[enapraMeHT o6pasonaHuq AA]vrrrHrrcrparlurr ropoAa ErcarepnH6ypra
Vnpa n.neHHe o6pa3oBa Hrrfl OpAxronuKr.rA3eBcKoro pa fi ona
MyHuqnrraJrbHoe 6roAxcerHoe yqpelr(AeHrre AorroJrHrrreJrbHoro o6paronaHnqIleHrp AercKoro rBopqecrna <>
PercovreH.uoBaHa
MeroAZ.recKuM coBeroM
AO
MEy AO
rrporoKon
tlAT <>
/ M.A. 3aryueHHnx
025 r.
Aorro nHr4TE JrbHA-fl
2025 r.
OETTIEOEPA3 OB
ATEJIbHA'
OEIIIEPA3BZBATOTTIAT TTPO|PAMMA
<
''l:a, 'li
Haupan.neHHocrb : xyAoxecrBeHH€rf,
Vponeur: 0rapronrrfi, 6aronufi
Borpacr o6y.raroqrxcq: 5 -
13
ler
Cporc peaJrr3arluuz 3 roAa, 448 .racoe
Cocranzreru: Kprrroea KceHus AnercaHApoBHa,
rreAarof AouonHlrreJrbHoro oopa3oBaHkIt
r. Erarepnu6yrr, 2025
Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
2.3 Учебный (тематический) план 2 год обучения
2.4 Учебный (тематический) план 3 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение
3
3
10
19
19
19
22
26
30
30
30
32
36
39
1
«Танец - самое возвышенное, самое волнующее
и самое прекрасное из всех видов искусств,
поскольку он не просто отражение жизни или
отвлечение от нее, а сама жизнь»
Хэвлок Эллис «Танец жизни»
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Занятия народной хореографией формируют правильную
осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных
народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
танцую» имеет художественную направленность.
«Я
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
танцую» разработана в соответствии с основополагающими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый
период до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
3
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О
внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д.
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества
«Галактика».
Актуальность программы
Создание данной образовательной программы заключается в предоставлении
ребёнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере
хореографии; в обеспечении потребностей в формировании общей культуры
безопасной и продуктивной организации их свободного времени, презентации
результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском и др.).
Социальная значимость программы
Социальная значимость программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их
духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру
народно-сценической хореографии.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы является возможность
использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют
формированию и развитию у обучающихся творческих способностей, чувства
прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.
Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять
строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными
критериями отбора хореографических движений служат возрастные физиологические
и психологические особенности детей, уровень влияния движений на формирование
опорно-двигательного аппарата, развитие координации, формирование основ
4
индивидуальной танцевальной культуры, а также воспитание художественноэстетического вкуса на разных этапах обучения.
Отличительные особенности образовательной программы
Для создания программы были просмотрены и изучены следующие программы:
«Детская хореография», «Народно-сценический танец».
Программа «Я танцую» опирается на вышеуказанные образовательные
программы, переработана и адаптирована для работы в МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Особенностью данной программы является возрождение традиционной русской
культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий обучающиеся
получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца,
музыки, костюма.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и
исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков.
Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства танца и
знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России и
уральского региона.
Новизна образовательной программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления
народного танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы народносценического танца. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и
темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Адресат программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Я танцую»
ориентирована на детей от старшего дошкольного возраста до старшего школьного
возраста - от 5 до 13 лет, проявляющих интерес к хореографическому искусству.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Возрастные особенности обучающихся 5 – 7 лет.
У дошкольников возрастает скорость движений, но точность еще не высока, нет
сознательных движений. Дети плохо различают и запоминают внешние сходные
физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным
параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте
мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и
усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно
избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью,
5
ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка
возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть детей
может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем
возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем
школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст
наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу
незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности
мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование
правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как
заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем среди школьников
взаимосвязаны с нарушением их осанки. В этом возрасте закладываются основы
управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых
невозможно сформировать в старшем возрасте.
Возрастные особенности детей 7 - 10 лет.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
большинства двигательных способностей. Сенситивным периодом развития
координационных способностей является возрастной период у девочек с 7 до 10 лет,
у мальчиков с 7 до 12-13 лет. Выбор методов и форм проведения занятий на данном
этапе обусловлен возрастными особенностями обучающихся: это игровые формы,
направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование
доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание
искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоциональночувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.
Возрастные особенности детей 11 - 13 лет.
Возраст от 11 до 13 лет считается переходным от детства к юности. Этот
возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и физиологической
перестройкой всего организма. У подростка возникает чувство тревоги, повышенная
возбудимость, резкая смена настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы.
Педагогу нужно быть осторожным и деликатным в своих высказываниях, не
подчеркивать значение результата и не сомневаться в возможностях ребенка. Еще
большее значение приобретает индивидуальный подход. Для ребенка это самый
трудный, переломный возраст во всех отношениях. Болезненно воспринимают
критику. Они пытаются проявлять самостоятельность от родителей, педагога,
начинают осознавать себя как личность, поэтому подростков все больше привлекают
личностные качества педагога. Теперь они не будут безоговорочно слушаться, и слепо
доверяться педагогу. Надо завоевать их уважение, подростки начинают ценить
волевые качества, ум, характер, профессионализм педагога. Этот возраст отличается
активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к действию,
6
выполнению задания. Если у них опыт занятий танцами, то им легче дается
разучивание движений, а если ребенок только начинает заниматься, то настойчивость,
работоспособность помогают ему быстро нагнать сверстников. Дети занимаются с
увлечением и настойчивостью, занятия проводятся более углубленно.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей (законных представителей обучающихся), согласие
на обработку персональных данных.
