VZ1T,
rlddgrmderorg'r
Kr4rmsowdgo olonqrf errlHrrouotr .roreyeu
'enaodtrHec)rerv rr4Hecy euorrrdy trrreJJ{sercoC
:
Yor 1
:Brx
ad
rerryI - ?I
uod3
mudeog
4rrroldurc :ruouod6
rBnnearcexoVdx :
vr u ivdJodrl rvlnorvsnfltvdrrlflso
KVHqITfl.lV gOSVdftOdIIgO rVHlIIf iI.tLTHIf OIIOY
'rvz07,
ro
raqrnelv(rug 'V'1lt1 /
Itrlh Otr A
earSehdoat
(
BHBSOEHeT{Oiled
((BxtrJJrBrrGJ> usrcehdo{r oroncraV drxefl
-BnHGsotudgo oJoHqlrerunrouotr enuel6rcedr.,( eonrelxyorg eof,qrrtrntrnn,{141
urd,'(gnndoruu g s[odo-r nn trudrcnunntry ntr Husooud go rnanurdu ne[,
Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложения
3
3
6
14
14
14
18
18
18
19
22
25
Хореография - это мир красоты движения,
звуков, световых красок, костюмов,
то есть мир волшебного искусства.
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.
Пояснительная записка
Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается
посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных
положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой,
эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его
движениях, фигурах, композиции. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан
с жизнью человека.
Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе
развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его
способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично
взаимодействовать с ним.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство бального
танца» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебство бального танца» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы обусловлена потребностью детей и их семей,
выявленной с помощью опроса обучающихся старших классов и их родителей.
Ежегодные традиционные выпускные вечера не проходят без исполнения вальса,
популярность которого растет с каждым годом, поэтому в изучении именно этого
материала прослеживается высокая заинтересованность у обучающихся раннего
юношеского возраста.
Данная программа ориентирована на работу с обучающимися, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической
культуры и привитие навыков в искусстве танца.
Социальная значимость
В процессе обучения каждый ребенок получает возможность проявить свои
индивидуальные способности, почувствовать ситуацию успеха.
Немаловажным является то, что у старшеклассников очень большая
школьная и внешкольная нагрузка. Занятия танцами помогут обучающимся снять
напряжение, а также зарядиться энергией для дальнейших занятий.
Отличительные особенности программы, новизна
Обучение по программе выстраивается с учетом гендерного аспекта. Это
важная часть педагогической деятельности, так как занятия бальными танцами
реконструируют модель поведения между мальчиками и девочками. Обучаясь по
образовательной программе, дети знакомятся с историей возникновения
танцевального искусства, овладевают общением, как формой творчества – языком
взглядов, жестов. Дети учатся выстраивать взаимоотношения с противоположным
полом, получают полезный опыт для развития и формирования личности в
дальнейшей жизни.
Особенность предлагаемой программы состоит в том, что она является
комплексной – на занятиях помимо хореографии большое внимание уделяется
общефизическому развитию детей. Данная программа сочетает тренировочные
упражнения и изучение танцевального репертуара. Данная программа сочетается с
занятиями сценического искусства, музыки.
Данная программа подразумевает в основном сценические бальные танцы
т.е. репертуар, предусмотренный данной программой, имеют сюжетную линию в
отличие от вариации, исполняемых танцорами на конкурсах по бальным танцам. С
помощью бальной хореографии создаются танцевальные номера, с которыми дети
выступают на сцене.
Новизна данной образовательной программы заключается в распределении
учебного материала в ходе занятий таким образом, чтобы на начальных этапах
обучения сложный материал непосредственно бальных танцев был органично
связан с более легким и интересным материалом диско-танцев, тем самым облегчая
его восприятие и повышая степень интереса учащихся к занятиям бальными
танцами.
В настоящее время бальный танец очень популярен в России и мире. В
бальном танце нет определённого сценария, точного текста танцевальной партии,
пошагового описания логического хода событийности. Композиция в бальном
танце не несёт в себе практически никакого подтекста, не имеет какой-либо
определённой сюжетной линии. Педагог, ставящий композицию в паре, берёт для
себя несколько критериев: ряд последовательных фигур должен соответствовать
уровню и классу танцующих.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебство бального танца» ориентирована на детей старшего школьного
возраста от 14 до 17 лет.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Старший школьный возраст – 14 – 17 лет. В старшем возрасте огромное
внимание уделяется внешности. Дети старшего возраста, в отличие от подростков,
требуют от родителей не только формы взрослого обращения, но и
действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего
«суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций,
права на оценку поведения и морального облика взрослых. В этом возрасте
появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости
мышц.
