ý,
Рекомендована
Методическим советом
МБУ /lO ЦДТ ((Галак,гика))
протокол lЧЪ с{о, i{'^ ^
буУi"\I:э
а ..r\'-'(
- х
,},,.а
/ Т\4.А. Заt,уме}ltлых
r"t',:"ffiftS
2025 r,
N4.11.
\ /rrrОРЧеL,
9 о\r/--лл,,-t,иi)}
\ол-.J
t
Dcr / i
кмry
'rл:^
ъ -.,,\
Il
а п ра
rп
/__ i
i,Галаt<тик,аu
,/,i|";
./лс'.N
вл€Il tlOC'|'t, l ху,
iO)Kec,I, I]c
YpoBeltb: IIроjlI]и ty,t,t,t й
Bo,rpacr, обy,lаIоtllLlхся:
lll
]
ii,I
t
Срок I)еаJtи.}rlllии: l
Сос.гавиr.е.ll
I I
el(a го
I,
до
ь
гI
:
oJl
Бе"r
I |
t
]- l 7 ;tc,t
l,olt, l l,i ,tасtltз
bTlo ко ва
и,геJI ь
г. Екатеринбург, 2025
l
l
о
l
С] tзсr,:
t
at
t
а В ас
I,o сlбразсl ва
ния
lt.l
t
ьев
tl
а,
Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график и условия ее реализации
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля/ и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложения
3
3
8
20
20
20
25
25
25
26
30
33
«Фольклор является почвой, на которой
возникает и развивается культура»
А.М. Горький
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.
Пояснительная записка
Славянский фольклор для детского коллектива представляет собой
удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший
своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий
возможности эффективного комплексного решения проблем физического
развития, социального общения и нравственного становления ребенка.
Это целостная объемная педагогическая система, основанная на неразрывной
связи пользы и красоты, учения и развлечения, личного и коллективного,
выполняющая социальную роль, задающая принципы взаимоотношений, нормы
поведения в различных ситуациях, составляющая этногенетическую функцию
(причастность индивида к истории, судьбе этноса, коллективной этнической
памяти и сознанию).
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Славянский фольклор» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Славянский фольклор» разработана в соответствии с основополагающими
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый
период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022
«О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д.
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Создание образовательной программы обусловлено решением одной из задач
образования и воспитания на современном этапе - обращением к славянским,
национальным, культурным традициям народа, формированием у подрастающего
поколения интереса и уважения к славянскому фольклорному творчеству.
Социальная значимость программы
Социальная значимость программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их
духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к
славянскому фольклорному творчеству.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена
педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, и
подтверждается соответствием выбранных форм работы возрастным и
психологическим особенностям обучающихся, сопряженностью целей, задач,
методов и ожидаемых результатов работы.
Отличительные особенности образовательной программы
За основу создания образовательной программы были взяты следующие
ДООП: «Славянский фольклор», Кравцов Н.И., «Эстетика фольклора», Гусев В.Е.,
«Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения
эпоса», Жирмунский В. М.
Отличительная
особенность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Славянский фольклор» заложена в углублённом
изучении цикла народного календаря восточных славян, передаваемых из года в
год, из поколения в поколение славянами народных песен и танцев. Этот принцип
дает возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники,
обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.
Новизна образовательной программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что она направлена на
получение обучающимися знаний о многообразных исполнительских формах
бытования славянского фольклора и принципах воспроизведения, ориентирована
на изучение и практическое его освоение. А также на развитие певческих навыков
и звукообразование, охватывает различные сферы творчества народа - это
календарные праздники, обряды, народный костюм, традиционные музыкальные
инструменты, знакомство с некоторыми видами декоративно-прикладного
творчества.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Славянский фольклор» ориентирована на детей старшего школьного возраста - от
13 до 17 лет, проявляющих интерес к музыкальному славянскому фольклору.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
В программе учитываются психофизиологические особенности возраста, что
выражается в возрастной дифференциации жанров славянского фольклора
предлагаемой обучающимся в группах старшего школьного возраста (первого года
обучения), в которых занимаются дети возрастом от 13-17 лет. Программа
учитывает психофизиологические закономерности развития и возрастные
особенности детей, помогая формировать необходимые для каждого возраста
навыки и умения. Музыкальные жанры появляются в жизни ребенка в
определенной последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для
каждого определенного возрастного этапа (в данном случае дети 13-17 лет).
