Я танцую полный скан

Содержание программы

1. Основные характеристики образовательной программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

Направленность дополнительной образовательной программы

3

Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы

3

Актуальность программы

5

Социальная значимость программы

5

Педагогическая целесообразность

5

Отличительные особенности

5

Новизна программы

6

Адресат программы

6

Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий

6

Условия набора в группы

8

Режим занятий

9

Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения

9

Уровень программы

9

Стартовый уровень программы

9

Базовый уровень программы

10

1.2. Цель и задачи программы

12

Основные принципы реализации образовательной программы

13

Формы и методы организации образовательного процесса

14

Требования к результатам освоения образовательной программы

15

Формы подведения итогов реализации программы

17

2.1 Учебный план
2.2 Учебные (тематические) планы 1 год обучения
2.3 Учебные (тематические) планы 2 год обучения
2.4 Учебные (тематические) планы 3 год обучения

18
19
21
26

3. Организационно-педагогические условия

30

3.1. Календарный учебный график

30

3.2. Условия реализации программы

30

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

32

4. Список литературы

37

Приложение

39

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Занятия народной хореографией формируют правильную
осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных
народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Направленность дополнительной образовательной программы
Место программы в образовательном процессе: образовательная программа «Я
танцую», является составной частью художественной направленности образования
детей в учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика», имеет
художественное направление и реализуется на занятиях объединения «Ансамбль
народного танца «Плясунья». Настоящая программа предусматривает развитие
общефизических, артистических, исполнительских способностей, формирование
устойчивого интереса к изучению народного танца у обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
танцую» по содержанию является художественной, по форме организации –
объединение, по функциональному предназначению – общекультурной, по времени
реализации – долгосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

2

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными; возможностями здоровья, включая детей
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
3

 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества
«Галактика».
Актуальность программы
Создание данной образовательной программы заключается в предоставлении
ребёнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере
хореографии; в обеспечении потребностей в формировании общей культуры
безопасной и продуктивной организации их свободного времени, презентации
результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском и др.).
Социальная значимость программы
Социальная значимость программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их
духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру
народно-сценической хореографии.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы является возможность
использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют
формированию и развитию у обучающихся
творческих способностей, чувства
прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.
Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять
строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными
критериями отбора хореографических движений служат возрастные физиологические
и психологические особенности детей, уровень влияния движений на формирование
опорно-двигательного аппарата, развитие координации, формирование основ
индивидуальной танцевальной культуры, а также воспитание художественноэстетического вкуса на разных этапах обучения.
Отличительные особенности образовательной программы
Для создания программы были просмотрены и изучены следующие программы:
«Детская хореография», «Народно -сценический танец».
Программа «Я танцую» опирается на вышеизложенные программы,
переработана и адаптирована для работы в МБУ ДО ЦДТ «Галактика». Особенностью
данной программы является - возрождение традиционной русской культуры и
4

сохранение региональных истоков. Во время занятий обучающиеся получают
представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца, музыки, костюма.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и
исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков.
Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства танца и
знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России.
Новизна образовательной программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления
народного танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы народносценического танца. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и
темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Адресат программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Я танцую»
ориентирована на детей от старшего дошкольного возраста до старшего школьного
возраста - от 5 до 13 лет, проявляющих интерес к хореографическому искусству.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
В программе учитываются психофизиологические особенности возраста, что
выражается в возрастной дифференциации жанров народной хореографии,
предлагаемой обучающимся в группах дошкольного и младшего школьного возраста
(первого и второго года обучения, в которых занимаются дети возрастом от 5-10 лет),
в группах среднего школьного возраста (третьего года обучения, в которых
занимаются дети возрастом от 10-13 лет).
Возрастные особенности обучающихся 5 – 7 лет:
У дошкольников возрастает скорость движений, но точность еще не высока, нет
сознательных движений. Дети плохо различают и запоминают внешние сходные
физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным
параметрам управления. Не достаточно развиты в младшем школьном возрасте
мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и
усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно
избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью,
ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка
возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть детей
может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем
возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем
5

школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст
наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу
незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности
мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование
правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как
заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем среди школьников
взаимосвязаны с нарушением их осанки. В этом возрасте закладываются основы
управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых
невозможно сформировать в старшем возрасте.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
большинства двигательных способностей. Выбор методов и форм проведения занятий
на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые
формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование
доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание
искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоциональночувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.
Возрастные особенности детей 7- 10 лет:
У младших школьников возрастает скорость движений, но точность еще не
высока, много «лишних» не сознательных движений. Дети плохо различают и
запоминают внешние сходные физические упражнения, движения; плохо их
дифференцируют по основным параметрам управления. Не достаточно развиты в
младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания,
что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей
данного возраста трудно избежать отрицательных результатов. Если в этот период не
работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе
интенсивного роста ребенка возникает диспропорция в управлении двигательным
аппаратом. Неуклюжесть детей может быть причиной застенчивости, робости,
неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной
адаптации ребенка. В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения
осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых
факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной
сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой.
Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья
детей, так как заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем среди
школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки. В этом возрасте закладываются
основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых
невозможно сформировать в старшем возрасте.
6

