КДООП Друзья дорожного движения 2025 скан

pHlr6yp|a
{)lttl
61la lotrarttt

Yree

PerconaeHAoBaHa

MeroAr4.{ecKI4M coBe'toM

l

I

<
nporoKon

errh
M MEY i lO I ti t

l{td:-or

I

i.l A:^:

("-".\

M.ll€

tF "*'/".?)

'"

KPATI{OCPOqHAtI /lOnOJIl IH'l'llIIbt I n tl
OEUIFjOBPA3OBATF.JIbHA-fl OBI tlt,PA3Bl4BA tOI I [Atl l I POI PA MMA

(Apy3br Aopoll(Hol-o

ABHIKeH 14 tl ))

Hocr[, : co qH aJl b I lo- I'\' M a t] H I a p tl at
VpoeeHs: craproeutfi
Borpacr'o6yva rotuHxcs : 6- I 0 .irc'r'
Cpor peaflu3aunrt: 4 rnlecqua, 60 qacoB
Ha

n pa B,teH

Cocrasurens: EyxroqpoBa IOnHq flauoeHa,
neAarof AonoJIHLITeJIbHoro o6pa:oeaHul
CrenaHoea HaAexAa IioPtacoeHa,
rreAafor AoIr oJIHI,ITeJIb Horo o6pa:o

:l

r. [:.ralepraH6ypr, 2025

naH u n

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3
3
8
14
14
14
18
18
18
20
22

2

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Дорожно-транспортные происшествия происходят ежедневно. Причем,
несчастные случаи возникают не только на больших транспортных магистралях,
но и на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к
сожалению, участниками ДТП зачастую бывают наши дети.
Возможно, происходит это потому, что обучающиеся не знают правил
дорожной безопасности или нарушают их, не представляя серьезных последствий
правонарушений.
Задача педагога дополнительного образования – донести правила и знания
до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного
движения в целях самосохранения.
Место программы в образовательном процессе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Друзья дорожного движения» имеет социально–гуманитарную направленность,
по срокам реализации является краткосрочной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Друзья
дорожного
движения»
разработана
в
соответствии
с
основополагающими документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на
плановый период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
3

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
 Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
4

финансирования дополнительного образования Свердловской области, приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №
219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д.
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Обучение по образовательной программе «Друзья дорожного движения»
направлено на формирование у детей культуры поведения на дороге, гражданской
ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Программа соответствует возрастным особенностям обучающихся,
вариативна и адаптируется под реальные возможности обучающихся в условиях
учреждения дополнительного образования.
Социальная значимость программы
Реализация теоретической части данной программы позволит обучающимся
получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки
безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а
также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть
программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил
дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного
травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся.
Программа «Друзья дорожного движения» направлена на реализацию
лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного
движения.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к
культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
5

возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного
движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы от уже существующих
заключаются в том, что:
 ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и
проявляют свои индивидуальные способности;
 развиваются исследовательские и конструкторские навыки у
обучающихся;
 проводятся практические занятия по вождению велосипеда;
 дети принимают активное участие в различных конкурсах по
профилактике дорожно-транспортной безопасности;
 проводятся встречи с инспекторами ГИБДД.
Новизна программы
Несомненно, известны многочисленные случаи, когда связь между знанием
и умением отсутствует: ребенок знает правила дорожного движения, точно
воспроизводит их формулировки, однако не применяет их на практике. Новизна
программы заключается в том, что дети получают систематизированную
теоретическую информацию о безопасном поведении на улицах и приобретают
практические необходимые навыки поведения на дороге.
Для проведения занятий используются активные формы и методы.
Обучающимся представляется возможность принимать участие в конкурсах,
викторинах различного уровня. Деятельность отряда ЮИД по пропаганде ПДД
должна стать руководством к действию для оказания помощи изучения правил
дорожного движения во всех объединениях Центра через агитацию, пропаганду,
конкурсы, игры, соревнования для каждого обучающегося.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Друзья
дорожного движения» ориентирована на детей младшего школьного возраста 6-10
лет.
Характеристика возрастной категории
В младшем школьном возрасте происходит переход от дошкольного детства
к школьному, что сопровождается существенными изменениями в жизни ребёнка.
Дети становятся более самостоятельными и ответственными, у них появляется
чувство долга и обязанности. Развивается способность к волевым усилиям,
6