В старшем школьном возрасте (13-17 лет) огромное внимание уделяется
внешности. Для старших школьников наиболее привлекательным является
мезоморфный (стройный, мускулистый) тип внешности, а наименее –
эндоморфный (рыхлый, с избытком жира). Старшеклассники, в отличие от
подростков, требуют от родителей не только формы взрослого обращения, но и
действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего
«суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций,
права на оценку поведения и морального облика взрослых. В этом возрасте
появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости
мышц. Поэтому в концертных группах игры используются редко, все упражнения
даются в чистом виде, и с более повышенными требованиями. Так с обучающимся
восьмого и более года обучения даются более сложные упражнения с повышенной
физической нагрузкой, а более высокая усидчивость позволяет педагогам
применять практику пассивного обучения (обучающимся включаются аудио и
видео записи различных профессиональных коллективов, что вызывает у
обучающихся интерес и стимул к работе, а также на уровне подсознания
вырабатывает эталон пения и позволяет таким образом улучшить манеру пения).
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей / законных представителей, согласие на обработку
персональных данных.
Наполняемость групп – 12 - 17 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий для обучающихся от 13 до 17 лет - 40 минут.
Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха
детей.
Программа реализуется в течение 1 года и рассчитана на 114 часов.
Общий объем образовательной программы и срок ее реализации
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 38 учебных недель в течение 9 календарных месяцев, 1 года,
необходимого для ее освоения.
Уровень программы - «продвинутый», предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно
тематического направления программы. Также предполагает углубленное
изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
программы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: воспитание и развитие личностных качеств обучающихся,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности славянского
народа во всем многообразии его компонентов с раскрытием их творческих
способностей в условиях фольклорного коллектива.
Задачи:
образовательные:
познакомить с разнообразием песенных жанров славянского фольклора
(обрядовые, плясовые, величальные), особенностями народного пения, имеющего
специальную манеру и исполнительские приемы;
познакомить с изготовлением славянских народных костюмов по
музейным образцам, поиск и сохранение элементов народного быта и т.п.;
закрепить навыки основных умений в области ансамблевого пения
(правильная певческая установка, певческое дыхание, свободная артикуляция и
четкая дикция, чистое исполнение песен с сопровождением и песен a капелла,
расширение диапазона голоса);
закрепить навыки «синкретизма в фольклоре» (пение, движение,
драматическое действие, народные инструменты, костюм);
познакомить детей с народным славянским круглогодичным календарем;
познакомить обучающихся со славянскими традициями, семейными
обрядами и праздниками;
развивающие:
развивать активное восприятие славянской музыки посредством
славянского музыкального фольклора;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные
способности у детей;
развивать художественные способности обучающихся до уровня,
необходимого для обучения в образовательных учреждениях культуры и
искусства.
воспитательные:
сформировать умение самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
формировать позитивное отношение к фольклору как источнику народной
мудрости, красоты и жизненной силы;
формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к
славянскому народу;
закреплять у обучающихся такие личностные качества, как
ответственность, трудолюбие, сочувствие, взаимопомощь.
научить обучающихся слышать, слушать, чувствовать напевность
русской речи в игровой форме;
познакомить с основами славянского фольклора, музыкальным певческим, танцевальным материалом;
познакомить детей с народным круглогодичным календарем;
познакомить с величальными песнями музыкального фольклора;
познакомить с кадрильными песнями и движениями музыкального
фольклора;
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании обучения обучающиеся
знают:
о разнообразии плясовых, величальных жанров славянского фольклора,
об особенностях славянского народного пения, имеющего специальную манеру и
исполнительские приемы;
о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной
силы;
явление «синкретизма в славянском фольклоре» (пение, движение,
драматическое действие, народные инструменты, костюм);
особенности ансамблевого пения (певческая установка, певческое
дыхание, свободная артикуляция и четкая дикция, чистое исполнение песен с
сопровождением и песен акапелла, расширение диапазона голоса);
о специальных музыкальных способностях (чувство ритма, ладовое
чувство, музыкально-слуховые представления);
механизмы формирования на фольклорной основе исполнительско творческих навыков;
умеют:
исполнять народные композиции разного уровня сложности, в том числе,
в движении;
уважать музыкальную культуру и традиции славянского народа;
готовить реквизит и костюмы к выступлениям, изготавливать их своими
руками;
выступать на сцене, вести себя в общественных местах - в качестве
зрителей и посетителей культурно-массовых мероприятий.
