VZ1T,'.rdfgrurdorexfl
'r
wlnle so ffidg o o.ronqrf e rHHrf o ilov roruYeu
?HseedfHv rlrft14tr xr*nralrrtJgt : srreil,rserco3
Yor 1 :uulrueurued nod3
rsr LI - ZI:r,rxntnorur',{go mudtog
grraorderc :ruouod4
rzHderrmew,{r-onsren[roc : qrcoHHerruudnull
(e H H e rf o )r o IIB
r.r Ee
tr{P>
VI{WVdJOdU ITVMOIV gI4 g€V dETIISO
KVHIIIf IIIY gOIVdSOEITISIO KVHIIIf EII,IHIf OIIOV
'r vzlz
xrtrrHe
(?Xr4.txerruJ)
t
ru
il
(ewrnr?rneJ)
'o'14
ItrfI OV nsnl
r roJ"osoc r,TflncehuVoJ,er l
asrA
BHuaotrHer{io)red
(u)rnJJrurruJ>> ugrcehdosr oJomratr drnefl
-trrHBso€udgo oJo H qrernnrouoV e rHeIilrdedr.,{ aosrex[org eoHqrrutrunnnf,lq
urdu{gnnderung s[odor nulrudrcnnurr[y BtrHuso€udgo rnenurduueft'
Содержание
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение
3
3
7
14
14
14
19
19
19
20
22
25
«Журналистику делают не журналисты, а
аудитория. Важно не то, что мы написали, сняли,
сказали, а что люди прочитали, увидели, услышали.
И это на них как-то повлияло. Ну не бывает массмедиа без масс!»
Леонид Парфенов
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Программа направлена на развитие медиакультуры, ключевых
информационных и телекоммуникационных компетентностей у подростков. Она
помогает освоить комплекс медианавыков по созданию контента, основы
журналистики и медиаграмотности для саморазвития и личностного роста, а
также для поступления в профильные вузы, связанные с журналистикой и иной
медиадеятельностью.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МедиаПоколение» имеет социально-гуманитарную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МедиаПоколение» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
3
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
4
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Современный человек является активным потребителем разного рода
информации, поток которой постоянно увеличивается. Медиа стали основным
средством производства современной массовой культуры. Освоение
информационно-медийной деятельности обучающимися способствует развитию
общей эрудиции, коммуникабельности, культуры и выразительность речи,
дисциплины и ответственности, формированию социальной активности
обучающихся через критическое и творческое отношение к делу, деятельное
отношение к жизни, осознанию гуманистических идеалов и общероссийских
ценностей в общественной жизни, через умение действовать в соответствии с
этическими нормами, конструктивно преобразовывая действительность.
Социальная
значимость
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «МедиаПоколение» заключается в следующем:
возможность ранней профессиональной ориентации. Программа даёт
ребенку возможность определиться в сфере массовой коммуникации и построить
индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранным
направлением;
ускорение социализации. Работа в сфере медиа учит подростков
коммуникации не только в реальности, но и в интернете (например, с целевой
аудиторией того или иного СМИ)
привлечение внимания общества к интересующим темам и проблемам.
Обучающиеся создают свой уникальный контент, который позволяет привлечь
внимание к интересующим их темам и проблемам.
формирование ответственного отношения к информации. Программа
воспитывает у подростков ответственное отношение к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения.
формирование внутренней позиции личности по отношению к
окружающей социальной действительности, умения видеть социальные проблемы
и находить пути их решения.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительные особенности программы заключаются в предоставлении
подросткам социальных и педагогических условий для обретения личностных
качеств, совершенствования способностей, освоения компетенций, необходимых
для объективной и корректной работы с информацией, для оперативной,
5
своевременной и объективной реакции на события, для ответственного и
самостоятельного принятия решений.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МедиаПоколение» ориентирована на детей среднего и старшего школьного
возраста от 12 до 17 лет.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Средний и старший школьный возраст – 12 – 17 лет. Дети, в этот период,
требуют от окружающих не только формы взрослого обращения, но и
действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего
«суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций,
права на оценку поведения и морального облика взрослых.
У подростков уже сформированы устойчивые познавательные интересы,
высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих
намерений и поведения, целеустремленность, ориентация на выбор профессии,
повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому.