умение сдерживать свои желания и подчиняться требованиям взрослых. В то же
время сохраняется потребность в игре и общении со сверстниками. Мышление
переходит от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому.
Дети в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое
отношение к взрослым. Постепенно особую роль в их жизни начинает играть
коллектив сверстников и складывающиеся в нём отношения. Детям свойственна
повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение
границ и сфер интересов, увлечений.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концертировать свое внимание на чем-либо - основные характерные черты детей
младшего школьного возраста. В эту пору высок естественный авторитет
взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его
суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме,
легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Предельная наполняемость групп составляет 15 - 17 человек.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся: 2 раз в неделю, 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа для обучающихся 6-7 лет 30 минут, для обучающихся 8 лет и старше - 40 минут, перерыв между занятиями
– 10 минут (для проветривания кабинета и отдыха детей).
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Программа реализуется в течение 4 месяцев и рассчитана на 60 часов.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 15 учебных недель в течение 4 календарных месяцев,
необходимых для ее освоения.
7

Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
которые допускают освоение знаний правил дорожного движения,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
1.2 Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 научить основным правилам дорожного движения;
 обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по
безопасному поведению на улицах и дорогах;
 обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
 сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность;
развивающие:
 развивать мотивацию к безопасному поведению;
 развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
 развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
воспитательные:
 воспитывать сознательное отношение к выполнению правил
дорожного движения;
 воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях
дорожного движения.
Принципы программы
 принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся;
 принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во
многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание
на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.;

8

 принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия,
обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной
среде;
 принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.
С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых
качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности
дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения;
 принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная
инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения
нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия
ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих;
 принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Учебно-воспитательная работа
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с
рабочей программой воспитания МБУ ДО ЦДТ «Галактика», ее ежегодным
планом.
Цель программы воспитания – воспитание в детях чувства гордости за
свою страну, развитие их кругозора, стимулирование любознательности,
воспитание самостоятельности и самокритичности.
Задачи программы воспитания:
 сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда,
педагогам, сверстникам;
 воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию,
нравственному развитию;
 воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать
из них уроки, развивать такие качества как упорство, здоровое соперничество,
смелость, выносливость;
 познакомить обучающихся с основами начальной геометрии, черчения;
 сформировать умение работать в команде;
 сформировать способности к анализу и представлению своей
нравственной позиции;
 воспитывать
волю,
настойчивость,
ответственность
и
самостоятельность.
9

Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброта, совесть, ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито
стремления
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной
культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина,
встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра,
организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия:
 убеждение;
 упражнение;
 пример (заражение «личным примером»);
 методы поощрения, соревнование).
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так
как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного
характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося.
Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения,
рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные
беседы авторитетных и близких к обучающемуся людей, убеждение на
собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок,
увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на
стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним
связывает интересное дело, который является для него авторитетным
помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы
высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и
т.д., обучающийся глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание
социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может
быть более успешен, чем в основном образовании.
10

Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и
мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений,
творческих достижений наших соотечественников, роли России в мировом
сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Ежемесячные беседы по правилам поведения, безопасности дома, на улице,
в общественных местах, пожарной безопасности и безопасности на дорогах,
личной безопасности. В данном случае работает крылатое выражение:
«Предупреждён, значит вооружен».
Особенно полезно привлекать обучающихся к участию в выставках своих и
коллективных творческих работ. Участие в конкурсах воспитывает в ребенке
творческий дух, волю к победе, психологическую устойчивость, а также
патриотизм, так как дети отстаивают честь своего учреждения, района, города,
страны.
Конкурсы и выставки проходят в соответствии с планом учебно-массовых
мероприятий.
Формы работы с родителями. Работа с родителями ведётся через
председателя родительского комитета объединения, а также через членов
родительского комитета, выбранных в каждой группе. Родители оказывают
помощь объединению при подготовке к различным мероприятиям.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Ведущая форма организации занятий - групповая.
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий:
 комбинированное занятие;
11












игровое занятие;
беседа;
творческая мастерская;
викторина;
деловая игра;
игра-путешествие;
игра сюжетно-ролевая;
игровая программа;
практическое занятие;
открытое занятие.

Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса,
подразделяются на:
 словесные;
 наглядные;
 практические;
 индуктивные, дедуктивные;
 репродуктивные;
 проблемно-поисковые.
Требования к результатам освоения образовательной программы:
личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
метапредметные:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
12

предметные:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
 задавать вопросы.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В процессе обучения используются следующие методы диагностики:
творческие задания, педагогическое наблюдение, тестирование, беседы,
анкетирование и мониторинг достижений.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь);
 промежуточная аттестация (конец октября - начало ноября);
 промежуточная аттестация (декабрь).

13

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1

2
3
4
5
6

Разделы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте знакомиться».
Положение об отрядах юных инспекторов
движения
Знакомство с работой ГИБДД. Исторические
сведения о развитии ПДД
Изучение правил дорожного движения
Вождение велосипеда
Основы медицинских знаний
Агитационно-массовая работа

Кол-во часов
В
Т
П

Формы
промежуточной
(итоговой) аттестации
педагогическое
наблюдение

2

1

1

6

2

4

28
6
6
12

12
4
3

16 тестирование
соревнование
2
тестирование
3
12 конкурс
Всего по программе: 60 часов

тестирование

Учебно-тематический план, 1 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Формы
аттестации/контроля

В

Т

П

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте знакомиться». Положение
об отрядах юных инспекторов движения

2

1

1

педагогическое
наблюдение

2.

Знакомство с работой ГИБДД. Исторические
сведения о развитии ПДД

6

2

4

тестирование

2.1

Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная
дорога. Информация о дорожных знаках,
автотранспорте

2

1

1

опрос

2.2

История и развитие ПДД. История создания
первого светофора

2

1

1

педагогическое
наблюдение

2.3

Викторина по истории ПДД

2

0

2

практическое задание

3.

Изучение правил дорожного движения

28 12

16

тестирование

3.1

Обязанности пешеходов и пассажиров.
Составление схемы «Безопасный путь домой»

2

2

творческое задание

3.2

Дорога, её элементы и правила поведения на
дороге

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.3

Назначение и роль дорожных знаков в
регулировании дорожного движения

2

1

1

творческое задание

3.4

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их
группы

2

1

1

творческое задание

3.5

Предупреждающие знаки

2

1

1

творческое задание

1.

14

3.6

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

2

1

творческое задание

3.7

Изготовление макетов дорожных знаков

2

2

творческое задание

3.8

Предписывающие знаки. Знаки особых
предписаний

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.9

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

2

1

1

творческое задание

3.10

Светофорное регулирование движения транспорта
и пешеходов. Виды и сигналы светофоров
Опознавательные знаки транспортных средств.
Сигналы регулировщика

2

1

1

3.11

Дорожная разметка как способ регулирования
дорожного движения. Виды разметки

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.12

Расположение транспортных средств на проезжей
части

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.13

Перекрёстки и их виды. Проезд перекрёстков.
Правила перехода перекрёстка. Пешеходные
переходы. Движение через Ж/Д пути

2

1

1

опрос, практическое
задание

3.14

ДТП. Причины ДТП. Меры ответственности
пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Оформление уголка по безопасности дорожного
движения

2

1

1

педагогическое
наблюдение,
практическое задание

4.

Вождение велосипеда

6

4

2

педагогическое
наблюдение

4.1

Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка

2

1

1

соревнование

4.2

Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой

2

2

4.3

Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода. Памятка «Юному велосипедисту»

2

1

1

практическое задание

5.

Основы медицинских знаний

6

3

3

тестирование

5.1

Основные требования при оказании ПМП при
ДТП. Аптечка для автомобиля и её содержимое

2

1

1

практическое задание

5.2

Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.

4

2

2

практическое задание

6.

Агитационно-массовая работа

12

12

конкурс

6.1

Игровая программа «Зеленый огонек»

2

2

педагогическое
наблюдение

6.2

Игра-эстафета «Школа светофорных наук»

2

2

педагогическое
наблюдение

6.3

Беседа «На красный свет – дороги нет!»