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
большинства двигательных способностей. сенситивным периодом развития
координационных способностей является возрастной период у девочек с 7 до 10 лет, у
мальчиков с 7 до 12-13 лет.
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен
возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на
раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений
внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих
чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы,
погружение в заданную ситуацию.
Возрастные особенности детей 10- 13 лет:
Возраст от 10 до 13 лет считается переходным от детства к юности. Этот
возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и физиологической
перестройкой всего организма. У подростка возникает чувство тревоги, повышенная
возбудимость, резкая смена настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы.
Педагогу нужно быть осторожным и деликатным в своих высказываниях, не
подчеркивать значение результата и не сомневаться в возможностях ребенка. Еще
большее значение приобретает индивидуальный подход. Для ребенка это самый
трудный, переломный возраст во всех отношениях. Болезненно воспринимают
критику. Они пытаются проявлять самостоятельность от родителей, педагога,
начинают осознавать себя как личность, поэтому подростков все больше привлекают
личностные качества педагога. Теперь они не будут безоговорочно слушаться, и слепо
доверяться педагогу. Надо завоевать их уважение, подростки начинают ценить
волевые качества, ум, характер, профессионализм педагога. Этот возраст отличается
активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к действию,
выполнению задания. Если у них опыт занятий танцами, то им легче дается
разучивание движений, а если ребенок только начинает заниматься, то настойчивость,
работоспособность помогают ему быстро нагнать сверстников. Дети занимаются с
увлечением и настойчивостью, занятия проводятся более углубленно, с этого возраста
я начинаю требовать от детей точности исполнения. В подростковом возрасте утрачена
детская непосредственность, больше внимания уделяю технике исполнения.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и
разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
7

При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся
на всех этапах обучения в течении учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств
дистанционное.
Режим занятий
Продолжительность одного занятия для обучающихся от 5 до 7 лет - 30 минут.
Продолжительность занятий для обучающихся от 7 до 17 лет - 40 минут. Между
занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
 1 год обучения - 4 академических часа в неделю;
 2 год обучения - 4 академических часа в неделю, ансамбль 1 академический
час в неделю;
 3 год обучения - 4 академических часа в неделю, ансамбль 1 академический
час в неделю.
Программа реализуется в течение 3 лет и рассчитана на 532 часов.
По учебному плану:
 первый год обучения – 144 часа;
 второй год обучения – 190 часов;
 третий год обучения – 190 часов.
Срок реализации
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 38 учебных недель в течение 9 календарных месяцев ежегодно, 3 года,
необходимых для ее освоения.
Уровень программы
1 год обучения - «стартовый», предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Цель: – формирование устойчивой мотивации к занятиям народным
хореографическим творчеством.
Задачи:
образовательные:
8

 познакомить с основными танцевальными позициями рук и ног и научить
выстраивать их;
 сформировать необходимые двигательные навыки, дать возможность
почувствовать радость от ощущения своего тела;
 познакомить с хореографическими понятиями и терминами изучаемых
движений;
 научить ориентироваться на сценической площадке;
 познакомить с элементами народной хореографии;
развивающие:
 развивать культуру общения, умение построения межличностных
отношений;
 развивать выворотность, гибкости, устойчивость, координацию;
 развивать костно-мышечный аппарат, помочь устранить нарушения осанки и
развить физически;
воспитательные:
 сформировать умения работать в коллективе;
 познакомить с назначением танцевального зала и сцены, правилами
поведения; заложить основы музыкальной культуры: познакомить с основными
понятиями, увлечь, заинтересовать музыкой; развить музыкальные способности.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании I года обучения, обучающиеся знают:
 хореографическими терминами проученных движений;
 основные позиций рук и ног;
 правилами поведения на сцене;
умеют:
 исполнять
комплекс упражнений для разогрева основных групп мышц и
умение подготовить свое тело к занятиям;
 ориентироваться на сценической площадке.
Формы подведения результатов обучения:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 промежуточная аттестация (апрель-май).
2-3 год обучения - «базовый», предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
9

знаний и умений, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Цель: формирование основы будущей танцевальной техники, дальнейшее
развитие танцевальных навыков и умений.
Задачи:
образовательные:
 продолжить знакомство с народной культурой и расширить знания в области
народной хореографии;
 продолжить изучение элементов, связок и комбинаций, характерных для
народной хореографии; сформировать навык безошибочного исполнения изученных
элементов синхронно и в быстром темпе;
 познакомить с терминологией новых движений;
 продолжить развитие музыкальности, эмоциональности исполнения;
развивающие:
 развивать и совершенствовать умение самостоятельной подготовки мышц
тела к работе;
 продолжить работу над развитием выворотности, гибкости, устойчивости,
чёткой координации
 развивать культуру общения, умение построения межличностных
отношений;
 формировать плавность и сглаженность движений, легкость и четкость
движений, работа над эмоциональностью и выразительностью исполнения;
воспитательные:
 совершенствовать сценическую и исполнительскую культуру;
 способствовать развитию умения самостоятельно искать выразительные
средства для воплощения заданного образа;
 сформировать умения работать в коллективе.
По окончании II года обучения, обучающиеся
знают:
 методику изученных движений и техники их исполнения с учетом
увеличения нагрузки и максимальной синхронности.
умеют:
 узнавать национальную танцевальную музыку;
10

 исполнять
танцевальную
композицию
технично,
выразительно,
эмоционально;
 передавать национальный характер русского танца;
 ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций;
 выступать на сцене.
По окончании III года обучения, обучающиеся знают:
 положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов
русского танца;
 положения позиций рук и ног в народном танце;
умеют:
 уметь исполнять движения в характере;
 работать в паре и танцевальными группами;
 грамотно исполнять технически сложные движения;
 распределять сценическую площадку.
Формы подведения результатов обучения:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 промежуточная аттестация (апрель-май1-2год обучения);
 итоговая аттестация (апрель-май 3 год обучения).
1.2. Цель и задачи программы
Цель
программы:
создание образовательной среды,
способствующей раскрытию и развитию творческого потенциала, для
самореализации личности ребенка средствами хореографии.
Задачи
образовательные:
 знакомство с историей развития народного танца;
 овладение на каждой ступени комплекса знаний и умений по искусству
хореографии с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
 овладение терминологией проученных движений.
развивающие:
 развивать творческие способности обучающихся;
11

