Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации

28.11.2018

Опасности большого города

 

(что нужно знать родителям о молодежных субкультурах

 

 и как понять поведение  подрастающих детей)

 

 

 

Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации

 

 

 

Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику и актуальна в наше время. Каждому случалось идти по улице, ехать в метро или просто видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле.  Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

 

Категория «молодежная субкультура» в той или иной форме, всегда присутствовала в жизни человечества. Развитие человеческого рода невозможно без смены поколений. При этом старшие, заботясь о молодых и о себе, создают условия, которые в современном мире получили название «условия для социализации». Сегодня применительно к общественной практике мы говорим о молодежной политике. Таким образом, некорректно говорить о проблемах молодежи в отрыве от общей ситуации развития социальной системы, в которую включены все ее участники. Это всегда взаимоотношения «отцов» и «детей». Молодежную субкультуру нельзя рассматривать вне общего контекста социального, экономического, нравственного, социально-психологического уровней развития общества.

 

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость, незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов

 

Появление молодежной субкультуры на макроуровне обусловлено резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией. Речь идет о необходимом обязательном образовании. Обязательном не в том смысле, что оно навязывается молодому человеку обществом,  а  в том, что без такого образования этот молодой человек либо вообще не сможет жить в современном обществе, либо столкнется с очень большими трудностями в своей взрослой жизни.

 

Длительность получение образования, привыкание к состоянию и положению обучающегося оборачиваются у части молодых людей нежеланием взрослеть, а также попыткой выйти из естественного процесса социального взросления. Этому способствует и то, что порог социального детства (санкционированного обществом) смещается в сторону старших возрастных групп, а граница детства в биологическом смысле переживает противоположную эволюцию в результате биологической акселерации молодых людей.

 

Ускорение темпов жизни рождает чувство эфемерности как нового качества «скоротечности» повседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего. Если в прошлом идеалами были прочность и долговечность, то теперь господствует принцип «использовал - выбросил», причем этот принцип распространенность на отношение человека не  только к вещам, но и к людям, идеям, представлениям, понятиям и т.д.

 

         Молодежь, занимая промежуточное место между детьми и взрослыми, решает для себя проблему самоидентификации, выбора моделей поведения, ценностных иерархий, сценариев разрешения проблемных ситуаций. Но недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде. Ему приходится выбирать среди меняющихся ценностей и целей, число которых при этом неуклонно растет. Поиски человеком себя осложняются  изобилием выбора вариантов, динамизмом, новизной.

 

         На это накладывается еще и утрата семьей своих традиционных функций. Раньше господствовало единство семьи и рода, семья обеспечивала  ребенка и биологической и социокультурной составляющими его существования.  Подросток в семье не только «получал жизнь» как таковую, но и мог в полном объеме овладеть общественно необходимым поведением,  принятым в мире взрослых.  Благодаря социализирующей функции семьи переход из мира детства в мир взрослых  для подростка проходил плавно, был естественным и желанным. В последние десятилетия в обществе семейные структуры стали распадаться, и ориентация семьи перестала  быть достаточной для подростка. Появилась необходимость в новой ориентации, которая стала удовлетворяться за счет объединения подростков с ровесниками в гомогенные группы «подобных» или «равных» себе.  Часть социализирующих функций перешла в peer groups, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру.

 

         Здесь же следует отметить, что в тех случаях, когда молодой человек должен найти решение действительно важных проблем, роль семьи для  него по-прежнему велика. В дополнение к семье как институту социализации, появились другие инстанции, взявшие на себя и те функции, которые семья уже не выполняла. Сработал механизм самосохранения общества. А молодежная субкультура стала одним из проявлений этого механизма, поскольку позволила компенсировать молодым людям то, что им уже не в состоянии была предоставить родительская семья.

 

«Пробующее поведение» фактически вынужденная форма существования, которая влечет за собой много опасностей (алкоголь, наркотики, другие формы зависимости и т.п.), можно легко социально и нравственно прогореть. Прохождение кризиса идентичности либо способствует обретению «взрослой идентичности», либо вызывает задержки в развитии, то есть формируется так называемая «диффузная идентичность» (патология идентичности).

