V(,07'.rddgr+rderpxfl
.r
JSI,IY0IeIII
?naoczdog elbrelleH efloHexarJ qrerlrsuJloJ
:
EoJ I :nulruenrued uod3
rorr EI - 9 :Brxtrfioluntrgo mudeog
grrsooeg :ruaaod6
ruHHesJcexovfx :qrcouHerr-auduug
o
+,r.t
(GJdyBd runqrfulrofl)>
vr\rhrvilro drr rvluorv fl Hst vdsnso
ITVHqIfSJV gOIVdgOETIIgO KVHIIIf IIJI4FtrIOUOV
'r vz,z
G-'lif,;;D
xrqHHeI,{AJBt'
(€)rrrDrerrup
(€xl[Dr?ri?J)
No JB fl oc
IVn
Oy
ASIIAf
r,u.ilcohr&oJpn
BHBSOtrHeT{ro)red
<(B)rtrrJruruJ> gsrcendosr oJoilcra[ drxefl .
-Bl|H?so0udgo oJoHqrrernufono[ enneYlrsedr,,( eonle)Kvug
eonqrB[ntrnnf1q
urdfgurdaruug u[odor nulrudmnnnnrtry EtrHuflo€udgo rnenrurduuefi,
Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение
«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса
ребятишек, если не особенно вслушиваться
в произносимые ими слова»
Логан Смит
«Музыка есть сокровищница, в которую
всякая национальность вносит свое, на
общую пользу»
Петр Чайковский
1. Основные характеристики образовательной программы
Пояснительная записка
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Занятия вокалом - это не только укрепление и правильная постановка голоса, но и
развитие слуха, речевого аппарата ребенка и хорошее дыхание.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере
развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальная радуга» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальная радуга» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
4
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы обусловлена возросшим социальным запросом
на приобщение детей к сольному и коллективному вокальному исполнительству,
приобретение опыта — концертной — деятельности, — создание культурнопросветительского пространства, способствующего приобщению подрастающего
поколения к сокровищам национальной музыкальной культуры средствами
музыкальной эстрады.
Социальная значимость программы
В данных условиях программа «Вокальная радуга» - это механизм, который
определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания
вокалистов. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как
деятельность, в программе рассматривается как средство развития музыкальных
способностей и эмоциональной сферы обучающихся.
Отличительные особенности программы. Новизна
Отличительной особенностью настоящей программы является ее
универсальность. Программа «Вокальная радуга» реализуется в условиях
дополнительного образования. Настоящая программа дополнена специфическими
упражнениями, приемами, характерными для эстрадного вокала, которые
позволяют научиться красиво и грамотно петь. При этом детское объединение
посещают обучающиеся не только разного возраста, но и имеющие разные
стартовые способности. Последовательность изучения тем и разделов программы
составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, логики учебного
процесса. В процессе занятий происходит комплексное развитие личности
обучающихся. Помимо вокала, они осваивают азы театрального искусства,
изучают историю музыки, учатся сценическим движениям. Дети развивают свои
музыкальные, актерские способности и коммуникативные навыки.
Новизна программы проявляется в комплексном подходе к организации
образовательного процесса, применение метода синтеза различных жанров и
стилей вокального искусства, в процессе обучения, учащиеся получают знания о
5
истоках вокальной школы, основах теории музыки, принципах звуковедения и
звукоизвлечения, а также развивают музыкальные и актерские способности.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вокальная
радуга» ориентирована на детей от 6 до 13 лет, проявляющих интерес к вокальному
искусству, предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет
индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.
Характеристика возрастных категорий
Возрастные особенности детей 6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей
нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование
голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат
по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками
еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается
резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний),
поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное
им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми фа-си. В этом
диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо
избегать.
Возрастные особенности детей 7-9 лет
У младших школьников формируется учебная деятельность. На её основе у
младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование),
а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности
младших школьников зависят от предшествующего психического развития, от их
готовности к чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на
воспитательные воздействия педагога.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика,
индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса,
редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может
работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны
6
голоса целесообразно использовать фальцет и лёгкий микст. Этому
голосообразованию соответствует лёгкое серебристое, преимущественно головное,
звучание.
Возрастные особенности детей 10-13 лет
Голоса детей 10-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон,
ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период
считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети
должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь ведётся
кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными
манерами эстрадного пения (рок, джаз, блюз, кантри, соул, госпел и пр.), развитием
вокального слуха и музыкально-образного мышления.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся - 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 30 минут для обучающихся 6-7
лет и 40 минут для обучающихся старше 8 лет. Между занятиями 10 минутный
перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП
Программа реализуется в течение 9 месяцев и рассчитана на 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, необходимых
для ее освоения.
Уровень программы - «базовый», предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
7
общей и целостной картины в рамках содержательно – тематического
направления программы.
