Содержание 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности программы, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического) плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2 Условия реализации программы 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы Приложение 3 3 3 3 4 5 5 6 6 7 7 7 8 8 9 10 11 13 13 13 15 20 20 20 22 32 Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1 Пояснительная записка Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью человека. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги хореографии» имеет художественную направленность. в Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в хореографии» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы определена на основании запроса государства на образовательный продукт (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года), 4 а так же на основе анализа запроса потребителей услуг (обучающихся и их родителей/законных представителей), проживающих по микрорайону клуба по месту жительства. Танец всегда был олицетворением красоты. Он во все времена привлекал, завораживал, проникал в сердца многих людей. Взрослые и дети не оставались равнодушными к различным танцевальным выступлениям, как в качестве зрителя, так и в качестве исполнителя. Именно поэтому хореографическое искусство очень популярно среди взрослых и детей разного возраста. Но помимо эстетики, танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия в танцевальном ансамбле являются организацией двигательного режима детей, которые обеспечивают активный отдых и удовлетворяют естественную потребность в движениях, а также активно и положительно влияют на развитие ребенка. Дисциплинированность, трудолюбие, упорство, терпение и разносторонняя общая физическая подготовка положительно влияет на укрепление здоровья обучающихся. Социальная значимость В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу. Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков и знаний двигаться, танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие. Целенаправленно расширяется возможность творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии. Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения. Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности. Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению. Новизна программы состоит в том, что она в отличие от изученных 5 программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают обучающимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ дополнительного образования, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося. В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в хореографии» ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 7 лет. Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий В 6-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности, ему характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, весёлое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Большое место в этом возрасте занимает игра — это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития их самосознания. Отличительной чертой детей данного возраста является их эмоциональность и открытость, послушание и исполнительность. Они легко «загораются» новыми идеями, однако при трудностях быстро остывают. Безграничное доверие к взрослым делает этот возраст благодатным для воспитания ребенка как личности. В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они 6 не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру. Ребенок 6 - 7 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого потенциала. Наряду с этим известно, что для детей 6-7 лет является проблемой ориентация в пространстве, определение правой или левой ноги. Движения детей этого возраста часто беспорядочны и хаотичны. Одной из первых задач, следовательно, является раскрытие красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности. Учитывая, что дети не могут долго находиться в статичной позе, педагог должен гармонично сочетать в занятии различные виды двигательной активности. Постепенно обучающиеся получают навыки организованных движений, осознают их закономерный характер и учатся управлять ими. Для развития чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные виды координации. Принципы формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории, проявляющие интерес к занятиям изобразительным творчеством. Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Общий объем ОП по учебному плану 144 часа. 7 Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев необходимых для ее освоения. Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует выполнение всех заданий по заданной теме. Важно, чтобы выбор тем расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного к занятиям хореографией. Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия обобщающего и углубляюще– познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств; интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес; занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала; посещение театра, концертов. Активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях; 8 коллективные творческие работы усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей; конкурсы, дети с охотой участвуют в конкурсах любого уровня, представляя свои хореографические номера; обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Способы определения результативности В процессе обучения используются такие способы проверки результатов: познавательно-развлекательные игры; конкурсы, праздничные концерты, спектакли, презентация творческих работ; тесты, зачеты (по прохождении каждого раздела); анкеты (в начале и в конце учебного года); отчетный концерт в конце учебного года. Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Одним из показателей результативности является участие детского объединения в конкурсах. 9 Подведением итогов реализации программы являются: входящая диагностика – педагогическое наблюдение. промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта наблюдений за результатами обучения). итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта достижений обучающихся). Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах и отчетных концертах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 1.2 Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программ - пробуждение интереса и выявление способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое развитие. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: обучающие: сформировать необходимые двигательные навыки у обучающихся; развить опорно-двигательный аппарат, помочь исправить нарушения осанки; научить грамотному исполнению элементарных танцевальных движений; сформировать начальные навыки танцевального мастерства; обучить приемам выразительности в танце: жесты, мимика; развивающие: развить музыкальность, умение связывать музыку с движением; развить артистические данные; развить физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость, координацию); накопить и обогатить двигательный опыт детей; сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; воспитательные: сформировать элементарные навыки взаимодействия и общения в хореографической группе; сформировать позитивное отношение к работе на сцене; приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам 10 взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); воспитать в ребёнке потребность работы на каждом занятии; сформировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщить к искусству танца. Основополагающие принципы реализации программы: принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии); принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности); принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу). Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: информационно – коммуникационная технология; технология критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология развивающего обучения; 11 технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; повышение мотивации и интереса к обучению. Здоровьесберегающие технологии Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований: помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д. Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. 12 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный план № п/п Название раздела 2 3 Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Танцевальная терминология Азбука музыкального движения 4 Партерный экзерсис 5 6 7 8 Основные танцевальные движения Постановка корпуса, рук, ног Элементы эстрадного танца Постановочная работа 9 Работа над репертуаром 10 Игровая программа «А мы умеем танцевать» 1 Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение тест тест педагогическое наблюдение конкурсы зачет зачет, конкурсы конкурсы педагогическое наблюдение творческие задания, зачет 2 1 1 4 8 38 2 2 8 2 6 30 16 18 16 20 20 5 5 4 6 2 11 13 12 14 18 2 - 2 35 109 Итого часов 144 Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика 2.2 Учебный (тематический) план № п/п 1 2 2.1 2.2 3 3.1 Кол-во часов Название раздела и темы Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Танцевальная терминология Знакомство с основными танцевальными терминами в хореографии Разучивание основных позиций, движений, упражнений. Правильные названия движений в их правильном исполнении Азбука музыкального движения Основные понятия и правила исполнения упражнений Совершенствование ритмичности. Знакомство с понятиями музыкальная фраза, акцент, музыкальное вступление, начало и конец фразы В Т П 2 1 1 4 2 2 2 1 1 2 1 2 8 2 6 2 1 1 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение тесты педагогическое наблюдение, тест педагогическое наблюдение, тест тесты педагогическое наблюдение, тест 6 1 5 педагогическое наблюдение, тест Партерный экзерсис 38 8 30 4.1 Правила и техника исполнения упражнений 2 2 - 4.2 Упражнения для развития гибкости плечевого и педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое 3.2 4 6 1 5 13 4.3 4.4 поясного суставов Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса Упражнения на улучшение гибкости позвоночника 6 1 5 6 1 5 4.5 Упражнения для развития выворотности ног 6 1 5 4.6 Упражнения на исправление осанки 6 1 5 наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение конкурсы педагогическое наблюдение 6 1 5 5 Упражнения на формирование танцевального шага Основные танцевальные движения 16 5 11 5.1 Техника исполнения танцевальных движений 2 2 - 6 1 5 педагогическое наблюдение 4 1 3 педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 4.7 Различные виды шагов: танцевальный шаг (шаг с носка), шаг на полупальцах, шаг с подъемом колена, приставной шаг из стороны в сторону и вперед Различные виды бега: