Ранняя профилактика экранной зависимости у детей
В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиа коммуникации детство современных детей проходит в условиях особых рисков развития. Одной из тревожных тенденций являются факты, связанные с приобщением детей к телеэкрану или монитору компьютера, начиная с младенческого возраста.
Так, по данным американских ученых к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Если у ребенка сформировалась экранная зависимость, он становится неспособным концентрироваться на каком-либо занятии, у него пропадает интерес к овладению новыми навыками и изучению новой информации, он становится гиперактивным, неусидчивым, рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такие дети с трудом читают и воспринимают информацию на слух, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Школьники часто испытывают трудности с решением задач и только потому, что, прочитав условие задачи, не понимают прочитанное. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Даже в подростковом возрасте им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Дети с экранной зависимостью чаще всего отстают в учебе, а потому в какой-то момент могут отказаться посещать школу, избегая невыносимых для них ситуаций неуспешности. Обостряются трудные ситуации нескладывающимися отношениями с одноклассниками. Как правило, дети с экранной зависимостью остаются в классе в изоляции, не имеют друзей, а в худшем случае становятся изгоями.
В дальнейшем такие дети испытывают трудности с самоопределением, выбором будущей профессии. После окончания школы некоторые из них несколько лет проводят дома, оказавшись не в состоянии ни работать, ни продолжать обучение.
Каждому родителю хочется избежать указанных трудностей, сформировать в ребенке не экранную зависимость, а стремление к успеху, настойчивость в преодолении трудностей, умение общаться и постигать новое. К сожалению, многим родителям кажется, что о таких целях воспитания задумываться нужно, когда ребенок подрос и собирается в школу. Но это не так! Наиболее эффективна ранняя профилактика экранной зависимости. Родители должны задуматься об этом буквально с рождения малыша.
Ребенок с младенческого возраста находится в окружении самых разных источников информации: радио, телевидение, компьютер, уличная визуальная реклама. К ним не надо привлекать внимание малыша, эти
Ребенок в раннем детстве чаще всего не способен проявить активных действий по отношению к книгам. Для того чтобы малыш начал изучать их необходимы взрослые, которые и привлекут его внимание к книге, и источники активны до агрессивности, привлекательны до навязчивости. Их способ взаимодействия с человеком можно назвать авторитарным, они требуют полного подчинения внимания человека к себе. Быстрее всего попадают под их гипнотическое влияние малыши. Даже годовалые младенцы при звуках знакомой рекламы поворачивают голову к телевизору и не отрывают взора от экрана. Поэтому, если в комнате, где бодрствует малыш, включен телевизор или компьютер, то постепенно, незаметно для родителей закладывается основа будущей экранной зависимости.
Что же могут сделать родители, чтобы обезопасить детей от этой угрозы? Чтобы разобраться в этом, познакомимся с таким психологическим явлением как импритинг или запечатление. Этот феномен заключается в том, что событие, которое запечатлелось в восприятии человека ранее, оставляет более глубокий и эмоциональный след. Поэтому так важно, чтобы в восприятии ребенка, прежде чем он «встретится» с телевизором или компьютером, появились другие, яркие, эмоциональные и более соответствующие его возрасту объекты. Тогда они надолго, если не на всю жизнь останутся сильнейшими противовесами экранной зависимости. Одним из важных противовесов в борьбе с этой зависимостью является книга.
Книга в отличие от электронных и телевизионных СМИ в общении с человеком предоставляет ему право управления процессом. Человек выбирает время, когда он будет читать, что он будет читать, с какой скоростью и в каком режиме. Чтение может сопровождаться паузами-размышлениями и возвращениями к понравившимся местам. Чтение требует от человека инициативы, активности, интеллектуальных усилий. сделают чтение увлекательным процессом.
Если же малыш встречается с электронными и телевизионными СМИ ранее, чем с книгами, то они и запечатлеваются в детской памяти ярче, глубже, сильнее. Тогда получение информации с помощью телевидения или Интернета для человека будет процессом более естественным, легким и приятным, чем чтение книг. Поэтому, если родителям хочется, чтобы дети были книгочеями и книголюбами, а не просиживали сутками перед телевизором или компьютером, важно познакомить малышами со стихами или сказками в прочитанном виде прежде, чем в виде мультфильмов или компьютерных игр.
Есть еще один аргумент в пользу того, что книги в большей степени соответствуют возрастным возможностям ребенка, чем телевизионная, видео и компьютерная информация. Чтение для ребенка в раннем детстве – это дополнительное общение с близким человеком. Слушать родной голос и чувствовать рядом знакомые теплые мамины руки - это не только блаженство для малыша, но и создание неистребимой внутренней уверенности в защищенности и собственной значительности. В суете постоянного цейтнота молодым родителям не всегда хватает времени, чтобы взрастить подобные ощущения в душе ребенка, а они жизненно необходимы для малыша, чтобы он вырос уверенным, успешным и счастливым. Ситуация совместного чтения не только способствует интеллектуальному развитию, не только прививает любовь к чтению, она формирует личность ребенка, позитивно развивая его природные задатки.
Сильнейший противовес экранной зависимости – природа. Разноцветные и разноформенные листочки, пение птиц, переливы воды или искры огня – сколько ярких объектов для любования и восхищения! Но для того, чтобы ребенок смог наслаждаться природой, его необходимо этому учить. И сделать это могут именно родители. Обратить внимание полугодовалового младенца на расцветшую яблоньку, дошкольника на караван прилетающих журавлей, младшего школьника на закат солнца над озером – так формируется любовное, вдохновляющее отношение к природе, как к мощному противовесу экранной зависимости. Да, на подобную раннюю профилактику необходимо время и душевные силы, но в дальнейшем затраченные родительские усилия оборачиваются развитым вниманием ребенка, доверительными отношениями в семье и спокойной радостной атмосферой в доме, а это того стоит!
Говоря о противовесах экранной зависимости, нельзя не упомянуть еще об одном, необыкновенно важном для развития ребенка противовесе. Это то, что подталкивает малыша, несмотря падения и неудачи, учиться ходить и ползать, залазить на стул и лестницы, осваивать велосипед и коньки. Стремление постоянно развиваться, преодолевать трудности, овладевать все новыми и новыми умениями заложено в каждом ребенке. Оно связано для малыша с неизъяснимым чувством радости преодоления собственной неумелости. Если же ребенок переключается на пассивное восприятие информации, как это происходит с помощью телевизора или компьютера, то постепенно угасает и стремление, и радость преодоления. С другой стороны неустанное стремление к развитию может стать мощным противовесом в конкуренции с экраном. Важно лишь, чтобы оно не угасало под мощным телевизионным или компьютерным натиском. Для этого родителям нужно учить своих малышей кидать мяч и прыгать на скакалке, ездить на велосипеде и плавать, катиться на коньках лыжах, играть в футбол и бадминтон, и т.д., и т.п. И тогда хоккейная клюшка, теннисная ракетка и прочие спортивные снаряды стану мощным средством профилактики экранной зависимости.
Родителям важно помнить, что всем своим общением с ребенком, начиная буквально с пеленок, им нужно доказывать, что реальный мир ярче, интереснее, весомее виртуального. Никого не согреет рука с телевизионного экрана, и никого не защитит компьютерный монстр.
Григорьева М.С. методист