Театр танца Болеро полный скан

Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности программы, новизна
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принцип формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы
Уровень программы
Формы обучения и виды занятий
Формы подведения итогов реализации программы
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Основные принципы реализации образовательной программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
2.3 Учебный (тематический) план 2 год обучения
Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
2.4 Учебный (тематический) план 3 год обучения
Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3

Хореография - это мир красоты движения,
звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного
искусства.
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.Пояснительная записка
Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается
посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных
положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой,
эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его
движениях, фигурах, композиции. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан
с жизнью человека.
Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе
развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его
способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично
взаимодействовать с ним.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр танца «Болеро+»
имеет социально-гуманитарную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр
танца «Болеро+» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
 образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
4

 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность
Занятия детей хореографией позволяют решить одну из самых актуальных
для сегодняшнего дня задач: создание условий для формирования культуры
личности подростка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими
нормами нравственности, личностному совершенствованию, воспитанию
интеллигентности, креативности, умения быстро адаптироваться к постоянно
меняющимся условиям мира, чувства собственного достоинства, ответственности
за свой выбор.
Социальная значимость
Социальная значимость программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их
духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру
хореографии.
Подготовка концертных номеров способствует повышению качества
подготовки обучающихся, осознанию ими сущности и социальной значимости
хореографического творчества, выявлению и развитию их творческого потенциала.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков
исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях
танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и
содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению
творческого потенциала и индивидуальности каждого обучающегося, включая в
работу их физический, интеллектуальный иэмоциональный аппарат. Обучающиеся
должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки
и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение
нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную
хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.
Важной отличительной особенностью программы является то, что дети
постоянно выступают перед зрителями, участвуют в конкурсных программах. Это
развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает
самооценку и развивает мотивацию к обучению.
5

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,
включающие: классический, историко-бытовой, народно-сценический и
современный танец. В программе суммированы особенности программ по
перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими
танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие
творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической
культуры.
Адресат программы
Программа «Театр танца «Болеро+» ориентирована на детей среднего и
старшего школьного возраста от 12 до 18 лет, проявляющих интерес к
хореографическому искусству.
Характеристика возрастной категории
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению и
учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Наряду
с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Средний возраст – 12-14 лет. Для подростка характерно самоутверждение
среди сверстников и взрослых в совместной учебной и вне учебной деятельности.
В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации
тех норм и требований, которые предъявляет реальный мир. У подростка возникает
осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе. Активно
проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и
оценок регулирование отношений к нему разных людей. Для подростка характерно
стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм
взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать
свои личные возможности.
Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего
поведения во всех сферах жизни.
Создаются
условия
для
выбора возможного будущего
вида
профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно
устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и
общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении
при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного
пола. Ценностный мир формируется в процессе соединения знаний и
представлений, получаемых из разных источников информации и личного опыта,
с учетом требований различных социальных групп. Формируется представление о
6

малой Родине как средстве непосредственного существования и сопричастности к
ней в процессе самореализации и самоутверждения.
Главной функцией образования является формирование личности, способной
к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков,
готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах
повседневной деятельности.
Средний возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением
размеров тела. Надо помнить, что чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя
процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом
возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. В данном возрасте
на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой
системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы,
отмечается высокий темп развития дыхательной системы. Средний возраст – это
период продолжающегося совершенствования физических способностей.
Достаточно высокими темпами улучшаются скоростно-силовые, силовые и
координационные способности, умеренно увеличивается выносливость, низкие
темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Возникновение чувства взрослости у подростков – одно из центральных
психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в
физическом и половом созревании, развитии его социальных функций,
расширением прав и обязанностей в семье. Способствуют этому условия,
требующие от него самостоятельности, помощи взрослым, уважительный тон
обращения взрослых.
Старший возраст – 15 – 18 лет. В старшем возрасте огромное внимание
уделяется внешности. В этом возрасте почти заканчивается процесс окостенения
большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину
замедляется. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Мышцы
развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и
растет сила. У детей старшего возраста наблюдается асимметрия в увеличении
силы мышц правой и левой половины тела. У девушек в отличие от юношей
наблюдается значительно меньший прирост мышц по сравнению с предыдущими
возрастными группами, наблюдается снижение прироста в развитии. Для детей
старшего возраста наиболее привлекательным является мезоморфный (стройный,
мускулистый) тип внешности, а наименее – эндоморфный (рыхлый, с избытком
жира). С первым типом у старших школьников связаны представления о
спортивности, элегантности, лидерстве. Второй тип – предмет насмешек,
иронического, снисходительного отношения. Излишняя полнота для
старшеклассника – источник глубоких, порой мучительных переживаний,
предрасполагающих к неврозам, депрессиям. Дети старшего возраста, в отличие от
подростков, требуют от родителей не только формы взрослого обращения, но и
7

действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего
«суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций,
права на оценку поведения и морального облика взрослых. В этом возрасте
появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости
мышц.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории, проявляющие интерес к
занятиям хореографии.
Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных
представителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся:
раза в неделю по 2 академических часа;
продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 12-18 лет – 40 минут.
Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха
детей.
Программа реализуется в течение 3 лет. Объем программы за весь период
По учебному плану:
 первый год обучения – 144 часа;

второй год обучения – 152 часов;

третий год обучения – 152 часов
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 36/38 учебных недель (в течение 9 календарных месяцев ежегодно), 3
лет, необходимых для ее освоения.
Уровень программы - «продвинутый», предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно
8

тематического направления программы. Также предполагает углубленное
изучение содержания программы, используются формы организации материала,
обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным
разделам в рамках содержательно-тематического направления.
Формы обучения и виды занятий
Формы обучения
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Практически каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия.
Педагог организует выполнение всех заданий по заданной теме.
Самостоятельная работа отведена на выполнение домашних заданий
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (театров, концертов,
выставок), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурнопросветительской деятельности Центра.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные
занятия
обобщающего
и
углубляюще–
познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются
обобщённые представления закономерных процессов в природе, понимание
взаимосвязей, восприятие произведений искусств;
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения
и вызывают большой познавательный интерес;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
 посещение театра, концертов. Активизируют познавательную
деятельность обучающихся, развивают художественное творчество, способность
анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести
рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты,
9

сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 конкурсы, дети с охотой участвуют в конкурсах любого уровня,
представляя свои хореографические номера;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
 познавательно-развлекательные мероприятия;
 конкурсы, праздничные концерты, спектакли, презентация творческих
работ;
 тесты, зачеты (по прохождении каждого раздела);
 анкеты (в начале и в конце учебного года);
 отчетный концерт в конце учебного года.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в конкурсах.
Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение (сентябрьоктябрь);
10

 промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения), (декабрь-январь);
 промежуточная аттестация проводится по итогам 1 и 2 годов обучения
(карта наблюдений за результатами обучения), (апрель-май)
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по
программе в виде естественно-педагогического наблюдения и отчетного
мероприятия (карта достижений обучающихся), (апрель-май).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах и отчетных
концертах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых
личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к
самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и
способность к адекватной самооценке.
1.2 Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы – приобретение практических навыков исполнения
произведений хореографического искусства, сценического общения и владения
сценическим пространством, развитие индивидуальных способностей и
совершенствование актёрского мастерства.
Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:
обучающие:
 сформировать профессиональные навыки и умения, необходимые для
успешной исполнительской деятельности;
 сформировать личностно-профессиональные качества, необходимые для
становления компетентного исполнителя в области хореографического творчества;
 закрепить теоретические знания и установить их связь с практической
деятельностью;
развивающие:
- развивать воображение и ассоциативное мышление обучающихся на
основе межпредметных связей и освоения лексики различных видов танцев;
- стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности в ансамбле;
- формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих
в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства;
воспитательные:
- воспитывать личностные качества, позволяющие уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов;
- воспитывать потребности в постоянном творческом развитии.
11

Основополагающие принципы реализации программы:
 принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира,
проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в
соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);
 принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку
строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество
разворачивается на следующих уровнях:
 педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и
организации занятий;
 педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность;
 педагог – дети – родители, когда родители принимают активное
участие в решении задач, поставленных программой;
 принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых
представлений, понятий и организации педагогического процесса);
 принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания
окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики
– научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на
переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в
процессе творческой деятельности);
 принцип постепенности погружения в проблему (нравственно –
философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому
процессу).
Педагог и ребёнок – субъекты педагогического процесса. Ребёнок
воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный,
практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных
знаний);
- эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребёнка);
- метод активного обучения (самоанализ ребёнка);
- визуальный (просмотр видео);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
12

впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и
основаны на проверенных методиках.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 информационно – коммуникационная технология;
 технология критического мышления;
 проектная технология;
 технология проблемного обучения;
 игровые технологии;
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода;
 здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
 усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
 повышение мотивации и интереса к обучению.
Здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровье сберегающие технологии», где
целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Охрана жизни детей является частью творческого процесса, для обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
 помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
 на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
13

реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами мероприятий, выступают сопровождающими в различных
поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Учебно-воспитательная работа
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, индивидуально
информирует о динамике изменения образовательных и личностных характеристик
детей.
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух,
психологическую устойчивость, волю к победе, а также патриотизм, так как дети
отстаивают честь своего учреждения, района, города, страны. Конкурсы проходят
в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
 повышение уровня ответственности к выполнению упражнений, личная
мотивация грамотного и качественного исполнения движений и элементов;
 развитие эстетического сознания через знакомство с различными
танцевальными
направлениями,
музыкальным
наследием
разных
направлений, обогащающих внутренний мир ребенка;
 опыт сотрудничества в коллективе, со сверстниками, формирование
«командного духа» и настроенности на общий успешный результат при подготовке
к выступлению или конкурсу;
 развитие эмоционального характера ребенка, его раскрепощение, и
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
14

готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные результаты:
 сформировать чувство прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с хореографическим искусством;
 сформировать интерес к танцевальному исполнению, отраженном в
культуре – балете, театре, современных театральных постановках;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой
деятельности.
Предметные результаты:
 знание основных терминов, используемых в хореографии, умение
правильно исполнять основные элементы классического экзерсиса;
 умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении
хореографических движений;
 умение исполнять хореографические композиции, поставленные
педагогом, в соответствии с программой обучения;
 овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать
технику выполнения упражнений;
 уметь исполнять танцевальные движения и элементы народного и
джазового танцев;
 развивать
способность
к
творческому
танцевальному
импровизированному самовыражению в рамках изученных танцевальных
направлениях – джазовом, народном, классическом.

15

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
Год
обуче
ния
1

2

3

Разделы
Вводное занятия. Инструктаж по ПБ
Разогрев
Разучивание комбинаций для концертных
номеров
Разучивание концертных номеров
Работа над техникой исполнения
Работа над выразительностью движений
Актёрское мастерство
Репетиционная работа
Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт
Вводное занятия. Инструктаж по ПБ
Разогрев
Разучивание комбинаций для концертных
номеров
Разучивание концертных номеров
Работа над техникой исполнения
Работа над выразительностью движений
Актёрское мастерство
Репетиционная работа
Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт
Вводное занятия. Инструктаж по ПБ
Разогрев
Разучивание комбинаций для концертных
номеров
Разучивание концертных номеров
Работа над техникой исполнения
Работа над выразительностью движений
Актёрское мастерство
Репетиционная работа
Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт

П

Формы
промежуточной
(итоговой) аттестации

4

педагогическое наблюдение
зачет

18

зачет

32
32

зачет
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
конкурс
педагогическое наблюдение

кол-во часов
В

Т

2
4

2

20

2

32
32
16
4
22

конкурсы

10

4

зачет
педагогическое наблюдение
зачет

15

зачет

24
24
10
4
38

24
24
10
4
38

зачет
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
конкурс
педагогическое наблюдение

28

28

конкурсы

2
2
4

2
4

зачет
педагогическое наблюдение
зачет

16

16

зачет

24
24
10
4
38

24
24
10
4
38

зачет
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
конкурс
педагогическое наблюдение

28

28

конкурсы

2

2
Всего по программе – 448 часов

2
2
4

2

2

16

1

2

Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика

16

2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов
В

Т
2

П

1

Введение в программу. Инструктаж по ПБ.

2

2

Разогрев

4

4

Разогрев в положении «сидя» и «лежа»

2

2

2

2

2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
8
8.1
8.2

Упражнения стрэтч-характера, наклоны и
твисты торса
Разучивание комбинаций для концертных
номеров
Разучивание комбинаций русского народного
танца

20

2

18

9

1

9

Разучивание комбинаций классического танца

9

1

9

Разучивание концертных номеров
Разучивание концертных номеров на основе
русского народного танца
Разучивание концертных номеров на основе
классического танца

32

32

16

16

16

16

Работа над техникой исполнения

32

32

16

16

16

16

16

16

8

8

8

8

4
4

4
4

22

22

10

10

10

10

Работа над чистотой и чёткостью исполнения
движений русского народного танца
Работа над чистотой и чёткостью исполнения
движений классического танца
Работа над выразительностью движений
Связь движений детского русского народного
танца и создаваемого сценического образа
Связь движений детского классического танца и
создаваемого сценического образа
Актёрское мастерство
Работа над образами персонажей постановок
Репетиционная работа
Репетиционная подготовка концертных номеров
на основе русского народного танца
Репетиционная подготовка концертных номеров
на основе классического танца