Цель программы: развитие музыкальных способностей и эмоциональной
сферы обучающихся посредством эстрадного вокала.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
овладеть навыками техники вокально-певческого исполнительства;
овладеть навыками сценического мастерства;
научить работать с микрофоном.
способствовать формированию эстетического вкуса, познавательного
интереса;
развивающие:
развивать творческий потенциал обучающихся;
развивать основные музыкальные способности;
развивать вокальные данные;
развивать эмоциональную восприимчивость, образное мышление,
творческое воображение;
развивать артистические способности;
развивать культуру исполнения и художественный вкус;
воспитательные:
воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство личной
ответственности;
воспитывать нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;
воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;
воспитывать чувство патриотизма;
воспитывать личность, обладающую чувством собственного достоинства
и толерантным сознанием;
здоровьесберегающие:
оказывать положительное эмоциональное влияние на ребенка
посредством музыки;
укреплять голосовой аппарат;
развивать речь.
В основе процесса обучения эстрадного пения лежат следующие
методические принципы:
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения, от
8
простого к сложному;
применение индивидуального подхода к обучающемуся (последний
принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием
индивидуальных исполнительских манер);
дидактические принципы:
принцип психологической комфортности;
принцип минимакса;
принцип целостного представления о мире;
принцип творчества.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям вокалом.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
личностно ориентированные технологии;
технология индивидуализации обучения;
технологии развивающего обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важной задачей
образовательной программы «Вокальная радуга». Для решения этой задачи создана
система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении
всей реализации программы:
учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом обучающихся,
кроме этого в занятия включаются физкультминутки, подвижные игры;
создается благоприятный психологический климат, творческая
атмосфера на занятиях, дружеское отношение между детьми, взаимопонимание,
наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному
повышает психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть
уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
9
организаторами мероприятий в объединении, выступают сопровождающими в
различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Воспитательная работа
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с
рабочей программой воспитания МБУ ДО ЦДТ «Галактика», ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с
принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности
обучающихся.
Задачи программы воспитания:
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброту, совесть, ответственность, чувство долга;
развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
воспитывать
стремления
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Планируемые результаты воспитания:
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброта, совесть, ответственность, чувство долга;
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной
культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация
конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение
«личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение,
стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и
оценка, и др.
10
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе,
психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь
своего учреждения, района, города, страны.
Конкурсы проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Основной формой образовательного процесса является музыкальное занятие,
которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на
основе индивидуального подхода.
Все применяемые формы работы с детьми систематизированы следующем
образом:
теоретические занятия;
практические занятия:
открытые занятия;
репетиционные;
творческие отчеты;
концертная деятельность;
участие в фестивалях – конкурсах.
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
словесный;
наглядный;
11
практический;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивный;
исследовательский;
по логичности подхода:
аналитический;
по критерию степени самостоятельности и творчества в
деятельности обучаемых:
частично-поисковый.
При организации учебных занятий используются следующие методы
воспитания:
убеждение,
упражнение,
личный пример;
поощрение.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
комбинированные занятия обобщающего и углубленно-познавательного
типа;
интегрированные занятия;
репетиционные занятия;
занятия с применением электронных презентаций;
коллективные творческие работы;
обобщающие занятия.
Содержание
программы
представляет
собой
единую
систему
взаимосвязанных тем. Освоение содержания программы построено по принципу
постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала.
Требования к результатам освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы, обучающиеся будут
иметь следующие результаты:
предметные
овладеют навыками техники вокально-певческого исполнительства;
овладеют навыками сценического мастерства;
научатся работать с микрофоном;
сформируется эстетический вкус, познавательный интерес;
метапредметные:
12
разовьется творческий потенциал обучающихся;
разовьются основные музыкальные способности;
разовьются вокальные данные;
разовьются эмоциональная восприимчивость, образное мышление,
творческое воображение;
разовьются артистические способности;
развиты культура исполнения и художественный вкус;
личностные:
воспитано трудолюбие, чувство товарищества, чувство личной
ответственности;
воспитаны нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;
воспитано позитивное отношение к музыкальному искусству;
воспитано чувство патриотизма;
воспитана личность, обладающая чувством собственного достоинства и
толерантным сознанием.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны
педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению
итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их
выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых,
желательно, чтобы они носили игровой характер.
В процессе обучения обучающийся не получает прямых оценок своей
деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед
публикой, мнение окружающих о концертном номере. Причём важна не только
оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого участника. После премьеры
желательно проводить рефлексию, где каждый ребёнок высказывает своё мнение о
том, что у него получилось, а где нужны ещё усилия. Поэтому необходима
организация видеосъёмок и сбор как можно большего количества мнений зрителей.
