КДООП Вместе с книгой мы растем 2025 скан

Hq AANI

/[euaPraMeHT o6PargeaH
YnPan.neHHe o6Pa3oBaHufl
My u u qn n anu u o3-6noA*"1: :_:
Ilettrp AelcK

PexomenAoBaHa
MeroAuqecK14 M collero'M

I::tt

' \rlo

tl
7'11

*\

otsulrjos

I 3 rn

::;;.-"ri$
t"

<"'o+

KPAI.KoCPOqHAfl/lonOILII4-|I]IIbHA'Il
pA3oB Al IlJIbltAfl oEI IIEPA3BI4R A loll lA fl I I'}o
1

((BMecre c KHurofi Mbl

Ha

n

PacreM)

paerfeH H ocrb : co

AMMA

i

rH an h tt o- t'v M a rI l'l l'apH

Ypoeens: craProertt'i
Borpacr o6Y'raroutllx q: )- /

Cpor

-

I P

"

at

Jle'r

peaJl143au vtuz 4 Mecsua, 60 'lacotl

Cocrasurelr:CocsoBcKHXVLpuuaCepreeeua'
neAaror AoIloJIHI4TeJIbHoro o6pa:oeauur'
MeroAHc'l'
CreuaHoea HaAexAa BopracoBHa'

r. ErcarePrll(lYPr', 2075

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный график
3.2 Условия реализации программы
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение

3
3
8
19
19
19
23
23
23
26
28
32

Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело, им
решается участь человека.
В. Г. Белинский
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Книга – это чудо из чудес! С самого раннего детства мы рассматриваем
картинки в книжках, потом учимся читать. Мы открываем книгу, перелистываем
страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить,
уносит нас, то в тридевятое царство, то в тридесятое государство. С книгой ребенок
с интересом познает окружающий мир, насыщается разными впечатлениями.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём
личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во
времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше,
обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Процесс формирования грамотного
читателя начинается в раннем детстве…. Но детский интерес к книге на первых
порах полностью зависит от взрослых.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вместе с книгой мы растем» имеет социально-гуманитарную направленность, по
времени реализации является краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вместе с книгой мы растем» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый
период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
4

 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022
«О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д.
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вместе с книгой мы растем» актуальна для детей дошкольного возраста тем, что
необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной
литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью.
Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир
человека. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей этого
возраста.
Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо
способствовать развитию речи как средства общения. Очень важно
совершенствовать диалогическую речь, учить быть доброжелательными и
корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Проблемы литературного образования детей на современном этапе
обусловлены тем, что все чаще знакомство с художественной литературой
происходит через интернет и телевизор, дети стали меньше читать, больше сидят
за компьютером, находясь в виртуальном мире.
Социальная значимость программы
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее
важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает
представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об
5

особенностях становления личности ребенка. Овладение родным языком как
средством и способом общения и познания является одним из самых важных
приобретений ребенка в этом возрасте. Дошкольный возраст – возраст
интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков
эффективного общения.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса и в
воспитании ребенка играет художественная литература. О.С. Ушакова отмечает,
что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление
и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое
значение, так как, расширяя знания детей об окружающем мире, она воздействует
на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного
языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую
литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение
книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь
к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки,
нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Педагогическая целесообразность
В настоящее время назрела необходимость создания программы,
направленной на развитие у детей интереса к чтению детской литературы. Она
должна учитывать интересы ребенка, иметь нацеленность на получение
положительного результата. Программа «Вместе с книгой мы растем» позволит
обеспечить развитие у детей 5 - 7 лет познавательных, художественноэстетических и речевые компонентов, их нравственных устоев. Чтение должно
стать для детей интересным занятием, они должны разбираться в разножанровых
текстах, анализировать их. Совместное чтение поможет привить любовь к книге и
воспитать чуткое, бережное отношение к слову.
Программа предусматривает проведение традиционных мероприятий:
экскурсий, библиотечных занятий, викторин, громких чтений, книжных выставок,
бесед, литературных игр, массово-зрелищных мероприятий совместно с
родителями.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является выделение для каждого
возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан
с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические
6