В этом возрасте подростки охотно учатся находить, анализировать и
грамотно применять необходимую информацию; придумывать интересные идеи и
сюжеты, презентовать их; собирать команду единомышленников, организовывать
съёмки, режиссировать съёмочный процесс; правильно монтировать
видеоматериалы;
пользоваться
инструментами
интернет-маркетинга;
распространять и продвигать в медиапространстве свой творческий продукт.
Также в период с 12 лет важно развивать медиаинформационную
грамотность детей, которая включает умение работать с различной информацией,
создавать и интерпретировать медиатекст, осознанно выбирать медиаконтент,
критически его осмысливать и использовать для дальнейшего синтеза новой
медиапродукции.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость группы – 12-15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
Обучение проводится на русском языке.
6
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП по учебному плану 144 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условия для успешной социализации личности в
условиях современной информационной среды путем освоения информационномедийных технологий и средств коммуникации, развитие творческих способностей
и профессионального самоопределения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
формировать информационную компетентность обучающихся и
представление у них об информационной безопасности;
способствовать овладению теоретическими знаниями, методами
оперативного сбора информации, её обработки и публичной презентации,
грамотного изложения мыслей в тексте и в кадре;
обучить основам подачи информации в работе с текстом, фотографией,
видео, аудио и сетью «Интернет», как с носителями современной информационнокоммуникативной культуры;
создать условия для освоения правил грамотного оформления контента и
создания медиа - проектов в общественно полезной деятельности.
развивающие:
развивать коммуникативные способности обучающихся, навыки
публичных выступлений, умение устанавливать и поддерживать контакты,
7
сотрудничать и работать в команде;
совершенствовать критические и творческие способности при
объективном отражении, корректной подаче информации и создании
мультимедийной продукции;
воспитательные:
вовлечь обучающихся в творческую деятельность, сделать их активными
участниками воспитательного процесса, обеспечить занятость подростков;
формировать жизненные и духовно-нравственные ценности на основе
выработки устойчивой системы нравственных социокультурных установок,
позволяющих определить перспективные жизненные позиции, стратегию своей
профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
способствовать
творческому
самовыражению
подростков
в
информационном пространстве на основе гражданского, нравственноэстетического отношения медиа-активиста к жизни;
формировать ответственное отношение к этическим нормам общения и
правилам коллективной работы, к конструктивному диалогу в деловом общении;
способствовать развитию культуры в сети «Интернет»;
воспитывать самостоятельность в практической деятельности,
совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность.
Зная концептуальную основу дополнительного образования детей, которая
соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание
уникальности человека, его права на самореализацию, личностно – равноправная
позиция педагога и ребёнка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нём личность, достойную уважения, следует придерживаться в
педагогической деятельности следующих принципов обучения:
индивидуальный подход к каждому участнику;
принцип психологической комфортности - создается образовательная
среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и
переживание радости, чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
принцип сознательности и активности, который предусматривает,
прежде всего, воспитание заинтересованности и творческого отношения к
решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при
обучении комплекса средств и приёмов (личная демонстрация приёмов,
использование ИКТ (видео- и фотоматериалы, Интернет-ресурсы);
принцип доступности, который требует, чтобы перед ребёнком
ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается
интерес к занятиям при этом, однако необходимо приучать детей к преодолению
8
трудностей;
принципы
деятельности
и
систематичности,
которые
предусматривают регулярную познавательную деятельность и чередование работы
и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности
обучающихся.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям медиадеятельностью, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы
на занятиях, дружеского отношения между обучающимися, взаимопонимания,
наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному
повышает психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает быть
уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
информационно – коммуникационная технология;
технология критического мышления;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающие технологии.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в освоении обучающимися социальных знаний, приобретении опыта
социального взаимодействия;
в
формировании
опыта
самоопределения
(личностного
и
профессионального);
в овладении обучающимися способами саморазвития и самореализации в
современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и
9
грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Воспитательный компонент ДООП «МедиаПоколение» реализуется через
учебное занятие, которое является частью всего образовательного процесса в
учреждении. Составители программы рассматривают занятие как лабораторию, где
происходит развитие личности ребенка, его социализация, где ребенок и педагог
выступают равноправными субъектами образовательного процесса.
Воспитательный потенциал занятия предполагает создание условий для
развития
познавательной
активности
обучающихся,
их
творческой
самореализации. С этой целью на занятиях, в рамках данной программы,
предполагается следующее:
демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
применение интерактивных форм работы, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной
работы и взаимодействия с другими детьми;
включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время занятия;
включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного
отношения к различным явлениям и событиям.
