Содержание 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Педагогическая целесообразность Отличительные особенности программы, новизна Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы Формы работы с родителями Формы и методы организации образовательного процесса Виды занятий Требования к результатам освоения образовательной программы Формы подведения итогов реализации программы Ожидаемые результаты реализации программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный план 2.2 Учебный (тематический) план Содержание учебного плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2 Условия реализации программы 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список рекомендуемой литературы Приложение 3 3 3 3 5 5 5 6 7 7 8 9 9 9 10 11 11 11 12 13 14 15 18 18 18 21 26 26 26 27 30 31 «Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным» Сенека 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Выбор профессии – важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора юношей или девушкой профессии в выигрыше не только общество, получившее целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение, и получающая широкие возможности для самореализации. Тогда, соответственно, возникает вопрос: «Что же такое правильный выбор профессии?» Вообще любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: молодых людей, с их индивидуальными особенностями, которые проявляются в склонностях, интересах, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что при правильном выборе индивидуальные особенности молодых людей совпадают с требованиями профессии. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТАРТ в профессию» является составной частью социально-гуманитарной направленности образования детей в МБУ ДО ЦДТ «Галактика» и реализуется на занятиях объединения «ПРОФИ». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТАРТ в профессию» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту. Необходимость вовлеченности детей в профориентационную деятельность и помощь в актуализации выбора индивидуального профессионального маршрута обеспечит ознакомление обучающихся 7 - 9 классов с современным миром профессий, познакомит с принципами самоопределения, а также будет способствовать формированию у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения. Социальная значимость программы В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванная активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг. Педагогическая целесообразность программы «СТАРТ в профессию» заключается в том, что она способствует социализации и профессиональному самоопределению обучающихся через формирование представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях, представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг города, а также активизации личностной позиции учащихся в ситуации профессионального выбора. Для учащихся 6-9 классов профориентационные занятия имеют важное значение. Это период развития профессионального самосознания, формирования личностного смысла выбора профессии. Задача педагога дополнительного образования - помочь подросткам выбрать будущий профиль в соответствии с интересами и способностями. Отличительные особенности При составлении программы был учтен опыт авторов других программ. Программа помогает актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о индивидуальных особенностях личности, о мире профессионального труда и о принципах выбора профессии. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность обучающимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. ДООП «СТАРТ в профессию» помогает расширить представления обучающихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Новизна программы заключается в поэтапном введение в программу. Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной профессией недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребёнок увидел предприятие, сам попробовал что-то сделать. Поэтому программа ориентирована на тесное сотрудничество МБУ ДО ЦДТ «Галактика» и предприятий города Екатеринбурга. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «СТАРТ в профессию» ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста от 12 до 16 лет, проявляющих интерес к знакомству с профессиями. Характеристика возрастных категорий Юношеский возраст - этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом функционального уровня взрослого человека. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную (эмоционально яркую) окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. Развитие гипотетико-дедуктивного, формального, мышления характеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальности рассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного. Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке. Подросток не просто строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отношение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлением которого является профессиональное самоопределение. Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с требованиями, которые предъявляются человеку данной профессиональной деятельностью. Близость вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение старшеклассников, проявляясь, в частности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и другим. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании, защищенности. В нем старшеклассники ищут и находят доказательства своей социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость с раскованностью и даже развязностью. Старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация общения, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростков – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Н а п При наличии свободных мест возможен дополнительный прием о обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года. л Обучение проводится на русском языке. н Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств я дистанционное. е м Режим занятий о Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. с Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. Между занятиями 10 т минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха обучающихся. ь Общий объем ОП, продолжительность обучения г Программа