приемы, принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит
принципиальное отличие от существующих программ. Обучение детей по этой
программе позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе
содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать
индивидуальный темп продвижения ребенка, она активизирует интерес к чтению и
усвоению библиографических знаний. Программа способствует подъему духовнонравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнкачитателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы
нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и
новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. А также создание условий для
оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
ребенка и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Адресат программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вместе с
книгой мы растем» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста от 5
до 7 лет, проявляющих интерес к чтению.
Характеристика возрастной категории
У детей данного возраста уже сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности, а также в сфере отношений. Эта
компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные
решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Ребенок в состоянии
проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых
задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать
интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать
инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с
образцом и переделать, если что-то не получилось. Попытки самостоятельно
придумывать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе
развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется
познавательной литературой, символическими изображениями, графическими
7

схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Самооценка ребенка
старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее
завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат
деятельности, чем поведение. Происходит постепенный переход от игры как
ведущей деятельности к учению.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 15 - 17 человек, группы могут быть как одновозрастные, так
и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа: для обучающихся 5 лет – 25
минут, 6-7 лет – 30 минут. Между занятиями 10-ти минутный перерыв для
проветривания кабинета и отдыха детей.
Общий объем ОП, продолжительность обучения
Программа реализуется в течение 4 месяцев и по учебному плану рассчитана
на 60 часов.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 15 учебных недель в течение 4 календарных месяцев, необходимых
для ее освоения.
Уровень программы - «стартовый». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2. Цель программы - привитие потребности в систематическом чтении
детской художественной литературы для развития творческого мышления,
познавательных интересов и способностей обучающихся.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
образовательные:
 совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
8

 знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее
структурой, видами, жанрами, темами;
 формировать первичные представления об особенностях произведений и
творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
 сформировать
читательские
умения,
необходимые
для
квалифицированной читательской деятельности;
 учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста,
использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного
произведения;
 побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
 прививать интерес к положительным героям произведений;
 поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к
нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать»
произведение еще раз;
развивающие:
 развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной
литературы;
 развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о
существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя;
 развивать воображение, литературно-творческие способности, речь
память, мышление обучающихся;
 развивать умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать
народные сказки;
воспитательные:
 формировать основы читательской культуры, литературного вкуса
обучающихся;
 воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведения;
 формировать готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание
критически мыслящего, творческого читателя);
 воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного
(радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя);
 сформировать готовность к рациональному выбору книг (воспитание
разборчивого читателя);
 содействовать, всеми формами и методами, воспитанию всесторонне
развитой личности, создавать максимально благоприятные условия для ее
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития;

9

 воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и
чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность,
ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
 воспитывать у детей потребность к самостоятельной работе над культурой
своей речи и речевого общения.
Ценностные ориентиры
Содержание программы «Вместе с книгой мы растем» создаёт возможность
для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран. Ребенок-читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание,
воображение. В программу включены занятия библиографического характера,
которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Сами занятия не должны сводиться к простому перечитыванию текстов. В
них обязательно должны найти своё место и эстетическое переживание, и элементы
литературоведческого анализа, и литературное творчество самих детей.
Каждое занятие, каждая встреча с литературным героем должны нести в себе
воспитательные функции, заставлять детей думать и действовать.
Настоящая программа предусматривает разнообразные методические
приёмы, формы подачи текстов, систему вопросов и виды заданий, которые
помогают максимально раскрыть художественную ценность произведений:
 громкое чтение;
 пересказы;
 импровизированные инсценировки;
 рассматривание иллюстраций и репродукций;
 диалог с писателем;
 сочинительство;
 составление вопросов к текстам;
 выдвижение и проверка гипотез (там, где речь идет о выявлении мотивов
поведения героев);
 разнообразные игровые приёмы: литературные викторины, конкурсы,
аукционы, кроссворды, ребусы, «тексты с ошибками», игры-лото, игрыпутешествия.
В основу программы положены следующие принципы обучения и
воспитания:
 принцип адаптивности;
10








принцип творческого развития;
принцип психологической комфортности;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип успешности;
принцип доступности;
принцип индивидуального подхода.