Формы подведения результатов обучения:
входящий контроль (сентябрь-октябрь);
промежуточная аттестация (декабрь-январь);
итоговая аттестация (апрель-май).
Реализация образовательной программы для обучающихся осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
принцип научности предполагает знакомство обучающихся с
совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной форме,
использование научно правильных понятий, определений;
принцип доступности - постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;
принцип систематичности - непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
принцип гуманизма - утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности,
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка, создание
эмоционально-комфортного климата в социальной среде;
принцип дифференциации образования - ориентация на личностные
интересы, потребности, способности, а также физиологические, интеллектуальные
и другие особенности обучающегося;
принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых; принцип креативности - создание всех условий для развития
творческой личности;
принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на положительное в ребенке,
на сильные стороны его личности;
принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества.
принцип индивидуальности, то есть личностно ориентированная
направленность;
принцип креативности (творчества) - творческую личность можно
воспитывать только в творческой обстановке;
принцип целеполагания и мотивации (обучение строится согласно цели
занятия и при постоянном формировании положительных мотивов);
принцип наглядности (демонстрация возможностей народного
творчества);
принцип связи с жизнью: искусство рассматривается как искусство живое,
рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса обеспечения
необходимых условий должен выполняться ряд требований:
помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые
методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о
правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся отражает понятие «здоровьесберегающие технологии», где
целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья,
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а
также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
В систему здоровьесберегающие технологии входит:
использование данных о состоянии здоровья детей и собственных
наблюдений в процессе реализации образовательной программы, ее коррекция в
соответствии с имеющимися данными;
учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной
стратегии,
соответствующей
особенностям
памяти,
мышления,
работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в
процессе реализации технологии;
использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья,
работоспособности.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации и интереса к обучению; обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития.
Реализация этих принципов возможна лишь тогда, когда способом
освоения материала станет сопереживание, а общение будет строиться по законам,
где дети - актеры, исполнители, слушатели, зрители, а педагог - режиссер и актер.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с
рабочей программой воспитания МБУ ДО ЦДТ «Галактика», ее ежегодным
планом.
Цель программы воспитания – воспитание в детях чувства гордости за
свою страну, развитие их кругозора, стимулирование любознательности,
воспитание самостоятельности и самокритичности.
Задачи программы воспитания:
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброту, совесть, ответственность, чувство долга;
развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
воспитывать
стремления
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда,
педагогам, сверстникам;
воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию,
нравственному развитию;
сформировать умение работать в команде;
сформировать способности к анализу и представлению своей
нравственной позиции;
воспитывать морально-нравственные и волевые качества обучающихся.
Планируемые результаты воспитания:
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброта, совесть, ответственность, чувство долга;
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
развито стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной
культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина,
встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра,
организация конференции, экскурсия, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия:
убеждение;
упражнение;
пример (заражение «личным примером»);
методы поощрения, соревнование.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так
как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного
характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося.
Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения,
рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные
беседы авторитетных и близких к обучающемуся людей, убеждение на
собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок,
увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на
стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним
связывает интересное дело, который является для него авторитетным помощником.
Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы высокой
нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д.,
обучающийся глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социальнонравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть
более успешен, чем в основном образовании.
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в
ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы общечеловеческих
ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости асоциальных форм
поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека,
отношений старшего и младшего поколений, творческих достижений наших
соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение
года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о
домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения
образовательных и личностных характеристик детей.
Ежемесячные беседы по правилам поведения, безопасности дома, на улице,
в общественных местах, пожарной безопасности и безопасности на дорогах,
личной безопасности. В данном случае работает крылатое выражение:
«Предупреждён, значит вооружен»
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе,
психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь
своего учреждения, района, города, страны.