реализуется в течение 1 года и по учебному плану рассчитана на р часа. 144 у Срок реализации общеразвивающей программы определяется п содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, п необходимых для ее освоения. ы – Уровень программы Уровень программы – «базовый», предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы - формирование профориентационной компетентности обучающихся путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: обучающие: освоить основные понятия и категории, влияющие на выбор профессии. сформировать у обучающихся систему знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях; помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии; сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; сформировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации; создать условия для формирования у детей среднего и старшего школьного возраста единой картины о мире труда, профессий; научить навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования; научить оценивать свое решение о профессиональном выборе; развивающие: оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей; развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии; развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся; развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач; содействовать развитию зрелости интересов обучающихся; развить у обучающихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания; воспитательные: сформировать у обучающихся представления о рынке труда и рынке образовательных услуг; содействовать самоопределению подростков, активизировав их личностную позицию в ситуации профессионального выбора; активизировать внутренние психологические ресурсы для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; сформировать позитивное отношение к будущей трудовой деятельности; сформировать информационную готовность к профессиональному выбору; воспитывать творческую активность, способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека; воспитывать аккуратность и добросовестность; воспитывать культуру делового взаимодействия с другими людьми в условиях информационного общества; воспитывать толерантное отношение к разным профессиям и их представителям. Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: принцип научности; принцип доступности; принцип систематичности; принцип гуманизма; принцип демократизма; принцип дифференциации образования; принцип сотрудничества; принцип креативности; принцип природосообразности; принцип культуросообразности. Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к обучению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития. Здоровьесберегающие технологии Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровьесберегающие технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований: помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д. Формы работы с родителями Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и организаторами мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов. Учебно-воспитательная работа Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе. Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, индивидуально информирует о динамике изменения образовательных и личностных характеристик детей. Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе, психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь своего учреждения, района, города, страны. Особенно полезно привлекать обучающихся к участию в конкурсах. Конкурсы проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий. Формы и методы организации образовательного процесса Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Практически каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе ребят по теме занятия. Педагог организует выполнение практических и творческих работ по заданной теме, обучающиеся внимательно слушают и выполняют самостоятельно работу, предложенную педагогом. Важно, чтобы выбор тем расширял познания подростков о существующих профессиях и профессиях будущего, способствовал развитию их познавательного интереса. Виды занятий В программе предусмотрены следующие виды занятий: комбинированные занятия; игровые занятия; интегрированные занятия; занятия с применением электронных презентаций; экскурсии на предприятия, в учебные заведения разного уровня и направления; коллективные творческие работы; обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Требования к результатам освоения образовательной программы: предметные: будет знать понятия и категории, влияющие на выбор профессии. будут сформированы знания, представления о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях; будет правильно оценивать свои возможности и способности при выборе профессии, будет разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии; будут сформированы конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; будет сформировано умение ориентироваться в мире профессий, умение работать с различными источниками информации; будут созданы условия для формирования у детей среднего и старшего школьного возраста единой картины о мире труда, профессий; овладеет навыками ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования; научиться оценивать свое решение о профессиональном выборе; метапредметные: будет адекватно воспринимать свои возможности и способности; будут развиты навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии; будут развиты познавательные способности и творческая активность обучающихся; будет развит творческий и рациональный подход к решению поставленных задач; будет развита зрелость интересов обучающихся; будут развиты навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания; личностные: будет сформировано представления о рынке труда и рынке образовательных услуг; будет активизирована личностная позиция в ситуации профессионального выбора; будет активизированы внутренние психологические ресурсы для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; будет сформировано позитивное отношение к будущей трудовой деятельности; будет сформирована информационная готовность к профессиональному выбору; повысится творческая активность, способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека; будет аккуратным и добросовестным; будет развита культура делового взаимодействия с другими людьми в условиях информационного общества; будет толерантное отношение к разным профессиям и их представителям. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. В организациях дополнительного образования педагогами реализуются преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие и практические задания, конкурсы и другие), что способствует раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Способы определения результативности В процессе обучения используются такие способы проверки результатов: познавательные викторины; презентация практических и творческих работ; тесты (по прохождении каждого раздела); анкеты (в начале и в конце учебного года). Цель диагностики - проследить динамику развития и рост познавательных способностей обучающихся. Очень важно продумать и форму оценки результата обучающихся. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Подведением итогов реализации программы являются: входящая диагностика – педагогическое наблюдение; промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта наблюдений за результатами обучения); итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по программе. Формы проведения – творческая работа, защита проекта. Внешним результатом деятельности будет участие в жизни объединения. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств подростков: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной самооценке. 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный план № п/п Кол-во часов В Т П Название раздела Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Диагностика «Готов ли ты к выбору профессии?» Введение в мир профессий. Характеристики профессий. Ценность труда. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» 1 2 3 4 2 1 1 2 1 1 8 3 5 52 27 25 5. Профессиограммы и принципы их составления 16 11 5 6. «Погружение в профессию» 62 4 58 7. Учебная практика. Работа над проектом «Старт в профессию» Итого часов 2 1 1 144 48 96 Формы аттестации/ контроля рассказ, тестирование педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, творческие задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, практические задания педагогическое наблюдение зачет Количество часов: В – всего, Т – теория, П - практика .2. Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 3. 3.1 Кол-во часов Разделы программы Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Диагностика «Готов ли ты к выбору профессии?» Введение в мир профессий. Характеристики профессий. Ценность труда. Отличие профессиональной деятельности от хобби? В Т П 2 1 1 2 1 1 тестирование 8 3 5 беседа 2 1 1 беседа 3.2 Древо профессий в моей семье. Входящий контроль 2 3.3 Профессии по предмету труда 2 1 1 3.4 Профессиональная встреча. Мастер-класс. 2 1 1 4. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» 50 25 25 4.1 Профессии типа «человек-человек» 10 5 5 Медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка) 2 1 1 4.1.1 Формы аттестации / контроля рассказ, тестирование 2 беседа практическое задание педагогическое наблюдение беседа мастер-класс педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Обучение и воспитание (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер) Бытовое обслуживание (продавец, официант, 4.1.3 парикмахер) Правовая защита (юрист, адвокат, следователь, 4.1.4 участковый) Социальная работа (социальный работник, 4.1.5 психолог, консультант) 4.1.2 4.2 4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 4.2.5 4.2.6 4.3 4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.3.4 4.4 Профессии типа «человек-знак» Специальности по оформлению документов, анализу текстов или их преобразованию/ перекодированию: редактор, переводчик, секретарь-референт, оператор связи Специальности, которые оперируют числами и количественными отношениями: бухгалтер, контролер-кассир, оператор ПК, финансист, экономист Специальности по обработке информации, представленной схематическими изображениями или условными знаками: картограф, чертежник, инженер Специальности по сортировке: сортировщик письменной корреспонденции, почтальон Специальности по обслуживанию (управлению технологическим процессом, движением, контролю качества, составлению и хранению документации): диспетчер управления движением, оператор пульта управления оборудования, статистик, нотариус, архивариус Специальности по восстановлению и устранению искажений: редактор, корректор Профессии типа «человек-художественный образ» профессии, связанные с изобразительной деятельностью художник, скульптор, ювелир. Промежуточная аттестация проходит профессии, связанные с музыкальной деятельностью композитор, мастер по росписи фарфора профессии, связанные с литературнохудожественной деятельностью писатель, журналист, печатник профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью хореограф, музыкант, актер Тип профессий «Человек –Техника». Профессии по переработке продуктов сельского 4.4.1 хозяйства (повар, кулинар, техник-технолог общественного питания). педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 12 6 6 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 8 4 4 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 12 6 6 2 1 1 педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Профессии по монтажу, ремонту зданий, 4.4.2 сооружений, конструкций (строитель, столяр, плотник, каменщик) Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление 4.4.3 ими (водитель, машинист экскаватора и других тяжелых машин) Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу 4.4.4 машин, приборов (токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, слесарь механосборочных работ) Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, 4.4.5 транспортных средств (инженер, инженермеханик, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей) Профессии по сборке, монтажу ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, 4.4.6 аппаратов (электромонтажник, механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры) 4.5 4.5.1 4.5.2 4.5.3 4.5.4 Профессии типа «человек-природа» Профессии, связанные с растениями и преображением окружающей среды: ландшафтный дизайнер, почвовед, геодезист, цветовод, овощевод, агроном, флорист Профессии, связанные с животными: зоолог, кинолог, ветеринар, животновод, дрессировщик, ветеринарный фельдшер, доярка Профессии, связанные с охраной фауны и флоры: эколог, садовод, инженер лесного хозяйства, пчеловод Профессии, связанные с наукой: орнитолог, биолог, микробиолог, ботаник, генетик 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 8 4 4 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 педагогическое наблюдение 2 1 1 5 5. Профессиограммы и принципы их составления 16 11 5.1 Профессиональные встречи 10 10 5.2 Профессиограммы по специальностям 4 1 5.3 «Лестница успеха» 2 6. Погружение в профессию 64 6.1 Экскурсии на производство, в организации реального сектора экономики, в учебные заведения 30 30 6.2 Мастер - классы 6 6 2 2 6 58 педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, практические задания педагогическое наблюдение практические задания практические задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение творческие задания 6.2.1 МК «Юные криминалисты» 2 2 6.2.2 МК «Город мастеров» 2 2 6.3 Встречи с успешными людьми 6 6.4 Конкурсы профессионального мастерства 14 14 6.5 Профессиональные пробы. Уровни профессиональных проб 8 8 6.5.1 Учебно-профессиональные пробы 2 2 6.5.2 Ситуативные задания (кейсы) 4 4 2 2 6.5.3 7. Профильные пробы. Итоговая аттестация проходит Учебная практика. Работа над проектом «Старт в профессию» Итого: 6 2 1 1 144 48 96 практические задания практические задания педагогическое наблюдение творческие задания педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение практические задания практические задания зачет Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Будем знакомы» Теория: знакомство с программой «СТАРТ в профессию». Инструктаж по правилам безопасности. Практика: Игровая программа «Будем знакомы». Раздел 2. Диагностика «Готов ли ты к выбору профессии?» Теория: Основные элементы личности. Психологическая защита Практика: тестирование Раздел 3. Введение в мир профессий. Характеристики профессий. Ценность труда. Тема 3.1 Отличие профессиональной деятельности от хобби? Теория: что отличает профессиональную деятельность от хобби? Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий. Практика: рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, что за профессия изображена). Тема 3.2 Древо профессий в моей семье Теория: Понятие «профессия». Практика: Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей). Тема 3.3 Профессии по предмету труда Теория: Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа». Практика: Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». Тема 3.4 Профессиональная встреча. Мастер-класс. Теория: Знакомство и беседа с людьми разных профессий с целью заинтересованности обучающихся выбором своей будущей трудовой деятельности Практика: мастер-класс "Формула успеха в разных профессиях" Раздел 4. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» Тема 4.1 Профессии типа «человек-человек» 4.1.1 Медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.1.2 Обучение и воспитание (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.1.3 Бытовое обслуживание (продавец, официант, парикмахер) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.1.4 Правовая защита (юрист, адвокат, следователь, участковый) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.1.5 Социальная работа (социальный работник, психолог, консультант) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. Тема 4.2 Профессии типа «человек-знак» 4.2.1 Специальности по оформлению документов, анализу текстов или их преобразованию/ перекодированию: редактор, переводчик, секретарьреферент, оператор связи Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.2.2 Специальности, которые оперируют числами и количественными отношениями: бухгалтер, контролер-кассир, оператор ПК, финансист, экономист Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.2.3 Специальности по обработке информации, представленной схематическими изображениями или условными знаками: картограф, чертежник, инженер Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.2.4 Специальности по сортировке: сортировщик письменной корреспонденции, почтальон Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.2.5 Специальности по обслуживанию (управлению технологическим процессом, движением, контролю качества, составлению и хранению документации): диспетчер управления движением, оператор пульта управления оборудования, статистик, нотариус, архивариус Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.2.6 Специальности по восстановлению и устранению искажений: редактор, корректор Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. Тема 4.3 Профессии типа «человек-художественный образ» 4.3.1 профессии, связанные с изобразительной деятельностью художник, скульптор, ювелир Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.3.2 профессии, связанные с музыкальной деятельностью композитор, мастер по росписи фарфора Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.3.3 профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью писатель, журналист, печатник Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.3.4 профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью хореограф, музыкант, актер Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. Тема 4.4 Тип профессий «Человек –Техника» 4.4.1 Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства (повар, кулинар, техник-технолог общественного питания) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.4.2 Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций (строитель, столяр, плотник, каменщик) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.4.3 Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими (водитель, машинист экскаватора и других тяжелых машин) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.4.4 Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов (токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, слесарь механосборочных работ) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.4.5 Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств (инженер, инженер-механик, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.4.6 Профессии по сборке, монтажу ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов (электромонтажник, механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры) Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. Тема 4.5 Профессии типа «человек-природа» 4.5.1 Профессии, связанные с растениями и преображением окружающей среды: ландшафтный дизайнер, почвовед, геодезист, цветовод, овощевод, агроном, флорист Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.5.2 Профессии, связанные с животными: зоолог, кинолог, ветеринар, животновод, дрессировщик, ветеринарный фельдшер, доярка Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.5.3 Профессии, связанные с охраной фауны и флоры: эколог, садовод, инженер лесного хозяйства, пчеловод Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. 