У детей старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы,
высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих
намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор
профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему
новому.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы – 12-15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
обучающихся посредством обучения бальным танцам.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
познакомить с историей бальных танцев;
познакомить с правилами поведения в хореографическом зале, на сцене
во время выступлений;
сформировать умения различать ритмическую сторону музыки и
согласовывать свои движения с её звучанием;
научить понимать каждое движение танца в его простейших элементах и
сложной координации;
овладеть основными теоретическими и практическими знаниями,
умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять
танцевальные композиции;
обучить технике исполнения бальных танцев;
организовать постановочную и концертную деятельность обучающихся;
развивающие:
формировать музыкально-ритмическую координацию движений;
развивать хореографические способности – гибкость тела, шаги, легкость
прыжка и др.;
развивать способности самостоятельно видоизменять, группировать
фигуры и составлять свои вариации;
развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
развивать технические навыки в исполнении бальных танцев;
развивать художественно-творческие способности – артистизм,
эмоциональность;
воспитательные:
формировать культуру межличностных отношений в коллективе,
выработку навыков коллективной творческой деятельности;
воспитывать доброжелательность, чуткость и внимательность в
отношениях друг другу;
создавать дружескую среду и условия для общения;
раскрывать индивидуальные способности детей в области хореографии;
воспитывать дисциплину, трудолюбие, чувство коллективизма;
воспитывать силу, выносливость, укреплять нервную систему;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Зная концептуальную основу дополнительного образования детей, которая
соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание
уникальности и уникальности человека, его права на самореализацию, личностно –
равноправная позиция педагога и ребёнка, ориентированность на его интересы,
способность видеть в нём личность, достойную уважения, следует придерживаться
в своей педагогической деятельности следующих принципов обучения:
индивидуальный подход к каждому участнику;
принцип психологической комфортности - создается образовательная
среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и
переживание радости, чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
принцип сознательности и активности, который предусматривает,
прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца;
заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при
обучении комплекса средств и приёмов (личная демонстрация приёмов,
использование ИКТ (видео- и фотоматериалы, интернет ресурсы);
принцип доступности, который требует, чтобы перед ребёнком
ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается
интерес к занятиям при этом, однако необходимо приучать детей к преодолению
трудностей;
принципы
деятельности
и
систематичности,
которые
предусматривают разучивание элементов, регулярное совершенствование техники
элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала
приёмов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения
работоспособности и активности детей.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям бальными танцами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и
нести ответственность за них.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы
на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие
системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает
психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает быть уверенным в своих
силах, уметь оценивать свои успехи.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
информационно – коммуникационная технология;
технология критического мышления;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающие технологии.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в освоении обучающимися социальных знаний, приобретении опыта
социального взаимодействия;
в
формировании
опыта
самоопределения
(личностного
и
профессионального);
в овладении обучающимися способами саморазвития и самореализации в
современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и
грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Воспитательный компонент ДООП реализуется через учебное занятие,
которое является частью всего образовательного процесса в учреждении.
Составители программы рассматривают занятие как лабораторию, где происходит
развитие личности ребенка, его социализация, где ребенок и педагог выступают
равноправными субъектами образовательного процесса.
Воспитательный потенциал занятия предполагает создание условий для
развития
познавательной
активности
обучающихся,
их
творческой
самореализации. С этой целью на занятиях, в рамках данной программы,
предполагается следующее:
демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной
работы и взаимодействия с другими детьми;
включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время занятия;
включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного
отношения к различным явлениям и событиям.
Воспитательные эффекты ДООП достигаются через:
актуализацию воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в
процессе реализации ДООП;
обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и
обучающихся;
разработку современного образовательного и воспитательного контента;
организацию и педагогическую поддержку социально-значимой
деятельности и социальных проб обучающихся.
