Содержание 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Отличительные особенности программы, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана Планируемые результаты реализации программы 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2 Условия реализации программы 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы Приложение 3 3 3 3 4 5 5 6 6 7 7 7 7 7 8 9 11 13 13 13 14 19 21 21 21 24 25 30 Детский рисунок, процесс рисования это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. В.Л. Сухомлинский 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать его, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая программа «Яркие кисточки» имеет художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Яркие кисточки» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы Актуальность программы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. 4 Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Социальная значимость программы Программа рассчитана на обучающихся, впервые столкнувшихся с разными видами изобразительного искусства. Комплексный подход преподавания дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Яркие кисточки» способствует гармоничному развитию личности ребенка, а также обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения. Задачи педагога – ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности. Отличительные особенности программы, новизна При составлении программы был изучен опыт авторов следующих программ: « Природа и художник» Копцева Т.А., «Изобразительное творчество в детском саду» И.А. Лыкова, «Разноцветный мир» Анисимова С.Ю., «ИЗО для дошкольников» Жабина С.Н., «Цветные ладошки» Дрюк Ю.А. и другие. Программа составлена с опорой на ряд выше изложенных образовательных программ. Отличие данной программы от существующих в методике работы с детьми, которая строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их 5 собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Так же отличительной особенностью программы является и тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных качеств ребенка. Работа педагога осуществляется в тесном контакте с обучающимися и их родителями. Новизной программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Яркие кисточки» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Психолого-педагогические особенности детей 5-7 лет В 5-7 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра остается основным способом познания окружающего мира. В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 7 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого потенциала. 6 Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории, проявляющие интерес к занятиям изобразительным творчеством. Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. Общий объем ОП по учебному плану 144 часа. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев необходимых для ее освоения. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа - 30 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует выполнение творческих работ по заданной теме. Важно, чтобы выбор тем расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «художника». 7 Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия обобщающего и углубляюще– познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств; интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес; занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала; экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях; коллективные творческие работы усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей; выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя свои творческие работы; обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания, импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. 8 Способы определения результативности В процессе обучения используются такие способы проверки результатов: познавательные игры; выставки, конкурсы, праздники, презентация творческих работ; тесты (по прохождении каждого раздела); анкеты (в начале и в конце учебного года). Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Одним из показателей результативности является участие детского объединения в выставках. Все работы учащихся заносятся в журнал учёта готовых изделий. Подведением итогов реализации программы являются: входящая диагностика – педагогическое наблюдение. промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта наблюдений за результатами обучения). итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта достижений обучающихся). Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы – развитие творческих способностей, обучающихся средствами изобразительного искусства Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: обучающие: познакомить детей с техниками изобразительного искусства; познакомить детей с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; формировать практические навыки работы художественными материалами, инструментами и приспособлениями. 