Конкурсы проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают
при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами
внутриколлективных
мероприятий,
выступают
сопровождающими вразличных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий:
комбинированное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического, психического,
умственного, нравственного развития;
открытое занятие - демонстрирует позитивный или инновационный опыт
педагога по реализации программы;
репетиционно-постановочное занятие - этот вид занятий допускает после
развернутого разогрева переход к постановочной или к репетиционной
деятельности, как правило, такие занятия проводятся раз в неделю (если речь идет
о постановочном процессе) или перед ответственными концертными
выступлениями коллектива и направлен на развитии и совершенствование
исполнительской, эстетической и нравственной культуры участников.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
исследовательский (наблюдения, опыты, элементарная исследовательская
работа и экспериментирование);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
и воспитания:
убеждение,
упражнение,
личный пример;
поощрение.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров;
Типы занятий
презентация;
мастер-класс;
открытое занятие;
беседа;
концерт.
практическим;
диагностическим;
контрольным;
репетиционным;
тренировочным;
встреча с интересными людьми;
праздник.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программы «Славянский фольклор».
У обучающихся будут сформированы:
чувство уважения к соседним славянским народам, интерес к их
историческому наследию и традициям, укрепление собственного национального
самосознания путем освоения богатого культурного наследия славянских народов
— народного творчества, классической музыки великих композиторов и
разнообразия современной музыкальной культуры братских государств;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений славянской музыки;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни объединения, Центра, города и др;
уважительное отношение к культуре других народов; эстетические
потребности, ценности и чувства;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества.
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению других;
нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося,
способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также
ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных
учебных
действий
обучающихся,
проявляющихся
в
познавательной и практической деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
планировать свои действия на отдельных этапах музееведческой работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха;
пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей;
понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные
программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность;
работать в группе, управлять поведением партнера;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злость, удивление, восхищение).
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения образовательной программы.
Обучающиеся будут знать:
основные термины, применяемые в музыкальном фольклоре;
историю славянского музыкального фольклора;
основы славянского музыкального фольклора.
Способы определения результативности
педагогическое наблюдение на занятиях в процессе повседневной
деятельности;
педагогический анализ результатов: анкетирования, тестирования.
Формы подведения итогов реализации
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Контроль знаний является
составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать
получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать
необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля, что способствует раскрытию
индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития
познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на
занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны
педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению
итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их
выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых,
желательно, чтобы они носили игровой характер.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
Пример: творческие задания (вокальные, хореографические тестирование,
беседы, мониторинг достижений).
Способами
определения
результативности
программы
являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения, и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
входящий контроль (сентябрь-октябрь);
промежуточная аттестация (декабрь-январь);
итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный план
Разделы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Вокально-хореографическая
композиция «Ивана купала»
Вокально-хореографическая
композиция «Вже весна воскресла»
Концертная программа «Судари и
Сударыни»
Кол-во часов
в
т
п
1
0,5
0,5
Формы промежуточной
(итоговой) аттестации
педагогическое наблюдение
творческое задание
32
-
32
80
-
80
1
-
1
114
0,5
113,5
творческое задание
концерт
2.2 Учебный (тематический) план
№ п/п
1
2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
3
3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.2
3.2.1
3.2.2
Наименование разделов и тем
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Вокально-хореографическая композиция
«Ивана купала»
Плясовая песня «Ивана купала»
Отработка пения открытым звуком (мягко
и звонко)
Отработка правильного дыхания, в т.ч.
владения цепным дыханием
Отработка произношения гласных и
согласных в естественно-речевой манере
Отработка умения петь в унисон и
многоголосье
Соединение вокала с движением и
актерским мастерством
Вокально-хореографическая композиция
«Вже весна воскресла»
Плясовая песня «Вже весна воскресла»
Отработка пения открытым звуком (мягко
и звонко)
Отработка правильного дыхания, в т.ч.
владения цепным дыханием
Отработка произношения гласных и
согласных в естественно-речевой манере
Отработка умения петь в унисон и
многоголосье
Соединение вокала с движением и
актерским мастерством
Величальная песня «Верба»
Отработка пения открытым звуком (мягко
и звонко)
Отработка правильного дыхания, в т.ч.
Кол-во часов
в
т
п
1
0,5
0,5
Формы аттестации/
контроля/
педагогическое наблюдение
32
-
32
творческое задание
32
-
32
творческое задание
8
-
8
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
80
-
80
творческое задание
26
творческое задание
26
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
27
-
27
творческое задание
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
3.2.3
3.2.4
3.2.5
3.3
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.3.4
3.3.5
4
владения цепным дыханием
Отработка произношения гласных и
согласных в естественно-речевой манере
Отработка умения петь в унисон и
многоголосье
Соединение вокала с движением и
актерским мастерством
Плясовая песня «Кума».