Заповеди, которые мы не нарушаем:
 «Чем больше трудностей, тем больше бодрости»,
 «Думай, разведывай, соображай, решения и планы друзей уважай»,
 «Получи задание, не ищи легкой работы себе».
Воспитательная деятельность по реализации программы
Цель программы воспитания – воспитание в детях чувства гордости за
свою страну, развитие их кругозора, стимулирование любознательности,
воспитание самостоятельности и самокритичности.
Задачи программы воспитания:
 сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда,
педагогам, сверстникам;
 воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию,
нравственному развитию;
 воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать
из них уроки, развивать такие качества как упорство, здоровое соперничество,
смелость, выносливость;
 познакомить обучающихся с основами начальной геометрии, черчения;
 сформировать умение работать в команде;
 сформировать способности к анализу и представлению своей
нравственной позиции;
 воспитывать волю, настойчивость, ответственность и самостоятельность.
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброта, совесть, ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной
культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
11

 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина,
встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра,
организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия:
 убеждение;
 упражнение;
 пример (заражение «личным примером»);
 методы поощрения, соревнование.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так
как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного
характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося.
Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения,
рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные
беседы авторитетных и близких к обучающемуся людей, убеждение на
собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок,
увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на
стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним
связывает интересное дело, который является для него авторитетным помощником.
Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы высокой
нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д.,
обучающийся глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социальнонравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть
более успешен, чем в основном образовании.
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
12

домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Ежемесячные беседы по правилам поведения, безопасности дома, на улице,
в общественных местах, пожарной безопасности и безопасности на дорогах,
личной безопасности. В данном случае работает крылатое выражение:
«Предупрежден, значит вооружен».
Особенно полезно привлекать обучающихся к участию в выставках своих и
коллективных творческих работ. Участие в конкурсах воспитывает в ребенке
творческий дух, волю к победе, психологическую устойчивость, а также
патриотизм, так как дети отстаивают честь своего учреждения, района, города,
страны.
Конкурсы и выставки проходят в соответствии с планом учебно-массовых
мероприятий.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими в поездках на мероприятия.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка.
Формы и методы организации образовательного процесса
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Формы проведения занятий
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены
разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации
деятельности детей способствует разнообразие форм и методов работы: тесты,
викторины, кроссворды, литературные игры. Данная программа способна помочь
ребенку «раздвинуть» привычные рамки в постижении мира, окружить его добром,
увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить
к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу
взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально
положительный результат.
13

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи
учебных сведений педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
 самостоятельные,
несамостоятельные
(характеризует
степень
управления педагогом познавательной деятельности обучающихся)
 исследовательский
(наблюдения,
опыты,
элементарная
исследовательская работа и экспериментирование);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
и воспитания:
 убеждение,
 упражнение,
 личный пример;
 поощрение.
Рациональное применение этих форм, методов обучения обеспечивает
эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
 основы читательской культуры, литературного вкуса;
 умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия,
сопереживать героям произведения;
 готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически
мыслящего, творческого читателя);
 чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей
концовке, «победе» положительного героя);
 готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого
читателя);
 созданы максимально благоприятные условия для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития всесторонне развитой
личности;

14

 литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать
настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность,
красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
 потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи и
речевого общения;
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению других;
 нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,
способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации читательской деятельности);
 толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
У обучающихся будет:
 развит устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной
литературы;
 развито желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании
в нем добра и зла, о том, как вести себя;
 развито воображение, литературно-творческие способности, речь память,
мышление обучающихся;
 развито умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать
народные сказки.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в литературнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета.
Обучающиеся:
 будут знать диалогическую и монологическую формы речи;
 будут знать детскую литературу как явление культуры, ее структуру,
виды, жанры, темы;
 будут знать особенности произведений и творчество известных русских и
зарубежных детских писателей;
 будут уметь самостоятельно и последовательно передавать содержание
текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для
литературного произведения;
 будут сформированы читательские умения, необходимые для
квалифицированной читательской деятельности;
15