 

миру с  его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

 

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном  положении, «в  ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело, массовая культура – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

 

Все люди похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила, когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре, будь то «косуха» и «козаки» или джинсы и «хайратник».

 

Психологические механизмы и причины, лежащие в основе поведения молодых людей, неизменны, меняются лишь формы их проявления и возможности удовлетворения тех потребностей, которые сопровождают путь взросления. Знание их необходимо для создания и совершенствования способов управления процессом социализации молодого поколения, грамотной профилактики рисков и опасностей, которые неизбежны на этом пути.

 

Линия «эпатажа» присуща юношеству в силу его природы, так как молодые не хотят быть похожими на взрослых, им больше нравятся отличия (это уже психологическая закономерность), отсюда поведение, нарушающее общепринятые нормы. Человек выходит в мир, но еще не знает, как себя в нем вести. Можно попробовать многие роли.

 

         Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей в самовыражении, самоутверждении в обществе и невозможности их удовлетворения традиционным путем. Однако для того чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять  единообразиеопределенной разновидности молодежной субкультуры. Это единообразие является непременным условием самоутверждения в молодежной субкультуре. Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств.  Причем для молодого человека оказывается вполне достаточным достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослым путь навсегда закрыт.

 

         Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые  развлечения и способы провождения времени. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля за молодежью, существовали пионерская  организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

 

Большинство современных исследователей отечественных молодежных движений обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-90 г.г. Ситуация начала XXI в, когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно  изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в провинции гораздо меньше. Это, в известной мере, оправдано, так как субкультурная активность является характерной чертой молодежи больших городов. Наш город – не исключение.

 

 

 

Предпосылки возникновения молодежной субкультуры:

 

Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов.

 

         - отвержение принятых ранее регламентирующих  социальных нормативов, не удовлетворяющих более  ввиду объективно изменившихся условий (реакция эмансипации и негативизма);

 

         - попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

 

         - поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (реакция группировки).

 

         Практика показывает, что «субкультурные» группы пополняются за счет подростков из достаточно благополучных, состоятельных  и очень состоятельных семей. Когда с возмужавшим подростком обходятся как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень  скоро оказывается в неформальной организации (группе равных), где начинает отрабатывать социальную роль «не маменькиного сынка». В таком случае молодежная субкультура превращается для подростка  в игру, отсутствие которой у некоторых в молодости оборачивается  порой неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» (в положительном смысле этих понятий) во взрослом состоянии.

 

Другой вариант сбоя социализирующей функции семьи возникает во внешне благополучных семьях, в которых родители полностью заняты либо работой (зарабатыванием денег), либо собой, у них совсем не остается времени на собственного ребенка. в формальной группе (школе, кружки по интересам, спортивные секции), к которой принадлежит молодой человек.

 

 Какие ситуации в школе могут толкнуть подростка в неформальную группировку, к молодежной субкультуре?

 

Первая – нет контакта с учителем, вторая – проблемы с коллективом класса. Мы имеем дело с предвзятым отношение учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношениях к этому ученику одноклассников. Такое  отношение может быть заслуженным или незаслуженным, подросток может реагировать на такую ситуацию по-разному; одноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, и нейтральную.

 

Уйти в неформалы молодых людей побуждает внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры.  Почти каждый восьмой подросток пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества. У него меняется система ценностей и взгляд на мир.  Кто-то меняет субкультуру, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.  Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимает ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.  Подростки металлисты могут устраивать массовые  драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

 

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.

 

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями так естественные для данного возраста. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделиться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.  Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим о концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном  объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д. Социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «т.н. нормальные» подростки, а такие же, как они «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы.  Выбор конкретной неформальной группы  чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединиться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

 

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество.

 

 

 

Типология молодежной субкультуры

 

 

 

По принадлежности:

 

- ингруппы (разделяют определенные  чувства и мнения, почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни),

 

- аутогруппы (не мы, другие).