Данной программой предусмотрена организация и проведение мероприятий
в рамках реализации Плана воспитательной работы с обучающимися,
проходящими обучение по данной программе, и участие в мероприятиях
учреждения.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий, становятся участниками и организаторами
мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды занятий
Формы проведения занятий
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Формы проведения занятий:
творческая мастерская;
мастер-класс с участием профессиональных танцоров;
развивающие игры и упражнения;
семинар;
практика;
просмотр и обсуждение танцевальных номеров;
постановка танцев;
концертная деятельность;
творческий отчёт;
танцевальный конкурс;
танцевальный фестиваль.
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный;
наглядный;
практический;
по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивный;
исследовательский;
по логичности подхода:
аналитический;
по критерию степени самостоятельности и
деятельности обучаемых:
частично-поисковый.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
комбинированные занятия;
интегрированные занятия;
занятия с применением электронных презентаций;
учебное тренировочное занятие с группой;
посещение театра, концертов;
коллективные творческие работы;
репетиционные и постановочные занятия;
обобщающие занятия, контрольные, тестирование.
творчества
в
Требования к результатам освоения образовательной программы
предметные:
познакомятся с историей бальных танцев;
познакомятся с правилами поведения в хореографическом зале, на сцене
во время выступлений;
научатся различать ритмическую сторону музыки и согласовывать свои
движения с её звучанием;
научатся понимать каждое движение танца в его простейших элементах и
сложной координации;
овладеют основными теоретическими и практическими знаниями,
умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять
танцевальные композиции;
научатся технике исполнения бальных танцев;
примут участие в постановочной и концертной деятельности;
метапредметные:
сформирована музыкально-ритмическая координация движений;
развиты хореографические способности – гибкость тела, шаги, легкость
прыжка и др.;
развиты способности самостоятельно видоизменять, группировать
фигуры и составлять свои вариации;
развиты навыки самостоятельной и коллективной работы;
развиты технические навыки в исполнении бальных танцев;
развиты художественно-творческие способности – артистизм,
эмоциональность;
личностные:
сформирована культура межличностных отношений в коллективе,
сформированы навыки коллективной творческой деятельности;
проявление доброжелательности, чуткости и внимательности в
отношениях друг другу;
созданы дружеская среда и условия для общения;
раскрыты индивидуальные способности детей в области хореографии;
проявление дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма;
проявление силы, выносливости, укреплена нервная система;
стремление к здоровому образу жизни.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
познавательно-развлекательные мероприятия;
конкурсы, праздничные концерты, презентация творческих работ;
тесты, зачеты (по прохождении каждого раздела);
анкеты (в начале и в конце учебного года);
отчетный концерт в конце учебного года.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана
уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в конкурсах.
Подведением итогов реализации программы являются:
входящая диагностика – педагогическое наблюдение (январь);
промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (карта
наблюдений за результатами обучения), (май);
итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по
программе в виде естественно-педагогического наблюдения и отчетного
мероприятия (карта достижений обучающихся), (декабрь).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах и отчетных
концертах. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых
личностных качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к
самореализации, творческая активность, эмоциональная гибкость, толерантность и
способность к адекватной самооценке.
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кол-во часов
В
Т
П
Наименование тем
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
Европейская программа: «Вальс»
Латиноамериканская программа: «Чача-ча»
Латиноамериканская программа:
«Джайв»
Постановочная и репетиционная
работа
Концертная деятельность
Итого:
2
1
1
Формы аттестации/
контроля
педагогическое наблюдение
32
32 конкурс
32
32 конкурс
34
34 конкурс
40
40 творческая работа
4
4
144
1
анализ выступления
143
2.2 Учебный (тематический) план
№
п/п
Наименование тем
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
2. Европейская программа: «Вальс»
2.1 Квадрат по одному. Квадрат в парах
2.2
Закрытые перемены по одному, в парах
2.3
Вальсовая дорожка
Латиноамериканская программа:
3.
«Ча-ча-ча»
Работа стопы и распределение веса
3.1
Чек и Лок, лок степ
3.2
Ча-ча-ча шассе
3.3
Латиноамериканская программа:
4.
«Джайв»
1.
Подготовительные упражнения. Основной
4.1 шаг
Синкопированное шассе. Вариации
4.2
Постановочная и репетиционная
5.