 будет привит интерес к положительным героям произведений;
 будут проявлять желание слушать произведение, рассматривать
иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание
«прочитать» произведение еще раз.
Целевые ориентиры образовательной программы:
 ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно
расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях,
деятельности с другими детьми и взрослыми, способен понимать состояния и
поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной
ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с
окружающими;
 ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться,
уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с
чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с
людьми других национальностей и др.), с удовольствием рассказывает о своих
друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического
общения;
 ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения
с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и
реальных ситуаций взаимодействия;
 ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет
воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и
слабых, посильно помогает им;
 ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность
расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых
знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать
разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов,
получения знаний и содержательного общения;
 ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории,
необычным памятникам, зданиям, к событиям настоящего и прошлого родного
края, к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству
с их культурой, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное
исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с
прошлым и настоящим родного края;
 ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в
рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных
способов решения одной и той же задачи, способностью выйти за пределы
исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый,
оригинальный продукт;
16

 ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту
окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного,
музыкального творчества;
 ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого
бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих,
соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и
эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и
сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и
общении;
 ребенок знает названия художественных произведений, свойственных
своему возрасту.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны
педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению
итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их
выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых,
желательно, чтобы они носили игровой характер.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие задания (выставки рисунков к прочитанным произведениям, показы
детских достижений (ораторское искусство), конкурсы), наблюдение,
тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия.
17

Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь);
 промежуточная аттестация (конец октября-начало ноября);
 итоговая аттестация обучающихся (декабрь).
Мониторинг результатов обучения ребенка и мониторинг личности развития
ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Вместе с книгой мы растем» представлен в
Приложении 1 таблицах 1 и 2.

18

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
Кол-во часов
В
Т
П

Название раздела и темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Будем знакомы»
Здравствуй, книга!
Мои первые книжки
Сказки
Викторина «Сказочное колесо»
Детские писатели.
Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки», шутки.
Литературные игры «Сочини, загадай и отгадай
загадку».
Итого:

2

1

1

10
6
32
2
4

3
2
12

7
4
20
2
3

1

2

2

2

2

60

19

Формы аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
собеседование
выставка
викторина
викторина
викторина
педагогическое
наблюдение
конкурс

41

2.2 Учебный (тематический) план
Кол-во часов
В
Т
П
2

1

1

2.
2.1
2.2
2.3
2.4

Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Будем знакомы»
Здравствуй, книга!
Виртуальная экскурсия в библиотеку
«О чем я люблю читать»
«Из какой я сказки, отгадай?»
«Передай добро по кругу»

10
2
2
2
2

3
1
1

7
1
1
2
2

2.5

Беседа о бережном отношении к книге

2

1

1

6
2
2
2
32
4
2
2
4
2
2
2
2

2
1
1
12
2
1
1
2
1
1
1
1

4
1
1
2
20
2
1
1
2
1
1
1
1

Формы
аттестации/контроля
педагогическое
наблюдение
собеседование
наблюдение
творческое задание
наблюдение
наблюдение
творческое задание,
тестирование
выставка
наблюдение
творческое задание
творческое задание
викторина
викторина
творческое задание
творческое задание
викторина
творческое задание
творческое задание
викторина
творческое задание

22

7

15

викторина

4
4
4
4

1
1
1
1

3
3
3
3

викторина
творческое задание
викторина
творческое задание

№ п/п
1.

Разделы программы

Мои первые книжки
Книжки-малышки.
Книжки-картинки
Выставка рисунков «Моя первая книжка»
Сказки
Русский народные сказки о животных
Сказка «Маша и медведь»
Сказка «Колобок»
Русский народные сказки
Сказка «Морозко»
Сказка «Снегурочка»
Волшебные русские народные сказки
«Золотой петушок»
Сказки русских, зарубежных и
4.4
современных писателей
4.4.1 А.С. Пушкин. Сказки
4.4.1.1 Сказка о рыбаке и рыбке
4.4.2 Братья Гримм «Сказки»
4.4.2.1 Бременские музыканты
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.1.1
4.1.2
4.2
4.2.1
4.2.2
4.3
4.3.1

19

4.4.3
4.4.3.1
4.4.4
4.4.4.1
4.4.5
4.4.6
4.4.7
5.
6.
6.1

Г.Х. Андерсен. Сказки
«Дюймовочка»
Ш. Перро. Сказки
Красная Шапочка.
П. Ершов. «Конёк-горбунок».
А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
К.И. Чуковский. Айболит.
Викторина «Сказочное колесо»
Детские писатели.