Воспитательные эффекты программы достигаются через:
актуализацию воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в
процессе реализации программы;
обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и
обучающихся;
разработку современного образовательного и воспитательного контента;
организацию и педагогическую поддержку социально-значимой
деятельности и социальных проб обучающихся.
Данной программой предусмотрена организация и проведение мероприятий
в рамках реализации Плана воспитательной работы с обучающимися,
проходящими обучение по данной программе, и участие в мероприятиях
учреждения.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий, становятся участниками и организаторами
мероприятий, выступают сопровождающими в различных поездках.
10
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, индивидуальных и групповых консультаций и бесед, открытых занятий,
где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и
творческих конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды занятий
Формы проведения занятий
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Формы проведения занятий:
творческая мастерская;
мастер-класс с участием представителей медиасферы;
дидактические игры и упражнения;
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный;
наглядный;
практический;
по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский;
по логичности подхода:
аналитический;
по критерию степени самостоятельности и творчества в
деятельности обучаемых:
частично-поисковый.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
комбинированные занятия;
интегрированные занятия;
занятия с применением электронных образовательных технологий;
коллективные творческие работы;
обобщающие занятия.
Требования к результатам освоения образовательной программы
предметные:
11
сформирована информационная компетентность обучающихся и
представление у них об информационной безопасности;
обучающиеся
овладели
теоретическими
знаниями,
методами
оперативного сбора информации, её обработки и публичной презентации,
грамотного изложения мыслей в тексте и в кадре;
изучены основы подачи информации в работе с текстом, фотографией,
видео, аудио и сетью «Интернет», как с носителями современной информационнокоммуникативной культуры;
созданы условия для освоения правил грамотного оформления контента
и создания медиапроектов в общественно полезной деятельности.
метапредметные:
развиты коммуникативные способности обучающихся, навыки
публичных выступлений, умение устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать и работать в команде;
совершенствуются критические и творческие способности при
объективном отражении, корректной подаче информации и создании
мультимедийной продукции;
личностные:
обучающиеся вовлечены в творческую деятельность, являются
активными участниками воспитательного процесса, обеспечена занятость
подростков;
формируются жизненные и духовно-нравственные ценности на основе
выработки устойчивой системы нравственных социокультурных установок,
позволяющих определить перспективные жизненные позиции, стратегию своей
профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
созданы условия для творческого самовыражения подростков в
информационном пространстве на основе гражданского, нравственноэстетического отношения обучающегося к жизни;
сформировано ответственное отношение к этическим нормам общения и
правилам коллективной работы, к конструктивному диалогу в деловом общении;
сформирована самостоятельность в практической деятельности,
усовершенствованы трудолюбие, самоотдача и организованность.
Способы определения результативности
В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:
познавательно-развлекательные мероприятия;
презентация творческих работ;
тесты, зачеты (по прохождении каждого раздела);
анкеты (в начале и в конце учебного года);
12
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
обучающихся.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки. Для этого
разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
Одним из показателей результативности является участие детского
объединения в конкурсном движении.
Подведением итогов реализации программы являются:
входящая диагностика – педагогическое наблюдение (январь);
промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия (май);
итоговая аттестация проводится по завершении всего курса обучения по
программе в виде естественно-педагогического наблюдения и презентации
творческих работ (декабрь).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсном движении.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных
качеств детей: навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая
активность, эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной
самооценке.