 

По взаимоотношениям:

 Хочу такой сайт

         - первичные (каждый член группы видит в другом индивида и личность), молодые люди интересуют друг друга как личности, общие интересы и чувства, полностью удовлетворяют потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов.

 

         - вторичные (контакты носят безличный, односторонний  характер). Группа всегда ориентирована на цель.

 

Существует множество стереотипов, говорящих о том, что субкультура – это обязательно плохо. Пример тому, что половина «неграмотных» людей в этом деле  считают, что неформалы являются сумасшедшими сектантами.

 

Согласно Н. Фрадкину молодежные субкультуры типологизируются следующим образом:

 

- просоцтальные, асоциальные, антисоциальные;

 

- группы принадлежности и референтные;

 

- большие и малые;

 

- постоянные и случайные;

 

- с демократическим и авторитарным подчинением;

 

- разновозрастные и одновозрастные;

 

- однополые и разнополые и т.д.

 

Направления молодежных субкультур

 

I.   Рэперы и хип-хоперы. Всем известные и знакомые люди. Они носят
широкую и свободную одежду, большинство увлекается баскетболом,
битбоксом и конечно написанием рэпа.

 

Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит к росту личности.

 

Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

 

II.   Готы. Этих людей узнать не составит никакого труда. Гот обязательно
одет в черные одежды и у него обязательно мраморно-белая кожа. Смысл
жизни готов - это сама готика - как угол восприятия жизни, а вовсе не культ
смерти. Готика - явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем
эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти - его там нет. Смерть - это
напоминание, повод стремиться к жизни.

 

Плюсы. Люди ищут вдохновение, а значит творческие люди. Увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота. Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология - идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.

 

III.   Скинхеды. Это неофашистские молодежные группировки закрытого
типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной
магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают
своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во
главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с
профашистскими взглядами.

 

Плюсы: Конечно, основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление, на мой взгляд, положительное.

 

Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы безпричинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому.

 

IV.  Растаманы (растафари). С их точки зрения, можно: любить людей,
курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о
растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном,
носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус,
рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи
с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры,
касаться мертвых, проповедовать недостойным.

 

Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось...»

 

Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

 

V. Ролевые игры, ролевики. Эти люди, которые любят играть по сценарию.
Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое
время, тоже самое как при съемках фильма, только без камер.

 

Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.

 

Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

 

VI.  Фрики. Люди, которые любят ярко и привлекающее одеваться и вести
себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату и различный пирсинг. Эти люди не
только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы,
писатели, композиторы. В общем, опять люди творческой натуры. Фрик-
культура - это культура смелых и абсолютно «отвязных» людей.

 

Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

 

Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом... И никто их не сможет остановить.

 

VII.   Металлисты, рокеры. Их внешней вид вызывающе агрессивный:
черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов,
крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая,
опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы,
заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой
молнией - «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с
изображением черепов или других черных магических символов
(пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще
всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25
лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда
могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.

 

Плюсы: Как правило люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для них это лишь всего время свободного препровождения.

 

Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах могут привести к авариям и прочим ситуациям связанных с алкоголем.

 

VIII.  Панки. Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят
черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует
неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны".
Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные
напитки, токсические вещества.

 

Плюсы: Со стороны их, как правило, не видно.

 

Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью

 

надругательства над личностью.

 

IX.    Эмо. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до
кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в
разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам.
У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких
хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды
прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида
может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице).
Их легко можно узнать по цветам в одежде: розовый и черный.

 

Плюсы: Если не считать их эмоциональность, то вполне мирный и тихий

 

народ. Не настроены враждебно и не хотят поработить мир.

 

Минусы:   Стремление   к   переживанию   ярких   и   чистых   эмоций   и   их

 

выражению   —   главное   правило   для   эмо-кидов.   Их   отличает:   жажда

 

самовыражения,   противостояние  несправедливости,   особенное,  чувствии-

 

тельное мироощущение. Следовательно, все это может привести к нервному

 

срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.

 

 

 Григорьева М.С. методист Центра

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».