Друзья дорожного движения полный скан

Содержание программы
1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Актуальность программы
Социальная значимость программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Новизна программы
Адресат программы
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Принципы формирования учебных групп
Режим занятий
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Уровень программы
1.2. Цель и задачи программы
Основные принципы реализации образовательной программы
Формы и методы организации образовательного процесса
Требования к результатам освоения образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план 1 год обучения
Содержание учебного плана 1 год обучения
Результаты реализации программы 1 год обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы

3
3
3
3
5
5
5
5
6
6
6
6
7
7
7
7
8
9
9
12
13
13
14
16
16
18
18
18
20
23

2

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Дорожно-транспортные происшествия происходят ежедневно. Причем,
несчастные случаи возникают не только на больших транспортных магистралях,
но и на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к
сожалению, участниками ДТП зачастую бывают наши дети.
Возможно, происходит это потому, что учащиеся не знают правил
дорожной безопасности или нарушают их, не представляя серьезных последствий
правонарушений.
Задача педагога дополнительного образования – донести правила и знания
до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного
движения в целях самосохранения.
Место программы в образовательном процессе: общеобразовательная
общеразвивающая программа «Друзья дорожного движения» является составной
частью социально-гуманитарной направленности образования детей в
учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«дорожного движения» по содержательной, тематической направленности
является социально–гуманитарной, по форме организации – объединение, по
функциональному предназначению - познавательной, по времени реализации
краткосрочной.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
3

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
4

бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Актуальность программы
Обучение по образовательной программе «Друзья дорожного движения»
направлено на формирование у детей культуры поведения на дороге, гражданской
ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Программа соответствует возрастным особенностям обучающихся,
вариативна и адаптируется под реальные возможности обучающихся в условиях
учреждения дополнительного образования.
Социальная значимость программы
Реализация теоретической части данной программы позволит обучающимся
получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки
безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а
также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть
программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил
дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного
травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся.
Программа «Друзья дорожного движения» направлена на реализацию лидерских
качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к
культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного
движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы «Друзья дорожного движения» от
уже существующих заключаются в том, что:
 ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и
проявляют свои индивидуальные способности;
 развиваются исследовательские и конструкторские навыки у
обучающихся;
 проводятся практические занятия по вождению велосипеда;
5

 дети принимают активное участие в различных конкурсах по
профилактике дорожно-транспортной безопасности;
 проводятся встречи с инспекторами ГИБДД.
Новизна программы
Несомненно, известны многочисленные случаи, когда связь между знанием
и умением отсутствует: ребенок знает правила дорожного движения, точно
воспроизводит их формулировки, однако не применяет их на практике. Новизна
программы заключается в том, что дети получают систематизированную
теоретическую информацию о безопасном поведении на улицах и приобретают
практические необходимые навыки поведения на дороге.
Для проведения занятий используются активные формы и методы.
Обучающимся представляется возможность принимать участие в конкурсах,
викторинах различного уровня. Деятельность отряда ЮИД по пропаганде ПДД
должна стать руководством к действию для оказания помощи изучения правил
дорожного движения во всех объединениях Центра через агитацию, пропаганду,
конкурсы, игры, соревнования для каждого обучающегося.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Друзья
дорожного движения» ориентирована на детей младшего школьного возраста 7-9
лет.
Характеристика возрастной категории
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концертировать свое внимание на чем-либо - основные характерные черты детей
7-9 лет. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории.
Основанием для зачисления является заявление от родителей / законных
представителей, согласие на обработку персональных данных.
Предельная наполняемость групп составляет 15 человек.
6