 содействие правильному физическому развитию организма: выработке
правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц;
 развивать координацию;
 развивать хореографическую память, внимание, выдержку;
 развитие внутренней собранности, концентрации, внимания;
 формирование способности к волевым действиям;
воспитательные:
 приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
 поэтапное овладение народным танцем, воспитывающим адекватное
восприятие красоты движений;
 прививать
уважительное
отношение к
музыкальной
культуре
и традициям; своего народа;
 воспитание потребности в систематических занятиях; поддержание
устойчивого интереса к народной культуре.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 принцип
научности предполагает
знакомство
дошкольников
с совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной
форме, использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности - постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от легкого
к трудному, от известного к неизвестному;
 принцип систематичности - непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
 принцип гуманизма - утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
 принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности,
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка, создание эмоциональнокомфортного климата в социальной среде;

12

 принцип дифференциации образования - ориентация на личностные
интересы, потребности, способности, а также физиологические, интеллектуальные и
другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых; принцип креативности - создание всех условий для развития
творческой личности;
 принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных
особенностей, обучающихся в их деятельности, опора на положительное в ребенке, на
сильные стороны его личности;
 принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества;
 принцип индивидуальности, то есть личностно ориентированная
направленность.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход
позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 существенное
повышение
мотивации;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в
различных поездках.
13

В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
 словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
 исследовательский (наблюдения,
опыты);
 репродуктивный (воспроизводящий);
 иллюстративный (объяснение
сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
воспитания:
 убеждение;
 упражнение;
 личный пример;
 поощрение.
Формы занятий:
 групповая;
 индивидуально-групповая.
Типы занятий
 комбинированное;
 теоретическое;
 практическое;
 диагностическое;
 контрольное;
 репетиционное;
 мастер-класс;
 концерт.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программы «Я танцую».
14

У обучающихся будут сформированы:
 развитие индивидуальной творческой фантазии, актерское мастерство;
 формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 формирование мотивации к учебной деятельности;
 сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному
 творчеству;
 формирование сотрудничества при выполнении упражнений в паре,
постановке коллективных номеров и общении в коллективе;
 формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни;
 формирование
коммуникативной
компетентности в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной
и практической деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 развитие танцевальных данных (осанка, выворотность, танцевальный шаг,
гибкость, пластичность), точность исполнения движений;
 развитие визуально-пространственного мышления;
 понимать и различать простые музыкальные ритмы и динамические оттенки
в музыке;
 развитие выразительного, образного исполнение движения;
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
 овладеть основами самоконтроля, принятия решений;
 ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
 сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета.
Обучающиеся будут знать:
 основные термины, применяемые в народном танце;
15

 историю народного танца России;
 основы движений народного танца.
Способы определения результативности
 педагогическое наблюдение на занятиях в процессе повседневной
деятельности;
 педагогический анализ результатов: анкетирования, тестирования, участие в
итоговом занятии.
Формы подведения итогов реализации
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Контроль знаний является составной частью процесса
обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания,
умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля, что способствует раскрытию
индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития
познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны педагога
и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых
контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для
этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они
носили игровой характер.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
Пример: творческие задания (хореографические тестирование, беседы, мониторинг
достижений).
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения, и
отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 промежуточная аттестация (апрель-май 1-2 год обучения);

итоговая аттестация (апрель-май 3 год обучения).
16

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Уровень
сложности

Год
обучения

стартовый

1 год
обучения

Разделы
Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ

Кол-во
академических
часов
в
т
п
2

1

1

Формы
промежуточной
(итоговой)
аттестации
наблюдение

Азбука хореографии и музыкального
20
3
17 самоанализ
движения
Элементы ритмики и музыкальной
40
40 взаимоанализ
грамоты
Элементы народного танца
40
6
34 взаимоанализ
Постановочная деятельность. Танец
40
1
39 премьера танца
«Весёлая разминка»
Игровая программа «Звездный час»
2
2 конкурс
Итого на стартовом уровне: 144 часа
Итого на стартовом уровне вместе с ансамблем: 144 часов
базовый

2 год
обучения

3 год
обучения

Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ
Азбука музыкального движения
Элементы народно-сценического
танца
Сценическая деятельность.
Постановка танцевального номера
«Веселуха»
Ансамбль
Игровая программа «Звездный час»
Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ
Классический экзерсис на ковриках
Элементы народно-сценического
танца
Дробные выстукивания русского
народного танца
Сценическая деятельность.
Постановка танцевального номера
«Плескач»
Ансамбль
Игровая программа «Звездный час»

2

1

36

1

наблюдение

36

самоанализ

34

2

32

взаимоанализ

78

5

73

премьера танца

38
2

премьера танца
конкурс

1

наблюдение

40

40

взаимоанализ

34

34

взаимоанализ

34

34

взаимоанализ

40

40

премьера танца

38
2
2

1

38
38 премьера танца
2
2
конкурс
Итого на базовом уровне: 380 часов
Всего по программе: 532 часов
17

2.2 Учебный (тематический) план, 1 год обучения
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
6

Наименование разделов и тем
Вводное занятие «Путешествие в страну
Танца». Инструктаж по ПБ
Азбука хореографии и музыкального
движения
Музыкально - ритмические упражнения
Понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ»,
«Круг»
Изучение позиции рук, ног, поклона
Элементы ритмики и музыкальной грамоты
Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление
всех групп мышц
Упражнения на развитие координации и чувство
ритма
Элементы народного танца
Изучение позиции рук, ног русского народного
танца. Поклон
Элементы народных движений
Построения и перестроения
Постановочная деятельность. Танец «Весёлая
разминка»
Разучивание танцевальных движений танца
«Весёлая разминка»
Разучивание рисунка танца «Весёлая разминка»
Упражнения на развития эмоционального
исполнения движений
Игровая программа «Звездный час»
Итого:

Кол-во часов
в
т
п
2

1

1

20

3

17

10

1

9

4

1

3

6
40

1

5
40

20

20

20

20

Формы аттестации/
контроля/
конкурс
самоанализ
самоанализ
самоанализ
самоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ

40

6

34

10

1

9

24
6

5
1

19
5

40

3

37

16

1

15

18

1

17

премьера танца

6

1

5

премьера танца

25

2
119

2
144

взаимоанализ
взаимоанализ
премьера танца
премьера танца

конкурс

Содержание учебного плана, 1 год обучения
Тема 1 Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ.
Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения.Правила охраны голосового аппарата.
Практика: тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел 2 Азбука хореографии и музыкального движения.
Тема 2.1 Музыкально - ритмические упражнения.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная
музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).
18

Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами;
передача изменения характера музыки в движениях.
Тема 2.2 Понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг».
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации.
Практика: Построение фигур «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг».
Тема 2.3 Изучение позиции рук, ног, поклона.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук (подготовительная, 1, 2 позиции
рук; 1, 6 позиции ног).
Раздел 3 Элементы ритмики и музыкальной грамоты.
Тема 3.1 Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц.
Практика: шаги (с носка, на полупальцах, на пятках), бег (с высоким подниманием
бедра, с захлестом, «ножницы»), упражнения для укрепления различных групп мышц
(шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног), упражнения на координацию
движений, полу шпагат, шпагат, упражнения на гибкость («лодочка», «колечко»,
«кошечка»), упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка», «качалочка»,
«кувырок» «шпагат»).
Тема 3.2 Упражнения на развитие координации и чувство ритма.
Практика: хлопки в ладоши, по коленям ритм, хлопки с добавлением шага на месте,
шага в продвижении, бега.
Раздел 4 Элементы народного танца.
Тема 4.1 Изучение позиции рук, ног русского народного танца. Поклон.
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.
Практика: позиции рук в народном танце – 1,2,3, подготовительная. Позиции ног в
народном танце – 6, 1, 2. Поклон с открыванием руки во 2 позицию.
Тема 4.2 Элементы народных движений.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «пружинка», переменный шаг, подскоки.
Тема 4.3 Построения и перестроения.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: перестроения из одного рисунка в другой рисунок: «Линия», «Колонна»,
«Диагональ», «Круг».
Раздел 5 Постановочная деятельность. Танец «Весёлая разминка».

19

Тема 5.1 Разучивание танцевальных движений танца «Весёлая разминка».
Теория: прослушивание музыки к танцу; разбор характера и настроения танца;
культура исполнения, слаженность движений; выразительность исполнения.
Практика: постановка танца, отработка движений, техника исполнения, ходы
русского танца, «припадания», «молоточки», «веревочка», дробные движения.
Тема 5.2 Разучивание рисунка танца «Весёлая разминка».
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: разучивание перестроений рисунков в тройках, в «цепочках», в линиях и в
колоннах, «воротца», в диагоналях и в кругах, «карусель», «корзиночка», «прочесы».
Тема 5.3 Упражнения на развития эмоционального исполнения движений.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: Танцевальная игра «что случилось?», «зеркало», «азбука настроений».
Тема 6 Игровая программа «Звездный час».
Практика: проведение танцевальных конкурсов, викторин.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании I года обучения, обучающиеся знают:
 представление
о
классификации разминочных, тренировочных
комплексов упражнений и умение правильно выполнять их;
 хореографическими терминами проученных движений;
 основные позиций рук и ног;
 правилами поведения на сцене;
умеют:
 исполнять
комплекс упражнений для разогрева основных групп мышц и
умение подготовить свое тело к занятиям;
 ориентироваться на сценической площадке.
2.3 Учебный (тематический) план, 2 год обучения
№
п/п

Вводное занятие «Путешествие в страну Танца».
Инструктаж по ПБ
Азбука музыкального движения

36

36

Формы аттестации/
контроля/
педагогическое
наблюдение
самоанализ

2.1

Партерный экзерсис

36

36

самоанализ

2.1.1

Упражнения для стоп

6

6

педагогическое
наблюдение

1
2

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
в т
п
2

1

1

20

2.1.2

Упражнения на выворотность

4

4

2.1.3

Упражнения на гибкость

6

6

2.1.4

Силовые упражнения для мышц спины

4

4

2.1.5

Упражнения на развитие танцевального шага

6

6

2.1.6

Прыжки

10

10

Элементы народно-сценического танца

34

3.1

Экзерсис на середине зала

6

6

3.2

Поклон праздничный (хороводный)

4

4

3.3

Основные движения руками с платочком в руках
(девочки)

4

4

3.4

Дробные движение (девочки), хлопушки (мальчики)

10

1

9

3.5

Подготовка к вращениям

10

1

9

Сценическая деятельность. Постановка
танцевального номера «Веселуха»

78

5

73

4.1

Разучивание выхода и ухода

4

4

4.2

Разучивание рисунков танца

10

4

4.3

Знакомство с переходами от рисунка к рисунку

10

10

4.4

Интервалы и ровные круги

6

6

3

4

4.5
4.6
4.7
4.8
5
6

Разучивание
лексики
номеров.
движений из танцев.
Работа над общей композицией танца

Комбинации

4

30

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
взаимоанализ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
творческое задание
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
премьера танца
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

25

творческое задание

8

8

творческое задание

8

8

творческое задание

2

2

творческое задание

Ансамбль
Игровая программа «Звездный час»

38
2

38
2

премьера танца
конкурс

Итого:

190

Проработка самых сложных моментов танца:
движений, рисунков, техники исполнения
Отработка синхронности и чистоты исполнения

30

5

8

182

Содержание учебного плана, 2 год обучения
Тема 1 Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ.
21

Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения. Правила охраны голосового аппарата.
Практика: тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел Азбука музыкального движения.
Раздел 2.1 Партерный экзерсис.
Тема 2.1.1 Упражнения для стоп.
Практика: шаги:
 на всей стопе, на полупальцах;
 сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по 6 позиции;
 лежа на спине, круговые движения стопами;
 releve на полу - пальцах в 6 позиции у станка.
Тема 2.1.2 Упражнения на выворотность.
Практика:
 лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.
 «лягушка».
Тема 2.1.3 Упражнения на гибкость. Практика:
 «складочка» по 1, VI позиции с обхватом рук за стопы;
 наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны.
Тема 2.1.4 Силовые упражнения для мышц спины.
Практика:
 «лодочка».
 перекаты на животе вперед и обратно.
Тема 2.1.5 Упражнения на развитие танцевального шага.
Практика:
 «лягушка» лежа на животе;
 grand battement jete.
Тема 2.1.6 Прыжки.
Практика: прыжки по 1, 2, 5 позиции ног.
Раздел 3 Элементы народно-сценического танца.
Тема 3.1 Экзерсис на середине зала.
Практика: переменный дробный ход, дробный боковой ход, мелкий дробный ход с
каблука. Хлопушки: тройная хлопушка с притопом, хлопушка по голенищу сапога
выдвинутой вперед ноги., хлопушка по ноге, поднятой назад. Движения на месте:
«веревочка», «двойная веревочка», «веревочка с переступанием».
Тема 3.2 Поклон праздничный (хороводный).
Практика: поклон праздничный (хороводный).
Тема 3.3 Основные движения руками с платочком в руках (девочки).
22

Практика: платочек, натянутый за кончики, исполняются круговые движения.
полуокружности перед собой вправо и влево. Взмахи в 3 позицию.
Тема 3.4 Дробные движение (девочки), хлопушки (мальчики).
Теория: пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском
народном танце, о характере и манере исполнения в женском танце. Пояснения о
приемах и технике исполнения дробных выстукиваний руками в русском народном
танце, о характере и манере исполнения в мужском танце Практика: Дробные
комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу
Тема 3.5 Подготовка к вращениям.
Теория: рассказ о значении координации, умении держать «точку» при вращениях.
Практика:
 полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve;
 полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere;
 полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки;
 припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в
повороте.
Раздел 4 Сценическая деятельность. Постановка танцевального номера
«Веселуха».
Тема 4.1 Разучивание выхода и ухода.
Практика: разучивание видов русских ходов и поворотов.
Тема 4.2 Разучивание рисунков танца.
Практика: разучивание рисунков танца: встречный «шеен», «змейки», «улитки».
Тема 4.3 Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: разучивание перестроений рисунков
Тема 4.4 Интервалы и ровные круги.
Практика: разучивание умения держать одинаковые интервалы и ровные круги в
движении.
Тема 4.5 Разучивание лексики номеров. Комбинации движений из танцев.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: разучивание танцевальных движений танцевального номера «Веселуха»:
виды русских ходов и поворотов, «Веревочка», «Перескоки и «подбивки», «Дробные
выстукивания». Соединение движений под музыку в заданной последовательности.
Тема 4.6 Работа над общей композицией танца.
Практика: соединение рисунков танца, танцевальных движений в общую композицию
под музыку.
Тема 4.7 Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков,
техники исполнения.
23

Практика: проучивание самых сложных элементов танца: движений, рисунков,
техники исполнения.
Тема 4.8 Отработка синхронности и чистоты исполнения.
Практика: отработка синхронности и чистоты исполнения методом повтора, и
исправления замечаний.
Тема 5 Ансамбль
Практика: репетиции, подготовка концертных номеров, выступления на конкурсах.
Тема 6 Игровая программа «Звездный час».
Практика: проведение танцевальных конкурсом, викторин, опросов, тестов.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании II года обучения, обучающиеся знают:
 методику изученных движений и техники их исполнения с учетом
увеличения нагрузки и максимальной синхронности;
 умеют:
 узнавать национальную танцевальную музыку;
 исполнять
танцевальную
композицию
технично,
выразительно,
эмоционально;
 передавать национальный характер русского танца;
 ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций;
 выступать на сцене.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании II года обучения, обучающиеся знают:
 методику изученных движений и техники их исполнения с учетом
увеличения нагрузки и максимальной синхронности;
умеют:
 узнавать национальную танцевальную музыку;
 исполнять
танцевальную
композицию
технично,
выразительно,
эмоционально;
 передавать национальный характер русского танца;
 ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций;
 выступать на сцене.

24

2.6 Учебный (тематический) план, 3 год обучения
№
п/п
1
2
2.1

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.1.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4

6
7

Наименование разделов и тем
Вводное занятие «Путешествие в страну
Танца». Инструктаж по ПБ.
Классический экзерсис на ковриках.
Упражнения для развития подвижности
голеностопного сустава и эластичности мышц
голени и стопы.
Упражнения на развитие танцевального шага.
Упражнения на растяжку нижней поверхности
бедра и подколенных связок.
Упражнения для развития подвижности в
тазобедренном суставе.
Упражнения для развития гибкости в спине и
подвижности позвоночника.
Упражнения для развития прыжка.
Элементы народно-сценического танца.
Вращения.
Постановка работы головы. Положение рук во
вращении.
Постановка корпуса. Упражнения для
закрепления мышечного корсета.
Виды preparation.
Виды «остановок» после вращения.
Вращения в народном танце на месте.
Вращения в народном танце по диагонали.
Дробные выстукивания русского народного
танца.
Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой
стопы.
Двойная дробь.
Комбинация дробных выстукиваний.
«Хлопки», «Удары», «Хлопушки».
Сценическая деятельность. Постановка
танцевального номера ««Плескач».
Разучивание рисунков танца.
Разучивание лексики номеров. Комбинации
движений из танцев.
Работа над общей композицией танца.
Отработка синхронности и чистоты исполнения.
Ансамбль
Игровая программа «Звездный час»