2

2

педагогическое
наблюдение

1

творческое задание

педагогическое
наблюдение

15

6.4

Игровая программа «Пешеходы и водители»

2

2

педагогическое
наблюдение

6.5

Игровая программа «Учись по улицам ходить»

2

2

педагогическое
наблюдение

6.6

Игровая программа «Я пассажир»

2

2

творческое задание

ВСЕГО:

60 22

38

Содержание учебного плана, 1 год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
знакомиться». Положение об отрядах юных инспекторов движения
Теория (беседа): введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний
вид обучающихся. Дисциплина во время образовательного процесса.
Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и отношения между обучающимися в
коллективе. Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте знакомиться» на знакомство и сплочение
детского коллектива.
2. Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД
Теория: работа ГИБДД. История развития ПДД.
Практика: творческие задания.
3. Изучение правил дорожного движения
Теория: общие положения. Обязанности водителя, пассажиров, пешеходов.
Практика: оформление стенда «Азбука дорожного движения».
4. Вождение велосипеда
Теория: общие положения ПДД при вождении на велосипеде.
Практика: создание памятки.
5. Основы медицинских знаний
Теория: основные требования оказания ПМП.
Практика: наложение повязок.
6. Агитационно-массовая работа
Практика: игровые программы
Результаты реализации программы
Обучающиеся будут знать:
 основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к
транспортным средствам;
 правила дорожного движения – нормативный документ;
 типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления
светофорами;
 группы знаков и их назначение;
 требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
16

 расположение транспортных средств на проезжей части;
 скорость движения;
 проезд перекрестков;
 обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
 первая медицинская помощь при переломах, кровотечении.
Обучающиеся будут уметь:
 ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и
принимать адекватные решения);
 управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований
безопасности движения;
 решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного
движения с применением макетов и без них;
 применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской
помощи;
 проводить игры, беседы с обучающимися, выступать с агитбригадой по
теме;
 выпускать памятки безопасности, стенгазеты.

17

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

15
30
4
72
15 сентября
04 ноября 2025 года
30.12.2025

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с учебной доской, рабочими столами, стульями,
шкафом для хранения наглядного и раздаточного материала;
 мультимедийное оборудование (персональный компьютер или
ноутбук, проектор с экраном или телевизор).
Канцелярские принадлежности и индивидуальные рабочие тетради
приобретают родители / законные представители обучающегося.
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие
педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием, любой квалификационной категории, владеющий
знаниями и навыками для проведения занятий по программе социальногуманитарной направленности.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации по
темам: «Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога. Информация о
дорожных знаках, автотранспорте», «История и развитие ПДД. История создания
первого светофора», «Изучение правил дорожного движения».
 информационно-дидактические материалы: примерные конспекты
занятий, дидактические игры «Я пешеход», «Светофорик», «Внимание, дорога»,
«Транспорт», «На перекрестке».
 контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения
входящего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций.

18

Методические материалы
№
п/п

Название раздела, темы

1 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Давайте
1
знакомиться». Положение об отрядах
юных инспекторов движения
Знакомство с работой ГИБДД.
2 Исторические сведения о развитии
ПДД
Изучение правил дорожного
3
движения
Вождение велосипеда
4
5

Основы медицинских знаний
Агитационно-массовая работа

6

Материально-техническое оснащение,
дидактико-методический материал
 отдельный кабинет с учебной доской, рабочими
столами, стульями, шкафом для хранения
наглядного и раздаточного материала;
 мультимедийное оборудование (персональный
компьютер или ноутбук, проектор с экраном или
телевизор).
 цифровые
образовательные
ресурсы:
мультимедийные презентации по темам: «Что
такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная
дорога. Информация о дорожных знаках,
автотранспорте», «История и развитие ПДД.
История создания первого светофора», «Изучение
правил дорожного движения».
 информационно-дидактические
материалы:
примерные конспекты занятий, дидактические
игры «Я пешеход», «Светофорик», «Внимание,
дорога», «Транспорт», «На перекрестке».
 контрольные и проверочные пособия: материалы
для
проведения
входящего
контроля,
промежуточной и итоговой аттестаций.