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс
творческие задания
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

8.5

Освоение сценического пространства

2

2

9

Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт

10

10

конкурсы

2
140

зачет

10

2
144

4

Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика

17

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности.
Раздел 2. Разогрев
Тема 2.1 Разогрев в положении «сидя» и «лежа»
Практика. Выполнение упражнений для разогрева из положения «сидя» и «лежа»
Тема 2.2 Упражнения стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
Практика. Выполнение упражнений стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
Раздел 3. Разучивание комбинаций для концертных номеров
Тема 3.1 Разучивание комбинаций русского народного танца
Теория. Народный танец как вид хореографического искусства.
Практика. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Элементарные ходы и
проходки. Бег, подскоки, галоп. Хлопки – одинарные прямые (фиксированные) –
спереди, сзади, сбоку. Присядки, прыжки и трюки. Разучивание комбинаций
русского народного танца
Тема 3.2 Разучивание комбинаций классического танца
Теория. Правильное произношение французских терминов и перевод названий
классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные
раскладки
элементов
классического
танца.
Наиболее
типичные
(распространенные) ошибки при исполнении того или иного элемента или
упражнения классического танца у станка и на середине зала.
Практика. Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Allegro. Разучивание
комбинаций классического танца
Раздел 4. Разучивание концертных номеров
Тема 4.1 Разучивание концертных номеров на основе русского народного
танца
Практика. Разучивание концертных номеров на основе русского народного танца
Тема 4.2 Разучивание концертных номеров на основе классического танца
Практика. Разучивание концертных номеров на основе классического танца
Раздел 5. Работа над техникой исполнения
Тема 5.1 Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений русского
народного танца
Практика. Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений русского
народного танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и
перестроений.
Тема 5.2 Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений
классического танца
Практика. Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений классического
танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Раздел 6. Работа над выразительностью движений
18

Тема 6.1 Связь движений детского русского народного танца и создаваемого
сценического образа
Практика. Изучение танцевальных движений. Создание сценического образа.
Выполнение творческих заданий.
Тема 6.2 Связь движений детского классического танца и создаваемого
сценического образа
Практика. Изучение танцевальных движений. Создание сценического образа.
Выполнение творческих заданий.
Раздел 7. Актёрское мастерство
Тема 7.1 Работа над образами персонажей постановок
Практика. Выполнение творческих заданий.
Раздел 8. Репетиционная работа
Тема 8.1 Репетиционная подготовка концертных номеров на основе русского
народного танца
Практика. Выбор концертных номеров на основе русского народного танца.
Соединение движений в танцевальные комбинации; разводка танцевальных
комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над
музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения; выразительность и эмоциональность
исполнения.
Тема 8.2 Репетиционная подготовка концертных номеров на основе
классического танца
Практика. Выбор концертных номеров на основе классического танца.
Соединение движений в танцевальные комбинации; разводка танцевальных
комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над
музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения; выразительность и эмоциональность
исполнения.
Тема 8.3 Освоение сценического пространства
Практика. Выполнение творческих заданий
Раздел 9. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Практика. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Тема 10. Отчетный концерт
Практика. Участие в отчетном концерте
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании 1 года обучения обучающиеся
знают:
 терминологию, используемую на занятии;
 структуру и основные части занятия;
19

 музыкальные размеры, темп и характер музыки;
 принципы составления учебных комбинаций;
владеют:
 методикой изучения танцевальных движений и упражнений;
умеют:
 грамотно исполнять элементы народного и классического танца;
 выполнять движения и комбинации в ускоренном режиме;
 контролировать собственное исполнение, согласовывая его
коллективным;
 отсчитывать музыкальный такт.

с

20

2.3 Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов
В

Т
2

П

1

Введение в программу. Инструктаж по ПБ.

