проявлять уважительное и бережное отношение к народному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы; овладеть культурой восприятия и исполнения фольклорных произведений, хорошим музыкальным вкусом; проявлять трудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе; проявлять целеустремлённость, усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда; иметь активную жизненную позицию, толерантность; овладеть навыками здорового образа жизни. овладеть базовыми музыкальными способностями: музыкальной памятью, начальными певческими навыками, чувством ритма, ладовым чувством, музыкальнослуховыми представлениями и музыкально-образным мышлением; овладеть исполнительской самостоятельностью, инициативой и импровизационными способностями; овладеть организационно-волевыми качествми личности (самоконтроль, самооценка, устойчивость интереса к обучению); овладеть навыками артистизма; проявлять самостоятельную творческую деятельность; овладеть психологической устойчивостью к сценическим выступлениям. Выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении Уровень развития познавательной активности, самостоятельности, произвольность деятельности; уровень развития контроля; способность к сотрудничеству Виды контроля/ промежуточной и итоговой аттестации Педагогическое наблюдение, входящий контроль, промежуточная и итоговая аттестации Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Мониторинг личностного развития (приложение 1) Педагогическое наблюдение, входящий контроль, промежуточная и итоговая аттестации Мониторинг личностного развития (приложение 1) предметные результаты общие понятия об основах теории фольклора, истории возникновения и развития фольклорных традиций в российской̆ культуре; общие понятия об основных жанрах детского фольклора, народных праздниках и обычаях России, родного края; общие понятия об основных терминах, применяемых в музыкальном фольклоре; самостоятельно воспроизводить элементы учебнотренировочного материала; самостоятельно воспроизводить освоенный песенный и музыкальный материал; анализировать и исполнять фольклорные произведения; понимать и запоминать репертуар (текста, мелодии) фольклорных произведений; различать виды народного творчества. уровень теоретической подготовки: - соответствие теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии; уровень практической подготовки: качество выполнения практического задания; креативность в выполнении заданий. Активность обучающегося и результативность его участия в мероприятиях -участие в мероприятиях (конкурсах) различного уровня Собеседование, выполнение творческих заданий, конкурсы, входящий контроль, промежуточная и итоговая аттестации Мониторинг результатов обучения по ДООП (приложение 2) Критерии оценки (творческой) работы (Приложение 3) 4. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, 25 способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». Список литературы педагога. 1. Бражкин, В.П. Одной мы связаны судьбой / Бражкин В.П. - Екатеринбург: Изд-во СДОДНТ, 2011. -52с. 2. Бражкин, В.П. Ой, поля, вы поля / Бражкин В.П. - Екатеринбург: Изд-во СДОДНТ, 2016. -70с. 3. Виноградов В.Ф. Дороги, которые мы выбираем. / Виноградов В.Ф. Екатеринбург: Изд-во ГСП, Москва, 2015. -25с. 4. Дубовик С.В. В хороводе были мы. Методические материалы. / Дубовик С.В. - Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург, 2010. -76с. 5. Дубовик С.В. и Черкасова О.Л. Хоровод круглый год. Сборник сценарнометодических материалов для детских хоровых коллективов, часть II. Дубовик - Екатеринбург, 2015, 76с. Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996, 60 с., нот. 2. Ладушки: энциклопедия детского фольклора: [для чтения взрослыми детям] / [ред. Н. Астахова]. - Москва: Белый город, 2007. - 141, [2] c.: цв. ил., портр.; 28 см. - (Моя первая книга).; ISBN 978-5-7793-1278-3 (В пер.) Интернет - ресурсы: 1. Народный календарь. URL https://www.calend.ru/narod/holidavs/ 26 Приложение 1 Таблица 1 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» Показатели (оцениваемые параметры) I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы); 2. владение специальной терминологией II. Практическая под готовка ребенка:1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) 2.Владение специальным оборудованием и оснащением 3.Творческие навыки Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий Кол-во Методы баллов диагностик 1 наблюдение, тестирование, 5 контрольный опрос, 10 собеседование 1 5 10 1 контрольные задания 5 10 1 контрольные задания 5 10 27 III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1 Учебно-коммуникативные Умения: 3.1.1 Умение слушать и слышать педагога 3.1.2 Умение выступать перед аудиторией 3.1.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.2 Учебно-организационные умения и навыки: 3.2.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.2.2. Навыки соблюдения в процесседеятельности правил безопасности 3.2.3. Умение аккуратно выполнятьработу начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Адекватность восприятия минимальный уровень умений (обучающийся информации, идущей от испытывает серьезные затруднения при восприятии педагога информации, идущей от педагога,); Свобода владения и подачи средний уровень (обучающийся испытывает обучающимся незначительные затруднения при восприятии подготовленной информации информации, идущей от педагога,) Самостоятельность в максимальный уровень (адекватное восприятие построении дискуссионного информации, идущей от педагога) выступления, логика в Уровни 3.1.2 и 3.1.3 — по аналогии с п. 3.1.1. построении доказательств минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 'А Способность самостоятельно объема навыков соблюдения правил безопасности, готовить свое рабочее место к предусмотренных программой); деятельности и убирать его за средний уровень (объем усвоенных навыков собой составляет более 1/2); Соответствие реальных максимальный уровень (ребенок освоил практически навыков соблюдения правил весь объем навыков, предусмотренных программой за безопасности программным конкретный период) требованиям удовлетворительно - хорошо - отлично Аккуратность и ответственность в работе 1 контрольные задания 5 10 1 наблюдение 5 10 1 наблюдение наблюдение 5 10 28 Таблица 2 Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный фольклор, как средство социального общения детей» Показатели (оцениваемые параметры) Организационноволевые качества: 1 Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль Ориентационные качества: 1. Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении Критерии Способность переносить(выдерживать) известные нагрузки в течение определенноговремени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролироватьсвои поступки (приводить к должномусвои действия) Способность оцениватьсебя адекватно реальным достижениямОсознанное участие ребенка в освоении образовательной программы Степень выраженностиоцениваемого качества терпения хватает меньше,чем на занятия; терпения хватает больше,чем на занятия; терпения хватает на всезанятие; волевые усилия ребенка побуждаются извне; иногда – самим ребенком; всегда – самим ребенком ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; периодически контролируетсебя сам; постоянно контролируетсебя сам завышенная; заниженная; нормальная; интерес к занятиям продиктован ребенку извне; интерес периодически поддерживается самим ребенком; интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Кол-во баллов 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Методы диагностики наблюдение наблюдение наблюдение анкетировани е тестирование