9 развивающие: развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, при выполнении работы; развивать навыки работы в коллективе, повышать уровень социально-коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности; развивать творческие способности детей; воспитательные: развивать у детей качества: смекалку, изобретательность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, нравственные и эстетические чувства, познавательный интерес; повышать мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью, формировать потребность использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни; формировать чувство принадлежности к творческому сообществу, желание работать в обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Основополагающие принципы реализации программы: принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии); принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой; принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса); принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности); 10 принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу). Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: информационно – коммуникационная технология; технология критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; повышение мотивации и интереса к обучению. Здоровьесберегающие технологии Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований: помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д. Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при 11 выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. 12 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 Кол-во часов В Т П Название раздела Введение в программу. Инструктаж по ПБ. 2 Игровая программа «Давайте познакомимся» Нетрадиционные техники рисования 28 Изобразительные материалы 64 Выразительные средства 48 Вернисаж творческих работ 2 Итого часов 144 Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика 1 1 7 16 12 1 37 21 48 36 1 107 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение выставка работ выставка работ выставка работ конкурс рисунков Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 Название раздела, темы Введение. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Нетрадиционные техники рисования Штампинг. Солнышко и дождик Пальчиковое рисование. Яблочко Граттаж. Паучок Трафарет. Грибочки Фроттаж. Листопад Техника паспарту. Перчатки Рисунок невидимка. Орнамент Знакомство с изобразительными материалами Чернографитный карандаш. Медвежонок Чернографитный карандаш. Птица Фломастеры. Котенок Гуашь. Зайчик Гуашь. Снеговик Графический материал. Ёлочка Гуашь и фломастеры. Коньки Акварель и восковые мелки. Морозные узоры Маркеры. Новогодний короб Акварель. Волшебные картинки Акварель и гелиевые ручки. Хвойный лес Акварель и цветные карандаши. Лесные птицы Акварельные карандаши. Попугай Тушь. Крокодил Тушь. Жираф Маркеры. Павлин Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля 2 1 1 педагогическое наблюдение 28 4 4 4 4 4 4 4 7 1 1 1 1 1 1 1 21 3 3 3 3 3 3 3 выставка работ педагогическое наблюдение творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 64 16 48 выставка работ 4 1 3 творческие задания 4 4 4 4 4 4 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3 педагогическое наблюдение творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания 4 1 3 педагогическое наблюдение 4 4 1 1 3 3 педагогическое наблюдение творческие задания 4 1 3 творческие задания 4 1 3 педагогическое наблюдение 4 4 4 4 1 1 1 1 3 3 3 3 творческие задания творческие задания творческие задания творческие задания 13 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 5. Выразительные средства Контраст, нюанс. Букет Линия. Я пешеход Пятно. Обезьянка Штрих. Маки и ромашки Пятно, линия. Космос Ритм. Дом Цвет. Автомобиль Штрих, объем. Петух Форма, композиция, цвет. На полянке Симметрия, асимметрия. Рыбка Тон. Насекомые Гармония. Земляника Вернисаж творческих работ 48 12 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 2 1 Итого: 144 37 Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика 36 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 107 выставка работ творческие задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение творческие задания творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение творческие задания творческие задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение творческие задания конкурс рисунков Содержание учебного плана Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ Теория: знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности. Практика: игровая программа «Давайте познакомимся» Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования Тема 2.1 Штампинг. Солнышко и дождик Теория: знакомство с материалами и инструментами. Правила работы гуашью. Смешивание цвета для эмоциональной передачи рисунка. Практика: техника рисования штампинг гуашевыми красками. Смешение оттенков. Рисуем гуашью: холодными цветами - капли, теплыми - свет