Наполняемость групп – 12 - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные,
так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся
на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств
дистанционное.
Режим занятий
1 год обучения - 4 академических часа в неделю;
2 год обучения - 4 академических часа в неделю;
3 год обучения - 4 академических часа в неделю.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 5 лет - 25 минут, для
обучающихся 6 - 7 лет - 30 минут, для обучающихся 8 – 13 лет - 40 минут. Между
занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей.
Программа реализуется в течение 3 лет и рассчитана на 448 часов.
По учебному плану:
первый год обучения – 144 часа;
второй год обучения – 152 часа;
третий год обучения – 152 часа.
Срок реализации
Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы – 36 учебных недель (1 год обучения) и 38 учебных недель (2 и 3 год
обучения) в течение 9 календарных месяцев ежегодно, 3 лет, необходимых для ее
освоения.
7
Уровень программы
1 год обучения - «стартовый», предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Цель «стартового» уровня – формирование устойчивой мотивации к занятиям
народным хореографическим творчеством.
Задачи «стартового» уровня:
образовательные:
познакомить с основными танцевальными позициями рук и ног и научить
выстраивать их;
сформировать необходимые двигательные навыки, дать возможность
почувствовать радость от ощущения своего тела;
познакомить с хореографическими понятиями и терминами изучаемых
движений;
научить ориентироваться на сценической площадке;
познакомить с элементами народной хореографии;
развивающие:
развивать культуру общения, умение построения межличностных
отношений;
развивать выворотность, гибкость, устойчивость, координацию;
развивать костно-мышечный аппарат, помочь устранить нарушения осанки
и развить физически;
воспитательные:
сформировать умения работать в коллективе;
познакомить с назначением танцевального зала и сцены, правилами
поведения; заложить основы музыкальной культуры: познакомить с основными
понятиями, увлечь, заинтересовать музыкой; развить музыкальные способности.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании I года обучения, обучающиеся
знают:
хореографические термины проученных движений;
основные позиций рук и ног;
правила поведения на сцене;
умеют:
8
исполнять комплекс упражнений для разогрева основных групп мышц и
подготовить свое тело к занятиям;
ориентироваться на сценической площадке.
2-3 год обучения - «базовый», предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и умений, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Цель «базового» уровня: формирование основы будущей танцевальной
техники, развитие танцевальных навыков и умений.
Задачи «базового» уровня:
образовательные:
продолжить знакомство с народной культурой и расширить знания в области
народной хореографии;
продолжить изучение элементов, связок и комбинаций, характерных для
народной хореографии; сформировать навык безошибочного исполнения изученных
элементов синхронно и в быстром темпе;
познакомить с терминологией новых движений;
продолжить развитие музыкальности, эмоциональности исполнения;
развивающие:
развивать и совершенствовать умение самостоятельной подготовки мышц
тела к работе;
продолжить работу над развитием выворотности, гибкости, устойчивости,
чёткой координации;
развивать культуру общения, умение построения межличностных
отношений;
формировать плавность и сглаженность движений, легкость и четкость
движений, работа над эмоциональностью и выразительностью исполнения;
воспитательные:
совершенствовать сценическую и исполнительскую культуру;
способствовать развитию умения самостоятельно искать выразительные
средства для воплощения заданного образа;
сформировать умение работать в коллективе.
По окончании II года обучения, обучающиеся
9
знают:
методику изученных движений и техники их исполнения с учетом
увеличения нагрузки и максимальной синхронности.
умеют:
узнавать национальную танцевальную музыку;
исполнять
танцевальную
композицию
технично,
выразительно,
эмоционально;
передавать национальный характер русского танца;
ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций;
выступать на сцене.
По окончании III года обучения, обучающиеся
знают:
положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов
русского танца;
положения позиций рук и ног в народном танце;
умеют:
уметь исполнять движения в характере;
работать в паре и танцевальными группами;
грамотно исполнять технически сложные движения;
распределять сценическую площадку.
Формы подведения результатов обучения:
входящий контроль (сентябрь-октябрь);
промежуточная аттестация (декабрь-январь);
промежуточная аттестация (апрель-май, 1 - 2 год обучения);
итоговая аттестация (апрель-май, 3 год обучения).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала для самореализации
личности ребенка средствами хореографии.
Задачи:
образовательные:
познакомить с историей развития народного танца;
ознакомить на каждой ступени с комплексом знаний и умений по искусству
хореографии с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
10
ознакомить с терминологией проученных движений.
развивающие:
развивать творческие способности обучающихся;
содействовать правильному физическому развитию организма: выработке
правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц;
развивать координацию;
развивать хореографическую память, внимание, выдержку;
развивать внутреннюю собранность, концентрацию, внимание;
формировать способности к волевым действиям;
воспитательные:
приобщать обучающихся к достоянию культуры путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
способствовать овладению народным танцем, воспитывающим адекватное
восприятие красоты движений;
прививать уважительное отношение к музыкальной культуре и традициям
своего народа;
воспитывать потребность в систематических занятиях;
поддерживать устойчивый интерес к народной культуре.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
принцип доступности - постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому принципу: от простого к сложному, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному;
принцип систематичности - непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности обучающихся, определенная последовательность решения творческих
заданий;
принцип гуманизма - утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для развития
искусства, науки и культуры;
принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности,
признание равных прав и обязанностей взрослого и ребенка, создание эмоциональнокомфортного климата в социальной среде;
принцип дифференциации образования - ориентация на личностные
интересы, потребности, способности, а также физиологические, интеллектуальные и
11
другие особенности обучающегося;
принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых; принцип креативности - создание всех условий для развития
творческой личности;
принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных
особенностей, обучающихся в их деятельности, опора на положительное в ребенке, на
сильные стороны его личности;
принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию
детей к современным условиям жизни общества;
принцип индивидуальности, то есть личностно ориентированная
направленность.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность
образования по следующим показателям:
усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного
движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Воспитательная работа
Цель программы воспитания – личностное развитие обучающихся,
проявляющееся в овладении обучающимися способами саморазвития и
самореализации в современном мире, в том числе формирования современных
компетентностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Задачи программы воспитания:
12
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброту, совесть, ответственность, чувство долга;
развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
воспитывать
стремление
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда,
педагогам, сверстникам;
воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из
них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое соперничество,
смелость, выносливость;
познакомить обучающихся с историей развития танцевальной культуры в
России, выдающимися деятелями России;
сформировать умение работать в команде;
сформировать способности к анализу и представлению своей нравственной
позиции.
