Семейная мастерская творим вместе полный скан

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Отличительные особенности, новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
3
3
5
5
6
7
7
9
10
10
10
10
12
15
18
19
21
21
21
22
25
25
25
26
29
36

«Каждый из нас, педагогов и
родителей, несет свою долю
ответственности за сокровище
по имени Детство»
Е.П. Арнаутова
1.

Основные характеристики образовательной программы

1.1. Пояснительная записка
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в
современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса,
этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с
момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как
семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой
непосредственно складываются условия его физического, психического,
эмоционального, интеллектуального развития.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции
Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
статьях 17, 18, 19, 52 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении
усилий семьи и других социальных институтов.
Образовательные учреждения по-прежнему остаются одними из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Семейная мастерская
«Творим вместе» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семейная мастерская «Творим вместе» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3

 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
4

области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность данной программы
В настоящее время одной из проблем семьи является проблема организации
совместного досуга детей и родителей. Многие семьи не имеют общих увлечений
(ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). С
другой стороны, наблюдается рост семей, заинтересованных в совместной
творческой деятельности, но из-за недостатка опыта родителей такие семьи
сталкиваются с трудностями в развитии творческих способностей детей.
Учреждения дополнительного образования как раз и являются тем
связующим звеном, помогающим организовать совместную образовательную
деятельность родителей и детей. Формой такого объединения является семейная
мастерская (или мастерская семейного творчества). Семейная мастерская - это
разновозрастной творческий коллектив, в деятельности которого реализуются
потребности детей (в общении, обучении, развитии) и родителей, которые
получают возможность не только заниматься творчеством совместно с детьми, но
и общаться с единомышленниками, обмениваться опытом в воспитании, развитии
и обучении детей с другими семьями. Важнейшей фигурой в этом
взаимодействии выступает педагог, способный оказать профессиональную
помощь родителям в воспитании, обучении и развитии детей.
Социальная значимость программы
У нас в стране больше обращают внимание на кризисные семьи, чем на
обычные нормальные семьи, которые и являются основой государства и
общества. А ведь им тоже нужна помощь и поддержка, чтобы они не
5

превратились в кризисные. Поэтому в программе «Семейная мастерская «Творим
вместе» объединения «Фантазеры» был сделан акцент на обычные семьи, которые
самостоятельно решают свои проблемы, ответственно воспитывают своих детей,
заботятся о своем семейном очаге, с гордостью продолжают традиции своего
рода, объединяются вместе, чтобы сообща решать свои проблемы.
В семейной мастерской реализуется основная идея гармоничного развития
личности детей: пусть ребенок попробует себя в самых разных видах творческой
деятельности.
Работа семейной мастерской поможет укреплению престижа здоровой
крепкой семьи и решению существующих сегодня проблем молодых семей, а
также созданию условий для выполнения ею своих функций.
Отличительные особенности программы, новизна
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ
ДООП «Семейный клуб» педагога дополнительного образования Ямщиковой
А.С. (2020); ДООП «Детско-родительский клуб «Вместе» педагога
дополнительного образования Гринёвой И.Ф. (2022) и др.
ДООП «Семейная мастерская «Творим вместе» - модифицированная,
ориентирована на развитие инициативы детей и их родителей/законных
представителей к познанию и творчеству через освоение разных видов
декоративно-прикладного творчества.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый
план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания
и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития
психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а
также важнейших личностных качеств ребенка.
Дети, участвуя в реализации программы, учатся играть и обращаться друг с
другом и со взрослыми в свободной, не стесненной обстановке. У них
развиваются жизнерадостность, остроумие, стремление к самостоятельности и
творчеству, расширяется их кругозор, формируется правильное и
оптимистическое мировоззрение, воспитываются умения и навыки хорошего тона
и дружелюбного, благожелательного поведения.
В семейной мастерской воспитываются не только дети, но и сами родители
приобретают умения и навыки жизни в гражданском обществе, становятся
активными гражданами, способными принять на себя ответственность не только
за свой дом и свою семью, но и за детей из других семей, за развитие
общественно-полезной обучающей и воспитательной среды для всех детей.
Новизна программы заключается в следующем:
 ориентированность программы не только на обучающихся, но и на всех
близких родственников, проживающих с ребенком, при этом большинство
6

дополнительных образовательных программ нацелено на развитие, обучение и
воспитание только детей;
 в
качестве
ведущих
технологий
используются
технология
коррекционно-развивающего
обучения
и
технология
личностноориентированного обучения, что позволяет более эффективно решать проблему
гармонизации детско-родительских отношений.
Также новизна программы заключается в поэтапном освоении
обучающимися предлагаемого курса, а именно, в методике индивидуального
подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня
сложности. Индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку
позволяет создать «ситуации успеха» для каждого обучающегося. Данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.
Совместное творчество сближают людей всех возрастов и профессий и наш
девиз: «Мы все - одна семья».
Педагогическая целесообразность
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся. При отборе теоретического материала и установлении его
последовательности соблюдаются следующий принципы:
 структурирование учебного материала с учётом объективно
существующих связей между его темами;
 практическая значимость учебного материала для обучающихся.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Семейная
мастерская «Творим вместе» ориентирована на детей старшего дошкольного,
младшего и среднего школьного возраста от 5 до 12 лет.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
В 5-6 лет ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и
может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться. Игра
остается основным способом познания окружающего мира.