солнца. Штампы. Тема 2.2 Пальчиковое рисование. Яблочко Теория: специфика пальчикового рисования. Как создать образ веселого спелого яблока. Практика: рассматриваем с детьми яблоки, различные по форме и цвету. Обратить внимание на красочность, строение яблока. Изображение яблока гуашью в технике пальчикового рисования. Смешение цветов. Тема 2.3 Граттаж. Паучок Теория: правила работы в технике граттаж. Закрепление навыков рисования различных по характеру линий. Практика: нанесение рисунка методом процарапывания. Рассмотреть изображения пауков. Игра в превращение. Тема 2.4 Трафарет. Грибочки Теория: приемы изображения объектов природы с помощью трафаретов. Подбирать цвет в соответствии с идеей. Работа с палитрой (смешивание цветов). Практика: закрепить умения рисовать полукруг с помощью трафарета. Выполнить работу в цвете гуашью. 14 Тема 2.5 Фроттаж. Листопад Теория: симметрия. Техника рисования фроттаж. Контрастные цвета, формы, строение листа. Практика: рассматривание листьев различных деревьев. Обращаем внимание на их строение и особенности. Выполнить рисунок в технике фроттаж цветными карандашами. Тема 2.6 Техника паспарту. Перчатки Теория: знакомство с техникой паспарту Воображение, чувство ритма. Выбор изобразительных материалов (фломастеры, маркеры, цветные или восковые карандаши). Практика: Работа изобразительным материалом в свободной технике по заполнению листа цветом. Изготовление паспарту в форме перчатки, оформление работы. Тема 2.7 Рисунок невидимка. Орнамент Теория: знакомство с техникой рисунка невидимки, понятием симметрия, орнамент. Композиционное расположение на листе. Строение снежинки. Практика: отработка навыков работы кистью акварельными красками (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях) и восковыми мелками. Круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Рисуем орнамент по принципу снежинки. Раздел 3. Знакомство с изобразительными материалами Тема 3.1 Чернографитный карандаш. Медвежонок Теория: знакомство с изобразительным материалом. Строение животных, соотнесение частей по пропорциям и величине, характерные позы и движение животных. Способы передачи шерсти, пушистой, колючей, жесткой, длиной, кроткой. Практика: учимся рисовать фигуры животных. Анализируем строение животных, соотносим части тела по пропорциям и величине, учимся замечать их характерные позы и движение. Развиваем графические умения, упражняемся в произвольном нажиме карандаша. Тема 3.2 Чернографитный карандаш. Птица Теория: знакомство с изобразительным материалом. Строение птиц, соотнесение частей по пропорциям и величине, характерные позы и движение птиц. Способы передачи перьев чернографитным карандашом. Практика: учимся рисовать птиц. Анализируем строение птиц, соотносим части тела по пропорциям и величине, замечаем характерные позы и движения. Упражнения в работе чернографитным карандашом. Тема 3.3 Фломастеры. Котенок Теория: знакомство с изобразительным материалом. Строение животных, 15 соотнесение частей по пропорциям и величине, характерные позы и движение животных. Способы передачи шерсти, пушистой, колючей, жесткой, длиной, кроткой. Практика: учимся рисовать фигуры животных. Учимся анализировать строение животных, соотносить части тела по пропорциям и величине, замечать характерные позы и движения. Упражнения в работе фломастерами. Тема 3.4 Гуашь. Зайчик Теория: знакомство с изобразительным материалом. Способы передачи шерсти. Работа гуашью. Практика: учимся рисовать фигуры животных. Рисуем на выбор композицию в лесу либо сказочный сюжет. Упражнения в работе гуашью. Тема 3.5 Гуашь. Снеговик Теория: знакомство с изобразительным материалом. Сказка про снеговика. Рисование снеговика с помощью гуаши. Расположение героя в среде. Смешение цветов с синим и белым. Практика: учимся изображать белое на белом. Работа над смешением цветов с синим и белым. Совершенствуем навыки работы гуашью. Учимся смешивать холодную цветовую гамму. Закрепляем умения выполнять простые геометрические фигуры: круги. Тема 3.6 Графический материал. Ёлочка Теория: знакомство с разнообразием изобразительных графических материалов. Рассмотреть изображения ёлок, выполненные графическими материалами. Практика: учимся рисовать графическими материалами. Свободный выбор изобразительного материала. Выполнить композицию из ёлочек в технике графика. Упражнения в работе графическим материалом. Тема 3.7 Гуашь и фломастеры. Коньки Теория: знакомство с приемами комбинирования гуаши и фломастера в работе. Композиция, орнамент, рассмотреть различные формы коньков. Практика: учимся изображать коньки, обсуждаем зимние виды спорта. Выполнить рамку в орнаментальном стиле. Используем различные художественные материалы для создания выразительного образа. Упражнения в работе гуашью и фломастерами. Тема 3.8 Акварель и восковые мелки. Морозные узоры Теория: знакомство с изобразительным материалом. Цветовосприятие, экспериментирование с разными изобразительными материалами, получение новых оттенков на палитре. Палитра холодные цвета. Практика: рисование фантазирование: создаем необычный образ зимы. Развиваем цветовосприятие, композиционные умения, фантазию и речь. Упражнения в работе акварелью и восковыми мелками. Тема 3.9 Маркеры. Новогодний короб 16 Теория: знакомство с изобразительным материалом. Художественные материалы для создания выразительного образа. Практика: рисование елки и новогодних подарков. Упражнения в работе маркерами Тема 3.10 Акварель. Волшебные картинки Теория: приемы работы изобразительным материалом «от пятна». Получение на палитре новых оттенков. Контрастные цвета. Приемы рисования экзотических растений с целью создания оригинальных образов. Практика: рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Упражнения в работе акварелью в технике «от пятна». Тема 3.11 Акварель и гелиевые ручки. Хвойный лес Теория: приемы работы изобразительными материалами, знакомство с приемами комбинирования акварели и гелиевых ручек. Практика: рассматривание и изучение объектов на репродукциях и картинах художников. Составителем композицию из заснеженных деревьев. Упражнения в работе акварелью и гелиевыми ручками. Тема 3.12 Акварель и цветные карандаши. Лесные птицы Теория: приемы работы изобразительными материалами, знакомство с приемами комбинирования акварели и цветных карандашей. Изображение птиц в полете, элементы природы. Практика: составляем композицию из ветки дерева и птиц. Упражнения в работе акварелью и цветными карандашами. Тема 3.13 Акварельные карандаши. Попугай Теория: приемы работы изобразительным материалом. Строение птиц. Понятие персонаж. Расположение персонажа в среде. Практика: выполняем композицию по воображению или придумываем сказочный сюжет. Упражнения в работе акварельными карандашами. Тема 3.14 Тушь. Крокодил Теория: приемы работы изобразительным материалом кистью. Строение животных, соотнесение частей по пропорциям и величине, характерные позы и движение животных. Способы передачи кожи животного. Практика: учимся рисовать фигуры неуклюжих животных. Упражнения в работе тушью кистью. Тема 3.15 Тушь. Жираф Теория: приемы работы изобразительным материалом пером. Способы передачи шерсти. Грациозные животные. Практика: учимся рисовать фигуры грациозных животных. Упражнения в работе тушью пером Тема 3.16 Маркеры. Павлин Теория: приемы работы изобразительным материалом. Изображение птиц, 17 танцующих сказочных, изменения в форме хвоста и крыльев. Приемы стилизации. Практика: учимся изображать птиц, танцующих сказочных, передавая изменения в форме хвоста и крыльев. Упражнения в работе маркерами. Раздел 4. Выразительные средства Тема 4.1. Контраст, нюанс. Букет Теория: приемы работы пятном, контраст, нюанс. Рисование цветов по схемам. Изображение растений. Приемы рисования цветов с целью создания оригинальных образов. Практика: составление композиции - ваза с цветами. Упражнения, контраст, нюанс. Тема 4.2 Линия. Я пешеход Теория: приемы работы линией. Рисование фигуры человека в движении. Понятие композиция, пропорция, форма. Варианты схем с изображением пешеходов. Практика: учимся рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Упражнения, линейное изображение. Тема 4.3 Пятно. Обезьянка Теория: приемы работы пятном. Анализ строения животных, цветовые сочетания. Анализ и передача природных форм в контрастной гамме. Практика: совершенствуем технику рисования гуашью. Создать контрастную композицию. Сказочный сюжет. Упражнения, пятно, контрастная гама. Тема 4.4 Штрих. Маки и ромашки Теория: приемы работы штрихом. Рассматриваем репродукции с изображением летнего луга, анализируем цветовую гамму и особенности строения цветов. Практика: учимся передавать сюжет доступными графическими средствами. Учимся правильно компоновать изображение в листе. Анализируем строение и особенности цветов. Совершенствуем технику работы, передаем характер летнего луга штрихом. Тема 4.5 Пятно, линия. Космос Теория: закрепить приемы работы пятном. Обобщить знания детей о космосе: планеты солнечной системы и другие небесные тела. Практика: изображаем планеты солнечной системы, космические корабли. Совершенствуем технику работы линией, пятном. Тема 4.6 Ритм. Дом Теория: закрепить приемы работы линией, ритм в рисунке. Композиция. Рисование различных по форме домиков. Практика: отражаем на листе бумаги домики сказочных героев. Совершенствуем умения использовать разные художественные материалы для создания выразительного образа. Упражнения ритм в рисунке. Тема 4.7 Цвет. Автомобиль 18 Теория: закрепить приемы работы гуашью. Анализ строения автомобиля. Цветовое решение пространства. Практика: совершенствуем технику рисования. Учимся создавать автомобиль из простых геометрических фигур. Развиваем чувства цвета, формы, композиции. Совершенствуем технику работы гуашью. Тема 4.8 Штрих, объем. Петух Теория: закрепить приемы работы штрихом, выявление объема. Понятие сюжет, композиция. Рисование по замыслу. Практика: продолжаем учиться рисовать несложные сюжеты по полученным впечатлениям. Совершенствуем технику работы цветными карандашами и фломастерами. Тема 