Поэтому внешним результатом деятельности будут следующие формы
13
работы: показ вокальных номеров на мероприятиях различного уровня.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых
личностных качеств детей: навыки стремление к самореализации, сотрудничества,
навыки самопрезентации, творческая активность, эмоциональная гибкость,
толерантность и способность к адекватной самооценке.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
входящий контроль (январь);
промежуточная аттестация (апрель-май);
итоговая аттестация обучающихся (декабрь).
14
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кол-во часов
В
Т
П
Разделы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Путешествие в
завораживающую страну Музыка»
Вокально-певческая установка
Совершенствование вокальных навыков
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен
Элементы хореографии
Формирование музыкальной культуры
и художественного вкуса
Формы аттестации/
контроля
2
1
1
педагогическое
наблюдение
22
50
1
4
21
46
тестирование
конкурс
34
1
33
обсуждение выступлений
6
1
5
конкурс
10
10
обсуждение выступлений
7.
Концертно-исполнительская деятельность
18
18
обсуждение выступлений
8.
Отчетный концерт
2
2
отчетный концерт
144
8
136
2.2 Учебный (тематический) план
№
п/п
Разделы
Кол-во часов
В
Т
П
2
1
1
2
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Путешествие в
завораживающую страну Музыка»
Вокально-певческая установка
22
1
21
2.1
Закрепление навыков певческой установки
6
1.
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
Певческая установка в различных
ситуациях сценического действия
Упражнения на дыхание по методике А.Н.
Стрельниковой
Совершенствование вокальных навыков
Пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента
Комплекс вокальных упражнений по
закреплению певческих навыков у
обучающихся
Развитие артикуляционного аппарата
Укрепление дыхательных функций в пении
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен
Народная песня (пение с сопровождением и
без сопровождения музыкального
инструмента)
Произведения композиторов-классиков
Произведениями современных
отечественны композиторов
6
Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
тестирование
педагогическое
наблюдение
1
7
опрос
8
50
практическое задание
4
8
46
12
1
11
практическое задание
16
2
14
практическое задание
12
10
1
11
10
34
1
33
практическое задание
практическое задание
обсуждение
выступлений
6
6
практическое задание
6
6
практическое задание
6
6
практическое задание
8
конкурс
15
4.4
4.5
5.
6.
6.1
6.2
6.3
7.
8.
Произведениями западноевропейских
композиторов-классиков
Работа с солистами
Элементы хореографии
Формирование музыкальной
культуры и художественного вкуса
Прослушивание аудио- и просмотр
видеозаписей концертов профессиональных
певцов
Посещение музыкальных спектаклей и
концертов
Встречи с вокальными детскими
коллективами и обмен концертными
программами
Концертно-исполнительская
деятельность
Отчетный концерт
Итого
6
10
6
1
5
10
5
практическое задание
10
10
практическое задание
конкурс
обсуждение
выступлений
2
2
обсуждение
6
6
обсуждение
2
2
обсуждение
18
18
2
144
2
136
1
8
обсуждение
выступлений
отчетный концерт
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Путешествие в
завораживающую страну Музыка»
Теория. Введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний вид
обучающихся. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время
образовательного процесса. Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и
отношения между детьми в коллективе. Инструктаж по ПБ.
Практика. Игровая программа «Путешествие в завораживающую страну Музыка»
2. Вокально-певческая установка
Тема 2.1. Закрепление навыков певческой установки
Практика. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой
установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Тема 2.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия
Теория. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практика. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях
(элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и
пантомимой.
Тема 2.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
Практика. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»),
мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
3. Совершенствование вокальных навыков
Тема 3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента
16
Практика. Работа над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано,
баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и
гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные
приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
Тема 3.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих
навыков у обучающихся
Теория. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе
закрепления певческих навыков у обучающихся.
Практика. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения
форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием
услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих
навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при
постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное
движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного
удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и
мимикой лица.
Тема 3.3. Развитие артикуляционного аппарата
Теория. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи.
Практика. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи
– их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и
пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов.
Формирование высокой и низкой певческой форманты.
Тема 3.4 Укрепление дыхательных функций в пении
Практика. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого
выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения.
Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение спаузами
и формированием звука.
4. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен
Тема 4.1. Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента).
Практика. Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной
песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста
(в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими
движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении
музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
Тема 4.2. Произведения композиторов-классиков
Практика. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в
классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста,
певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических
17
произведений на основе учёта их психологического подтекста.
Тема 4.3 Произведения современных отечественных композиторов
Практика. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании
с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных
композиторов.
Тема 4.4 Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков
Теория: Знакомство с произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная
миниатюра, баллада.
Практика. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман,
Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и
т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
Тема 4.5. Работа с солистами
Практика. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного
умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона,
осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту.