13
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование разделов
Кол-во часов
В
Т
П
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Верю – не верю»
СМИ в современном мире
Я и медиапространство
Основы журналистики и
медиадеятельности
Медиаграмотность
Презентация творческих работ «Древо
журналистских жанров»
Итого:
Формы аттестации/
контроля
педагогическое наблюдение
2
1
1
8
18
2
4
6 творческие задания
14 педагогическое наблюдение
50
6
44 творческие задания
60
8
52 зачет
6
-
6
144
21
123
педагогическое наблюдение
2.2 Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
Кол-во часов
Формы аттестации/ контроля
В Т П
Наименование разделов и тем
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
2
1
1 педагогическое наблюдение
Игровая программа «Верю – не верю»
8
2
6 творческие задания
СМИ в современном мире
Организация деятельности средств
4
1
3 педагогическое наблюдение
массовой информации
Основные функции СМИ
2 0,5 1,5 педагогическое наблюдение
Нормативная правовая основа
2 0,5 1,5 педагогическое наблюдение
деятельности СМИ
Я и медиапространство
18 4 14 педагогическое наблюдение
Навыки, которыми должен владеть
2 0,5 1,5 педагогическое наблюдение
человек в современном обществе
Знакомство с основами медиадеятельности 4 0,5 3,5 творческое задание
Информационные и мультимедийные
4 0,5 3,5 педагогическое наблюдение
технологии
Освоение технических приёмов работы с
графическими редакторами и программами 6
2
4 творческое задание
по обработке видео и звука
Профессии, связанные с медиа
2 0,5 1,5 творческое задание
Основы журналистики и
50 6 44 творческие задания
медиадеятельности
Жанры журналистики и актуальные
12 2 10 творческое задание
медиаформаты: обзор и сравнение
Методы сбора информации для
6
1
5 педагогическое наблюдение
журналистского материала
Культура и техника речи
14 1 13 педагогическое наблюдение
Основы видеосъёмки
8
1
7 творческое задание
Основы монтажа и редактирования видео
10 1
9 творческое задание
Медиаграмотность
60 8 52 зачет
Работа с информационными потоками,
12 2 10 педагогическое наблюдение
знакомство с базовыми медиа
Классические медиа: газета, радио,
16 3 13 творческое задание
телевидение
14
Цифровые медиа: блог, соцсеть,
14 3 11
видеоканал
Сбор информации для творческого проекта
5.4 с использованием различных
8
8
журналистских методов
Создание творческой работы «Древо
5.5
10 - 10
журналистских жанров»
Презентация творческих работ «Древо
6.
6
6
журналистских жанров»
Итого:
144 21 123
5.3
творческое задание
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа
«Верю – не верю».
Теория: знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Верю- не верю».
Раздел 2. СМИ в современном мире
Тема 2.1. Организация деятельности средств массовой информации
Теория: История журналистики: основные этапы и направления развития.
Правовой статус СМИ и журналиста. Информационная безопасность в работе
СМИ. Информационное общество и СМИ.
Практика: Изучение документов и материалов редакции любого регионального
СМИ. Деловая игра «Создание модели СМИ».
Тема 2.2. Основные функции СМИ
Теория: Информационная функция. Образование и социализация граждан.
Осуществление общественного контроля за действиями власти. Выражение
общественных интересов. Объединение граждан.
Практика: интерактивное упражнение «Функции СМИ». Решение ситуационных
задач
Тема 2.3. Нормативная правовая основа деятельности СМИ
Теория: теоретические положения ФЗ РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах
массовой информации»
Практика: решение ситуационных задач
Раздел 3. Я и медиапространство
Тема 3.1. Навыки, которыми должен владеть человек в современном обществе
Теория: Концентрация и управление вниманием. Эмоциональная и цифровая
грамотность. Творчество и креативность. Кросскультурность. Способность к
обучению и самообучению. Способность к отбору информации.
Практика: Упражнение «Знаки поведения». Упражнение «Как ты себя
чувствуешь?». Упражнение «Я рад с тобой общаться».
Тема 3.2. Знакомство с основами медиадеятельности
Теория: Основные задачи и теории медиаобразования: «практическая»,
15
«эстетическая / художественная» и «культурологическая».
Практика: Подготовка текстов в жанре «Новостная заметка», «Информационное
сообщение на ТВ» (с этапа «Сбор информации»).
Тема 3.3. Информационные и мультимедийные технологии
Теория: Мультимедиа: технология и основные составляющие. Гипермедиа.
Мультимедийные средства обучения.
Практика: Практическая работа по созданию мультимедийных проектов.
Создание и работа с видео.
Тема 3.4. Освоение технических приёмов работы с графическими
редакторами и программами по обработке видео и звука
Теория: Основы работы с графическими редакторами. Графическое
программирование. Видеомонтаж. Основы обработки звука.
Практика: Монтаж видеоклипа. Работа со звуком в редакторе «Audacity».
Создание видеофильма из отдельных файлов в программе «Movie Maker».
Тема 3.5. Профессии, связанные с медиа
Теория: Журналист. Редактор. Видеооператор и монтажёр. Аналитик медиа.
Графический дизайнер.
Практика: Анализ программы передач телеканала.
Раздел 4. Основы журналистики и медиадеятельности
Тема 4.1. Жанры журналистики и актуальные медиаформаты: обзор и
сравнение
Теория: Теория жанров журналистики. Информационные, аналитические и
художественно-публицистические жанры. Актуальные медиаформаты.