Отработка пения открытым звуком (мягко
и звонко)
Отработка правильного дыхания, в т.ч.
владения цепным дыханием
Отработка произношения гласных и
согласных в естественно-речевой манере
Отработка умения петь в унисон и
многоголосье
Соединение вокала с движением и
актерским мастерством
Концертная программа «Судари и
Сударыни»
Итого:
5
-
5
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
27
творческое задание
27
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
5
-
5
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
6
-
6
педагогическое наблюдение
1
-
1
концерт
114
0,5
113,5
Содержание учебного плана
Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по ПБ
Теория: Введение в предмет «Фольклор». Организация занятий. Правила
поведения.Правила охраны голосового аппарата.
Практика: Тестирование, проверка знаний в области музыкального фольклора и
устного народного творчества.
Тема 2 Вокально-хореографическая композиция «Ивана купала»
Тема 2.1 Плясовая песня «Ивана купала»
Тема 2.1.1 Отработка пения открытым звуком (мягко и звонко)
Практика: отработка пения открытым звуком (мягко и звонко) при разучивании и
исполнении плясовой песни «Ивана купала».
Тема 2.1.2 Отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным
дыханием
Практика: отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным дыханием при
разучивании и исполнении плясовой песни «Ивана купала».
Тема 2.1.3 Отработка произношения гласных и согласных в
естественноречевой манере
Практика: отработка произношения гласных и согласных в естественно-речевой
манере при разучивании и исполнении плясовой песни «Ивана купала».
Тема 2.1.4 Отработка умения петь в унисон и многоголосье
Практика: отработка умения петь в унисон и многоголосье при исполнении
плясовой песни «Ивана купала».
Тема 2.1.5 Соединение вокала с движением и актерским мастерством
Практика: соединение вокала с движением и актерским мастерством при
исполнении плясовой песни «Ивана купала».
Тема 3 Вокально-хореографическая композиция «Вже весна воскресла»
Тема 3.1 Плясовая песня «Вже весна воскресла»
Тема 3.1.1 Отработка пения открытым звуком (мягко и звонко)
Практика: отработка пения открытым звуком (мягко и звонко) при разучивании и
исполнении плясовой песни «Вже весна воскресла».
Тема 3.1.2 Отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным
дыханием
Практика: отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным дыханием при
разучивании и исполнении плясовой песни «Вже весна воскресла».
Тема 3.1.3 Отработка произношения гласных и согласных в
естественноречевой манере
Практика: отработка произношения гласных и согласных в естественно-речевой
манере при разучивании и исполнении плясовой песни «Вже весна воскресла».
Тема 3.1.4 Отработка умения петь в унисон и многоголосье
Практика: отработка умения петь в унисон и многоголосье при исполнении
плясовой песни «Вже весна воскресла».
Тема 3.1.5 Соединение вокала с движением и актерским мастерством
Практика: соединение вокала с движением и актерским мастерством при
исполнении плясовой песни «Вже весна воскресла».
Тема 3.2 Величальная песня «Верба»
Тема 3.2.1 Отработка пения открытым звуком (мягко и звонко)
Практика: отработка пения открытым звуком (мягко и звонко) при разучивании и
исполнении величальной песни «Верба».
Тема 3.2.2 Отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным
дыханием
Практика: отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным дыханием при
разучивании и исполнении величальной песни «Верба».
Тема 3.2.3 Отработка произношения гласных и согласных в
естественноречевой манере
Практика: отработка произношения гласных и согласных в естественно-речевой
манере при разучивании и исполнении величальной песни «Верба».
Тема 3.2.4 Отработка умения петь в унисон и многоголосье
Практика: отработка умения петь в унисон и многоголосье при исполнении
величальной песни «Верба».
Тема 3.2.5 Соединение вокала с движением и актерским мастерством
Практика: соединение вокала с движением и актерским мастерством при
исполнении величальной песни «Верба».
Тема 3.3 Плясовая песня «Кума»
Тема 3.3.1 Отработка пения открытым звуком (мягко и звонко)
Практика: отработка пения открытым звуком (мягко и звонко) при разучивании и
исполнении плясовой песни «Кума».