Кол-во часов
в
т
п

Формы аттестации/
контроля

1

конкурс

40

40

взаимоанализ

10

10

взаимоанализ

6

6

взаимоанализ

6

6

взаимоанализ

8

8

взаимоанализ

6

6

взаимоанализ

4

4

взаимоанализ

34

34

взаимоанализ

2

2

взаимоанализ

4

4

взаимоанализ

4
4
10
10

4
4
10
10

взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ

34

34

взаимоанализ

10

10

взаимоанализ

6
8
10

6
8
10

взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ

40

40

премьера танца

6

6

премьера танца

10

10

премьера танца

12
12
38
2
190

12
12
38
2
189

премьера танца
премьера танца
премьера танца
конкурс

2

1

1

25

Содержание учебного плана, 3 год обучения
Тема 1 Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ.
Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения. Правила охраны голосового аппарата.
Практика: Тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел 2 Классический экзерсис на ковриках.
Тема 2.1 Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава и
эластичности мышц голени и стопы.
Практика: растяжка стоп на «подъем», открывание ноги вперед, в сторону и назад.
Тема 2.2 Упражнения на развитие танцевального шага.
Практика: «Выпад», бросок ноги в различные направления.
Тема 2.3 Упражнения на растяжку нижней поверхности бедра и подколенных
связок.
Практика: «Шпагат», «Перекаты через спину в шпагате», «Полу шпагат».
Тема 2.4 Упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе.
Практика: развороты через «поперечный шпагат», «Бабочка».
Тема 2.5 Упражнения для развития гибкости в спине и подвижности
позвоночника.
Практика: «Мостик», «Колечко», «Корзинка», «Лодочка», «Волна».
Тема 2.6 Упражнения для развития прыжка.
Практика: упражнение «Разножка».
Раздел 3 Элементы народно-сценического танца. Вращения.
Тема 3.1 Постановка работы головы. Положение рук во вращении.
Практика: Постановка работы головы. Положение рук во вращении.
Тема 3.2 Постановка корпуса. Упражнения для закрепления мышечного
корсета.
Практика: упражнения:
1. Лёжа на спине, приподнимать и опускать вытянутые ноги.
2. Лежа на спине, ноги прямые, стараясь держать спину прямой, перейти в положение
сидя, затем медленно лечь.
3. Лежа на спине, приподнять голову от пола, оторвать лопатки, затем вернуться в
исходное положение.
Тема 3.3 Виды preparation.

26

Практика: Preparations для вращений по диагонали. Учебный preparation для подхода
к вращениям по диагонали. Preparations для вращений на месте.
Тема 3.4 Виды «остановок» после вращения.
Практика: «закрутка» на месте, с выходом через четвертую позицию. «Закрутка» на
месте с соскоком по 3-ей позиции. «Закрутка» с продвижением вперёд.
Тема 3.5 Вращения в народном танце на месте.
Практика: пируэт, вращение на «припадании», бег в повороте на месте, вращение
«носок-каблук».
Тема 3.6 Вращения в народном танце по диагонали.
Практика: «блинчики» с поджатыми ногами, «блинчики» с вытянутыми ногами,
«блинчики» с поджатыми ногами и двойной дробью, «бегунец».
Раздел 4 Дробные выстукивания русского народного танца
Тема 4.1 Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы.
Практика: Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы.
Тема 4.2 Двойная дробь.
Практика: Двойная дробь.
Тема 4.3 Комбинация дробных выстукиваний.
Практика: Комбинация дробных выстукиваний.
Тема 4.4 «Хлопки», «Удары», «Хлопушки».
Практика: Одинарные хлопки и удары — фиксирующие, скользящие. Удары по
голенищу сапога. Двойные (сдвоенные) хлопки и удары. Хлопок и удар по бедру.
Тройные (строенные) хлопки и удары.
Раздел 5 Сценическая деятельность. Постановка танцевального номера
«Плескач».
Тема 5.1 Разучивание рисунков танца.
Практика: Разучивание рисунков танца: многоплановые простые симметричные
рисунки, многоплановые сложные несимметричные рисунки.
Тема 5.2 Разучивание лексики номеров. Комбинации движений из танцев.
Практика: Разучивание танцевальных движений танцевального номера «Плескач»:
тройной ход на высоких полупальцах, “упадания”, “вы - хилясники”, «дробушки»,
«выступы».
Тема 5.3 Работа над общей композицией танца.
Практика: Соединение рисунков танца, танцевальных движений в общую
композицию под музыку.
Тема 5.4 Отработка синхронности и чистоты исполнения.
27

Практика: Отработка синхронности и чистоты исполнения методом повтора, и
исправления замечаний.
Тема 6 Ансамбль.
Практика: репетиции, подготовка концертных номеров, выступления на конкурсах.
Тема 7 Игровая программа «Звездный час».
Практика: проведение танцевальных конкурсом, викторин.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании III года
обучения, обучающиеся знают:
 положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов
русского танца;
 положения позиций рук и ног в народном танце;
умеют:
 уметь исполнять движения в характере;
 работать в паре и танцевальными группами;
 грамотно исполнять технически сложные движения;
 распределять сценическую площадку.

28

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9.