7

В этом возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать
анализу собственную деятельность и сопоставлять действия с мнениями и
оценками окружающих. Расширение и обогащение индивидуального опыта
ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в
дошкольном возрасте.
В этом возрасте дети продолжают активно познавать окружающий мир. Они
не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы. Их
воображение задействовано почти всегда и помогает им не только развиваться, но
и адаптироваться к миру. Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении со
сверстниками и творческая активность, которая проявляется во всех видах
деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для развития творческого
потенциала.
7 до 10 лет – у ребёнка начинается новая деятельность – учебная. Именно
тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает
совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок
не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под
воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления
ребёнка, его внимание и память.
Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят
важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в
отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.
Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются
общественно направленными по своему содержанию.
Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со
взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем родителей»,
а представителем общества, имеющим определённый статус, и ребёнку
приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие
школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью,
доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также
имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он
стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших
к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это и
это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех
принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для
реализации этой потребности возраста могут дать учреждения дополнительного
образования. Потребность ребёнка во внимании, уважении, сопереживании
является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал
8

свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий
критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других
качества, которые непосредственно не связаны с учёбой. Задача взрослых –
помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть
ценность умений каждого и для других детей.
Дети в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно
открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от педагогов,
родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую
роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем
отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность,
стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов,
увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку
становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной
жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы
войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности
познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи
рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по
сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма
поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со
школьной программой.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы – 12-15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.

9

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут для детей 5-7 лет и 40
минут для детей 8 лет и старше. Между занятиями 10 минутный перерыв для
проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий для сотрудничества детей и взрослых,
взаимосвязи педагога и родителей, направленных на поддержку и развитие
творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к
декоративно-прикладному творчеству.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
обучающие:
 познакомить детей с направлениями декоративно – прикладного
искусства: декупаж, айрис фолдинг, фоамиран, обрядовая кукла, рисование на
камнях, вязаные игрушки;
 раскрыть истоки народного творчества;
 обучать различным приемам работы с природным материалом, бумагой,
фоамираном и текстильными материалами;
 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при работе с разными материалами;
 формировать умения следовать устным инструкциям;
 формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза или чертежа;
 создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках;
 приобрести навыки учебно-исследовательской работы;

10

развивающие:
 развивать умение видеть и воспринимать проявления художественной
культуры в окружающей жизни;
 развивать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства;
 развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения;
 развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей;
 развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
 развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству;
 развивать
способности
оценивать
результаты
собственной
художественно-творческой деятельности и деятельности других участников
образовательного процесса;
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
 развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в
поисках решений и генерирования идей;
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
 развивать умения анализировать причины успеха/неудачи;
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
воспитательные:
 создать необходимые условия ситуации успеха для развития
познавательных, творческих и художественных способностей обучающихся;
 сформировать потребность в самопознании, саморазвитии личности;
 формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить
что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
 воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
 формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
 способствовать созданию игровых ситуаций, развивать
коммуникативные способности детей;
 совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место;
 формировать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому
мнению, умение работать в группе, в паре с родителями;
 воспитать у обучающихся ответственность, чувство гордости и
уважения за свою семью;
11

 повысить психолого-педагогическую культуру родителей;
 создать комфортную среду педагогического общения между педагогом,
обучающимися и их родителями для организации и проведения семейного досуга
и совместного творчества.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом деятельности по программе является:
я слышу – и забываю,
я вижу - и запоминаю,
я делаю – и понимаю.
Основные принципы реализации образовательной программы:
 принцип индивидуализации позволяет максимально учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности и способности,
реализуется в индивидуальной работе с детьми и их семьями;
 принцип учета возрастных особенностей помогает педагогу подобрать
содержание и методику работы, ориентируясь на возраст обучающихся;
 принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и
дидактических материалов, технических средств обучения, делающих учебновоспитательный процесс более эффективным. «Чем более органов наших чувств
принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы
впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую,
нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.
Ушинский);
 принцип связи теории с практикой ориентирует педагога на органичное
сочетание теоретических знаний, практических умений и навыков;
 принцип личной и коллективной ответственности реализуется при
совместной работе членов мастерской;
 принцип толерантности ориентирует образовательный процесс на
формирование уважительного отношения к традициям семей разных
национальностей, их укладу и интересам (при проведении семейных гостиных);
 принцип творчества помогает развивать образное мышление,
способность эмоционально воспринимать материал занятия и выполнять
творческие задания;
 принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным
навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных
творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
12

умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать
сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция,
менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Принципы организации взаимодействия с семьями:
 принцип открытости - в обсуждении и согласовании планов работы,
выборе форм деятельности участвуют все члены объединения;
 принцип добровольности - только добровольное участие, основанное на
собственных интересах, потребностях, компетенции;
 принцип сотрудничества - вся деятельность в объединении строится на
основе партнерства;
 принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую
личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как
«человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности;
 личностный подход как принцип воспитания, который требует учета
всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические
особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие
мотивы деятельности и поведения и т.п.;
 принцип единства воспитательных воздействий, который основан на
реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы,
общественных
организаций,
воспитателей,
родителей,
представителей
общественности и т.п.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки ДООП положены современные образовательные
технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся:
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 здоровьесберегающие технологии;
 компетентностного и деятельностного подхода;
 игровые технологии.