Тема 3.3.2 Отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным
дыханием
Практика: отработка правильного дыхания, в т.ч. владения цепным дыханием при
разучивании и исполнении плясовой песни «Кума».
Тема 3.3.3 Отработка произношения гласных и согласных в
естественноречевой манере
Практика: отработка произношения гласных и согласных в естественно-речевой
манере при разучивании и исполнении плясовой песни «Кума».
Тема 3.3.4 Отработка умения петь в унисон и многоголосье
Практика: отработка умения петь в унисон и многоголосье при исполнении
плясовой песни «Кума».
Тема 3.3.5 Соединение вокала с движением и актерским мастерством
Практика: соединение вокала с движением и актерским мастерством при
исполнении плясовой песни «Кума».
Тема 4 Концертная программа «Судари и Сударыни»
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании обучения обучающиеся
знают:
о разнообразии плясовых, величальных жанров славянского фольклора,
об особенностях славянского народного пения, имеющего специальную манеру и
исполнительские приемы;
о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной
силы;
явление «синкретизма в славянском фольклоре» (пение, движение,
драматическое действие, народные инструменты, костюм);
особенности ансамблевого пения (певческая установка, певческое
дыхание, свободная артикуляция и четкая дикция, чистое исполнение песен с
сопровождением и песен акапелла, расширение диапазона голоса);
о специальных музыкальных способностях (чувство ритма, ладовое
чувство, музыкально-слуховые представления);
механизмы формирования на фольклорной основе исполнительско творческих навыков;
умеют:
исполнять народные композиции разного уровня сложности, в том числе,
в движении;
уважать музыкальную культуру и традиции славянского народа;
готовить реквизит и костюмы к выступлениям, изготавливать их своими
руками;
выступать на сцене, вести себя в общественных местах - в качестве
зрителей и посетителей культурно-массовых мероприятий.
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
1 год обучения
38
114
3
114
01.09
31.12 - 11.01
30.05
3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
материально - технические условия:
танцевальный зал с зеркалами, пианино, стол, стулья в МАОУ СОШ
№ 167, костюмерная в МАОУ СОШ № 167, с рабочим столом, шкафами, для
хранения наглядного др. материала, вешалками для костюмов; полками для
атрибутов;
актовый зал в МАОУ СОШ № 167 со стульями;
ноутбук, мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
комплект народных инструментов;
сценические костюмы и танцевальная обувь для выступлений
(отшивают и приобретают родители);
атрибуты для вокально-хореографических композиций и народных
сцен;
Канцелярские
принадлежности
и
материалы
приобретают
родители/законные представители ребенка.
Кадровое обеспечение в реализации программы принимают участие
педагоги со средним или высшим специальным педагогическим, музыкальным и
хореографическим образованием, любой квалификационной категории,
концертмейстер со средним или высшим специальным музыкальным
образованием, любой квалификационной категории, обладающие знаниями и
навыками для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
флеш-носители с музыкальным сопровождением
вокально
-
хореографических композиций.
Информационно-дидактические материалы:
нотный материал для проведения занятий;
картинки для наглядной иллюстрации праздников народного календаря;
Контрольные и проверочные пособия:
материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций.
Методические материалы
№
п/п
Название
раздела, темы
1.
Вокальнохореографическа
я композиция
«Ивана купала»
2.
3.
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
актовый зал, танцевальный зал в
МАОУ СОШ № 167 со стульями;
мультимедийное оборудование;
ноутбук;
ноты, методические разработки;
сценические костюмы, атрибуты.
Вокально актовый зал, танцевальный зал в
хореографическа МАОУ СОШ № 167 со стульями;
я композиция
мультимедийное оборудование;
«Вже весна
ноутбук;
воскресла»
ноты, методические разработки;
- сценические костюмы, атрибуты.
Концертная
актовый зал, танцевальный зал в
программа
МАОУ СОШ № 167 со стульями;
«Судари и
мультимедийное оборудование;
Сударыни»
ноутбук;
ноты, методические разработки;
- сценические костюмы, атрибуты.
Формы, методы,
приемы обучения Формы учебного
Педагогические
занятия
технологии
Коллективная
комбинированное
форма. Словесный,
практический,
самоанализ.