4
4
4
4
2
2
2
2
4

1
1
1
1
1
1
1
1

3
3
3
3
1
1
1
2
3

В. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

4

1

3

Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки», шутки.
Литературные игры «Сочини, загадай и
отгадай загадку».
Всего часов:

7.
8.

2

2

2

2

60

19

викторина
творческое задание
викторина
творческое задание
викторина
творческое задание
наблюдение
викторина
викторина
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
конкурс

41

Содержание учебного плана
№ п/п

Раздел, тема

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ

2.

Здравствуй, книга!

2.1

Виртуальная экскурсия
в библиотеку

2.2

«О чем я люблю
читать»

2.3
2.4

«Из какой я сказки,
отгадай?»
«Передай добро по
кругу»

2.5

Беседа о бережном
отношении к книге

3.

Мои первые книжки

3.1

Книжки-малышки

3.2

Книжки-картинки

Содержание учебного плана
Теоретическая составляющая Практическая составляющая
Знакомство с программой, её
Просмотр презентации.
целями и возможностями.
Игровая программа– «Давайте
Инструктаж по правилам
познакомимся!».
безопасности на занятиях.
Знакомство
детей
с
библиотекой,
правилами
обращения
с
книгой,
правилами
пользования
библиотекой,
правилами
поведения
в
библиотеке.
Понятие
«художественная
литература».
Роль
художественной литературы в
жизни человека.
Определить
читательские
интересы обучающихся в
начале учебного года.

Игровая программа «Я пришел
в библиотеку»

Выставка рисунков
любимый герой»

«Мой

Игра «Найди меня!».
Игровая
программа
«Посвящение в читатели».
Составить рассказ «Как я
О бережном отношении к обращаюсь с книжками» и
книге.
«Правила
пользования
книгой».
Знакомимся
малышками
Знакомство
картинками

с
с

книжками- Выразительное
чтение
книжек-малышек
книжками- Составление устного рассказа
по картинкам
20

3.3
4.
4.1
4.1.1

4.1.2
4.2
4.2.1
4.2.2
4.3
4.3.1
4.4
4.4.1
4.4.1.1
4.4.1.2
4.4.2
4.4.2.1
4.4.3
4.4.3.1
4.4.4
4.4.4.1

4.4.5

4.4.6

4.4.7

Выставка рисунков
«Моя первая книжка»
Сказки
Русский народные сказки о животных
Что такое сказка? Как
Сказка «Маша и
самостоятельно
находить
медведь»
выход из трудной жизненной
ситуации, исправлять ошибки.
Через сказку знакомим с
крестьянским жилищем
Сказка «Колобок»

Рисуем
персонажи
первых книжек

своих

Совместное чтение
Игра «Найди выход».

сказки.

Совместное чтение сказки.
Рассказ «Чтобы я сделал на
месте Колобка при встрече с
лисой»

Русский народные сказки
Совместное чтение сказки.
О противостоянии добра и зла. Чтение по ролям. Развитие
творческих способностей.
Чему учит русская народная Совместное чтение сказки.
Сказка «Снегурочка»
сказка «Снегурочка».
Обсуждение поведения героев.
Волшебные русские народные сказки
Совместное чтение сказки.
Сказка «Золотой
Русская
народная
сказка
Чтение по ролям. Развитие
петушок».
«Золотой петушок».
творческих способностей.
Сказки русских, зарубежных и современных писателей.
А.С. Пушкин. Сказки.
Знакомство с биографией и Совместное чтение сказки.
Сказка о царе Салтане
творчеством А.С. Пушкина.
Учим отрывки наизусть.
Совместное чтение сказки.
Сказка о рыбаке и
Чтение по ролям. Развитие
рыбке.
творческих способностей.
Братья Гримм «Сказки»
Знакомство с биографией и Совместное чтение сказки.
Бременские
творчеством братьев Гримм
Чтение по ролям. Развитие
музыканты.
творческих способностей.
Г.Х. Андерсен. Сказки
Знакомство с биографией и Совместное чтение сказки.
«Дюймовочка»
творчеством Г.Х. Андерсена
Рисунки «Моя дюймовочка»
Ш. Перро. Сказки
Совместное чтение сказки.
Знакомство с биографией и Инсценирование
фрагмента
«Золушка»
творчеством Ш. Перро.
сказки. Развитие творческих
способностей.
Громкое
чтение
сказки
П. Ершов. «КонёкЗнакомство с биографией и Развитие техники чтения,
горбунок»
творчеством П. Ершова.
выразительного
чтения.
Викторина по сказке
А.Н. Толстой.
Громкое
чтение
сказки.
Знакомство с биографией и
«Приключения
Инсценирование
фрагмента
творчеством А.Н. Толстого
Буратино»
сказки.
Совместное чтение сказки.
К.И. Чуковский.
Знакомство с биографией и Праздник,
посвящённый
«Айболит»
творчеством К.И. Чуковского творчеству К.И. Чуковского
«В гостях у дедушки Корнея».
Сказка «Морозко»