При наличии свободных мест возможен дополнительный прием
обучающихся на всех этапах обучения в течение учебного года.
Обучение проводится на русском языке.
Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств дистанционное.
Режим занятий
Занятия проводятся: 1 раз в неделю, 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа для обучающихся 7-9 лет 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут (для проветривания кабинета и
отдыха детей).
Общий объем ОП, продолжительность каждого года обучения
Программа реализуется в течение 1 года и рассчитана на 36 часов.
Срок
реализации
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы – 36 учебных недель в течение 9 календарных месяцев,
одного года, необходимых для ее освоения.
Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
которые допускают освоение знаний правил дорожного движения,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
1.2 Цель программы «Друзья дорожного движения»: создание условий для
формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на
улицах и дорогах.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие:
 научить основным правилам дорожного движения;
 обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по
безопасному поведению на улицах и дорогах;
 обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
 сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность;
развивающие:
 развивать мотивацию к безопасному поведению;
7

 развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
 развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
воспитательные:
 воспитывать сознательное отношение к выполнению правил
дорожного движения;
 воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях
дорожного движения.
Принципы программы.
 принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся;
 принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст
школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во
многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание
на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.;
 принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.
обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной
среде;
 принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.
С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых
качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности
дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения;
 принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная
инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения
нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия
ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих;
 принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Формы работы с родителями. Работа с родителями ведётся через
председателя родительского комитета объединения, а также через членов
8

родительского комитета, выбранных в каждой группе. Родители оказывают
помощь объединению при подготовке к различным мероприятиям.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и творческих
конкурсов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Ведущая форма организации занятий - групповая.
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий:
 комплексное занятие;
 игровое занятие;
 беседа;
 творческая мастерская;
 викторина;
 деловая игра;
 игра-путешествие;
 игра сюжетно-ролевая;
 игровая программа;
 практическое занятие;
 открытое занятие.
Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса,
подразделяются на:
 словесные;
 наглядные;
 практические;
 индуктивные, дедуктивные;
 репродуктивные;
 проблемно-поисковые.
Требования к результатам освоения образовательной программы:
личностными результатами изучения курса является
формирование следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;

9

 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
метапредметные:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
предметные:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
 задавать вопросы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы «Друзья дорожного
движения» направлены на сокращение количества ДТП с участием обучающихся,
повышение уровня теоретических знаний по ПДД, расширение знания
обучающихся об истории правил дорожного движения; повысить ответственность
детей за свое поведение на дороге.
Результаты реализации программы
Обучающиеся будут
знать:
 опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
 безопасные участки улиц и дорог в городе;
10

 типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
 опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением;
 места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
 название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей;
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
правила:
 перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
 перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
 перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов
и светофоров в зоне видимости;
 воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных
средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным
звуковым сигналом;
 движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
 движения группы детей в сопровождении взрослых;
 этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми;
 безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого
можно выезжать на улицы и дороги.
 перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
 перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями;
 перехода железной дороги.
уметь:
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости
пешеходных переходов);
 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при
посадке и высадке из общественного транспорта;
11

 ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий
и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
 не создавать помех движению транспорта;
 определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
 дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе,
выходе и в салоне общественного транспорта;
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
 переходить железнодорожные пути;
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В процессе обучения используются следующие методы диагностики:
творческие задания, педагогическое наблюдение, тестирование, беседы,
анкетирование и мониторинг достижений.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
 входящий контроль (сентябрь - октябрь);
 промежуточная аттестация (декабрь - январь);
 промежуточная аттестация (апрель - май, 1 год обучения).

12

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
№
п/п
1

2
3
4
5
6

Разделы
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.
Игровая программа «Давайте
знакомиться». Положение об отрядах
юных инспекторов движения
Знакомство с работой ГИБДД.
Исторические сведения о развитии ПДД
Изучение правил дорожного движения
Вождение велосипеда
Основы медицинских знаний
Агитационно-массовая работа

кол-во
академических
часов
В
Т
П

Формы
промежуточной
(итоговой) аттестации
педагогическое
наблюдение

2

1

1

6

2

4

38
8
6
12

16
5
3
0

тестирование
22
соревнование
3
тестирование
3
конкурс
12
Всего по программе: 72 часов

тестирование

13

Учебно-тематический план, 1 год обучения
№
п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Формы
аттестации/контроля

В

Т

П

Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая
программа «Давайте знакомиться». Положение
об отрядах юных инспекторов движения

2

1

1

педагогическое
наблюдение

2.