Практика: Подготовка текстов в жанре «Новостная заметка», «Информационное
сообщение на ТВ» (с этапа «Сбор информации»). Переработка предложенных
текстов в заданный формат. Работа перед камерой с готовыми текстами.
Тема 4.2. Методы сбора информации для журналистского материала
Теория: Коммуникативные / некоммуникативные, аналитические методы.
Практика: Интервью: подготовка, беседа, написание материала. Исследование
предметов и документов. Наблюдение.
Тема 4.3. Культура и техника речи
Теория: Техника речи, ее составные части. Дикция, голос.
Практика: Упражнения на содержательный анализ текстов.
Тема 4.4. Основы видеосъёмки
Теория: Правило третей. Ровный горизонт в кадре. Расположение главного объекта
съёмки не в центре, а по правой или левой вертикальной полосе. Съёмка на одном
уровне по линии взгляда. Крупность кадров при съёмке и монтаже. Статичные
планы. Свет и звук.
Практика: Съёмка монтажного материала. Съёмка зданий и ландшафта. Съёмка
видео в различных световых условиях. Съёмка видеоматериалов для видеороликов
16
по самостоятельно выбранной тематике.
Тема 4.5. Основы монтажа и редактирования видео
Теория: Организация материала. Выбор лучших сцен. Упорядочивание сцен и
создание структуры. Обрезка и монтаж снимков. Звуковое оформление.
Цветокоррекция и цветовая градация. Добавление эффектов и графики. Базовые
принципы монтажа.
Практика: Монтаж видеоролика в программе Windows Movie Maker.
Раздел 5. Медиаграмотность
Тема 5.1. Работа с информационными потоками, знакомство с базовыми
медиа
Теория: Информационный поток, управление информационным фоном. Виды
медиа. Массмедиа. Сущность журналистики.
Практика: Анализ и оценка мультфильмов. Сравнение специфики и аудитории
поисковиков.
Тема 5.2. Классические медиа: газета, радио, телевидение
Теория: Характерные черты классических медиа. Их особенности.
Практика: Анализ газетных заметок. Анализ телевизионных передач. Подготовка
сценариев телерепортажей.
Тема 5.3. Цифровые медиа: блог, соцсеть, видеоканал
Теория: Характерные черты цифровых медиа. Их особенности.
Практика: Анализ аккаунтов в социальной сети. Создание видеоканала. Создание
и ведение аккаунта в социальной сети.
Тема 5.4. Сбор информации для творческого проекта с использованием
различных журналистских методов
Практика: Задание «Опросы», «Изучение документов». Редакционное задание.
Тема 5.5. Создание творческой работы «Древо журналистских жанров»
Практика: Задание «Резюме». Задание «Заголовки». Создание презентации «Виды
и жанры журналистики».
Тема 6. Презентация творческих работ «Древо журналистских жанров»
Практика: демонстрация, защита и обсуждение творческих работ.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся должны
знать:
правила информационной безопасности;
методы оперативного сбора информации, её обработки и публичной
презентации, грамотного изложения мыслей в тексте и в кадре;
уметь:
самостоятельно осуществлять практическую деятельность по сбору,
обработке и представлению информации в различных жанрах журналистики и
17
медиаформатах;
грамотно оформлять контент и создавать медиа-проекты в общественно
полезной деятельности.
будут сформированы:
коммуникативные способности обучающихся, навыки публичных
выступлений, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и
работать в команде;
критические и творческие способности;
культура в сети «Интернет»;
ответственное отношение к этическим нормам общения и правилам
коллективной работы, к конструктивному диалогу в деловом общении;
жизненные и духовно-нравственные ценности на основе системы
нравственных социокультурных установок.
18
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного процесса
3.2
36
72
4
144
21
15
23 января 2025
30 декабря 2025
Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение:
материально - технические условия:
занятия проводятся в просторном, оборудованном всей
необходимой мебелью кабинете, соответствующем требованиям охраны труда,
противопожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение с достаточным
дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение обеспечивают
люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к
естественному освещению;
мультимедийное оборудование;
материально-техническое оснащение занятий:
цифровой фотоаппарат;
штатив;
кольцевая лампа;
микрофон;
принтер;
сканер;
ламинатор;
диктофон.
Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием любой квалификационной категории, владеющий
знаниями в области журналистики, обладающий знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе.