работа
Кол-во часов
Формы аттестации/ контроля
В
Т
П
1
педагогическое наблюдение
32
10
10
12
32
10
10
12
конкурс
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
репетиционное
32
32 конкурс
10
10
12
10 педагогическое наблюдение
10 репетиционное
12 репетиционное
34
34 конкурс
12
12 педагогическое наблюдение
12
12 репетиционное
40
40 творческая работа
2
1
5.1
Разучивание танцевальных движений
танца «Венский вальс»
15
15 творческая работа
5.2
Разучивание рисунка танца «Венский
вальс»
15
15 творческая работа
10
10 творческая работа
4
144
4 анализ выступления
143
5.3
6.
Отработка синхронности и чистоты
исполнения
Концертная деятельность
Итого:
1
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1 Введение в программу Инструктаж по ПБ. Игровая программа
«Давайте познакомимся».
Теория: знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Будем знакомы».
Раздел 2 Европейская программа: «Вальс».
Тема 2.1 Квадрат по одному. Квадрат в парах.
Практика: техника исполнения: на счет «раз» — вперед правой ногой, на «два» —
левая нога делает шаг в сторону на 90 градусов, на «три» — правая нога делает
снова шаг подставить, но уже на месте.
Тема 2.2 Закрытые перемены по одному, в парах.
Практика: разучивание основных движений вальса.
Партнёр: исходное положение - лицом по диагонали к центру.
Правой ногой шагаем вперед с каблука (счет раз);
левой ногой шагаем в сторону и немного вперед с носка (счет два);
правую ногу приставляем к левой ноге (с носка на каблук) (счет три).
Партнёрша: исходное положение - спиной по диагонали к центру.
Левой ногой шагаем назад с носка (счет раз);
правой ногой шагаем в сторону и немного назад на носок (счет два);
левую ногу приставляем к правой ноге (с носка на каблук) (счет три).
В паре: все шаги исполняются в закрытой позиции. На 2 и 3-м шагах - небольшой
наклон корпуса: у партнера - вправо, у партнерши - влево.
Тема 2.3 Вальсовая дорожка.
Практика: «раз» - шаг П.Н. назад с подушечки на всю ступню; «два» - шаг Л.Н.
назад на низкие полупальцы; «три» - шаг П.Н. назад с подушечки на всю ступню.
Необходимо с самого начала следить, чтобы шаги в дорожке исполнялись
равномерно, ритмично на каждую четверть такта. Колено выпрямлено, но не
напряжено. В конце третьего шага колено расслабляется. Нельзя допускать, чтобы
третий шаг исполнялся с приседанием. Подъемы и опускания должны быть
плавными, без толчков. Кроме того, необходимо следить, чтобы свободная нога
перед исполнением шага проводилась через опорную позицию, касаясь
подушечкой ступни пола, а не круговым движением. Недопустимо отклонение
корпуса назад и в сторону, возможен лишь небольшой прогиб в верхней части.
Раздел 3 Латиноамериканская программа: «Ча-ча-ча».
Тема 3.1 Работа стопы и распределение веса.
Практика: все шаги вперед начинаются с носка, потом на подушечку стопы с
давлением в пол. Каблук опускается непосредственно перед полным завершением
шага. При ходе назад сначала в контакте с полом подушечка движущейся стопы, а
затем носок и так далее. Каблук опускается, как только переносится вес и
происходит полное завершение шага. В конце шага каблук стопы, оставшейся без
веса, может отрываться от пола, но это не должно быть результатом какого-либо
искусственного сгибания свободной ноги.
Тема 3.2 Чек и Лок, лок степ.
Практика: Чек и Лок, лок степ - стопорный неполноценный шаг, задняя нога с
упором в пол большим пальцем ноги с развёрнутой пяткой внутрь. Закрытые
колени после локстепа вперёд на счёт и, натягиваем колено как лук и стопу и на раз
делаем шаг. Начинаем с бэк реплейс. Четыре, раз (запятая). Удар бедром вперед на
раз (быстрый маятник).
Тема 3.3 Ча-ча-ча шассе.
Практика: шассе состоит из группы трех шагов, где движущаяся стопа наполовину
приставляется к стоящей стопе на втором шаге (колени при этом соединены). Оно
может быть исполнено в любом направлении. При танцевании вперед или назад
используется технический элемент «Лок». Однако неопытные танцоры могут
исполнять простое шассе. Хотя на втором шаге любого шассе оба колена согнуты
и оба выпрямлены на последнем, в этом движении нет колебания высоты или
«баунса» (bounce - пружина). Это следствие того, что «потеря высоты», которая
имеет место при сгибании обеих колен на втором шаге, хорошо компенсируется
движением бедра или смещением таза при выпрямлении ноги на третьем шаге
шоссе.