13

Здоровьесберегающие технологии
Занятия в объединении связаны с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на
мышцы плечевого пояса, на позвоночник, а также идёт большая нагрузка на глаза,
поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.
Для активизации и отдыха обучающихся на занятиях, а также для
предупреждения и снятия утомления предусмотрены: релаксационные
упражнения, «Веселая гимнастика», пальчиковая гимнастика и гимнастика для
глаз. Звучание музыки на занятиях в объединении дает возможность успокоиться,
снять раздражительность и нервное напряжение.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами разных мероприятий в объединении, сопровождают в различных
поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, совместных праздников и творческих конкурсов.
Учебно-воспитательная работа
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и
мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений,
творческих достижений наших соотечественников, роли России в мировом
сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе,
психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают
честь своего учреждения, района, города, страны.
Особенно полезно привлекать обучающихся к участию в выставках своих и
коллективных творческих работ. Конкурсы и выставки проходят в соответствии с
планом учебно-массовых мероприятий.
14

Формы и методы обучения, типы и виды занятий
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – это форма
организации учебного процесса, ограниченная временными рамками,
предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание
детей: развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача
знаний и умений (С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко).
Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом
предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные
привычные и нетрадиционные.
Традиционные формы учебных занятий:
 беседы/лекции – изложение педагогом предметной информации;
 дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать
и аргументировать свою точку зрения;
 экскурсии – поездки с ознакомительными и информационными
задачами;
 туристические походы – выработка спортивных и познавательных
навыков, а также оздоровление;
 обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств
с обучающей целью.
Нетрадиционные формы учебных занятий:
 презентация – публичное представление определенной темы или
предмета;
 защита проекта– обоснование и представление проделанной
творческой работы;
 круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
 мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от
его имени в моделируемой ситуации.
Методы обучения – это способы деятельности педагога и обучающихся, с
помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
15

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
В педагогической деятельности педагог умело применяет психологические
методики, которые помогают ему ориентироваться в потребностях, желаниях и
интересах детского коллектива. Для этого педагог использует анкетирование,
психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций,
деловые и ролевые игры.
Типы учебных занятий в учреждении дополнительного образования:
 комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания
и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
 ознакомление с новым материалом;
 повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и
проверочные работы, анализ полученных результатов;
 закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и
самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
 применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка,
использующего на практике приобретенных знаний;
 интегрированное - это занятие, которое направлено на раскрытие
целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности,
которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное
проникновение и обогащение.
Виды учебных занятий – это способы реализации методов обучения.
Выделяются два вида учебных занятий: теоретические и практические.

16

Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и
практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся
практическая часть основана на работе детей по теме занятия. Педагог организует
выполнение творческих работ по заданной теме.
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям
соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного
предназначения интегрированные занятия служат способом активизации
обучения и вызывают большой познавательный интерес;
 комбинированные
занятия
обобщающего
и
углубляюще–
познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются
обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей,
закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств;
 занятия с применением электронных презентаций. Использование
электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
 экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность
обучающихся, развивают художественное творчество, способность анализировать
информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать
решения в нестандартно практических ситуациях;
 акции, важное значение имеет участие детей в природоохранной
деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой, в социально значимых
мероприятиях, таких, как «Поздравь ветерана», «Твори добро», «Письмо солдату»
и другие;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи
между детьми и взрослыми, развивают их способность устанавливать и
поддерживать контакты, сотрудничать, создают условия для воспитания у детей
терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей;
 выставки, дети с охотой участвуют в выставках любого уровня,
представляя свои творческие работы;
 праздники;
 обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие
проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы
обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного
процесса.

17

Требования к результатам освоения образовательной программы
предметные:
 будут знать следующие направления декоративно – прикладного
искусства: декупаж, айрис фолдинг, фоамиран, обрядовая кукла, рисование на
камнях, вязаные игрушки;
 будет знаком с истоками народного творчества;
 будет знать различные приемы работы с природным материалом,
бумагой, фоамираном и текстильными материалами;
 будут усовершенствованы умения и сформированы навыки работы
нужными инструментами и приспособлениями при работе с разными
материалами;
 будут сформированы умения следовать устным инструкциям;
 будут сформированы образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза или чертежа;
 будут уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в
разных техниках;
 приобретут навыки учебно-исследовательской работы;
метапредметные:
 будут развиты умения видеть и воспринимать проявления
художественной культуры в окружающей жизни;
 будет развита любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства;
 будут развиты внимание, память, логическое и пространственное
воображения;
 будут развиты художественный вкус, творческие способности и
фантазии детей;
 развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству;
 будет развита способность работать руками;
 будут развиты мелкая моторика рук и глазомер;
 будут развиты способности оценивать результаты собственной
художественно-творческой деятельности и деятельности других участников
образовательного процесса;
 будут понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
педагогом;
 будут развиты способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность
в поисках решений и генерирования идей;
 будут развиты умения анализировать причины успеха/неудачи;
 будет развито умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
18

личностные:
 будут созданы необходимые условия ситуации успеха для развития
познавательных, творческих и художественных способностей обучающихся;
 будет сформирована потребность в самопознании, саморазвитии
личности;
 будет сформировано творческое мышление, стремление сделатьсмастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые
при работе;
 будет привит интерес к новым видам декоративно-прикладного
творчества;
 будет сформирована культуру труда и усовершенствованы трудовые
навыки;
 будут созданы игровых ситуаций, развиты коммуникативные
способности детей;
 будет привито умение бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место;
 будет сформировано внимание и уважение к людям, терпимость к
чужому мнению, умение работать в группе, в паре с родителями;
 будет воспитана у обучающихся ответственность, чувство гордости и
уважения за свою семью;
 будет повышена психолого-педагогическая культура родителей;
 будет создана комфортная среда педагогического общения между
педагогом, обучающимися и их родителями для организации и проведения
семейного досуга и совместного творчества.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
 познавательные игры;
19

 выставки, конкурсы, праздники, презентация творческих работ;
 тесты (по прохождении каждого раздела);
 анкеты (в начале и в конце учебного года).
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в выставках и конкурсах.
Подведением итогов реализации программы являются:
 входящая диагностика – педагогическое наблюдение.
 промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения).
 итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения
по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка, конкурс (карта
достижений обучающихся).
Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.