Планируемые результаты воспитания:
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность,
доброта, совесть, ответственность, чувство долга;
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
развито стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной
культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация
конференции, экскурсия, смотр, конкурс.
Методы воспитательного воздействия:
убеждение;
упражнение;
заражение «личным примером» и подражание;
13
методы поощрения, соревнование.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как
посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного
характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое
место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о
нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные беседы
авторитетных и близких к обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте,
использование литературных произведений, притч, сказок, увлечение творческим
поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное
дело, который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми,
наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма,
трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., обучающийся глубже и нагляднее
осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения - это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть
более успешен, чем в основном образовании.
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы
общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости
асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения
другого человека, отношений старшего и младшего поколений, творческих
достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование
личностных качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к
окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение года
педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о домашних
заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения образовательных и
личностных характеристик детей, проводит ежемесячные беседы по правилам
поведения, безопасности дома, на улице, в общественных местах, пожарной
безопасности и безопасности на дорогах, личной безопасности. В данном случае
работает крылатое выражение: «Предупреждён, значит вооружен».
14
Участие в конкурсах воспитывает в ребенке творческий дух, волю к победе,
психологическую устойчивость, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь
своего учреждения, района, города, страны.
Конкурсы проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими в
различных поездках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить
успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
исследовательский (наблюдение, опыты);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
воспитания:
убеждение;
упражнение;
личный пример;
поощрение.
Формы занятий:
групповая;
индивидуально-групповая.
Типы занятий:
комбинированное;
теоретическое;
15
практическое;
контрольное;
репетиционное;
мастер-класс;
концерт.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программы «Я танцую».
У обучающихся будут сформированы:
индивидуальная творческая фантазия, актерское мастерство;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
мотивация к учебной деятельности;
сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному
творчеству;
сотрудничество при выполнении упражнений в паре, постановке
коллективных номеров и общении в коллективе;
ценности здорового и безопасного образа жизни;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы:
танцевальные данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг, гибкость,
пластичность), точность исполнения движений;
визуально-пространственное мышление;
понимание и различие простых музыкальных ритмов и динамических
оттенков в музыке;
выразительное, образное исполнение движений;
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы:
владение основами самоконтроля, принятия решений;
16
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
образовательной программы.
Обучающиеся будут знать:
основные термины, применяемые в народном танце;
историю народного танца России;
основы движений народного танца.
Способы определения результативности
педагогическое наблюдение на занятиях в процессе повседневной
деятельности;
педагогический анализ результатов: анкетирования, тестирования, участие в
итоговом занятии.
Формы подведения итогов реализации
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет
педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя
оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля, что способствует раскрытию
индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития
познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным контролем, текущей и итоговой аттестацией со стороны педагога
и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых
контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для
этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они
носили игровой характер.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие задания (хореографические тестирование, беседы, мониторинг
достижений).
17
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения,
и отчетного мероприятия.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
входящий контроль (сентябрь-октябрь);
промежуточная аттестация (декабрь-январь);
промежуточная аттестация (апрель-май, 1-2 год обучения);
итоговая аттестация (апрель-май, 3 год обучения).
18
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Уровень
сложности
стартовый
Год
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения
базовый
3 год
обучения
Кол-во
академических
часов
в
т
п
Разделы
Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ
Азбука хореографии и
музыкального движения
Элементы ритмики и музыкальной
грамоты
Элементы народного танца
Постановочная деятельность. Танец
«Весёлая разминка»
Игровая программа «Звездный час»
Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ
Азбука музыкального движения
Элементы народно-сценического
танца
Сценическая деятельность.
Постановка танцевального номера
«Веселуха»
Игровая программа «Звездный час»
Вводное занятие «Путешествие в
страну Танца». Инструктаж по ПБ
Классический экзерсис на ковриках
Элементы народно-сценического
танца
Дробные выстукивания русского
народного танца
Сценическая деятельность.