21

5.
6.

6.1

7.

8.

Викторина «Сказочное
колесо»
Детские писатели
В. Успенский
«Крокодил Гена и его
друзья»

Викторина
колесо»

«Сказочное

Громкое
чтение
сказки.
Игровая
программа
Знакомство с биографией и
«Путешествие
в
страну
творчеством В. Успенского
веселых
сказок
Э.
Успенского».

Книги-сборники
«Весёлые потешки»,
«Скороговорки и
считалки», шутки.
Литературные игры
«Сочини, загадай и
отгадай загадку».

Читаем, учим, проговариваем.
Литературная
игра
«Кто
быстрее и лучше».
Литературные игры «Сочини,
загадай и отгадай загадку».

Ожидаемые результаты реализации программы
После прохождения программы обучающиеся должны
знать:
 содержание изученных литературных произведений;
 главных героев произведений;
 авторов детской классической литературы;
 стихотворения, считалки, загадки, потешки;
уметь:
 самостоятельно читать произведения художественной литературы
(сказки, рассказы, басни, стихи);
 отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений;
 анализировать явления, события, поступки литературных героев,
оценивать их;
 пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
 эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям
произведения;
 передавать свои впечатления от художественных произведений в других
видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.);
 выразительно читать стихотворения;
 инсценировать небольшие сказки или сцены из них.

22

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Окончание учебного года

15
30
4
60
15.09.2025
30.12.2025

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафами, для хранения
наглядного материала;
 книжный уголок в кабинете;
 мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
 художественная литература.
 канцелярские принадлежности, инструменты и материалы (приобретают
родители/законные представители).
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог со средним
специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками для реализации
данной образовательной программы.
Методическое обеспечение
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной
литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития,
существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для
чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе
книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести
познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе
отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений
23

эстетики. Правильная организация образовательного процесса определяет качество
педагогической работы.
Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не
соревнование, предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной
задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу
собственных возможностей, способностей.
На занятиях используются динамические упражнения, физкультминутки,
которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей,
отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия
упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Художественная литература по темам курса:
 детская художественная литература;
 детская познавательная литература.
Цифровые образовательные ресурсы:
аудиокниги:
 http://hyaenidae.narod.ru/
 http://www.rodon.org/other/rnsoj.htm
 https://frigato.ru/basni/
 http://papinsait.ru
 http://lukoshko.net
 http://barto.su
Информационно-дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 сценарии мероприятий;
 демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
 тематические картотеки: «стихи», «загадки», «сказки»;
 биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по
организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
 конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов.

24

Методическое обеспечение ДООП «Вместе с книгой мы растем»
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Название раздела,
темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

отдельный кабинет с
рабочими
столами,
Здравствуй, книга!
стульями, шкафами, для
хранения наглядного
материала, компьютер,
Мои первые
мультимедийное
книжки
оборудование, детская
художественная
литература, детская
Сказки
познавательная литература,
аудиокниги,
примерные конспекты
занятий, сценарии
Викторина
«Сказочное колесо» мероприятий,
демонстрационный
материал: серия сюжетных
картин, тематические
Детские писатели.
картотеки: «стихи»,
«загадки», «сказки»,
Книги-сборники
биографии детских
«Весёлые
писателей, портреты,
потешки»,
методические
«Скороговорки и
рекомендации по
считалки», шутки.
организации различных
Литературные игры форм работы с детьми по
«Сочини, загадай и творчеству писателей,
канцелярские
отгадай загадку».
принадлежности.