20

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
1

Кол-во часов
В
Т
П
2
1
1

Название раздела

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
Декупаж
24
Айрис фолдинг
22
Фоамиран
26
Обрядовая кукла
24
Разноцветные камешки
4
Рисование шерстью
16
Вязаная игрушка
24
Творческий вернисаж
2
Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика

2
2
4
1
1
4
4

22
20
22
23
3
16
20
2

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
конкурс

1.1 Учебный (тематический) план
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Разделы и темы занятий
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
Декупаж
Знакомство с материалами, подготовка
изделий к декупажу
Магнит для друга
Декупаж чайного домика
Декупаж ключницы
Декупаж стеклянных изделий
Новогодний декупаж
День добрых дел
Айрис фолдинг
Знакомство с техникой Айрис фолдинг и
материалами, схемы
Картинки в технике Айрис фолдинг
Открытки в технике Айрис фолдинг
Открытка для друга
Фоамиран
Свойства фоамирана, приемы работы,
инструменты и приспособления
Цветы из фоамирана: шпильки и ободок
Скоро – скоро Новый год
Фантазии из фоамирана
Обрядовая кукла
История создания обрядовой куклы.
Обрядовая кукла - Куватка
Обрядовая кукла - Желанница
Обрядовая кукла - Сонница
Обрядовая кукла - Неразлучники
Обрядовая кукла - Мотанка

Кол-во часов
В
Т
П

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

педагогическое наблюдение

24

2

22

выставка

2

2

педагогическое наблюдение

1

2
4
4
4
4
2
21

творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
выставка

1

1

педагогическое наблюдение

10
8
2
26

3

10
8
2
23

творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
выставка

2

1

1

педагогическое наблюдение

6
14
4
24

1
1
1

5
14
4
23

4

1

3

творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
выставка
педагогическое наблюдение,
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская

2
4
4
4
4
2
22
2

2
2
2
2

2
2
2
2

21

Обрядовая кукла - Травница
Обрядовая кукла - Десятиручка
Обрядовая целительная кукла - «На
5.8
здоровье»
5.9 Обрядовая кукла - оберег Доля
5.10 Обрядовая кукла - Ловец снов
5.11 Обрядовая кукла - Желанница

5.6
5.7

6.
6.1
6.2
7.
7.1
7.2
8.

Разноцветные камешки
Материалы и приспособления для рисования
на камнях
Красота разноцветных камней

2
2

2
2

творческая мастерская
творческая мастерская

2

2

творческая мастерская

2
2
2
4

1

2
2
2
3

творческая мастерская
творческая мастерская
творческая мастерская
выставка

2

1

1

педагогическое наблюдение

2
2
Рисование шерстью
16
4
12
Приемы и способы рисования шерстью
2
1
1
Картины рисуем шерстью
14
3
11
Волшебный клубок
24
4
20
Вязание на спицах и крючком, приемы и
8.1
4
2
2
схемы
8.2 Вязанные игрушки
18
18
8.3 День добрых дел
2
2
9 Творческий вернисаж
2
2
Итого:
144 17 127
Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика

творческая мастерская
выставка
педагогическое наблюдение
творческая мастерская
выставка
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
творческая мастерская
конкурс

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по ПБ.
Практика. Игровая программа «Будем знакомы».
Раздел 2.Декупаж
Тема 2.1 Знакомство с материалами, подготовка изделий к декупажу
Теория. Материалы для декупажа. Виды декупажа. Подготовка изделий к
декупажу. Демонстрация готовых работ.
Тема 2.2 Магнит для друга
Практика. Творческая мастерская. Изготовление магнита в технике декупаж.
Тема 2.3 Декупаж чайного домика
Практика. Творческая мастерская. Декупаж чайного домика.
Тема 2.4 Декупаж ключницы
Практика. Творческая мастерская. Декупаж ключницы
Тема 2.5 Декупаж стеклянных изделий
Практика. Творческая мастерская. Декупаж стеклянных изделий (на выбор:
тарелка, кружка, вазочка и т.д.)
Тема 2.6 Новогодний декупаж
Практика. Творческая мастерская. Декупаж новогодних шаров
Тема 2.7 День добрых дел
22

Практика. Творческая мастерская. Изготовление изделий в технике декупаж для
ярмарки, деньги от продажи изделий пойдут на благотворительность.
Раздел 3 Айрис фолдинг
Тема 3.1 Знакомство с техникой Айрис фолдинг и материалами, схемы
Теория. Техника Айрис фолдинг. Материалы, схемы для выполнения работ.
Практика. Творческая мастерская.
Тема 3.2 Картинки в технике Айрис фолдинг
Практика. Творческая мастерская. Картинки в технике Айрис фолдинг.
Тема 3.3 Открытки в технике Айрис фолдинг
Практика. Творческая мастерская. Открытки в технике Айрис фолдинг
Тема 3.4 Открытка для друга
Практика. Творческая мастерская. Подарок другу.
Раздел 4.Фоамиран
Тема 4.1 Свойства
фоамирана,
приемы
работы,
инструменты
и
приспособления
Теория. Знакомство с фоамираном. Свойства фоамирана. Приемы работы с
фоамираном. Инструменты и приспособления для работы с фоамираном.
Практика. Творческая мастерская. Шпильки для прически.
Тема 4.2 Цветы из фоамирана: ободок
Теория. Демонстрация готовых работ. Знакомство с порядком выполнения
предложенных работ.
Практика. Творческая мастерская. Украшение ободка цветами.
Тема 4.3 Скоро – скоро Новый год
Теория. Демонстрация готовых работ. Знакомство с порядком выполнения
предложенных работ.
Практика. Творческая мастерская. Изготовление новогодних украшений.
Тема 4.4 Фантазии из фоамирана
Практика. Творческая мастерская. Изготовление сувениров из фоамирана.
Раздел 5. Обрядовая кукла
Тема 5.1 История создания обрядовой куклы. Обрядовая кукла – Куватка
Теория. Как появилась обрядовая кукла. Правила изготовления обрядовой куклы.
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Куватка.
Тема 5.2 Обрядовая кукла - Желанница
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Желанница.
Тема 5.3 Обрядовая кукла - Сонница
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Сонница.
Тема 5.4 Обрядовая кукла - Неразлучники
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы –
Неразлучники.
Тема 5.5 Обрядовая кукла – Мотанка
23

Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Мотанка.
Тема 5.6 Обрядовая кукла – Травница
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Травница.
Тема 5.7 Обрядовая кукла – Десятиручка
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Десятиручка.
Тема 5.8 Обрядовая целительная кукла - «На здоровье»
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы –«На
здоровье».
Тема 5.9 Обрядовая кукла - оберег Доля
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – оберега Доля.
Тема 5.10 Обрядовая кукла – Ловец снов
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Ловец снов.
Тема 5.11 Обрядовая кукла – Желанница
Практика. Творческая мастерская. Изготовление обрядовой куклы – Желанница.
Раздел 6. Разноцветные камешки
Тема 6.1 Материалы и приспособления для рисования на камнях
Теория. Демонстрация, выполненных работ. Знакомство с порядком выполнения
предложенных работ.
Практика. Творческая мастерская. Оживший камень - божья коровка.
Тема 6.2 Красота разноцветных камней
Практика. Творческая мастерская. Оживающие камни своими руками.
Раздел 7. Рисование шерстью
Тема 7.1 Приемы и способы рисования шерстью
Теория. Приемы и способы рисования шерстью. Демонстрация готовых работ.
Практика. Творческая мастерская. Мягкая картинка.
Тема 7.2 Картины рисуем шерстью
Практика. Творческая мастерская. Рисуем картины шерстью.
Раздел 8. Волшебный клубок
Тема 8.1 Вязание на спицах и крючком, приемы и схемы
Теория. Техника вязания на спицах и крючком, приемы и схемы. Демонстрация
готовых работ.
Практика. Творческая мастерская. Вяжем шарфик для любимой куклы.
Тема 8.2 Вязанные игрушки
Практика. Творческая мастерская. Вяжем разные игрушки – зверушки.
Тема 8.3 День добрых дел
Практика. Творческая мастерская. Вяжем игрушки для ярмарки, деньги от
продажи изделий пойдут на благотворительность.
Тема 9. Творческий вернисаж
Практика. Оформление выставки. Конкурс творческих работ.
24

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
72
4
144
15
21
16 сентября
31.12 – 08.01.2025
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения
наглядного материала;
 мультимедийное оборудование;
 инструменты и материалы, используемые в технике декупаж (декупажная
карта, салфетки, ножницы, наждачная бумага, клей, лак и др.);
 инструменты и материалы, используемые в технике айрис фолдинг
(бумага/80гр.м2, бумага/120-160гр.м2, клей карандаш, ножницы, малярный скотч);
 инструменты и материалы, используемые при работе с фоамираном
(фоамиран, ножницы, фигурные дыроколы, утюг, клеевой пистолет, запасные
блоки клея, проволока, ободки, шпильки, молды, бусины, полубусины и др.);
 инструменты и материалы, используемые при создании обрядовой куклы
(пряжа, мулине, ленты атласные, ткань, канва, синтепон, пуговицы, материал для
декорирования обрядовой куклы);
 инструменты и материалы, используемые при рисовании на камнях
(камни, кисточки разной толщины, краски, гуашь, лак, образцы изделий,
картинки);
 инструменты и материалы, используемые при рисовании шерстью
(шерстяная пряжа разных цветов, картинки для рисования шерстью, основа и
рамки для картин, клей ПВА, ножницы);
 инструменты и материалы, используемые при вязании игрушек (спицы,
крючки, схемы, синтепон, ножницы, иголки, нитки, нитковдеватель, украшения
для выполненных игрушек);
 канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, линейка, резинка,
циркуль, тетрадь, блокнот).
25

В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном
заказе
родители/законные
представители
самостоятельно
обеспечивают
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования. Инструменты, материалы и канцелярские
принадлежности приобретают родители.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы. Презентации и видео;
 примерные конспекты занятий;
 инструкционные карты и схемы выполнения изделий, шаблоны;
 образцы готовых изделий;
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Кадровое обеспечение: в реализации программы принимает участие
педагог со средне специальным или высшим педагогическим образованием любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для проведения
занятий по данной программе.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Подведением итогов реализации программы являются:
 выставка,
 открытое занятие,
 зачетная работа, конкурс.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде педагогического
наблюдения и выставки работ детей, выполняемых по окончании изучения
каждого раздела.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь-январь);
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
В программе используется система содержательных оценок:
26

 доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
 положительное отношение к усилиям воспитанника;
 конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
 конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Механизмы оценивания результатов:
 педагогические наблюдения;
 итоговые занятия;
 тестирование;
 творческие работы;
 конкурсы, выставки;
 мастер-классы;
 творческие мастерские.
Параметры подведения итогов:
 уровень знаний, умений, навыков учащихся (высокий, средний, низкий);
 количество обучающихся, полностью освоивших образовательную
программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и
проценты);
 совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном
и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
 перечень основных причин невыполнения детьми образовательной
программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению
образовательной программы;
 рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению
методик преподавания.
Мониторинг результатов обучения проводится на основе таблицы
(Приложение 1), которая позволяет увидеть набор знаний, умений и навыков,
которые должен освоить ребенок в результате обучения по программе, а также
определить с помощью критериев уровни и, следовательно, степень освоения
программы. Полученные данные вносятся в таблицы (Приложение 2). Данная
система контроля и оценки результатов дает возможность определить степень
освоения программы, проследить развитие личностных качеств обучающихся. На
итоговой аттестации общий балл ребенка переводится в показатель степени
усвоения программы (низкий, средний или высокий)
Аттестация позволяет определить эффективность обучения по данной
программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Подведение итогов важный этап работы, т.к. обеспечивает формирование у
детей представление о результативности своей деятельности, развивает их
самопознание. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по
окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах.
27

Внешним результатом деятельности будет участие в выставках и конкурсах.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации,
творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к
адекватной самооценке.