Окончание учебного года

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

36
72
4
144
15
21
16 сентября
31.12.202408.01.2025
31 мая

38
114
5
190
17
21
1 сентября
31.12.202408.01.2025
31 мая

38
114
5
190
17
21
1 сентября
31.12.202408.01.2025
31 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 танцевальный зал с зеркалами, стол, стулья;
 ноутбук, мультимедийное оборудование;
 материально-техническое оснащение занятий:
 сценические костюмы и танцевальная обувь для выступлений отшивают и
приобретают родители);
 атрибуты для хореографических композиций и народных сцен;
Канцелярские принадлежности и материалы приобретают родители/законные
представители ребенка.
Кадровое обеспечение в реализации программы принимают участие педагоги
со средним или высшим специальным педагогическим, хореографическим
образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями и
навыками для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
 флеш-носители с музыкальным сопровождением хореографических
композиций.
Информационно-дидактические материалы:
 наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.
Контрольные и проверочные пособия:
29

 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой
аттестаций.
Методические материалы
№
п/п

Название раздела, темы

Азбука хореографии и
музыкального движения.
2.
Элементы ритмики и
музыкальной грамоты.
3.
Элементы народного танца.
Постановочная
4.
деятельность. Танец
«Веселая разминка».
5.
Ансамбль.
6.
Игровая программа
«Звездный час».
2 год обучения

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
1 год обучения

Формы, методы,
приемы обучения
Педагогические
технологии

комбинированное

1.

Азбука музыкального
движения.
2.
Элементы
народносценического
танца.
3.
Сценическая
деятельность. Постановка
танцевального
номера
«Веселуха».
4.
Ансамбль.
5.
Игровая программа
«Звездный час».
3 год обучения

Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование,
наглядные пособия и
методические
разработки сценические
костюмы.

Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взимоанализ. Пед.
технологии: игровые
(конкурсы),
здоровьесберегающие.

2.

3.

Классический экзерсис на
ковриках.
Элементы
народносценического
танца.
Дробные выстукивания
русского народного танца.

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1.

1.

Формы учебного
занятия

комбинированное
Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование,
наглядные пособия и
методические
разработки сценические
костюмы

Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взимоанализ. Пед.
технологии: игровые
(конкурсы),
здоровьесберегающие

Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование, наглядные
пособия и

Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взимоанализ.

комбинированное

комбинированное
комбинированное
комбинированное

комбинированное
комбинированное
комбинированное

30

5.
6.

Сценическая деятельность.
Постановка танцевального
номера «Плескач».
Ансамбль.
Игровая программа
«Звездный час».

методические
разработки сценические
костюмы

Пед. технологии
Игровые (конкурсы),
здоровьесберегающие

комбинированное
комбинированное
комбинированное

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Я танцую» (Приложение 1 Критерии оценивания практических умений и навыков, обучающихся);
Карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе «Я танцую» (Приложение 2).
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Я танцую» проводится в течение учебного года:
 входящий контроль (первичная диагностика) - сентябрь-октябрь;
 текущая
и
промежуточная аттестация.
В
соответствие
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой – декабрь-январь:
 итоговая аттестация - по окончании 3 года обучения - апрель-май.
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Личностный результат

4.

Развитие
индивидуальной
творческой фантазии,
актерское мастерство.

Критерии
оценивания

Виды контроля/
промежуточной
аттестации

Высокий:
Воспринимать движения как
символ прекрасного,
свободного способа
самовыражения.
Средний:
Слабо проявлять осознанное
понимание к движениям как
к символу прекрасного,
свободного способа
самовыражения.
Низкий:
Не воспринимать движения
как символ прекрасного,
свободного способа
самовыражения.

Входящий,
промежуточный
контроль

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

31

Метапредметный результат

Высокий:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности,
качественно выполняет
задания, готов выполнять
дополнительные задания.
Формирование
Средний:
мотивации к учебной
Ребенок замотивирован к
деятельности.
учебной деятельности, но не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Низкий:
Ребенок не замотивирован к
учебной деятельности, и не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Высокий:
Ребенок с удовольствием
участвует в жизни
коллектива и проявляет
лидерские качества.
Формирование
Средний:
сотрудничества при
выполнении упражнений Ребенок участвует в жизни
в паре, постановке
коллектива и слабо
коллективных номеров и проявляет лидерские
общении в коллективе.
качества.
Низкий:
Ребенок не участвует в
жизни коллектива и не
проявляет
лидерские
качества.
Формирование
Высокий:
Проявляет дружелюбность
коммуникативной
к товарищам, уважительное
компетентности в
отношение к педагогам в
общении и
процессе деятельности.
сотрудничестве со
Средний: Слабо
сверстниками,
проявляет дружелюбность
взрослыми в процессе
к товарищам, с
творческой
подсказкой взрослых
деятельности.
проявляет уважительное
отношение к педагогам в
процессе деятельности.
Низкий: Не проявляет
дружелюбность к
товарищам, показывает не
уважительное отношение

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

32

к педагогам в процессе
деятельности.

Развитие танцевальных
данных (осанка,
выворотность,
танцевальный шаг,
гибкость, пластичность),
точность исполнения
движений.

Высокий:
Желание развивать
танцевальные данные.
Контролировать и
координировать свое тело.
Выразительно и грамотно
исполнять танцевальные
композиции.
Средний:
Не самостоятельное
желание развивать
танцевальные данные. С
помощь педагога
контролировать и
координировать свое тело.
Выразительно, с
небольшими недочетами
исполнять танцевальные
композиции.
Низкий:
Не желание развивать
танцевальные данные. Не
контролировать и не
координировать свое тело.
Выразительно, но с
ошибками исполнять
танцевальные композиции.

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

33

Понимать и различать
простые музыкальные
ритмы и динамические
оттенки в музыке.

Ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности.

