Содержание 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы Актуальность программы Социальная значимость программы Адресат программы Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Принцип формирования учебных групп Режим занятий Общий объем, срок реализации общеразвивающей программы Уровень программы Формы обучения и виды занятий Формы подведения итогов реализации программы 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы Основные принципы реализации образовательной программы 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1 Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического) плана 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2 Условия реализации программы 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4. Список литературы 3 Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. 1. Основные характеристики образовательной программы 1.1. Пояснительная записка Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью человека. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Направленность программы Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире вальса» имеет художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире вальса» разработана в соответствии с основополагающими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»; Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества «Галактика». Актуальность программы обусловлена потребностью детей и их семей, выявленной с помощью опроса обучающихся старших классов и их родителей. Ежегодные традиционные выпускные вечера не проходят без исполнения вальса, популярность которого растет с каждым годом, поэтому в изучении именно этого материала прослеживается высокая заинтересованность у обучающихся раннего юношеского возраста. Данная программа ориентирована на работу с обучающимися, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. 4 Социальная значимость В процессе обучения каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности, почувствовать ситуацию успеха. Немаловажным является то, что у старшеклассников очень большая школьная и внешкольная нагрузка. Занятия танцами помогут обучающимся снять напряжение, а также зарядиться энергией для дальнейших занятий. Адресат программы Возраст и категория обучающихся Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире вальса» ориентирована на детей старшего школьного возраста от 14 до 18 лет. Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий Старший школьный возраст – 14 – 18 лет. В старшем возрасте огромное внимание уделяется внешности. Дети старшего возраста, в отличие от подростков, требуют от родителей не только формы взрослого обращения, но и действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего «суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций, права на оценку поведения и морального облика взрослых. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. У детей старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому. Принцип формирования учебных групп На обучение по программе могут быть зачислены все желающие, соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления является заявление от родителей/законных представителей, согласие на обработку персональных данных. Наполняемость группы - 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. Обучение проводится на русском языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное. 5 Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа Продолжительность 1 академического часа - 40 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха детей. Общий объем ОП по учебному плану - 60 часов. Срок реализации общеразвивающей программы определяется содержанием программы - 15 учебных недель в течение 4 календарных месяцев необходимых для ее освоения. Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Формы обучения Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Виды занятий учебное тренировочное занятие с группой; постановочное занятие; репетиционное занятие. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире вальса» предусматривает следующий вид контроля – текущий и итоговая аттестация. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; 6 ежедневное краткое подведение итогов; опрос; показательные выступления; участие в отчётном концерте. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для творческой самореализации старшеклассников. Задачи: обучающие: создать условия для развития чувства ритма и координации движений; развивать технические навыки в исполнении вальса; создать хореографическую постановку на основе выученных движений вальса для участия в концерте; развивающие: создать условия для развития творческих способностей средствами хореографии; воспитательные: формировать культуру межличностных отношений в коллективе, выработку навыков коллективной творческой деятельности; создать условия для раскрытия индивидуальных способностей детей в области хореографии. Основные принципы реализации краткосрочной программы: индивидуальный подход к каждому участнику; принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживание радости, чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью); принцип деятельности (дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности). 7 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебный (тематический) план № п/п Наименование тем Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. 1. 1 Игровая программа «Давайте познакомимся» 2. Основные движения вальса Постановочная и репетиционная 3. работа 4. Кол-во часов В Т П Формы аттестации/ контроля 1 педагогическое наблюдение 20 20 педагогическое наблюдение 30 30 творческая работа Концертная деятельность 8 8 просмотр видео своего выступления, анализ Итого: 60 2 1 1 59 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте познакомимся» Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по правилам безопасности. Практика. Игровая программа «Давайте познакомимся». Тема 2 Основные движения вальса Практика. Разучивание основных движений вальса Тема 3 Постановочная и репетиционная работа Практика. Подбор музыкального материала обучающимися (самостоятельная коллективная работа). Работа над комбинациями, связками между комбинациями. Постановка номера, отработка номера, работа над эмоциональной окраской. Тема 4 Концертная деятельность Практика. Выступление, просмотр видео своего выступления, анализ Требования к результаты освоения образовательной программы: предметные: будут развиты чувства ритма и координации движений; будут развиты технические навыки в исполнении вальса; будет создана хореографическая постановка на основе выученных движений вальса для участия в концерте; метапредметные: будут развиты творческие способности средствами хореографии; личностные: будет сформирована культура межличностных отношений в коллективе; будут выработаны навыки коллективной творческой деятельности; будут раскрыты индивидуальные способности детей в области хореографии. 