Формы, методы, приемы
обучения, педагогические
технологии
формы обучения:
групповая
приемы и методы:
словесный; наглядный;
практический;
эмоциональный;
рефлексивный
пед. технологии:
развивающего обучения;
проблемного обучения;
игровые; информационнокоммуникативные;
здоровьесберегающие

Формы учебного
занятия

комбинированное
комбинированное

комбинированное
комбинированное
комбинированное

практическое

19

3.3 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения Программы.
Формы аттестации
При
обучении
используются
следующие
формы
прогнозируемых результатов:
 дорожные знаки – вопросы;
 медицина – билеты;
 знания устройства велосипеда – тестовая работа;
 соревнования;
 конкурсы;
 круглый стол;
 конкурсы рисунков;
 конкурсы стенгазет.

диагностики

Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по
каждому
показанию.
Все
баллы
суммируются,
и
вычисляется
среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения
программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале:
Если средний арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
2.Первая помощь (медицина)
3.Знание велосипеда (теория, практика)
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Друзья дорожного движения» проводится в течение
учебного года:
 входящий контроль (первичная диагностика) – сентябрь - октябрь;
 текущая и промежуточная аттестация – в соответствие с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой – ноябрь;
 итоговая аттестация – декабрь.

20

Второй
год обучения

Первый год
обучения

Ступень
обучения

Входящий
контроль

Промежуточная
аттестация

Промежуточная
аттестация

Наблюдение,
собеседование

Диагностические тесты.
Творческая деятельность
внутри объединения и
личностные изменения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Диагностические тесты.
Творческая
деятельность внутри
объединения и
личностные изменения.

Собеседование,
творческая
деятельность
внутри
объединения

Диагностические тесты.
Творческая и
самостоятельная
деятельность внутри
объединения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Итоговая аттестация

Итоговые
диагностические тесты.
Выполнение
творческих заданий и
личностные изменения.

Показатели образовательных результатов:
«Высокий уровень (оптимальный)»:
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, их полнота,
умение применять на практике и возможность переносить в другие условия;
 практический и теоретический материал усвоен на 80% - 100%.
«Достаточный уровень» (средний):
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, применение их
на практике и возможность переносить в другие условия вызывает затруднение;
 практический и теоретический материал усвоен на 50 - 79%, носит
формальный, не систематизированный или неосознанный практический характер.
«Критический уровень» (низкий):
 слабое владение знаниями;
 несамостоятельность;
 практический и теоретический материал усвоен на менее чем 50%, носит
фрагментарный характер.
Оценочные материалы
На занятиях с детьми подросткового возраста используются следующие
методы оценивания: оценка обучающегося взрослым, взаимооценка, самооценка.
Оценивание происходит на разных этапах занятия. Оценивание проводится
словесно, при помощи пиктограмм, при помощи фишек, также используется такая
форма оценивания как «Журнал успеха».

21

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый
период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
22

реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от
04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д.
Список литературы для педагога:
1. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности
жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения //
Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.
Туполева. 2011. № 2.
2. Современные направления решения проблемы обеспечения безопасной
жизнедеятельности детей и подростков в транспортной среде. / А.М. Якупов /
Актуальные вопросы модернизации высшего педагогического образования в
области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения на основе ФГСО
нового поколения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции
/ Отв. ред. П.А. Кисляков. – Шуя: Издательство ФГПУ ВПО «ШГПУ», 2011.
3. Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для родителей) Центр пропаганды, 2006

23

4. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении
(пособие для учителя) - Волгоград: Учитель, 2007
5. Е.А. Гальцева. Изучение правил дорожного движения: сценарии
театрализованных занятий (пособие для учителя) - Волгоград: Учитель, 2007
6. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: пособие для учителя/ под
ред. П.В.Ижевского. - М.: Просвещение, 2007
7. Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные
новости. Подмосковье, 2010
8. В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин и др. От велосипедиста до автомобиля. Пособие
для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье,
2011
9. П. Громов. Правила дорожного движения 2021 на пальцах: просто, понятно,
легко запомнить. Для широкого круга читателей. «Издательство АСТ», 2020

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».