2

2

Разогрев

4

4

Разогрев в положении «сидя» и «лежа»

2

2

2

2

2.1
2.2
3

Упражнения стрэтч-характера, наклоны и
твисты торса
Разучивание комбинаций для концертных
номеров

Формы аттестации/
контроля

16

1

15

1

15

педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс
творческие задания
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

3.1

Разучивание комбинаций эстрадного танца

16

4

Разучивание концертных номеров
Разучивание концертных номеров на основе
эстрадного танца

24

24

24

24

Работа над техникой исполнения

24

24

Работа над чистотой и чёткостью исполнения
движений эстрадного танца

24

24

Работа над выразительностью движений

10

10

10

10

4
4

4
4

Репетиционная работа

34

34

8.1

Репетиционная подготовка концертных номеров
на основе эстрадного танца

32

32

8.5

Освоение сценического пространства

2

2

9

Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт

24

24

конкурсы

2
142

зачет

4.1
5
5.1
6
6.1
7
7.1
8

10

Связь движений детского эстрадного танца и
создаваемого сценического образа
Актёрское мастерство
Работа над образами персонажей постановок

2
144

2

Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности.
Раздел 2. Разогрев
Тема 2.1 Разогрев в положении «сидя» и «лежа»
Практика. Выполнение упражнений для разогрева из положения «сидя» и «лежа»
Тема 2.2 Упражнения стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
Практика. Выполнение упражнений стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
21

Раздел 3. Разучивание комбинаций для концертных номеров
Тема 3.1 Разучивание комбинаций эстрадного танца
Теория. История возникновения эстрадного танца, художественные особенности,
знаменитые исполнители и хореографы. Интересные факты из их биографий.
Практика. Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Allegro. Разучивание
комбинаций эстрадного танца.
Раздел 4. Разучивание концертных номеров
Тема 4.1 Разучивание концертных номеров на основе эстрадного танца
Практика. Разучивание концертных номеров на основе эстрадного танца
Раздел 5. Работа над техникой исполнения
Тема 5.1 Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений эстрадного
танца
Практика. Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений эстрадного
танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Раздел 6. Работа над выразительностью движений
Тема 6.1 Связь движений детского русского эстрадного танца и создаваемого
сценического образа
Практика. Изучение танцевальных движений. Создание сценического образа.
Выполнение творческих заданий
Раздел 7. Актёрское мастерство
Тема 7.1 Работа над образами персонажей постановок
Практика. Выполнение творческих заданий
Раздел 8. Репетиционная работа
Тема 8.1 Репетиционная подготовка концертных номеров на основе
эстрадного танца
Практика. Выбор концертных номеров на основе эстрадного танца. Соединение
движений в танцевальные комбинации; разводка танцевальных комбинаций в
рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью;
развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой
исполнения; выразительность и эмоциональность исполнения.
Тема 8.2 Освоение сценического пространства
Практика. Выполнение творческих заданий
Раздел 9. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Практика. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Тема 10. Отчетный концерт
Практика. Участие в отчетном концерте

22

Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании 2 года обучения обучающиеся
знают:
 терминологию, используемую на занятии;
 структуру и основные части занятия;
 музыкальные размеры, темп и характер музыки;
 принципы составления учебных комбинаций;
владеют:
 методикой изучения танцевальных движений и упражнений;
умеют:
 грамотно исполнять элементы эстрадного танца;
 выполнять движения и комбинации в ускоренном режиме;
 контролировать собственное исполнение, согласовывая
коллективным;
 отсчитывать музыкальный такт.

его

с

23

2.4 Учебный (тематический) план 3 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов
В

Т
2

П

1

Введение в программу. Инструктаж по ПБ.

2

2

Разогрев

4

4

Разогрев в положении «сидя» и «лежа»

2

2

2

2

2.1
2.2
3

Упражнения стрэтч-характера, наклоны и
твисты торса
Разучивание комбинаций для концертных
номеров

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
зачет

16

1

15

Разучивание комбинаций современного танца

16

1

15

Разучивание концертных номеров
Разучивание концертных номеров на основе
современного танца

24

24

24

24

Работа над техникой исполнения

24

24

Работа над чистотой и чёткостью исполнения
движений современного танца

24

24

Работа над выразительностью движений

10

10

10

10

4
4

4
4

Репетиционная работа

34

34

8.1

Репетиционная подготовка концертных номеров
на основе современного танца

32

32

8.5

Освоение сценического пространства

2

2

9

Участие в концертной и конкурсной
деятельности
Отчетный концерт

24

24

конкурсы

2
141

зачет

3.1
4
4.1
5
5.1
6
6.1
7
7.1
8

10

Связь движений детского современного танца и
создаваемого сценического образа
Актёрское мастерство
Работа над образами персонажей постановок

2
144
Количество часов: В – всего, Т – теория, П – практика

3

педагогическое
наблюдение
зачет
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс
творческие задания
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности.
Раздел 2. Разогрев
Тема 2.1 Разогрев в положении «сидя» и «лежа»
Практика. Выполнение упражнений для разогрева из положения «сидя» и «лежа»
Тема 2.2 Упражнения стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
Практика. Выполнение упражнений стрэтч-характера, наклоны и твисты торса
Раздел 3. Разучивание комбинаций для концертных номеров
24