бег на полупальцах, бег с откидыванием прямых ног вперед и назад, бег с высоким подниманием колена, галоп Различные виды прыжков: подскоки, прыжки на двух ногах с вытянутыми пальцами, прыжки на одной ноге Постановка корпуса, рук, ног 4 1 3 18 5 13 6.1 Техника исполнения упражнений 2 1 1 6.2 Упражнение «Солдатик» (для корпуса) 4 1 3 6.3 Упражнения по позициям рук I, II, III 4 1 3 6.4 Упражнения для ног на вытянутые колени, носки 4 1 3 6.5 Упражнение на равновесие и осанку 4 1 3 Элементы эстрадного танца 16 4 12 7.1 Знакомство со стилем эстрадного танца 2 2 - 7.2 Танцевальные комбинации в эстрадном стиле 14 2 12 Постановочная работа 20 6 14 4 2 2 педагогическое наблюдение 16 20 4 2 12 18 конкурсы концерты педагогическое 5.2 5.3 5.4 6 7 8 8.1 8.2 9 Техника исполнения движений. Разучивание последовательности движений и танцевальных комбинаций Постановка танцев Работа над репертуаром зачет педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение зачет, конкурсы педагогическое наблюдение творческие задания конкурсы, концерты 14 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 10 Повтор техники исполнения лексического материала. Правила работы с реквизитом Работа над постановкой танцев. Отработка движений и техники исполнения Работа с реквизитом Развитие актерского мастерства: передача при помощи жестов и мимики характера музыки Танцевальные шаги и движения в различных образах Игровая программа «А мы умеем танцевать» Итого 4 2 2 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 4 2 - 2 144 35 109 наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение творческие задания педагогическое наблюдение творческие задания, зачет Содержание учебного (тематического) плана Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности. Практика. Игровая программа «Давайте познакомимся». Раздел 2. Танцевальная терминология Тема 2.1 Знакомство с основными танцевальными терминами в хореографии Теория. Основные танцевальные термины в хореографии. Практика. Тестирование по пройденному материалу. Тема 2.2 Разучивание основных позиций, движений, упражнений. Правильные названия движений в их правильном исполнении Теория. Основные позиции, движения, упражнения. Правильные названия движений. Практика. Разучивание основных позиций, движений, упражнений. Раздел 3 Азбука музыкального движения Тема 3.1 Основные понятия и правила исполнения упражнений Теория. Основные понятия и правила исполнения упражнений Практика. Исполнение упражнений. Тестирование по пройденному материалу. Тема 3.2 Совершенствование ритмичности. Знакомство с понятиями музыкальная фраза, акцент, музыкальное вступление, начало и конец фразы Теория. Понятия музыкальная фраза, акцент, музыкальное вступление, начало и конец фразы. Практика. Совершенствование ритмичности. Раздел 4 Партерный экзерсис 4.1 Правила и техника исполнения упражнений Теория. Правила и техника исполнения упражнений. 15 4.2 Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов Теория. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов. Практика. Выполнение упражнений для развития гибкости плечевого и поясного суставов. 4.3 Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса Теория. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Практика. Выполнение упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. 4.4 Упражнения на улучшение гибкости позвоночника Теория. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Практика. Выполнение упражнений на улучшение гибкости позвоночника. 4.5 Упражнения для развития выворотности ног Теория. Упражнения для развития выворотности ног. Практика. Выполнение упражнений для развития выворотности ног. 4.6 Упражнения на исправление осанки Теория. Упражнения на исправление осанки. Практика. Выполнение упражнений на исправление осанки. 4.7 Упражнения на формирование танцевального шага Теория. Упражнения на формирование танцевального шага. Практика. Выполнение упражнений на формирование танцевального шага. Раздел 5 Основные танцевальные движения 5.1 Техника исполнения танцевальных движений Теория. Техника исполнения танцевальных движений. 5.2 Различные виды шагов: танцевальный шаг (шаг с носка), шаг на полупальцах, шаг с подъемом колена, приставной шаг из стороны в сторону и вперед Теория. Виды шагов. Практика. Выполнение танцевальных шагов (шаг с носка), шагов на полупальцах, шагов с подъемом колена, приставных шагов из стороны в сторону и вперед. 5.3 Различные виды бега: бег на полупальцах, бег с откидыванием прямых ног вперед и назад, бег с высоким подниманием колена, галоп Теория. Виды бега. Практика. Выполнение бега на полупальцах, бега с откидыванием прямых ног вперед и назад, бега с высоким подниманием колена, галопа. 5.4 Различные виды прыжков: подскоки, прыжки на двух ногах с вытянутыми пальцами, прыжки на одной ноге Теория. Виды прыжков. Практика. Выполнение подскоков, прыжков на двух ногах с вытянутыми пальцами, прыжков на одной ноге. Раздел 6 Постановка корпуса, рук, ног 16 6.1 Техника исполнения упражнений Теория. Постановка корпуса, рук, ног. Практика. Выполнение постановки корпуса, рук, ног. 6.2 Упражнение «Солдатик» (для корпуса) Теория. Упражнение «Солдатик». Практика. Выполнение упражнения «Солдатик». 6.3 Упражнения по позициям рук I, II, III Теория. Позиции рук I, II, III. Практика. Выполнение упражнений по позициям рук I, II, III. 6.4 Упражнения для ног на вытянутые колени, носки Теория. Упражнения для ног на вытянутые колени, носки. Практика. Упражнения для ног на вытянутые колени, носки. 