Раздел 4 Основные движения танца «Джайв».
Тема 4.1 Подготовительные упражнения. Основной шаг.
Практика: подготовительные упражнения:
подъем бедра;
«ки-ки»;
«ки-ки» через шаг.
основной шаг.
Тема 4.2 Синкопированное шассе. Вариации.
Практика: синкопированное шассе (шаг, приставка, шаг) влево и вправо (у
партнерши наоборот). Синкопированное шассе с шагом назад и возвращением
вперед. Танцевальные вариации.
Раздел 5 Постановочная и репетиционная работа.
Тема 5.1 Разучивание танцевальных движений танца «Венский вальс».
Практика: подбор музыкального материала обучающимися (самостоятельная
коллективная работа). Вальсовый поворот, связующий поворот, вальсовые
движения в паре.
Тема 5.2 Разучивание рисунка танца «Венский вальс».
Практика: работа над комбинациями, связками между комбинациями, разучивание
перестроений рисунков: круг, колонна, диагональ, линии.
Тема 5.3 Отработка синхронности и чистоты исполнения.
Практика: постановка номера, отработка номера, работа над эмоциональной
окраской, отработка синхронности и чистоты исполнения методом повтора, и
исправления замечаний.
Тема 6 Концертная деятельность.
Практика: выступление, просмотр видео своего выступления, анализ.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся должны
знать:
историю бальных танцев;
правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время
выступлений;
танцевальные композиции;
технику исполнения бальных танцев;
музыкально-ритмическую координацию движений;
уметь:
различать ритмическую сторону музыки и согласовывать свои движения
с её звучанием;
понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной
координации;
грамотно исполнять танцевальные композиции;
организовать постановочную и концертную деятельность;
самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свои
вариации;
будут сформированы:
хореографические способности – гибкость тела, шаги, легкость прыжка и
др.;
навыки самостоятельной и коллективной работы;
художественно-творческие способности – артистизм, эмоциональность;
культура межличностных отношений в коллективе, выработка навыков
коллективной творческой деятельности;
доброжелательность, чуткость и внимательность в отношениях друг
другу;
дружеская среда и условия для общения;
индивидуальные способности детей в области хореографии;
дисциплина, трудолюбие, чувство коллективизма;
сила, выносливость, укрепленная нервная система;
стремление к здоровому образу жизни.
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Окончание учебного процесса
36
72
4
144
23 января 2025 года
30 декабря 2025 года
3.2 Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
материально - технические условия:
занятия проводятся в просторном танцевальном зале, соответствующем
требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение
обеспечивают люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое
к естественному освещению;
материально-техническое оснащение занятий:
мультимедийное оборудование;
материально-техническое оснащение занятий:
комплекты костюмов для выступлений.
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном заказе, родители, законные представители самостоятельно
обеспечивают обучение ребенка соответствующим комплектом оборудования
индивидуального пользования по выбранной программе (концертные костюмы и
обувь, канцелярские принадлежности, участие в фестивалях и конкурсах
различного уровня).
Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средне специальным или высшим
педагогическим образованием любой квалификационной категории, владеющий
знаниями в области хореографии, обладающий знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Цифровые образовательные ресурсы:
презентации по темам:
видео-уроки по предметам «Бальный танец»;
видео спектаклей, постановок известных балетмейстеров.
Информационно дидактические материалы:
примерные конспекты занятий;
методические рекомендации по организации и проведению занятий
по хореографии;
методические пособия по предметам «Бальный
танец».
танец», «Современный
Методическое обеспечение программы
Название раздела
Материально- техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Отдельный танцевальный
зал с зеркалами,
Латиноамериканская костюмерная,
мультимедийное
программа: «Ча-чаоборудование,
ча»
Латиноамериканская реквизит; презентации по
программа: «Джайв» темам программы,
конспекты занятий
Постановочная и
репетиционная
работа
Европейская
программа: «Вальс»
Концертная
деятельность
Формы, методы, приемы
обучения Педагогические
технологии
Формы занятий:
групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная.
Методы и приемы
обучения: словесный,
создание психологически
благоприятной атмосферы;
доброжелательность.