Освоение музыкальной грамоты.
Тема 5 Элементы хореографии
Практика. Разучивание движений для передачи образа песни.
6. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса
Тема 6.1 Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов
профессиональных певцов
Практика. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать
и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов
и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ
сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного
образа профессиональными артистами.
Тема 6.2 Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров
Практика. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение
кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов.
Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов,
стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
Тема 6.3 Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен
18
концертными программами
Практика. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися
аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях
повышения творческого уровня, обучающихся студии.
7. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Репетиции. Выступления обучающихся в мероприятиях разногоуровня.
8. Отчетный концерт
Практика. Отчетный концерт
К концу обучения дети будут
знать/понимать:
жанры вокальной музыки;
техники вокального исполнительства;
уметь:
соблюдать певческую установку;
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая
плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего
голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
пользоваться вокально-техническими приемами эстрадного пения;
работать с микрофоном;
применять навыки художественной выразительности исполнения;
дать критическую оценку своему исполнению;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии;
развиты:
вокально-ансамблевая культура;
голос: сила, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможности;
слух, музыкальная память, чувство метроритма;
художественный вкус и оценочное музыкальное мышление;
коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение;
сформированы:
музыкальный вкус;
устойчивый интерес к музыкальному искусству;
19
качества: терпение, усидчивость, партнерские качества, умение работать
в коллективе.
20
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
15
30
4
144
21
15
23.01.2025
30.12.2025
3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
материально - технические условия:
занятия проводятся в просторном танцевальном зале, соответствующем
требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение
обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое
к естественному освещению;
материально-техническое оснащение занятий:
персональный компьютер;
инструмент клавишный фирмы Yamaha;
колонки акустические;
радиомикрофон;
комплекты костюмов для выступлений.
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном заказе, родители, законные представители самостоятельно
обеспечивают обучение ребенка соответствующим комплектом оборудования
индивидуального пользования по выбранной программе (концертные костюмы и
обувь, нотные тетради, комплекты батареек для микрофонов, канцелярские
принадлежности, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня).
Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средне специальным или высшим
педагогическим образованием любой квалификационной категории, обладающий
знаниями и навыками вокального мастерства, и навыками для проведения занятий
21
по данной программе.
Методические материалы:
информационно-методическое обеспечение:
специальная и методическая литература;
дидактические материалы для работы с обучающимися;
правила безопасности на занятиях (Приложение 1)
интернет-ресурсы для ознакомления с вокальными произведениями.
Тестовые задания по темам программы:
«Певческая установка, строение голосового аппарата, гигиена голоса»;
«Средства музыкальной выразительности»;
«Хоровое пение»;
«Строение голосового аппарата»;
«Дыхание»;
«Детский голос, мутационные процессы»;
«Профессиональные заболевания голоса. Режим работы вокалиста».
Электронные ресурсы:
1. Маргатова Е.В. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая
форма его профессиональной деятельности [электронный ресурс] // Наука и школа.
2012.т. 5. № 5. С. 103-106. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18924089
2. Светов М. Звучание вашего голоса. Постановка и совершенствование
голоса для пения и публичных выступлений [Электронный ресурс]. М., 2004.
URL:http://www.global-project.ru/svetov
3. Шубарин В.А Джазовый танец на эстраде + DVD. [Электронный ресурс]
М.: Лань:
Планета
музыки,
2012.
240
с.
Режим
доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3723
4. «Образовательные
тесты
по
предметам
и
направлениям»
http://testedu.ru/test/muzyika/
22
Методические материалы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Учебный кабинет,
Вокально-певческая
персональный компьютер,
установка
инструмент клавишный фирмы
Совершенствование
Yamaha, колонки акустические,
вокальных навыков
радиомикрофон.
Слушание музыкальных
Специальная и методическая
произведений, разучивание и литература, дидактические
исполнение песен
материалы, тексты песен,
Интернет-ресурсы для
Элементы хореографии
ознакомления с вокальными
Формирование музыкальной произведениями, тестовые
культуры и художественного задания по темам программы.
вкуса
Концертно-исполнительская
деятельность
Название раздела
Отчетный концерт
Формы, методы, приемы обучения.
Педагогические технологии
формы обучения: индивидуальная (выполнение работы
одним обучающимся); индивидуально-групповая
(работа в парах); групповая (теория, выполнение
групповой работы);
приемы и методы: словесный (беседа, рассказ,
объяснение); наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и вокальных распевок);
частично исследовательский (самостоятельные поиск и
творческая работа); частично-поисковый (решение
поставленных задач совместно с педагогом);
эмоциональный (подбор ассоциаций, слуховых и
зрительных образов, видение музыкального номера);
рефлексивный (самоанализ и самооценка детьми
результатов своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии: развивающего обучения;
проблемного обучения; игровые; информационнокоммуникативные; КТД; здоровьесберегающие.