Постановка танцевального номера
«Плескач»
Игровая программа «Звездный час»
Формы
промежуточной
(итоговой)
аттестации
2
1
1
наблюдение
40
3
37
самоанализ
34
взаимоанализ
34
34
6
28
взаимоанализ
32
1
31
премьера танца
2
2 конкурс
Итого на стартовом уровне: 144 часа
2
1
36
42
4
70
5
1
наблюдение
36
самоанализ
38
взаимоанализ
65
премьера танца
2
конкурс
1
наблюдение
40
40
взаимоанализ
34
34
взаимоанализ
42
42
взаимоанализ
32
32
премьера танца
2
2
1
2
2
конкурс
Итого на базовом уровне: 304 часов
Всего по программе: 448 часов
2.2 Учебный (тематический) план, 1 год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
В
Т
П
Формы аттестации/
контроля/
19
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
6
Вводное занятие «Путешествие в страну
Танца». Инструктаж по ПБ
Азбука хореографии и музыкального
движения
Музыкально - ритмические упражнения
Понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ»,
«Круг»
Изучение позиции рук, ног, поклона
Элементы ритмики и музыкальной грамоты
Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление
всех групп мышц
Упражнения на развитие координации и чувство
ритма
Элементы народного танца
Изучение позиции рук, ног русского народного
танца. Поклон
Элементы народных движений
Построения и перестроения
Постановочная деятельность. Танец «Весёлая
разминка»
Разучивание танцевальных движений танца
«Весёлая разминка»
Разучивание рисунка танца «Весёлая разминка»
Упражнения на развития эмоционального
исполнения движений
Игровая программа «Звездный час»
Итого:
2
1
1
40
3
37
10
1
9
10
1
9
20
34
1
17
34
20
20
14
14
34
6
28
10
2
8
10
14
2
2
8
12
32
1
31
16
1
15
конкурс
самоанализ
самоанализ
самоанализ
самоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
премьера танца
премьера танца
8
8
премьера танца
8
8
премьера танца
2
144
2
133
11
конкурс
Содержание учебного плана, 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ
Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения. Правила охраны голосового аппарата.
Практика: тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел 2. Азбука хореографии и музыкального движения
Тема 2.1 Музыкально - ритмические упражнения
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная
музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).
Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами;
передача изменения характера музыки в движениях.
Тема 2.2 Понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг»
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации.
20
Практика: Построение фигур «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг».
Тема 2.3 Изучение позиции рук, ног, поклона
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук (подготовительная, 1, 2 позиции
рук; 1, 6 позиции ног).
Раздел 3. Элементы ритмики и музыкальной грамоты
Тема 3.1 Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц
Практика: шаги (с носка, на полупальцах, на пятках), бег (с высоким подниманием
бедра, с захлестом, «ножницы»), упражнения для укрепления различных групп мышц
(шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног), упражнения на координацию
движений, полу шпагат, шпагат, упражнения на гибкость («лодочка», «колечко»,
«кошечка»), упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка», «качалочка»,
«кувырок» «шпагат»).
Тема 3.2 Упражнения на развитие координации и чувство ритма
Практика: хлопки в ладоши, по коленям ритм, хлопки с добавлением шага на месте,
шага в продвижении, бега.
Раздел 4. Элементы народного танца
Тема 4.1 Изучение позиции рук, ног русского народного танца. Поклон
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.
Практика: позиции рук в народном танце – 1,2,3, подготовительная. Позиции ног в
народном танце – 6, 1, 2. Поклон с открыванием руки во 2 позицию.
Тема 4.2 Элементы народных движений
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «пружинка», переменный шаг, подскоки.
Тема 4.3 Построения и перестроения
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: перестроения из одного рисунка в другой рисунок: «Линия», «Колонна»,
«Диагональ», «Круг».
Раздел 5. Постановочная деятельность. Танец «Весёлая разминка»
Тема 5.1 Разучивание танцевальных движений танца «Весёлая разминка»
Теория: прослушивание музыки к танцу; разбор характера и настроения танца;
культура исполнения, слаженность движений; выразительность исполнения.
Практика: постановка танца, отработка движений, техника исполнения, ходы
русского танца, «припадания», «молоточки», «веревочка», дробные движения.
Тема 5.2 Разучивание рисунка танца «Весёлая разминка»
Практика: разучивание перестроений рисунков в тройках, в «цепочках», в линиях и
в колоннах, «воротца», в диагоналях и в кругах, «карусель», «корзиночка»,
«прочесы».
21
Тема 5.3 Упражнения на развития эмоционального исполнения движений
Практика: Танцевальная игра «что случилось?», «зеркало», «азбука настроений».
Тема 6. Игровая программа «Звездный час»
Практика: проведение танцевальных конкурсов, викторин.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании I года обучения, обучающиеся знают:
классификацию разминочных, тренировочных комплексов упражнений;
хореографические термины проученных движений;
основные позиций рук и ног;
правила поведения на сцене;
умеют:
правильно выполнять комплексы упражнений для разогрева основных групп
мышц;
подготовить свое тело к занятиям;
выполнять простые хореографические движения;
ориентироваться на сценической площадке.
2.3 Учебный (тематический) план, 2 год обучения
№
п/п
1
2
2.1
Наименование разделов и тем
Вводное занятие «Путешествие в страну Танца».
Инструктаж по ПБ
Азбука музыкального движения
Партерный экзерсис
Кол-во часов
В
Т
П
2
1
1
36
36
36
36
2.1.1 Упражнения для стоп
6
6
2.1.2 Упражнения на выворотность
4
4
2.1.3 Упражнения на гибкость
6
6
2.1.4 Силовые упражнения для мышц спины
4
4
2.1.5 Упражнения на развитие танцевального шага
6
6
2.1.6 Прыжки
10
10
Элементы народно-сценического танца
42
3.1
Экзерсис на середине зала
10
10
3.2
Поклон праздничный (хороводный)
8
8
3
4
38
Формы аттестации/
контроля/
педагогическое
наблюдение
самоанализ
самоанализ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
взаимоанализ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
22
3.3
Основные движения руками с платочком в руках
(девочки)
4
3.4
Дробные движение (девочки), хлопушки (мальчики)
10
2
8
3.5
Подготовка к вращениям
10
2
8
Сценическая деятельность. Постановка
танцевального номера «Веселуха»
70
5
65
4.1
Разучивание выхода и ухода
4
4
4.2
Разучивание рисунков танца
10
4
4.3
Знакомство с переходами от рисунка к рисунку
10
10
4.4
Интервалы и ровные круги
6
6
4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
Разучивание
лексики
номеров.