Педагогические
технологии: личностноориентированное обучение,
КТД, коммуникативная,
здоровьесберегающая
Формы учебного
занятия
комбинированное
комбинированное
комбинированное
творческая работа
анализ
выступления
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами
деятельности
тщательно
отслеживается
динамика
индивидуального
хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки
результатов имеют общие для всех этапов обучения критерии. Общие параметры
оценивания включают: музыкально-ритмические способности, сценическая
культура.
Оценка
результативности
освоения
программы
(деятельности)
обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты
обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная
соотносительная норма), с прежними результатами того же обучающегося
(индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и
критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения
применяется разработанная в коллективе система контроля успеваемости и
аттестации обучающихся. Данная система предполагает вступительный
контроль, текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.
Входящий контроль в начале учебного года для определения уровня
подготовки ребенка.
Текущая аттестация регулярно (в рамках расписания) осуществляется
педагогом, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит
развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом
этапе обучения.
Основным методом промежуточной аттестации обучения по программе
являются: метод педагогического наблюдения; проведение зачетных мероприятий.
Итоговая аттестации проводится в конце учебного года.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным смотром и
промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся по следующей
шкале.
Уровни владения навыками
Высокий Средний Низкий
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Волшебство бального танца» проводится в течение
учебного года:
входящий контроль (первичная диагностика) - январь;
промежуточная аттестация – май
итоговая аттестация – декабрь.
В качестве формы фиксации результатов:
информационная карта «Критерии оценивания практических умений и
навыков обучающихся» (Приложение 1);
информационная карта «Учет результатов обучения по дополнительной
образовательной программе» (Приложение 2);
информационная карта «Диагностика
предметных навыков» (Приложение 3);
уровня
сформированности
информационная карта «Диагностика
метапредметных навыков» (Приложение 4);
уровня
сформированности
информационная карта «Диагностика уровня
личностных качеств обучающихся» (Приложение 5);
сформированности
карта учета творческих достижений учащихся (участие в концертах,
праздниках, фестивалях);
видеозаписи и фотографии выступлений коллектива,
конкурсах, концертах, соревнованиях, творческих выездах.
участия в
4. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога
1. Пуртова Т.В. Танец в системе эстетического воспитания подрастающего
поколения// Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2011. № 2 (22). С.
62-70.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии, Санкт-Петербург, 2005 - 156 стр.;
Базарова, Н., Мей В. Азбука классического танца - Изд. «Искусство», Ленинград,
Москва, 2003 - 235 стр.
3. Горшкова, Е.П. О музыкальном творчестве в танце – Дошкольное
воспитание, 2006 -187 стр.
4. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и
понятий. 2-е изд., испр. И доп. / Сост. Н.А. Александрова. – Спб.: Издательство
«Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. – 624с.: ил. - (Мир
культуры, истории и философии).
5. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное
пособие/Пер. с нем. В. Штакенберга. – Спб.: Издательство «Лань»;
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 128 с.: ил. – (Учебники для вузов.
Специальная литература).
6. Звездочкин В.А. Классический танец: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – Спб.:
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 400 с.: ил. –
(Мир культуры, истории и философии).
7. Нарская Т.Б. Организационно-творческая работа с хореографическим
коллективом: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Нарская. - Челябинск: Челяб. гос. акад.
культуры и искусств, 2014. - 51 с.
8. Наскаев И.З. Специфика работы с детским самодеятельным
хореографическим коллективом // Современные тенденции в образовании и
науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 10 ч. Тамбов, 2013. - Ч. 9. - С. 40-43.
9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.:Изд-во
10. «ГИТИС», 2010 – 440 с., ил.
11. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД
12. «Один из лучших», 2010 – 414 с., ил. пособие. – Спб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 264 с. – (Учебники для вузов.
Специальная литература).
13. Хореографический коллектив: от истоков - к становлению, от замысла - к
творческому поиску: сб. материалов III Регион. заоч. науч.-практ. конф.
(Минусинск, 15 апр. 2014 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации,
КГБОУ СПО "Краснояр. краевой колледж культуры и искусства»; [отв. ред. И.Я. Винтер]. - Минусинск: ФГБОУ ВПО «Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова»,
2014. - 147 с., [2] л. цв. ил., портр.: табл.
14. Цори А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд.,
испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань»,
2011. – 544 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).
15. Шарова Н.И. Детский танец. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
Издательство «Лань», 2011. – 64 с. (+ вклейка, 8с.; +DVD). – (Мир культуры,
истории и философии).