Тема 3.1 Разучивание комбинаций современного танца
Теория. История возникновения современного танца, художественные особенности
современного танца.
Практика. Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Allegro. Разучивание
комбинаций современного танца.
Раздел 4. Разучивание концертных номеров
Тема 4.1 Разучивание концертных номеров на основе современного танца
Практика. Разучивание концертных номеров на основе современного танца.
Раздел 5. Работа над техникой исполнения
Тема 5.1 Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений
современного танца
Практика. Работа над чистотой и чёткостью исполнения движений современного
танца.
Раздел 6. Работа над выразительностью движений
Тема 6.1 Связь движений детского русского современного танца и
создаваемого сценического образа
Практика. Изучение танцевальных движений. Создание сценического
образа.Выполнение творческих заданий.
Раздел 7. Актёрское мастерство
Тема 7.1 Работа над образами персонажей постановок
Практика. Выполнение творческих заданий
Раздел 8. Репетиционная работа
Тема 8.1 Репетиционная подготовка концертных номеров на основе
современного танца
Практика. Выбор концертных номеров на основе современного танца. Соединение
движений в танцевальные комбинации; разводка танцевальных комбинаций в
рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью;
развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой
исполнения; выразительность и эмоциональность исполнения.
Тема 8.2 Освоение сценического пространства
Практика. Выполнение творческих заданий
Раздел 9. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Практика. Участие в концертной и конкурсной деятельности
Тема 10. Отчетный концерт
Практика. Участие в отчетном концерте
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании 3 года обучения обучающиеся
знают:
 терминологию, используемую на занятии;
25

 структуру и основные части занятия;
 музыкальные размеры, темп и характер музыки;
 принципы составления учебных комбинаций;
владеют:
 методикой изучения танцевальных движений и упражнений;
 способами соотношения танцевальных элементов с музыкальным
сопровождением;
умеют:
 грамотно исполнять элементы современного танца;
 выполнять движения и комбинации в ускоренном режиме;
 согласовывать движения корпуса, рук и ног;
 контролировать собственное исполнение, согласовывая его с
коллективным;
отсчитывать музыкальный такт.

26

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
процесса
Количество учебных
36
38
38
недель
Количество учебных дней
72
76
76
Количество часов в
4
4
4
неделю
Количество часов
144
152
152
Недель в I полугодии
15
17
17
Недель во II полугодии
21
21
21
Начало занятий
16 сентября
2 сентября
2 сентября
Выходные дни
31.12 – 08.01.2025 31.12 – 08.01.2025 31.12 – 08.01.2025
Окончание учебного года
31 мая
31 мая
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 материально - технические условия:
 занятия
проводятся
в
просторном
танцевальном
зале,
соответствующем требованиям охраны труда, противопожарной безопасности,
санитарным нормам.
Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее
освещение обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое
освещение, близкое к естественному освещению;
 танцевальный зал с зеркалами и хореографическими станками,
фортепиано;
 кабинет для педагогов со столом, стульями, шкафами, для хранения
наглядного материала;
 кабинет-костюмерная;
 раздевалка;
 мультимедийное оборудование;

материально-техническое оснащение занятий:
 комплекты костюмов для выступлений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр
танца «Болеро+» разработана с учетом пожелания детей и родителей/законных
представителей. В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе,
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают обучение ребенка соответствующим комплектом оборудования
27

индивидуального пользования по выбранной программе (концертные костюмы и
обувь, грим, канцелярские принадлежности, участие в фестивалях и конкурсах
различного уровня).
Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средне специальным или высшим
педагогическим образованием любой квалификационной категории, владеющий
знаниями в области хореографии обладающий знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
 Видео-уроки по предметам «Классический танец», «Эстрадный танец»,
«Народный танец», «Современный танец»
 Видео балетов, спектаклей, постановок известных балетмейстеров
Информационно дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению занятий по
хореографии;
 методические пособия по предметам «Классический танец», «Эстрадный
танец», «Народный танец», «Современный танец».
Контрольные и проверочные пособия:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 задания на создание собственных комбинации, задания на импровизацию.
Методические материалы

Название раздела, темы

Разогрев
Разучивание комбинаций
для концертных номеров
Разучивание концертных
номеров
Работа над техникой
исполнения
Работа над
выразительностью
движений