Высокий:
Определять
самостоятельно темп, ритм,
характер в предлагаемой
мелодии. Сопереживать и
чувствовать музыку.
Средний:
Определять в группе
обучающихся темп, ритм,
характер в предлагаемой
мелодии. Слабо
сопереживать и чувствовать
музыку.
Низкий:
Не верно определять темп,
ритм, характер в
предлагаемой мелодии.
Слабо сопереживать и
чувствовать музыку.
Высокий: Интересоваться
дополнительной
хореографической
литературой,
кинофильмами. Посещать
концерты государственных
академических ансамблей.
Средний:
Интересоваться по желанию
друга дополнительной
хореографической
литературой, кинофильмами.
Низкий:
Не интересоваться
дополнительной
хореографической
литературой, кинофильмами.
Не посещать концерты
государственных
академических ансамблей.

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

34

Предметный результат

Знание основные
термины и движения,
применяемые на
занятиях народного
танца;

Умение танцевать в
коллективе.

Высокий:
Уверенно владеет
танцевальными терминами
и может применить на
практике.
Средний:
Слабо владеет
танцевальными терминами
и с помощью педагога
может применить на
практике.
Низкий:
Не владеет танцевальными
терминами и не может
применить на практике.
Высокий:
Творчески активен и умеет
строить отношения между
сверстниками.
Умеет самостоятельно
ориентироваться в
пространстве.
Средний:
Творчески активен и умеет
строить отношения между
сверстниками.
Умеет с помощью педагога
ориентироваться в
пространстве.
Низкий:
Не активен на занятиях и не
умеет строить отношения
между сверстниками.
Умеет с помощью педагога
ориентироваться в
пространстве.

Входящий,
промежуточный
контроль

Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.

35

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;

36

11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12.
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
13. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества
«Галактика».
Список литературы педагога.
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. - Санкт-Петербург: Изд-во
Феникс, 2000. -18с.
2. Левина С.А Физкультминутки Левина С.А - Волгоград: Изд-во Учитель, 2008. 70с.
3. Слуцкая Л.А. Музыкальная мозаика. / Слуцкая Л.А. - Москва: Изд-во
ЛИНКА_ПРЕС, 2015. -25с.
4. Зарецкая Е.А. Танцы для детей / Зарецкая Е.А. - Москва: Изд-во Айрис, 2003. 18с.
5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастик/ Фирилева Ж.Е.,
Сайкина Е.Г. - Санкт-Петербург: Изд-во Са-фи-дансе, 2000. -48с.
6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Упр.у станка: Учеб.
Пособие д/вузов искусств и культуры/ Гусев Г. П. - Москва: Изд-во центр ВЛАДОС,
2002. -47с.
7. Ивлева Л.
Д.
Методика педагогического руководства
любительским
хореографическим коллективом/ Ивлева Л. Д. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003.
12с.
8. Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов- Москва: Изд-во МГИК,
1994. -268с.
Рекомендуемая литература для обучающихся и родителей:
1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца / Богданов Г.Ф. - Москва: Изд-во
МГУК, 2003. -15с.
2. Устинова Т. Русские танцы / Устинова Т. - Москва: Изд-во МГУК, 1975. -15с.
Интернет - ресурсы:
1. http://www.blletmusic.r
2. http://www.gorod.crimea/librari/ist_cost
37

Приложение 1
Критерии оценивания практических умений и навыков, обучающихся
Название объединения___________________________________________
ФИО педагога ___________________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Место проведения __________________№ группы_______________________
Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Ф.И.
обучающегося

Ритмичность

Гибкость

Артистизм

Умение
танцевать в
коллективе

Итоговый
показатель

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
____________ обучающихся показали высокие результаты,
____________ обучающихся показали средние результаты,
____________ обучающихся показали низкие результаты.
Педагог дополнительного образования______________________ _______
Низкий:
1.
Двигается ритмично, соответственно двухчастной форме музыки и силе
звучания (громко, тихо).
2.
Проявляет творчество, выполняя образные движения.
3.
Выполняет движения без желания.
4.
Необходимость помощи педагога в выполнении образного движения.
Средний:
1.
Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, в умеренном и
быстром темпе, самостоятельно меняют движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной
формой музыки.
2.
Проявляет творчество,
передавая игровые
образы,
взаимосвязь
в нескольких персонажей.
3.
Выполняет движения эмоционально.

39

4.
Способность к творческой реализации музыкально-игровых образов в
совместной деятельности с педагогом, сверстниками.
Высокий:
1.
Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, меняют
движения в соответствии с музыкальными фразами.
2.
Проявляет творчество, придумывая композицию музыкальной игры или
танца.
3.
Выражает желания выступить самостоятельно.
4.
Творческая активность, умение строить отношения между сверстниками.

40

Приложение 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе «Я танцую».
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Название объединения:
Ф.И.О. педагога:
Дата начала наблюдения
№ ФИО

Способами
Теоретические знания:
определения
1. правила
безопасности;
результативности
2. название
танцевальные
термины

Практические умения
и навыки:
1. Соединять
движения
в
хореографическую
композицию;
2. определять
темпоритм,
характер
в
предлагаемой
мелодии;
3. выразительно
и
грамотно
исполнять
танцевальные
композиции;
4. контролировать и
координировать
свое тело;
5. сопереживать
и
чувствовать
музыку.

Учебнокоммуникативные
умения:
1. воспринимать
движения как
символ
прекрасного,
свободного
способа
самовыражения;
2. наблюдать за
разнообразны ми
явлениями
жизни, искусства
и оценивать их;
3.
выявлять
особенности
взаимодействия
хореографии с
другими видами
искусства
(литература,
изобразительное
искусство, театр
и др.;
4.
передавать
свои
впечатления
в
устной
и
письменной
форме.

41

1.

Входящий
контроль

2.

3.

Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
(промежуточная)
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
(промежуточная)
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
(промежуточная)

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».