6.5 Упражнение на равновесие и осанку Теория. Равновесие и осанка. Практика. Упражнение на равновесие и осанку. Раздел 7 Элементы эстрадного танца 7.1 Знакомство со стилем эстрадного танца Теория. Стиль эстрадного танца. 7.2 Танцевальные комбинации в эстрадном стиле Теория. Танцевальные комбинации в эстрадном стиле. Практика. Выполнение танцевальных комбинаций в эстрадном стиле. Раздел 8 Постановочная работа 8.1 Техника исполнения движений. Разучивание последовательности движений и танцевальных комбинаций Теория. Последовательность движений и танцевальных комбинаций. Практика. Отработка техники исполнения движений. Разучивание последовательности движений и танцевальных комбинаций. 8.2 Постановка танцев Теория. Знакомство с танцами. Просмотр видеоматериалов. Практика. Разучивание танцевальных номеров. Раздел 9 Работа над репертуаром 9.1 Повтор техники исполнения лексического материала. Правила работы с реквизитом Теория. Правила работы с реквизитом. Практика. Повтор техники исполнения лексического материала. Работа с реквизитом. 9.2 Работа над постановкой танцев. Отработка движений и техники исполнения Практика. Работа над постановкой танцев. Отработка движений и техники исполнения. 17 9.3 Работа с реквизитом Практика. Работа с реквизитом. 9.4 Развитие актерского мастерства: передача при помощи жестов и мимики характера музыки Практика. Творческая мастерская по актерскому мастерству. 9.5 Танцевальные шаги и движения в различных образах Практика. Отработка танцевальных шагов и движений в различных образах. 10 Игровая программа «А мы умеем танцевать» Практика. Игровая программа. Творческие задания. Зачет. Планируемые результаты реализации программы Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния. Результатом обучения по данной программе является приобретенный опыт танцевальной деятельности, который осваивается и закрепляется в процессе усвоения учебного материала. предметные: будут закреплены знания о базовых танцевальных движениях и элементах; будут сформированы необходимые двигательные навыки; будет развито умение различать характер музыки и основных рисунков танца; будут сформированы начальные навыки танцевального мастерства; будет развито умение грамотного исполнения элементарных танцевальных движений; будут освоены приемы выразительности в танце: жесты, мимика; будут сформированы умения и навыки выполнения комплексных упражнений по развитию опорно-двигательного аппарата и исправления нарушений осанки; метапредметные: будут сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности – умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; будет развита эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения, мир природы; будет сформирована потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; будут развиты физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость, координацию); 18 будут развиты музыкальность, умение связывать музыку с движением; будут развиты артистические данные; будут сформировано умение анализировать результаты собственной и коллективной работы; будут развиты навыки работы в коллективе, повышен уровень социально-коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности ; личностные: будут развиты личные качества: смекалка, изобретательность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других; будет сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности; будет сформировано позитивное отношение к работе на сцене; будет сформировано позитивное отношение к искусству танца; будут сформированы элементарные навыки взаимодействия и общения в хореографической группе; будет повышена мотивация к занятиям хореографией, сформируется потребность использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни; будет повышена потребность работы на каждом занятии; будет развито чувство сопереживания и бережного отношения к партнеру по совместному творчеству; будут освоены элементарные правила здорового образа жизни; будут освоены элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральные). 19 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 3.2 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 15 21 15 сентября 2023 года 31 декабря – 08 января 31 мая 2024 года Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Характеристика помещения для занятий по программе Занятия проводятся в просторном танцевальном зале, соответствующем требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному освещению. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы Для реализации программы в помещениях находится следующее оборудование: танцевальный зал: зеркала вдоль стен; хореографические станки; фортепиано; мультимедийное оборудование; гимнастические коврики и кубики по количеству обучающихся; музыкальный центр; кабинет для педагогов: стол; стулья; 20 шкафы для хранения наглядного материала; кабинет-костюмерная: комплекты костюмов для выступлений; головные уборы; атрибуты; постановочный реквизит; раздевалка: оборудованные вешалки (вдоль стен) для переодевания детей к занятиям; Канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают родители/законные представители). Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования со средне специальным или высшим педагогическим образованием любой квалификационной категории, владеющий знаниями в области хореографии и концертмейстер со средним специальным или высшим музыкальным образованием, любой квалификационной категории, обладающие знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе. Методическое обеспечение Цифровые образовательные ресурсы: Видео-уроки по предметам «Логоритмика», «Ритмика», «Гимнастика», «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народный танец», «Современный танец» Видео балетов, спектаклей, постановок известных балетмейстеров Информационно дидактические материалы: примерные конспекты занятий; методические рекомендации по организации и проведению занятий по хореографии; методические пособия по предметам «Логоритмика», «Ритмика», «Гимнастика», «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народный танец», «Современный танец». Контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций; задания на создание собственных комбинации, задания на 21 импровизацию. Методические материалы Название раздела, темы Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Танцевальная терминология Азбука музыкального движения Партерный экзерсис Основные танцевальные движения Постановка корпуса, рук, ног Элементы эстрадного танца Постановочная работа Работа над репертуаром Игровая программа «А мы умеем танцевать» Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал танцевальный зал с зеркалами и хореографическими станками, фортепиано, гимнастические коврики, музыкальный центр, методические пособия. Формы, методы, приемы обучения Педагогические технологии Формы учебного занятия Коллективная форма. Словесный, наглядный, практический методы. Технологии интегрированного обучения, игровые, здоровьесберегающие, технология творческих мастерских комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное игровое 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура. Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же обучающегося (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма). 22 Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в коллективе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает вступительный контроль, текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Входящий контроль в начале учебного года для определения уровня подготовки ребенка и распределения в группы. Текущая аттестация регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения по всем дисциплинам и фиксируется в аттестационную ведомость. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится смотр исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным смотром и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся по следующей шкале: высокий; средний; низкий. Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе в коллективе предполагает соотнесение следующих параметров и критериев, разработанных педагогами коллектива, с уровнями хореографической подготовки. Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки Параметры Балетные данные Музыкально-ритмические Способности Критерии осанка выворотность танцевальный шаг подъем стопы гибкость 62 прыжок чувство ритма координация движений: нервная мышечная двигательная 23 Сценическая культура музыкально-ритмическая координация эмоциональная выразительность создание сценического образа Оценка и контроль результатов обучения. Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок. Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног. Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев). Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки, запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов. Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное). Музыкально – ритмическая координация. Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку. Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение свободно держаться на сцене. 24 Уровни развития параметров, определяющих эффективность хореографической подготовки на всех этапах Сценическая культура Музыкально-ритмические способности Балетные данные Параметры Уровни Высокий Средний хорошая осанка не очень хорошая осанка отличная выворотность (в бедрах, выворотность в 2 из 3 голени и стопах) суставов танцевальный шаг от танцевальный шаг 1200 900 высокий подъем стопы средний подъем очень хорошая не очень хорошая гибкость гибкость легкий высокий легкий средний прыжок прыжок отличное чувство среднее чувство ритма ритма координация координация движений (хорошие движений 2 показателя показатели в 3 из 3 из 3 пунктов) музыкально нервная, мышечная, ритмическая двигательная, координация музыкально не четко исполняет –ритмическая танцевальные элементы координация под музыку четко исполняет танцевальные элементы под музыку очень яркий, не очень эмоционально эмоционально выразительный ребенок, выразительный, есть не большой зажим на легко и сцене создание непринужденно держится на сцене сценического образа создание сценического не сразу образа перевоплощается в нужный образ перевоплощается в нужный образ Низкий плохая осанка выворотность в 1 из 3 суставов танцевальный шаг ниже 900 низкий подъем плохая гибкость нет прыжка нет чувства ритма координации движений 1 показатель из 3 музыкальноритмическая координация не может соединить исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением нет эмоциональной выразительности, очень зажат на сцене не может создать сценический образ От этапа к этапу спектр возможностей обучающихся расширяется, хотя параметры и критерии оценивания остаются прежними. Уровень предъявляемых требований коррелируется с возрастающим уровнем развития параметров на каждом этапе обучения, что предусмотрено программой по 25 хореографии. Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по каждому предмету, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения. Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно в форме отчетного концерта, по которому оценивается работа педагога и детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей. Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся на следующий год обучения. Обучающиеся, показавшие стабильно высокие результаты обучения, могут быть переведены по рекомендации педагога на следующий этап обучения досрочно (по результатам итоговой и промежуточной аттестации). Обучающиеся, не освоившие программу учебного года, остаются на повторное обучение в той же группе, либо – по решению педагогического совета коллектива – им может быть рекомендовано прекратить занятия в коллективе и предложено заниматься в другом объединении. Характеристика оценочных материалов Личностные результаты Планируемые результаты проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений Критерии оценивания Высокий: Проявляет активную творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности Средний: Проявляет творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности не активно Низкий: Не проявляет активную творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности Виды контроля/ промежуточной аттестации Входящий, промежуточный контроль Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей 26 проявлять силу воли, упорство в достижении цели; понимать ценность здоровья уметь Высокий: Умеет планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и добивается её достижения Средний: Умеет планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, но не старается добиться её достижения Низкий: Не умеет планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и не добивается её достижения Высокий: Ребенок ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурнооздоровительных мероприятиях. Средний: Ребенок ориентирован на здоровый образ жизни, но не всегда придерживается здорового режима дня, и не активно участвует в физкультурнооздоровительных мероприятиях Низкий: Ребенок не ориентирован на здоровый образ жизни, не придерживается здорового режима дня, и не участвует в физкультурнооздоровительных мероприятиях Высокий: Входящий, промежуточный контроль Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей Входящий, промежуточный контроль Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей Входящий, Метод 27 принимать себя как ответственног о и уверенного в себе человека Метопредметные результаты выделять главное, понимать творческую задачу работать с дополнительно й литературой, разными источниками информации позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей Средний: нейтральная самооценка своих танцевальных и творческих способностей Низкий: негативная самооценка своих танцевальных и творческих способностей Высокий: Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами Средний: Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, но не соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами Низкий: Ученик безответственно относится к тому что делает, не знает для чего он это делает,не соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами Высокий: Легко справляется с разными источниками информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Средний: С трудом справляется с разными источниками информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и промежуточный контроль педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей Входящий, промежуточный контроль Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей Входящий, промежуточный контроль Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей 28 работать индивидуально, в группе оформлять результаты деятельности представлять выполненную работу художественному самообразованию Низкий: Не справляется с разными источниками информации, не стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Высокий: продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач Средний: Ребенок сотрудничает с избранными сверстниками при решении различных творческих задач Низкий: Ребенок не может сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач Высокий: умение участвовать в танцевальной жизни объединения и оформлять результаты деятельности Средний: Ребенок участвует в танцевальной жизни объединения, но оформлять результаты деятельности трудно Низкий: Ребенок не участвует в танцевальной жизни объединения, не может оформлять результаты деятельности Высокий: Умение готовить свое выступление и с легкостью выступать с Входящий, промежуточный контроль Метод педагогического наблюдения. Открытые занятия для родителей Входящий, промежуточный контроль Метод сравнительного анализа. Открытое занятие Входящий, промежуточный контроль Метод сравнительного анализа. Отчетный концерт 29 хореографическими композициями на сцене Средний: Умение готовить свое выступление с помощью педагога и выступать с хореографическими композициями на сцене Низкий: Неумение готовить свое выступление и выступать с хореографическими композициями на сцене Предметные результаты различать и называть упражнения и движения, стили танца