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Танцевальный зал
с зеркалами и
хореографически
ми станками,
фортепиано,
мультимедийное
оборудование,
гимнастические
коврики,
комплекты
костюмов для

Формы, методы, приемы
обучения Педагогические
технологии
Формы обучения: групповая;
индивидуально-групповая;
коллективная для
проведения сводных
репетиций ансамбля.
Методы обучения:
словесный; наглядный;
практический; индуктивные;
дедуктивные;
репродуктивные; проблемнопоисковые;

Формы учебного
занятия
комбинированные
занятия
комбинированные
занятия
комбинированные
занятия
комбинированные
занятия
комбинированные
занятия
28

Актёрское мастерство
Репетиционная работа
Участие в концертной и
конкурсной деятельности
Отчетный концерт

выступлений,
видео-уроки по
темам,
методические
пособия

Самостоятельные;
несамостоятельные.
Технологии интегрированного
обучения, игровые,
здоровьесберегающие,
технология творческих
мастерских

творческие
мастерские
репетиционные
занятия
концертная
деятельность
итоговое занятие

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами
деятельности
тщательно
отслеживается
динамика
индивидуального
хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки
результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и
определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие
параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические
способности, сценическая культура.
При переходе с одного года обучения на другой, дети проходят контрольную
аттестацию по предметам.
Такие условия перевода на следующий год обучения обеспечивают
стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень
хореографической подготовленности детей.
Оценка
результативности
освоения
программы
(деятельности)
обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты
обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная
соотносительная норма), с прежними результатами того же обучающегося
(индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и
критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения
применяется разработанная в коллективе система контроля успеваемости и
аттестации обучающихся. Данная система предполагает входящий контроль,
текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.
29

Входящий контроль в начале учебного года для определения уровня
подготовки ребенка и распределения в группы.
Текущая аттестация регулярно (в рамках расписания) осуществляется
педагогом, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит
развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом
этапе обучения.
Основным методом промежуточной аттестации обучения по программе
являются: метод педагогического наблюдения; проведение зачетных мероприятий.
Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения по
всем дисциплинам и фиксируется в аттестационную ведомость.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в
начале каждого этапа обучения проводится смотр исходного уровня владения
навыками.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным смотром и
промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся по следующей
шкале.
Уровни владения навыками
Высокий Средний Низкий

Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе в
коллективе предполагает соотнесение следующих параметров и критериев,
разработанных педагогами коллектива, с уровнями хореографической подготовки.
Параметры
подготовки

и

критерии

Параметры

Балетные данные

Музыкально-ритмические
способности

Сценическая культура

оценивания

уровня

хореографической

Критерии
 осанка
 выворотность
 танцевальный шаг
 подъем стопы
 гибкость
 прыжок
 чувство ритма
 координация движений:
 нервная
 мышечная
 двигательная
 музыкально-ритмическая координация
 эмоциональная выразительность
 создание сценического образа

30

Оценка и контроль результатов обучения
Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития
необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его
соединения с тазовым поясом.
 Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе)
наружу. Она зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и
строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к
двенадцати годам.
 Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема
(высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы
и эластичности связок.
 Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на
определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих
ног.
 Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень
подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
 Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности
всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного,
голеностопного, стопы и пальцев).
 Координация движений. Среди двигательных функций особое значение
для танца имеет координация движений. Различают три основных вида
координации: нервную, мышечную, двигательную.
 Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных
поз, осанки, запоминание движения и зависит от работы зрительного и
вестибулярного аппаратов.
 Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие
мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других
движениях).
 Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в
пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
 Музыкально – ритмическая координация. Это умение согласовывать
движения тела во времени и пространстве под музыку.
Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение
свободно держаться на сцене.


31

Уровни развития параметров, определяющих
хореографической подготовки на всех этапах

Сценическая культура

Музыкально-ритмические
способности

Данные балетные

Параметр

Высокий
 хорошая осанка
 отличная выворотность
(в бедрах, голени и стопах)
 танцевальный шаг от
1200
 высокий подъем стопы
 очень хорошая гибкость
 легкий высокий прыжок
 отличное чувство ритма
 координация движений
 (хорошие показатели в 3
из 3 пунктов)
 нервная, мышечная,
двигательная, музыкально
–ритмическая координация
 четко исполняет
танцевальные элементы
подмузыку
 очень яркий,
эмоционально
выразительный ребенок,
легко и непринужденно
держится на сцене
 создание сценического
образа перевоплощается в
нужный образ
 легко и быстро