Комбинации
22
движений из танцев
Работа над общей композицией танца
8
Проработка самых сложных моментов танца:
8
движений, рисунков, техники исполнения
Отработка синхронности и чистоты исполнения
2
Игровая программа «Звездный час»
2
Итого:
152
4
5
10
творческое задание
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
премьера танца
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
17
творческое задание
8
творческое задание
8
творческое задание
2 творческое задание
2 конкурс
142
Содержание учебного плана, 2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ
Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения.
Практика: тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел 2. Азбука музыкального движения
Раздел 2.1 Партерный экзерсис
Тема 2.1.1 Упражнения для стоп
Практика: шаги:
на всей стопе, на полупальцах;
сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по 6 позиции;
лежа на спине, круговые движения стопами;
releve на полу - пальцах в 6 позиции у станка.
Тема 2.1.2 Упражнения на выворотность
Практика:
лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1;
«лягушка».
23
Тема 2.1.3 Упражнения на гибкость
Практика:
«складочка» по 1, VI позиции с обхватом рук за стопы;
наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны.
Тема 2.1.4 Силовые упражнения для мышц спины
Практика:
«лодочка»;
перекаты на животе вперед и обратно.
Тема 2.1.5 Упражнения на развитие танцевального шага
Практика:
«лягушка» лежа на животе;
grand battement jete.
Тема 2.1.6 Прыжки
Практика: прыжки по 1, 2, 5 позиции ног.
Раздел 3. Элементы народно-сценического танца
Тема 3.1 Экзерсис на середине зала
Практика: переменный дробный ход, дробный боковой ход, мелкий дробный ход с
каблука. Хлопушки: тройная хлопушка с притопом, хлопушка по голенищу сапога
выдвинутой вперед ноги., хлопушка по ноге, поднятой назад. Движения на месте:
«веревочка», «двойная веревочка», «веревочка с переступанием».
Тема 3.2 Поклон праздничный (хороводный)
Практика: поклон праздничный (хороводный).
Тема 3.3 Основные движения руками с платочком в руках (девочки)
Практика: платочек, натянутый за кончики, исполняются круговые движения.
полуокружности перед собой вправо и влево. Взмахи в 3 позицию.
Тема 3.4 Дробные движение (девочки), хлопушки (мальчики)
Теория: пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском
народном танце, о характере и манере исполнения в женском танце. Пояснения о
приемах и технике исполнения дробных выстукиваний руками в русском народном
танце, о характере и манере исполнения в мужском танце.
Практика: Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу.
Тема 3.5 Подготовка к вращениям
Теория: рассказ о значении координации, умении держать «точку» при вращениях.
Практика:
полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve;
полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere;
полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки;
24
припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в
повороте.
Раздел 4. Сценическая деятельность. Постановка танцевального номера
«Веселуха»
Тема 4.1 Разучивание выхода и ухода
Практика: разучивание видов русских ходов и поворотов.
Тема 4.2 Разучивание рисунков танца
Практика: разучивание рисунков танца: встречный «шеен», «змейки», «улитки».
Тема 4.3 Знакомство с переходами от рисунка к рисунку
Практика: разучивание перестроений рисунков
Тема 4.4 Интервалы и ровные круги
Практика: разучивание умения держать одинаковые интервалы и ровные круги в
движении.
Тема 4.5 Разучивание лексики номеров. Комбинации движений из танцев
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений.
Практика: разучивание танцевальных движений танцевального номера «Веселуха»:
виды русских ходов и поворотов, «Веревочка», «Перескоки и «подбивки», «Дробные
выстукивания». Соединение движений под музыку в заданной последовательности.
Тема 4.6 Работа над общей композицией танца
Практика: соединение рисунков танца, танцевальных движений в общую
композицию под музыку.
Тема 4.7 Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков,
техники исполнения
Практика: проучивание самых сложных элементов танца: движений, рисунков,
техники исполнения.
Тема 4.8 Отработка синхронности и чистоты исполнения
Практика: отработка синхронности и чистоты исполнения методом повтора, и
исправления замечаний.
Тема 5. Игровая программа «Звездный час»
Практика: проведение танцевальных конкурсом, викторин, опросов, тестов.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании II года обучения, обучающиеся
знают:
методику изученных движений и техники их исполнения с учетом
увеличения нагрузки и максимальной синхронности;
умеют:
узнавать национальную танцевальную музыку;
25
исполнять
танцевальные
композиции
технично,
выразительно,
эмоционально;
передавать национальный характер русского танца;
ориентироваться в пространстве во время выполнения танцевальных
комбинаций;
выступать на сцене.
2.4 Учебный (тематический) план, 3 год обучения
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.1.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Наименование разделов и тем
Вводное занятие «Путешествие в страну
Танца». Инструктаж по ПБ
Классический экзерсис на ковриках
Упражнения для развития подвижности
голеностопного сустава и эластичности мышц
голени и стопы
Упражнения на развитие танцевального шага
Упражнения на растяжку нижней поверхности
бедра и подколенных связок
Упражнения для развития подвижности в
тазобедренном суставе
Упражнения для развития гибкости в спине и
подвижности позвоночника
Упражнения для развития прыжка
Элементы народно-сценического танца.