Формы
учебного
занятия
комбинированные
комбинированные
комбинированные
комбинированные
комбинированные
репетиционные,
выступления
отчетный концерт
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль может проводиться в следующих формах: педагогическое
наблюдение; собеседование; опросник по темам программы; творческая работа;
контрольные упражнения; участие в конкурсах и концертных программах,
тестовые задания; открытые занятия; мастер-классы, творческие мастерские.
В конце учебного года обучающиеся выступают на отчетном концерте.
Показателем успешности обучения служат: положительная динамика уровня
коммуникативной культуры, результаты участия в конкурсах и желание
продолжить обучение на следующем этапе подготовки.
Для диагностики используются:
входящий (предварительный) контроль – это оценка исходного уровня
знаний обучающихся на начало образовательного процесса;
промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода
(этапа, года обучения, если программа рассчитана более чем на год);
итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися
образовательной программы по завершении всего образовательного курса
программы.
Все диагностические материалы в приложениях к программе.
График проведения аттестация обучающихся регламентируется локальными
актами ОУ:
положением;
годовым учебным графиком для творческих объединений МБУ ДО ЦДТ
«Галактика».
По окончании освоения содержания программы предусмотрена итоговая
аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме концертное выступление.
Виды контроля
Первичный
Текущий
Основные параметры
Определение степени интересов и
уровеня подготовленности детей к
занятиям. Природные физические данные
каждого ребенка. Уровень развития
общей культуры ребенка
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности обучающихся в
обучении. Выявление детей, отстающих
и опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и средств
обучения.
Период
сентябрь
октябрь
В течение
учебного
Способ
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
опрос, беседа,
Анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний.
Промежуточная
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение результатов обучения
По окончании
1 полугодия
Итоговая
аттестация
Определение изменения уровня развития
обучающихся. Определение результатов
обучения. Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения
По окончании
освоения
программы
Педагогическое
наблюдение,
опрос, беседа,
анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний
Анализ
результатов
деятельности
обучающихся
Карта индивидуального наблюдения обучающихся
Навык
Дыхание
Низкий
Поверхностное.
Перегруженный вдох,
ускоренный
выдох.
Дикция
Нечеткая. Согласные
смягченные,
бесформенные.
Пропуск
окончаний, искажение
гласных,
«западание» гласных.
Звуковедение
Звуковедение вялое
или форсированное –
звук гаснущий,
постепенно
переходящий на
разговорный.
Не чисто интонируют
мелодию
исполняемой песни
Интонирование
Средний
Вдох более спокойный,
выдох
более протяженный.
Высокий
Ровное, спокойное.
Оптимальный
автоматический
вдох, выдох ровный,
спокойный, экономный,
упругий.
Более четкая.
Чёткая. Согласные твердые,
Стремление к
активные. Гласные
более близкому
округленные, но не
формированию гласных расплывчатые
и согласных, местами
исправление
искаженных
гласных.
Звуковедение более
Звуковедение связное,
активное, менее
певучее; звук льющийся,
напряженное, но пока
напевный, кантиленный.
тяжелое и несвязное
Мелодия песни
исполняется
не чисто
Мелодия песни
исполняется точно, чисто
Критерии оценивания диагностических заданий:
Высокий уровень: творческая активность ребенка, его самостоятельность,
инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение
без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без
ошибок.
Средний уровень: эмоциональная отзывчивость, интерес, желание
включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в
выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение,
показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.
25
Ниже среднего уровень: мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к
музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не
способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в
большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.
Критический уровень: негативное отношение к музыке, музыкальной
деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с
педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с
заданием.
26
4. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
27
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога
1. Апраскина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 2010 г.
2. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального
состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика
постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская.
М:.2011г.
3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 2010г.
4. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО
«РИПОЛ классик», 2011г.
5. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 2012г.
6. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 2010г.
7. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М.: Айрис-пресс, 2012г.
8. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды –
М. Айрис-пресс,2010г.
9. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
Список литературы для детей
1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.:
Музыка, 2011
2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 2013.
28
3. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.:
ООО «Кирилл и Мефодий», 2010- СД-диск (ИКТ)
4. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2011 (ИКТ)
5. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2014/Электронное
пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)
Интернет ресурсы:
1. Артикуляционная
гимнастика:
https://aura-golosa.ru/artikulyacionnayagimnastika-uprazhneniya/
2. Вокально - хоровые упражнения: https://studfiles.net/preview/4112255/
3. Методы работы над певческим дыханием: https://lektsii.org/8-47979.html
4. Савельева
И.Э.