8 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Окончание занятий 15 30 4 60 16 сентября 2024 г. 28 декабря 2024 г. 3.2 Условия реализации программы Материально–техническое обеспечение: материально - технические условия: танцевальный зал с зеркалами и хореографическими станками, фортепиано и достаточным дневным и вечерним освещением, соответствующий требованиям охраны труда, противопожарной безопасности, санитарным нормам, кабинет для педагогов со столом, стульями, шкафами, для хранения наглядного материала; кабинет-костюмерная; раздевалка; мультимедийное оборудование; материально-техническое оснащение занятий: комплекты костюмов для выступлений. Кадровое обеспечение в реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим педагогическим образованием любой квалификационной категории, владеющий знаниями в области хореографии, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе. Методическое обеспечение образовательного процесса. Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам: «Классический танец», «Современный танец»; видео балетов, спектаклей, постановок известных балетмейстеров. Информационно дидактические материалы: примерные конспекты занятий; 9 методические рекомендации по организации и проведению занятий по хореографии; методические пособия по предметам «Классический танец», «Современный танец». Методическое обеспечение программы Название раздела Основные движения вальса Постановочная и репетиционная работа Концертная деятельность Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Отдельный танцевальный зал с зеркалами, кабинеткостюмерная, мультимедийное оборудование, реквизит; презентации по темам программы, конспекты занятий Формы, методы, приемы обучения Педагогические технологии Формы занятий: групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная. Методы и приемы обучения: словесный, создание психологически благоприятной атмосферы; доброжелательность. Педагогические технологии: личностноориентированное обучение, КТД, коммуникативная, здоровьесберегающая Формы учебного занятия комбинированное репетиционное творческая мастерская 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире вальса» предусматривает следующие вид контроля - текущий. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле: педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий; ежедневное краткое подведение итогов; опрос; педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости. Из-за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается. 10 4. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога: 1. Пуртова Т.В. Танец в системе эстетического воспитания подрастающего поколения// Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2011. № 2 (22). С. 62-70. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии, Санкт-Петербург, 2005 - 156 стр.; Базарова, Н., Мей В. Азбука классического танца - Изд. «Искусство», Ленинград, Москва, 2003 - 235 стр. 3. Горшкова, Е.П. О музыкальном творчестве в танце – Дошкольное воспитание, 2006 -187 стр. 4. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2-е изд., испр. И доп. / Сост. Н.А. Александрова. – Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. – 624с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии). 5. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие/Пер. с нем. В. Штакенберга. – Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 128 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 6. Звездочкин В.А. Классический танец: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – Спб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 400 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии). 3. Нарская Т.Б. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Нарская. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 51 с. 4. Наскаев И.З. Специфика работы с детским самодеятельным хореографическим коллективом // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 10 ч. Тамбов, 2013. - Ч. 9. - С. 40-43. 5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.:Изд-во «ГИТИС», 2010 – 440 с., ил. 6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших», 2010 – 414 с., ил. пособие. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 264 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 7. Хореографический коллектив: от истоков - к становлению, от замысла - к творческому поиску: сб. материалов III Регион. заоч. науч.-практ. конф. (Минусинск, 15 апр. 2014 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации, 12 КГБОУ СПО "Краснояр. краевой колледж культуры и искусства»; [отв. ред. - И.Я. Винтер]. - Минусинск: ФГБОУ ВПО «Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2014. 147 с., [2] л. цв. ил., портр.: табл. 8. Цори А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 544 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии). 9. Шарова Н.И. Детский танец. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», Издательство «Лань», 2011. – 64 с. (+ вклейка, 8с.; +DVD). – (Мир культуры, истории и философии). Список литературы для детей: 1. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989. 2. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбукаклассика, 2005. 3. Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. 5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 1998. 6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 2010 Интернет ресурсы: 1. https://www.youtube.com/ 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. http://aneks.spb.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/khoreografiia-izdorovesberezhenie.html 13