Вращения
Постановка работы головы. Положение рук во
вращении
Постановка корпуса. Упражнения для
закрепления мышечного корсета
Виды preparation
Виды «остановок» после вращения
Вращения в народном танце на месте
Вращения в народном танце по диагонали
Дробные выстукивания русского народного
танца
Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой
стопы
Двойная дробь
Комбинация дробных выстукиваний
«Хлопки», «Удары», «Хлопушки»
Кол-во часов
В
Т
П
Формы аттестации/
контроля
1
конкурс
40
40
взаимоанализ
10
10
взаимоанализ
6
6
взаимоанализ
6
6
взаимоанализ
8
8
взаимоанализ
6
6
взаимоанализ
4
4
взаимоанализ
34
34
взаимоанализ
2
2
взаимоанализ
4
4
взаимоанализ
4
4
10
10
4
4
10
10
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
42
42
взаимоанализ
10
10
взаимоанализ
14
8
10
14
8
10
взаимоанализ
взаимоанализ
взаимоанализ
2
1
26
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
Сценическая деятельность. Постановка
танцевального номера ««Плескач»
Разучивание рисунков танца
Разучивание лексики номеров. Комбинации
движений из танцев
Работа над общей композицией танца
Отработка синхронности и чистоты исполнения
Игровая программа «Звездный час»
32
32
премьера танца
6
6
премьера танца
10
10
премьера танца
12
4
12
4
2
Итого: 152
2
151
премьера танца
премьера танца
конкурс
1
Содержание учебного плана, 3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие «Путешествие в страну Танца». Инструктаж по ПБ
Теория: введение в предмет «Хореография». Организация занятий. Правила
поведения. Правила охраны голосового аппарата.
Практика: Тестирование, проверка умений в области хореографии.
Раздел 2. Классический экзерсис на ковриках
Тема 2.1 Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава и
эластичности мышц голени и стопы
Практика: растяжка стоп на «подъем», открывание ноги вперед, в сторону и назад.
Тема 2.2 Упражнения на развитие танцевального шага
Практика: «выпад», бросок ноги в различные направления.
Тема 2.3 Упражнения на растяжку нижней поверхности бедра и подколенных
связок
Практика: «шпагат», «Перекаты через спину в шпагате», «Полу шпагат».
Тема 2.4 Упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе
Практика: развороты через «поперечный шпагат», «Бабочка».
Тема 2.5 Упражнения для развития гибкости в спине и подвижности
позвоночника
Практика: «мостик», «Колечко», «Корзинка», «Лодочка», «Волна».
Тема 2.6 Упражнения для развития прыжка
Практика: упражнение «Разножка».
Раздел 3. Элементы народно-сценического танца. Вращения
Тема 3.1 Постановка работы головы. Положение рук во вращении
Практика: постановка работы головы. Положение рук во вращении.
Тема 3.2 Постановка корпуса. Упражнения для закрепления мышечного корсета
Практика: упражнения:
1. Лёжа на спине, приподнимать и опускать вытянутые ноги.
2. Лежа на спине, ноги прямые, стараясь держать спину прямой, перейти в положение
сидя, затем медленно лечь.
27
3. Лежа на спине, приподнять голову от пола, оторвать лопатки, затем вернуться в
исходное положение.
Тема 3.3 Виды preparation
Практика: Preparations для вращений по диагонали. Учебный preparation для подхода
к вращениям по диагонали. Preparations для вращений на месте.
Тема 3.4 Виды «остановок» после вращения
Практика: «закрутка» на месте, с выходом через четвертую позицию. «Закрутка» на
месте с соскоком по 3-ей позиции. «Закрутка» с продвижением вперёд.
Тема 3.5 Вращения в народном танце на месте
Практика: пируэт, вращение на «припадании», бег в повороте на месте, вращение
«носок-каблук».
Тема 3.6 Вращения в народном танце по диагонали
Практика: «блинчики» с поджатыми ногами, «блинчики» с вытянутыми ногами,
«блинчики» с поджатыми ногами и двойной дробью, «бегунец».
Раздел 4. Дробные выстукивания русского народного танца
Тема 4.1 Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы
Практика: дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы.
Тема 4.2 Двойная дробь
Практика: двойная дробь.
Тема 4.3 Комбинация дробных выстукиваний
Практика: комбинация дробных выстукиваний.
Тема 4.4 «Хлопки», «Удары», «Хлопушки»
Практика: одинарные хлопки и удары — фиксирующие, скользящие. Удары по
голенищу сапога. Двойные (сдвоенные) хлопки и удары. Хлопок и удар по бедру.
Тройные (строенные) хлопки и удары.
Раздел 5. Сценическая деятельность. Постановка танцевального номера
«Плескач»
Тема 5.1 Разучивание рисунков танца
Практика: разучивание рисунков танца: многоплановые простые симметричные
рисунки, многоплановые сложные несимметричные рисунки.
Тема 5.2 Разучивание лексики номеров. Комбинации движений из танцев
Практика: разучивание танцевальных движений танцевального номера «Плескач»:
тройной ход на высоких полупальцах, “упадания”, “вы - хилясники”, «дробушки»,
«выступы».
Тема 5.3 Работа над общей композицией танца
Практика: соединение рисунков танца, танцевальных движений в общую
композицию под музыку.
Тема 5.4 Отработка синхронности и чистоты исполнения
28
Практика: отработка синхронности и чистоты исполнения методом повтора, и
исправления замечаний.
Тема 6. Игровая программа «Звездный час»
Практика: проведение танцевальных конкурсом, викторин.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании III года обучения, обучающиеся
знают:
положение головы и корпуса во время исполнения различных элементов
русского танца;
положения позиций рук и ног в народном танце;
умеют:
исполнять движения в характере;
работать в паре и танцевальными группами;
грамотно исполнять технически сложные движения;
распределять сценическую площадку.