программа
вокальной
студии
«Настроение»
https://sch2121.mskobr.ru/users_files/sch2121_4/files/programma_po_vokalu.pdf
5. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства», https://piratebooks.ru/threads/mirvokalnogo-iskusstva-1-4-klassi-programma-razrabotki-zanyatiy-metodicheskierekomendacii.46823/
6. Упражнения на дыхание от Селин Дион: https://ovocale.ru/kak-razvit-dihanieuprajnenie-dlya-vocalistov/
7. http://notes.tarakanov.net – нотная библиотека Б. Тараканова;
8. http://notonly.ru – нотный архив;
9. http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;
10. http://www.notomania.ru – нотный архив;
11. http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;
12. http://sheets-piano.ru – нотный архив;
13. http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;
14. http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;
15. http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;
16. http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;
17. http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;
18. http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;
19. http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ;
20. http://rus-festival.ru – фонд развития творчества детей и молодёжи «Улыбка»
29
График проведения аттестация обучающихся регламентируется локальными
актами ОУ:
положением;
годовым учебным графиком для творческих объединений МБУ ДО ЦДТ
«Галактика»
По окончании освоения содержания программы предусмотрена итоговая
аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме концертного выступления.
Также результативность образовательного процесса отслеживаются в рамках
первичного, текущего, промежуточного контроля.
Виды контроля
Первичный
Текущий
Промежуточная
Итоговая
аттестация
Основные параметры
Определение степени интересов и уровня
подготовленности детей к занятиям.
Природные физические данные каждого
ребенка. Уровень развития общей культуры
ребенка
Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала. Повышение
ответственности и заинтересованности
обучающихся в обучении. Выявление детей,
отстающих и опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и
средств обучения.
Определение степени усвоения учащимися
учебного материала. Определение
результатов обучения
Период
январь
Определение изменения уровня развития
обучающихся. Определение результатов
обучения. Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения
декабрь
в течение
учебного
май
Способ
педагогическое
наблюдение, беседа
педагогическое
наблюдение, опрос,
беседа, анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний.
педагогическое
наблюдение, опрос,
беседа, анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний
анализ результатов
деятельности
обучающихся
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов):
педагогические наблюдения;
открытые занятия с последующим обсуждением;
итоговые занятия;
концертные выступления;
конкурсы, фестивали.
30
Приложение 1
Правила безопасности на занятиях:
петь надо сидя или стоя, сохраняя певческую установку: спина прямая,
плечи развёрнуты;
певческое дыхание берётся спокойно, через нос. Плечи не поднимать.
Дыхание берётся по фразам;
при пении необходимо следить за звучанием своего голоса, подстраивая
его звучание к звучанию инструмента;
при пении в хоре отдельные голоса не должны выделяться. Необходимо
слушать пение друг друга, сливаться с голосами других хористов;
пение напевным, спокойным звуком – главное для развития голоса;
занятия пением необходимо начинать с распевания. Оно также
необходимо для голоса, как настройка для музыкального инструмента;
для пения необходимо выбирать песни с удобным для детского голоса
диапазоном;
нельзя употреблять перед занятием орехи и семечки. Когда мы едим
семечки, маленькие кусочки скорлупы и плевел оседают на связках, сильно
раздражая их;
перед занятием не стоит есть острое и сильно соленое, чтобы не
раздражать слизистую гортани;
осенью, зимой и весной необходимо носить шарф. Когда мы часто
занимаемся, наше горло становится более уязвимым к сквознякам и холоду.
31
Приложение 2
Тезаурус
Артикуля́ция (от лат. Articulo - «расчленяю») – в фонетике, совокупность работ
отдельных произносительных органов при образовании звуков в речи. В
произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные
произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования
данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их
звучания.
Ата́ка зву́ка - одна из важнейших динамических характеристик художественного
звука в музыкально-исполнительском искусстве; первоначальный импульс
звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при игре на каком-либо
музыкальном инструменте или при пении вокальных партий; некоторые
нюансировочные характеристики различных способов звукоизвлечения,
исполнительских штрихов, артикуляции и фразировки.
Вокальная позиция—это позиция всех составляющих голосового аппарата,
начиная с диафрагмы, брюшной полости и заканчивая низко уложенными,
расслабленными связками в гортани и даже кончиком языка во время пения.
Гигиена голоса – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности
голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента
гигиена дыхания (здесь центральный момент - вдох через нос), гигиена питания
(пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани),
психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций).
Доказано, что курение и потребление алкоголя отрицательно сказывается на
звучании голоса.
Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего
укрепления организма. Поэтому укрепление голоса тесно связано с занятиями
физкультурой, закаливанием, правильной организацией труда и отдыха. Не
меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»).
Ди́кция - ясность и отчетливость в произношении слов и слогов и звуков в
разговоре.
Звуковедение - в вокальном искусстве термин применяется для обозначения
различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто,
маркато и т. п.). Кантилена - основной вид звуковедения в пении. Вместе с
голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники.