Формы, методы,
приемы обучения
Педагогические
технологии
Формы занятий:
групповая;
индивидуальногрупповая;
фронтальная.
Методы и приемы
обучения:
словесный;
исследовательский;
иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
создание
психологически
благоприятной
атмосферы;
доброжелательность.
Педагогические
технологии: игровая;
личностноориентированное
обучение; КТД;
коммуникативная;
здоровьесберегающая

Формы учебного
занятия

комбинированное

комбинированное

комбинированное

комбинированное

комбинированное

комбинированное

игровое

25

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются
характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного
образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Цель мониторинга – изучение качественных показателей достижений детей в
конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
 изучить продвижение ребенка в освоении программного материала;
 составить объективное и информативное представление об
индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивномодельной деятельности;
 собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой
процедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела и выражаются
в параметрах его развития;
 обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает
возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы
программы.
Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя
несколько модулей развитие саморегуляции и произвольности, развитие памяти,
развитие восприятия, развитие воображения, развитие свойств и видов внимания,
развитие коммуникативных навыков и умений, развитие мышления
(мыслительные операции). Для сбора диагностических данных используется метод
наблюдения.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3бальной системе:
 высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на
вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает
ее и сразу исправляет;
 средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет
задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении
незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым,
сам исправляет ее;
 низкий (критический) – ребенок справляется только с частью заданий,
ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам
их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.
Критерии вносятся в диагностические карты.
26

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям
оцениваются достижения обучающихся в качественном выражении, что позволяет
определить индивидуальное своеобразие развития каждого и тем самым избежать
попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт,
обесценив его индивидуальность и творческие способности.
Для отслеживания результатов также создаются диагностические таблицы:
 наблюдения;
 личных бесед с детьми и их родителями;
 анализа продуктов деятельности детей;
 итогового занятия в виде викторины, игровой программы или досуга праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Фонд оценочных средств
Для определения качества освоения обучающимися материала по программе
используются следующие оценочные средства:
 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций;
 мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Вместе с книгой мы растем»
(Приложение 1. Таблица 1);
 мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вместе с
книгой мы растем» (Приложение 1. Таблица 2).
Описание форм диагностики
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводится диагностика творческого потенциала обучающихся (входящая
диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) с целью определения
мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
Способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь);
 промежуточная аттестация (конец октября-начало ноября);
 итоговая аттестация обучающихся (декабрь).

27

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый
период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
28

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022
«О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д.
Список литературы для педагога:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в
детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гавриш Н.В., Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. М:
Издательство «Сфера» 2007.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., МозаикаСинтез, 2009
4. Гурович Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. –
СПб: Питер, 1996.
5. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст]
/Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.

29

Список литературы для детей:
1. Андерсен, Х. К. Дюймовочка [Текст] / Х. К. Андерсен перевод с датского. – М.:
Просвещение, 1987. – 271с.
2. Агния Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литература,
1981.
3. Барто, А. Л. Стихи [Текст]: / А. Л. Барто. Малыш, 2015. – 62 с.
4. Бианки, В. В. Первая охота [Текст]: сказки / В. В. Бианки. – М.: Детская
литература, 2012. – 16 с.
5. Маршак С.Я., Михалков С.В., Усачев А.А., Барто А.Л. Волшебные новогодние
стихи, песенки, загадки, игралки. Изд.: – М.: Малыш, 2018. -64с.
6. Маршак, С. Я. Рассказы в стихах [Текст]: стихи / С. Я. Маршака. – М.: Детская
литература, 1984. – 126 с.
7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]: сост., авт. Вступ. ст.,
коммент. и слов. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
8. Сказки русских писателей [Текст]: Вступит. статья, сост., и коммент. В. П.
Аникина. - М.: Детская литература, 1983. – 687 с.
9. Чуковский, К. И. Стихи и сказки [Текст]: / К. Чуковский. – М.: Детская
литература, 1981. – 638 с.
10. Шарль Перро [Текст]: сказки / Шарль Перро. – М.: Детская литература, 1991.
– 32 с.