4.9 Форма, композиция, цвет. На полянке Теория: закрепить приемы использования в рисунке формы, композиции, цвета. Понятие сюжет, композиция. Рисование по замыслу. Практика: рисуем несложные сюжеты по полученным впечатлениям. Совершенствуем технику работы маркерами. Тема 4.10 Симметрия, асимметрия. Рыбка Теория: закрепить понятия симметрия, асимметрия. Изображение рыбок в воде. Просмотр фотографий с изображение рыб. Строение, цвет, движение в воде. Практика: учимся изображать обитателей подводного мира – рыб. Анализируем форму рыб и среду обитания. Показываем какого цвета может быть вода, ее зависимость от окружения. Совершенствуем технику работы акварелью. Тема 4.11 Тон. Насекомые Теория: закрепить приемы работы гуашью. Составление палитры из разбеленных цветов. Тоновая растяжка. Анализ строения насекомых. Схемы насекомых. Практика: рисуем сюжет по замыслу. Работа гуашью по тонированному листу. Совершенствуем технику работы гуашью. Тема 4.12 Гармония. Земляника Теория: строение растения. Гармоничные цветовые композиции. Сезонные изменения в природе. Практика: учимся составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о периодах созревания ягоды, создавать выразительный образ, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Рисование земляники. Совершенствуем технику работы маркерами. Тема 5. Вернисаж творческих работ Теория: как оформляется паспарту для картин. Практика: вернисаж творческих работ. Планируемые результаты реализации программы Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния. Результатом 19 обучения по данной программе является приобретенный опыт художественнотворческой деятельности, который осваивается и закрепляется в процессе усвоения учебного материала. Личностные: будут развиты качества: смекалка, изобретательность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других; будут сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, нравственные и эстетические чувства, познавательный интерес; будет повышена мотивация к занятиям изобразительной деятельностью, сформируется потребность использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни; будет развито чувство принадлежности к творческому сообществу, желание работать в обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные: будут развиты навыки планирования и контроля своей деятельности, при выполнении работы; будут развиты навыки работы в коллективе, повышен уровень социально-коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности; будут развиты творческие способности обучающихся. Предметные: будут знать и уметь использовать разные техники изобразительного искусства; будут сформированы основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; будут сформированы практические навыки работы художественными материалами, инструментами и приспособлениями. 20 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 3.2 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 15 21 15 сентября 2023 года 31 декабря – 08 января 31 мая 2024 года Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Характеристика помещения для занятий по программе Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному освещению. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы Для реализации программы в помещении находится следующее оборудование: рабочее место педагога; учебные столы и стулья (по количеству обучающихся, 15 рабочих мест); шкафы для хранения наглядного материала и инструментов; стенд информационный; стенд выставочный; огнетушитель. Для реализации программы имеются следующие технические средства обучения: доска маркерная; планшеты; 21 мольберты; подиумы для композиций; драпировки; муляжный фонд; мультимедийный проектор; компьютер с программным обеспечением. Для реализации программы необходимы инструменты, приспособления, расходные материалы, канцелярские принадлежности: гуашь, карандаши простые, цветные, мелки восковые, ватные палочки, фломастеры, спиртовые маркеры, перманентные маркеры, набор капиллярных цветных ручек, бумага для рисования и акварели А3, картон и цветная бумага разной текстуры А3, скотч, клей ПВА, клей-карандаш, кисти круглые, флейцевые, баночки для воды, ножницы для бумаги, палитра, папка пластилин Канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают родители/законные представители). Кадровое обеспечение В реализации данной программы принимает участие педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы и квалификационной категории, обладающий знаниями в области педагогики и психологии, имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методическое обеспечение: Методическое обеспечение программы Формы Наименование организации разделов деятельности учащихся Вводное занятие. Инструктаж по Групповая, ПБ. Игровая фронтальная программа «Давайте познакомимся» Нетрадиционные Групповая, техники фронтальная рисования Методы и приёмы Рассказ, наглядный, педагогическое наблюдение, практический, игровая программа Рассказ, беседа, педагогическое наблюдение, практический, творческие