29
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
7.
8.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
9.
Окончание учебного года
1 год
обучения
36
72
4
144
15 сентября
31.12.2025 11.01.2026
31 мая
2 год обучения
3 год обучения
38
76
4
152
1 сентября
31.12.2025 11.01.2026
31 мая
38
76
4
152
1 сентября
31.12.2025 11.01.2026
31 мая
3.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
материально - технические условия:
танцевальный зал с зеркалами, стол, стулья;
ноутбук, мультимедийное оборудование;
материально-техническое оснащение занятий:
сценические костюмы и танцевальная обувь для выступлений (отшивают и
приобретают родители / законные представители обучающихся);
атрибуты для хореографических композиций и народных сцен;
Канцелярские принадлежности и материалы приобретают родители/законные
представители ребенка.
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие педагоги
со средним специальным или высшим педагогическим, хореографическим
образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями и
навыками для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
флеш-носители с музыкальным сопровождением хореографических
композиций.
Информационно-дидактические материалы:
наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.
Контрольные и проверочные пособия:
30
материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и итоговой
аттестаций.
Методические материалы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела, темы
Азбука хореографии и
музыкального движения
Элементы ритмики и
музыкальной грамоты
Элементы народного танца
Постановочная
деятельность. Танец
«Веселая разминка»
Игровая программа
«Звездный час»
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
1 год обучения
Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование, наглядные
пособия и методические
разработки, сценические
костюмы.
Формы, методы,
приемы обучения
Пед.технологии
Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взаимоанализ.
Пед. технологии:
игровые (конкурсы),
здоровьесберегающие.
Формы учебного
занятия
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
2 год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
Азбука музыкального
движения
Партерный экзерсис
Элементы народносценического танца
Сценическая деятельность.
Постановка танцевального
номера «Веселуха»
Игровая программа
«Звездный час»
Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование, наглядные
пособия и методические
разработки, сценические
костюмы.
Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взимоанализ.
Пед. технологии:
игровые (конкурсы),
здоровьесберегающие.
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
3 год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
Классический экзерсис на
ковриках
Элементы народного
сценического танца.
Вращения
Дробные выстукивания
русского народного танца
Сценическая
деятельность. Постановка
танцевального
номера
«Плескач»
Игровая программа
«Звездный час»
Танцевальный зал с
зеркалами,
мультимедийное
оборудование, наглядные
пособия и методические
разработки, сценические
костюмы.
Форма: коллективная.
Методы: словесный,
практический,
самоанализ,
взимоанализ.
Пед. технологии:
игровые (конкурсы),
здоровьесберегающие.
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
31
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Я танцую» (Приложение 1 Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся).
Карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе «Я танцую» (Приложение 2).
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Я танцую» проводится в течение учебного года:
входящий контроль (первичная диагностика) - сентябрь-октябрь;
текущая и промежуточная аттестация – декабрь-январь.
итоговая аттестация - по окончании 3 года обучения - апрель-май.
Характеристика оценочных материалов
Личностный результат
Планируемые
результаты
Критерии оценивания
Высокий: воспринимать
движения как символ
прекрасного, свободного
способа самовыражения.
Средний: слабо проявлять
Развитие
осознанное понимание к
индивидуальной
творческой фантазии, движениям как к символу
прекрасного, свободного
актерское
способа самовыражения.
мастерство.
Низкий: не воспринимать
движения как символ
прекрасного, свободного
способа самовыражения.
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Входящий,
промежуточный
контроль
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
32
Метапредметный результат
Высокий: ребенок
замотивирован к учебной
деятельности, качественно
выполняет задания, готов
выполнять дополнительные
задания.
Формирование
Средний: ребенок
мотивации к учебной замотивирован к учебной
деятельности.
деятельности, но не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Низкий: ребенок не
замотивирован к учебной
деятельности, и не
прикладывает усилий к
выполнению заданий.
Высокий: ребенок с
удовольствием участвует в
Формирование
жизни коллектива и проявляет
сотрудничества при
лидерские качества.
выполнении
Средний: ребенок участвует в
упражнений в паре,
жизни коллектива и слабо
постановке
проявляет лидерские качества.
коллективных
номеров и общении в Низкий: ребенок не участвует в
жизни коллектива и не
коллективе.
проявляет лидерские качества.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками,
взрослыми в
процессе творческой
деятельности.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Высокий: проявляет
дружелюбность к товарищам,
уважительное отношение к
педагогам в процессе
деятельности.
Средний: слабо проявляет
дружелюбность к товарищам, с
подсказкой взрослых проявляет
уважительное отношение к
педагогам в процессе
деятельности.
Низкий: не проявляет
дружелюбность к товарищам,
показывает не уважительное
отношение к педагогам в
процессе деятельности.
33
Развитие
танцевальных
данных (осанка,
выворотность,
танцевальный шаг,
гибкость,
пластичность),
точность исполнения
движений.
Высокий: желание развивать
танцевальные данные.
Контролировать и
координировать свое тело.
Выразительно и грамотно
исполнять танцевальные
композиции.
Средний: не самостоятельное
желание развивать
танцевальные данные. С
помощь педагога
контролировать и
координировать свое тело.
Выразительно, с небольшими
недочетами исполнять
танцевальные композиции.
Низкий: не желание развивать
танцевальные данные. Не
контролировать и не
координировать свое тело.
Выразительно, но с ошибками
исполнять танцевальные
композиции.
Понимание простых Высокий: определять
музыкальных ритмов самостоятельно темп, ритм,
и динамических
характер в предлагаемой
оттенков в музыке.