Знакомство с работой ГИБДД. Исторические
сведения о развитии ПДД

6

2

4

тестирование

2.1

Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная
дорога. Информация о дорожных знаках,
автотранспорте

2

1

1

опрос

2.2

История и развитие ПДД. История создания
первого светофора

2

1

1

педагогическое
наблюдение

2.3

Викторина по истории ПДД

2

0

2

практическое задание

3.

Изучение правил дорожного движения

38

16

22 тестирование

3.1

Оформление уголка по безопасности дорожного
движения

2

0

2

практическое задание

3.2

Обязанности пешеходов и пассажиров.
Составление схемы «Безопасный путь домой»

2

0

2

творческое задание

3.3

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.4

Назначение и роль дорожных знаков в
регулировании дорожного движения

2

1

1

творческое задание

3.5

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их
группы

2

1

1

творческое задание

3.6

Предупреждающие знаки

2

1

1

творческое задание

3.7

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

2

1

1

творческое задание

3.8

Изготовление макетов дорожных знаков

2

0

2

творческое задание

3.9

Предписывающие знаки. Знаки особых
предписаний

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.10 Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

2

1

1

творческое задание

3.11 Средства регулирования ДД. Транспортные
светофоры. Опознавательные знаки транспортных
средств

2

1

1

3.12 Дорожная разметка как способ регулирования
дорожного движения. Виды разметки

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.13 Светофорное регулирование движения транспорта
и пешеходов

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.14 Виды и сигналы светофоров

2

1

1

педагогическое

1.

творческое задание

14

наблюдение
2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.16 Расположение транспортных средств на проезжей
части

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.17 Перекрёстки и их виды. Проезд перекрёстков.
Правила перехода перекрёстка.

2

1

1

опрос

3.18 Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути

2

1

1

практическое задание

3.19 ДТП. Причины ДТП. Меры ответственности
пешеходов и водителей за нарушение ПДД

2

1

1

педагогическое
наблюдение

3.15

Сигналы регулировщика

4.

Вождение велосипеда

8

5

3

педагогическое
наблюдение

4.1

Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка

2

1

1

соревнование

4.2

Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой

2

2

0

педагогическое
наблюдение

4.3

Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода. Памятка «Юному велосипедисту»

4

2

2

практическое задание

5.

Основы медицинских знаний

6

3

3

тестирование

5.1

Основные требования при оказании ПМП при ДТП.
Аптечка автомобиля и её содержимое

2

1

1

практическое задание

5.2

Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.

4

2

2

практическое задание

6.

Агитационно-массовая работа

12

0

12 конкурс

6.1

Игровая программа «Зеленый огонек»

2

0

2

педагогическое
наблюдение

6.2

Игра-эстафета «Школа светофорных наук»

2

0

2

педагогическое
наблюдение

6.3

Беседа «На красный свет – дороги нет!»

2

0

2

педагогическое
наблюдение

6.4

Игровая программа «Пешеходы и водители»

2

0

2

педагогическое
наблюдение

6.5

Игровая программа «Учись по улицам ходить»

2

0

2

педагогическое
наблюдение

6.6

Игровая программа «Я пассажир»

2

0

2

творческое задание

ВСЕГО:

72

27

45

15

Содержание учебного плана, 1 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Игровая программа «Давайте
знакомиться». Положение об отрядах юных инспекторов движения
Теория (беседа): введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний
вид обучающихся. Дисциплина во время образовательного процесса.
Взаимоотношения «обучающиеся - педагог» и отношения между обучающимися в
коллективе. Инструктаж по правилам безопасности.
Практика: игровая программа «Давайте знакомиться» на знакомство и сплочение
детского коллектива.
2. Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД
Теория: работа ГИБДД. История развития ПДД.
Практика: творческие задания.
3. Изучение правил дорожного движения
Теория: общие положения. Обязанности водителя, пассажиров, пешеходов.
Практика: оформление стенда «Азбука дорожного движения».
4. Вождение велосипеда
Теория: общие положения ПДД при вождении на велосипеде.
Практика: создание памятки.
5. Основы медицинских знаний
Теория: основные требования оказания ПМП.
Практика: наложение повязок.
6. Агитационно-массовая работа
Практика: игровые программы
Результаты реализации программы по итогам первого года обучения
Обучающиеся будут знать:
 основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к
транспортным средствам;
 правила дорожного движения – нормативный документ;
 типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления
светофорами;
 группы знаков и их назначение;
 требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
 расположение транспортных средств на проезжей части;
 скорость движения;
 проезд перекрестков;
 обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
 первая медицинская помощь при переломах, кровотечении.
16