19
Методическое обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
презентации по темам:
Безопасность в сети Интернет;
Инфографика - сделать сложную информацию доступной;
Видео как средство коммуникации;
Аудио тексты. Подкаст в работе с аудио и видеоинформацией в
интернете.
Информационно дидактические материалы:
примерные конспекты занятий;
методические рекомендации по организации и проведению занятий
по программе «МедиаПоколение».
Методическое обеспечение программы
Название раздела
СМИ в современном мире
Я и медиапространство
Основы журналистики и
медиадеятельности
Материальнотехническое
оснащение, дидактикометодический материал
Отдельный
оборудованный кабинет,
мультимедийное
оборудование и
оснащение; презентации
по темам программы,
конспекты занятий
Медиаграмотность
Презентация творческих
работ «Древо журналистских
жанров»
Формы, методы, приемы
Формы учебного
обучения Педагогические
занятия
технологии
Формы занятий:
групповая,
индивидуальногрупповая,
фронтальная.
Методы и приемы
обучения: словесный,
создание психологически
благоприятной
атмосферы;
доброжелательность.
Педагогические
технологии: личностноориентированное
обучение, КТД,
коммуникативная,
здоровьесберегающая
комбинированное
комбинированное
интегрированное
комбинированное
коллективная
творческая
работа
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В
организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
20
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами
деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального развития
обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют общие для
всех этапов обучения критерии.
Оценка
результативности
освоения
программы
(деятельности)
обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты
обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная
соотносительная норма), с прежними результатами того же обучающегося
(индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и
критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения
применяется разработанная в коллективе система контроля успеваемости и
аттестации обучающихся. Данная система предполагает входящий контроль,
текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.
Входящий контроль в начале учебного года для определения уровня
подготовки ребенка.
Текущая аттестация регулярно (в рамках расписания) осуществляется
педагогом, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит
развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом
этапе обучения.
Основным методом промежуточной аттестации обучения по программе
являются: метод педагогического наблюдения; проведение зачетных мероприятий.
Итоговая аттестации проводится в конце учебного года.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным смотром и
промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся по следующей
шкале: высокий, средний, низкий.
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «МедиаПоколение» проводится в течение учебного
года:
входящий контроль (первичная диагностика) - январь;
промежуточная аттестация – май
итоговая аттестация – декабрь.
21
4. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. от 11.03.2024) «О
средствах массовой информации»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
22
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Список литературы для педагога:
Бирженюк Г.М. Журналист - это больше чем профессия. Сборник лекций
(Серия «Избранные лекции университета - ВЫП.30»); СПб, Издательство
СПбГУП, 2005.
Гин А. Приемы педагогической техники. М. 2005.
Ким М.Н.; Жанры современной журналистики; СПб, Издательство Михайлова
В.А., 2004.
Ковган. Т.В. Журналистика для начинающих. Изд-во М. Просвещение, 2019.
Спирина Н.А. Журналистика в школе. Изд-во Учитель, Волгоград, 2010.
Список литературы для детей:
Титов А.В. Не детское телевидение. Версия 2.0. СПб. 2016.
Титов А.В. Журналистика для чайников. СПб. 2015.
Титов А.В. Снимай и показывай. Руководство для начинающих. СПб. 2016.
Кононов Н.В. Автор, ножницы, бумага. Изд-во МИФ. М. 2019
Ильяхов М. Сычёва Л. Пиши, сокращай. М. Альпина Паблишер. 2019.
Ландо С. М. Фотокомпозиция для киношколы. СПб, Политехника-сервис. 2009.
23
Интернет ресурсы
Библиотека журналиста: http://www.infohome-altai.ru/node/143
Сайт,
посвященный
журналистике,
рекламе
http://www.mediasprut.ru/media/media.shtml
24
и
PR:
Приложение 1
Таблица для мониторинга предметных результатов освоения программы
«МедиаПоколение»
Условные обозначения степени освоения:
• «Н» - низкая (качество выражено слабо)
• «С» - средняя (качество выражено удовлетворительно)
• «В» - высокая (ярко-выраженное качество)
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Показатели освоения образовательной
программы
ФИО обучающихся
Знает историю развития средств массовой
коммуникации
Знает функции специалистов разных профессий
медиасферы
Знает основные жанры журналистики
Знает правила сценической речи и речевого
этикета
Знает правила этики журналиста
Способен грамотно писать тексты в нескольких
жанрах
Способен вежливо и грамотно общаться с
другими членами творческого коллектива и
незнакомыми людьми
Способен подготовить вопросы для интервью,
естественно вести себя в кадре
Знает особенности средств массовой
информации и коммуникации, роль газет,
телевидения и интернет-сообществ в жизни
общества
Знает правила создания фоторепортажей
Знает правила взаимодействия на съемочной
площадке
Знает основные тенденции развития медиасферы
Способен найти тему и информационный повод
для статьи или сюжета
Способен писать сценарии
Способен монтировать и озвучивать отснятый
материал
Способен грамотно и ярко презентовать себя
25
Входной контроль. При входном контроле используется анкетирование с
последующим обсуждением результата и беседой. Вопросы анкеты составлены с
учетом возраста обучающихся. В анкету включены вопросы закрытые (с выбором
ответов) и открытые (напиши свой ответ…).