4.5.4 Профессии, связанные с наукой: орнитолог, биолог, микробиолог, ботаник, генетик Теория: Характеристика профессии. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Анализ характеристик профессий. Практика: Профессиональные пробы. Раздел 5. Профессиограммы и принципы их составления Тема 5.1 Профессиональные встречи Теория: знакомство с профессиями через специалистов, работающих в данной сфере Практика: беседа Тема 5.2 Профессиограммы по специальностям Теория: понятие профессиогрмм, их содержание по специальностям Практика: составление профессиограмм Тема 5.3 «Лестница успеха» Теория: понятие «Лестница успеха» Практика: составление «Лестницы успеха» Раздел 6. Погружение в профессию Тема 6.1 Экскурсии на производство, в организации реального сектора экономики, в учебные заведения Теория: знакомство с заводами и учебными заведениями города Практика: экскурсия на предприятия Тема 6.2 Мастер – классы Теория: знакомство с профессиями Практика: мастер – класс Тема 6.3 Встречи с успешными людьми Теория: беседа, знакомство с профессиями «от первого лица» Практика: беседа Тема 6.4 Конкурсы профессионального мастерства Теория: подготовка к конкурсам профессионального мастерства Практика: конкурс Тема 6.5 Профессиональные пробы. Уровни профессиональных проб 6.5.1 Учебно-профессиональные пробы Теория: базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности Практика: тестирование 6.5.2 Ситуативные задания (кейсы) Теория: знакомство с профессиями Практика: решение кейсов 6.5.3 Профильные пробы Теория: базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности Практика: деловая игра Раздел 7. Учебная практика. Работа над проектом «Старт в профессию» Практика: зачет 3. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 16 20 16 сентября 30 декабря – 8 января 31 мая По производственному календарю в 2024 году С учетом праздничных и присоединенных к ним дней, длинные выходные в 2024 году будут такими: 4 ноября 2024 года — 1 день По производственному календарю в 2025 году С учетом праздничных и присоединенных к ним дней, длинные выходные в 2025 году будут такими: с 30 декабря 2024 года по 8 января 2025 года – 10 дней 24 февраля 2025 года – 1 день с 8 марта по 10 марта 2025 года – 3 дня с 1 мая по 2 мая 2025 года – 2 дня 09 мая 2025 года – 1 день 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение материально - технические условия: отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения наглядного материала; мультимедийное оборудование. Канцелярские принадлежности и материалы (приобретают родители/законные представители). Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим педагогическим образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе. Методическое обеспечение Учебно-методический комплекс по профориентационной работе в рамках реализации ДООП информация о перспективных «профильных» профессиях и их профессиограммы; программы профориентационных модулей; методические рекомендации по проведению профориентационных занятий; методические рекомендации по проведению профессиональных проб; проектные и исследовательские работы обучающихся; банк «профильных» и «надпрофильных» конкурсов; банк диагностических методик по профориентации; информация о профильных предприятиях и образовательных организациях; методическая рекомендация по работе с предприятиями и Вузами города. Психологические тесты и к ним программы компьютерной обработки: «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»; «Невербальные тесты интеллекта»; «Тест Амтхауэра»; «Тест Кэттелла». Цифровые и электронные образовательные ресурсы Мультимедийные презентации: Методические материалы, средства обучения и воспитания Примерные конспекты занятий. Методические рекомендации по организации и проведению занятий. Работа с карточками - методическое пособие. Логические игры и задания. Комбинаторные задания. Демонстрационные пособия. Печатные пособия. Для реализации программы используется следующие, подготовленные педагогом, виды методической продукции. Методические материалы № Название раздела, темы п/п 1. Диагностика «Готов ли ты к выбору профессии?» 2. Введение в мир профессий. Характеристики профессий. Ценность труда. 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» 4. Профессиограммы и принципы их составления 5. «Погружение в профессию» Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал Материально-техническое отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения наглядного материала; мультимедийное оборудование. Канцелярские принадлежности и материалы. Методические материалы, средства обучения и воспитания: примерные конспекты занятий; методические рекомендации по организации и проведению занятий; работа с карточками методическое пособие; логические игры и задания; комбинаторные задания; демонстрационные пособия; печатные пособия. Цифровые и электронные образовательные ресурсы. Психологические тесты и к ним программы компьютерной обработки. Учебно-методический комплекс по профориентационной работе в рамках реализации ДООП. Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии формы обучения: индивидуальная (выполнение работы одним обучающимся); индивидуальногрупповая (работа в парах); групповая (теория, выполнение групповой работы); приемы и методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); наглядный (наблюдение, показ, демонстрация технических возможностей при работе с деталями ТИКО-конструктора); практический (умение организовать рабочее пространство, отработка упражнений соединения деталей конструктора, работа со схемами, решение комбинаторных и логических задач); частично исследовательский (самостоятельный поиск и творческая работа); частично-поисковый (решение поставленных задач совместно с педагогом); эмоциональный (подбор ассоциаций, слуховых и зрительных образов, видение вариантов конструирования фигур и больших композиций); рефлексивный (самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятиях и конкурсах); педагогические технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; игровые; информационно-коммуникативные; КТД; проектного обучения; здоровьесберегающие. Формы учебного занятия комплексное комплексное комплексное комплексное комплексное 4. Список литературы Нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Анисимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000. 2. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С.10. 3. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997. 4. Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика–2004. – №2(4).–С. 65-69. 5. Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование. – 2006. - № 3 – С. 28-29. 6. Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела. – 2005. - № 47. 7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006. 8. Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация – путь снижения безработицы. // Профессионал. – 2006. - № 3. – С. 18-20. 9. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990. 10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия» - 2004. 11. Кострикин А. Занятость в трудоустройстве молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой) //Пчела. – 2005. - № 47. 12. Манушина О. Центр профессиональной ориентации // Директор школы. – 2006. - № 1. – С. 81-83. 13. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы. – 2006. - № 3. – С. 65 –70. 14. Методическое пособие «Азбука профориентации XXIвека»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.Салехард, 2010 15. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. 16. Нодель Ф.А. О профессиях, или в поисках пути. Этюды словесника // Профессиональное образование. – 2005. - № 1, 2 – С. 35, С. 28. 17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. - С. 276 - 333. 18. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия» - 2005. 19. Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57. 20. Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента» Доклад. // Всероссийская научно-практическая конференция по предпрофильной подготовке. - Москва. - 30 сент. – 1 окт. 2004. 21. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427. 22. Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия» - 2005. 23. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации // Директор школы. – 2006. - № 2. – С. 79 –84. 24. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. 25. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003. 26. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с. 27. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., Речь, 2006 28. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 29. Учебно-методическое пособие для школьных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009 Список литературы для детей и родителей 1. Атлас профессий будущего / Н.Ю.Анисимов, Л.М. Гохберг, Г.О. Греф, Н.В. Дудина, С.В. Черногорцева, Н.А. Шматко и др.;Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ПАО «Сбербанк». – Вып. 2. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 240 с. 2. В мире профессий будущего. Рабочая тетрадь для 9 класса к Программе внеурочной деятельности «Тропинка в профессию». – с. Бурлаки, типография УО, 2021. – 66 с. 3. В мире сельского хозяйства. Рабочая тетрадь для 7 класса к Программе внеурочной деятельности «Тропинка в профессию». – с. Бурлаки, типография УО, 2021. – 56 с. 4. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост. Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. - Москва: Глобус, 2007. - 79 с.: ил., табл. 5. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника /авт. сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2008. – 54с. 6. Методические рекомендации по организации работы с дневником 7. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Дневник профессионального самоопределения школьника профессионального самоопределения школьника в общеобразовательной организации. – Кострома, КОИРО – 2018. – 24 с. 8. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 6 класса к Программе внеурочной деятельности «Тропинка в профессию». – с. Бурлаки, типография УО, 2021. – 48 с. 9. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 8 класса к Программе внеурочной деятельности «Тропинка в профессию». – с. Бурлаки, типография УО, 2021. – 55 с. 10. Рабочая тетрадь «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.Салехард, 2010 11. Учебное пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.Салехард, 2010. Приложение 1 № ФИ обучаю щегося 1 2 Критерии оценивания 3 Может составить личный профессиональный план и мобильно изменять его Может анализировать профессиограммы Соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии Метод оценивания Результат аттестаци и 4 5 Проект ЛПП, зачет Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы за весь период 20242025 учебного года: Минимальный Уровневые характеристики освоения учащимися содержания образовательной программы Допустимый Высокий Оптимальный Не владеет в полном объеме знаниями, умениями и навыками профориентации согласно образовательной программе. Испытывает затруднения с применением знаний на практике. Затрудняется анализировать данные диагностики и применить их для построения ЛПП. Владеет знаниями, умениями и навыками по профориентации согласно образовательной программе, но не всегда может применить их на практике. В команде является исполнителем. Результаты личностных достижений представлены на уровне составления ЛПП с помощью педагога. Владеет в полном объеме знаниями, умениями и навыками по профориентации согласно программе и применяет их на практике. Представляет результаты образовательной деятельности в личном профессиональном плане. Результаты образовательной деятельности представлены учащимся на областном, региональном, федеральном и международном уровнях (победитель, призер, лауреат, дипломант) (за уч.год, полугодие).