Уровни
Средний
 не очень хорошая осанка
 выворотность в 2 из 3
суставов
танцевальный шаг 900
 средний подъем
 не очень хорошая
гибкость
 легкий средний прыжок

эффективность

Низкий
 плохая осанка
 выворотность в 1 из 3
суставов
 танцевальный шаг ниже
900
 низкий подъем
 плохая гибкость
 нет прыжка

 среднее чувство ритма
 координация движений 2
показателя из 3
 музыкально-ритмическая
координация
 не четко исполняет
танцевальные элементы
под музыку

 нет чувства ритма
 координации движений
1 показатель из 3
 музыкально-ритмическая
координация
 не может соединить
исполнение танцевальных
элементов с музыкальным
сопровождением

 не очень эмоционально
выразительный, есть не
большой зажим на сцене
- создание сценического
образа
не сразу перевоплощается в
нужный

 нет эмоциональной
выразительности, очень
зажат на сцене
 не может создать
сценический образ

образ

От этапа к этапу спектр возможностей обучающихся расширяется, хотя
параметры и критерии оценивания остаются прежними. Уровень предъявляемых
требований корректируется с возрастающим уровнем развития параметров на
каждом этапе обучения, что предусмотрено программой по хореографии.
Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы
итогов аттестации по каждому предмету, которая и определяет уровень
результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.
Итоговый отчет результативности освоения программы проводится
ежегодно в форме отчетного концерта, по которому оценивается работа педагога
и детей, осуществленная в течение учебного года.
Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит
анализ творческих достижений детей.
Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы,
переводятся на следующий год обучения.
32

Подведением итогов реализации программы являются:
 открытые занятия;
 зачеты;
 конкурсы;
 спектакли;
 праздничные концерты;
 отчетный концерт в конце учебного года.

33

4. Список литературы
Нормативные документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
 образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
34

 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога:
1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и
понятий. 2-е изд., испр. И доп. / Сост. Н.А. Александрова. – Спб.: Издательство
«Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. – 624с.: ил. - (Мир культуры,
истории и философии).
2. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением:
Учебное пособие / Под ред. н.а. России Ю. И. Громова. 2-е изд., испр. – Спб.:
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 384 с., нот. (+
вклейка, 16 с.). – (Учебники для вузов. Специальная литература).
3. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64с.
4. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие
для педагогов ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
5. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное
пособие/Пер. с нем. В. Штакенберга. – Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство
ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 128 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная
литература).
6. Звездочкин В.А. Классический танец: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – Спб.:
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 400 с.: ил. –
(Мир культуры, истории и философии).
7. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными
возможностями. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112 с.
35

8. Майстрова, Л.Ф. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоциональнонравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе
«Экотанцпластика» / Л.Ф. Майстрова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 224 с.
9. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания:
Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство
«ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 256 с. – (Учебники для вузов. Специальная
литература).
10. Нарская Т.Б. Организационно-творческая работа с хореографиче-ским
коллективом: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Нарская. - Челябинск: Челяб. гос. акад.
культуры и искусств, 2014. - 51 с.
11. Наскаев И.З. Специфика работы с детским самодеятельным хореографическим коллективом // Современные тенденции в образовании и науке: сб.
науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 10 ч. - Тамбов, 2013. Ч. 9. - С. 40-43.
12. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.:Изд-во
«ГИТИС», 2010 – 440 с., ил.
13. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД
«Один из лучших», 2010 – 414 с., ил. пособие. – Спб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 264 с. – (Учебники для вузов.
Специальная литература).
14. Хореографический коллектив: от истоков - к становлению, от замысла - к
творческому поиску: сб. материалов III Регион. заоч. науч.-практ. конф.
(Минусинск, 15 апр. 2014 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации,
КГБОУ СПО "Краснояр. краевой колледж культуры и искусства»; [отв. ред. - И.Я.
Винтер]. - Минусинск: ФГБОУ ВПО «Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2014. 147 с., [2] л. цв. ил., портр.: табл.
15. Цори А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр.
– СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 544
с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).
16. Шарова Н.И. Детский танец. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
Издательство «Лань», 2011. – 64 с. (+ вклейка, 8с.; +DVD). – (Мир культуры,
истории и философии).
Список литературы для детей:
1. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях
у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009.
2. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.
3. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.
4. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.
36

5. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-

классика, 2005.
6. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств,
№ 4, 1998.
9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир
искусств, № 4, 2010
10. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1, 2. - М; 1998.
Интернет-ресурсы:
1. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических
движений на уроках ритмики // [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kindergenii.ru
2. Ушакова Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках
ритмики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.ru

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».