АНКЕТА ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
1. Есть ли у тебя опыт литературной и журналисткой деятельности? (возможно
выбрать несколько ответов):
o Есть публикации в зарегистрированных СМИ
o Есть публикации в школьных стенгазетах
o Есть публикации в Интернете
o Есть неопубликованные стихи, рассказы, журналистские материалы
o Нет никакого опыта
2. Есть ли у тебя опыт фотографирования? (возможно выбрать несколько ответов):
o Есть опыт фотосъёмки на крупных школьных/городских мероприятиях в
качестве аккредитованного фотографа (съёмка на профессиональный
фотоаппарат)
o Есть опыт фотосъёмки школьных мероприятий
o Есть опыт фотосъёмки событий из своей жизни
o Есть опыт фотосьёмки селфи
o Нет никакого опыта
3. Есть ли у тебя опыт видеосъёмки? (возможно выбрать несколько ответов):
o Есть опыт видеосъёмки на крупных школьных/городских мероприятиях в
качестве основного видеооператора (съёмка на профессиональную камеру)
o Есть опыт видеосъёмки школьных мероприятий
o Есть опыт видеосъёмки событий из своей жизни
o Есть опыт видеосъёмки лайфов
o Нет никакого опыта
4. Есть ли у тебя опыт ведения своего блога? (возможно выбрать несколько
ответов):
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза в
неделю и подписчиков/друзей более 1000
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза в 2
недели и подписчиков/друзей более 500
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза в 3
недели и подписчиков/друзей более 100
26
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением один раз в месяц и реже,
подписчиков/друзей до 100
o Нет никакого опыта
5. Как ты оцениваешь свои компьютерные навыки? (1 – очень слабые, 2 – слабые,
3 – средние, 4 – хорошие, 5 – очень хорошие).
ДАЙ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ В КАЖДОЙ СТРОКЕ
Навыки/оценка
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
MS Office Word
AdobePremier
AdobePhotoshop
Adobe PowerPoint
MS Excel
Интернет-браузер
Социальная сеть
«Вконтакте»
Другие сайты/ порталы
Задания для беседы и установления контакта с обучающимся, понимание его
склонностей, желаний и понимания дальнейшей конструктивной работы (не для
оценки):
6.Напиши, кем ты хочешь стать в будущем? ________________________________
7. Почему ты выбрал именно эту профессию (направление)? __________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Напиши, кто твой кумир и почему? _____________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Промежуточный контроль. Проводится в форме собеседования. Собеседование с
обучающимися проводится по вопросам:
1. История зарождения печатной журналистики в России
2. История зарождения ТВ-журналистики в России
3. История зарождения печатной журналистики в мире
4. История зарождения ТВ-журналистики в мире
5. Чем отличается журналист газеты от журналиста телеканала?
6. Назови основные функции главного редактора печатного издания.
27
7. Назови основные жанры печатной журналистики.
8. Назови основные жанры ТВ-журналистики.
9. Основные правила этики журналиста.
10. Какова роль газет, телевидения и интернет - сообществ в жизни общества?
Итоговый контроль. Проводится в форме оценки отчётной творческой работы
обучающегося по 100-бальной шкале.
Общие критерии оценивания:
1. Наличие продуманной идеи, необычность, оригинальность задумки - от 0 до 20
баллов.
2. Эстетичность, композиционная стройность – от 0 до 15 баллов.
3. Грамотность – от 0 до 30 баллов.
4. Композиционная стройность, выдержанность жанров – от 0 до 35 баллов.
28
d
E
o
=.
o
o
5(
E
$r
A
L
o
=
E
{E
E
c
t'
ct
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)