задания Дидактический материал, техническое оснащение Форма контроля Конспекты занятий, иллюстрации, инструкции по технике безопасности, компьютер Опрос, педагогическое наблюдение Конспекты занятий, презентация компьютер. схемы, графические изображения, подборки детских работ, альбомы по изобразительному Педагогическое наблюдение, выставка работ 22 Изобразительны Групповая, е материалы фронтальная Рассказ, беседа, педагогическое наблюдение, практический, творческие задания Выразительные средства Групповая, фронтальная Рассказ, беседа, педагогическое наблюдение, практический, творческие задания Групповая, фронтальная Рассказ, беседа, педагогическое наблюдение, практический, творческие задания Вернисаж творческих работ искусству, презентации по темам программы Конспекты занятий, презентация компьютер. схемы, графические изображения, подборки детских работ, альбомы по изобразительному искусству, презентации по темам программы Конспекты занятий, иллюстрации, схемы, графические изображения, подборки детских работ, презентации по темам программы, альбомы по изобразительному искусству Конспекты занятий, иллюстрации, схемы, графические изображения, подборки детских работ, презентации по темам программы, альбомы по изобразительному искусству Педагогическое наблюдение, выставка работ Педагогическое наблюдение, выставка работ Педагогическое наблюдение, конкурс рисунков Методические материалы, средства обучения и воспитания: примерные конспекты занятий; методические рекомендации по организации и проведению занятий по изобразительному искусству; разработки сценариев мероприятий и конкурсов; разработки творческих материалов; разработки графических изображений. Дидактические материалы: инструкционные карты, таблицы и схемы выполнения рисунков по темам; инструкционные карты и схемы выполнения изделий из бисера; образцы рисунков; фотоальбомы с различными изображениями по темам программы; альбомы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству; подборки детских работ; материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по различным темам (технологии 23 декоративных работ, основы цветоведения и композиции). 3.3 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы. Мониторинг результатов творческого развития детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Яркие кисточки» составлена на основе методики Лыковой И.А. (Приложение 1 Таблица 1) Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программе «Яркие кисточки» проводится в течение учебного года: входящий контроль (первичная диагностика) – сентябрь - октябрь; текущая и промежуточная аттестация – в соответствие с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой – декабрь - январь; итоговая аттестация – апрель - май. Фонд оценочных средств представлен в (Приложение 1 Таблица 2-4). Проявляет самостоятельность и творчество Владеет разными нетрадиционными техниками рисования ( 2-3) Умеет выполнять задания по схеме Знает и использует цвета и оттенки Ф.И. ребенка Использует разные способы и приемы рисования Диагностическая карта ЗУН Условные обозначения: По всем критериям диагностики оценка дается по трехбалльной системе. Выполняет самостоятельно – высокий уровень - 3 балла Выполняет с помощью педагога – средний уровень– 2 балл Не выполняет – низкий уровень- 0- 1 балл Все оценки суммируются по каждому критерию и по каждому ребенку. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения деятельностью. Высокий уровень –13 - 15 баллов; средний уровень – 9 – 12 баллов; низкий уровень – 1- 5 баллов. Но механизмом оценки результатов является также и эмоционально – положительное состояние ребенка. 24 4. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным 9. общеобразовательным программам» 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая 25 детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья: 3-7 лет / Е.П. Арнаутова. - М: Карапуз, 2002. - 263 с.: ил.; 22 см. - (Истоки). 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е. К. Брыкина; Под науч. ред. д-ра пед. наук проф. Т. С. Комаровой - - М: Пед. о-во России, 2002. 147с.: ил.; 21 см. - (Дет. творчество). 3. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М: Творч. центр Сфера,2000. – 80с.: ил.; 20 см. - (Серия «Вместе с детьми») 4. Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / [Г. В. Кушнир и др.]; под ред. А.А. Грибовской. - М: Сфера, 2005. - 185, [2] с.: табл.; 20 см. - (Серия «Вместе с детьми»). 5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1 / Давыдова Г. Н. - М: Скрипторий, 2012 г. - 80с. 6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2008. - 187, [2] с.: ил., табл.; 21 см. - (Из детства - в отрочество. Эстетическое развитие). 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа / Н. В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 128с. 8. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Е. А. Ермолинская. - Изд. 2-е, перераб. - М: Вентана-Граф, 2013. - 256 с. 9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004. - с. 48-50. 10. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 120с. 11. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2007 – 128с. 12. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошк. и мл. шк. возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. - М: Творч. центр Сфера, 2002. - 190с. 13. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка // Дошкольное 26 воспитание. - 1991. - № 1. - С. 58-60, 66 14. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам: Беседа 1 // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1. - С.50-52. 15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям: Беседа 2 // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. - С.50-52 16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой: Беседа 4 // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 52-53. 17. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия: о развитии детского творчества на занятиях по рисованию: Беседа 5 // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С. 66-70. 18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: коллективные работы: Беседа 6 // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. - С. 59-60. 19. Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С.56-58. 20. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в детском саду и в школе. - 3-е изд. - М.: Столетие, 1998. - 140с. 21. Комарова Т.С., Горунович Л.Б. Об оценке усвоения детьми программных требований по изобразительной деятельности // Опыт работы дошкольных учреждений по «Программе воспитания и обучения в детском саду»: Материалы семинара / Отв. ред. Т.С. Комарова. - Череповец, 1989. - С.65-73. 22. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, художественных студий и кружков. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 105с. 23. Кривоногова Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006. - 46 с. 24. Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. - М.: Аванти, 2000. - С.157-158. 25. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуздидактика», 2007. – 144с. 26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 27. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.: ил 28. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях Каптерева П.Ф. и Вахтерова В.П. Смоленск, 2004. 27 29. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей / авт-сост. Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 171с. 30. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. - 135с. 31. Ратковски Натали Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески. Научно-популярное издание. Казань: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 317с. 32. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 33. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. Список литературы для детей и родителей 1. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 2002. - 128 с. 2. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 16с. 3. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. - 24 с. 4. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 16с. 5. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. - 16с. 6. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2014. - 287с. 7. Как научиться рисовать кошку: [Все, что нужно знать и уметь начинающему художнику: Пособие по рисованию / Пер. с англ. Ирины Гиляровой]. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 63с. 8. Как научиться рисовать лошадь: [Все, что нужно знать и уметь начинающему художнику: Пособие по рисованию / Пер. с англ. Ирины Гиляровой]. - М: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 63с. 9. Как научиться рисовать портрет: [Все, что нужно знать и уметь начинающему художнику: Пособие по рисованию / Пер. с англ. Ирины Гиляровой]. - М: ЭКСМО-Пресс, 2015. - 63с. 10. Как научиться рисовать собаку: [Все, что нужно знать и уметь начинающему художнику / [Дэвид Браун]; [Пер. с англ. И. Гиляровой]. - М: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 63с. 11. Как научиться рисовать цветы: [Все, что нужно знать и уметь начинающему художнику: Пособие по рисованию / Пер. с англ. Ирины Гиляровой]. - М: «ЭКСМО – Пресс», 2014. – 63с. 28 12. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 16с. 13. Рисование: Первые шаги. - М: Эксмо, 2011. - 351с. (Школа юного художника) (Как научиться рисовать). 14. Учимся рисовать: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.: Сова, 2018. - 35с. 15. Фиона Уотт. Я умею рисовать: Свыше 120 способов изобр., рис., живопись, растирание, печать, красоч. брызги, коллажи из раз. материалов, применение пастели, аквар. размывка: [Для мл. и сред. шк. возраста] / Фиона Уотт; Пер. с англ. О. Солодовниковой. - М: РОСМЭН, 2019. – 94с. Интернет-ресурсы: 1. «Азбука безопасности» - проект для детей и взрослых (http://azbez.com/) 2. Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии (4brain.ru/blog/диагностика-творческих-способностей/) 3. Домашняя школа, интернет урок (http://school.interneturok.ru/) 4. Образовательный портал Слово (http://www.portal-slovo.ru/art/432/) 5. Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» (http://pedsovet.su/) 6. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (http://nsportal.ru/) 7. Учебно-методический кабинет (http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-izbumagi) 8. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования (http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm) 9. Международный образовательный портал https://www.maam.ru/ 10. Педагогическая копилка воспитателя https://vk.com/ped_kopilka_vospitatelya 11. Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ 12. Онлайн-школа развития правого полушария, интеллекта и умственных способностей «Мудрая сова» https://my22.ru/ 13. Рисование для детей «Мишкины книжки» https://mishka-knizhka.ru/urokirisovanijadlja-detej-4-6-let/ 14. Видеоуроки рисования для детей https://risuemdoma.com/video 29 Приложение 1 Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Яркие кисточки» Таблица 1 Диагностика результатов творческого развития детей по методике Лыковой И.А. № Ф.И. ребенка Умение смешивать краски Знание формы Знание цветовой гаммы Творческий подход Рисование растений, животных 1 2 Высокий - 3 Средний - 2 Низкий – 1 Таблица 2 Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Яркие кисточки» Планируемые результаты Метапредметные результаты Личностные результаты самостоятельность познавательный интерес мотивация к занятиям Критерии оценивания +/(сформирован/ не сформирован) +/(сформирован/ не сформирован) +/(сформирован/ не сформирован) Виды контроля/ промежуточной аттестации Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) текущий педагогическое наблюдение текущий педагогическое наблюдение текущий педагогическое наблюдение аккуратность от 1 до 3 входящий контроль, промежуточная/ итоговая аттестация ответственность +/(сформирован/ не сформирован) текущий наблюдение +/(сформирован/ не сформирован) текущий наблюдение текущий наблюдение текущий наблюдение планирование и контроль своей деятельности, анализ результатов навыки работы в коллективе/ коммуникабельность организация рабочего места и соблюдение ПБ +/(сформирован/ не сформирован) +/(сформирован/ не сформирован) творческое задание, просмотр 30 Предметные результаты колористика от 1 до 3 выразительные средства от 1 до 3 композиция от 1 до 3 раскрытие темы от 1 до 3 входящий контроль, промежуточная/ итоговая аттестация входящий контроль, промежуточная/ итоговая аттестация входящий контроль, промежуточная/ итоговая аттестация входящий контроль, промежуточная/ итоговая аттестация творческое задание, просмотр творческое задание, просмотр творческое задание, просмотр творческое задание, просмотр Таблица 3 Уровень освоения показателя (критерия оценивания) критерии колористика высокий уровень 3 Знает, понимает законы колористики. Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. средний уровень 2 Знает, понимает законы колористики, но часто требуется помощь педагога. выразительные Знает, понимает, умеет выбирать оптимальные средства Имеет недостаточный уровень знаний, выразительные средства выразительных средств. для реализации Не умеет грамотно задуманного воспользоваться изображения имеющимися теоретическими знаниями на практике Имеет достаточный Имеет недостаточный уровень знаний, уровень знаний, наблюдателен. пространственных представлений. Проявляет оригинальность, Проявляет оригинальность раскрытие темы воображение, при выполнении заданий, самостоятельность при но часто требуется помощь выполнении заданий. педагога. композиция низкий уровень 1 Не может создавать и принимать необычные сочетания цветов, решает композицию в одном или двух цветах; отказывается от выполнения творческих заданий. Имеет низкий уровень знаний, не наблюдателен Имеет низкий уровень знаний, не наблюдателен. Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий. 31 Таблица 4 Форма контроля наблюдение (текущий контроль на занятиях) Критерии оценивания уровня Высокий уровень - устойчивая мотивация к занятиям; - активность и увлечённость в выполнении заданий; - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава; - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определённый период обучения; - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске; - высокая скорость решений. Средний уровень - положительная мотивация к занятию вообще; - увлечён при выполнении заданий; - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий; - не активен в работе малых групп; - пропускает занятия только по уважительным причинам; - средняя скорость принятия решений. Низкий уровень - устойчивая мотивация только в некоторой части занятия; - отсутствие увлечённости в выполнении упражнения; - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания; - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми; - стесняется высказываться перед своей группой; - частые пропуски занятий без уважительной причины; - не принимает участия в открытых занятиях, конкурсах; - низкая скорость принятия решений. 32