Обучающиеся будут уметь:
 ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и
принимать адекватные решения);
 управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований
безопасности движения;
 решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного
движения с применением макетов и без них;
 применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской
помощи;
 проводить игры, беседы с обучающимися, выступать с агитбригадой по
теме;
 выпускать памятки безопасности, стенгазеты.

17

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
36
2
72
15
21
16 сентября
30 декабря – 8 января
31 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с учебной доской, рабочими столами, стульями,
шкафом для хранения наглядного и раздаточного материала;
 мультимедийное оборудование (персональный компьютер или
ноутбук, проектор с экраном или телевизор).
Канцелярские принадлежности и индивидуальные рабочие тетради
приобретают родители / законные представители обучающегося.
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие
педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим образованием, любой квалификационной категории, владеющий
знаниями и навыками для проведения занятий по программе социальногуманитарной направленности.
Методические материалы:
 цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации по
темам: «Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога. Информация о
дорожных знаках, автотранспорте», «История и развитие ПДД. История создания
первого светофора», «Изучение правил дорожного движения».
 информационно-дидактические материалы: примерные конспекты
занятий, дидактические игры «Я пешеход», «Светофорик», «Внимание, дорога»,
«Транспорт», «На перекрестке».
 контрольные и проверочные пособия: материалы для проведения
входящего
контроля,
промежуточной
и
итоговой
аттестаций.
18

Методические материалы
№
п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал

1 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ.  отдельный кабинет с учебной доской, рабочими
Игровая программа «Давайте
столами, стульями, шкафом для хранения
1
знакомиться». Положение об отрядах
наглядного и раздаточного материала;
юных инспекторов движения
 мультимедийное оборудование (персональный
Знакомство с работой ГИБДД.
компьютер или ноутбук, проектор с экраном или
телевизор).
2 Исторические сведения о развитии
ПДД
 цифровые
образовательные
ресурсы:
Изучение правил дорожного
3
мультимедийные
презентации
по
темам:
«Что
такое
движения
улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога.
Вождение велосипеда
Информация о дорожных знаках, автотранспорте»,
4
«История и развитие ПДД. История создания
первого светофора», «Изучение правил дорожного
Основы медицинских знаний
5
движения».
Агитационно-массовая работа
 информационно-дидактические
материалы:
примерные конспекты занятий, дидактические игры
«Я пешеход», «Светофорик», «Внимание, дорога»,
«Транспорт», «На перекрестке».
6
 контрольные и проверочные пособия: материалы
для
проведения
входящего
контроля,
промежуточной и итоговой аттестаций.

Формы, методы, приемы
обучения, педагогические
технологии
формы обучения:
групповая
приемы и методы:
словесный; наглядный;
практический;
эмоциональный;
рефлексивный
пед. технологии:
развивающего обучения;
проблемного обучения;
игровые; информационнокоммуникативные;
здоровьесберегающие