Высокий: Ребенок с легкостью разбирается в терминах и стилях танца Средний: Ребенок разбирается в терминах и стилях танца с подсказками Низкий: Ребенок не разбирается в терминах и стилях танца ориентироваться Высокий: в пространстве, различать танцевальные танцевальных рисунки и с легкостью рисунках передвигаться в зале Средний: различать танцевальные рисунки и передвигаться в зале с подсказками Низкий: Не различать танцевальные рисунки и не уметь передвигаться в зале создавать Высокий: собственные самовыражаться в движении комбинации и танца и выполнять свои связки танцевальные упражнения и движений хореографические композиции Средний: Придумывать собственные комбинации и пытаться Входящий, промежуточный контроль Метод сравнительного анализа. Опрос Входящий, промежуточный контроль Метод сравнительного анализа. Отчетный концерт Входящий, промежуточный контроль Метод сравнительного анализа. Отчетный концерт 30 соединить их в связки Низкий: Ребенок не может придумать собственные движения и связки 31 4. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 32 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога: 1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2-е изд., испр. И доп. / Сост. Н.А. Александрова. – Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. – 624с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии). 2. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением: Учебное пособие / Под ред. н.а. России Ю. И. Громова. 2-е изд., испр. – Спб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 384 с., нот. (+ вклейка, 16 с.). – (Учебники для вузов. Специальная литература). 3. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64с. 4. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104с. 5. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие/Пер. с нем. В. Штакенберга. – Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 128с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 6. Звездочкин В.А. Классический танец: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – Спб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 400с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии). 7. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112с. 8. Майстрова, Л.Ф. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоциональнонравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе «Экотанцпластика» / Л.Ф. Майстрова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 224с. 9. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 256с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 10. Нарская Т.Б. Организационно-творческая работа с хореографиче-ским коллективом: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Нарская. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 51с. 11. Наскаев И.З. Специфика работы с детским самодеятельным хореографическим коллективом // Современные тенденции в образовании и науке: сб. 70 науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 10 ч. - Тамбов, 2013. - Ч. 9. - С. 4033 43. 12. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.: Издво «ГИТИС», 2010 – 440 с., ил. 13. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших», 2010 – 414 с., ил. пособие. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 264с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 14. Хореографический коллектив: от истоков - к становлению, от замысла - к творческому поиску: сб. материалов III Регион. заоч. науч.-практ. конф. (Минусинск, 15 апр. 2014 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации, КГБОУ СПО "Краснояр. краевой колледж культуры и искусства»; [отв. ред. - И.Я. Винтер]. - Минусинск: ФГБОУ ВПО «Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2014. 147с., цв. ил., портр.: табл. 15. Цори А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 544с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии). 16. Шарова Н.И. Детский танец. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», Издательство «Лань», 2011. – 64с. (+ вклейка, 8с.; +DVD). – (Мир культуры, истории и философии). Список литературы для детей: 1. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009. – 144с. 2. Азбука балета / Маринелла Гваттерини; [пер. с итал. Ю. П. Лисовский]. – М.: [БММ АО], 2001. - 239 с. : цв. ил.; 22 см. - (Учимся танцевать). 3. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001. – 96с. 4. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры [Текст]: [для младшего школьного возраста] / И. Дешкова; худож. В. Косоруков. – М.: Детская литература, 1989. - 52с.: цв. ил. 5. Колесникова А.В. Бал в России, XVIII - начало ХХ века [Текст] / Анна Колесникова. - СПб: Азбука-классика, 2005. - 301с., [8] л. цв. ил., цв. портр. (Искусство жизни). 6. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 32с. 7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения : [В помощь музык. рук., воспитателям и родителям] / М. А. Михайлова, Н. В. Воронина. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2000. - 110с.: ил., нот. - (Детский сад: день за днем) (Музыкальная минутка). 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Продолж. обучения / В.Ю. Никитин. Москва, 2001. - 164 с. : ил.; - (Я вхожу в мир искусств : Репертуар.-метод. б-чка;). 34 Интернет-ресурсы: 1. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kindergenii.ru 2. Ушакова Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.r 35