Список литературы для детей:
1. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.
2. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбукаклассика, 2005.
3. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир
искусств, № 4, 2010
Интернет ресурсы:
1. https://www.youtube.com/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://aneks.spb.ru/dopolnitelnoeobrazovanie/khoreografiia-i- zdorovesberezhenie.html
Приложение 1
Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся
Название объединения___________________________________________
ФИО педагога ___________________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Место проведения __________________№ группы_______________________
Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Ф.И.
обучающегося
Ритмичность
Артистизм
Умение
танцевать в
коллективе
Итоговый
показатель
____________ обучающихся показали высокие результаты,
____________ обучающихся показали средние результаты,
____________ обучающихся показали низкие результаты.
Педагог дополнительного образования______________________ _______
Низкий:
1. Двигается ритмично, соответственно двухчастной форме музыки и силе
звучания (громко, тихо).
2. Проявляет творчество, выполняя образные движения.
3. Выполняет движения без желания.
4. Необходимость помощи педагога в выполнении образного движения.
Средний:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, в умеренном и
быстром темпе, самостоятельно меняют движения в соответствии с 2-х и 3хчастной формой музыки.
2. Проявляет творчество, передавая игровые образы, взаимосвязь в
нескольких
персонажей.
3. Выполняет движения эмоционально.
4. Способность к творческой реализации музыкально-игровых образов в
совместной деятельности с педагогом, сверстниками.
Высокий:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, меняют движения в
соответствии с музыкальными фразами.
2. Проявляет творчество, придумывая композицию музыкальной игры или танца.
3. Выражает желания выступить самостоятельно.
4. Творческая активность, умение строить отношения между сверстниками.
Приложение 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Волшебство бального танца».
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Название объединения: ___________________________________
Ф.И.О. педагога: _________________________________________
Дата начала наблюдения ___________________________________
№
1.
2.
ФИО
Способами
Теоретические знания:
определения
1. правила
результативности безопасности;
2. название
танцевальных
терминов
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Практические умения и навыки:
1. Соединять движения в
хореографическую композицию;
2. определять темпоритм, характер
в предлагаемой мелодии;
3. выразительно и грамотно
исполнять танцевальные
композиции;
4. контролировать и
координировать свое тело;
5. сопереживать и чувствовать
музыку.
Учебно-коммуникативные умения:
1. воспринимать движения как символ
прекрасного, свободного способа
самовыражения;
2. наблюдать за разнообразными явлениями
жизни, искусства и оценивать их;
3. выявлять особенности взаимодействия
хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство,
театр и др.;
4. передавать свои впечатления в устной и
письменной форме.
Приложение 3
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его
преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта
Показатели
П1
П2
П3
П4
П5
Критерии
оценивания
Степень
выраженности
низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период)
низкий уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
Владение
специальной
специальные термины);
терминологией по
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с
тематике
бытовой);
программы
высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
Соответствие
низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных
Практические умения и
практических
умений и навыков);
навыки, предусмотренные
умений и навыков средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет
программой (по
программным
основным разделам
более ½);
учебного плана программы) требованиям
высокий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период
Креативность в
низкий уровень (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
Творческие навыки
выполнении
практические задания педагога);
(творческое
заданий
средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
отношение к делу и
умение воплотить
высокий уровень (выполняет практические задания с элементами
его в готовом продукте)
творчества)
Способность быстро низкий уровень (ребенку требуется много времени на исполнение
Координация движений
согласованного координированного движения);
согласовывать
активность мышц
средний уровень (постепенное исполнение согласованного
тела с
координированного движения);
двигательными
высокий уровень (моментальное выполнение координированного
движениями
движения)
Теоретические знания (по
основным разделам
учебного плана
программы)
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
Баллы
0-1
2-3
4-5
0-1
2-3
Формы
выявления
результативности
педагогическое
наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос и
др.
собеседование,
педагогическое
наблюдение,
тестирование и др.