мелодии. Сопереживать и
чувствовать музыку. Средний:
определять в группе
обучающихся темп, ритм,
характер в предлагаемой
мелодии. Слабо сопереживать и
чувствовать музыку.
Низкий: не верно определять
темп, ритм, характер в
предлагаемой мелодии. Слабо
сопереживать и чувствовать
музыку.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей
34
Постановка и
формулирование для
себя новых задач в
учёбе и
познавательной
деятельности.
Предметный результат
Знание основных
терминов и
движений,
применяемых на
занятиях народного
танца.
Умение танцевать в
коллективе.
Высокий: интересоваться
дополнительной
хореографической литературой,
кинофильмами. Посещать
концерты государственных
академических ансамблей.
Средний: интересоваться по
желанию друга дополнительной
хореографической литературой,
кинофильмами.
Низкий: не интересоваться
дополнительной
хореографической литературой,
кинофильмами. Не посещать
концерты государственных
академических ансамблей.
Высокий: уверенно владеет
танцевальными терминами и
может применить на практике.
Средний: слабо владеет
танцевальными терминами и с
помощью педагога может
применить на практике.
Низкий: не владеет
танцевальными терминами и не
может применить на практике.
Высокий: творчески активен и
умеет строить отношения между
сверстниками. Умеет
самостоятельно ориентироваться
в пространстве.
Средний: творчески активен и
умеет строить отношения между
сверстниками. Умеет с помощью
педагога ориентироваться в
пространстве.
Низкий: Не активен на занятиях
и не умеет строить отношения
между сверстниками. Умеет с
помощью педагога
ориентироваться в пространстве.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
Входящий,
промежуточный
контроль
Метод
педагогического
наблюдения,
викторины,
конкурсы.
Открытые занятия
для родителей.
35
4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (на плановый период
до 2030 года) распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685 - 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
36
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О
внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д.
Список литературы педагога:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. - Санкт-Петербург: Изд-во
Феникс, 2000. - 18 с.
2. Левина С.А Физкультминутки Левина С.А - Волгоград: Изд-во Учитель, 2008. -70 с.
3. Слуцкая Л.А. Музыкальная мозаика. / Слуцкая Л.А. - Москва: Изд-во
ЛИНКА_ПРЕС, 2015. - 25 с.
4. Зарецкая Е.А. Танцы для детей / Зарецкая Е.А. - Москва: Изд-во Айрис, 2003. 18 с.
5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика/ Фирилева Ж.Е.,
Сайкина Е.Г. - Санкт-Петербург: Изд-во Са-фи-дансе, 2000. - 48 с.
6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Упр.у станка: Учеб. Пособие
д/вузов искусств и культуры/ Гусев Г. П. - Москва: Изд-во центр ВЛАДОС, 2002. - 47
с.
37
7. Ивлева Л.Д.
Методика
педагогического
руководства
любительским
хореографическим коллективом/ Ивлева Л. Д. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003. - 12
с.
8. Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов- Москва: Изд-во МГИК,
1994. - 268 с.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца / Богданов Г.Ф. - Москва: Изд-во
МГУК, 2003. - 15 с.
2. Устинова Т. Русские танцы / Устинова Т. - Москва: Изд-во МГУК, 1975. - 15 с.
38
Приложение № 1
Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся
Название объединения___________________________________________
ФИО педагога __________________________________________________
Дата проведения_________________________________________________
Место проведения __________________№ группы____________________
Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень
Ф.И.
Ритмичность
обучающегося
Гибкость
Артистизм
Умение танцевать
в коллективе
Итоговый
показатель
1.
2.
7…
____________ обучающихся показали высокие результаты,
____________ обучающихся показали средние результаты,
____________ обучающихся показали низкие результаты.
Педагог дополнительного образования______________________ _______
Низкий:
1. Двигается ритмично, соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания
(громко, тихо).
2. Проявляет творчество, выполняя образные движения.
3. Выполняет движения без желания.
4. Необходимость помощи педагога в выполнении образного движения.
Средний:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, в умеренном и быстром
темпе, самостоятельно меняют движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной формой
музыки.
2. Проявляет творчество, передавая игровые образы, взаимосвязь в нескольких
персонажей.
3. Выполняет движения эмоционально.
4. Способность к творческой реализации музыкально-игровых образов в совместной
деятельности с педагогом, сверстниками.
39
Высокий:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, меняют движения в
соответствии с музыкальными фразами.
2. Проявляет творчество, придумывая композицию музыкальной игры или танца.
3. Выражает желания выступить самостоятельно.
4. Творческая активность, умение строить отношения между сверстниками.
40
Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Я танцую»
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Название объединения: _______________________________
Ф.И.О. педагога: _____________________________________
Дата начала наблюдения: ______________________________
№
ФИО Способами
Теоретические знания:
определения
1. правила безопасности;
результативности 2. название танцевальных
терминов
1.
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
2.
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
Практические умения и навыки:
Учебно-коммуникативные умения:
1. соединять движения в
1. воспринимать движения как символ
хореографическую композицию;
прекрасного, свободного способа
2. определять темпоритм, характер самовыражения;
в предлагаемой мелодии;
2. наблюдать за разнообразными
3. выразительно и грамотно
явлениями жизни, искусства и оценивать
исполнять танцевальные
их;
композиции;
3. выявлять особенности взаимодействия
4. контролировать и
хореографии с другими видами искусства
координировать свое тело;
(литература, изобразительное искусство,
5. сопереживать и чувствовать
театр и др.;
музыку.
4. передавать свои впечатления в устной и
письменной форме.
41
3.
Входящий
контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
42