Интонация (интонирование) - понятие интонации в музыке отличается от
общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных,
повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря - это чистое пение,
без фальши, точное попадание в ноты.
32
Певческая установка - положение, которое должен принять певец перед началом
пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными
плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе
ноги, свободные руки. В понятие певческой установки входят не только внешние
моменты, указанные выше, но и «внутренняя психофизиологическая готовность,
включающая в себя состояние «вокально-творческого покоя», представление о
качестве звука, элементах вокально–телесной схемы, настроенность на внутреннее
состояние, требуемое идейно–художественным содержанием образа". Певческая
установка для певца – это готовность номер один. Сколько таких установок в
произведении? Столько, сколько вокальных фраз. Каждый раз: вдох – пение –
расслабление. Это серьезный труд - точный, выверенный, без суеты.
Регистр голоса - это целый ряд звуков, который тот или иной человек можно
воспроизвести одним и тем же способом, с одинаковым тембром.
Классификация регистров:
1. Нижний тональный или грудной регистр.
Пение в грудном регистре бархатное, с ощутимым вибрированием в груди. Нужно
сказать, что он – самый привычный для человеческого голоса. Немногие знают, но
все мы разговариваем именно так. Нельзя не отметить, что большинство
непрофессиональных вокалистов используют его, как единственно возможный для
себя.
2. Верхний регистр (тональный, фальцетный или головной).
Здесь все немного по-другому: вибрации при исполнении песен ощущаются в
голове (нос, лицо). Как правило, широкий круг людей знает этот регистр благодаря
певцам, исполняющим свои песни фальцетом. Кстати, «фальцет» в переводе на
русский дословно переводится как «ложный голос», и это многое объясняет. Звуки
заметно отличаются тем, что они высокие и зачастую лишены призвуков, что
делает их менее объемными, чем звуки в нижнем регистре. Интересно также, что
оперные певцы в большинстве своем умеют сглаживать разницу между звуками
нижнего и верхнего регистров, но это, конечно же, требует долгих лет практики.
3. Нетональный или шумный регистр.
Чаще всего об этом регистре говорят штро-бас, и в дословном переводе с немецкого
языка слово звучит смешно: «соломенный бас». Суть регистра в том, что звук
образуется в процессе смыкания голосовых связок. На самом деле, он многим
знаком: так, среди известных певцов его активно использовал Владимир Высоцкий,
а сегодня им пользуются Григорий Лепс и Александр Маршал.
4. Свистковый регистр или флейтовый.
Используется в пении крайне редко, а вот маленькие дети частенько испытывают
им своих родителей, определяя, где же их порог терпения. Однако в сложных
вокальных композициях он используется в полном объеме.
33
Унисо́н (итал. unisono, от лат. Unus - один и sonus - звук) - однозвучие,
одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.
Унисоном является интервал, имеющий ноль тонов.
Цепное дыхание - хоровой исполнительский прием, заключающийся в
неодновременном взятии дыхания хористами, благодаря чему достигается
беспрерывность звучания хора. Используя цепное дыхание можно добиться
слитного, без цезур, исполнения длинных музыкальных фраз и даже целых
хоровых произведений.
34
Приложение 3
Оценочные материалы
Основные принципы оценивания:
В процессе развития, обучения и воспитания используется система
содержательных оценок:
доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;
положительное отношение к усилиям обучающегося;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Диагностика результативности освоения обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной программы
«Вокальная радуга»
осуществляется по показателям: теоретическая подготовка, практические умения и
навыки.
Критерии и показатели результативности освоения обучающимися учебного
материала
показатели
критерии
1. Теоретическая подготовка обучающегося.
Теоретические Соответствие теоретических знаний
знания
ребенка программным требованиям.
Особенности и возможности
певческого голоса.
Элементы эстрадного вокала. Его
отличительные признаки.
Певческое дыхание. Типы дыхания.
Жанры вокальной музыки.
Требования к составлению
концертных программ.
Умение анализировать эстрадного
произведения.
Теоретические знания в области
технологии вокала. Управление
процессом пения. Средства
художественной выразительности.
1.2. Владение
Осмысленность и правильность
специальной
использования специальной
терминологией терминологии
Степень выраженности
оцениваемого критерия
Минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½ объема
знаний, предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более ½);
Максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
Минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
Средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в полном
соответствии с их содержанием)
баллы
1
5
10
1
5
10
35
ВЫВОД:
Уровень теоретической подготовки
2. Практическая подготовка обучающегося
Практические
Соответствие практических умений и
умения и
навыков программным требованиям
навыки,
Правильность дыхания при пении.
предусмотренн Правильность артикуляции и дикции
ые программой. при исполнении произведения.
Раскрытие художественного образа
при исполнении произведения.
Пение без сопровождения
музыкального инструмента.