Формы
учебного
занятия

комплексное

комплексное
комплексное
комплексное
комплексное

практическое

3.3 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых
результатов освоения Программы.
Формы аттестации
При
обучении
используются
следующие
формы
диагностики
прогнозируемых результатов:
 дорожные знаки – вопросы;
 медицина – билеты;
 знания устройства велосипеда – тестовая работа;
 соревнования;
 конкурсы;
 круглый стол;
 конкурсы рисунков;
 конкурсы стенгазет.
Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по
каждому
показанию.
Все
баллы
суммируются,
и
вычисляется
среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения
программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если
средний арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания
дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
2.Первая помощь (медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по
оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с
тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый
правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3.Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 - 2 ошибки
3 балла – оценка 3 - 3-4 ошибки
2 балла – оценка 2 - 5 и более ошибок
Аттестация обучающихся по общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программе «Юный инспектор дорожного движения» проводится
в течение учебного года:
 входящий контроль (первичная диагностика) – сентябрь - октябрь;
 текущая и промежуточная аттестация – в соответствие с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой – декабрь - январь;
 итоговая аттестация – по окончании 2 года обучения – апрель - май.

Второй
год обучения

Первый год
обучения

Ступень
обучения

Входящий
контроль

Промежуточная
аттестация

Промежуточная
аттестация

Наблюдение,
собеседование

Диагностические тесты.
Творческая деятельность
внутри объединения и
личностные изменения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Диагностические тесты.
Творческая
деятельность внутри
объединения и
личностные изменения.

Собеседование,
творческая
деятельность
внутри
объединения

Диагностические тесты.
Творческая и
самостоятельная
деятельность внутри
объединения.
Участие в мероприятиях
различных уровней

Итоговая аттестация

Итоговые
диагностические тесты.
Выполнение творческих
заданий и личностные
изменения.

Показатели образовательных результатов:
«Высокий уровень (оптимальный)»:
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, их полнота,
умение применять на практике и возможность переносить в другие условия;
 практический и теоретический материал усвоен на 80% - 100%.
«Достаточный уровень» (средний):
 освоение ключевых понятий, заложенных в программе, применение их
на практике и возможность переносить в другие условия вызывает затруднение;
21

практический и теоретический материал усвоен на 50 - 79%, носит
формальный, не систематизированный или неосознанный практический характер.
«Критический уровень» (низкий):
 слабое владение знаниями;
 несамостоятельность;
 практический и теоретический материал усвоен на менее чем 50%, носит
фрагментарный характер.


Оценочные материалы
На занятиях с детьми подросткового возраста используются следующие
методы оценивания: оценка обучающегося взрослым, взаимооценка, самооценка.
Оценивание происходит на разных этапах занятия. Оценивание проводится
словесно, при помощи пиктограмм, при помощи фишек, также используется такая
форма оценивания как «Журнал успеха».

22

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
11. Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика»;
23

12. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Центр детского
творчества «Галактика».
Список литературы для педагога:
1. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности
жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения //
Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.
Туполева. 2011. № 2.
2. Современные направления решения проблемы обеспечения безопасной
жизнедеятельности детей и подростков в транспортной среде. / А.М. Якупов /
Актуальные вопросы модернизации высшего педагогического образования в
области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения на основе ФГСО
нового поколения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции
/ Отв. ред. П.А. Кисляков. – Шуя: Издательство ФГПУ ВПО «ШГПУ», 2011.
3. Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для
родителей)- Центр пропаганды, 2006
4. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении
(пособие для учителя) - Волгоград: Учитель, 2007
5. Е.А. Гальцева. Изучение правил дорожного движения: сценарии
театрализованных занятий (пособие для учителя) - Волгоград: Учитель, 2007
6. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: пособие для учителя/
под ред. П.В.Ижевского.-М.: Просвещение, 2007
7. Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные
новости. Подмосковье, 2010
8. В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин и др. От велосипедиста до автомобиля.
Пособие для учителя и учащихся.- Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011
9. П. Громов. Правила дорожного движения 2021 на пальцах: просто,
понятно, легко запомнить. Для широкого круга читателей. «Издательство АСТ»,
2020

24

Интернет-ресурсы:
1.http://сказка.промобр.рф/wp-content/uploads/2019/05/Sbornikinformatsionno-metodicheskih-materialov-po-organizatsii-rabotyi-otryada-YUIDv-DOU.pdf
2.https://yuid.ru/materialy/
3.https://гибдд.рф/r/66
4. https://www.dddgazeta.ru/

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».