28

4. Список литературы
Нормативные документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
29

 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога
1. Айрис фолдинг – радужное складывание [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://www.hnh.ru/handycraft/2011-01-22-15
2. Айрис фолдинг – схемы, шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-foldingshemy.html
3. Айрис фолдинг - это просто! [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ajris-folding-etoprosto-osnovytexniki.html
4. Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева //
Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.
5. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла.
(«Детский сад от А до Я» №6/2005).
6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных
учреждений, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИ,1993. -62с.
7. Берстенёва Е. В. Кукольный сундучок: традиционная народная кукла своими
руками / Е. В. Берстенёва, Н. В. Догаева. – Москва: Белый город, 2013. – 112 с.:
ил. – (Моя первая книга)
8. Боева О.А. Традиционная русская обрядовая кукла / О.А. Боева // Известия
9. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-Дону:
2011.
30

10. Букина С. Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. – М. 2014.
11. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.М.:Эксмо,2008.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия)
12. Волкова Я. В. Детские куклы и обереги. – Москва: Хоббитека, 2019. – 88 с.:
цв. ил. – (Русская тряпичная кукла)
13. Волкова Я. В. Хранители дома и семьи. – Москва: Хоббитека, 2017. – 136 с.:
цв. ил. – (Русская тряпичная кукла)
14. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
15. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015.
16. Воронежского государственного педагогического университета. – 2011. – Т.
257. – С. 305–308.
17. Герасимова Е.Е Брошь - букеты: красота в деталях - «Феникс», 2015.
18. Гладилина И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной
деятельности / И.П. Гладилина // Воспитание школьников - 2019. - [№ 9, с. 167.]
19. Голдовский, Б. П. Куклы: энциклопедия / Борис Голдовский. – Москва: Время,
2004. – 494 с. : ил. – (Энциклопедия)
20. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративноприкладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).
21. Дайн, Г. Л. Народная игрушка: искусство и технология: статьи / Г. Л. Дайн. Челябинск, 2007. - 61 с.
22. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г.
Дайн, М. Дайн. – Москва: культура и традиции, 2007. – 121 с.
23. Дайн, Г.Л. Детский народный календарь / Г.Л. Дайн. - М.: Дет. лит., 2001.- 159
с, ил.-(Знай и умей).
24. Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера: кн. для уч-ся / Г.Л. Дайн. - М.:
Просвещение, 1994. - 288 с, ил.
25. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технологии / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 119 с.
26. Дольд Михаэла. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера.- М.:
Арт-Родник, 2010. - 61 с.
27. Жулаева, Н. В. Кукла-берегиня / Н. В. Жулаева // Народное творчество. – 2004.
– № 4. – С. 22–23. – (Уроки мастера)
28. Зайцева А.А. Стильные штучки в технике декупаж.-М.:Аст-Пресс,2007.-35с.
29. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. – Москва: Ладога100, 2007. – 64 с.
30. Клиентов, А. Е. Народные промыслы: [для сред. шк. возраста]: для доп.
образования /Алексей Клиентов. – Москва: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. –
(История России)
31. Колпакова И. В. Возвращение мудрости предков. – Москва: Формат-М, 2016.
– 68 с.: цв. ил. – (Лабиринты вдохновений)
31

32. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие
для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
33. Конькина, Е. В. Народная кукла как средство воспитания ребенка / Е. В.
Конькина //Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 1. – С. 114–123.
34. Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н.
Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.
35. Куклы мира. - М.: Аванта+, 2003. - 184 с, ил. - (Самые красивые и знаменитые)
36. Лупато М., Страбелло В. Всё о декупаже: техника и изделия.- М.:
Издательство «Ниола-Пресс»,2007.-128 с.:ил.
37. Мария ди Спирито. Красивые вещи своими руками.- М.: Мой мир, 2007. - 94 с.
38. Махмутова Х. Декупаж из салфеток.- М.: Эксмо, 2010. - 72 с.: ил
Мельниченко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда.
Вестник МГХПА. – 2012. – № 1-2. – С. 58–68.
39. Мельниченко, Т. А. Методика создания обрядовых кукол из соломки / Т. А.
40. Миронова О. В. Народная кукла. – Москва: Формат-М, 2017. – 68 с.: цв. ил. –
(Лабиринты вдохновений)
41. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического
воспитания: Книга для учителя. - М., 2013. - 210 с.
42. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного
возраста. – Текст: электронный. – URL: http://www.briefeducation.ru/brieds-5341.html
Педагогические науки. –2012. – № 6. – С. 50–51.
43. Позур, А. В. Тайны кукольного сундучка / А. В. Позур // Обруч: Образование:
ребенок и ученик. – 2013. – № 6. – С. 24–27.
44. Рублева, С. Г. Знакомство с русской народной куклой / С. Г. Рублева //
45. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. - М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
46. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
47. Стокс Хильда. Объемный декупаж. Проекты для начинающих: Практическое
руководство.- М.: Ниола 21 век, 2008.
48. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. –
96 с.
49. Хелмольд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования.- М.:
Проф-Издат, 2007. - 63 с.
50. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. М.: Айрис-пресс, 2004. С.23-35.
51. Черныш, И. В. Забавные поделки к праздникам [Текст] /И. В. Черныш. Москва: ООО Изд-во «Айрис-пресс», 2004.- С. 23-35.
52. Черутти П.Н. Декупаж.Практическое руководство. М.: Издательство «НиолаПресс»,2009.-160с.:ил.
32

53. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое
пособие - СПб ООО Издательство Детство пресс, 2011
54. Шайдурова, Н. В. Традиционная тряпичная кукла: учеб.-метод. пособие / Н. В.
Шайдурова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 184 с.
55. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники / И. И. Шангина. -. СПб.:
Азбука-классика, 2008. - 336 с, ил.
56. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности
воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.
Список литературы для детей и родителей
1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных
учреждений, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИ,1993.-62с.
2. Берстенёва Е. В. Кукольный сундучок: традиционная народная кукла своими
руками / Е. В. Берстенёва, Н. В. Догаева. – Москва: Белый город, 2013. – 112 с.:
ил. – (Моя первая книга)
3. Боева О.А. Традиционная русская обрядовая кукла / О.А. Боева // Известия
4. Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
5. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.
6. Вешкина О. «Декупаж. Декорируем гардероб», М.: Эксмо,2009.
7. Волкова Я. В. Детские куклы и обереги. – Москва: Хоббитека, 2019. – 88 с.:
цв. ил. – (Русская тряпичная кукла)
8. Волкова Я. В. Хранители дома и семьи. – Москва: Хоббитека, 2017. – 136 с.:
цв. ил. – (Русская тряпичная кукла)
9. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж - «Феникс», 2015.
10. Воробьева, О. Цветы и композиции из фоамирана / О. Воробьева. - М.: Первое
издание, 2016. - 743c.
Воронежского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 257. –
С. 305–308.
11. Воронова О. В. Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо,
2010.
12. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс,
2007.
13. Голдовский, Б. П. Куклы: энциклопедия / Борис Голдовский. – Москва: Время,
2004. – 494 с. : ил. – (Энциклопедия)
14. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г.
Дайн, М. Дайн. – Москва: культура и традиции, 2007. – 121 с.
15. Жулаева, Н. В. Кукла-берегиня / Н. В. Жулаева // Народное творчество. – 2004.
– № 4. – С. 22–23. – (Уроки мастера)

33

16. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. – Москва: Ладога100, 2007. – 64 с.
17. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.:
«Юный художник», 2011.
18. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010.
19. Колпакова И. В. Возвращение мудрости предков. – Москва: Формат-М, 2016.
– 68 с.: цв. ил. – (Лабиринты вдохновений)
20. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2012.
Мельниченко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда.
Вестник МГХПА. – 2012. – № 1-2. – С. 58–68.
21. Мельниченко, Т. А. Методика создания обрядовых кукол из соломки / Т. А.
22. Миронова О. В. Народная кукла. – Москва: Формат-М, 2017. – 68 с.: цв. ил. –
(Лабиринты вдохновений)
23. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.
24. Педагогические науки. –2012. – № 6. – С. 50–51.
25. Позур, А. В. Тайны кукольного сундучка / А. В. Позур // Обруч: Образование:
ребенок и ученик. – 2013. – № 6. – С. 24–27.
26. Рублева, С. Г. Знакомство с русской народной куклой / С. Г. Рублева //
27. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия/Сост. А.В. Копылова. - М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
28. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск:
«Титул», 2014г.
29. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники / И. И. Шангина. - СПб.:
Азбука-классика, 2008. - 336 с, ил.
Интернет ресурсы
1. http://biser.info/node/8319
2. http://detpodelki.ru/forum/9-399-1
3. http://www.circleofcrafters.com/irisfolding/makeirisfoldingpatterns.html
4. http://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/
5. http://www.zlatoshveika.com/t1559-topic
6. You-tube
канал
«Декупаж»
(видео-уроки
по
темам)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLZ6xrmmcGfqufrOK7kiRSNEhXSAk1eME4
7. Всё о фоамиране, мастерклаасы, идеи, конкурсы /электронный ресурс/. Режим
доступа: https://vplat.ru/podelki-iz-foamirana/dlya-detej/
8. Всемирный каталог идей –: https://ru.pinterest.com/
9. Декупаж для начинающих. Декор из салфеток в технике декупаж своими
руками:
[Электронный
ресурс]
//
СамоКраска.
URL:
https://samokraska.ru/articles/hobby-sport/198-decupaj
34