Здоровьесберегаю
щие технологии.
Коллективная
комбинированое
форма. Словесный,
практический,
самоанализ.
Здоровьесберегаю
щие технологии.
Коллективная
комбинированое
форма. Словесный,
практический,
самоанализ.
Здоровьесберегаю
щие технологии.
3.3 Формы аттестации/контроля/ и оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по общеобразовательной
общеразвивающей программе «Славянский фольклор» (Приложение 1. Таблица 1);
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Славянский фольклор»
(Приложение 1. Таблица 2).
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Славянский фольклор» проводится в течение
учебного года:
входящий контроль (сентябрь-октябрь);
промежуточная аттестация (декабрь)
итоговая аттестация (апрель - май).
Характеристика оценочных материалов
Личностные результаты
Планируемые
результаты
1.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
2.Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности;
3.Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4.Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
6.Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7.Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
8.Толерантность(разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного
творчества).
Критерии
оценивания
Высокий:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности
личностного смысла
обучения.
Средний:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности, но не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Низкий:
Ребенок не замотивирован к
учебной деятельности, и не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
входящий
наблюдение на
контроль (сентябрь- занятиях в
процессе
октябрь);
повседневной
промежуточная деятельности;
аттестация (декабрьянварь);
педагогический
анализ
итоговая
аттестация (апрель- результатов:
анкетирования,
май).
тестирования;
участие в
итоговом занятии
Метапредметные результаты
1.Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачиучебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах ивидах музыкальной
деятельности;
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3.Определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
4.Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на занятиях;
5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6.Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
7.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведенийразных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
8.Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).
9.Коммуникативные УУД
10.У обучающихся сформированы действия:
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
11.Работать в группе, управлять поведением партнера;
12.Обращаться за помощью;
13.Формулировать свои затруднения;
14.Предлагать помощь и сотрудничество;
15.Слушать собеседника;
16.Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
17.Формулировать собственное мнение и позицию;
18.Умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злость, удивление, восхищение).Понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную педагогом;
Высокий:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности
личностного смысла
обучения.
Средний:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности, но не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Низкий:
Ребенок не замотивирован к
учебной деятельности, и не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Педагогическое
наблюдение на
контроль (сентябрь- занятиях в
процессе
октябрь);
повседневной
промежуточная деятельности;
аттестация (декабрь- педагогический
январь);
анализ
результатов:
итоговая
аттестация (апрель- анкетирования,
тестирования,
май).
участие в
итоговом занятии
входящий
Предметные результаты
1.Основные термины, применяемые в музыкальном фольклоре;
2.Историю славянского музыкального фольклора;
3.Основы славянского музыкального фольклора;
Высокий:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности
личностного смысла
обучения.
Средний:
Ребенок замотивирован к
учебной деятельности, но не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Низкий:
Ребенок не замотивирован к
учебной деятельности, и не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Педагогическое
входящий
контроль (сентябрь- наблюдение на
занятиях в
октябрь);
процессе
промежуточная повседневной
аттестация (декабрь- деятельности;
январь);
Педагогический
анализ
итоговая
результатов:
аттестация (апрельанкетирования,
май).
тестирования,
участие в итоговом
занятии
4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый период
до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О
внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д.
Список литературы для педагога
1. Кравцов Н.И. Славянский фольклор / Кравцов Н.И. – Москва: Изд-во Московского
университета, 1967. -47с.
2. Гусев В. Е. Эстетика фольклора / Гусев В. Е. – Ленинград: Изд-во Наука.
Ленинградское отделение, 1967. -18с.
3. Жирмунский В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы
сравнительного изучения эпоса / Жирмунский В. М. – Москва: Изд-во АН СССР, 1958.
-66с.
4. Путилов Б. Н. К вопросу об отношениях эпического творчества славян и народов
Юго-Восточной Европы. / Путилов Б. Н – Москва: Изд-во Сообщения Советской
делегации, 1966. -20с.
5. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров. «Советская
этнография»/ Пропп В. Я. – Москва: Изд-во Лабиринт, 1998. -147с.
Рекомендуемая литература для обучающихся и родителей
1. Жирмунский В. М. П К вопросу о международных сказочных сюжетах «Историкофилологические исследования» Жирмунский В. М. – Москва: Изд-во Наука, 1967. 89с.
2. Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции / Смирнов Ю. И. – Москва: Изд-во
Наука, 1974. -54с.
3. Пирожкова Т. Художественные особенности жанров свадебной лирики. /
Пирожкова Т. – Москва: Изд-во МГУ, 2011. -54с.
Интернет - ресурсы
1. https://www.booksite.ru/fulltext/kravcov/text.pdf
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по общеобразовательной общеразвивающей программе
«Славянский фольклор»
Показатели
(оцениваемые параметры)
I. Теоретическая подготовка
ребенка:
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебного
плана программы)
2. Владение специальной
терминологией
Кол-во Методы
баллов диагностик
Критерии
Степень выраженности Оцениваемого качества
Соответствие теоретических
знаний ребенка программным
требованиям;
Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 1
объема знаний, предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 5
более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил практически 10
весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период).
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает 1
употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную
терминологию с бытовой);
5
максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их 10
содержанием)
наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос,
собеседование
II. Практическая подготовка Соответствие практических
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 1
ребенка:
умений и навыков программным предусмотренных умений и навыков);
1.Практические умения и
требованиям
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков 5
навыки, предусмотренные
Отсутствие затруднений в
составляет более 1/2);
программой (по основным
использовании специального
максимальный уровень (ребенок овладел практически 10
разделам учебного плана
оборудования и оснащения
всеми умениями и навыками, предусмотренными
программы)
Креативность в выполнении
программой за конкретный период)
2.Владение специальным
практических заданий
минимальный уровень умений (ребенок испытывает 1
оборудованием и оснащением
серьезные затруднения при работе с оборудованием);
3.Творческие навыки
средний уровень (работает с оборудованием с
5
помощью педагога);
максимальный уровень (работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10
начальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь 1
простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном
5
задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет практические задания 10
с элементами творчества)
контрольные
задания
контрольные
задания
контрольные
задания
III. Общеучебные
умения и навыки ребенка:
3.1 Учебно-коммуникативные
Умения:
3.1.1 Умение слушать и
слышать педагога
3.1.2 Умение выступать перед
аудиторией
3.1.3. Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.2 Учебно-организационные
умения и навыки:
3.2.1. Умение организовать
свое рабочее (учебное) место
3.2.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
3.2.3. Умение аккуратно
выполнять работу
Адекватность восприятия минимальный уровень умений (обучающийся
информации, идущей от испытывает серьезные затруднения при восприятии
педагога
информации, идущей от педагога,);
Свобода владения и
средний уровень (обучающийся испытывает
подачи обучающимся
незначительные затруднения при восприятии
Подготовленной
информации, идущей от педагога,)
информации
максимальный уровень (адекватное восприятие
Самостоятельность в
информации, идущей от педагога)
Построении
Уровни 3.1.2 и 3.1.3 — по аналогии с п. 3.1.1.
дискуссионного
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2
выступления, логика в
объема навыков соблюдения правил безопасности,
построении
предусмотренных программой);
доказательств
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет
Способность
более 1/2);
самостоятельно
максимальный уровень (ребенок освоил практически
готовить свое рабочее
весь объем навыков, предусмотренных программой за
место к деятельности и конкретный период)
убирать его за собой
удовлетворительно - хорошо - отлично
Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
программным
требованиям
Аккуратность и
ответственность в работе
1
наблюдение
5
10
1
наблюдение
5
10
наблюдение
Приложение 2
Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы «Славянский
фольклор»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Организационноволевые качества
1. Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль
Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Ориентационные
качества:
1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении
Умение
контролировать
свои поступки
приводить к
должному
Способность
оценивать
себя адекватно
реальным
достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
- терпения хватает
меньше, чем на 1/2
занятия;
- терпения хватает
больше, чем на 1/2
занятия;
- терпения хватает на
все занятие;
- волевые усилия
ребенка
побуждаются извне;
- иногда — самим
ребенком;
- всегда — самим
ребенком
- ребенок постоянно
действует под
воздействием
контроля извне;
-периодически
контролирует себя
сам;
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная;
- заниженная;
- нормальная
Кол-во
баллов
Методы
диагностики
1
5
10
Наблюдение
1
5
10
Наблюдение
Наблюдение
1
5
10
1
5
10
- интерес к занятиям 1
продиктован ребенку 5
извне;
10
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
Анкетирование
Тестирование