Интернет-ресурсы:
http://hyaenidae.narod.ru/
http://www.rodon.org/other/rnsoj.htm
https://frigato.ru/basni/
http://papinsait.ru
http://lukoshko.net
http://barto.su

30

Приложение 1. Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Вместе с книгой мы растем»
Показатели
(оцениваемые параметры)
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебного плана
программы)
2. Владение специальной
терминологией

II. Практическая подготовка ребенка:
1.Практические умения и навыки,
предусмотренные программой (по
основным разделам учебного плана
программы)
2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
3.Творческие навыки

Кол-во
Методы
баллов диагностик
Соответствие теоретических минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
наблюдение,
знаний ребенка программным объема знаний, предусмотренных программой);
тестирование,
требованиям;
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет
5
контрольный
Осмысленность и
более 1/2);
опрос,
правильность использования максимальный уровень (ребенок освоил практически
10
собеседование
специальной терминологии
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период).
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает
1
употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную
5
терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины
10
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием)
Соответствие практических
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
1
контрольные
умений и навыков
предусмотренных умений и навыков);
задания
программным требованиям
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков
5
Отсутствие затруднений в
составляет более 1/2);
использовании специального максимальный уровень (ребенок овладел практически
10
оборудования и оснащения
всеми умениями и навыками, предусмотренными
Креативность в выполнении
программой за конкретный период).
практических заданий
минимальный уровень умений (ребенок испытывает
1
контрольные
серьезные затруднения при работе с оборудованием);
задания
средний уровень (работает с оборудованием с
5
помощью педагога);
10
Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

31

максимальный уровень (работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
начальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном
задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет практические задания
с элементами творчества)
III. Обшеучебные умения и навыки
Адекватность восприятия
минимальный
уровень
умений
(обучающийся
ребенка:
информации, идущей от
испытывает серьезные затруднения при восприятии
3. Учебно-коммуникативные умения: педагога
информации, идущей от педагога,);
3.1.1 Умение слушать и слышать
Свобода владения и подачи
средний уровень (обучающийся испытывает
педагога
обучающимся
незначительные затруднения при восприятии
3.1.2 Умение выступать перед
подготовленной информации информации, идущей от педагога,)
аудиторией
Самостоятельность в
максимальный уровень (адекватное восприятие
3.1.3. Умение вести полемику,
построении дискуссионного
информации, идущей от педагога)
участвовать в дискуссии
выступления, логика в
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
4. Учебно-организационные умения и построении доказательств
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
навыки:
Способность самостоятельно объема навыков соблюдения правил безопасности,
4.1.1. Умение организовать свое
готовить свое рабочее место к предусмотренных программой);
рабочее (учебное) место
деятельности и убирать его за средний уровень (объем усвоенных навыков
4.1.2. Навыки соблюдения в процессе собой
составляет более 1/2);
деятельности правил безопасности
Соответствие реальных
максимальный уровень (ребенок освоил практически
4.1.3. Умение аккуратно выполнять
навыков соблюдения правил весь объем навыков, предусмотренных программой за
работу
безопасности программным
конкретный период)
требованиям
удовлетворительно – хорошо - отлично
Аккуратность и
ответственность в работе

1

контрольные
задания

5

10
1

наблюдение

5

10

1

наблюдение

5
10

32

Таблица 2
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Вместе с книгой мы растем»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Организацион
но-волевые
качества:
1 Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль

Способность переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение определенного
времени, преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Ориентацион
ные качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Степень выраженности
оцениваемого качества

- терпения хватает
меньше, чем на ½
занятия;
- терпения хватает
больше, чем на ½
занятия;
- терпения хватает на
все занятие;
— волевые усилия
ребенка побуждаются
извне;
— иногда — самим
ребенком;
— всегда — самим
ребенком
— ребенок постоянно
действует под
воздействием контроля
извне;
-периодически
контролирует себя сам;
- постоянно
контролирует себя сам
- завышенная;
- заниженная;
- нормальная
- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне;
- интерес периодически
поддерживается самим
ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

Кол-во
баллов

Методы
диагностики

1

наблюдение

5

10
1

наблюдение

5
10
1

наблюдение

5

10
1
5
10
1

наблюдение

5

10

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».