4-5
0-1
2-3
4-5
0-1
контрольное задание,
контрольное занятие,
(экзамен, зачет),
выставка,
соревнование,
презентация работы
Контрольное задание
2-3
4-5
0-1
2-3
4-5
Наблюдение
Контрольное задание
П6
Музыкально-ритмические
навыки
П7
Артистизм
(выразительность)
Способность
двигаться в такт
музыки и
чувствовать
музыкальную фразу
начала и окончания
Способность
передавать
эмоциональность
с помощью
движений и
мимики
низкий уровень (двигается, но часто не попадает в такт музыки);
средний уровень (периодически попадает в такт музыки);
высокий уровень (двигается, слышит, считает и точно попадает в
такт музыки)
0-1
2-3
4-5
педагогическое
наблюдение,
контрольное задание
низкий уровень (с трудом передаёт эмоциональность с помощью
движений);
средний уровень (не всегда умеет передать эмоциональность с
помощью движений);
высокий уровень (всегда умеет передать эмоциональность с
помощью движений)
0-1
контрольное задание,
педагогическое
наблюдение,
концертное
выступление
2-3
4-5
Приложение 4
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применяемые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Показатели
М1 Умение
договариваться о
распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности
Критерии
оценивания
Степень
выраженности
Баллы
Способность
бесконфликтно и
эффективно
взаимодействовать в
решении совместной
коллективной задачи
низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при
взаимодействии с членами коллектива
при решении творческой задачи);
средний уровень (учащийся понимает свою функцию и роль в
совместной деятельности, но выполняет её, прибегая
к помощи педагога);
высокий уровень (учащийся бесконфликтно и продуктивно
действует в соответствии со своей функцией и ролью)
низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при
восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
средний уровень (воспринимает информацию, но иногда требуется
корректировка восприятия педагогом);
высокий уровень (самостоятельно и адекватно воспринимает
информацию)
низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при
подаче творческого материала)
средний уровень (при подаче творческого материала иногда
прибегает к помощи педагога);
высокий уровень (подаёт творческий материал, не испытывая
особых трудностей)
0-1
М2 Умение слушать и Адекватность
слышать педагога
и друг друга
М3 Умение
выступать перед
аудиторией
восприятия
информации
Свобода подачи
обучающимся
творческого
материала
Формы
выявления
результативности
педагогическое
наблюдение
2-3
4-5
0-1
педагогическое
наблюдение
2-3
4-5
0-1
2-3
4-5
исследовательская
работа, проект,
выступление
Приложение 5
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Показатели
Л1
Терпение/выдержка
(организационноволевое качество)
Л2
Самоконтроль
(организационно
-волевое
качество)
Интерес к занятиям
в детском
объединении
(ориентационное
качество)
Самооценка
(ориентационное
качество)
Л3
Л4
Л5
Установка на
безопасный и
здоровый образ
жизни
Критерии оценивания
Способность переносить
(выдерживать) известные нагрузки
в течение определенного времени,
преодолевать трудности
Умение контролироватьсвои
поступки (приводить к должному
свои действия)
Осознанное участие ребенка в
освоении дополнительной
общеобразовательной
программы
Способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям
Сформированность установки на
ведение безопасного и здорового
образа жизни
Степень выраженности
низкий уровень (терпения хватает меньше чем на ½ занятия)
средний уровень (терпения хватает больше чем на ½ занятия)
высокий уровень (терпения хватает на все занятие)
низкий уровень (ребенок постоянно находится под воздействием
контроля извне);
средний уровень (периодически контролирует себя сам);
высокий уровень (постоянно контролирует себя сам)
низкий уровень (интерес к занятиям продиктован ребенку извне);
средний уровень (интерес лишь периодически поддерживается
самим ребенком);
высокий уровень (интерес постоянно поддерживается ребенком
самостоятельно)
низкий уровень (завышенная оценка себя по результатам
достижений);
средний уровень (заниженная оценка себя по результатам
достижений);
высокий уровень (нормальная оценка себя по результатам
достижений)
низкий уровень (не сформирована установка на ведение
безопасного и здорового образа жизни);
средний уровень (установка присутствует, но требуется контроль
за поведением со стороны родителей и педагога)
высокий уровень (осознает необходимость и придерживается
правил, связанных с безопасностью жизни и здоровьесбережения)
Формы
Баллы
выявления
результативности
0-1 педагогическое
2-3 наблюдение
4-5
0-1
2-3
4-5
0-1
2-3
4-5
0-1
педагогическое
наблюдение
тестирование,
анкетирование,
беседа
анкетирование
2-3
4-5
0-1
2-3
4-5
педагогическое
наблюдение
a
E
sF9
EE
s$
E.i
$E
3H
ieR
>E'
E
T
T
o
t
d
(f,