10. Декупаж из салфеток для начинающих пошагово с фото: [Электронный
ресурс] // TAIRTD.RU. URL: https://tairtd.ru/information/articles/dekupazh-dlyanachinayushchikhposhagovo-s-foto-iz-salfetok.html
11. Декупаж от А до Я: простые и сложные мастер-классы по декупажу для
новичков и опытных мастериц: [Электронный ресурс] // Азбука Декупажа. URL:
https://www.superdecoupage.ru/
12. Декупаж с нуля. Мастер-класс: [Электронный ресурс] // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=J-53ZPoiR1k
13. Декупаж свечей: [Электронный ресурс] // Азбука Декупажа. URL:
https://www.superdecoupage.ru/dekupazh-svechej-svoimi-rukami/
14. Декупаж своими руками: 79 фото идей обновления домашнего уюта и
комфорта: [Электронный ресурс] // Сделай сам. Практичные советы. URL:
http://sdelajrukami.ru/dekupazh-svoimi-rukami/
15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов /электронный
ресурс/. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
16. Информационный портал httр://dopedu.ru/
17. Мастер-классы https://www.livemaster.ru/masterclasses/
18. Мастер-классы по теме Декупаж: [Электронный ресурс] // Ярмарка Мастеров.
URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/dekupazh
19. Мешакина Л. «Мозаика из яичной скорлупы», М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,
2011г. http://monemo.ru/culture/mozaika-iz-jaichnoy-skorlupy-ljubovi-meshakinoy/
20. Мир творчества http://mirtvorchestv.ru/
21. Множество идей и мастер-классов поделок из фоамирана для детей
/электронный ресурс/. Режим доступа: https://www.maam.ru/obrazovanie/foamiran
22. Сайт о дополнительном образовании httр://dop-obrazovanie.com/
23. Сеть творческих учителей httр://www.it-n.ru/
24. Сообщество взаимопомощи учителей httр://pedsovet.su/
25. Социальная сеть работников образования httр://nsportal.ru/
26. Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/
27. Творческая студия. Техника декупаж https://tairtd.ru/information/dekupazh/
28. Учебно-методический кабинет httр://рed-kopilka.ru/
29. Что такое декупаж и как его делать: [Электронный ресурс] // Своими руками.
URL: https://www.svoimi-rukamy.com/dekupag-delatpoetapno.html

35

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по программе «Семейная мастерская «Творим вместе»
Степень выраженности
минимальный уровень
средний уровень
высокий уровень
соответствие теоретических объем усвоенных
объем усвоенных знаний
теоретические знаний ребенка
знаний по программе
по программе больше
программа освоена
знания
программным
требованиям
меньше
1/2
1/2
полностью
Теоретическая
подготовка владение
осознанность и
почти не пользуется
совмещает специальные осознанно и правильно
понятийным
правильность использования специальными
термины и бытовые
использует специальные
аппаратом
специальных терминов
терминами
названия
термины
практические
соответствие практических объем освоенных
объем освоенных
умения и
умений и навыков ребенка
умений и навыков по
умений и навыков по
программа освоена
программным требованиям программе меньше 1/2 программе больше 1/2
полностью
Практическая навыки
подготовка
затруднения при
работает с
владение
уровень использования
отличные навыки работы с
работе с
инструментами с
инструментами оборудования
инструментами
инструментами
помощью педагога
креативность при
вносит в изделие
творческие
выполняет задания
вносит в изделие большие
выполнении творческих
небольшие отличия от
навыки
только по образцу
отличия от образца
заданий
образца
Творчество
редко участвует в
участвует в выставках
регулярно принимает участие
творческие
участие в выставках и
конкурах и выставках
внутри объединения,
в выставках и конкурсах на
достижения
конкурсах
внутри объединения
учреждения
уровне района, города и т.д.
проявляет интерес к
не активен, выполняет
проявляет активный интерес к
деятельности, настойчив
позиция активности и
задания только по
деятельности, стремиться к
в достижении цели,
Мотивация и интерес
устойчивого интереса
четким инструкциям
самостоятельной творческой
проявляет активность на
педагога
активности
определенные темы
Показатели

Критерии

36

Приложение 2
Результаты диагностического контроля «Семейная мастерская «Творим вместе»: группа №

итоговая
аттестация

промежуточная
аттестация

уровень творческих
способностей

входящий
контроль

итоговая
аттестация

промежуточная
аттестация

входящий
контроль

итоговая
аттестация

промежуточная
аттестация

входящий
контроль

итоговая
аттестация

Ф.И. учащегося

промежуточная
аттестация

№
п/п

входящий
контроль

теоретические знания

Диагностическая аттестация
уровень мотивации и
практические навыки
интереса

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

37

Приложение 3

Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации программы необходима система
отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Результативность усвоения дополнительной образовательной программы
отслеживается путём проведения первичного, промежуточного и итогового
этапов диагностики:
этап - входящий (первоначальный) - определение уровня имеющихся у
обучающихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы проведения:
тестирование, анкетирование, наблюдение.
этап промежуточный - подведение промежуточных итогов обучения,
оценка успешности продвижения обучающихся. Формы проведения, показатели,
критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности.
этап – итоговый - подведение итогов года.
Формы проведения: выставки, конкурсы, конференции, практическая
самостоятельная работа.
При оценке результатов работы обучающихся, выделяются такие аспекты,
как: критерии и форма оценки результата подготовки каждого ребёнка, и оценка
общего уровня подготовки всех обучающихся творческого объединения. Очень
важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть
конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого
разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Основной задачей начального цикла занятий бисероплетением является
стимулирование познавательного интереса детей к декоративно – прикладному
творчеству. Первые месяцы работы по программе показывают, что все
обучающиеся осваивают программу. Одни – легко, у других возникают
определённые затруднения. Важно знать, что именно трудно даётся тому или
иному обучающемуся, поэтому необходимо обязательно анализировать
деятельность каждого. Анализ затруднений приводит к дифференцированному
подходу к каждому обучающемуся при выборе заданий и предметной
деятельности, что и характеризует уровень подхода к обучению в творческом
объединении.
Анализ тестирования воспитанников позволит педагогу сделать вывод об
уровне сформированности теоретических знаний у обучающихся. Если при ответе
на вопросы теста воспитанник демонстрирует осознание связей между приемами
деятельности, сохраняет их в памяти и самостоятельно способен их
сформулировать, значит у воспитанника высокий уровень освоения
теоретической части образовательной программы.

Если же воспитанник осуществляет перестройку и перенос приема в
несложных ситуациях с помощью педагога, значит, речь идет о среднем уровне
освоения теоретических знаний.
О низком освоении теоретических знаний и практических умений говорит
отсутствие умения и навыка самостоятельного применения приемов.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».