Пение в ансамбле.
Актерское мастерство. Умение
передать мимикой и жестами
эмоциональное содержание песни.
Импровизация на заданные темы.
2.2. Владение
Работа с микрофоном,
специальным
звукоусиливающей аппаратурой.
оборудованием
и оснащением.
2.3. Творческие
навыки
ВЫВОД:
Креативность в выполнении
практических заданий
Уровень практической подготовки
Низкий
Средний
Высокий
2 -6
7 – 14
15 - 20
Минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½,
предусмотренных программой
умений и навыков);
Средний уровень (объем
освоенных умений и навыков
составляет более ½);
Максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренные программой за
конкретный период)
Минимальный уровень умений
(ребенок испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием);
Средний уровень (объем
освоенных умений и навыков
составляет более ½);
Максимальный уровень (работает
с оборудованием самостоятельно,
не испытывает особых
трудностей)
Начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца)
Творческий уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества)
Низкий
Средний
Высокий
1
5
10
1
5
10
1
5
10
3 – 10
11- 22
23 - 30
36
Приложение 4
Контрольно-измерительные материалы
карта изучения уровня воспитанности обучающихся за 20__-20___ учебный год
Творческое объединение _______________________ Образовательная программа «Волшебство вокала»
Педагог дополнительного образования__________________________________
Фамилия, имя
ребенка
Качества личности и признаки проявления
Активность,
организаторские
способности
вх.
пр.
итог
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
вх.
пр.
итог
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Диагностика
вх.
пр.
итог
Нравственность,
гуманность
Креативность,
проявленная при
участии в
мероприятиях
вх.
вх.
(вх. – входящая диагностика, пр. – промежуточная аттестация, итог – итоговая аттестация)
Всего детей ________
Высокий___________ Средний_____________ Низкий______________
пр.
итог
пр.
итог
Кол-во
баллов
Уровень
Приложение 5
Развитие качеств личности обучающихся
Качества личности
Активность, организаторские
способности.
Коммуникативные навыки,
коллективизм.
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность.
Признаки проявления качеств личности
ярко проявляются/ 3 балла
слабо проявляются/ 1 балл
проявляются/ 2 балла
Активен, проявляет стойкий
Активен, проявляет стойкий
Мало активен, пропускает
познавательный интерес,
познавательный интерес,
занятия, мешает выполнять
целеустремлен, трудолюбив и
трудолюбив, добивается хороших задания другим, наблюдает за
прилежен, добивается высоких
результатов.
деятельностью других, забывает
результатов, инициативен,
выполнить задание.
организует деятельность других.
Результативность отсутствует.
Легко вступает и поддерживает
Поддерживает контакты
Замкнут, общение затруднено,
контакты, разрешает конфликты,
избирательно, чаще работает
адаптируется в коллективе с
дружелюбен со всеми,
индивидуально, дружелюбен, не
трудом, является инициатором
инициативен, по собственному
вступает в конфликты, по
конфликтов, публично не
желанию успешно выступает
инициативе руководителя или
выступает.
перед аудиторией.
группы выступает перед
аудиторией.
Всегда дисциплинирован,
Выполняет поручения охотно,
Уклоняется от поручений,
соблюдает правила поведения,
ответственно. Хорошо ведет себя безответственен, пассивен, часто
требует того же от других.
независимо от наличия или
недисциплинирован, нарушает
Умеет ставить перед собой
отсутствия контроля, но не
правила поведения, слабо
определённые цели, добиваться
требует этого от других.
реагирует на воспитательные
их достижения собственными
Начинает работу, но часто не
воздействия.
силами без посторонней помощи
доводит ее до конца.
или поддержки. Для успешного
Справляется с поручениями и
выполнения задания, поручения
соблюдает правила поведения
может привлечь других.
только при наличии контроля и
Ответственен к своим поступкам, требовательности педагога или
способен действовать сознательно товарищей.
38
Нравственность,
гуманность.
в любых условиях, принимать
нетрадиционные решения.
Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится об
окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям.
Креативность, проявленная при
участии в мероприятиях.
Имеет высокий творческий
потенциал.
В присутствии старших скромен,
доброжелателен, вежлив, заботится
об окружающих, но не требует этих
качеств от других. Помогает
другим по поручению педагога, не
всегда выполняет обещания.
Способен принимать творческие
решения, но в основном использует
традиционные способы.
Недоброжелателен, со
сверстниками бывает груб,
пренебрежителен, высокомерен,
часто обманывает, неискренен.
Уровень выполнения заданий
репродуктивный.
Низкий уровень - от 0 до 4 баллов.
Средний уровень - от 5 до 9 баллов.
Высокий уровень - от 10 до 15 баллов.
39
\.
e
g
s
tr9
ES
SE
#g
v
il
HH
ilR
RAE
:>.
Eg